d9e5a92d

О наказании

Ни в пучине морской, ни на небе, ни в скалистых пещерах нигде на земле не укрыться злодею от плодов злых деяний своих.
Ни в пучине морской, ни на небе, ни в скалистых пещерах нигде на земле не сыскать того места, где спрятаться можно от смерти своей.
1 Преисподняя.
Людям свойственно крайне небрежно обращаться с приходящими к ним мыслями. Поэтому в воздухе витает множество самых разнообразных мыслей, которые в действительности никому не принадлежат; они находятся в непрестанном движении и беспрепятственно, даже слишком беспрепятственно, переходят от одного человека к другому, ибо крайне редки те люди, которые могут держать свои мысли под строгим контролем.
Прибегая к буддийской практике, чтобы обучиться контролю над своими мыслями, вы открываете для себя много интересного. Так, проводя наблюдение за своими мыслями, вы не позволяете им свободно проникать в вас и порою прочно занимать ваш ум в самое неподходящее время, вместо этого вы следите, вы наблюдаете за ними со стороны, и здесь вы с изумлением замечаете, что за какие-то мгновения в мозгу у вас проносится совершенно невероятное количество самых зловредных мыслей.
Вы считаете себя хорошим, милым и доброжелательным, вы всегда исполнены самых добрых чувств. Вы не желаете никому зла, всем желаете только блага так говорите вы себе и очень собою довольны; но если вы, когда думаете, проследите за собой только честно вы обнаружите, что голова ваша набита порой просто ужасающими мыслями, которых вы прежде даже не замечали.
Чем, например, отвечаете вы своим друзьям, родственникам, знакомым, когда что-то вышло йе по-вашему: вы без промедления посылаете их всех к черту! Вы тут же желаете им каких только возможно неприятностей, даже не замечая этого!

С каким чувством вы говорите: “Так и надо! Это научит его уму-разуму!” Или когда осуждаете: “Нужно было смотреть, что делаешь!” Или, если кто-либо поступает не по вашему: “Он за это еще поплатится!”, и так далее.
Вы не осознаете всего этого, потому что не обращаете внимания на свои мысли. Вы осознаете это, когда это уж слишком явно; когда же мысли ваши только приходят и уходят вы этого почти не замечаете. Таким образом, вы обнаруживаете, что если вы действительно хотите быть чистыми и целиком быть на стороне Истины, то от вас потребуются постоянное внимание, собранность, искренность, способность вести самонаблюдение, осуществлять самоконтроль, то есть качества, свойственные не каждому.

И вы начинаете понимать, как это трудно быть по-настоящему искренним.
Человек льстит себе, когда думает, что у него только добрые чувства и благие намерения, что действует только во имя блага да, это так! но только до тех пор, пока он сознателен и владеет собой, но стоит его вниманию несколько ослабиться, как в нем помимо его сознания начинает твориться все, что угодно, и все это не очень-то красиво.
Если вы хотите добиться полной чистоты в доме, то поддерживать чистоту и следить за ним нужно долго, очень долго; и особенно не поддаваться мысли, что вы уже достигли цели, вот так, одним махом, потому что в один прекрасный день вы решили быть на стороне истины слов нет, само по себе это намерение существенное и важное, но за ним последует еще много других дней, которые вы должны провести в строжайшем надзоре за собой, чтобы оставаться верным своему решению.
4 апреля 1958 г.

