d9e5a92d

Кирпал - Духовное руководство

Этот справочник состоит из четырех частей. Цель первой части объяснить и осветить важные стороны Учения Сант Мат (Сурат Шабд Йога) в сокращенной форме.
Все содержание справочника основано на цитатах Баба Саван Сингха, Сант Кирпала Сингха и Сант Такара Сингха.
Эта часть не претендует на полноту и завершенность, поэтому она не может быть заменой детального изучения. Она предназначена для ознакомления с темой или для того, чтобы освежить или вспомнить тот материал, который уже был прочитан.

В то же время она позволяет читателю узнать, какие книги или беседы дают наибольшую информацию на определенную тему. Вот почему после каждой цитаты указывается источник, из которого она взята.
Вторая и третья части содержат краткую биографическую информацию о жизни трех Мастеров, упомянутых выше, а также собрание цитат из Библии, наиболее часто употребляемых Сант Такаром Сингхом. Глоссарий составляет особую часть справочника и содержит собрание эзотерических терминов, употребляемых довольно часто.

ДИЕТА ВИДЫ ПИЩИ

Когда мы глубже задумаемся о натуральном и ненатуральном аспектах диеты, то придем к лучшему пониманию проблемы гун, или врожденных свойств, естественных склонностей и скрытых тенденций, которые присущи всем чувствующим существам от рождения (СКС. Вегетарианская диета. с. 20). Пища бывает трех видов. В первый вид входит чистая пища, как, например, молоко, масло, сыр, рис, чечевица, бобовые, зерно, овощи, фрукты, орехи.

Все это составляет "сатвикдиету", которая способствует спокойствию и равновесию. Второй вид - это возбуждающая пища "раджсик", например, перец, специи, приправы, кислое и горькое. Третий вид составляет пища ослабляющая, несвежая, такая, как яйца, мясо, рыба, птица, вино и другое (Вегетарианская диета. с.5)
В действительности человек живет не только тем, что производит эта земля. Он должен жить, используя то снабжение, которое приготовлено Богом. Человек может жить непосредственно от любой сферы, потому, что в Творении Бога сначала были созданы эти сферы.

Вначале там находился Сам Бог, и от него впоследствии возникли нижние сферы. Тогда почему бы нам не войти в контакт с этим источником, имеющим все это в такой форме, которая будет недоступна нам во всех других формированиях и разделениях? Все это может быть извлечено и использовано телом, той частью, которая принадлежит определенному плану (сфере), как было создано Богом. Сначала были созданы высшие планы, затем более низшие, а впоследствии также возникло это низменное существование. Таким же образом наше внутренее тело, высшее Божественное "Я" берет что-то непосредственно от Бога и передает это причинному телу, затем астральному телу, а затем также и физическому телу, которое получит все необходимое питание.

Все, что потребуется, будет автоматически устроено и дано человеку (Вармдо. 19 апреля 1985 года).
Есть три аспекта еды: материальный, астральный и причинный. Астральная и причинная часть еды могут быть поглощены теми людьми, которые, увидев эту еду, подумают:"Вот бы мне поесть это". Если около Вас сидит голодный человек, когда вы едите, то вы не сумеете получить всю еду.

Вы получите только ее материальный аспект. Остальные ее аспекты заберет тот голодный человек, потому что он хочет есть.
В индийской философии говориться, что если вы видите кого-нибудь голодным, даже собаку, то сначала накормите голодного и удовлетворите его. Только после этого вы сами можете принимать пищу, и тогда на ней на будет негативного заряда. Свою еду нужно всегда принимать скрытно.

Ваш собственный заряд или заряд вашей семьи будет на еде. Но в семье все любят друг друга и заряжают еду любовью.

А где любовь, там и Бог, ибо Бог - это Любовь (Ваппингер Фолз. 25 февраля 1987 года).

ПОЧЕМУ НУЖНА ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ДИЕТА?

