d9e5a92d

Новый мир - это мир новых отношений.

Вооружившись этими двумя правилами, укрепившись в своей с6олнечной позиции на этой тихой прогалине, исследователь нового мира идет вглубь более обширного "я", может быть, бесконечного, которое охватывает эту улицу и эти существа, и все эти маленькие жесты данного момента. Он идет спокойный и как бы уносимый великим ритмом, который несет все существа и все вещи вокруг него, тысячи внезапно возникающих встреч неизвестно откуда, и которые уходят туда. Он смотрит на эту маленькую ищущую тень, которая, кажется, идет с давних пор, с момента существования, может быть, повторяя те же самые жесты, спотыкаясь здесь и там, обмениваясь теми же самыми словами о погоде и все так похоже, так проникнуто нежностью, что эта улица, эти существа и эти встречи, кажется, вылиты из одной плавки, что они появились из глубины ночей, пришли из одной и той же истории под небом Египта, или Индии, или Луары сегодня или вчера, или пять тысяч лет назад.

И что же по-настоящему изменилось с тех пор?! Есть шагающее маленькое существо со своим огнем истины, огнем такой острой необходимости посреди потока времени, огнем, что является действительно им, зовом из глубины веков, криком, всегда одинаковым среди этого необъятного потока вещей. И к чему же он взывает, что кричит это существо? Разве оно не находится в этом огромном солнечном свете, который разрастается, в этом ритме, который несет все? Он существует и не существует, он одной ногой в спокойной вечности, а другой спотыкается и ощупывает путь, эта, другая, продвигается в маленьком огненном "я", которое хотело бы наполнить эту секунду, этот напрасный жест, этот шаг среди тысяч подобных других, совокупностью истинного существования настолько полного, что могут вместить только тысячелетия, наполнить такой точностью, которая необходима так же, как скрещивание звезд над его головой.

И чтобы все было истинным, абсолютно истинным и наполненным смыслом в этом огромном вихре тщеславия, чтобы эта линия, которую он пересекает, эта улица, по которой он идет, эта рука, которую он протягивает, это слово, которое падает, все соединилось с великим потоком миров, с ритмом звезд, с линиями, бесконечными линиями, которые бороздят Вселенную и сливаются в единое пение, в правду, переполненную всем и каждой частичкой всего. Итак, он смотрит на эти проходящие маленькие вещи, наполняет их своим огненным зовом, он смотрит и смотрит на эту маленькую правду, которая повсюду, и как будто вынужденная она сейчас запылает огнем. И действительно, мир начинает меняться у нас на глазах, и ничто не является ничтожным, ничто не отделено от целого. Мы присутствуем на всеобщем перерождении. Наш простой взгляд имеет странные продолжения, наш маленький жест имеет далеко разносящееся эхо. Но это робкое рождение, это только маленькие мазки рассеянного повсюду зарождения. Исследователь останавливается перед маленькими, рассеянными брызгами, фактами без видимой связи, немного похожий не прежнюю человекоподобную обезьяну, которая смотрела на податливую ветку и на лианы, и на это рассыпанный камень прежде, чем соединить их в луке и поразить свою жертву на полном бегу.

