d9e5a92d

Сатпрем - На пути к cверхчеловечеcтву. Эссе экспериментальной эволюции

Cатпрем
НА ПУТИ К CВЕРХЧЕЛОВЕЧЕCТВУ
Эссе экспериментальной эволюции

    ... После того, как все рухнет,
    Может быть, мы найдем ключ
    К совершенству, который
    Таится внутри ... We may find when all the rest has failed
    Hid in ourselves the key of perfect change.
    Шри Ауробиндо


  • Все тайны очень просты, потому что Истина проста, это самая простая вещь в мире, именно поэтому мы ее не замечаем. В мире существует только одна Вещь, а не две, как начали замечать физики и математики, как это знает ребенок, улыбающийся набегающей на берег волне, где сама пена, кажется, выкатывается из глубины веков и сливается с великим ритмом, который восстает из старой памяти и соединяет жизнь и страдания в одну историю, такую древнюю и такую беспредельную, что кажется, будто она существовала вечно, и будто чайка уносит эту беспредельность на своем крыле. И все содержится в одной секунде, все годы и все души в одной простой точке, которая блеснет на мгновение в шальной пене. Но мы потеряли и эту точку, и эту улыбку и эту поющую секунду. И тогда нам захотелось восстановить это единство с помощью сложения 1+1+1... , как если бы набор всех возможных знаний о всех возможных точках мог дать нам точную сумму, единственную сумму, которая заставляет петь, движет миры и сердце нашего забытого ребенка. Это Простота, мы захотели подогнать ее под свои кошельки, и чем больше увеличивалось количество наших ученых кнопок, тем больше упрощалась жизнь и тем дальше улетали птица и улыбка, и даже сама пена все это было отравлено нашими расчетами. Мы даже не знаем, принадлежат ли нам наши тела, ибо наша прекрасная Машина все поглотила. Итак, эта единственная вещь -- это также единая власть, потому что то, что блестит в одной точке, блестит также во всех других точках; если это понятно, то станет понятным все остальное: в мире есть только одна власть, а не две. Даже ребенок прекрасно понимает это: он король, и он неуязвим. Но ребенок растет и забывает. И вырастают люди, нации и цивилизации, каждая по-своему ища Великий Секрет, простой секрет: кто с помощью оружия и побед, кто с помощью медитаций, магии и красоты, религии или науки. И по правде говоря, мы точно не знаем, кто преуспел больше: потому что одни отказались от жизни, чтобы понять ее; другие приняли ее, не понимая; третьи оставили след красоты; четвертые -- белый след в небе, а мы последние в этом списке -- вот и все. И мы не нашли еще нашу магию. И эта точка совсем маленькая, могущественная, все время здесь, на пляже великого мира: она сверкает для тех, кто хочет, такая же, какой она была в то время, когда мы еще не были людьми в этом подзвездном мире. Однако некоторые народы коснулись Секрета: древние греки, возможно, владели им, а также египтяне и, конечно, Риши ведических времен. Но секреты похожи на цветы прекрасного дерева, на цветы, у которых свое время, свой скрытый период созревания и внезапное распускание. Всему свое время, свой момент даже для перемещения звезд над нашими головами -- все движется согласно единому ритуалу, и точно так же -- человек. Секрет, то есть знание, власть, имеет свое органическое время, и одна маленькая изолированная клетка, более развитая, чем другие, не может воплотить всю власть знания, то есть не может изменить мир, не может ускорить распускание большого дерева до тех пор, пока вся остальная эволюционная почва не будет к этому готова. И это время пришло. Оно пришло и зреет как почка повсюду на земле, даже если этот невидимый цветок проявляется пока как ядовитая пустула: студенты в Калькутте обезглавливают статую Ганди, рушатся прежние идеалы, ищущие умы призывают к разрушению и прибегают к помощи варваров (как было в Древнем Риме), чтобы разрушить свою собственную тюрьму; другие ищут спасения в искусственном раю -- все равно какой путь, но только не этот! И Земля ухает и стонет всеми своими трещинами, всеми клетками своего огромного тела в процессе трансформации. Так называемые "беды" нашей эпохе -- это завуалированные роды, и мы не знаем, с какого конца подойти к этому. Мы перед новым эволюционным кризисом, таким же радикальным, как это, вероятно, было во время первого проявления человеческих признаков среди обезьян. Но поскольку тело Земли является единым, как сама Истина, то и лекарство одно, и, если изменится одна точка, то это повлечет за собой и все остальные. И эта точка не находится ни в одном из наших