Во всем Творении существует закон природы, что жизнь зависит от жизни. Как существа других видов, так и человек поддерживает себя тем, что ест что-нибудь, содержащее жизнь. В этом материальном мире природа имеет еще одну движущую силу - закон эволюции. Он обеспечивает продвижение всех живых существ от одной формы к другой.

По мере того как они продвигаются от одного вида Творения к следующему, более высокому, каждое существо имеет свою ценность, отличную от существа более низкого вида. Основой, определяющей ценность как внешнюю, так и внутреннюю, являются материя и интеллект. Чем более ценны составляющие части, присутствующие в данном существе в известной форме, тем больше интеллект и больше ценность этого существа.

Святые применяют эту закономерность в решении проблемы диеты человека. Независимо от того, обратит ли человек внимание на это или нет, святые объясняют ему этот закон, чтобы он мог изменить свою диету и избежать, насколько возможно, тяжелого груза кармических цепей, которые крепко окутывают его.

Каждый вид диеты имеет свой, присущий ему, эффект на человека, который может нанести ущерб продвижению к высшей цели - познанию себя и Бога.
Сравнение последующей информации с фактами повседневной жизни подтверждает, что многое из того, что человек считает приемлемым в общественной жизни, находится в полном согласии с законом природы, представленным здесь. Тело человека, состоящее из пяти созидательных элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) во всей активности, имеет наибольшую ценность. Вот почему человек стоит выше всех в списке существ, населяющих мироздание и считается ближе всех к Богу, своему Создателю. Убийство человеком своих братьев - людей считается самым ужасным преступлением, достойным высшей меры наказания - смерти.

Следующими за человеком по ценности идут четвероногие и звери, имеющие в своем активном действии четыре элемента, пятый - эфир - в них отсутствует или находится в незначительном количестве. Следовательно, безответственное убийство животного влечет за собой наказание, эквивалентное ценности этого животного. За ними следуют птицы.

В них только три активных элемента: вода, огонь, воздух. Еще меньшую ценность представляют собой существа, имеющие два активных элемента: землю и огонь. Остальные три элемента существуют в них в дремлющей или скрытой форме. Таковы пресмыкающиеся, черви и насекомые.

Наименьшая ценность в корнях, овощах и фруктах. В них присутствует только один активный элемент - вода.

Таким образом, исходя из кармических последствий, вегетарианская и фруктовая диета фактически вызывает наименьшее страдание. Человек, который придерживается такой диеты, принимает на себя наименьший кармический долг.

Поскольку человек не может совсем обойтись без пищи или принимать что-то, совершенно не имеющее последствий, он должен быть удовлетворен этим видом пищи (СКС. Колесо жизни.с.73-74)
Невегетарианская диета также не рекомендуется для развития силы. Слон - самый большой и сильный из живых существ, но он питается травой и листьями деревьев (Вегетарианская диета. с.28).
Мнение о том, что мясо или яйца дают дополнительную силу и энергию, конечно, неверно; наоборот, эти продукты возбуждают чувственные аппетиты, которые в конечном итоге приводят к большей потере энергии ( Учения КС 11.с.63).
Согласно моральному, общественному и духовному кодексу поведения человек не должен покушаться на жизнь какого-либо живоного существа в мироздании Бога. Такая норма жизни провозглашена в Индии. Она называется "Ахимса", или отсутствие насилия (ненасения вреда) по отношению ко всему живому (СКС. Колесо жизни. с.69). В одной из десяти заповедей Моисей сказал: "Не убивай!" . Что это означает?

Что мы можем убивать животных? Что это не будет убийством? Если мы будем наказаны за свои плохие действия по отношению к людям, то этот же закон распространяется и на все другие живые существа. Каждому должно быть ясно, что любое действие против любого животного или другого живого существа является таким же преступлением, как если бы оно было совершено против своих соседей, родственников или друзей, или против любого мужчины или женщины в этом мире. А употребление мяса в пищу способствует убийству (Франкфурт.

19 ноября 1986 г.).

