d9e5a92d

Short-Term Financial Facility


Это предложение стало главной темой для обсуждения на встрече министров финансов стран "большой семерки", а также на ежегодном совещании Промежуточного комитета МВФ (Interim Committee). Результаты были обобщены в коммюнике комитета в октябре 1998 г. Согласно коммюнике комитет одобрил дальнейшее расширение сферы его компетенции, определенной уставом МВФ, наряду с последним пересмотром размера квот МВФ (от 1.1.00 г.) и учреждением новых правил заимствований в целях проведения более эффективного чрезвычайного финансирования и оказания помощи странам, проводящим устойчивую валютную политику, в поддержании стабильности в условиях глобальных финансовых трудностей*. Дискуссия была продолжена в рамках МВФ, и в результате в апреле 1999 г. принимается решение об учреждении механизма Чрезвычайных Кредитных Линий.
Традиционно МВФ предоставлял финансовую помощь странам, уже испытывающим трудности, связанные, как правило, с регулированием движения краткосрочных капиталов. Однако в условиях, при которых финансовые потоки ограничены, урегулирование диспропорций внешнеторгового баланса, редко превышающих 5% ВВП, будет выступать в качестве меры разрешения кризисной ситуации. Данное положение отражено в правилах определения размера заимствований при предоставлении Фондом кредита стэнд-бай (stand-by) обычно до 100% квоты страны в уставном капитале в течение одного года с последующим увеличением максимум до 300% квоты.
Кризисы, связанные с диспропорциями по счету движения капиталов, носят более угрожающий характер. Когда Мексика столкнулась с кризисом баланса текущих операций в 1994 г., охватившим затем Таиланд и Индонезию в 1997 г., Фонд предоставил им намного больше стандартной 100%-ной квоты в год, используя оговорку "исключительные обстоятельства"*. В случае же с Кореей, столкнувшейся с дисбалансом финансовых операций, даже предоставление кредита стэнд-бай на сумму более 1900% ее квоты в декабре 1997 г. было недостаточным для купирования разразившегося кризиса**. Поэтому Фонд учредил резерв дополнительного кредитования (Supplemental Reserve Facility) предусматривающий предоставление безусловных кредитов, но по более высоким ставкам и на более короткий срок.

Позднее кредит Кореи был конвертирован в подобную кредитную линию, и этот инструмент использовался также Россией и Бразилией.
Главной же целью ЧКЛ является создание условий для преодоления кризисов, связанных скорее с долгосрочным движением капиталов, чем текущими операциями. Механизм предоставления ЧКЛ имеет следующие особенности.
Фонд предоставляет право доступа к ресурсам ЧКЛ только в случае соответствия страны-реципиента определенным критериям***:
а) в период предоставления ресурсов в рамках ЧКЛ страна не должна испытывать потребностей в финансировании со стороны Фонда, т.е. предполагается, что государство способно осуществлять свои среднесрочные платежи самостоятельно, основываясь на привлечении частного капитала, и имеет обоснованный план погашения внешнего долга;
б) совет директоров МВФ должен дать положительную оценку как перспективам экономического развития страны, так и ее достижениям во внедрении и применении международных финансовых стандартов. Анализ экономического состояния страны, несомненно, включает в себя оценку состояния платежного баланса, кредитного портфеля, а также финансового сектора страны в целом. В свою очередь процесс унификации правил и норм финансовой политики с международными стандартами оценивается по четырем основным стандартам****: Специальный стандарт распространения данных; Основные принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета; Кодекс надлежащей практики фискальной прозрачности; Кодекс надлежащей практики прозрачной валютной и фискальной политики;
в) страна должна иметь устойчивые отношения с частными кредиторами и принимать соответствующие меры по погашению ее внешнего долга в перечень таких мер могут входить: эффективные процедуры урегулирования задолженности; наличие действенного механизма банкротства, частных кредитных линий, положительно пересмотренных условий погашения государственных облигаций; секьюритизация долга с целью его новации. Для оценки степени внешней неустойчивости волатильности анализируются такие качественные характеристики как: природа режима валютного курса и степень переоцененности национальной валюты; размер, срок погашения и структура внешнего долга страны; нетто-международные резервы страны, нетто-валютная позиция в иностранных банках и их диверсификация;


