d9e5a92d

- Принципы правового регулирования предпринимательства


2.2. Принципы правового регулирования предпринимательства

Правовое регулирование - основная форма реализации функций права. В этой связи понятия принципы правового регулирования, принципы права и правовые принципы по сути являются синонимами.

Правовыми принципами признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского принцип означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.

Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий.

Так, Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг писал: Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории1.

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает роль, значение, содержание и функционирование этих принципов.

Принципы права могут быть как закреплены в конкретных нормах, так и выводиться логически из их совокупности. Для правового регулирования предпринимательской деятельности можно выделить следующие основные принципы.

Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта предпринимательской деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме, с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной рыночной информации; свободу от принудительной и неправомерной хозяйственной деятельности как в силу влияния других субъектов предпринимательства, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и

должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и, наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей).

В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование деятельности и сертификация товаров, работ и услуг).

Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих законов - Конституции РФ и ГК РФ - позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности производителей, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов.

При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов хозяйствующих субъектов с публичными интересами государства и общества.

Принцип единого экономического пространства. В соответствии со статьями 8 и 74 Конституции РФ на всей территории Российской Федерации провозглашено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.



Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные, ни региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе. Данный принцип актуален прежде всего в сфере реализации продукции хозяйствующих субъектов в различных сбытовых системах.

Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их зашиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закладывает основы имущественного правопорядка. В Российской Федерации признаются и

защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с этим принципом не могут устанавливаться какие-либо преференции или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности; законодательство предусматривает одинаковые для всех субъектов предпринимательства правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существовавший ранее приоритет в защите государственной собственности.

Согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст. 16, 235 ГК РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статьи 235, 237-243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст.

282, 285, 293 ГК РФ устанавливают исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за преступление или иное правонарушение. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Споры о возмещении убытков также разрешаются судом.

Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию рынка. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих начал правового регулирования предпринимательства и вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как важнейшего регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, распространение регулирующего воздействия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию конкурентного законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других субъектов предпринимательской деятельности на отечественных рынках.

Симптоматично, что в п. 1 ст. 1 ГК РФ закреплены равенство участников предпринимательской деятельности и другие положения, направленные на поддержание свободной конкуренции.

Данный принцип развивается и конкретизируется в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках1, а также в Федеральном законе от 23 июня 1999 г. 117-ФЗ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг2. Соблюдение этого начала является непременным условием эффективного развития рыночной системы хозяйствования и осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Принцип свободы предпринимательского договора. Особое место в ряду основополагающих начал правового регулирования предпринимательской деятельности занимает принцип свободы договора, который необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Предпринимательский договор могут заключить любые лица, осуществляющие данную деятельность и удовлетворяющие требованиям правосубъектности. Субъекты предпринимательства свободны в выборе контрагента по договору.

Хозяйствующие субъекты также свободны в заключении предпринимательского договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ или другим законом (в частности, обязанность коммерческой организации в публичном договоре - ст. 426) или добровольно принята на себя в обязательстве (например, в предварительном договоре - ст.

429).

Стороны имеют право выбрать любой предусмотренный в законе вид договоров или заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в том числе договор, представляющий синтез-конструкцию, сформированную из элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами (например, договор на проведение маркетинговых исследований).

Кроме того, в соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны, по общему правилу, определяют условия договора в дискреционном порядке.

Принцип приоритета запросов и прав потребителей. Данный принцип базируется на ключевом постулате маркетинга - производить то, что продается, а не продавать то, что производится, а также на законодательстве о защите прав потребителей.

Современная предпринимательская деятельность ставит производство товаров в зависимость от нужд потребителей. Деятельность субъектов предпринимательства должна осуществляться в соответствии с Законом о защите прав потребителей, который призван регулировать отношения, возникающие между потребителями и

изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, связанными с защитой прав потребителей.
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 20. - С. 34.
1Ведомости РФ. - 1991. - 16. - Ст. 499.
2СЗ РФ. - 1999. - 26. - Ст. 3174.



Содержание раздела