d9e5a92d

Фонд дополнительного кредитования


3) Фонд дополни тельного кредитования или фонд Виттевеена-по имени директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты с транам, ис пытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд.

СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стр ан-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Креди ты из этого фонда получили 26 стран:
4) Фонд расширенного доступа к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в 19811992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Ис точником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран.

В связи с увеличением кво т стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фон д структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам , испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет.

Лимит кредитов до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;
6) Расширенный фонд структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд.

СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты.

Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки правопреемник предыдущего. Объем нового фонда 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.

СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам , испытывающим потребность в кредитах. Одновременно , оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.




Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию , добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений “семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации , согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Литература:
1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" - под ред Красавиной Л.Н. / 1994
2. Internetional Monetary Fund. Vol.26/september 1997



Содержание раздела