d9e5a92d

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.


Фонд накопления используется на НИР, проектные, конструкторские и т.п. работы, освоение новых технологий и выпуск новой продукции, техническое перевооружение и реконструкцию, погашение долгосрочных ссуд, прирост оборотных средств, на природоохранные мероприятия, на учредительские взносы.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды.


3.9. Государственные финансы и их характеристика 3.9.1 Государственный бюджет, его сущность

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств.
Его основное назначение создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
ГБ характеризуется следующими чертами:


  1. носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

  2. Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.


Основные функции бюджета:


  1. перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

  3. финансовое обеспечение финансовой политики;

  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.


3.9.2 Бюджетное устройство

Бюджетное устройство это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура (см. схему Финансовой системы РФ) включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в БУ- бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие доходы средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету. Например, в 1996 г. 90% подоходного налога с физических лиц передавалось в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 25% НДС в бюджеты субъектов РФ; около 63% налога на прибыль предприятий в бюджеты субъектов РФ (22+13=25%).
Дотации средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.
Запросы органов представительной власти предоставляются до 15 августа. Текущие и инвестиционные субвенции из республиканского бюджета включаются в бюджеты соответствующих республик, краев, областей, округов и т.д.
Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретному проекту не может превышать 80% капвложений, направляемых на реализацию этого проекта.
Субвенции г.Москве предназначены для возмещению дополнительных расходов и потерь городского бюджета, связанных с выполнением городом функций столицы.


Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС, в 1995г. 27% НДС, в 1996 г. 15% от общего размера налоговых доходов за исключением подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин.
На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется 100 % плановых расходов регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В 1996г. трансферты предоставлялись 60 регионам из 89.
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия.

Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:


  1. классификацию доходов бюджетов РФ;

  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

  3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

  4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

  5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

  6. классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ;

  7. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

  8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.


3.9.3. Бюджетный процесс (БП).

Бюджетный процесс это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.
Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года).


  1. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.

  2. В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.


Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.


  1. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.

  2. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:



  1. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;

  2. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

  3. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;

  4. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

  5. основные направления бюджетной и налоговой политики;

  6. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

  7. федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;

  8. федеральная инвестиционная программа;

  9. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

  10. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год .





Содержание раздела