Он не знает соотношений, он их почти изобретает. А наши изобретения -- это только открытие того, что уже есть, как реки и лианы в лесу. Новый мир -- это мир новых отношений. Итак, мы находимся в период второго возврата к себе, и изобретение, истинное изобретение, -- это не то, которое установит связь между двумя материальными объектами через гибкое явление мысли, а это то, которое сможет установить связь этой же самой материи с более тонким явлением второго уровня сознания, молчаливого и без мысли. Наш век не является веком усовершенствования материи путем самой материи, не расширением материи путем добавления других материй -- мы уже задыхаемся от этого чудовищного избытка, который связывает нас и который является не чем иным, как "улучшением" системы обезьяны, -- а веком изменения материи с помощью этой более гибкой власти, или же, скорее... пробуждения истинной власти, которая содержится в ней.
Трудно найти примеры среди тысяч маленьких микроскопических опытов, о которых нельзя сказать с уверенностью что это опыты, или совпадения, или воображение. Однако они повторяются, они упорствуют, как если бы невидимый световой палец, направляя наши шаги, останавливал наши действия, оказывая мягкое давление на ту или иную точку до тех пор, пока мы не поймем -- тогда давление ослабевает и переходит к другой точке -- и которое, кажется, возвращается и возвращается с той же самой настойчивостью. Опыт -- это тысяча опытов, которые познаются: нет рецепта, нет объяснительной аннотации, нужно идти, спотыкаться, снова идти до тех пор, пока вдруг не появится маленькое ах!, которое заполнит тысячу пустот. Эти "опыты" бывают двух видов: положительные и отрицательные, и они отталкиваются от маленькой субъективной единицы, которой мы являемся, чтобы распространится на большую объективную единицу, в которой мы движемся. Далее есть точка, в которой эта объективность и субъективность сливаются, маленькая материя с большой материей, и все приводится в движение одним толчком.

Это -- разрыв границ. Среди многочисленных мелких проявлений начала, из тех, которые возвращаются наиболее постоянно, -- это взаимопроникновение или слияние внутреннего и внешнего, но в обратном направлении по сравнению с тем, что происходит в материалистическом механизме. Там удар по пальцам вызывает в нашей субстанции удар материальный. И опыт повторяется тысячи раз и на всех уровнях нашего существа, чтобы мы хорошо поняли процесс.

Вначале он отрицательный, он хватает нас за дефект нашего панциря, как будто ошибка является воротами для самой большой правды. Итак, мы вышли из нашей маленькой прогалины и нас снова захватывает механизм (следовало бы сказать: захватывает боль, потому что это действительно "я" сплошной боли) и все обстоятельства начинают меняться тайком, иногда даже очень явно, что может привести к происшествию физическому.

И, однако, там, внутри не было ни плохих мыслей, ни прежних желаний, ни проявлений недовольства: было только легкое скольжение в старое привычное состояние -- находится под тревожной тяжестью, затмением, без видимой причины утратить маленький светлый лучик. И все начинает скрипеть, ничто не согласуется, ничто не стыкуется, жесты отдельно, нога подворачивается на лестнице: впадаешь в нечто вроде тяжелого усилия, как будто все время мы давили на стену. Потом останавливаешься на мгновение, замолкаешь, делаешь шаг назад, снова зажигаешь этот огонь необходимости, который действительно напоминает крик в асфиксии, и вдруг проветривается, облегчается, расслабляется -- стена падает.
Мы вновь обрели опору в великом пространстве, нашли ритм, нежную музыку в глубине вещей; и все обстоятельства начинают незаметно склоняться в другую сторону, неожиданную, ловкую, непредвиденную, наполненную легкими рассыпанными улыбками, которые, кажется, брызжут отсюда, откуда и подают нам знак. Иногда все происходит, как по волшебству, но маленькие чудеса не умеют даже похвалиться, показать свою власть и не дорожат тем что мы их признаем, а просто улыбаются, если мы отгадываем что-то и как бы говорят: как ты глуп! И на самом деле становишься абсолютным глупцом, когда вдруг оказываешься на невообразимой территории и вокруг как бы зажигаются маленькие живые огоньки, фантастические, легкие, восторженные взгляды и почти лукавые, как если бы двери открывались в тысячах уголков, капли сокровищ начинают сверкать повсюду и все внезапно, кажется, подчиняется другому закону, начинает жить в другом ритме, и ты думаешь, что наши глаза плохо видели в течении веков и теперь они видят правильно: мир становится настоящим, все проявляется, все -- откровение! Почти достаточно было бы сказать: "это так", и обстоятельство становится точно таким, каким мы его видели в данную секунду, оно подчиняется приказу, оно необъяснимо соединяется, как если бы было полное мгновенное соответствие между материей и открывшимся в нас взглядом, -- все возможно, все становится возможным. Можно подумать, что это чудо, но это не чудо, его нет, есть только связи, которые мы не понимаем. И опыт повторяется, чтобы мы хорошо его поняли: он мгновенный, фантастический и исчезает когда мы хотим его поймать, он зависит от другого. И мы снова и снова возвращаемся к этому другому, которое не имеет никакого вида, оно простое, как улыбка, легкое, как ветер, послушное, как цветок под лучами солнца, может быть, это и есть то самое абсолютное согласие, нечто вроде слияния, наполненного солнцем со всем, с каждым мгновением? Но все время происходит нечто вроде вылупливания изнутри, что-то раскрывается и немедленно и прямо сообщается с материей, как если бы точка правды в нас присоединилась, коснулась тех же самых точек правды в материи: это течет, не разделяясь, и то, что "это" хочет здесь, в этой точке "я", оно также хочет там, в этой точке материи, потому что это единая и одна и та же субстанция, единое и одно и то же желание, единое и одно и то же глобальное "Я", единый и один и тот же ритм.