законов, которые, как нам кажется, нужно лишь усовершенствовать, ни водной из наших систем, наших наук, наших религий, школ, наших "измов" всех цветов и запахов все более это является частью старого механизма, подтянуть еще один болт или что-то добавить, или улучшить -- все эти попытки ничего нам не дадут, так как весь наш Механизм полностью износился. И эта точка не располагается ни в нашем интеллекте, который создал весь этот Механизм, ни даже в улучшенном человечестве, которое будет прославлять свои слабости и свое прежнее величие. "Несовершенство человека не есть последнее слово Природы, -- говорит Шри Ауробиндо, -- и его совершенство тоже не является последней вершиной Духа". Все это в будущем, непостижимом для нашего интеллекта, но оно уже прорастает в сердце человека как цветок фламбуайна, когда у него опадут все листья. Если мы вникнем в суть явления, то по меньшей мере мы обнаружим рычаг этого будущего. И в чем же заключается эта суть, если она не в том, что мы считаем прекрасным, добрым и хорошим, исходя из человеческих норм ?.. Когда-то первые рептилии, вышедшие из воды, захотели подняться в воздух; первые приматы, вышедшие из леса, окинули землю удивленным взглядом; один и тот же толчок заставляет их видеть другое состояние, и, может быть вся сила трансформации и заключалась в этом простом взгляде, стремящемся к чему-то другому, как если бы этот взгляд и этот зов, и эта манящая точка неизвестности имели бы власть открывать фонтаны будущего. На самом деле эта точка содержит все, может быть, это искра солнечного "Я", бесконечная единая, горящая в сердце людей и вещей в каждой точке пространства и в каждой секунде, которая неустанно превращается в вечность быстрее, чем это можно увидеть в одной вспышке молнии. Будущее принадлежит тем, кто полностью отдается этому будущему. И мы говорим, что существует будущее более великолепное, чем все электронные раи ментала: человек не является концом цепи, он не более чем археоптерикс на вершине рептилий и где же тогда может остановиться Эволюционная волна? И мы хорошо это видим, нам кажется, что мы изобретаем все более и более современные машины, что мы постоянно расширяем человеческие возможности, что мы продвигаемся к Юпитеру и Венере, но это всего лишь видимость, на самом деле мы ничего не преодолеваем; мы посылаем в космос маленькое жалкое существо, которое не может позаботиться даже о собственном племени и которое даже не знает, что содержится в его подвалах, -- то ли дракон, то ли плачущее дитя. Мы не прогрессируем, а только раздуваем безмерно огромный ментальный шар, который может скоро лопнуть; мы не улучшили человека, а только увеличили его. Иначе быть не могло. Ошибка заключается не в недостатке доброжелателей или интеллекта, поскольку эти последние, доведенные до крайности, могут дать только сверхсвятых или сверхмашин-чудовищ. Святая рептилия в своей норе будет вершиной эволюции не более чем святой монах. Иначе нам нечего сказать. На самом деле вершиной человека или чего бы то ни было является не совершенствование данного вида, а "что-то другое", что не является этим же самым и к чему стремиться данный вид. Таков закон эволюции. Человек не является окончательным продуктом эволюции, человек это переходное существо, -- говорил Шри Ауробиндо, -- он на пути к сверхчеловеку, и это так же неизбежно, как то, что последний росточек последней ветки содержится в зерне дерева. И наш единственный вопрос во все времена, который надо разрешить, вопрос, который расширяет земной корабль, заключается в том, как осуществить переход. Ницше говорил это тоже. Но его сверхчеловек был только колоссолизацией современного вида, и мы видели, как он обрушился на Европу. Это не был эволюционный прогресс, это был возврат к прежнему варварству зверя в человеческом обличье в образе блондина или брюнета, возврат к человеческому эгоизму. Мы не нуждаемся в сверхчеловеке, нам нужно что-то другое, что уже пробуждается в человеческом сердце и что отличается от человека так же, как кантаты Баха от первого рычания, которое извергали обезьяны. Но на самом деле и кантаты Баха бедны по сравнению с гармониями будущего, навстречу которым начинает осторожно раскрываться наш внутренний слух. Именно это раскрытие, этот переход мы и хотим изучить в свете того, что мы узнали от Шри Ауробиндо и от той, которая является продолжателем его дела, модус операнди перехода для того, чтобы мы могли сами ухватить рычаг и работать методично над своей собственной эволюцией.