МЕРТВАЯ ПИЩА И ЖИВАЯ ПИЩА

Сырая еда является живой пищей. Если мы едим её в том виде, как приготовлено природой, то в ней будет много жизненной силы и энергии. Такая еда называется "сатвик", или чистая пища, тогда как "тамсик-пища" - это, можно сказать, негативная пища. Вся вареная пища становится негативной. Все,что не варится,остается в своей чистоте.

А чистота всегда оказывает хорошее воздействие на нашу душу, а также на разум и тело. Употребляя сырую еду, вам потребуется ее гораздо меньше, чем если бы Вы ели вареную или обработанную пищу, потому что во время приготовления пища теряет свою жизненность. В такой пище её остается очень мало и Вы должны будете съесть намного больше еды, чем необходимо (Орегон. 8 сент.

1990 г.).
Когда мы едим какой-нибудь фрукт, доступный нам, или зелень в виде салата без тепловой или другой обработки, то мы едим жизнь, которая добавляется к нашей жизни. На самом деле, зелень - это полноценная еда для нашей души. Она также успокаивает разум, делая его более миролюбивым.

Тело наше тоже получит питание непосредственно от этого, потому что растения растут, и в них есть все те ингредиенты, которые необходимы для роста нашего физического тела. Фрукты - тоже полноценная еда, благодаря которой мы можем жить. Когда мы даём такую еду какому-нибудь человеку,то она идет не только в физическое тело, но также в астральное и причинное тела людей и даже доходит до души, потому что все растения имеют душу (Валчштат.

31 июля 1987 г.).

ПИЩА И ДУХОВНОСТЬ

Мы должны всегда предпочитать чистую пищу, или сатвик. Она приносит много хорошего. Но даже такой пищи нужно принимать немного меньше, чем требует аппетит (Вегетарианская диета. с.5).

Насколько пуст будет наш желудок, настолько он будет наполнен Светом Бога (СТС. Письма Живой Любви. с.5).

Человеку, употребляющему вегетарианскую пищу, не требуется много еды. Нам понадобится очень небольшое количество еды извне, потому что очень много еды будет доступно нам изнутри.

Если мы будем развиваться внутри, уменьшая внешнее потребление, то сумеем даже уменьшить его до нуля и полностью жить на внутренней пище (Вегетар. диета. с.17).


Когда мы совершенны, как Отец наш Небесный, тогда нам ничего не надо будет,потому что материальные потребности вызваны только материальным существованием. В Святой Библии дается намек, что - "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих". Непрерывный поток эликсира, т.е. той пищи, которая есть Хлеб Жизни и Вода Жизни, спускается прямо от Бога в форме Слова-Звука.

И от него все сотворено и все существует, и снова все сольется в тот же самый источник Бытия - в Слово. Поэтому, естественно, Источник Звука не может зависеть от материи.

Но все материальное, несомненно, на 100%, зависит от Источника Жизни (Вена, 4 июля 1987 г).
Изысканная пища не только расстраивает желудок, но также ведет к ужасным последствиям, которые иногда бывают очень опасны. (Часто люди жалуются, что они не прогрессируют на этом пути. Но они не представляют себе, что это связано с неправильной диетой и неправильной жизнью). (Вегетарианская диета. с.8).

Иногда Мастера говорят, что те, кто хочет достигнуть большего прогресса, должны принимать пищу только один раз в день (Учения КС 11. с.8,62).Но это не является инструкцией для вас. Вы можете питаться внешней едой. Продолжайте наслаждаться внешней пищей, как раньше. Но когда Вы будете соединены с внутренней пищей все больше и больше, тогда внешняя пища будет автоматически уменьшатся, потому что внутренняя пища станет более доступна для Вас, излучаясь все более и более (Дели.

12 фев. 1984 г). Еда, приготовленная во время повторения симрана, будет лучше. В любом случае, если мы вынуждены принимать пищу в ресторане или другом месте, то нам нужно сидеть перед едой, повторяя симран в течение пяти минут. После этого можно есть, и еда будет очищена и позитивна (Дели.

11 ноября 1987 г).