Перед нами открываются фантастические горизонты, а потом исчезают. Исследователь натолкнулся на избирательный секрет, который в зародыше содержит чудо нового мира, и это так же несомненно, как первая мысль обезьяны содержала в зародышевом состоянии чудеса Эйнштейна, но чудо свободное, полностью демеханизированное, полностью независимое от всех внешних механизмов, нечто вроде произвольного всплеска изнутри. И он попал в точку, обнаружив третье золотое правило перехода, изнутри наружу. Жизнь не является больше результатом воздействия внешних явлений, ни сложением, ни сочетанием веществ властью ментального механизма, а раскрытием внутреннего явления, которое управляет правдой материи через внутреннюю правду это раскрытие истины в истине и через истину.
И еще раз мы поражены тем же самым явлением. Эти мимолетные всплески не касаются "больших вещей", больших человеческих дел, сногсшибательных и сенсационных; это маленькие чудеса, и даже можно сказать, чудеса тщательно детализированные, как если бы ключ был именно там, в этой совсем ничтожной повседневности, вровень с землей, как если бы на самом деле выигранная победа в самой маленькой точке материи имела бы более серьезные последствия, чем все путешествия на Луну и все великие революции людей, которые в итоге ничего не меняют. И это новое функционирование нам действительно кажется радикально новым; оно ни в чем не похоже на возможности называемые духовными или оккультными, которые можно обрести, когда взбираешься по лестнице сознания: это не возможность предсказать будущее, не лечение болезней, не левитация, -- тысяча и одна жалких возможностей, которые никогда не спасали мир от нищеты -- это не яркие огни, предстающие на мгновение перед человеческим взором с тем, чтобы оставить его снова таким же, каким он был до этого -- полусонным и предрасположенным к раку, это не короткие наложения сверху, которые переворачивают законы материи, потом, в следующий момент, снова опускают ее в ее густое, неподатливое упрямство. Это новое сознание, полностью новое, как молодой росток, на дереве мира, прямая власть от материи к материи, без вмешательства сверху, без круговорота по нисходящей, без деформирующего посредника, без ослабляющего пути. Истина здесь отвечает истине там мгновенно и самопроизвольно. Это глобальное сознание, бесконечно и чрезвычайно согласованное с истиной каждой точки, каждой вещи, каждого существа, каждого момента. Мы могли бы сказать, что это божественное сознание материи, то самое, которое когда-то бросило зерно в нашу добрую землю и эти миллионы шальных зерен, и эти миллионы звезд, прекрасно знающие в любой момент, все степени своего развития до самого мельчайшего лепесточка -- все согласуется, если сообразуется с Законом. Потому что есть на самом деле только один Закон -- Закон истины. Истина -- это наивысшая сила действия. ОГОНЬ НОВОГО МИРА
Но что же такое это новое сознание, внезапно появившееся в благодатный 1969 год нашей эволюции (остается выяснить, не было ли других благодатных лет, исчезнувших под обломками других цивилизаций и других человеческих циклов, достигших такого же уровня, как мы, уничтоженных, может быть, по тем же самым причинам, которые угрожают нам сегодня; не являемся ли мы последним гребнем большой эволюционной волны или повторением на "энном" количестве экземпляров попытки, которая много раз имела место быть здесь или в других мирах?). Это новое сознание не настолько уж ново, но оно стало новым для нас и оно вошло в область практических реализаций дня, когда мы можем установить связь с ним, можно сказать, новое отношение. Потому что вечно, с того момента, когда начался счет времени, здесь или в других землях, речь идет, может быть, об одной и той же вечной Вещи, с которой мы устанавливаем отношения, в зависимости от нашей степени подготовленности. То, что казалось далеким и божественным для орангутанга, уже близко и менее божественно для нас, но божества будущего еще будут распознаваться, их останется всегда на одного больше для воплощения. Это "всегда больше" и есть смысл эволюции и "Бог", которого мы исповедуем в форме орангутанга, в научной или религиозной форме, неправильно понимается и если мы его окрестим, так от этого ни нам, ни ему хуже не будет. Но это одна и та же вещь, которая все время здесь, только есть точки разрыва внутри видов, моменты приобщения к другому состоянию или другому отношению; совершенно очевидно, что хамелеон, предоставленный самому себе, не сможет вообразить ничего другого (допустим, что у него есть воображение) кроме суперхамелеона, наделенного более яркими красками и более выраженными возможностями хищника; точно так же королева кротов расширит свой склад и свои ходы -- это то, что мы как раз делаем на свой человеческий манер. Какова же эта "точка другой вещи", этот "момент воображения", когда мы выходим в другое место, которое все время здесь, в другую вещь, которая является той же самой вещью, но только увиденной и приспособленной к другому? Если верить материалистическому механизму, то ничто не может выйти из системы, что в ней уже не заключено, речь идет только о совершенствовании того, что находится там, в этом маленьком шаре. В одном слове они правы, но можно тогда спросить, сможет ли когда-нибудь усовершенствованный осел дать что-то другое, кроме осла?

