d9e5a92d

Мероприятия по исполнению ФБ.


Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета

Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов основному оперативному плану распределения доходоврасходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов ежедневно, а высшие органы государственной власти ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:


  1. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

  2. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

  3. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

  4. организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;

  5. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

  6. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

  7. организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.


На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета :


  1. доведение объема бюджетных ассигнований;

  2. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства;

  3. объем фактически заключенных соглашений;

  4. сумма счетов, предъявленных к оплате;

  5. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.


Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ


Виды расходов
1996
1997 1998

%
%
%
Государственное управление
1,6


Международная деятельность
6,4


Национальная оборона
18,4


Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
8,1


Фундаментальные исследования и содействие НТП
2,8


Промышленность, энергетика, строительство
11,4


Сельское хозяйство
3,3


Охрана окружающей среды
0,5


Образование
3,6


Культура и искусство, средства массовой информации
1,2


Здравоохранение и физическая культура
1,7


Социальная политика
3,0


Обслуживание государственного долга
13,4


Финансовая помощь субъектам РФ
12.6


В том числе



Федеральный фонд финансовой поддержки регионов
9,0


Прочие расходы
5,8


Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда)
6,2


Общая сумма расходов, млрд.руб
435750
100%


<

p>

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:


  1. целевой характер использования бюджетных средств;

  2. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов;

  3. безвозвратность бюджетных ассигнований.


Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д.

3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ


Виды доходов
1996
1997

%
%
%
Налоговые доходы всего
в том числе:
81


НДС
37


Акцизы
13


Ввозимые таможенные пошлины
4


Вывозимые таможенные пошлины
6


лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции
1


налог на прибыль предприятий и организаций
16


подоходный налог с физических лиц
1


платежи за пользование природными ресурсами
2


отчисления на воспроизводство материально-технической базы
1


Налоговые доходы
в том числе
19


Доходы целевых бюджетных фондов
9


Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности
10


Итого расходов, млрд.руб.
347200
100%




3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г.

3,85% ВВП. В 1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:


  1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

  2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

  3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.


При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:


  1. Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.

  2. Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.

  3. Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).

  4. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.



3.10. Государственный кредит 3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали МоскваСанкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:


  1. По субъектам заемных отношений различают:



  1. займы, размещаемые центральными органами управления;

  2. займы, размещаемы территориальными органами управления.


2.



Содержание раздела