d9e5a92d

Фиванская триада: Амон, Мут и Хонсу

Сехмет
Сехмет сама по себе является интересным божеством помимо своего alter ego Хатор. История существования богинь-львиц довольно продолжительна, и начало ее следует искать в самых ранних текстах и пантеонах. Хотя поначалу Сехмет была божеством Латополя, впоследствии она удостоилась звания возлюбленной Птаха, присоединившись к мемфисской триаде в качестве супруги бога ремесленников. В сущности Сехмет является богиней разрушения и возрождения, поэтому ее союз с Птахом божеством каменщиков представляется довольно интересным как с философской, так и с метафизической точек зрения.

Богини разрушения и возрождения встречаются во многих пантеонах, поэтому Сехмет можно сравнить с индийской богиней Кали, ирландской Морриган, шотландской Кайлич. Жрецы Мемфиса в точности знали, что делают: убедиться в этом поможет тот факт, что в качестве супруга богини они выбрали покровителя каменщиков, строителя. Иначе говоря, в то время, как богиня при помощи пламени опустошает все вокруг (очищая т. о. пространство для дальнейшего роста), ее супруг Птах восстанавливает разрушенное и при этом от союза двух взаимодополняющих энергий рождается третья бог врачевания и медицины Нефертум, впоследствии известный как Имхотеп! Повторяющаяся символика еще раз служит примером использования принципа хаос-порядок. Обратите внимание на то, что потомок, или примиряющая сила, неизбежно изображается в виде исцеляющего (уравновешивающего?) бога.

Подобный же подход повторяется и в фиванской триаде Амон, Мут и Хонсу, где Мут нередко изображается в виде представительницы племени кошачьих, а Хонсу (Кормчий) известен своими чудесами врачевания.
Я склоняюсь к тому, чтобы рассматривать многих из этих древнеегипетских богов и богинь в качестве воплощения принципов, или архетипических энергий, соответствующих земной жизни и земному опыту. В таком качестве они и персонализуются, когда в сердце просителя начинает звучать резонирующая нота или (говоря современным языком) если человек смог соединить собственное поле с их энергетическими полями (базами данных) либо воспользовался техникой, известной на Востоке под названием самъяма (слияние; см. Глоссарий).

Итак, хотя многие современные исследователи и метафизики рассматривают богов и богинь древности в виде отдельных аспектов человеческого я (в этой теории есть доля правды), оставшаяся часть картинки, другие элементы этой мозаики (или фрагменты архетипической души) могут существовать и действительно существуют независимо от нас в виде индивидуализированных энергий, или сущностей.
Уоллис-Бадж указывает на сильную связь между Сехмет и Тотом и даже предполагает, что богиню можно рассматривать в качестве аспекта анимы Тота Маат, богини истины. Но Тот (о нем я еще расскажу подробнее далее) был тем, кого в современном варианте можно было бы назвать Господином Времени. Как же получается, что Сехмет соответствует данному понятию? Чтобы разобраться в этом, мы должны рассмотреть тех многих львиноподобных божеств, которые в древние времена проникли в религию.

Вот лишь некоторые из них (по Баджу): бог и богиня ШУ и ТЕФНУТ; боги-львы АРИ-ХЕС-НЕФЕР, НЕФЕР-ТУМ (сын Сехмет и Птаха); ХЕ-БИ, ХЕРУ-НЕБ-МЕСЕН, МАХЕС (у греков Мигос) сын Баст, богини-кошки; богини-львицы ПАХТ, СЕХЕТ (Сехмет); МЕНТ, РЕНЕНУТ, СЕБЕКТЕТ, УРТ-ХЕКАУ и АСФЕР-ТЕТ, являющиеся также формами Хатор и Мехтебет. Львиная тема нередко заменялась кошачьей, как в случае с супругой Амона Мут; некоторые ученые считали Баст более поздним вариантом одной из древних богинь-львиц. Бадж указывает, что имя Сехмет обозначает обладающая силой и происходит от иероглифа быть сильным.