    Секрет жизни не в самой жизни, секрет человека не в самом человеке. Нам надо найти точку трансмутации, и тогда, может быть, мы снова откроем то, что ребенок видит на пляже в комке шальной пены, ту наивысшую музыку, которая создает миры, то единственное Чудо, которое ждет своего часа. И то, что казалось для человека невозможным, станет для него детской игрушкой. МЕНТАЛЬНАЯ КРЕПОСТЬ
    Трудности возникают потому, что мы думаем, что должны их разрушить самостоятельно. Если бы наша интеллектуальная сила (или слабость) не вмешивалась, если бы мы не применяли при решении проблемы свои большие или малые способности, то, как мы полагаем, мы были бы обречены на провал. Таково убеждение ментального человека, и мы очень хорошо знаем результаты этого. Но даже если бы они были великолепны, они все равно имели бы высший порок, который заключается в том, что они несут в себе плод только интеллекта, кроме тех случаев, когда жизнь вдруг расстраивает наши планы. Иначе говоря, наше ментальное существование -- это замкнутая система. Ничто не может туда войти, кроме того, что мы сами туда вносим. Это краеугольный камень нашей Крепости. Вторая неизбежная характеристика -- это его строго механическая система: все развивается под колпаком мысли, плана или вышеназванного мускула, который мы задействовали, и почти ничто не может войти, кроме того, что мы подготовили. Все, что мы растратили, все измеряется до мельчайшей линии: каков вес, такова и мера... Все предусмотрено в коэффициенте пущенного в ход интеллекта. То есть вся система крепко-накрепко скреплена до малейшего закоулочка. Нет ни одного слабого места, кроме того, когда вдруг само наше существование потрясает наши безупречные мерила. И его третья характеристика, неизбежно вытекающая из первых двух, -- это его совершенная "объективность": ничто не ускользает или то, что ускользает, будет в тот час же учтено, сведено к уравнению и "запрограммированно", чтобы быть вложенным в круговорот машины и тем самым раздуть еще больший воздушный шар. И, конечно, все объективно, поскольку все носят одни и те же очки. Это значит, что система строго и четко обусловлена. Мы начертили ментальный круг и, словно зачарованные, поместили себя внутрь вот и все. Но, возможно, станет ясно, что это потрясающая иллюзия. И на самом деле иллюзия может лопнуть независимо от нас. То, что мы принимаем за ужасный беспорядок, есть, может быть, великий поток новой мощи, который несет свежий воздух в легкие ментализированных землян... "Новая сила" -- вот слово, которое уже имеет свой мистический дух, которое вызывает живой протест материалиста. Но мы признаем то, что сегодняшние материалисты так же устарели, как и вчерашние верующие, потому что они в замкнутой системе, они закреплены, стянуты болтами, обусловлены и являются пройденным этапом. И те, и другие являются продуктом ментального круга, орлом или решкой одной и той же монеты, которая вот-вот будет признана фальшивой. Речь не идет о Боге или не-Боге, речь идет совсем о другом; как дышится с другой стороны, а там очень хорошо дышится, и можно сказать, что мы и не дышали раньше и что мы впервые вдохнули по-настоящему. Итак, совершить переход, рассчитывая только на свои собственные силы, мы не сможем; если бы условие было таковым, то никто не смог бы этого сделать, за исключением, может быть, умственных атлетов. И эти умственные атлеты медитаторы, аскеты, занимающиеся концентрацией, не выходят из круга на самом деле, хотя внешне они производят такое впечатление: они раздувают еще больше свое умственное эго (эта формула эго еще хуже, чем другая, она более скрытая, потому что в ней есть некоторое зерно истины), и их озарения -- нечто иное, как световой заряд их собственного аккумулированного облака. Математика проста: из круга не выходят за счет силы самого круга, так же как лотос не выходит из грязи в силу