Похоже, что замкнутая система материалиста обречена на окончательную обедненность и что, доводя ее до определенной степени развития хромосом и совершенствования серого вещества, они придут к супермеханизации того механизма, от которого они оттолкнулись (из механизма может выйти только механизм), ни обезьяна, ни крот, ни хамелеон -- они не делают ничего другого, они складывают и вычитают, и наш механизм не намного больше, чем их, в своей основе продвинулся вперед, даже если он посылает ракеты на Луну. В итоге мы состоим из усовершенствованной протоплазмы со всеохватывающими, более широкими способностями, с более ухищренным тропизмом, и вскоре мы научимся находить то, что нужно чтобы производить биологических Наполеонов и Эйнштейнов в пробирках. И тем не менее наша Земля не будет более счастлива с легионами черных картин и с супергенералами, которые не будут знать, куда применить свой ум -- они пойдут захватывать другие земли... и заполнять их черными картинами. Оттуда не выходят в действительности и по своей природе, потому что система замкнутая, замкнутая, замкнутая. Мы подаем идею лучшего материализма, менее обедненного. Но сама материя менее глупа, чем мы о ней думаем.

Наш материализм является преемником религиозных воззрений, даже можно сказать, его неизбежным напарником, как добро и зло, белое и черное, и любой дуализм, идущий от линейного видения мира, которое воспринимает один пучок травы за другим, камень за впадиной, горы после долин, не понимает, что все это вместе одинаково и полностью истинно и создает совершенную географию, где нет ни одной щели, которую нужно заполнить, ни одного камня, который нужно убрать без того, что бы не нарушить все остальное. Нет ничего, что нужно устранить, и все следует рассматривать в глобальной истине. Противоречий нет, есть только узкий кругозор. Мы считаем, что материя способна на чудеса значительно большие, чем наши механизированные чудеса, которые мы пытаемся вырвать из нее силой. Материя не позволяет безнаказанно насиловать себя, она более сознательна, чем мы о ней думаем, менее замкнута, чем наша ментальная крепость, и она позволяет какое-то время себя насиловать, потому что она медлительная, а потом безжалостно мстит. Нам нужно знать только рычаг.