Иногда богиня изображается трехликой в виде Сехмет-Баст-Ра, причем Баст нередко изображается в виде женщины с головой кошки. Считается, что культ этой богини, а также поклонение божественным близнецам-львам Шу и Тефнут было привнесено в Египет из Бугема страны, расположенной в Судане. Бадж по этому поводу отмечает: Возможно, что эта необыкновенная триада Сехмет-Баст-Ра, упомянутая в Книге мертвых (глава CLXIV), имеет суданское происхождение.

В одном из своих образов Баст была доброй богиней-помощницей, сходной с Хатор [6]. Это заключительное утверждение приобретает особое значение в свете информации, полученной из частных египетских источников, о чем мы поговорим подробнее в главе 4. (Многих могут сбить с толку разнообразные варианты произношения египетских имен; но поскольку сами ученые не могут прийти к единой точке зрения относительно как оригинального произношения, так и его конверсии на современные языки, вам, читатель, придется взять на себя задачу сравнительного определения.) Мы уже установили связь между львиноподобными богами и Сириусом, и, поскольку Сириус, как и Тот, ассоциируется со временем, части этой головоломки постепенно начинают укладываться в единую картину.
Тот
Согласно теологам Гермополя, Тот (или, если произносить это имя правильно по-египетски, Джехути) был настоящим демиургом Вселенной, божественным Ибисом, который снес мировое яйцо в великом Гермополе. Он совершил сей труд сотворения лишь посредством звука своего голоса (здесь явно слышны отголоски начальной фразы Евангелия от Иоанна: Вначале было Слово...). Божественная родословная Тота безусловно открыта для всевозможных дискуссий. Так, Тексты пирамид называют его старшим сыном Ра, сыном Геба и Нут, или братом Исиды, хотя, согласно другими загшсям, он был визирем Осириса и его семьи, а также писцом царя. Его подвиги магического исцеления, обычно совершаемые силой его голоса (например, когда он излечил сына Гора от смертельного укуса скорпиона), а также его преподавание искусств и наук в частности, арифметики, геометрии, исследований, астрономии, предсказаний, магии, медицины, хирургии, музыки и письма, все это подробно записано для потомков в древних памятниках письменности.

Тот безусловно принадлежит к числу наиболее интересных египетских богов; Тексты пирамид указывают, что он считается божеством, породившим самое себя, и что он был Единым. Бадж пишет о Тоте,
...Что он произвел расчеты, необходимые для создания небес, звезд и Земли, что он был сердцем Ра, что он был законодателем как в физическом, так и в моральном понимании и что он обладал знанием божественной речи. Из многочисленных отрывков мы видим, что он был изобретателем, богом всех искусств и наук, что он был Господином книг и Писцом богов, Могучим речью (т. е. его слова могли воздействовать на окружающий мир) и еще что он был объявлен автором многих погребальных текстов, благодаря которым умершие обретали вечную жизнь.

В Книге мертвых Тот играет роль, которая позволяет ему занять особое место среди богов; кроме того, он представлен в качестве обладателя сил, превосходящих даже могущество Осириса и самого Ра [7].
Как уже говорилось, классические авторы считали Тота чужестранцем, вступившим на египетскую землю в период зодиакального века Рака. Тот факт, что, с точки зрения его отношений с семьей Осириса, Тот выступает практически в роли старшего родственника, заставляет предположить, что он, возможно, прибыл в Египет за несколько лет до них.

Если предположить, что классические историки и ученые более позднего времени были правы, то Тот вполне мог быть первым атлантийским жрецом, который принес элементы цивилизации Старой Страны на египетскую землю. Что же касается его воспетого в легендах голоса, то данный феномен вполне мог относиться не столько к силе его истинных голосовых связок, сколько к знанию сокики и способности воздействовать на материю при помощи звука.