самой грязи. Нужно добавить туда немножко солнца. Аскеты, святые и основатели религий коснулись только разреженной макушки ментального пузыря и с течением времени породили Церковь или что-то другое, странно напоминающее замкнутую систему, от которой они оттолкнулись, то есть догму, свод законов, правило единственного пророка, родившегося в 000 благодатном году, вокруг которого витала красивая легенда, навечно привязанная к 000 году, как электрон к ядру, звезды к Большой Медведице, а человек к своему пупку. Или же они выходили из этого, то только духовно, оставляя землю и тела гнить по-прежнему... Мы очень хотим, чтобы наш новый двигатель был более светлым, чем прошлый, более разумным, более добродетельным и чтобы он помог людям, но, как мы видим, в течении тысячелетий в ментальном круге ничего не изменилось, потому что его свет был только другой стороной той же самой тени, белое от черного, хорошее от плохого, добродетель от ужасного порока, который сдавил нас всех в глубине наших подвалов. Эта беспощадная двойственность, которая обуревает всю жизнь ментального человека , -- очевидно, неразрешима на уровне самой двойственности: это тоже самое, как если бы мы стали правой рукой бороться против левой. Это именно то, что делает, без большого успеха, ментальный человек на всех уровнях своего существования, противопоставляя свое небо -- аду, свою материальность -духовному, свой индивидуализм -- коллективизму или любому другому "изму", который профилирует в данной злополучной сфере. Но оттуда не выходят по декрету какого-то "изма", доведенного до совершенства: лишенная своего неба, наша Земля будет простой вращающейся машиной; лишенное своей материи, наше небо будет бледной туманностью, в которой плавают спокойные медузы невоплощенного духа; и лишенные индивидуумов, наши общества будут страшным муравейником, и даже лишенный своих грехов индивидуум потеряет плюс напряжения, который помогал ему расти. Никакая идея, как бы велика она не была, не может изменить искусственность, и сама искусственность имеет свой смысл и время. Природа нам все время напоминает о том, что у нее есть на все свои причины. Мы возомнили, что превзошли ее, потому что мы наделили ее разумом, классифицировали и воспользовались кое-каким из ее секретов, но, делая это, мы подчиняемся раз ее закону. И если правда то, что она создала из бледной протоплазмы щупальца актиний, отливающие разными цветами, для того, чтобы лучше захватывать свою добычу, и миллионы других видов, составляющих разноцветную картину нашей доброй Земли, то, надо думать у нее есть свои основания на то, чтобы создать разнообразные человеческие типы актиний, которые захватывают свою добычу, которую они способны удержать в многоцветной сети тысяч мыслей, чувств, импульсов. И если этот ментальный круг, этот беспокоящий полип замкнулся на нашем виде, то, конечно, он не является бесполезной западней, через которую мы могли бы перепрыгнуть, если бы мы были немного похитрее. И зачем это делать, если мы просто можем выйти из него? Если бы какой-нибудь пастух времен Упанишад мог сразу совершить скачок и стать сверхчеловеком, то зачем тогда, с точки зрения эволюции, все эти труды и эта кровь? Нет в мире ничего бесполезного, и мы находимся в нем, чтобы испытать боль, которая не несет в себе скрытой силы освобождения. И польза не в том, что воображает себе ментал, гордый своими знаниями и открытиями, поскольку он все время путает инструмент с Мастером. Мы поверили, что ментальный инструмент является конечной целью и средством, и что эта конечная цель есть господство все более возрастающее, более победоносное, более неоспоримое ментальной сферы, которую он наполнил великолепными городами и менее великолепными пригородами. Но это является вторичной целью, это опухолевый нарост. Становиться ясно, что основной целью Ментала в человеке является не