О наказании

Страх наказания любого повергает в дрожь, боятся смерти все. К другим ты относись как к самому себе, ни сам не убивай, ни понуждай к убийству.
Страх наказания любого повергает в дрожь, жизнь дорога для всех. К другим ты относись как к самому себе, ни сам не убивай, ни понуждай других к убийству.
Кто ради счастья своего других существ готов подвергнуть муке, тот не достигнет счастья после смерти.
Кто ради счастья своего других существ не подвергает муке, тот достигает счастья после смерти.
Ты людям грубых слов не говори, твои слова к тебе же возвратятся. Гневные слова страдания приносят, и произнесший их получит их же и в ответ.
И если ты, как гонг разбитый, и тих и молчалив, то ты уже достиг Нирваны и корни зла в себе перерубил.
И как пастух на пастбище сгоняет палкой стадо, так смерть и старость жизнь выгоняют из всего живого.
Глупец не знает, что творит, свершая дело злое; содеянное зло его поглотит и сожжет, как пламя жаркое огня.
Кто зло беззлобному способен причинить и безобидного обидеть, тот будет обречен одно из десяти страданий испытать:
Жестокую он испытает боль, невосполнимые утраты понесет, изведает тяжелые страданья, неизлечимую болезнь и, наконец,
233
рассудок потеряет.
Гоним властями будет и жертвой станет клеветы, утрату близких и богатства он познает.
Огонь сожжет его жилище; а после смерти, утратив тело, он вновь родится, но в аду.
Ничто не может смертного очистить, коль он сомнение в себе не победил: ходи он хоть нагим, хоть волосы свяжи узлом, хоть пребывай в грязи, постись, спи на сырой земле и пеплом натирайся, и позы принимай аскетов.
Пусть будет он одет богато, но если безмятежен ум его, сам он спокоен, сдержан, собой владеет, чист, не причиняет зла другому существу, то он Брамин и Бхикху, и аскет.
Найдется ль в этом мире человек, что вовсе бы не заслужил упрека, как скакун, хотя и чистокровный, удара бы не заслужил хлыстом.
Будь, как скакун горячий, нетерпелив и скор в своем стремленьи к цели. Пусть добродетель, вера, самоуглубленность и жажда Истины, энергия и праведность, и совершенство знанья, и преданность ученью в тебе разрушит всякое страданье.
По своему желанию направить воду могут те, кто строят акведуки, полет стрелы направить лучник может; преображает плотник дерево в своих руках; мудрец собою управляет.
Создается впечатление, что все это было написано для людей, достаточно наивных. Довольно забавно выглядит весь этот список несчастий, которые обрушатся на вашу голову за совершенное зло.
Будде, по всей видимости, приходилось подбирать выражения для своих проповедей разумеется, если мы имеем дело с точным воспроизведением его слов сообразуясь с аудиторией, так что, обращаясь к людям, простым и необразованным, он, чтобы им было понятнее, в своей речи опирался на явления чисто материального мира, используя сравнения из повседневной жизни, из непосредственной окружающей действительности. Стихи эти существенно различаются по своему значению.

Некоторые из них стали очень известными, как, например, последний, где сначала говорится о том, как ремесленник работает каждый над своим материалом, чтобы воплотить то, что он задумал, а затем следует это неожиданное заключение: мудрый управляет собою.
Впечатление и в самом деле такое, что с того времени человек ушел далеко вперед в своем умственном развитии. Мысль усложнилась, психическая жизнь людей стала глубже, так что почти детскими кажутся эти рассуждения и доводы, приводимые в этих строфах.

Но стоит перейти к практике, как становится ясно, что человек остался примерно на том же уровне, что если в умственном отношении и был достигнут какой-то прогресс, то со стороны духовной практики положение дел, и без того бывшее отнюдь не блестящим, кажется, стало еще хуже; а в этих стихах еще ощущается детская простота, что-то чистое, неиспорченное и, к сожалению, человечеством уже утерянное.
В ту эпоху существовало нравственное здоровье, ныне совершенно утраченное. Все эти наставления вызывают у вас улыбку, однако довести до дела то, чему они учат, теперь значительно труднее, нежели в те времена.

