d9e5a92d

Еремеев В. - Си цы чжуань

Си цы чжуань ("Комментарий к присоединенным изречениям")
Верхний раздел
Чжан 1

Небо возвышенное, а Земля низменная. Так же определяются Цянь и Кунь.
Низкое и высокое располагаются в ряд, и благородное и ничтожное получают свои позиции. Движение и покой обретают постоянство, и твердое (ган) и мягкое (жоу) разграничиваются.

Стороны квадрата (фан) как однородное (лэй) сходятся, вещи как множественное (цюнь) расходятся, и счастье и несчастье рождаются.
В Небе вызревают образы (сян), а на Земле вызревают телесные формы (син). Это приводит к проявлению изменений (бянь) и превращений (хуа).
Поэтому твердое и мягкое трутся друг о друга. Восемь триграмм раскачивают друг друга, возбуждаясь громовыми раскатами и оплодотворяясь ветром и дождем.

Круговращаются Солнце и Луна то холод, то жара.
Дао Цянь доводит до зрелости мужское. Дао Кунь доводит до зрелости женское. Цянь знает великое начало (ши).

Кунь обеспечивает созревание вещей. Цянь благодаря Переменам (и) знает (чжи).

Кунь благодаря приметам (цзянь) имеет способности (нэн).
От Перемен к познанию (чжи) Перемен. От примет (цзянь) к следованию (цун) Переменам. От познания (чжи) Перемен к обретению родства (цинь).

От следования Переменам к обретению заслуг (гун). От обретения родства к возможности дления (цзю). От обретения заслуг к возможности возвеличивания (да). От возможности дления к благодати (дэ) благородного человека (сянь жэнь).

От возможности возвеличивания к деяниям (е) благородного человека. Перемены и приметы это основа устроения (ли) достижений (дэ) в Поднебесной.

Устроение достижений в Поднебесной это основа законченности установления в ее середине (чжун).
Чжан 2
Совершенномудрые люди (шэн жэнь) создали гуа, наблюдали символы (сян), присоединили изречения (цы) и познали счастье и несчастье.
Твердое и мягкое подталкивают друг друга и производят изменения (бянь) и превращения (хуа).
Поэтому счастье (цзи) и несчастье (сюн) символы (сян) потери и обретения. Сожаление (хуй) и недовольство (линь) символы печали и опасения. Изменения (бянь) и превращения (хуа) символы продвижения (цзинь) и отхода (туй). Твердое (ган) и мягкое (жоу) символы дня и ночи.

Движение шести черт дао трех пределов.
Поэтому то, что благородного человека (цзюнь-цзы) успокаивает и занимает, порядок Перемен, то, что радует и развлекает, изречения (цы) к чертам.
По этой причине благородный человек, пребывая в покое, созерцает их символы и изучает их изречения, а действуя, созерцает их изменения и изучает их предсказания.
Поэтому: "Само Небо помогает этому счастье и ничего неполезного" ( 14/6) [1].
Чжан 3
Суждения (туань) это пояснения к образам (сян). Черты (яо) это пояснения к изменениям (бянь). "Счастье" (цзи) и "несчастье" (сюн) это пояснения к утратам и приобретениям. "Сожаления" (хуй) и "недовольства" (линь) это пояснения к маленьким проступкам. "Не будет неприятностей" (у цзю) это когда добродетель исправляет оплошности.
Вследствие этого иерархия благородного и ничтожного заложена в позициях (вэй). Расстановка малого и великого заложена в символах гуа. Различение счастья и несчастья заложено в изречениях (цы).

Беспокойства по поводу сожалений (хуй) и недовольств (линь) заложены в промежутках (цзе). Переживания об отсутствии неприятностей (у цзю) заложены в "сожалениях" (хуй).
По этой причине символы гуа содержат малое и великое. Изречения (цы) содержат трудное и легкое.

Каждое из изречений означает то, к чему оно ведет.
Перемены (и) следуют мерам-правилам (чжунь) Неба и Земли. Поэтому они способны полностью сплести дао Неба и Земли. Глядя вверх, будешь наблюдать небесные узоры (вэнь).

Глядя вниз, узришь земные построения (ли). По ним познаются причины мрака и света.

