d9e5a92d

Политеистические склонности древних египтян

Политеистические склонности древних египтян кажутся несомненными, однако Уоллис-Бадж рассматривает многочисленных богов, которым поклонялись в династические времена, в качестве аспектов единой созидающей силы. При этом он считает, что различные животные, которые почитались как обиталища богов, скорее являются самими богами. Принимая во внимание очевидные различия, я предлагаю следующую классификацию:
1. Аборигенные боги, или боги номов додинастического периода.
2. Цари-боги, или божества во плоти.
3. Чужеземные божества, которые были навязаны коренному населению некими пришельцами, или же естественно интегрировавшиеся с исконно египетскими божествами в результате влияния других культур.
4. Эпагоменальные Неферы.
5. Внеземные (звездные) влияния.
Давайте начнем с первой категории: аборигенных богов, или богов номов додинастического периода. В своем фундаментальном труде Боги Древнего Египта Уоллис-Бадж приводит полный перечень богов и местностей, где им изначально поклонялись.

ном столица бог
Та-Хент Абу (Элефантина) Хнум
Тез-Херту Теб Гор Бехдетский
Тен Нехен Нехбет
Уасет Уасет (Фивы) Амон-Ра
Херуи Гебтиу Мин
Аата Иуы-та-Нечерт (Дендера) Хатор
Сешеш Кет Хатор
Абт Абидос Инхар
Амсу, Хент-Мен Мин
Мин или Хем (Ипу)
Уатчат Тебут Хатор
Неферуй Ту-Кват Гор
Сет Шасхотеп Хнум
Ту-Ф Нут-Эн-Бак Гор
Атеф-Хент Саути Упуат (или Упвавет)
Атеф-Пеху Квеси Хатор
Ун Хеменну Тот
Мех-Махетч Хебену Гор
Анпу Каза Анубис
Сеп Хет-Сутен Анубис
Уаб Пермеджед (Оксиринх) Сет
Атеф-Хент Ненинисут Херишеф
Атеф-Пеху Эрмен-херт Хенму
Та-Шэ Шедет (Крокодилополь) Себек
Матен Теп-Ахет Хатор
Нижний Египет
ном столица бог
Анед-Хетч Мен-неферт (Мемфис) Птах
Хансу Сехем Харур
Амент Нут-энт-Хап Хатор
Сапи-Рес Тчега Себек
Сап-Мех Саис Нейт, А мои
Казет Хасут Амон-Ра
Амент Сенти-Неферт Ху
Абт Тхекет Тему
Ати Пер-Усир (Бусирис) Осирис
Ка-Квем Хет-та-хер-аб Гор
Ка-Хесед Хебес-ка Исида
Феб-Ка Феб-нефер Инхар

Как видим, каждый ном имел свое божество-представителя, храм которого располагался в столичном городе этого нома. Храмы были рабочим местом жрецов, отвечавших за содержание самого храма и храмовых построек, религиозное воспитание народа, а также выполнявших другие жреческие обязанности, среди которых были такие услуги, как исцеление, отправление индивидуальных и государственных культов, а также мумификация умерших.

Таким образом, жрецы подразделялись на различные группы: писцов, целителей, совершавших возлияния, магов, ясновидящих и т. п. Жрецами были как мужчины, так и женщины.
В религиях номов определенно просматривается значительное шаманское влияние. К примеру, жрецы Анубиса во время отправления культовых обрядов надевали маску шакала, тем самым исполняя роль самого Анубиса или выступая в качестве канала-проводника божественных энергий. Подобно предводителям племен, древние боги номов имели скипетр, причем один конец скипетра был раздвоенным и заостренным, тогда как другой конец был украшен головой тотемного животного данного нома. С течением времени многие животные и фетиши доисторического периода приобрели человеческие черты и прочно утвердились в качестве самостоятельных божеств.