г) страна должна предоставить совету директоров детализированную программу фискальной, валютной политики и регулирования платежного баланса, которые будут проводиться на протяжении всего срока предоставления ЧКЛ, а также поквартально.
Размер заимствований в рамках ЧКЛ варьируется в пределах от 300 до 500% квоты страны. При этом возврат кредита осуществляется в течение одного или полутора лет (совет директоров может увеличить срок на один год). За первый год должник выплачивает сумму в 300 базисных пунктов ставки по СДР или так называемой компенсационной ставки, т.е. средневзвешенной ставки по краткосрочным кредитным инструментам на внутренних рынках стран, чьи валюты входят в состав корзины СДР с 1.01.01 облигации казначейств США и Великобритании сроком погашения три месяца, трехмесячная ставка Euribor (ставка Европейского межбанковского рынка), облигации правительства Японии сроком погашения 13 недель*.

Затем каждые шесть месяцев надбавка возрастает на 50 базисных пунктов, в результате достигая 500 базисных пунктов.
Результатом многочисленных консультаций, проведенных с целью повышения адекватности ЧКЛ требованиям развития мировых финансов, стала серия поправок, принятых Исполнительным советом МВФ. Поскольку в связи с политикой уменьшения степени волатильности было бы разумнее взимать проценты со стран, удовлетворяющих требованиям международных стандартов, по более низкой ставке, совет принял решение о снижении платы за пользование средствами ЧКЛ до 150 базисных пунктов, доводя их в конечном итоге до 350, также как и размер комиссионных за обязательство при гарантировании ЧКЛ.
Таким образом, непременным условием предоставления ЧКЛ является проведение надежной финансовой политики в долгосрочном периоде, формальное же отсутствие контроля целевого использования средств ЧКЛ делает их более гибким инструментом регулирования международной валютной ликвидности страны-реципиента.

Вместе с тем, как показывает практика, реальное применение ЧКЛ оказалось сопряженным с многочисленными проблемами, возникающими еще на этапе согласования и принятия решения о предоставлении кредитных ресурсов.
Так, по-прежнему остается открытым вопрос об объеме золотовалютных резервов, необходимых государству для предотвращения кризиса, причиной которого могут стать спекулятивные атаки. По мнению Мориса Обстфилда, профессора Калифорнийского университета, стране следует иметь в наличии такое количество валюты, чтобы она была в состоянии полностью обеспечить выплаты по своим краткосрочным обязательствам*. Другие аналитики сходятся во мнении о необходимом объеме в размере двухмесячного импорта государства.
Недостатком ЧКЛ можно считать и неоднозначную, зачастую непредсказуемую реакцию участников рынка на информацию об обращении страны к МВФ с просьбой выделить подобную кредитную линию. С одной стороны, это может спровоцировать спекулятивные атаки на валюту государства-реципиента, с другой повысить степень доверия инвесторов и кредиторов к такой стране. Для предотвращения "кризисов доверия" представляется целесообразным разработать механизм обратной связи с рынком, при котором ЧКЛ стали бы гарантом повышения устойчивости национального рынка, позволяющим убедить инвесторов в целесообразности своих вложений даже в странах со слабой политикой.
В подтверждение сказанного следует отметить, что со времени инициации ЧКЛ в апреле 1999 г. ни одной стране не была выделена подобная кредитная линия. В декабре 2000 г. министр экономики Аргентины Доминго Кавальо объявил о начале официальных консультаций с МВФ о предоставлении ЧКЛ.
В настоящее время рассматривается вопрос предоставления ЧКЛ Мексике. Как отметил в своем интервью на брифинге в мае 2001 г. глава департамента внешних отношений МВФ Томас Даусон, МВФ не связывает отсрочку в предоставлении ЧКЛ с изменением макроэкономических показателей Мексики (в частности, снижением темпов роста до 3% вместо запланированных 3,5%)**. Однако существенных подвижек в процессе переговоров до сих пор не наблюдается.
То же самое касается и Аргентины: несмотря на то, что аналитики МВФ сами оценивают перспективы роста аргентинской экономики не выше 2,5% годовых, данные декларации о намерениях о росте в 2-2,5% ВВП стали одним из основных моментов, тормозящих процесс переговоров о выделении ЧКЛ***. В довершение в декабре пресс служба МВФ официально объявила о временной приостановке рассмотрения программы кредитования Аргентины и выплаты очередного транша в размере 1,3 млрд долл. Как заявил Томас Даусон, такое решение продиктовано ситуацией в аргентинской экономике 2001 г.и возникшей в связи с этим необходимостью доработки программы на 2002 г.****.
Еще более проблематичными стали переговоры о предоставлении ЧКЛ с правительством Турции в то время как экономика страны демонстрировала явные признаки финансового кризиса, оговоренные кредитные средства все еще оставались предметом переговорного процесса. Лишь в ноябре Исполнительный совет директоров МВФ окончательно одобрил предоставление Турции транша в 3,1 млрд долл. как части 19 млрд кредита по линии стэнд-бай, в то время как потребность Турции в дополнительной внешней финансовой поддержке на 2001-2002 гг. оценивается экспертами МВФ в 10 млрд долл.*.
В этой связи представляется целесообразным отметить, что правила фактической выдачи средств по ЧКЛ Фонда предполагают весьма длительную процедуру, которая, с одной стороны, естественно, необходима для повышения адекватности использования средств ЧКЛ, с другой усложняет и затягивает зачисление средств на счета страны-реципиента, что в условиях быстро разрастающегося кризиса попросту лишает всякого смысла главное предназначение ЧКЛ предупреждение кризисов.
Как считают аналитики МВФ, одной из причин недостаточного интереса стран к ЧКЛ является тот факт, что контагиация явление непостоянное, периодически возникающее вместе с кризисами. Поэтому улучшение макроэкономических показателей стран с развивающимися рынками создает благоприятные условия для повышения степени ликвидности их экономик и тем самым снижает интерес к ЧКЛ. Однако при этом следует принимать во внимание фактор циклического развития мировой экономики.
Кроме того, существует вероятность, что МВФ не предоставит средства, если становится очевидным ухудшение политики страны-реципиента со времени принятия решения о выдаче кредита и фактического списания средств. Одно из решений данной проблемы заключено в особенностях механизма выделения ЧКЛ санкционированный доступ к ресурсам носит лишь формальный характер, важен факт реального списания средств.
Все это порождает необходимость доработки механизма кредитования как в теоретико-методологическом плане, так и с точки зрения практических аспектов его использования.
Главная ценность ЧКЛ заключена в их экономической природе целью является снижение неустойчивости экономической среды и повышение доверия инвесторов к рынку. Как отметил первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стенли Фишер, совершенно очевидно, что в современном мире ЧКЛ смогут играть значительную роль в защите экономик от финансовой контагиации через стимулирование устойчивой политики, направленной на снижение масштабов и интенсивности последствий контагиации**.