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Человека считают венцом и славой этого мироздания. "Человек не только находится в самом начале развития,он не только является его инструментом и лицом, получающим благодеяния, но сверх этого он должен считаться его конечной целью." Человек, которого, как сказано в Библии, Бог создал по Своему образу и подобию, должен еще и доказать, что он является достойным преемником Его благословений. Но увы!

Современный человек не оправдал большинства наших ожиданий. Его все возрастающее тщеславие привело его к тому, что он стал считать себя центром мира, предавая забвению собственные недостатки (СКС. Путь Святых. с.219).

Сейчас мир находится в очень критическом положении. Хотя он достиг большого материального развития, состояние разума стало ужасным, внушающим страх. Фактически, мы должны иметь дело с разумом (Духовное образование. с.35).

Наша жизнь имеет два аспекта. Один - это физическая жизнь, мы не можем её игнорировать. Но у нас есть также жизнь души, духа, вечного и беспредельного. Мирское образование нельзя отделять от духовного, потому что духовное образование является основой (Духовное образование. с.19). В наших государственных школах никто - ни представители государства, ни учителя -не имеют никакого понятия, как формировать личность детей.

Все они озабочены своими предметами (Духовное образование. с.63). Система образования, которая могла бы излечить все нездоровые отклонения и способствовать наиболее полному развитию человека, оказалась ужасно несовершенной. Почему-то сегодняшний студент не в состоянии получить истинное знание, которое помогло бы ему приобрести правильное понимание жизни, в результате чего у него были бы правильные мысли, слова и правильные дела (СКС. Путь Святых. с.219).

Основа всех знаний - в духовном образовании. Если образование начинается с духовности, а мирские знания развиваются бок о бок, то только тогда возможно истинное знание, которое будет прочным и конструктивным и приведет детей к созидательному отношению к жизни (Духовное образование. с. 32). Менее важно иметь мирские знания, гораздо более важно для нас иметь знание об Источнике Жизни.

Тогда мы сумеем найти решение всех проблем, беспокойств, трудностей и болезней, потому что в этой духовной структуре есть средство против всего (Духовное образование. с. 55). В действительности истиной целью образования является развитие характера и индивидуальности ученика, его разума, его силы воли и души.

Лучшим является то образование, которое учит нас тому, что цель знания - служение. Такое служение будет еще одним названием для любви и товарищества, которые составляют саму сущность личной и общественной жизни.Любовь и братство приносят с собой миролюбие, мягкость и скромность, т.е. те основные ценности жизни, о значимости которых постоянно подчеркивали Святые и пророки Индии и всего мира.

Воспитывать эти ценности, практиковать их и воспринять их всем сердцем в своей жизни - это и есть то, что составляет духовность. Без этого все образование является только упражнением в полнейшей тщетности. Великий мыслитель Жантиль сказал: "Школа без духовного содержания есть абсурд." Современное образование является в значительной степени эгоцентричным, делая человека духовно и социально некомпетентным.

И люди вступают в жизнь с перспективой заработать себе богатство на земле и аплодисменты для своих собственных, персональных удовольствий. Они забывают,что истинное счастье начинается только, когда человек выходит из своего маленького "я" - своего эго - в поисках Высшего "Я".

Самый важный пункт в образовании - это его отношение к жизни. Школа должна быть домом для учителей и учеников, которые отражали бы в своих занятиях, на игровой площадке и в повседневной жизни заботливо выращиваемую добродетель скромности и смирения. До тех пор пока наши занятия не помогут нам воплотить в жизнь все благородные качества, они не выполнили своей цели.

Аль Газали, человек эрудированный, занимающийся медитацией, в своей книге: "Ребенок" говорит: "Знай, мое дитя, что знание без действия - это безумие, а самое благородное действие есть служение". Главная болезнь современного образования в том, что его результатом является разъединение головы и сердца. Оно делает упор на развитие разума, обостряя интеллект до некоторой степени.

Но полное развитие разума будет достигнуто только тогда, когда он будет пробужден к сочувствию к бедным, слабым, нуждающимся (СКС. Путь Святых. с.219,221).