Исток начала оборачивается концом в этом познается объяснение смерти и рождения.
Чжан 4
Эссенциальная пневма (цзин ци) создает вещи (у). Странствующие души-хунь создают изменения (бянь).

По ним познают свойства и облик душ-гуй и духов-шэнь.
Уподобляюсь Небу и Земле. Потому не перечу (бу вэй).
Знаю круговорот тьмы вещей и дао развития Поднебесной. Потому не переусердствую (бу го), а прохожу стороной и не останавливаюсь.
Радуюсь (лэ) Небу, знаю предопределение (мин). Потому не печалюсь (бу ю).
Благоденствую на своем месте, проявляя человечность (жэнь). Потому могу любить (ай).
Беру за образец превращения (хуа) Неба и Земли и не переусердствую (бу го). Следую изгибам возникновения тьмы вещей и не беспамятствую (бу и). Проникаю в дао дня и ночи и осознаю (чжи).

По существу, [для овладения] духом-шэнь нет метода (фан), а Перемены не имеют формы (ти).
То инь, то ян это называется дао. За ним следует добро (шань), которое переходит в природу (син). Человечный видит ее и называет человечностью (жэнь).

Сознающий видит ее и называет сознанием (чжи). Простой люд ежедневно пользуется ею, но не ведает.

Поэтому редко кто следует пути-дао благородного человека (цзюнь-цзы).
Чжан 5
Проявляется она (природа) в человечности (жэнь). Скрывается она в предназначении (юн). Возбуждает тьму вещей и не дает печалиться совершенномудрому. Наполнением дэ и великими деяниями достигают высшего. Получение изобилия называется великими деяниями (да е).

Ежедневное обновление называется наполнением (чэн) дэ.
Порождение порождений называется Переменами (и). Доводящее до зрелости образы (сян) называется Цянь. Воплощающее способы (фа) [их проявлений] называется Кунь.

Исчисление предела для познания будущего называется предсказанием (чжань). Цикличность (тун) и изменения (бянь) называются делом (ши).

Безмерность инь и ян называется духом (шэнь).
Перемены широки и велики. Говоря о далеком, они не имеют ограничений.

Говоря о близком, они спокойны и прямы. Говоря о промежутке между Небом и Землей, они все в себе заключают.
Цянь, его покой свертывание (чжуань), его движение выпрямление (чжи). Поэтому высокое рождает он. Кунь, ее покой закрытие (си), ее движение открытие (ни). Широкое рождает она. Широкое и высокое совпадают с Небом и Землей.

Циклы изменений (бянь) совпадают с четырьмя сезонами. Должное (и) инь и ян совпадает с Солнцем и Луной.

Добро-шань Перемен и примет (цзянь) совпадает с высшей дэ.
Учитель сказал:
Разве Перемены не совершенны? Перемены это то, благодаря чему совершенномудрые люди возвеличивали свое дэ и распространяли свои деяния, познавали высшее и благопристойно (ли) относились к низшему.
Высокое подражание (сяо) Небу. Низкое способ (фа) [действия] Земли.

Небо и Земля устанавливаются по позициям (вэй), и Перемены (и) движутся (син) между ними. Зрелая природа-син сохраняет жизненность (цунь цунь) и является вратами дао справедливости (и).
Чжан 6
Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели сокровенное Поднебесной и составили для всего описания внешнего вида. Образы поставили в соответствие их вещам.

На этом основании и говорили об образах.
Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели движение Поднебесной и усмотрели его схождения и связи. Поступки согласовали с правилами и ритуалом. Приложили к ним изречения, по которым можно определять счастье и несчастье.

На этом основании и говорили о чертах (яо).
Когда сказано о совершенной сокровенности Поднебесной, то уже нельзя злодействовать. Когда сказано о совершенном движении Поднебесной, то уже нельзя безобразничать. Продумай это, а затем говори.

Обсуди это, а затем действуй. Продумыванием и обсуждением доводят до завершения изменения (бянь) и превращения (хуа).
"Журавль кричит во мраке, а его птенцы отзываются. Словно переговариваются: "У меня есть кубок отличного вина" "Мы готовы разделить его с тобой"" ( 61/2).
Учитель сказал:
Благородный человек находится в своих апартаментах, а его речи расходятся по округе. Если они о добром, то им будут вторить на расстоянии в тысячу верст, а тем более поблизости. Он находится в своих апартаментах, а его речи расходятся по округе. Если они о недобром, то пробудят возражения на расстоянии в тысячу верст, а тем более поблизости.

