d9e5a92d

Источники негосударственной маркетинговой информации



Госкомстатом России регулярно издаются также следующие журналы, с помощью которых можно всесторонне анализировать рыночную конъюнктуру.

Ежеквартальный журнал Статистическое обозрение (издается с 1994 г.) - содержит серию таблиц и цветных графиков, дающих развернутую картину макроэкономической ситуации в России, складывающейся в течение года, на основе ежемесячных и квартальных показателей. В разделе Тематические материалы отражаются данные текущей статистики, итоги специальных обследований, учетов и переписей Госкомстата России с использованием материалов других министерств и организаций.

Ежемесячный научно-информационный журнал Вопросы статистики (до 1993 г. - Вестник статистики) - выходит на русском и английском языках. В нем публикуются статьи видных отечественных экономистов, известных и начинающих ученых, специалистов-практиков. Публикуются статистические и аналитические материалы, характеризующие социально-экономическое положение, деловую активность в России и странах СНГ, основные показатели развития зарубежных государств.

В журнале даются рекомендации и консультации для работников сферы учета и статистики, содержится информация о научной и практической деятельности Госкомстата России, его Научно-методологического совета, подведомственных организаций, территориальных статистических органов.

Статистическая информация о работе отдельных отраслей промышленности, например агропромышленного комплекса, публикуется Госкомстатом России, а также отраслевыми органами исполнительной власти. Однако уменьшение их численности, приобретение ими межотраслевого статуса не способствует развитию этого источника маркетинговой информации.

В настоящее время приходится констатировать, что в России нет ни одного государственного органа, учреждения или фирмы, располагающих полной структурированной информацией о ведущих российских производителях товаров и услуг. В определенном объеме такие данные имеются в учреждениях системы Госкомстата России, Государственном таможенном комитете Российской Федерации (ГТК России), Министерстве имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), а также в инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), однако большинству субъектов предпринимательства они недоступны.

Немаловажным государственным источником маркетинговой информации являются сборники нормативных актов, судебных решений. В их ряду Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник Мэрии Москвы и другие юридические издания.

К источникам негосударственной маркетинговой информации относят периодические и непериодические издания, а также коммерческие исследовательские организации.

Многочисленные периодические печатные издания деловой ориентации содержат вторичную маркетинговую информацию, например о текущей деятельности промышленных и торговых предприятий, о проводимых выставках и ярмарках, о новых научно-исследовательских и конструкторских разработках, о товарных знаках и т.д.

Важнейшая международная информация ежегодно публикуется в американском журнале Fortune в виде сводных таблиц по 500 американским и 500 неамериканским компаниям. Журнал проводит ранжирование компаний по объемам продаж с указанием их принадлежности к отрасли производства и стране. Приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых на фирмах. Многочисленные газеты на экономической полосе публикуют выдержки из годовых отчетов компаний, а нередко и сведения о выпуске отдельных видов продукции, инвестициях, о покупке акций других компаний, слияниях и поглощениях компаний, состоянии заказов, об экспортных операциях и т.д.

Большое значение имеет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам и газетам о деятельности крупных национальных компаний.

Среди российских изданий экономической ориентации большую роль играют выпуски Информационного агентства Интерфакс и его дочерних компаний. В их числе Интерфакс - Бизнес Обозрение, Интерфакс - Новости Компаний и Рынков, Интерфакс - Инвестиционный Вестник, Интерфакс - Банки и Финансы, Интерфакс - Долговой Рынок, Интерфакс - Деловой Вестник Азии и Кавказа, Интерфакс - Евразия Бизнес, Интерфакс - Статистическое Обозрение, Интерфакс-Украина - Бизнес Панорама, Интерфакс - Сельское Хозяйство и Продовольствие, Интерфакс - Электроника и Связь, Интерфакс - Новости Черной Металлургии Европы и СНГ, Интерфакс - Нефть и Газ и др.