Поскольку древние египтяне не представляли себе бога без семьи, у божеств вскоре появились мужья (жены) и сыновья (дочери); так возникли известные триады.
Некоторые из перечисленных выше богов существовали гораздо ранее остальных: например, Нейт, о которой будет сказано ниже. Интересно, что в египетском языке слово небо женского рода, поэтому небосвод превратился в богиню Нут, или Хатор (египтяне изображали ее в виде небесной коровы, чей живот был усыпан звездами). С другой стороны, Землю египтяне относили к мужскому роду; они представляли ее в виде лежащего ничком мужчины, из спины которого пробивалась вся земная растительность. Этого земного бога египтяне называли Геб. С точки зрения современного акцента на женском качестве Земли (Геи), трудно удержаться от искушения спросить: нет ли здесь смешения крайностей особенно если учесть, что египтяне более почитали лунных богов, нежели богинь?

В преклонении перед Нилом, а также другими природными явлениями или фетишами явно прослеживается пантеизм и анимизм. Некоторые из величайших египетских центров знания зарождались в храмах древних богов номов взять хотя бы храм Птаха в Мемфисе.

Поскольку количество богов, которым поклонялись в дельте Нила, с годами стало значительным (Тутмос III насчитывал не менее 740, большинство из которых были, вне всякого сомнения, не более чем добрыми гениями-покровителями данного места или духами предков), я буду говорить в дальнейшем только о тех известных божествах, чьи энергии соответствуют теме нашего исследования.

Хекв-Ат Хент-Йабет Уну (Гелиополь, Он) Чару (Танис) Ра Гор
Теут Хатур (Гермополь) Тот
Ха Пер-ба-наб-джеб (Мендес, Бенбет) Банебдедет
Сам-Бехутет Па-хен-ен-Амен Ам он -Ра
Ам-Хент Пер-Баст (Бубаст) Баст
Ам-Пеху Пер-Уаджет (Буто) Уаджет (Уто)
Септ Квезем Сеп

В том, что касается второй категории царей-богов или земных воплощений божеств, то в течение многих столетий фараоны считались сыновьями богов, а посему получали соответствующие почести. Тому есть два возможных объяснения, первое из которых звучит довольно прямолинейно: считалось, что либо первые племенные предводители, либо представляющие их шаманы (жрецы) являются воплощением сущности местного божества, причем этот дар, естественно, передавался от родителя к ребенку.

Подобное верование можно рассматривать в качестве архаичной формы божественности царских прав. Второе объяснение включает в себя древнюю легенду о Шемсу-Гор, или о сыновьях Гора, которые несли в себе ген божественных своих предков Неферов. Считалось, что фараоны ранних династий имели божественную кровь, хотя в более позднее время наследственной крови становилось все меньше, пока она вовсе не исчезла.

Так ли это было на самом деле? Легкий намек, подтверждающий это, можно обнаружить в легенде о том, как верховный бог Ра посетил Реддедет (жену верховного жреца) в отсутствие супруга и как от этого союза родились три первых царя пятой династии. Фактически, египтяне считали, что Ра в той или иной степени причастен к зачатию каждого фараона.

Готовясь к написанию книги Атлантида: миф или реальность?, я провела сравнительный анализ групп крови для обнаружения возможных колоний атлантов и путей их миграции до потопа. В результате я обнаружила некоторые интересные факты. Так, следы группы крови А с соответствующими генетическими маркерами были обнаружены в царских мумиях вплоть до XVIII династии.

При этом нормальной (распространенной) группой крови в данном регионе была (и остается) нулевая. Группу крови А, как правило, имеют люди со светлой кожей и голубыми глазами; обычно данный тип человека встречается в скандинавских и других североевропейских расах.

Откуда же в таком случае взялась эта группа среди фараонов Древнего Египта? Анализы крови из пяти мумий инков, находящихся в Британском музее, также показали, что в трех мумиях из четырех имелись следы группы крови А, которая совершенно не характерна для популяций американских индейцев.

При этом ни одна из групп крови, принадлежащих древним останкам по обе стороны Атлантики, не показала наличия отрицательного резус-фактора, доминирующего у басков и берберов.
Из всего этого я делаю следующее умозаключение: некие пришельцы (появившиеся по обе стороны Атлантики), принесли с собой группу крови и соответствующие генетические маркеры, отличающиеся от таковых у коренного населения Египта и Южной Америки. Как указывают профессор Эмери и другие специалисты, эти пришельцы во многом держались особняком от простого люда и любые брачные союзы заключались преимущественно с представителями местной аристократии, что, вероятно, и привело к появлению группы крови А лишь среди правящих классов.

