d9e5a92d

Договор на оказание информационных услуг.



При заключении договора на выполнение маркетинговых исследований должны быть соблюдены требования закона к форме договоров, закрепленные в главах 9 (Сделки) и 28 (Заключение договора) ГК РФ. Исходя из специфики анализируемого договора, необходимости согласования перечня и объема работ, а также сроков их выполнения договор на выполнение маркетинговых исследований следует заключать в простой письменной форме путем составления документа, содержащего основные условия договора, и приложений к нему: задания заказчика, программы работ, содержащей разбивку исследований на этапы с указанием сроков выполнения отдельных работ.

Заканчивая изложение вопроса об особенностях специфической договорной модели, оформляющей проведение маркетинговых исследований, сформулируем основные выводы относительно его квалификации.

Этот договор содержит определенные элементы договора подряда, поскольку речь, в частности, идет о работах, выполняемых исполнителем в ходе маркетинговых исследований по заданию заказчика, результаты которых имеют особый предмет - маркетинговую информацию (нематериальный объект), зафиксированную на материальном носителе и представляемую заказчику в форме документированного отчета.

Такая специфика результатов работ, а также применение научных методов и приемов в ходе маркетинговых исследований роднит рассматриваемый договор с договором на выполнение НИР.

Упомянутые результаты работ охватываются понятием интеллектуальная собственность, ибо предметом взаимоотношений сторон является коммерческая информация, охраняемая сторонами в режиме коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ).

Общей направленностью договора является внедрение полученных результатов в предпринимательскую практику заказчика и получение на основе этого реального экономического эффекта. Между тем необходимо иметь в виду, что заказчик получает право на использование полученной информации, однако успех от ее применения исполнителем не гарантируется. Независимо от внедрения заказчиком результатов маркетинговых исследований последние представляют для него одобренную им полезную деятельность.

Принесет ли ему использование ее результатов экономический эффект в коммерческой деятельности или нет - к обязательствам по договору на проведение маркетинговых исследований отношения не имеет.

Договор на проведение маркетинговых исследований содержит также элементы договора о возмездном оказании услуг, ибо речь идет в том числе и об информационном обслуживании заказчика.

Все сказанное позволяет сделать общий вывод, что договор на выполнение маркетинговых исследований имеет многогранную правовую природу и является особым видом договоров. Объектами правового регулирования здесь являются как работы и услуги, так и коммерческая информация, охраняемая на правах коммерческой тайны.

2. Договор на оказание информационных услуг. В широком понимании информация - это сведения об окружающем мире и происходящих в нем процессах либо данные, осведомляющие о положении дел, которые воспринимаются человеком непосредственно или с помощью технических устройств.

Информация овеществляется на всех стадиях общественного производства и составляет нулевой цикл по отношению к любому производимому продукту, выполняемой работе и оказываемой услуге.

В сфере оказания информационных услуг отношения сторон возникают вокруг сбора или создания, преобразования, распространения и потребления информации, в частности, для формирования информационных ресурсов организации в виде различных массивов документов (данных), в том числе маркетинговых информационных систем, создания на основе полученных информационных ресурсов информационных продуктов, которые необходимы для производственно-хозяйственной деятельности предприятия, реализации товаров (работ, услуг).

В качестве потребителей маркетинговой информации выступают различные участники предпринимательских отношений (продавец, покупатель, посредник и др.), которые заключают с субъектами, владеющими информацией, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Такое обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации и т.п.



Стороны могут заключать договоры о пользовании автоматизированными информационными системами, банками данных, компьютерными сетями. Отдельно могут быть оговорены условия передачи информации на материальных носителях и консультационные услуги. Обязанностями исполнителя, осуществляющего информационное обслуживание, могут быть: ежемесячное предоставление анализа состояния рынка ссудных капиталов; предоставление реквизитов и балансовых показателей банков, выступающих гарантами в международной купле-продаже; анализ состояния корпоративных ценных бумаг предприятий-конкурентов на биржах страны; предоставление нормативных документов, выпущенных Банком России и Правительством РФ; обеспечение текстами проектов законов, обсуждаемых в Государственной Думе и Совете Федерации, и т.д. При этом

сторонам следует руководствоваться положениями гл. 39 ГК РФ, регулирующими возмездное оказание услуг.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Деятельность по оказанию информационных услуг может не оставлять материального результата (например, консультационные услуги маркетинговой фирмы, услуги образовательных организаций по преподаванию маркетинга и хозяйственного права и т.п.), другие имеют материальный результат (например, услуги по созданию базы данных по тем или иным параметрам предпринимательской деятельности). Более того, в рамках одного вида услуг осуществление деятельности или действий может частично иметь материальный результат, а частично не иметь. Так, российское информационное агентство Рейтинговое Агентство Интерфакс оказывает информационные услуги по присвоению краткосрочных и (или) долгосрочных кредитных рейтингов хозяйствующим субъектам, публикации их в пресс-релизах и формированию кредитно-рейтинговых отчетов, содержащих таблицы, отражающие и обосновывающие конкретные параметры данного предприятия, предприятий-конкурентов (уставный капитал, баланс, прибыль и т.д.), а также в течение действия договора осуществляет мониторинг и корректировку присвоенных кредитных рейтингов.

Однако всем информационным услугам присущ один общий признак -- результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения (применительно к приведенным примерам - процесс сбора маркетинговой информации и т.п.) и составляющих вместе с результатом единое целое. Поэтому при оказании услуги продается не столько сам результат, сколько приведшие к нему действия.

Сторонами договора возмездного оказания информационных услуг являются исполнитель и заказчик. Поскольку ГК РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении участников данного договора, в их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Иногда договоры по оказанию информационных услуг заключаются путем присоединения заказчика к договору, условия которого определены исполнителем в разработанных им формулярах или в иных стандартных формах. Такие договоры в соответствии с ГК РФ признаются договорами присоединения и на них распространяются правила ст. 428 ГК РФ, направленные на обеспечение прав заказчика, обычно предоставляемых по договорам подобного вида.

Статья 780 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила, предусмотренного ст. 313 ГК РФ, о возможности возложения должником исполнения обязательства на третье лицо. Договор о возмездном оказании услуг должен выполняться исполнителем лично, если иное не предусмотрено договором.

Стоимость информационных услуг и расчеты за них согласовываются сторонами с учетом договорных цен и порядка, установленного в ГК РФ. Причем, в отличие от договоров подрядного типа, которые по общему правилу предусматривают оплату работ после их сдачи заказчику, оплата оказанной услуги согласно ст. 781 ГК РФ проводится в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

Кроме того, в отличие от договоров подряда, для которых статьями 705 и 741 ГК РФ устанавливаются правила о распределении между сторонами рисков гибели или повреждения результата работы, для услуг предусмотрены последствия невозможности исполнения договора, так как в отношении действий или деятельности, являющихся его предметом, речь может идти о риске невозможности их исполнения, а не о гибели.

Пункт 2 статьи 781 ГК РФ определяет порядок оплаты услуг в случае, когда в невозможности исполнения обязательства виноват заказчик. При этом обстоятельства, при которых заказчик признается виновным, закреплены п. 1 ст. 401 ГК РФ.

В указанном случае заказчик должен полностью оплатить услуги.

В свою очередь п. 3 ст. 781 ГК РФ определяет порядок оплаты услуги, если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни исполнитель, ни заказчик не отвечают. В данном случае заказчик должен возместить исполнителю только фактически произведенные им расходы в ходе исполнения обязательства об оказании услуг.

Иные правила расчетов при возникшей невозможности исполнения услуги могут предусматриваться законом или договором возмездного оказания услуг.



Содержание раздела