d9e5a92d

- Правоотношения в механизме правового регулирования


2.5. Правоотношения в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности

В процессе предпринимательской деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые

нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, призваны регулировать эти отношения. Предпринимательские правоотношения следует рассматривать как волевые урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения в сфере предпринимательства. Они возникают между хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на субъекты рынка, например антимонопольного органа на хозяйствующий субъект, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующихся юридических прав и обязанностей.

Предпринимательская деятельность связана с отношениями, лежащими в лоне экономического базиса общества, что обусловливает специфику их правового регулирования, которая в свою очередь отражается на предпринимательских правоотношениях. Эта специфика состоит в том, что предпринимательское правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества.

В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные предпринимательские правоотношения, их можно дифференцировать на две большие группы: правоотношения внешней и внутренней среды предприятия.

К правоотношениям, возникающим в сфере внешней среды, следует, в частности, отнести предпринимательские правоотношения предприятия с потребителями, с другими фирмами, поставщиками, посредниками, а также с государственными органами. Внутренними являются организационные правоотношения, в частности, связанные с построением системы маркетинга на предприятии, организацией и управлением предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта.

Указанные группы отличаются как своим содержанием, так и характером регулирующих их нормативных актов, методами регулирования. Так, если внешние отношения предприятия регулируются главным образом нормативными правовыми актами, принятыми компетентными органами государственной власти, то отношения, возникающие во внутренней среде предприятия, в основном актами внутрихозяйственных органов управления: уставом, положениями о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии, стандартами предприятий, должностными инструкциями, приказами высшего руководства, направленными на регулирование предпринимательской деятельности, и т.д.

Характеризуя предпринимательские правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:

1)наличие специального субъекта - участника предпринимательской деятельности;

2)наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести маркетинговую информацию и маркетинговые исследования, имидж организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере политики, культуры, искусства, науки, спорта и т.д.), а также товарную политику, маркетинговые коммуникации, ценообразование и сбыт;

3)опосредованность через предпринимательские правоотношения экономической политики (ценовой, товарной и т.д.) государства, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях, а также отсутствие воли участников в определении форм правоотношений и правил их реализации;

4)особенность порядка и способов защиты прав предпринимателей, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты предпринимательских правоотношений преимущественно используют судебную защиту, а в качестве правовых гарантий реализации предпринимательских правоотношений применяютсяглавным образом меры имущественной ответственности, например взыскание неустойки, уплата штрафа, возмещение убытков;

5)тесная связь предпринимательских правоотношений с требованиями социально-этического маркетинга (социальными нормами и правилами профессиональной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).



Специфика взаимодействия субъекта предпринимательской деятельности с другими ее участниками обусловливает необходимость единого регулирования как по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальные отношения складываются вне какого-либо власте-подчинения. Это прежде всего сбыт товаров в процессе предпринимательской деятельности. Предпринимательские правоотношения существуют и в сфере государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Такие отношения возникают по вертикали на уровне макросреды между государством и субъектами предпринимательской деятельности (например, между органом по сертификации и предприятием-производителем).

Однако надо сказать, что в условиях рыночной экономики руководящая деятельность государства в форме директивного управления сведена к минимуму; во главу угла поставлены регулирующая, координирующая, контролирующая и стимулирующая функции государства.

Для того чтобы глубже понять категорию предпринимательского правоотношения, необходимо его проанализировать не только как

единое целое, но и как структуру, состоящую из трех необходимых элементов - субъектов, объекта и содержания маркетингового правоотношения - и имеющую, что характерно для каждой отрасли права, свою специфику.

Субъектами предпринимательских правоотношений являются носители предусмотренных законодательством о предпринимательской деятельности прав и обязанностей. Субъекты предпринимательских правовых отношений весьма многообразны. Это российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.

Кроме того, в регулируемых предпринимательским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектный состав предпринимательских правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:

1)потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие продукцию для личного потребления;

2)производители (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию для реализации);

3)посредники (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д.);

4)маркетинговые фирмы, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении определенных маркетинговых функций;

5)средства массовой информации (информационные агентства, редакции газет, журналов и т.д.);

6)предпринимательские союзы и ассоциации (например, Ассоциация распространителей финансово-экономической информации);

7)органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, МАП России, Госстандарт России).

Под объектом предпринимательского правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существуют субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов предпринимательских правоотношений к их объектам можно отнести следующие категории.

Материальные блага, участвующие в предпринимательском обороте, в частности товары индивидуального потребления и производственного назначения.

Нематериальные блага, связанные с предпринимательством, например деловая репутация (имидж) хозяйствующего субъекта, фирменное наименование организации, товарные знаки и знаки обслуживания и т.д.

Действия субъектов предпринимательской деятельности, например разного рода работы и услуги и их результаты. Объектами

предпринимательских правоотношений являются действия как физические (к примеру, перемещение грузов воздушным транспортом по договору перевозки груза), так и юридические (к примеру, заключение сделок купли-продажи от имени доверителя на основании договора поручения, оформляющего канал сбыта продукции предприятия).

Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу предпринимательства, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), например прогнозы и сценарии развития рынка, проекты, технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения. Характерной особенностью результатов интеллектуального творчества является то, что в качестве объекта предпринимательских правоотношений они выступают лишь тогда, когда имеют определенную объективированную форму выражения. Так, творческий замысел, идея объектами правовой охраны не являются, а следовательно, объектом предпринимательских правоотношений быть не могут.

Рыночные исследования и маркетинговая информация, включающая, например, статистические данные, отражающие динамику изменения параметров маркетинговой среды; сведения, составляющие коммерческую тайну организации. Вместе с тем необходимо отметить, что объектом правовой охраны является не всякая информация, а только та, которая в соответствии со ст. 139 ГК РФ обладает следующими тремя атрибутами: эти сведения неизвестны третьим лицам, к ним нет доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для обеспечения ее конфиденциальности.

Способности и имидж личности как объект предпринимательских правоотношений также могут представлять своего рода товар. Речь в данном случае идет о выдающихся личностях и коллективах в таких сферах, как культура и искусство, наука, образование, медицина, спорт (например, сделки совершаются в отношении эстрадных и спортивных звезд).



Содержание раздела