Конечно, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что это объяснение является единственным, поскольку проведенные на сегодня исследования ограничиваются останками тех, кто мог себе позволить дорогостоящее погребение.
Результаты исследований древних останков человека, сохранявшихся в течение 7000 лет в болоте, которое сегодня называется Литтл Шорт Спринг (штат Флорида, США), буквально ошеломили ученых. Был обнаружен участок ДНК, крайне редко встречающийся в современных человеческих популяциях; эта находка указывает, что предки людей, чьи останки исследовались, были совершенно неизвестны в Новом Свете! Каким образом все это относится к Древнему Египту и божественному гену царей прошлого?

Мое личное мнение заключается в том, что, если провести генетическую идентификацию древних фараонов, могут быть обнаружены не менее поразительные (и, возможно, сходные) генетические маркеры.
Теперь перейдем к чужеземным божествам, которые включены нами в третью категорию. Здесь следует заметить: многие египетские боги (особенно периода Среднего Царства) являлись объектом верований и поклонения соседних народов, а божества Солнца такие, как Ра и Амон, имели близнецов не только в соседних, но и в весьма далеких культурах.

Некоторые исследователи считают, что Сета египтяне позаимствовали у гиксосов* (Манефон называл гиксосов королями пастухов, а египтологи более позднего периода считают их кочевыми семитами). Более очевидным это станет, если провести анализ основных божеств династического периода.
* Гиксосы воинственные кочевники, захватившие Египет в конце XVIII в. до н.э. Согласно традиции, гикосы находились в Египте около 130 лет.

Прим. ред.
Хотя мы склоняемся к выражению боги Египта, египтяне называли своих божеств другим словом, а именно Неферы. Вот что рассказывает Бадж (см. рис.

3-1) [2].
Среди исследователей ведутся дискуссии по поводу того, как рассматривать древнеегипетский идеограф в форме топора (впрочем, ученые не могут прийти к согласию даже по поводу того, действительно ли этим идеографом изображался топор) в качестве боевого оружия или орудия труда. Некоторые специалисты склоняются к более эзотерической интерпретации, тогда как другие рассматривают идеограф в виде простого фетиша каменного века, происхождение которого можно проследить к неолиту, или даже палеолиту.

Топоры, как эмблемы божественности, существовали и в других мегалитических культурахв особенности, в Британии, в доисторических погребальных пещерах Марне, Скандинавии и Америке. Следовательно, топор, скорее всего, являлся символом власти у коренного населения этих частей света задолго до возникновения династического Египта.





Кажется, египтологи не могут прийти к согласию между собой относительно значения слова Нефер: высказываемые с достаточной долей осторожности гипотезы включают в себя такие варианты, как возобновление, сила, мощь и власть, божественный, изысканный или становиться. Однако д-р Генрих Бругш был убежден, что данный термин означает действующую силу, создавшую и породившую при помощи периодического возвращения все сущее, давшую ему новую жизнь и вернувшую свежесть юности [3].

Бадж на нескольких страницах цитирует взгляды многочисленных научных светил, пытающихся выполнить перевод слова на основе других существовавших тогда языков. Такой способ научной полемики не проясняет существа вопроса.

Однако интенсивные многолетние исследования применения данного термина в иероглифических текстах позволяют сделать предположение, что это слово относилось к некоему качеству жизни или бессмертия или к способности давать жизнь.
К четвертой категории относятся пять эпагоменальных Неферов Исида, Осирис, Нефтис, Сет и Гор, которые сами по себе заслуживают отдельной главы, где их природа, деяния и значение (с точки зрения Сириуса) были бы рассмотрены и проанализированы в свете многих теорий, выдвинутых на протяжении столетий. Многие, пожалуй, отнесут этих пятерых Неферов к божествам пятой категории, потому что они связаны с неземным точно так же, как Тот и Анубис, Ра-Атум, Шу и Тефнут, Хатор-Сехмет и ее супруг Птах, жена Тота Сешат и Сах (Орион), легенды о которых, как мы убедимся позже, определенно содержат в себе намеки на некие галактические связи.