ЦЕЛИ

Молодые должны: 1) стремиться к идеалам жертвенности, а не эмоций; 2) быть простыми, т.к. в простоте сила; 3) учиться объединению со всеми, не позволяя различиям в вере и политических убеждениях стоять на пути к солидарности; 4) воспринимать созидательные идеалы, которые рассматривают все человечество как единое целое, а служение - как конечную цель всех знаний (СКС. Путь Святых. с.221).
Нашей целью является создание такого места, где нужды духа и забота о прогрессе человечества будут преобладать над материальным удовлетворением, удовольствиями и развлечениями. Разумеется, образование должно будет иметь духовную ориентацию, имея в виду не сдачу экзаменов, получение свидетельств и дипломов, поиск работы, а обогащение существующих моральных, этических и других качеств наряду с раскрытием новых перспектив и горизонтов для осуществления мечты о познании Реальности (Путь Святых.с.223).

МЕТОДЫ

Мы должны будем учить детей в новой, особой атмосфере, которая будет наполнена как практическими, так и теоретическими знаниями и совершенно ограждена от негативных знаний мира сего. Тогда мы сможем обучать их действительно надлежащим образом настолько совершенно, насколько возможно (Духовное образование. с.63). До 14 лет ребенок очень восприимчив. До этого возраста ребенок чувствует,что он ничего не знает. То, что говорят родители или родственники, он принимает на все сто процентов.

Он воспринимает их слова, как слова Бога. Но после этого возраста ребенок перестает быть восприимчивым, потому что он начинает ощущать в себе две силы. Одна проявляется в том, что у него уже есть какие-то знания, и когда появляется что-то новое, он проверяет это сам. Другая сила - физическая, которую он чувствует в себе настолько, что никто уже не может дать ему подзатыльник (Духовное образование. с.33). Мягкое сердце ребенка требует бережного отношения.

Фактически, воспитание начинается до рождения, поэтому беременной матери надо уделять больше внимания и заботы. Происходит постоянное взаимодействие с тонкими силами, порождающими добродетельную личность. Ребенок находится в центре созидательной жизни.

Он должен раскрываться, как цветок, - нежно и сочувственно, а не при помощи силы. Не позволяйте ребенку быть вовлеченным в экзаменационную машину. Никогда не позволяйте, чтобы ребенка за что-то отчитывали или бранили (СКС. Путь Святых. с.222). Принципы воспитания нельзя выучить из книг, они должны быть почерпнуты от людей, имеющих эти принципы (Духовное образование. с.106).

Мы учимся, читаем очень много книг, но мы не применяем эти теории на практике. (Духовное образование, с.109) Люди, занимающиеся с детьми, и наука о воспитании и образовании детей всегда были несоответствующими, недостаточными и неполными. Они никогда не могли направить ребенка на правильный путь обучения, чтобы он мог по-настоящему учиться.

Мы перед детьми большие книги, а эти книги трудные, громадные, написанные черными страшными буквами. Это только добавляет черноты в разум, но разум никогда не примет этого, потому что ничто черное неприемлемо для него. Он всегда хочет найти что-то красивое (Духовное образование. с.125). Только те учителя, которые имеют свои идеалы и принципы, могут научить других своим идеалам и принципам (Духовное образование. с.102).

Учителя и попечители должны иметь хорошие знания как практические, так и теоретические. Они должны обладать чувством истинного служения и преданности своим ученикам. Это должно быть единственной целью их жизни. Они должны жертвовать всем своим временем, отдавая все силы этой благородной цели воспитания детей (Духовное образование. с.136).

Учителя помещаем должны воспитывать учеников в духе сочувствия и любви, гармонично сочетая информацию с вдохновением и знание с любовью (СКС. Путь Святых. с.221). Особое значение в школе должно быть уделено ее атмосфере, а не правилам, учебникам и знаниям. Местоположение школы играет большую роль в этом процессе. Немецкое слово "Кindergarten" - детский сад - заставляет задуматься в этом контексте.