стремление сделать его более умным (умным по отношению к чему? Мысль в своей норе имеет тоже прекрасный интеллект в пределах своей сферы), а индивидуализировать его в недрах своего вида и снабдить его возможностью измениться, в то время как другие виды индивидуализированы в их основном и неизменном виде, в конце концов сделать его способным сделать взгляд на то, что превосходит его собственное состояние. C этой индивидуализацией и начались "ошибки" человека, его "грехи", его прискорбная двойственность; но возможность ошибок также таит в себе возможность прогресса, и поэтому все наши заступнические морали потерпели и потерпят крах навсегда: если бы мы не совершали ошибок и были бы абсолютно безупречны, мы были бы застойным и безошибочным видом как моллюски. Иначе говоря, Ментал является инструментом ускорения эволюции, это двигатель эволюции. За 50 лет развития науки человек продвинулся вперед намного больше, чем за тысячелетия до научного периода. Но в каком направлении? Конечно, не в смысле обманчивого мастерства, не умения жить, а в смысле ментальной насыщенности вида. Из круга невозможно выйти иначе, как только наполнив его, в индивидуальном и коллективном смысле. Одному невозможно перейти на другую сторону: переходят все вместе (или могут перейти) или же никто, и вперед идет весь вид, потому что существует только одно тело Человека. Вместо горстки посвященных, рассеянных в непросвещенной и полуживотной человеческой массе весь вид целиком находится в процессе осуществления своего посвящения, или, говоря на языке эволюции, своего последнего видоизменения. Мы пересекли ментальный круг не для того, чтобы посылать ракеты на Луну, а для того, чтобы быть способным и индивидуально, сообща и добровольно совершить переход в высший круг. Разрыв круга -- это великий органический факт всех наших времен. И всякая двойственность, все противоположные полюса, грехи добродетелей и добродетели грехов и весь этот явный хаос -- все является инструментами совершаемой Работы, "тензоры", если так можно выразится, которые прижимают нас изо всех сил к железной стене -- иллюзорной стене. Но иллюзия спадет лишь тогда, когда мы захотим ее увидеть. Мы подошли к этому. Иллюзия еще не умерла, она сопротивляется с беспрецедентной силой, снабженная всем оружием, которое мы для нее добросовестно начистили до блеска, но это последние скачки колосса на глиняных ногах, который на самом деле является гномом в каске по нижнюю челюсть. Это хорошо знали древние мудрецы Индии, которые разделили человеческую эволюцию на четыре концентрических круга: круг людей познания (брахманов), которые господствовали в начале человеческой эпохи в "век истины", затем круг благородных и воинственных (кшатрии), в котором оставалось "три четверти истины", далее торговцы и буржуа, которые владели только немногим более "половины истины", и, наконец наш век, век "маленьких людишек", Шудра, слуги (механики эго желаний), великий пролетариат завербованных свобод -- "Черный век", Кали Юга где вовсе не осталось истины. Но поскольку этот круг самый крайний, потому что все истины были испробованы, исчерпаны, всевозможные пути пройдены, мы подходим к разрешению, к истинному решению, к точке выхода наружу нового века истины, "супраментального века", о котором говорил Шри Ауробиндо, и который, как коробочный плод, разрывает свою последнюю оболочку, чтобы освободить свой золотой плод. И если отношение между большим коллективным телом и нашими человеческими телами точно, то можно было бы сказать, что центр, который управлял веком мудрецов, располагался на уровне лба, в то время, как центр века благородных находился на уровне сердца, в век торговцев -- в животе, и центр, управляющий нашим веком, находится на уровне отработанных масс и секса. Спуск завершен. Но этот спуск имеет смысл, и смысл для Материи. Если бы мы оставались все время