Мы попытались найти его, очищая материю от религиозной шелухи; мы изобрели микроскопы и скальпели, совершенствуя все более микроскопы, чтобы идти вглубь, видеть более крупным планом и открывать наимельчайшую частицу после наимельчайшей и следующую, которая все время кажется вожделенным ключом, но открывающим дверь только к следующему наименьшему, без конца отодвигая пределы, которые заключаются в других пределах, и так без далее. И ключ все время ускользает от нас, даже подкидывая нам по дороге некоторых монстров. Мы начинаем видеть все более и более огромного муравья, который так же вечно имеет шесть лапок, невзирая на сверхкислоты и сверхчастицы, которые мы обнаруживаем в нем. Может быть, мы сможем изобрести других и даже с тремя лапками -- прекрасная перспектива! Но нам не нужен другой муравей, даже усовершенствованный: мы нуждаемся в другом. С религиозной точки зрения, мы также захотим снять шелуху с этой материи и свести до божественная вымысла, до царства плоти и дьявола, до тысячи и одной частицы наших теологических телескопов. Мы видим все выше и выше, все божественнее и божественнее, но у муравья все равно остается шесть лапок или три (к несчастью) между одним и другим вечно подобным рождением. Нам не нужно заниматься спасением муравья, нам не муравей нужен, а что-то другое. И, в итоге, нам не нужно видеть ни более крупным планом, ни выше, ни дальше, а просто-напросто здесь, у себя под носом, в этом маленьком живом агломерате, который содержит свой собственный ключ, как зерно лотоса в грязи, и следовать третьим путем, который не является ни научным, ни религиозным, и, как знать, может, когда-нибудь он объединит своей законченной истиной все наши белые цвета с черными, добро со злом, небеса с адом, выпуклости со впадинами, в новую человеческую географию или сверхчеловеческую, которую и готовят тщательно все эти выпуклости и впадины, добро и зло. Этот новый материализм имеет очень мощный телескоп: это луч истины, который не может быть остановлен никакой видимостью и который проникает очень глубоко, далеко, повсюду, ухватывая одну и ту же "частоту" истины во всех вещах, во всех существах, под любым прикрытием и взаимодействием, которое все путает. Есть непогрешимый телескоп: это истинный взгляд, который сам встречается повсюду и знает, к чему он прикасается, потому что он сам есть это. Но эту правду надо вначале найти в самом себе, чтобы смочь находить ее повсюду; если среда чистая -- все чистое.

И мы сказали, что у человека есть огненное "Я", в центре его существа маленькое пламя, крик чистого существа под обломками механизма. Именно этот огонь и очищает. Именно этот огонь видит. Потому что это огонь истины в центре существа и это тот же самый Огонь повсюду, во всех существах, во всех вещах, во всех движениях мира и звезд, в этом камне на обочине дороги и в этом крылатом зерне, которое уносит ветер. Пять тысяч лет назад ведические риши воспевали это: "О, огонь! Твой блеск и небесах и на Земле, и в растениях и в воде... является живым океаном света, божественным видением...

Он сын лесов сын неподвижных вещей и тех, что движутся. Даже в камне он находится для человека, и он там посреди его дома...

О, огонь, ты пуповина всех земель и всех его жителей". Этот огонь риши обнаружили на пять тысяч лет раньше ученых. Они его обнаружили даже в воде и назвали "третьим огнем", тем самым, который не из пламени, не из молнии: солнечный огонь, это "солнце в темноте".

И они его открыли только с помощью прямого видения Истины, без инструментов, только благодаря единственному их собственного внутреннего Огня -- т идентичнго к идентичному. Но ученые в своих микроскопах обнаружили только материальное атомное покрытие этого фундаментального Огня, который ляжет в сердце вещей и в началах миров. Они нашли результат действия, а не причину.