Речи исходят от одной личности, а затрагивают весь народ. Действия направляются на близкое, а проявляются в далеком.

Речи и действия стержень и пружина благородного человека. Движения этого стержня и пружины определяют славу или позор. Речи и действия благородного человека приводят в движение Небо и Землю.

Так можно ли быть небрежным в этом?
"Содружество сначала кричит и стенает, а потом смеется" ( 13/5).
Учитель сказал:
Дао благородного человека можно выходить, а можно оставаться на месте, можно молчать, а можно и говорить. Когда два человека объединяются сердцами, их не удержат железные задвижки.

Речи объединенных сердцами своим ароматом схожи с орхидеей.
Чжан 7
"Начальная шестерка. Для подстилки предназначен белый камыш.

Неприятностей не будет" ( 28/1).
Учитель сказал:
Положить на землю можно было бы что-нибудь и попроще. Но когда используется камыш для подстилки, то могут ли быть неприятности?

Это верх осмотрительности. Камыш безделица, но при таком применении может стать важным.

Идя куда-либо, пользуйся таким искусством осмотрительности и не понесешь никаких потерь.
"Трудящийся и уступчивый благородный человек. Если обретет завершенность, то будет счастье" (15/3).
Учитель сказал:
Трудится и не хвастает. Обладание заслугами это еще не добродетель (дэ), а высшая степень великодушия.

Распинается о своих заслугах только низкий человек. Добродетель выражается в процветании. Благопристойность выражается в почтительности, которая является уступчивостью.

С помощью высшей почтительности сохраняют свое положение.
"Вознесшийся дракон обретет сожаления" (1/6).
Учитель сказал:
Благороден, а не имеет положения, возвышен, а не имеет признания. Одаренный человек находится в низком положении и не имеет помощников.

Поэтому при действиях обретет сожаления.
"Если не выйдешь из внутреннего двора, то неприятностей не будет" ( 60/1).
Учитель сказал:
Порядок порождается тем, что речи и разговоры разделяются по классам. Если правитель не таится (ми), то лишится подданных.

Если подданные не таятся, то лишатся сами себя. Если при начинании дел не таиться, то будет нанесен вред их завершению.

Поэтому благородный человек предусмотрительно таится и не выходит наружу.


Учитель сказал:
Знали ли те, кто создал Перемены, что такое разбой?
В Переменах сказано: "Носильщик а едет, и тем самым накличет приход разбойников" ( 40/3). Быть носильщиком занятие маленького человека.

Колесница орудие благородного человека. Маленький человек, а использует орудие благородного человека.

Потому разбойники замышляют ограбить его.
Если верхи попустительствуют, а низы разнузданы, то разбойники замыслят напасть на них. Скрытное попустительство наущает разбою, а обольстительная внешность наущает разврату.
В Переменах сказано: "Носильщик а едет, и тем самым накличет приход разбойников" ( 40/3). Это означает привлечь разбойников.
Чжан 8
Число Великого распространения составляет 50 [стеблей]. Из них используется 49. Разделяем их на две кучи, что символизирует двойку. Подвешиваем [между пальцами] один [стебель], что символизирует тройку.

Считаем четверками, что символизирует четыре сезона. Затем откладывается остаток, что символизирует добавочный месяц. За пять лет совершается два добавления.

Поэтому два раза откладывается и после подвешивается.
Чисел Неба пять, Земли пять. Пятерки по позициям соответствуют друг другу, и каждая имеет свою сумму. Небесные числа составляют 25. Земные числа составляют 30. Числа Неба и Земли вместе составляют 55.

Они производят изменения и превращения и движут духами гуй и шэнь.
Числа Цянь составляют 216. Числа Кунь составляют 144.

Вместе 360, что соответствует дням года. Число этих двух частей составляет 11520, что соответствует числу всех вещей.