на фронтальном уровне божественных истин ментала, никогда бы эта земля, это тело не имело бы возможности трансформироваться, и решение, возможно, было бы в уходе в какую-то духовную сферу, или нирвану. Теперь нужно, чтобы все изменилось, даже материя и тела, потому что мы в самом нутре! И в силу иронии судьбы это может быть самая большая услуга, которую нам оказывает черный век, научный и материалистический: он вынудил дух настолько углубиться в материю, что не остается, как потеряться в ней или же трансформироваться вместе с ней. Абсолютная чернота -- это только тень более сильного Солнца, которое углубляет свою пучину, чтобы выплеснуть оттуда постоянную красоту, находящуюся на очищенной основе нашего земного подсознания, прямо воспринимающего истину до самых клеток нашего тела. О, Раса, рожденная землей,
    влекомая судьбой, сжимаемая Силой, О, жалкие искатели приключений в бесконечном мире, Пленники карликового человечества, Будете ли вы вечно вращаться в монотонном круге ментала Вокруг маленького "я" и ничтожных пустяков?... Всевидящий, смелый Создатель -- он в вас, Безупречное величие витает над вашими жизнями, Всемогущая власть заключена в клетках Природы... Шри Ауробиндо Эта задача, невозможная для нас, не является невозможной для Великой Исполнительницы, которая подвела эволюционную игру к этой критической точке. Она может. Речь идет о том, чтобы ухватить эти скрытые пружины или, скорее, предоставить себя Ей и сотрудничать в нашей собственной эволюции, имея глубокое понимание Великого Процесса. И мы достигнем этого не в силу умственного атлетизма старой замкнутой системы, а в результата радикального скачка с широко открытыми глазами и в полном сознании, просто предоставив себя богам будущего, имея решимость изгнать чудовищную иллюзию из самых последних уголков, открывшись полностью навстречу наивысшей Возможности, которая возьмет нас на руки и понесет по солнечной дороге даже раньше, чем мы сделаем четверть шага навстречу Ей.
    Поскольку в действительности "бывают моменты, когда Дух движется среди людей есть и другие, когда он удаляется и оставляет нас на самих себя, в зависимости от силы или слабости нашего собственного эгоизма. Бывают периоды, когда даже легкое усилие может привести к великим результатам и изменить судьбу..." Шри Ауробиндо. И мы в действительности находимся как раз в этом периоде. ВЕЛИКИЙ ПРОЦЕСС
    Секрет круга заключается в следующем круге, который непосредственно следует за ним также, как секрет стрелы заключается в той цели, в которую она направлена, и, если бы мы могли подняться к хозяину-стрелку, мы обнаружили бы этот секрет секретов, центральную точку, которая определяет этот круг и все другие круги, цель всех целей. Но сказано, что открытия делаются постепенно и что мы должны подниматься шаг за шагом, то орудия к Руке, которая управляет орудием, потому что мы сами начали с того, что были этим орудием: маленькая жизненная антенна вращается на ощупь вокруг "я" жизни прежде, чем превратится в ночную бабочку или в сороконожку; эта маленькая ментальная антенна необъяснимо вибрирует вокруг хрупкого "я", прежде чем стать человеком среди людей, и эта маленькая антенна, еще неопределенная, кажется, обходится без чувств и мыслей, чтобы вывести нас к другому Я, еще более значительному, до того дня, пока мы не придем к великому Я и не будем завершены; мы нашли Хозяина всех орудий и завершенный смысл траектории. Но мы, находящиеся в конце нашего ментального цикла, в этот век служителей его, двойственно пользующихся маленьким думающим "я", каким образом мы узнаем секрет того, что в данный момент нам кажется бесконечным и волнующим "не я", а может быть, даже разрушителем того, что мы не знаем прочно, как "я". По правде говоря, дорога прокладывается по ходу, как в лесу. Дороги нет. Она не существует -- ее нужно делать.

    Содержание раздела