d9e5a92d

О банках и банковской деятельности


  • Федеральным законом законом О банках и банковской деятельности (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. 17-ФЗ)8 и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)9;

  • Законом РФ от 27 ноября 1992 г. 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. 157-ФЗ)10;

  • Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации11;

  • Федеральным законом от 13 октября 1995 г. 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности12 и т.д.


  • Естественно, нормы, регулирующие предпринимательство, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании предпринимательской деятельности.

    В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих предпринимательские отношения, в частности, находятся:

    • Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. 221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)1, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. 239 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)2, которые регулируют ценообразование;

    • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. 553, Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 10254, Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 10365, регулирующие сферу сбыта;

    • Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995 г. 1476, связанный с регулированием продвижения, а также конкурентных отношений и многие другие.



    Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих предпринимательство, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов можно упомянуть Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. 41-ПП7.

    В сфере предпринимательской деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Например, режим коммерческой тайны в организации может регламентироваться локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне.

    Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные

    документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, например, положения о службе маркетинга и других подразделениях компаний, а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование предпринимательской деятельности.

    Одним из важнейших направлений локального регулирования становится нормативное обеспечение маркетинговой деятельности на уровне предприятия. Так, в Акционерном московском обществе Завод имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) принят Стандарт предприятия, действие которого распространяется на подразделения головного завода и дочерние предприятия АМО ЗИЛ.

    Данный документ устанавливает основные принципы управления производством посредством активного использования маркетинга как основной составляющей научно-производственного и сбытового процессов.

    Перечислим некоторые рекомендации, необходимые для формирования данного документа.

    Стандарт предприятия должен содержать следующие начальные положения.

    1.Область применения, в которой следует очертить сферу действия документа, его мотивировку.



    2.Нормативные ссылки, где следует указать перечень нормативных документов, конкретизирующих соответствующие отсылочные нормы Стандарта предприятия.

    3.Понятийный аппарат, используемый в Стандарте с соответствующими дефинициями, раскрывающими применяемые маркетинговые термины в целях избежания неясностей и превратных толкований положений рассматриваемого документа.

    4.В качестве общих положений необходимо охарактеризовать сущность, цели и функции маркетинга.

    Немаловажными являются вопросы комплексного изучения рынка: сбор маркетинговой информации, анализ рынка и прогноз рынка (предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен), которые следует урегулировать в соответствующей статье.

    Неотъемлемым компонентом Стандарта должна быть регламентация разработки рыночной стратегии, определяющая стратегию роста и политику в области качества и включающая вопросы планирования маркетинга.

    В целом Стандарт предприятия способствует ориентации предпринимательской деятельности на маркетинг как комплексную систему организации производства и сбыта товаров на фирменном уровне, направленную на возможно более полное удовлетворение

    потребностей спроса конкретных потребителей, максимизацию прибыли и расширение рыночной доли предприятия на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки и реализации стратегии и тактики поведения на рынке, в основе которых - активное воздействие на потребительский спрос.

    Кроме нормативных актов к рассматриваемым источникам следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.

    Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом предпринимательстве, в сфере морских перевозок (см., например, ст.

    134-135 Кодекса торгового мореплавания РФ1).

    Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками, регулирующими предпринимательство, служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, в многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Международные договоры могут быть как двусторонними, например о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонними, например Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.)2, Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.)3. В качестве примеров источников международного

    частного права, регулирующих предпринимательство, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)1, Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 1990 г.2


    Российское законодательство о предпринимательской деятельности восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов обычно применяются к предпринимательским отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц. Они определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем они подчас применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного предпринимательства при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками.

    По общему правилу, международные договоры Российской Федерации применяются к предпринимательским правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст.

    15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также отметить, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

    Вопрос о возможности признания источником права судебной и арбитражной практики длительное время считался дискуссионным. В понятие судебной и арбитражной практики включаются решения и определения нижнего эшелона судебной системы - судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебная практика глубоко взаимодействует с юридической наукой и законодательством о предпринимательской деятельности. Она не только воспринимает концепции, идеи, вырабатываемые доктриной, но и

    сама сталкивается с необходимостью обобщений, аналитического осмысления накапливаемых материалов. Это воплощается в руководящих разъяснениях высших органов судебной системы. Но при всем своем значении ни судебные прецеденты, ни постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права; они представляют собой не что иное, как средство достижения единообразного толкования, понимания и применения источников, регулирующих предпринимательскую деятельность.

    Итак, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Предпринимательский кодекс. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно излагающего законодательную базу, поддерживается учеными-экономистами и практическими работниками в предпринимательской сфере.

    Современное отечественное законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательских отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права, применяя его положения с учетом наших национальных особенностей.
    1См., например: предисловие д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова к кн.: Алексеев С.В.

    Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003; предисловие заместителя начальника Экономического управления Президента РФ, к.э.н. Д.Ю. Николо-горского к кн.Алексеева С.В.

    Маркетинговое право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003.
    1СЗ РФ. - 1997. - 11. - Ст. 1372.
    1СЗ РФ. - 1996. - 3. - Ст. 140.
    2СЗ РФ. - 2002. - 52 (Часть I). - Ст. 5140.
    3Ведомости РФ. - 1992. - 42. - Ст. 2322.
    4СЗ РФ. - 2003. - 13. - Ст. 1177.
    5СЗ РФ. - 1995. - 34. - Ст. 3426.
    6СЗ РФ. - 1995. - 8. - Ст. 609.
    1Ведомости РФ. - 1992. - 7. - Ст. 300.
    2Ведомости РФ. - 1993. - 32. - Ст. 1242.
    3Ведомости РФ. - 1992. - 42. - Ст. 2325.
    4Ведомости РФ. - 1992. - 42. - Ст. 2319.
    5СЗ РФ. - 1995. - 30. - Ст. 2864.
    6СЗ РФ. - 1996. - 17. - Ст. 1918.
    7Ведомости РФ. - 1992. - 18. - Ст. 961.
    8СЗ РФ. - 1996. - 6. - Ст. 492.
    9СЗ РФ. - 2002. - 28. - Ст. 2790.
    10СЗ РФ. - 1998. - 1. - Ст. 4.
    11СЗ РФ. - 1996. - 49. - Ст. 5491.
    12СЗ РФ. - 1995. - 42. - Ст. 3923.
    1СЗ РФ. - 1995. - 10. - Ст. 859.
    2СЗ РФ. - 1995. - no ц. - Ст. 997.
    3СЗ РФ. - 1998. - 4. - Ст. 482.
    4СЗ РФ. - 1997. - 34. - Ст. 3979.
    5СЗ РФ. - 1997. - 34. - Ст. 3980.
    6Российские вести. - 1995. - 10.
    7Вестник мэрии Москвы. - 2002. - 5.
    1СЗ РФ. - 1999. - 18. - Ст. 2207.
    2СЗ РФ. - 1996. - 20. - Ст. 2323.
    3Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Вестник ВАС РФ). - 1996. - 2.
    1Вестник ВАС РФ. - 1994. - 1.
    2Материалы Международной торговой палаты (Библиотека юриста-международника). - М.: Издательство Внешнеэкономического Центра Совинтерюр, 1992.



    Содержание раздела