И поскольку ученые нашли только результат, то они не получили ни истинной власти, ни ключа, который смог бы преобразовать материю -- нашу материю -- и заставить ее вернуть истинное чудо, которое является целью всех эволюций, "точкой" чего-то другого", которое откроет дверь нового мира. Этот Огонь и есть власть над мирами, первое воспламенение эволюции, сила камня, зерна, сила "посреди дома". Это именно он является рычагом. Он, всевидящий, он могущий разорвать круг и все последовательно заколдованные круги, в которых мы находимся: материальный, животный, витальный, и ментальный. Ни один вид, даже доведенный до максимума эффективности, разумности и света, не имеет власти перейти эти границы -- ни хамелеон, ни обезьяна, ни человек просто через волевое усилие своих улучшенных хромосом. Это может сделать только Огонь.

Это точка другой вещи, момент наивысшего воображения, которое устанавливает огонь на старые границы, как в тот день, когда тот же самый момент наивысшего воображения установил тот же самый огонь в сердце миров и бросил в воды времени этот солнечный посев и эти волны, эти круги образовались для того, чтобы каждый волосочек, каждая веточка, каждый росточек великого расцвета могли достичь своей бесконечности, освобожденные собственным величием. И снова возвращаемся к нашему вопросу: что же это такое новое сознание, откуда оно взялось, если оно не продукт своего драгоценного мозга? В принципе, навязчивой идеей материализма является стремление оказаться сразу же, немедленно и без предупреждения перед Богом, которому поклоняются, и мы их хорошо понимаем, когда смотрим на наивные изображения, которые нам заготовили религии. Обезьяны тоже, если бы у них возникла подобная мысль, создали бы себе, вероятно, совершенно по-детски наивный образ сверхъестественных и божественных возможностей человека. Мы обожаем то, что нас делает более красивыми, могущественными, наполненными Солнцем, и в итоге эта широта, и красота, и лучезарность доступны нам только потому, что они уже здесь, в нас, в противном случае мы никогда бы их не узнали -- признается только себе подобное. Это все возрастающее подобие является единственным обожаемым божеством. Но мы хотим верить, что оно не останавливается на позолоченной бедности наших научных чудес так же как, как оно не остановилось на смелости питекантропов. Такое "новое" сознание далеко не ново: новым является наш взгляд, подобие становится более точным (мы должны были бы, наверное, сказать точность приближающегося мира). Этот мир не таков, каким он нам кажется: эта материя, такая прочная, как мы ее воспринимаем, эта прозрачная вода, эта очаровательная роза исчезают и становятся другими, и роза никогда не была розой, и вода кристальной водой: эта вода течет и кипит так же, как этот стол или камень, и ничто не является неподвижным. Мы расширили наше визуальное поле. Но кто разрушил розу? Кто прав, микроскоп или глаза человека? и тот и другой, разумеется, и ни один из них полностью. Микроскоп не аннулирует и не опровергает наше видение поверхности. Просто он касается другого этажа реальности, другого уровня одной и той же вещи. И поскольку микроскоп видит по-другому, он и может по-другому, и сообщает нам целую гамму лучей, которые изменяют нашу поверхность.

И, может быть, существует третий, неисследованный никем уровень постоянной одной и той же вещи другой взгляд, так как что может быть нового под звездами, если не наш взгляд на звезды? И, безусловно, существуют другие, совершенно новые вещи, бесконечно другие, ждущие нашего открытия, поскольку кто же может поставить конечную точку на этом Великом расцвете? Нет конечной точки, нет цели там, есть наш взгляд, который расширяется и Цель там, ежеминутно.Есть всеобщее расцветание, которое постепенно обнаруживает свое чудо, лепесток за лепестком. И каждый новый взгляд изменяет наш мир и все законы поверхности так же основательно, как законы Эйнштейна преобразовали мир Ньютона. Видеть по-другому -- это и мочь по-другому. Этот третий уровень и есть новое сознание.