Поэтому посредством этих четырех действий завершаются Перемены.
Требуется 18 изменений, чтобы сформировать гексаграмму. Восемь триграмм составляют малое свершение.

Если продолжать действия, классифицировать и расширять, то все события в Поднебесной могли бы исчерпаться.
Духами шэнь выявляется путь (дао) и показываются начала добродетельных (дэ) действий. Поэтому на вопрос можно получить от них ответ.

Можно также получить помощь от духов шэнь.
Чжан 9
Учитель сказал:
Тот, кто знает путь-дао изменений (бянь) и превращений (хуа), может знать, что сделано духами шэнь.
Перемены содержат четыре стороны дао совершенномудрого человека.
В речах наиболее ценимыми полагаются их изречения (цы). В действиях наиболее ценимыми полагаются их изменения (бянь). В изготовлении орудий наиболее ценимыми полагаются их символы (сян).

В гаданиях на костях и тысячелистнике наиболее ценимыми полагаются их предсказания (чжань).
Поэтому благородный человек, собираясь что-либо совершить или куда-либо пойти, спрашивает и получает ответ. Для него не существует далекого и близкого, скрытого и глубокого.

Поэтому он знает о приходящих вещах.
Если не совершенная эссенция-цзин Поднебесной, то что в состоянии предоставить подобное?
Троица и пятерица изменяются (бянь). Перекрещиваются (цо) и сплетаются (цзун) эти числа связываются (тун) их изменения.

Так образуются узоры (вэнь) Неба и Земли. Приводятся к пределу числа, а затем следует установление образов (сян) Поднебесной.
Если не совершенные изменения Поднебесной, то что в состоянии предоставить подобное?
Перемены (и) это отсутствие мышления (сы), отсутствие деяния (вэй). Они спокойны и неподвижны.

Только откликаются (гань) и тем самым следуют причинам (гу) Поднебесной.
Если не совершенные духи-шэнь Поднебесной, то что в состоянии предоставить подобное?
Перемены это то, посредством чего совершенномудрые люди достигали предела глубокого и исследовали тончайшее. Только благодаря глубокому осуществляются стремления Поднебесной.

Только благодаря тончайшему выполняются дела в Поднебесной. Только благодаря духам-шэнь не поспешают, но быстры, не двигаются, но достигают.
Учитель сказал:
Перемены содержат четыре стороны дао совершенномудрого человека. Об этом и говорилось.
Чжан 10
Небо 1; Земля 2; Небо 3; Земля 4; Небо 5; Земля 6; Небо 7; Земля 8; Небо 9; Земля 10.
Учитель сказал:
В чем предназначение Перемен? Посредством них познаются вещи, выполняются дела, охватывается дао Поднебесной.

Вот для чего они.
Поэтому совершенномудрый проникает в стремления Поднебесной, устанавливает деяния Поднебесной, решает сомнения Поднебесной.
Таким образом, дэ тысячелистника это круг, а также духи-шэнь. Дэ символов гуа это квадрат, являющийся основанием для познания.
Должное (и) шести черт выражается посредством Перемен. Совершенномудрый человек посредством их очищает сердце, отступает в укрытие и затаивается в нем, а когда счастье и несчастье возникают, то переживает их вместе с народом.
С помощью духов познается приходящее, с помощью знания сберегается уходящее. Что же еще может помочь в этом!
Древние были мужами, обладавшими чуткостью и ясностью, проницательностью и знанием, храбрым духом и отсутствием стремления убивать. Поэтому они постигали дао Неба и наблюдали нравы народа.

Они распространили духовные вещи, чтобы народ впредь ими пользовался, чтобы совершенномудрые по ним приводили в порядок заповеди, чтобы духи просветляли свою дэ.
Итак, закрытие (хэ) называется Кунь. Открытие (пи) называется Цянь. То закрытие, то открытие это называется изменениями (бянь).

Уходы (ван) и приходы (лай) без конца называются цикличностью (тун). Воспринимаемое, это называется образами (сян). Телесно оформленное, это называется орудиями (ци). Управление предназначением (юн) называется способами (фа).

Полезность (ли) и предназначение приходят и уходят. Повсеместно предназначение народ называет духами (шэнь).
Чжан 11
Таким образом, в Переменах есть Великий предел (тай цзи). Он рождает двоицу образов (и). Двоица образов рождает четыре символа (сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа).

Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.
Поэтому среди образов (сян) и способов (фа) [их проявлений] нет ничего, что было бы более великим, чем Небо и Земля. Среди циклов изменений (бянь) нет ничего, что было бы более великим, чем четыре сезона.

Среди нависающих образов ясного и светлого нет ничего, что было бы более великим, чем Солнце и Луна. Среди почтенного и высокого нет ничего, что было бы более великим, чем богатство и знатность.
Из тех, кто находит вещам применение и создает орудия, чтобы принести пользу Поднебесной, нет никого, кто был бы более великим, чем совершенномудрый человек, проникший в сокровенное, обнаруживший сокрытое, познавший глубочайшее и достигший отдаленного.
Из того, что позволяет определить счастье и несчастье Поднебесной, что создает неутомимость Поднебесной, нет ничего, что было бы более великим, чем тысячелистник и панцири черепах.
Таким образом, Небо породило духов и вещи. Совершенномудрые берут их за образец (цзэ). Небо и Земля творят изменения (бянь) и превращения (хуа).

Совершенномудрые копируют (сяо) их. Небо ниспосылает образы (сян) и показывает счастье и несчастье. Совершенномудрые подражают (сян) этому. Из Хэ вышел чертеж, из Ло [2] вышли письмена.

Совершенномудрые берут их за образец (цзэ).
Перемены имеют четыре образа (сян). Это то, посредством чего получают указания. Имеются присоединенные к ним изречения (цы). Это то, посредством чего получают сообщения. Определяют по ним счастье и несчастье.

Это то, посредством чего делают выводы.
В Переменах сказано: "Само Небо помогает этому счастье и ничего неполезного" ( 14/6).
Учитель сказал:
Помощь это поддержка. То, посредством чего Небо поддерживает, это послушание. То, посредством чего человек поддерживает, это правдивость (синь).

Если поступаешь с правдивостью и думаешь о послушании, то тем самым возвысишь достоинство. Вот почему: "Само Небо помогает этому счастье и ничего неполезного" ( 14/6).
Чжан 12
Учитель сказал:
Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает мысль. В таком случае, не могли ли мысли совершенномудрых быть невыраженными?
Учитель сказал:
Совершенномудрые составили символы-сян этим исчерпав мысли; установили гуа этим исчерпав истинное и фальшивое; присоединили изречения (цы), в которых исчерпали речь; изменяя и сочетая их исчерпали полезность; возбуждая их, стимулируя их исчерпали дух.
Цянь и Кунь это тайные силы (юнь) Перемен (и). Цянь и Кунь разделились, и Перемены установились между ними.

Если разрушить Цянь и Кунь, то не будут проявляться Перемены. Если не будут проявляться Перемены, то Цянь и Кунь совсем истощатся.
Таким образом, надформенное называется дао, подформенное называется орудием (ци). Превращения (хуа) и сокращения (цай) называются изменениями (бянь). Подталкивание (туй) и движение (син) называются цикличностью (тун).

Выделение (цзюй) и смешивание (цо) в народе Поднебесной называются деятельностью (ши е).
Поэтому вот что такое образы. Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели сокровенное Поднебесной и составили для всего описания внешнего вида.

Образы поставили в соответствие вещам. На этом основании и говорили об образах.
Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели движение Поднебесной и усмотрели его схождения и связи. Поступки согласовали с правилами и ритуалом.

Приложили к ним изречения, по которым можно определять счастье и несчастье. На этом основании и говорили о чертах (яо).
Предел сокровенного Поднебесной содержится в символах гуа. Возбуждающее движение Поднебесной содержится в изречениях (цы). Превращающее (хуа) и сокращающее (цай) содержится в изменениях (бянь). Подталкивающее (туй) и движущееся (син) содержится в циклах (тун). Дух (шэнь) и просветленность (мин) содержатся в самом человеке.

