d9e5a92d

Банковская информация



Во-первых, необходимо рассматривать возможность обмена указанной информацией внутри банковской системы, скажем, между разными банками по поводу кредитоспособности клиента. В этом плане в российском банковском сообществе обсуждался вопрос о создании центра или иного организационного межбанковского образования, который бы специализировался на сборе, обработке и предоставлении сведений о непогашенных банковских кредитах, о неплатежеспособных клиентах банков и т.д. Однако эти идеи блокировались правовым режимом банковской тайны, тем самым возникала вроде бы неразрешимая ситуация. На самом деле опыт зарубежных стран в указанной сфере показывает, что данная ситуация не является неразрешимой.

К примеру, свидетельством тому являются публикации французских правоведов, которые, ссылаясь на наличие профессиональной тайны, режим которой охватывает всех участников банковской системы, указывают на вполне обоснованное существование при Банке Франции центральной службы рисков, картотеки неоплаченных чеков и картотеки отказов от уплаты. Такие картотеки создаются в силу прямого указания закона самими банками, которые располагают средствами обработки информации, гарантируя ее точность и конфиденциальность. Вместе с тем за этими картотеками осуществляется контроль, являющийся функцией Комиссией по свободе компьютерной информации.

Информация, включенная в картотеку, доступна только профессионалам1.

Во-вторых, исследование круга субъектов, имеющих право получать банковскую информацию, предполагает выход за пределы банковской и профессиональной системы и предоставление отдельным

субъектам права получать банковскую информацию о состоянии дел клиентов банка без их согласия. В этой связи в п. 2 ст. 857 ГК РФ говорится, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 26 Закона о банках называет исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на получение информации, составляющей банковскую тайну, без согласия клиентов применительно к двум группам клиентов банка:


  • применительно к физическим лицам правом на получение банковской информации обладают в основном два субъекта - суды по делам, находящимся в их производстве (это могут быть уголовные и гражданские дела, равно как и дела об особом производстве); органы предварительного расследования по делам, находящимся в их производстве, и с санкции прокурора. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном в кредитной организации завещательном распоряжении, а также нотариальным конторам - по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям;

  • в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица справки по их операциям и счетам предоставляются большему кругу субъектов: судам и арбитражным судам (судьям); Счетной палате Российской Федерации; органам МНС России и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России; таможенным органам РФ - в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с согласия прокурора, - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.



Пределы раскрытия банковской тайны, порядок и условия ее предоставления перечисленным субъектам кредитными организациями, аудиторскими организациями, Банком России и другими обладателями соответствующей информации третьим лицам без согласия клиентов определяется законодательством.

Рассмотрим некоторые правовые аспекты предоставления отдельным государственным органам и другим уполномоченным лицам информации, составляющей банковскую тайну.

Наиболее распространенное для банков действие -представление сведений об операциях и счетах юридических лиц в налоговые органы. Порядок представления таких сведений предусмотрен НК РФ и другими нормативными правовыми актами, которые должны соответствовать НК РФ и нести в себе нормативные предписания о процедуре и документообороте в сфере предоставления банковской информации.



Статья 86 НК РФ определяет обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Согласно абз. 2 п. 1 данной статьи банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия такого счета. Приказом Госналогслужбы РФ от 23 декабря 1998 г. ГБ-3-12/3401 утверждена форма Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и определен порядок ее заполнения.

Кроме того, письмом МНС РФ от 31 декабря 1998 г. ВП-6-12/933@2 направлены Рекомендации для налоговых органов по осуществлению учета сведений об открытии/закрытии налогоплательщиками счетов в банках.

Хозяйствующий субъект вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Количество расчетных (иных) счетов, которое может быть открыто предприятием в банковских учреждениях, в настоящее время не ограничено. Данная норма вступила в силу 2 апреля 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. 2913 О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. 1006 Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей4, который вводил ограничение на количество расчетных5 (текущих6) счетов.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

В силу ст. 135.1 НК РФ непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

НК РФ не определяет, с какого момента должен исчисляться пятидневный срок. Представляется, что данный срок должен исчисляться с момента получения банком мотивированного письменного запроса налогового органа. На основании ст.

61 НК РФ течение срока начинается на следующий день после получения банком запроса налогового органа.

Кроме того, по истечении отчетного года по запросам налоговых органов кредитными учреждениями представляются следующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности отдельных юридических лиц и прочих организаций1:


  • о наличии и движении средств на расчетных (текущих), ссудных, валютных и других счетах с указанием юридических лиц и иных организаций - отправителей и получателей этих средств;

  • о движении наличных средств и лимите кассовой наличности;

  • выписки из лицевых счетов клиентов;

  • о перечислении налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды;

  • о полученных кредитах и оплаченных процентах по видам предоставленных кредитов, в том числе просроченных.



Сведения, перечисленные выше, должны представляться в налоговый орган не позднее чем в 15-дневный срок с момента вручения письменного запроса руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Раскроем специфику предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, органам Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (до 1 июля 2003 г. - ФСНП России).

В соответствии со ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статьей 26 Закона о банках и банковской деятельности установлено, что справки по операциям и счетам хозяйствующих субъектов выдаются кредитной организацией, в том числе органам МНС России и налоговой полиции, в случаях, предусмотренных законода-, тельными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. 5238-1 О федеральных органах налоговой полиции1 органам ФСНП России предоставлено право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на налоговую полицию обязанностей. Полученная информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

Таким образом, по мнению ФСНП России2, закон не ограничивает права федеральных органов налоговой полиции на получение от банков сведений, отнесенных к банковской тайне, какими-либо условиями. Поэтому федеральные органы налоговой полиции при необходимости получения информации, содержащей сведения, отнесенные к банковской тайне, вправе обратиться с соответствующим запросом в банк, который во всех случаях обязан предоставить такую информацию.



Содержание раздела