d9e5a92d

БУДДИЗМ И ДЗЕН-БУДДИЗМ

Буддизм возник на почве индуизма и многое унаследовал от него. Как и в индуизме, в нем отсутствует какая-либо организация и определенная доктрина. Является ли буддизм религией или философией это спорный вопрос. Основатель этого учения Будда, не считал свои мнения религией.

Он не признавал ни богов, ни доктрин, ни верований. В своем буддийском катехизисе один из основателей теософского движения Олькотт так определяет буддистское учение: Из всех религий он (Будда) один учит наивысшему благу без Бога, продолжению бытия без души, блаженству без неба, святости без Спасителя, искуплению одними собственными силами, без обрядов, молитв и покаяния, без помощи со стороны святых или духовенства; он учит, наконец, совершенству, осуществимому уже в земной жизни.

Если буддизм назовут атеизмом, то это будет совершенно верно, и последователи его не станут возражать против такого определения.
Все в буддизме его ритуалы и приемы, его философия и искусство имеет своей целью уничтожить иллюзию, будто человек существует. И не только человек, но и вообще все во Вселенной считается не имеющим определенного содержания, все иллюзия!

Поэтому положения в буддизме большей частью выражаются в негативных терминах. Буддизм это философия пессимизма .
История. Буддизм основал Сиддхартх Гаутама (563-483 гг. до Р. Хр.), сведения о котором полны легенд. Рассказывают, что он был богатым индусским принцем, которого с детства старались окружить только всем приятным и красивым.

Однако, когда в зрелом возрасте ему впервые удалось выйти из дворца и увидеть, как живут остальные, он был потрясен картинами крайней нищеты и страданий. Вскоре после этого он отказался от своих богатств, оставил жену и детей и стал нищим скитаться в поисках истины. В состоянии глубокой медитации, его озарила мысль, что жажда жизни является причиной всех людских страданий. Если убить в себе всякое желание, то и страдания прекратятся.

Поняв это, он остальные годы своей жизни посвятил разработке и проповеди своего учения. Как получившего озарение, его стали называть Буддой, что значит просвещенный.
Будда проповедовал против кастовой системы в своей стране и учил о равенстве всех людей перед Богом. Он поощрял милосердие и сострадательность.

Призывал всех стать монахами, потому что только монахи могут вести жизнь в лишениях, необходимых для просвещения. Всякая деятельность, привязывая человека к материальному, приносит ему страдания. Будда ничего не говорил о будущем существовании, потому что считал, что оно не имеет никакого отношения к действительности. Конечную цель существования он видел в нирване состоянии полного покоя, свободного от всяких мыслей, чувств и желаний.

Это состояние он именовал блаженством.
В 236 году до Р. Хр. совет из пятисот буддийских монахов собрал и записал устные предания об учении Будды. Так образовался сборник Типитака . Благодаря Ашоку (274-236 гг. до Р. Хр.) и его активной миссионерской работе буддизм стал быстро распространяться в Бирме, Цейлоне, Сирии, Египте и Македонии.

Однако после смерти Ашоки буддизм стал дробиться на секты.


Учение. Вопросы о Боге, о происхождении мира и человека и подобные чисто отвлеченные темы не привлекали внимание Будды.

Исходным пунктом его учения является анализ чисто практической проблемы: откуда страдания и как избавиться от них. В основу своего учения Будда положил четыре кардинальные истины: 1) страдания наполняют все стороны жизни от рождения человека до его смерти. 2) Причина страданий заключается в жажде жить и получать удовольствия. 3) Поэтому, чтобы освободиться от страданий, надо подавить в себе все желания.

4) Это достигается, следуя восьмимерному пути: правильное мировоззрение, правильная решимость, правильное слово, правильное дело, правильная жизнь, правильное стремление, правильное воспоминание и правильное самоуглубление.
Следуя восьмимерному пути, указанному Буддой, человек может миновать закон кармы и бесплодных циклов перевоплощения. Освободившись от всяких желаний, человек наконец погружается в блаженное состояние нирваны, т.е. угасает. Хотя основная идея буддизма предельно проста, правила пути крайне сложны и многочисленны, т.е. изучение их требует целой жизни.

Это обстоятельство делает буддизм самым сложным и парадоксальным учением мира.
Самообладание центральная тема буддизма. Всякое событие рассматривается как результат волнения, суеты или помраченности трансцендентного сознания Абсолютного начала. Это волнение есть нечто отрицательное и недолжное. Человек, познавший истину, что бытия не должно быть, ибо оно противоречит сущности абсолютного начала, вступает на путь к успокоению и к окончательному покою в нирване. Буддизм проповедует решительное неприятие мира.