Однако давайте вначале обратим внимание на общие характеристики главных божеств, почитаемых египтянами.
Ра и Атум
Согласно древнему египетскому мифу, Нун это первозданный океан, существовавший изначально и из которого произошла вся жизнь. С научной точки зрения, это поверье не лишено смысла: оно предполагает, что в далеком прошлом некто знающий давал пищу для размышлений тем ориентированным на богиню верующим, которые рассматривали женское начало в качестве первоисточника всего живого. Однако одним из наиболее известных раннеегипетских богов был, очевидно, Ра (или Рэ), которого обыкновенно рассматривали как представителя взошедшего Солнца; спрятавшееся Солнце (т. е. до восхода и после заката) называлось Атум. Главное святилище Ра находилось в Гелиополе легенда гласила, что бог впервые объявился именно в этом месте в виде каменного обелиска под названием бен-бен, долгие годы сохранявшегося в храме под .названием Хет-Бенбен, или Дворец обелиска.

Согласно преданию, Ра или Атум изначально находился во чреве Нуна, пока наконец он силою воли не поднялся из бездны и не явился в ослепительном сиянии, которое мы называем Солнцем. Все эти сведения кажутся вполне логичными с точки зрения того, что известно сегодняшней науке о рождении Солнечной системы и начальном этапе жизни желтых звезд.
После этого Атум породил Шу и Тефнут божественных близнецов-львов, причем сделал это без участия противоположного пола; Шу и Тефнут, в свою очередь, дали жизнь Гебу и Нут, от которых уже пошла семья Исиды и Осириса. Очевиден метафизический аспект этой аллегории: разделение андрогина* на мужское и женское начала, или ян и инь, что соответствует делению клеток в живом организме. Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Осирис, Сет и Нефтис вместе с самим Ра-Атумом были великими богами Эннеады** Гелиополя, что ставит их в один ряд с наиболее ранними династическими божествами.

Правда, у Ра была и супруга, или женское начало, известная под именем Рат (хотя, согласно некоторым источникам, Рат отсутствовала в ранних текстах).
* Андрогин особь, сочетающая мужские и женские половые признаки. Прим. перев.
** Энвеада Великая Девятка богов. Прим. ред.
Говорили, что Ра создал первую вселенную, отличную от сегодняшнего мира. Легенда рассказывает о том, что, пока Ра оставался молодым и сильным, он мирно правил богами и людьми. Однако, когда возраст взял свое, созданные Ра люди почувствовали ослабление силы бога и замыслили против него заговор. В легенде ничего не говорится, что это были за люди, однако несомненно, что они являлись неотъемлемой частью той самой первой вселенной. Однако благодаря своей божественной проницательности, Ра вскоре раскрыл их замыслы и, после обсуждения с другими богами, бросил свое божественное Око (в виде богини Хатор-Сехмет) в смутьянов (что само по себе представляет отдельную легенду).

Вообще предание об Оке, вероятно, является народным воспоминанием о некоей космической катастрофе, которая могла произойти либо здесь, либо в иной солнечной системе; впрочем, об этом нам известно крайне мало.
Неблагодарность порожденных им созданий, очевидно, вызвала у старого бога отвращение к его первой вселенной, так что он решил покинуть ее. По приказу Нуна богиня Нут обратилась в корову, посадила Ра себе на спину и подняла его высоко к небесам. Именно так был создан наш теперешний мир. На первый взгляд, здесь мы имеем дело с аллегорией космологической драмы, в которую вовлечена еще одна звезда (или звезды), которая засеяла жизнью нашу Солнечную систему. Но на этом легенда не заканчивается: с того момента как Ра (или его потомок) оказался подвешенным в нашем небе, его жизнь стала предельно упорядоченной.