В конце концов, в современных технологиях широко применяются устройства, управляемые голосом, так что если предположить, что Тот был посланником научно развитого общества, то возможно, что он был способен продемонстрировать египтянам нечто подобное.
Еще Одно объяснение природы его легендарных слов силы, или гекау, состоит в том, что родной язык бога значительно отличался от языка коренного населения страны Хе-му (Египта) и, поскольку Тот несомненно общался со своими соратниками на родном языке, эти странные звуки египтяне считали причиной тех чудес, которые Тот на самом деле совершал благодаря своему совершенному знанию. Лично я всегда придерживаюсь мнения, что так называемая магия является не более чем народной памятью о совершенной науке, которую последующие поколения считают сверхъестественной, потому что не ведают о применявшихся в незапамятные времена механизмах и технологиях.

В ситуации когда, скажем, крупнейшая мировая катастрофа лишит нас технологий, необходимых для проведения работ в области медицины, строительства, химии и т. д., рассказы о хирургических столах, лазерных лучах, реактивных самолетах и других достижениях погибшей цивилизации покажутся нашим потомкам просто древними выдумками о похождениях Синдбада проделками злых духов или мстительных богов.
Поскольку мы уже обращались к гипотезе Шволлера де Любица, считавшего, что Сириус может оказывать влияние на климат нашей планеты (см. главу 1), нельзя не рассмотреть связь между энергиями Сириуса и всеми аспектами времени такими, как временные скачки, замедление времени, временные капсулы и эволюционные квантовые переходы (судя по значению, которое древние египтяне придавали своему Сотийскому [сириусианскому] календарю, это наблюдение не ускользнуло от их внимания). Все эти факторы безусловно связаны с проблемами, с которыми сталкивается наша планета накануне третьего тысячелетия.

Любое наведенное извне ускорение времени, рассчитанное на стимуляцию квантового перехода в нашей Солнечной системе, естественным образом будет влиять на все жизненные формы в пределах радиуса своего действия. Если мы предположим, что изначально Тот прямо или косвенно являлся проводником энергии Сириуса, то это позволит нам связать это божество с временем и появлением эпагоменальных дней (в связи с движением Земли относительно Солнца и Луны).
Несмотря на частые упоминания о том, что Тот имел свою вторую половину по имени Маат, которую считали богиней истины, последняя в действительности является не более чем теософским понятием, воплощающим аниму Тота. Древние египтяне были склонны видеть бога или богиню обязательно с партнером; а если у тех появлялся еще и отпрыск что ж, тем лучше.



В древних источниках также сказано, что супругой Тота была Сешатбогиня письменности и истории; как и Маат, ее надо рассматривать скорее как alter ego, чем в качестве самостоятельного божества. Согласно мифам, Сешат также была звездной богиней, занимавшейся измерением времени; ее также называли покровительницей библиотек и покровительницей архитекторов. Кроме того, ее считали покровительницей писцов и историков, а также летописцем. Звездное происхождение богини интересует меня, поскольку предполагает, что она, подобно Тоту, могла быть атлантийкой, которая получила соответствующие знания из системы Сириуса (либо телепатически при помощи самъямы, либо более непосредственным способом); возможно также, что она действительно явилась прямо со звезд.

Я больше склоняюсь к первому варианту, хотя Темпл и другие авторы несомненно выскажутся в пользу последнего предположения.
Хотя тотемным животным Тота был ибис, но часто изображаемый в компании с этим богом киноцефал, или собако-головый бабуин, иногда ошибочно воспринимается как воплощение самого Тота. Эта ошибка впервые появилась в южном Египте, где считали, что Тот иногда для маскировки принимал облик этой обезьяны.
Анубис
В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством-покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами.