Его идеал уничтожение личного бытия. В этом он противоположен христианству, в котором личность главное в человеке.
Все усилия буддийского мудреца направлены не к обнаружению положительных сторон бытия, не к обретению истины, а к разоблачению призрачности и обманчивости жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полумистической работе пробивается стремление к уменьшению интенсивности бытия и к его полному упразднению.

Здесь цель не рост духа, как в христианстве, а его угасание.
В буддизме добродетель рассматривается как нечто преходящее, которое на более высоких ступенях совершенства становится помехой: ведь все дела, совершенные в настоящей жизни, неизбежно влекут за собой новое перевоплощение. Дурные дела еще невыгоднее, потому что они увеличивают страдания при новом воплощении. В буддизме отсутствует понятие о грехопадении, равно как и проблема зла. Он учит, что зло должно существовать вместе с добром, как свет с тьмой, удовольствие со страданиями, потому что иначе порядок теряет значение без хаоса, как высшее невозможно без низшего, удовольствие без страдания.

Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением, находим мы в своде буддийской морали.
Отвергнув идею Творца и поняв мир, как зло, философия буддизма вносит зло в самый Абсолют, в котором зарождается непонятная суета, волнение, порождающие наш ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения. Вместо молитвы предлагается медитация, вместо общения с Богом мистическое озарение.
Разветвления буддизма
Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.
Махаянская (либеральная) ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы, статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств.

Тибетская форма махаянского буддизма самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс священников, лам, которые изучают и толкуют философскую сторону буддизма.

Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.
Теравадская (консервативная) ветвь распространилась на юге в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Тайланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, которые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком.

Нирвана цель существования. Главная добродетель мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию.

Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.
Кроме того, существует дзен-буддизм, или просто дзен, который является японской версией буддизма. В дзене логический анализ это табу. Научить другого чему-то считается невозможным, равно и как научиться от кого-нибудь. Каждый сам должен избавиться от предрассудков и от чужих мнений. Дзен отвергает все учения и религии; чудеса и сверхъестественные явления объявляет миражем и иллюзией.

Он учит, что реальность не имеет объективного содержания, существует лишь субъективное восприятие. Истины постигаются непосредственно, интуитивным путем, когда познаваемое и познающий сливаются в одно.
Писания могут быть полезными в начале, как поощрение к медитации. Просвещение хорошо, но оно не цель, потому что дзен настаивает, что у него нет цели.

Важно не будущее, а только то, что происходит сейчас. Дзен верит в непогрешимость человеческой интуиции.

Всякий авторитет отвергается. Для саморазвития дзен призывает к усиленным упражнениям в медитации (по несколько часов в день).
Медитируя, человек должен освободить свой ум от привязанности к земному и не думать ни о плохом, ни о хорошем. Важно сконцентрироваться на одной мысли и исчерпать полностью ее содержание. Все, что человек может познать, приходит к нему изнутри. Главное почувствовать себя органической частью Целого. В этот момент испытывается состояние спонтанного просвещения, что объявляется высшим блаженством.

На самом же деле галлюцинации и видения бесов это обычный результат медитации по рецептам дзена.
Доктрина дзена хаотична; она ничего не утверждает и ничего не отрицает, а лишь указывает путь. Подобно индуизму, дзен учит, что Бог и человек это одно. Поэтому всякий объект почитания исключается, равно как и священные писания, обряды и ритуалы. Не признает он ни праведности, ни греха, потому что считает их плодом субъективного восприятия.

Дзен полностью устремлен к человеку, к тому, чтобы он почувствовал себя хорошо, считая все происходящее вокруг неважным. Учение дзена импонирует тем, которые чувствуют отвращение к догматам и авторитетам.

Вероятно, именно этим он привлекает современных интеллектуалов, пресытившихся неперестающим потоком бездуховной информации. Количество буддистов достигает 300 миллионов, делая буддизм четвертой по численности религией.
Философия дзен-буддизма в 60-ых годах породила в США движение хиппи с его свободной любовью. Хотя в дзен-буддизме моральные требования довольно строги к начинающим, мастер дзен-буддизма свободен делать все.

Современный буддизм насыщен оккультизмом, колдовством и общением с духами.
Буддизм привлекает своей адогматичностью и тем, что он легко уживается с различными религиями. Эзотерический буддизм призывает своих адептов стать выше любви и ненависти, добра и зла. Для буддиста любовь так же опасна, как ненависть, потому что привязывает человека к вращающемуся колесу мироздания. Для него единственно достойное состояние отчужденность и безразличие.