Кажется, какой-то дух лицемерия, безосновательных притязаний, скрытого внутреннего раздвоения овладел умом и всем образом жизни человека, и люди самым губительным образом научились обманывать сами себя.
В то время достаточно было сказать: “Не делай зла, ты будешь наказан за это” и в простоте своего ума и сердца человек думал: “Правда! Лучше не делать зла, а то будешь наказан”, зато теперь вы скажете с иронической улыбкой: “Я наверняка сумею избежать наказания”.
Человек, похоже, вырос в умственном отношении, он стал будто лучше жонглировать идеями и с точки зрения разума подходить к моральным принципам, но в то же время утратил здоровое простодушие живших ближе к Природе и не столь искушенных в играх с идеями. Таким образом, человечество, кажется, приблизилось к чрезвычайно опасной поворотной точке; те, кто пытается найти выход из состояния общего упадка, проповедуют возврат к простоте былых времен, но это, естественно, невозможно, ибо пути назад нет.
Нужно идти дальше, нужно двигаться вперед, подняться к большим высотам, оставить жажду удовольствий и личного благополучия, но уже не из страха перед наказанием, пусть даже и не в здешнем мире, а в результате нового понимания прекрасного, жажды истины и света, осознания, что только расширяя свое сознание, наполняясь все большим светом, постоянно горя стремлением к дальнейшему самосовершенствованию, можно обрести нерушимый и всеобъемлющий покой и непреходящее счастье.
Нужно подниматься ввысь и расширять сознание подниматься ввысь ... и расширять сознание.
18 апреля 1958 г.

XI

О старости

Мир охвачен огнем, так откуда веселье и радость? Отчего же, окутанный мраком, не стремишься ты к свету?
Взгляни на убогое тело, на бренные члены его, на всю суету и пустые желанья; здесь тленно все и все непостоянно.
Это хрупкое тело страданий оплот, его участь и дряхлость, и тлен. Смертью всякая кончится жизнь.
И что за радость созерцать белеющие кости, разбросанные, словно кабачки осеннею порой?
В этой крепости, что из костей твоих, плоти и крови, утвердились лишь гордость и зависть твои, разложенье и смерть.
Когда-нибудь ветшают даже царские расписанные ярко колесницы. Ветшает и с годами наше тело; но истинный Закон не знает тленья, и мудрый может передать его другому.
Невежа старится, как вол; он вес приумножает своей плоти, но не знанья.
Много раз проходя через циклы рождений, я строителя дома искал своего. Как мучительны циклы рождений!
Я нашел тебя, строитель, наконец! Не построить больше тебе тела моего жилища. Сломаны балки на крыше, рухнул на землю конек.

И разумом своим освобожденным убил я все в себе.
Кто не умел смирять себя, кто в молодые годы богатства истинного не скопил, тот гибнет, словно цапля старая у озера, в котором рыбы нет.


Кто не умел смирять себя, кто в молодые годы богатства истинного не скопил, тот луку ветхому подобен, он плачет по утраченной им силе.
Есть одна вещь, о которой здесь явно не говорится, но которая никак не менее важна, чем все остальное, а именно: есть старость гораздо более опасная и более реальная, чем просто преклонные годы это неспособность к внутреннему росту и развитию.
Как только человек прекращает двигаться вперед, развиваться, самосовершенствоваться, внутренне обогащаться, изменяться, он действительно стареет, иначе говоря, начинается движение вспять, к саморазрушению.
Встречаются старики среди молодых, бывают и старики юными. Пока в человеке жив огонь стремления к самосовершенствованию, к внутреннему изменению, пока он способен оставить все, что у него есть, чтобы быстро двигаться вперед, пока он всегда готов сделать новый шаг в своем развитии, в самосовершенствовании, в самопреобразовании он вечно молод.

Если же человек, довольствуясь достигнутым, перестает двигаться вперед, если живет с ощущением, что достиг цели и теперь осталось только наслаждаться плодами своих усилий, тогда он одной ногой стоит уже в могиле, это уже разложение и настоящая смерть.
Все достигнутое всегда ничто по сравнению с тем, что предстоит достигнуть.
Не нужно оглядываться назад. Нужно смотреть вперед, всегда только вперед и двигаться всегда только вперед.
25 апреля 1958 г.