Безмолвствующее, но доводящее до завершения, не говорящее, но правдивое (синь) содержится в действиях дэ. Нижний раздел
Чжан 1

Восемь триграмм (гуа) образуют ряд, и символы (сян) содержатся в нем. При сложении они удваиваются, и черты (яо) содержатся в них.
Твердое (ган) и мягкое (жоу) подталкивают друг друга, и изменения (бянь) содержатся в этом. Прилагаемые к ним изречения (цы) дают указания, и движение содержится в них.
Счастье (цзи) и несчастье (сюн), сожаления (хуй) и недовольства (линь) возникают посредством движения.
Твердое и мягкое это то, что устанавливает корень (бэнь). Изменения (бянь) и цикличность (тун) это то, что понуждает время (ши).
Счастье и несчастье постоянно побеждаются. Дао Неба и Земли постоянно наблюдается.

Дао Солнца и Луны постоянно дает просветленность. Движение Поднебесной постоянно единое.
Цянь с точностью являет человеку Перемены. Кунь с послушностью являет человеку приметы (цзянь). Черты это то, что подражает этому.

Символы это то, что изображает это. Черты и символы движутся изнутри. Счастье и несчастье приходят извне. Заслуги и деяния проявляются в изменениях (бянь).

Природа совершенномудрого человека проявляется в изречениях (цы).
Великое дэ Неба и Земли называется рождением (шэн). Великая драгоценность совершенномудрого человека называется достоинством (вэй). То, посредством чего сохраняется достоинство, называется человечностью (жэнь). То, вокруг чего объединяются люди, называется талантом (цай).

То, что упорядочивает талант и направляет речи, а людям запрещает творить неправое, называется справедливостью (и).
Чжан 2
В древности Баоси [3] был ваном Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба.

Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и).

То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ. Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа), которые показывают сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагают по родам свойства тьмы вещей.

Начал вязать узелки на веревках, плел сети и силки, чтобы заниматься охотой и рыбной ловлей.
Видимо, это было взято из [гексаграммы] Ли ("Разделение", 30).
Баоси скончался, и Шэньнун [4] принялся за дело. Подрубив дерево, сделал сошник, согнув дерево, сделал соху. Применяя вспахивание и прополку, получил прибыток.

Обучил этому Поднебесную.
Видимо, это было взято из гексаграммы И ("Прибыль", 42).
В середине дня сделал рынок и преподнес его народу Поднебесной. Собрал товары в Поднебесной.

При равных обменах и уступках каждое обрело свое место.
Видимо, это было взято из гексаграммы Ши хэ ("Раскусывание", 21).
Шэньнун скончался, и Хуан-ди, Яо и Шунь [5] принялись за дело. Пустив в обращение эти изменения (бянь), сделали так, чтобы народ не изнурялся.

Одухотворили и преобразили (хуа) его, делая так, чтобы народ следовал за ними.
Исполнение Перемен-и причина изменений-бянь. Изменения-бянь причина цикличности-тун.

Цикличность-тун причина дления-цзю.
Вот почему: "Само Небо помогает этому счастье и ничего неполезного" ( 14/6).
Хуан-ди, Яо и Шунь передали потомкам верхние и нижние одежды, и Поднебесная пришла в порядок.
Видимо, это было взято из гексаграмм Цянь ("Энергичность", 1) и Кунь ("Податливость", 2).
Выдалбливали дерево и делали лодки, обтесывали дерево и делали весла. Лодки и весла использовались для того, чтобы переправляться по реке туда, куда нет дорог.

Доплывали до отдаленных мест, чтобы приносить пользу Поднебесной.
Видимо, это было взято из гексаграммы Хуань ("Распад", 59)
Ездили на волах, впрягали в колесницы лошадей. Перевозили грузы, добираясь до отдаленных мест, чтобы приносить пользу Поднебесной.
Видимо, это было взято из гексаграммы Суй ("Следование", 17).
Делали высокие двери, били в колотушки, чтобы отпугнуть непрошеных гостей.
Видимо, это было взято из гексаграммы Юй ("Беспечность", 16).
Переломив дерево, делали песты, накопав глины, делали ступы. Польза от ступ и пестов была в том, что весь народ получал прибавление.
Видимо, это было взято из гексаграммы Сяо го ("Малый переход", 62).
Натянув тетиву на дерево, делали луки. Заострив дерево, делали стрелы.

Польза от лука и стрел была в том, что они придали величие Поднебесной.



Содержание раздела