На высших ступенях посвящения буддиста учат, что добра и зла как нравственных категорий вообще не существует, т.к. они относятся к бытию, желание которого буддист должен в себе подавить.
Христианство же, напротив, не смотрит на желания, как на зло. Ведь Сам Бог вложил в нас жажду творить, совершенствоваться, радоваться жизни. Беда та, что грех нарушил первоначальный баланс между физическими и душевными желаниями, и душа, которая должна была быть госпожой тела, стала его рабой. Перепуталась в нас и правильная градация ценностей, так что часто мы добиваемся того, что нам не нужно или даже вредно для нас, а пренебрегаем действительно ценными благами общением с Богом и внутренним миром.

Цель христианской веры помочь нам привести в порядок свои мысли и желания и направить все усилия к достижению вечной жизни.

ТЕОСОФИЯ

Теософия представляет собой сложную смесь различных оккультных учений, древних и более современных гностицизма, неоплатонизма, каббалы, средневекового мистицизма с примесью буддизма, пополненных измышлениями ее основательницы Еленой Блавацкой.
Хотя большинство тезисов этого фантастичного и запутанного учения так же стары, как и индуизм, заслугой Блавацкой, является то, что она сумела вызвать интерес к полузабытым оккультным идеям и преподнести их в форме, привлекающей людей с мистическим уклоном, жаждущим познать тайны бытия. Теософия манит высокопарными лозунгами: создать вселенское братство, объединяющее людей всех рас и самых различных мировоззрений, поощрять изучение религий, философских направлений и последних научных открытий, проникать в таинственные силы природы и паранормальные явления.
Несмотря на некоторую христианскую фразеологию, теософия насквозь пропитана пантеистическим мировоззрением. Все ее утверждения насчет развития духовности в человеке и соединения с божественным началом основываются на оккультной метафизике и придуманной психологии.

Ее этика отрицает абсолютность принципов добра и зла, свободу воли и вместе с индуизмом подчиняет своих последователей закону кармы. Она не имеет за собой никаких доказательств своим квази-научным заявлениям, а лишь голословные утверждения своих лидеров, насыщенных нездоровым мистицизмом, шарлатанством и чудоподобными фокусами.
Хотя численность теософских лож всегда была невелика, однако теософские идеи оказали сильное влияние на миропонимание высшего общества дореволюционной России, а ныне ее идеи прочно усвоены рядом оккультных обществ, в том числе и движением Новый век.
История. Основательница теософии Елена Петровна Блавацкая родилась в России в 1831 году в дворянской семье немецкого происхождения (Hahn).

Уже с детства она проявляла медиумические способности, которые расположили ее к увлечению спиритизмом. Ее брак со старым генералом Николаем Блавацким в возрасте 17 лет просуществовал всего лишь три месяца.
После развода Елена Петровна много путешествовала, посетила Индию и Тибет. Позже в своих теософских книгах она уверяла, что во время этих путешествий она входила в контакт с высшими бестелесными существами, mahatmas, которые открыли ей тайны бытия.

Среди этих бестелесных владык она особенно почитала одного, которого называла Владыкой (очевидно князя мира сего, Ин. 12:31).
В 1872 г. она прибыла в Нью-Йорк, где занялась спиритизмом. Здесь-то в 1875 г. совместно с колонелем Генрихом Олкоттом она основала свое теософское общество, существующее и по сей день. Три года спустя она снова посетила Индию, где в 1882 г. совместно с Олкоттом основала в Адиаре всемирный теософский центр.

Публично обличенная в шарлатанстве, она вынуждена была покинуть Индию и стала путешествовать по Европе, неутомимо распространяя свои оккультные идеи.
Наконец, Е. Блавацкая осела в Лондоне. Здесь в 1884 г. ее претензии на чудеса и чудесное получение записок от бестелесных владык были рассмотрены обществом Physical Research и найдены несостоятельными.

Общество публично обвинило ее в применении колдовских приемов, использовании гипноза и особенно в шарлатанстве. Ее авторитет был снова подорван. Тем не менее Блавацкая не унялась.

Она продолжала усиленно писать и распространять свои идеи. Более внимательное знакомство с ее сочинениями обнаруживает множество заимствований из более древней оккультной литературы, особенно из каббалы.

Среди трудов Блавацкой известны Тайная доктрина и The Voice of Silence. Известный писатель Всеволод Соловьев, близко знавший Блавацкую, обвинял ее в фокусничестве и мошенничестве (Современная жрица Изиды, Вс.