Сияя, он плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, внимательно следя за тем, чтобы избежать встречи со своим старым недругом змеем Апопом (тьмой невежества), впоследствии побежденным дочерью Ра кошачьей богиней Баст.
Шу и Тефнут
Историю Шу и Тефнут мы уже рассмотрели в главе 1. Шу нередко изображали в человеческом обличье, тогда как Тефнут, его сестра, внешне напоминала львицу. Поклонники идеи о влиянии Сириуса усматривают в этом указание на то, что бога Ра следует идентифицировать с солнцем из другой звездной системы, в которой, возможно, жили как гоминиды, так и львиноподобные существа; первые учителя, высадившиеся на побережье доисторического Египта, знали об этом.

В более позднее время Шу и Тефнут стали божественными львами-близнецами (богами Вчера и Сегодня) это означает, что тот (или то), кого они первоначально представляли, смог покорить время!
Нут
Подобно Нейт, Нут была небесной коровой, породившей небосвод тогда, когда еще ничего не существовало. Возможно, эти две богини первоначально составляли единое целое, ибо египтяне говорили, что обе они произвели на свет Ра способом, не связанным с привычным для нас деторождением. Несмотря на то что Нут иногда называли дочерью Ра, другие легенды предполагают, что в действительности она была его матерью.

Это ставит Нут на одну ступень с Великой Матерью, или женским божеством, чье лоно произвело на свет все сущее.
Нейт (богиня Запада)
Нейт (или Нет), покровительница Саиса, была божеством глубокой древности. Ее фетиш две перекрещенные стрелы на шкуре животного был изображен на штандарте одного доисторического клана; ее имя было включено в имена двух цариц Первой династии. Добавляемый к имени эпитет Техе-нут (Ливийка) свидетельствует о том, что Нейт, возможно, была родом с Запада.

В течение многих лет она была основным божеством Нижнего Египта и часто изображалась со старой красной короной на голове, также называемой Нет, с луком и двумя стрелами в руках. Из-за своей двойной роли богини-воительницы и женщины, искусной в домашних делах, она нередко отождествляется с греческой богиней Афиной, имевшей аналогичные качества. Ее ткацкий уток, считавшийся идеограммой имени богини, играл определенную роль в одном из раннеегипетских мифов о сотворении там говорилось, что Нейт соткала мир точно так же, как женщины ткут ткань.

Под именем Мехуерет она была небесной коровой тогда, когда еще ничего не существовало.
В Книге Эра Линда [ооочень сомнительная книжка, ооочень - R], которая является хрониками древнего фризского народа, чьи расположенные недалеко от скандинавского побережья земли погрузились в океан между 5000 и 2500 гг. до н. э. (на этот счет существуют различные мнения, однако последние научные открытия говорят в пользу более ранней даты), рассказывается о расе женщин-воительниц. Они были светловолосыми, голубоглазыми, ростом около семи футов.

Согласно древнему фризскому преданию [ага, вот этой самой, трижды сомнительной Эра-Линде - R], одна из этих прекрасных и одаренных в боевых искусствах воительниц, которую звали Мин-Ерва [ой - R], в свое время основала древние Афины и способствовала процветанию этого города; впоследствии она была обожествлена в образе греческой богини Афины. Первые статуи богини изображают ее в одеянии и с вооружением древних фризских женщин-воительниц. В связи с этим возникает вопрос: не была ли Нейт еще одной представительницей этого народа? Поскольку существует теория о том, что древняя фризская страна Атланд являлась колонией Атлантиды, нам, вероятно, придется учитывать возможность того, что упомянутые выше светловолосые пришельцы, появившиеся по обе стороны Атлантики, впоследствии были обожествлены, названы сынами Бога и постепенно обрели старшинство над исконно местными божествами.

По мнению некоторых авторитетных ученых, Нейт и Нет были двумя различными богинями, причем символом первой был лук и стрелы, а второйпряжа; подобное предположение говорит в пользу идеи о доминировании одних божеств над другими.
Подобно Исиде и Нефтис, а также Нехбет (богине Юга в облике грифа) и Уаджет (богиня-змея Севера), которые часто изображались парами, Нейт также нередко встречается в компании Селкетбогини-скорпиона, выступавшей либо в качестве защитницы мумии и внутренних органов умерших, либо в качестве хранительницы брака. Такие биполярные, или сестринские отношения, в которых современные психологи склонны видеть взаимодействие сознательного и бессознательного, впоследствии были обнаружены в большинстве древних пантеонов наиболее ярким примером являются шумерские сестры-богини Инанна и Эрешкигал.
Хепри
Говорят, что имя Хеприа обозначает одновременно скарабей и тот, кто становится. У жителей Гелиополя бог Хепри являлся воплощением восходящего Солнца, которое, подобно жуку-скарабею, возникает из собственной сущности и возрождается в себе [4].