XII

Об эго

Если ты сам себе дорог, строго следи за собой. И юным, и зрелым, и старым мудрец должен бдительным быть.
Сначала на правом пути утвердись, а после других наставляй. Так поступает мудрец безупречный.
Умея управлять собой, учи других тому, что сам умеешь делать, наставником их будь; поистине, трудней всего добиться власти над собою.
Поистине, ты сам себе хозяин, захочешь ли признать хозяином другого? Добившись власти над собой, ты обретешь большую силу.
Как сокрушает камни драгоценные алмаз, так сокрушает сам себя глупец, творящий зло и зло в себе несущий.
Как гибнет дерево, обвитое плющом, так губят человека зло-деянья им сотворенные. Такое пожелать лишь враг способен.
Как просто навредить себе, попасть в беду, но как же трудно добиться блага для себя и пользы.
Глупец, в невежестве своем учение отвергнув Благородных Духом, себя тем самым губит, подобно дереву бамбука, что гибнет от своих плодов.
Зло совершая, вред себе приносишь. Избегнув зла, приносишь очищенье; порочным или чистым быть лишь от тебя зависит; нам не дано другого сделать чистым.
Что суждено тебе как Благо, не предавай в погоне за чужой судьбой. Что предначертано тебе, то не дано другому.

Поняв, что Благо для тебя, ты от него не уклоняйся.
Здесь больше речь идет об эгоизме, чем собственно об эго.
Избавиться от эгоизма относительно легко, потому что всем известно, что это такое. Его проявления легко обнаружить и легко с ними справиться, если человек действительно этого хочет.
А вот эго выявить значительно труднее, потому что, по сути дела, обнаружить его можно только выйдя за его пределы, иначе оно никак не уловимо. В человеке все с головы до пят, начиная внешним и кончая внутренним, начиная физическим и кончая духовным все пронизано его эго. Эго участвует во всем и потому не осознается вами.

Нужно преодолеть его, оставить его, освободиться от него, по крайней мере, частично, пусть даже в какой-то самой небольшой части существа, чтобы составить себе представление о том, что есть эго.
Эго с одной стороны способствует развитию индивидуальности в человеке, а с другой препятствует становлению в нас божественного. Так вот. Теперь соедините одно с другим, и вы получите эго.

Не будь эго, при нынешнем устройстве мира не было бы и индивида, но пока оно есть, мир не может быть проявлением Божественного в полной мере.
Было бы логично заключить: “Очень хорошо, станем сначала сознательными личностями, а затем отбросим эго и достигнем божественного сознания”. Однако к тому времени, когда мы становимся сознательными личностями, мы настолько привыкаем жить с эго, что перестаем уже даже различать его, и нужно много потрудиться, чтобы увидеть его присутствие.
В то же время всем известно, что такое эгоизм: если вы стараетесь из всего извлечь выгоду для себя, а до остальных вам нет дела, то это называется эгоизмом, если вы считаете, что вы пуп земли и все прочее существует только постольку, поскольку существуете вы, это эгоизм. Но все это очевидно и нужно быть слепым, чтобы не видеть в себе эгоиста.

В большей или меньшей степени все люди немного эгоисты, в конце концов, существуют нормы, в пределах которых эгоизм людей приемлем, но даже в обычной жизни, если кто-то не в меру эгоистичен, то он получает щелчок по носу, потому что из-за своей эгоистичности человеку не очень-то нравится эгоизм другого.
Все это само собой разумеется и признается моральной нормой: нужно быть немного эгоистом, но не слишком, а так, чтобы было не очень заметно! А вот об эго даже и речи нет, потому что оно никем не осознается.

Это спутник настолько близкий, что о его существовании даже и не подозревают; тем не менее до тех пор, пока оно присутствует в человеке, божественного сознания ему не достичь.
Эго это то, что позволяет нам осознавать себя отдельным, обособленным от всех остальных, существом. Не будь эго, человек не смог бы воспринимать себя отдельной личностью. Он ощущал бы себя малой частицей некоего целого, крохотной частицей огромнейшего целого.

В то время как каждый из вас, без сомнения, осознает себя совершенно обособленной личностью. Это ощущение существует у вас благодаря вашему эго.