Соловьев).
Е. Блавацкая была невысокого роста, тучная, с глазами на выкате, отличалась взбалмошенным поведением. Рано отвернувшись от Православной веры, в которой ее крестили, она жгуче возненавидела христианство и все свои силы направила на то, чтобы христианские идеи заменить оккультными. Свой авторитет она опирала на совершаемые ею чудеса с материализацией предметов и на откровения бестелесных владык, которые якобы в подкидных записках открывали ей тайны бытия. В молодости она редактировала журнал под названием Люцифер, задачей которого считала реабилитацию падшего духа этой своей старой любви она оставалась верной всю жизнь. Она несколько раз выходила замуж, имела любовников и родила внебрачного ребенка.

Пошлости и ругательства легко срывались с ее языка, она буянила, беспрерывно курила и злоупотребляла наркотиками (гашишем). С психологической точки зрения она представляла собой сложный случай расщепления личности. При чтении ее биографии, на память приходят слова Христа: По плодам их узна ете их, сказанные по адресу лжепророков.

Н. В. Гоголь наверно назвал бы ее историческим человеком, потому что, где бы она ни появлялась, там непременно разыгрывалась какая-нибудь неприятная история. Умер этот гуру-женщина в 1891 г. в Лондоне.
После ее смерти колонель Олкотт продолжил руководство теософским обществом, и хотя оно пришло в упадок, Вильяму Джаджу (1851-1929 гг.) удалось несколько возродить его. После смерти Олкотта преданная ученица Блавацкой Annie Besant (1847-1933 гг.) возглавила теософское общество и содействовала разъяснению и закреплению многих идей Блавацкой.

Она же возглавила Эзотерическое отделение Теософского общества, деятельность которого сосредоточилась на колдовстве и спиритизме.
Хоть и немногочисленные, теософские ложи существуют и по сей день в разных городах Европы и Америки. Оккультные идеи Е. Блаватской содействовали отходу от Церкви русской интеллигенции дореволюционного времени, а также проникновению и распространению в России коммунизма. Сейчас многие идеи теософии подхвачены учением Новый век.

Теософскими идеями пропитана и Либеральная Католическая церковь.
Учение. По причине их чрезвычайной запутанности теософские тезисы очень трудно разбирать и опровергать по пунктам.

В сущности теософское учение построено на фантастических и голословных утверждениях, смелость и оригинальность которых ограничены лишь размахом фантазии пророков оккультных наук.
Подобно неоплатоникам и гностикам первых веков христианства, теософия учит, будто священные книги всех религий содержат в себе единое тайное учение, которое как бы красной чертой проходит через них. Необходимо лишь обнаружить это сокровенное учение, и тогда связь всех религий станет очевидной. Конечно, это утверждение голословно. Христианская Библия никакой сокровенной доктрины не содержит.

Напротив, все изложено в ней с максимальной ясностью так, чтобы и самые простые люди могли уразуметь слово Божие и правильно построить свою жизнь.
Подобно индуизму, теософия учит, что существует вездесущий, безграничный и неизменный Принцип (Абсолют, или мировая душа), который непостижим уму. Мир вечен и периодически проходит через цикловые фазы зарождения, развития и умирания, чтобы снова возникнуть в измененной форме. Души всех людей являются частью все наполняющей вселенской души.

Мир содержит большое количество богов, духов (devas), с сложной иерархией, основанной на цифровых каббалистических соотношениях.
Как и в индуизме, в теософии Бог имеет подчеркнуто абстрактный характер. Он безличен и совершенно пассивен в судьбах человечества.

Следуя древним гностикам, теософия приписывает божеству женственное начало, именуемое Софией (премудростью). Дополняя учение индуизма, теософия учит о дне и ночи Брахмана, согласно которому при входе (дне) Брахмана появляется вселенная, и маленькие частицы Брахмана, Я людей, облекаются в различные тела физические, астральные, ментальные и пр. Это есть жизнь. При выходе же Брахмана (ночь) все уничтожается, и человеческие Я снова в нем растворяются.

И так до бесконечности: появление и разрушение миров, вечно замкнутый круг. От бесконечной, непознаваемой Реальности эманируют божества, разные духи и души людей (гностические эоны). Мир и люди должны пройти через семь (?!) ступеней эволюции.