* Н.Г. Хмелевская является обладателем «Стипендии Президента РФ для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, достигших выдающихся успехов в учебе и научных исследованиях».
** Dornbusch R, Park С., Claessens S. Contagion: How It Spreads How It Can Be Stopped? Washington, D.C.: World Bank. January 18, 2000. Р. 5.
* По данным Всемирного банка, 2000.
* Fischer S. Strengthening Crisis Prevention: The Role of Contingent Credit Lines. IMF, Mexico City. November 15, 2000. Р. 1.
* Communiquй. Interim Committee. Washington, D.C.: IMF.

October 4, 1998. Р. 1.
* Short-Term Financial Facility (EBS/94/193). Washington, D.C.: IMF. November, 2000. Р. 3.
** Ibidem.
*** IMF Tightens Defenses Against Financial Contagion by Establishing Contingent Credit Lines. Press Release No. 99/14.

Washington, D.C.: IMF. April 25, 1999. Р. 2-3.
**** Ibid., p. 4.
* IMF Completes Review of SDR Valuation/Press Release No. 00/55. Washington D.C.: IMF.

October 12, 2000.
* Jeanne O. Obstfeld Reflects on Currency Crises, Exchange Rate Regimes and Early Warning Systems. IMF Survey. Vol. 30. No.

23. Washington D.C.: IMF. December 10, 2001.

P. 397.
** Transcript of Press Briefing by Thomas Dawson / Director of External Relations Department. Washington, D.C.: IMF. May 10, 2001. P. 1.
*** Ibidem.
**** IMF Survey. Vol. 30. No.

23. Washington D.C.: IMF. December 10, 2001.

P. 386.
* News Brief No. 01/121. Washington D.C.: IMF.

November 28, 2001.
** Reducing Vulnerabilities: The Role of Contingent Credit Lines. Remarks by Stanley Fisher/First Deputy Managing Director of IMF. Washington, D.C.: IMF.

April 25, 2001. Р.  7.



Содержание раздела