Следует также назвать газеты Экономика и жизнь, Финансовая газета, издания КоммерсантЪ и Финансовые известия, известные журналы Эксперт, Бизнес, ЭКО, а также издания чисто маркетинговой специализации: Маркетинг в России и за рубежом, Маркетинг, Спрос, Рекламный мир, Маркетинг и маркетинговые исследования в России, Практический маркетинг. Немаловажное значение для маркетинговых исследований имеют также различные профессиональные информационно-аналитические бюллетени, к примеру Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ) Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института.

Регулярными источниками маркетинговой информации служат так называемые фирменные справочники, представляющие собой систематизированные сведения об истории отдельных фирм, их производственной базе, результатах производственной и торговой деятельности, составе правления и совета директоров (наблюдательного

совета), о профессиональных связях руководителей предприятий, их почтовом и электронном адресах. Они также позволяют выяснить, какие предприятия производят, продают или покупают ту или иную продукцию, и, кроме того, получить обзор развития экономики конкретной страны, планы экономического развития, сведения об организационно-правовой системе государственного управления и др. Эти сведения поступают в справочники исключительно из опубликованных материалов и содержат только ту информацию, которую сами предприятия считают нужным довести до сведения широкой общественности.

Справочники издаются ежегодно, как правило, частными специализированными издательствами, ассоциациями и союзами промышленников и предпринимателей, торговыми палатами во всех высокоразвитых странах.

Исходя из характера и объема публикуемой информации справочники по фирмам как международные, так и национальные можно разбить на следующие виды.

Товарофирменные справочники - содержат перечень всех или подавляющего числа компаний, относящихся к различным отраслям одной страны (национальные) или широкого круга стран (международные). По каждому товару в алфавитном порядке перечисляются компании, занимающиеся его производством или торговлей. Сведения представлены в лаконичной форме: название компании, адрес, характер деятельности.

Начиная производство или экспорт той или иной продукции, с помощью такого справочника можно узнать практически всех конкурентов, в частности по отдельным регионам и городам.

Одним из наиболее известных международных товарофирмен-ных справочников является Kompass, издаваемый в большинстве стран Западной Европы. В справочнике приводятся сведения о компаниях, занятых в промышленности, торговле, финансах и других отраслях экономики. В первом томе справочника дан общий алфавитный указатель товаров на четырех языках с указанием номера раздела (отрасли). Информация классифицирована по отдельным отраслям и представлена в виде таблиц, где по горизонтальной оси размещены названия (номера) отдельных товаров, а по вертикальной - названия и адреса компаний.

В таблицах отражено, занимается ли компания производством или продажей данного товара; наглядно представлен весь ассортимент товаров, которыми она занимается. Во втором томе справочника содержатся более подробные сведения о компаниях: адрес, размер акционерного капитала, имена руководящих лиц, данные об обороте компании, число занятых и др.

Известным российским товарофирменным справочником является издание Независимые производители товаров и услуг,

которое публикуется ежегодно и охватывает 183 сектора экономики. По каждой компании приводятся следующие сведения: полное наименование, адресные данные, год создания, форма собственности, количество филиалов и дочерних компаний, количество счетов, объем экспорта и импорта, основные виды деятельности с указанием товаров и услуг.

Справочники по акционерным обществам дают наиболее полное представление о компаниях, функционирующих в организационно-правовой форме акционерных обществ. На основе публикуемых акционерными обществами балансов, отчетов о прибылях и убытках, годовых отчетов справочники этого вида приводят наиболее подробную информацию о различных компаниях. Публикуемые в них сведения кроме общих данных о компании включают также сведения о номенклатуре выпускаемой продукции, объеме производства, оборотах по продаже продукции, размерах капиталовложений.

В некоторых справочниках подобного типа существуют приложения, где приводятся сведения об участии руководителей компаний в других организациях и занимаемом ими там положении.



Содержание раздела