И до тех пор, пока у вас сохраняется подобного рода ощущение, оно будет говорить о том, что у вас есть эго.
Когда вы начинаете осознавать, что вы это все и в то же время всего только точка среди бесчисленного множества других точек, принадлежащих одной и той же личности, осознавать, что вы повсюду, когда чувствуете, что вы во всем, что обособленности, разъединенности не существует, тогда вам становится ясно, что вы на пути к избавлению от своего эго.
Наступает даже такое время, когда уже невозможно подумать или сказать: “Это не я”, так как сам способ выражения, ваши слова о том, что Все это вы, или вы это Все, что вы есть Божественное, или Божественное есть вы, говорят о том, что в вас все еще остается эго.
Бывают мгновения они приходят как вспышки молнии и так же мимолетны когда нет уже того, кто думает, знает, чувствует, живет, есть только то самое “Все”. При этом... у вас нет ни малейшего ощущения, что... это вы достигли такого состояния.
Если это так, то все прекрасно. Но пока вы не достигли такого состояния, это значит, что где-то в вас еще остается уголок для эго: обычно эго сохраняется в нас в постороннем наблюдателе, который все время присутствует в нас и наблюдает за окружающим миром.
Так что вам не следует утверждать, будто вы полностью избавились от своего эго. Это неверно.

Вы можете сколько угодно говорить, что вы на пути к избавлению от него, только это будет неправильно.
У вас, думаю, этого еще не произошло, пока еще нет, не так ли! Это, однако, необходимо, если вы, действительно, хотите знать, что такое Супраментальное.

Если вы стремитесь стать представителем нового человечества, вам нужно принять твердое решение оставить свое эго, превзойти его, ибо до тех пор, пока оно сохраняется в вас, Супраментальное будет вам неведомо и недоступно.
Но если, прилагая усилия, подчиняя себя определенной дисциплине, достигая все большего умения управлять собою, вы превзойдете свое эго, преодолеете его пусть даже в самой малой части своего существа, где-то в вашем сознании откроется как бы маленькое окно, через которое внимательным взглядом вы можете уловить Супраментальное. Ведь даже при самом мимолетной встрече с Супраментальным человек соприкасается с такой красотой, что немедленно загорается горячим желанием оставить все остальное, расстаться со своим эго!
Я не говорю, заметьте, что нужно полностью освободиться от своего эго, чтобы получить некое представление о Супраментальном мире, ибо в таком случае это было бы почти невозможным. Нет, для этого достаточно совсем немного освободиться от бремени эго в какой-то, даже самой малой части своего существа, пусть даже только самым краешком ума; если же в ментальной и витальной частях, то просто замечательно; но если случайно хотя, нет, отнюдь не случайно, а в результате многих усилий вы войдете в контакт со своим психическим существом, то тогда перед вами распахнутся широкие врата в Супраментальный мир. С помощью психического у вас в один миг откроется ясное видение Супраментального во всей его красоте но это будет только видение, не реализация.

Психическое это врата в Супраментальное. Но даже если и без этой прекрасной реализации соединения с психическим существом если вам удалось добиться свободы лишь в какой-то ментальной или витальной части, то вы как будто. пробиваете в дверях отверстие, своего рода замочную скважину, через которую вы уже можете что-то увидеть, совсем немного, небольшое видение, но уже и одно это так привлекательно, так интересно.
2 мая 1958 г.

XIII

О мире

Не позволяй уму лениться и не иди тропою зла. Отринь ошибочные взгляды.

Напрасно время не теряй.
Восстань. Отринь беспечность. Ученья мудрости держись.

Мудрец узнает счастие и в этом мире, и в миру ином.
Ученья мудрости держись, не зла; Мудрец узнает счастие и в этом мире, и в миру ином.
Царь смерти Яма не сможет отыскать того, кто мир воспринимает как мираж или пустой пузырь.
Взгляни на мир; он словно царская расписан колесница для привлечения глупцов, но нет в нем ничего, чем можно было бы прельститься.
Кто был беспечен прежде, но бдительность потом обрел, тот мир наш озаряет, как луна, что вышла из-за туч.
Кто зло содеянное благими искупит делами, тот мир наш озарит, как ночью яркая луна, что выйдет из-за туч.
Окутан мраком этот мир, здесь редко кто стезю свою находит; они, подобно птице, ускользнувшей из сетей, стремятся к небу.
По солнцу лебеди находят путь. Кто сокровенные имеет силы по воздуху летит.