Нечего и говорить, насколько произвольны эти утверждения!
Теософия официально не ополчается против христианства, однако считает его низшей формой религиозного сознания. Как для низших ступеней вольных каменьщиков христианство допускается, а на высших требуется приобщение к истинной религии, так и в теософском обществе только тем, которые находятся на низшей ступени знания, разрешается ходить в церковь и придерживаться христианских обычаев.

Истина выше религии с пафосом утверждала Блавацкая. На религии она смотрела, как на пути, ведущие к единому центру.

Она поощряла изучение всех религий, установления контактов с ними и обогащение их опытом.
Теософия проходит мимо аскетики, заменяя ее умозрительной мистикой и самостоятельным исследованием религиозно-философских идей. Она внушает, что, узнав методы теософии, человек станет способным проникнуть в мистерии египетских жрецов, в тайны астрологов Халдеи и выпить до дна чашу мудрости всех веков.

Она сулит человеку сверхъестественные силы: ясновидение, телепатические связи, способность влиять на других и подчинять их своей воле.
Итак, теософия Блаватской представляет собой запутанную смесь оккультных учений, построенных на пантеистическом миропонимании. Отрицая высший Авторитет и все направляющую Волю, она все утверждения делает условными, а добродетель делом вкуса.

ЙОГА

Вместе с распространением индийско-оккультных идей все большую популярность на западе получает древнее изобретение индуизма йога. Поразительно то, что значительное число медиков отстаивают йогу как безопасный и эффективный метод для достижения физического и психического здоровья.
В самом широком смысле под йогой индуизм подразумевает образ деятельности, ведущий к слиянию с мировой душой. К этой цели ведут разные пути одни более быстрые и легкие, другие более продолжительные и трудные. Существует, например, Bhakti Yoga путь почитания божества, который является самым популярным в Индии.

Сюда входит постоянное повторение оккультного имени, мантры. Существует Karma Yoga путь служения, который привлекает людей, склонных к практической деятельности.

Существует Jnana Yoga путь познания, который побуждает искать руководства у гуру и изучать священные индусские письмена. Наконец, Raja Yoga путь созерцания включает в себя разные приемы медитации, в которых последователь должен научиться дисциплинировать свое тело и ум, чтобы достичь samadhi слияния с Абсолютом. В обычном же обиходе под йогой подразумеваются особые упражнения, состоящие в принятии определенной позы, регулирования дыхания и медитации. Предлагается методика развития ясновидения с открытием третьего глаза. Развиваемое ясновидение якобы открывает возможность видеть то, что происходит на расстоянии, а также события прошлого и будущего.

На определенном этапе своих упражнений ученик видит сияющее лицо некоего учителя, который становится его руководителем.
По мере того как человек преуспевает в упражнениях йоги, он достигает разных степеней раскрытия своих чувств. Например, по рецептам агни-йога (огненная йога Е. Рерих) на одном из этапов он достигает видения звезд духа, когда человек начинает видеть в пространстве световые вспышки в виде светящихся точек разного цвета, причем этого состояния можно достичь от одного чтения оккультных книг. Потом приходит очередь созерцания огней очищения центров, т.е. чакр, которые якобы воспринимают невидимый мир и через которые этот невидимый мир оказывает свое воздействие на человека.

На следующем этапе он начинает слышать голос своего невидимого учителя, который открывает ему оккультные тайны (Е. Блавацкая и Е. Рерих написали многие тома, продиктованные этими голосами).

На высшей ступени происходит проявление внешнего пламени, соединяющего сознание личности с сознанием пространственным. Этот этап обозначает полное раскрытие чувств к соединению с миром духов.

Индуизм в этом видит мистическое озарение.
Мантра-йога (метод кришнаитов, тибетского буддизма и трансцендентальной медитации) преследует цель непосредственного видения и общения с божеством мантры, а с этим блаженства, счастья и раскрытия сверхъестественных способностей.
Все виды йоги опасны, потому что они преждевременно и насильственно раскрывают в человеке еще зеленый бутон его духовного существа. Эти упражнения калечат тот центр духовной жизни человека, который Бог предназначил к развитию лишь в той жизни, когда он будет очищен от губительной заразы греха.

Наблюдая губительные последствия упражнений йогой, целый ряд крупных авторитетов предостерегает против них.
Так, например, Gopi Krishna замечает: Все системы йоги направлены к тому, чтобы произвести психофизические изменения в человеке, которые необходимы для преображения его сознания. Эти изменения достигаются определенными позами йоги и методами дыхания, пробуждающими в человеке оккультную энергию и психические силы, которые производят драматические перемены в его сознании, такие мощные, что большинство людей навсегда психически изменяются.



Содержание раздела