В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или черного охотничьего пса с пушистым хвостом (причем последний вариант, согласно Баджу, является более точным) [прямо как чудовище из Жеводана, особенно если учесть характерные для изображения собак у египтян вытянутые морды - R]. Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам подземного царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определенную область царства мертвых.
Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьей Исиды несомненны. Несмотря на то что в Текстах пирамид его называют четвертым сыном Ра, Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же ее союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис Защитник души во мраке.

Это подразумевает, что хаос не страшен тому, кто овладел скрытыми аспектами глубоко бессознательного, тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остается к сведению тех, кто захочет вызывать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего.

Этого бога также называли Открывающим пути, и в этом качестве Анубиса вызывал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоедало бродить в потемках сомнений и неопределенности.
Баст (богиня Востока)
Баст (Бастет или Пашт) рассматривают в качестве одного из проявлений и Тефнут и Сехмет; отсюда ее связь с мемфисской триадой, когда супругу Птаха иногда изображают с головой кошки вместо головы львицы. Несмотря на то что в своем кошачьем облике Баст часто ассоциируется с Луной, первоначально богиня была божеством Солнца, а также (согласно сведениям, предоставленным Геродоту египетскими жрецами) сестрой-близнецом Гора и, следовательно, дочерью Исиды и Осириса. Несмотря на то что в качестве изображений Баст нередко продают статуэтки кошек, правильнее изображать богиню в виде женщины с кошачьей головой, держащей в правой руке систрум, а в левой эгиду, состоящую из полукруглой пекторали с головой кошки посередине и корзины.

Иногда в корзине располагают котят; в других вариантах котят изображают сидящими у ног Баст.
Заметим, что более известная легенда о происхождении Баст рассматривает ее как дочь Ра, или даже как его женскую половину (аниму) по имени Рат, защищавшую своего стареющего родителя от единственного по-настсящему серьезного противника огромного змея Апопа, олицетворявшего мрак и зло [8]. Поскольку дочерью Ра также называют Сехмет, здесь возникают некоторые противоречия относительно этих двух архетипов (хотя египтяне различали их, изображая Сехмет в красном одеянии, а Баст в зеленом).
Помимо уже упомянутой символики, египтяне наделяли Баст также одним из божественных Очей Ра, имеющим форму Урея, или змея мудрости. Согласно одному варианту легенды, богиня получила Урей от своего брата Гора, хотя более популярным является верование, что свое Око ей дал собственноручно Ра для того, чтобы Баст защитила его от Апопа.

Считается, что Урей является воплощением правого Ока, а Око Гора является левым; однако даже в древности по этому поводу не было единства мнений, поскольку Очи, смотрящие в любом направлении, изображались в связи с Гором, Ра и даже Осирисом.
Бадж считает, что Баст имеет додинастическое происхождение, как и остальные ливийские божества Исида и Нейт, культы поклонения которым можно проследить до самых архаичных времен. В качестве богини Востока Баст была правительницей этой стороны света (Запад был посвящен Нейт, Юг Нехбет и Север Уаджет). Иногда Баст ошибочно принимают за Пехет или Пахтбогиню, также обладавшую ликом кошки либо львицы.

Пехет имела титул богини Септа, т. е. звезды Сотиса (Сириуса) и отождествлялась с Исидой, а также с Хатор.


Особое значение культ богини Баст приобрел лишь в 950 г. до н. э., когда Шешонк и фараоны XXII династии избрали столица! царства Бубаст. Гора и Баст можно вполне сравнить с Шу и Тефнут: Гор и Шу были богами неба, а Баст подобно Тефнут первоначально явилась в облике львицы.

Это позволяет предположить, что хоть Баст обычно и не входит в число эпагоменальных Неферов, но в качестве женского начала (анимы) Гора она, как прочие кошачьи боги, может иметь сильную связь с Сириусом.
Птах
Безусловно, одним из наиболее могучих и влиятельных божеств Древнего Египта был бог Мемфиса Птах. Этот добрый бог был покровителем ремесленников, строителей и мастеров; его титул Архитектора Вселенной уже в то раннее время ясно указывал на связь Птаха с ремеслом каменщика. Считалось, что Птах в облике Творца явился из иного мира, находящегося за пределами Солнечной системы; следуя наставлениям Тота, он создал наш видимый мир, Солнце, планеты и все живые существа. Это ставит Птаха в один ряд с богами, чей возраст превышает возраст семьи Осириса, Тота, жены Птаха Сехмет и ее отца Ра.