А мудрые мир этот покидают, Мару победив и полчища его злых сил.
На зло способен тот, кто преступает хотя бы заповедь Учения одну, кто может ложью осквернить уста и высшим миром пренебречь.
Поистине, скупому не достичь обители богов; глупцу неведомо то счастье, что приносит щедрость. А мудрый в щедрости блаженство обретет и будет счастлив в запредельном мире.
Чем править на земле, чем вознестись на небо и подчинить себе несметные миры, достойнее к Божественному устремиться Духу.
Эта глава содержит четыре совета, которые мне хотелось бы использовать для нашей медитации, а именно: “Не позволяй уму лениться”, “Отринь ошибочные взгляды” (чего люди, к сожалению, не делают) и “Восстань. Отринь беспечность”.
Сегодня, по крайней мере, мир устроен так будем надеяться, что он таким не останется навсегда, что человек неразвитый, без какой-либо подготовки, сталкиваясь с разными идеями, невольно выбирает идеи ложные.
Так же и ребенок, который не получил должного воспитания, всегда избирает дурную компанию. С такими примерами я постоянно сталкиваюсь на практике.

Если ребенок воспитывается в особой замкнутой обстановке и с раннего возраста проникается духом той особой атмосферы, особой чистоты, он, возможно, не сделает дурного выбора; но если взять обычного ребенка и поместить его в окружение, где есть как хорошие, так и дурные элементы, то такой ребенок потянется сразу к тем, кто может испортить его, в общем, к самой дурной компании.
Так же и человек, не обладающий развитым интеллектом, если предложить ему на выбор разные идеи и мысли, то из них он всегда предпочтет какие-нибудь глупости, потому что, как сказал Шри Ауробиндо, этот мир мир лжи, невежества, и необходимы усилия, необходима устремленность к Истине, необходимо войти в контакт со своим глубинным существом контакт осознанный и ясный, чтобы суметь отличить истинное от ложного и положительное влияние от дурного. Не работая над собой в этом направлении, не предпринимая усилий, человек скатывается в пропасть.
Такое положение вещей в мире обязано тому, что миром правят (нет, отнесем все к прошлому времени так будет ближе к истине), миром правили Ложь и Неведение.
В действительности, все пока еще остается по-прежнему, не нужно тешить себя иллюзиями; но, возможно, ценой огромных усилий и предельной бдительности мы добьемся того, что все станет иначе ... в недалеком и скором будущем “возможно” означает “в недалеком будущем”.
Вне всякого сомнения однажды это произойдет, но мы хотим, чтобы это случилось как можно скорее, вот почему мне нравятся эти два последних наставления: “Восстань. Отринь беспечность”.
9 мая 1958 г.

XIV

О Пробужденном

Непревзойденный и равных не имеющий себе как проследить пути его, когда следов он не оставил, Пробужденный, что в мире пребывает Бесконечном?
Как заблудиться могут те, в ком нет ни вожделений, ни желаний? Как отыскать пути к Нему, что не оставил никаких следов, к тому, что Пробужден и пребывает в мире бесконечном ?
Богов способен зависть возбудить мудрец, что предан самоуглубленью, тот бдительный и Пробужденный, что с радостью живет в уединении.
Родиться человеком трудно. Планида смертной жизни нелегка.

Непросто участи счастливой заслужить, услышать истину Ученья, еще труднее Буддой стать и называться Пробужденным.
Не делай зла; твори добро и ум свой в чистоте держи вот Будды Пробужденного ученье.
Терпение достоинство из лучших у аскета; Нирвана высшее из состояний, так Будды говорят. Тот не монах, кто причиняет зло; воистину, и не подвижник тот, кто притеснять других стремится.
Не обижать других, не причинять вреда, учиться по Закону жить Ученья, умеренность в еде, уединенье, погруженность в высшее сознанье вот ученье Будд.
Дождю из золота не утолить желаний жажду, желанья наши ненасытны и страданья порождают. Известно это мудрецам.
246
Не ищет мудрый наслаждений ни в небесах, ни на земле; он Будды ученик и радость лишь находит в усмиренъи всех желаний.
Люди, гонимые страхом, в горах и в лесах, и в храмах пытаются скрыться.



Содержание раздела