Оно означает сад для детей, указывая на то, что каждая школа должна находиться в красивом месте на природе (СКС. Путь Святых. с.223). Вы должны создавать детям такую атмосферу, которая больше всего соответствовала бы тому идеалу, который нужно воспитать в детях.

Приводите их на сатсанг, где мирские впечатления будут сгорать, а Божьи впечатления будут прибавляться . (Духовное образование, с.78).

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты и плоды товарищества и братства четырехкратны. Первый плод -"Архта" - показывает экономический аспект образования. Вторым является "Дхарма", которая проповедует почитание закона.

Третий - "Кама" - обеспечивает наиболее полный и свободный рост человека. Но самым важным является четвертый плод - "Мокша", означающий совершенное освобождение от нашего ограниченного "я".

Оно заставит нас отбросить все наши черты слепой приверженности и узости, все предрассудки и шовинизм.

ЭТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

СЕМЬ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Читать книги о жизни святых хорошо, но этого не достаточно. Вам необходима практика. Нужно воплотить все хорошее в свои мысли, слова и дела, и искренне выполнять святую медитацию (СТС. Письма живой любви. с.44, 20, 7, 78). Для этой цели ищущим советуют проводить самоанализ, который поможет вызвать к жизни и развить Божественные качества до их полного расцвета.

Семь основных требований, перечисленных в дневнике для самоанализа,неизмеримо помогут охватить все аспекты этики,а также они призовут на помощь Божественное Милосердие (СКС. Семь путей. с.3). В них включено следующее: отсутствие насилия (Ахимса), правдивость, воздержанность, смирение, диета, бескорыстное служение (Сева) и медитация.

Смирение, диета, сева и медитация охарактеризованы в соответствующих главах. Отсутствие насилия (ненанесение вреда) тесно связано с Любовью и рассматривается в той же главе, что и Любовь.

ПРАВДИВОСТЬ

Жизнь на Земле в том виде, как она есть, имеет огромное значение для формирования тела и разума. Поэтому мы должны стремиться к упрощению жизни, а также учиться жить правдиво.

Все остальное, даже поиски своего "я" и сверх "я" (Бога), зависит от правдивой жизни. Важность правдивой жизни невозможно переоценить (СКС. Колесо жизни. с.61).

Бог есть Истина, и Истина - Бог. Правдивый человек всегда действует в Свете Бога (СКС. Семь путей. с.5). Прежде всего человек должен быть правдив к самому себе. Беда многих из нас в том, что наши разум, язык и дела не согласуются друг с другом.

У нас одно на уме, другое на языке и совсем другое на деле (Учения КС 11. с.39).
Никогда не говорите лжи. Если Вы говорите ложь, то сначала Вы обманываете самих себя, а потом других. Более того, чтобы покрыть первую ложь, Вы должны будете говорить еще больше лжи (СКС.

Семь путей. с.5). Поэтому прежде всего человек должен впитать в себя добродетель правды. Ложь, обман, хитрость, лицемерие, попытка скрыть то, что лежит на сердце, показывая что-то иное, - все это увеличивает моральное разложение изнутри. Всегда помните эти факты, т.к. тот человек, у которого нет злых намерений против кого-либо, будет говорить правду.

Его слова будут приятными и добрыми, потому, что он не хочет ранить ничьих чувств. Усвойте добродетельные качества правдивости и путем любви добивайтесь лучшего взаимопонимания с людьми (Учения КС 11. с.40).

Слово Истина (Правда) означает не только необходимость говорить правду или правдиво мыслить, но оно означает праведный образ жизни. Правда выше всего, но еще выше - правдивая жизнь (СКС.

Семь путей. с.5). Если Истина живет в каждом сердце, то она должна проявлять себя в жизни, в действиях.

Помните, что дела говорят громче слов. Истина всех Истин обитает глубоко внутри, в укромных уголках человеческой души.

Её нужно раскопать и извлечь оттуда, чтобы свободно практиковать во всех наших делах.



Содержание раздела