Иными словами, и скарабей, и представлявшее его божество символизировали непрекращающийся цикл рождения, смерти и возрождения, через который неизбежно проходят все живые существа. Я склоняюсь к тому, чтобы классифицировать это божество скорее как теософское понятия с шаманистическими оттенками, чем как небесную энергию или архетип бога как таковой.
Хатор
Бадж отождествлял Хатор с четырьмя великими богинями древности: Нехбет, Уаджет, Баст и Нейт. Хатор была богиней неба; первоначально ее считали дочерью Ра, затем Хет Херу, супругой Гора (имя Хет Херу обозначает Дом, или жилище Гора), Как и Нейт, ее также представляли в виде коровы ее священного животного; в человеческом обличье Хатор изображалась с головой, украшенной рогами, между остриями которых находился солнечный диск.

Несмотря на то что поначалу это украшение было атрибутом Хатор, в период более поздних династий рога и солнечный диск переместились на голову богини Исиды (это, кстати, облегчает датировку памятников и предметов искусства). Бадж говорит:
Во время, когда египтяне впервые сформулировали свою теогонию, Хатор безусловно являлась космической богиней и ассоциировалась с богом солнца Ра, являясь его главной помощницей женского рода. В теологической системе жрецов Гелиополя она, по словам Бругша, стала матерью света, чье рождение стало первым актом сотворения. Следующим созидающим действием богини стало рождение Шу и Тефнут, а вернее, определенных их аспектов, ибо согласно одному весьма старому преданию их родительницей была Тему [5]. Все это скорее заставляет предположить, что Хатор в ее роли Создательницы Вселенной можно сравнить с Рат женским началом Раили с Нут (Нейт).

В качестве великой богини города Дендеры она изображается в облике львицы с Уреем на голове или в виде женщины, держащей систрум (скипетр). Хатор также была известна под другими именами: Госпожа Сикоморы, Госпожа Анну, Богиня Черепахи и Хозяйка Земли Пунтов (причем последнее название, бытовавшее в далекой древности, намекало на ее чужеземное происхождение). Считалось, что Хатор, как покровительница женщин, является законодательницей женских мод и способствует обретению красоты.

Возможно, ее союз с Гором возник в более поздний период, когда египтяне благородно разрешили божественной чете обзавестись сыном Ихи, что означает Играющий систрумом.
Теперь давайте вернемся к рассказу о том, как бог Ра швырнул свое божественное Око в облике дочери Хатор в тех, кто нарушил его заветы. Возмездие бога Солнца выполнила не та Хатор, которая была небесной коровой, богиней произрастания и красоты, защитницей женщин и астрологов, это была львица Сехмет (имя означает просто обладающая силой и властью). Согласно легенде, Сехмет атаковала врагов Ра с такой яростью, что бог Солнца, опасаясь гибели всей провинившейся расы (судя по всему, он не собирался их полностью истребить), вынужден был прибегнуть к такой стратегической хитрости: он установил на пути богини весьма привлекательные кувшины с пивом. Мучимая жаждой Сехмет буквально набросилась на питье и, охмелев, легла и крепко уснула. Так была предотвращена всеобщая бойня!

Правда, существует немало разногласий относительно связки Хатор-Сехмет, поскольку Сехмет также была супругой Птаха и матерью Нефертума (Имхотепа) из известной мемфисской триады, тогда как Хатор впоследствии объявилась в качестве жены Гора. Можно предположить, что это были два различных божества, одно из которых на ранней стадии египетской истории (возможно, еще в додинастические времена) начало доминировать над вторым.



Содержание раздела