С метафизической точки зрения, Птах участвует в превращении энергии в материю, тогда как деятельность Сехмет имеет обратную направленность она превращает материю в энергию. Их наследник Нефертум выступает примиряющим фактором, который я нередко умозрительно представляю себе в виде контакта заземления в трехштырьковом электрическом штепселе.
Многие современные ученые и философы считают, что религия Мемфиса содержала в себе самые изящные метафизические концепции среди всех древнеегипетских верований и философий. Может быть, так и было в самом начале; однако к тому времени, когда в Мемфисе обосновался царский двор и сам город стал главным центром Египта, от оригинальных учений остались лишь фрагменты, причем настолько затуманенные аллегориями, что разобраться в них непосвященному человеку было практически невозможно. Меня всегда интересовало, приходило ли кому-нибудь в голову пересмотреть метафизическое значение слова масонский. Для меня это слово звучит как МА-СОНСКИЙ, т. е. относящийся к давно утраченному знанию соники. Между тем в Старой Стране существовала отдельная каста жрецов, которые посвящали себя исключительно изучению и применению соники.

Поскольку неправильное применение этих знаний могло принести огромные беды, посвященный в этот жреческий орден приносил клятву хранить знание в тайне. Вас интересует, откуда я все это знаю?

Тогда прочтите последнюю главу моей книги Космические связи, в которой приведено подробное объяснение образа действий, которым я пользуюсь в своих исследованиях.
Нефертум
Нефертум, этот сын Птаха (строительство) и Сехмет (разрушение и восстановление), чье имя обозначает прелестное дитя богов, был мягким, исцеляющим божеством, впоследствии получившим имя Имхотеп. Греки приравнивали его к Асклепию их собственному полубогу медицины. Может показаться, что многие из имен богов были не более чем титулами, привнесенными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определенном виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умениями Хонсу третьего члена фи-ванской триады, который также был исцеляющим божеством.

В том, что этот бог часто изображался с головой льва, можно обнаружить некоторое влияние Сириуса.
Фиванская триада: Амон, Мут и Хонсу
Благодаря известным находкам, относящимся к периоду правления XVIII династии (например, открытие Говардом Картером и его группой исследователей могилы царя Тутанхамона), эти три божества, вероятно, являются одной из наиболее известных божественных триад Египта; все трое весьма характерны для исторического периода, в котором они пользовались наибольшей популярностью. Благодаря своему титулу Царя богов Амон нередко отождествляется с греческим богом Зевсом. В период Древнего царства он был практически неизвестен: его имя, происходящее от корня слова, обозначающего скрытый, лишь четырежды появляется в Текстах пирамид Гелиополя. Лишь в годы правления XII династии, когда фараоны начали включать его имя в свои титулы, Фивы приобрели большее значение в религиозной жизни государства. Но несмотря на то, что Амон традиционно ассоциируется с фиванским номом, Уоллис-Бадж заверяет нас, что богиней-покровительницей древних Фив была Хатор.

В таком случае, откуда же изначально явился великий Амон?
Американский ученый Джеймс Бонвик в своей книге Египетские верования и современная мысль приравнивает его к Ваалу у семитов, а в более позднее время к кентскому Белу (который дал имя празднику Белтан); однако другие авторитетные исследования предполагают, что он прибьигв Египет вместе с гиксосами и, следовательно, ничем не отличается от Яхве, или Иеговы. Действительно, Амон, этот бог с головой барана, испытывал трудности с сохранением своего превосходства даже в Фивах. В период правления Аменхотепа III большей благосклонностью пользовался Ра, хотя на самом деле бог Солнца никогда не злоупотреблял своей властью, наслаждаясь своим собственным культом под именем Ра-Хорахти.