И оно не аннулирует розу более, чем микроскоп, в итоге ничего не аннулируется, кроме нашей глупости: оно только соединяет розу со всеобщим великим расцветом и эти легкие воды, этот случайный камень, это маленькое, совсем одинокое в своем углу существо с великим ритмом одной и той же единой власти, которая мало-помалу создает нас по золоченому подобию всевидящего внутреннего Взгляда. И, может быть, новое сознание откроет нам дверь к чудесам менее уродливым: совсем маленьким естественным чудесам, которые заставят великую Цель раскрываться ежеминутно и обнаруживать тотальность чуда в одной точке. Но где же этот таинственный ключ к третьему уровню? В действительности он совсем не таинственный, хотя он и полон тайны. К нему не надо подбирать сложные инструменты, он не скрывается в секретных знаниях и не падает с неба для избранных, он здесь, почти невидим невооруженным взглядом, он совсем простой и естественный.

Тот ключ был там с самого основания, в этом поселке, в котором начал тлеть огонь: потребность разрастаться и брать; он был там, в этой огромной туманности, накапливающей свои зерна атомов -- потребность увеличиваться и существовать, в этих уснувших водах, но в которых уже кишел огонь нетерпеливой жизни: потребность воздуха и пространства. И все пришло в движение под напором того же самого огня; гелиотроп потянулся к Солнцу, голубка к своей паре, а человек неизвестно к чему. Необъятная необходимость в сердце миров, которые обхватили друг друга смертельным объятием гравитации до самых галактик, туда, где кончается Андромеда. Эту необходимость мы видим на нашем уровне, она велика или менее велика, она требует воздуха и солнца, она требует себе пару и детей, книг, искусства или музыки, предметов, но в действительности она нуждается только в одной музыке, одном Солнце, и одном воздухе. Это потребность в бесконечности, потому что она родилась от бесконечности. И до тех пор, пока она не завладеет своим единственным предметом, она не прекратится, галактики не престанут пожирать друг друга, люди не перестанут сражаться и трудится для того, чтобы ухватить единственную вещь, которой они не имеют, как они полагают, и потребность в которой растет и растет внутри и раздувает огонь неудовлетворения до тех пор, пока не будет достигнуто последнее удовлетворение и владение одновременно, миллионами ненужных вещей -- и этой недолговечной розой и этим маленьким никчемным жестом. Именно этот Огонь и является ключом, потому что он родился от верховной Власти, которая посеяла в мире этот огонь; именно этот Огонь видит, потому что он родился от верховного Видения, которое зачало этот посев; именно этот Огонь знает, потому что он находится везде: и в вещах, и существах, и в камнях, и в звездах. Это Огонь нового мира, который пылает в сердце человека. "Это он пробуждается в тех, кто спит", -- говорится в Упанишадах.

И он не прекратится, пока все не восстановится в своей истине, в мире радости, потому что он рожден от Радости и для Радости. Но это новое "я" прежде всего смешанно со всеми своими смутными заботами: оно трудится и желает, борется и стремится, оно карабкается как червь и ловит запах своей добычи на ветру. Оно должно сохранить себя и выжить.

Оно ощупывает мир своими маленькими антеннами, он только видит фрагменты и то, что ему нужно. И в человеке -- сознательном животном -- оно расширяет свой круг, оно щупает, складывает фрагменты, систематизирует данные: оно создает законы, сборники знаний, евангелия. Но позади есть это огненное "я", которое растет, оно не терпит законов, систем, евангелий, которое чувствует стену, позади каждой понятой истины, каждого зародившегося закона, которое чувствует, что ловушка захлопывается за всеми открытиями, как если бы ухватить -- значило быть схваченным, попасть в западню; есть что-то, которое направляет антенну и которое даже выражает свое нетерпение по поводу антенны и всей этой механики, тормозящих мир, как если бы вся эта механика, антенна и этот взгляд набрасывали последнюю пелену на мир и мешали ему прикоснуться к его оголенной реальности. Если этот крик бытия внутри, который хочет видеть, который так хочет видеть истину и, наконец, выплеснутся на свободу: хозяин антенны вовсе не ее раб. Как если бы действительно хозяин всегда был заключен там и, выпустив свои ложноножки, щупальца и все свои многоцветные сети, он пытался бы присоединиться к внешнему миру. Потом, однажды, под давлением этого огня необходимости весь механизм начинает трещать. Все трещит: законы, евангелия, знания и все мировые юриспруденции -- этого больше не нужно!

Даже лучше не надо, это еще один яд, западня мысли, книги, искусство и бог-отец, нужно что-то другое, другое! Что-то такое, что очень нужно и у которого нет названия, кроме слепой необходимости в нем... И начинается демеханизация с таким же пылом, с каким начиналась механизация. Все горит, и не остается ничего, кроме этого чистого огня. Этот чистый огонь ничего не знает, ничего не видит, совсем ничего, даже мелких кусков тех фрагментов, которые он так тщательно собирал. Этот огонь почти болезненный, он тянется, трудится, ищет, ушибается -- он хочет правды, он хочет другого, как раньше он хотел предметов, миллионы предметов и тянулся, чтобы схватить их. И постепенно все поглощается огнем.

Даже желание другого, даже надежда когда-нибудь сжать в объятиях и эту невозможную чистую правду, даже усилие исчезает, и все утекает сквозь пальцы. Остается только одно чистое пламя. Пламя, которое не знает, не видит, но которое чувствует и существует.

И это приятное чувство просто быть пламенем без предметов -- оно есть, оно есть просто и в чистом виде. Можно даже сказать, ни в чем другом оно не нуждается. Внутрь его втекаешь, живешь внутри, это как любовь ни к чему и ко всему. А иногда погружаешься очень глубоко внутрь; тогда там, совсем на краю этого спокойного огня такого спокойного есть нечто похожее на улыбку ребенка, что-то, что смотрит на мир своим призрачным взглядом и затем, если не обращать внимания, этот взгляд распыляется, течет в вещах, дышит в растениях, уходит в бесконечность, повсюду, улыбается в этом и в том, -- все одновременно и немедленно.

Нечего больше стремится взять, ухватить, нечего хотеть. Все здесь, абсолютно все здесь! Это здесь повсюду. Это взгляд без стены, видение, которое ничто не сковывает, знание, которое ничего не берет -- все известно, все немедленно известно, и все это проходит насквозь, убегает, как игла, легкое, как пыльца, свободное, как ветер, это улыбается повсюду, как если бы это было одно и то же повсюду. И вот это маленькое начинает узнавать мир: новая география начинает обретать рельеф, свои краски, свои варианты.

Это одна и та же вещь. И, однако, каждая вещь как бы единственная. Это тот же самый огонь, но каждый их них имеет особую интенсивность, специальную частоту, преобладающую вибрацию и которая отличается так же, как музыка.

Каждое существо имеет свою музыку, каждая вещь имеет свой ритм, каждый миг имеет свой цвет, каждое событие свой такт, и все начинает соединяться. Все приобретает свой смысл, и это как бы общий смысл, где каждый самый незначительный исполнитель имеет свое незаменимое положение, свое единственное место, свою уникальную ноту и свой необходимый жест.

И тогда широко перед нашими глазами начинает разворачиваться чудо. Мир -- это чудо, открытие на каждом шагу, открытие микроскопического, бесконечное путешествие в конечное. Мы находимся в другом сознании, мы ухватили огонь нового мира: "О, Огонь, ты вершина роста нашего существа и его наивысшего распространения, вся слава и вся красота заключается в твоем желанном цвете и в твоем совершенном видении. О, Ширь, ты полнота, которая влечет нас на край пути, ты многообразие богатств, рассыпанных повсюду."



Содержание раздела