В этот период имя Амона исключалось из различных гимнов и текстов несмотря на то, что оба божества в определенный момент объединились под именем Амон-Ра, что, очевидно, служило примирению лагерей их поклонников.
Бонвик указывает еще на одно удивительное обстоятельство, а именно: слово Амон в иероглифической записи неоднократно писалось неверно; при этом исследователь замечает: Правда, этот бог вообще представляет собой особую тайну [9]. Ярым противником поклонения Амону был фараон Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон*. Он усгановил монотеистический культ Атона, изображавшегося в виде солнечного диска.

И мы снова здесь встречаемся с невероятной цензурой всех текстов, резных надписей и объектов, связанных с Амоном. Это преследование продолжалось вплоть до смерти Эхнатона, после которой жрецы Амона вновь обрели прежнее влияние и вес и отплатили атенитам той же монетой.
* Т. е. угодный Атону. Прим. пер.
Небесная подруга Амона Мут, чье имя переводится как мать, представляет собой одно из тех весьма неопределенных женских божеств, чей образ воплощает в себе всю совокупность более ранних богинь-матерей. В пик популярности Амона-Ра сама Мут считалась богиней Солнца, а иногда даже отождествлялась с Баст (поверье приписывало Мут способность принимать облик кошки) и с Сехмет благодаря качествам львицы и близости к Солнцу [10].
Хонсу, заменивший в качестве сына Амона и Мун в фиванской триаде Монта, с моей точки зрения, является едва ли не самым интересным божеством в триаде. Само имя бога в переводе обозначает кормчий, либо тот, кто пересекает небо в челне. Изначально Хонсу был лунным божеством. Вне пределов Фив о нем было известно очень мало, а способности Хонсу как экзорциста и целителя возникают лишь после его включения в число членов семьи Амона и Мут. Существует множество странных преданий, описывающих чудеса исцеления, совершенные этим богом при помощи некоего фетиша или статуи, которая, как считалось, воплощала в себе сущность божественной силы.

Этому богу также поклонялись в Омбосе (там он был третьим членом триады, выступая под именем Хонс-Гор в облике человека с головой сокола, над которой изображались диск и серп растущей луны.
Соколиная голова напоминает нам Гора, который, как и его сестра Баст, был известен своими чудесами врачевания. Очевидно, что Мут и Хонсу имеют много общего с Гором и Баст, Шу и Тефнут, а также с Сехмет и Нефертумом. Возможно, эти древние архетипы были приданы Амону, дабы последний не нарушал популярного у египтян представления о семье.

Не исключено, что Амон, Атум и Ра вышли из единого монотеистического понятия, хотя принято считать, что эти аспекты Амона имеют другое происхождение. Бадж считает, что Амон и его супруга Амент находились в числе богов, известных египтянам с давнего времени; их имена встречаются в Текстах пирамид (Унас, строка 558) в связи с именами божественных близнецов-львов Шу и Тефнут.

Уже в период правления V династии они входили в число основных богов если не в качестве самых главных божеств, то, безусловно, как стоящие не на много ниже их.
Родословную многих менее значимых богов, о которых еще не говорилось в настоящей главе, можно проследить вплоть до изначальных божеств номов: это Монту; Упвавет (которого часто путают с Анубисом); Хнум добродушный старый гончар, иногда изображавшийся в облике барана, а также две его супруги Анукис (Анукет), богиня ливней, и Сатис (Сатет), Лучница; Мин, которого почитали как египетского Пана; Хапи бог Нила; Апет или Таурт, богиня материнства в облике гиппопотама; Рененут, покровительница новорожденных младенцев; Себек, бог в облике крокодилов; Шаи, бог судьбы; Ренпет, богиня ростков и роста; бэс, божество пляски и музыки; Нехет, богиня вечности; Хармахис (божественное имя Сфинкса); Хекат, богиня лягушек и покровительница кормилиц; Мертсегер, которая, подобно Буто-Уаджет, также была богиней змей. Мы уже говорили о Сел-кет, богине скорпионов, и Нехбет грифоголовой богине деторождения.
Энциклопедия Larousse [11] приводит следующий перечень животных, чьи головы присутствуют на плечах у египетских божеств:
Бык Апис
КошкаБаст, Мут
Корова Хатор, Исида (лишь в случаях, когда ее неправильно отождествляют с Хатор), Нут
Крокодил Себек
Собакоголовая обезьяна (павиан) Хапи, Тот
Осел Сет (в более поздний период)
Сокол Гор, Монту, Хонсу-Гор, Монту-Ра-Харахти, Кебехсенуф
Лягушка Хекет
ГиппопотамТаурт
ИбисТот
Шакал Анубис
Лев Нефертум
Львица Сехмет, Тефнут, Мут, Ренент
Баран Амон, Хнум, Херишеф, Арсафес
Скарабей Хепри
Скорпион Селкет
Змея Буто, Мертсегер, Ренент
Гриф Нехтеб
Волк Упуат (Упвавет), Хенти-Аменти
Злобное животное неопределенного вида Сет
Среди коллективных божеств были Хаторы, которые никоим образом не были связаны с богиней, носящей такое же имя это была группа божественных крестных, появлявшихся при рождении людей, коим была суждена слава; здесь и четыре сына Гора, представлявшие четыре Стихии (см. рис. 3-3).


Согласно одной из легенд, четыре сына Гора должны бьши родиться у Исиды, хотя другое предание повествует о том, как Себек по приказанию Ра поймала их в сети и вынула из воды в цветке лотоса. В обязанности этих божеств входила охрана внутренних органов: Имсети защищал печень, Дуамутеф желудок, Кебехсенуф кишечник и Хагш легкие.

Кроме того, эти четыре божественных отпрыска ассоциировались со сторонами света; но, поскольку мнения о точном их соответствии значительно отличаются друг от друга (см. главу 6), можно лишь пытаться на свой страх и риск определить, какая из версий является верной.
Осторожное и тщательное изучение нижеследующего материала послужит всестороннему освещению божеств, имеющих звездные связи (Тота, его супруги Сешат, Сехмет, Ра и т. д; см. категорию 5 стр. 53), которые рассматриваются либо во внеземном контексте (в том смысле, что они прибыли из иной, высшей, неземной реальности), либо в качестве божеств звезд или планет в отличие от богов и богинь номов, а также божеств, привнесенных из окружающих культур или навязанных чужеземными завоевателями.
Примечания
1. И. Э. Уоллис-Бадж. Боги египтян, т. I, стр.

96-100.
2. Там же, стр. 63.
3. Там же, стр. 67.
4. Мифологическая энциклопедия Лярусс, стр. 13.
5. Цит. по: Уоллис-Бадж, стр. 429.
6. И. Э. Уоллис-Бадж. Древнеегипетская теология, стр 29.
7. Цит. по : Уоллис-Бадж, стр. 401.
8. Прим, автора: недавно проф. Стюарт предположил, что повторяющаяся в древних текстах тема змеи несет в себе закодированное знание о супер-струнах*; в контексте Ра-Апопа идея выглядит вполне привлекательно, поскольку предполагает цикличное движение от сингулярности к Большому взрыву, т. е. постепенное разрушение Вселенной.
* О теории супер-струн см.: П. Девис. Суперсила. М., Мир, 1989.

Прим. ред.
9. Дж. Бонвик. Египетские верования и современная мысль, стр.

125.
10. Цит. по: Лярусс, стр.

34.
11. Цит. по: Лярусс, стр.

48.



Содержание раздела