d9e5a92d

Далай-лама говорит на различные темы

Далай-лама говорит на различные темы
Совет буддистам Запада
Вопрос: Ваше Святейшество, какой совет могли бы вы дать тем из нас, кто работает над созданием буддистских обществ и организаций на Западе?
Ответ: Как я часто говорю своим буддистским друзьям, если мы хотим сохранить замечательную традицию буддизма, развитую в Тибете, это будет зависеть от того, будет ли Тибет свободным. Поэтому, поскольку вы уже трудитесь вместе, я хотел бы, чтобы вы продолжали работать для дела освобождения Тибета вместе с теми, кто уже это делает.
Мы пытаемся проводить различие между словами "свобода" и "независимость". Использование слова независимость связано с определенными сложностями.

Конечно, я пытался установить контакты с китайским правительством и начать серьезные переговоры. Уже четырнадцать лет я делаю все возможное для этого, и непрерывно прилагаю свои усилия к тому, чтобы добиться успешного результата через прямые переговоры с китайским правительством.
Я хотел бы поделиться некоторыми своими мыслями со всеми вами, собравшимися здесь, братьями и сестрами по буддизму. Прежде всего, буддизм представляет собой новую традицию, религию, которой прежде не было на Западе.

Следовательно, это нормально, что все те, кто интересуется буддизмом в его тибетской форме, хотели бы также узнать больше о и продолжать изучать другие религии и традиции. Это совершенно естественно. Однако, тем, кто всерьез думает об обращении в буддизм, т.е. о перемене своей религии, очень важно быть как можно более осторожными. Это не должно делаться поспешно. В действительности, если обращение не является результатом зрелого размышления, это часто создает трудности и ведет к огромному внутреннему смятению.

Поэтому я бы посоветовал всем тем, кто хотел бы перейти в буддизм, тщательно подумать перед тем, как сделать это.
Во-вторых, когда человек убежден, что буддистские учения лучше подходят к его или ее ситуации, что они более эффективны, выбор этой религии будет совершенно правильным. Однако, поскольку человеческая природа есть то, что она есть, после своего обращения и с целью оправдать его, такой человек может иметь тенденцию критиковать свою первоначальную религию. Этого нужно избегать любой ценой. Даже если прежняя религия не кажется вам настолько эффективной, как бы вам хотелось (и это стало причиной вашего обращения), это недостаточный повод, чтобы утверждать, что старая религия неэффективна для человеческого духа. Эта религия продолжает приносить огромную пользу миллионам людей.

По этой причине, как буддисты, мы обязаны уважать права других, так как другие религии помогают миллионам людей. В частности, как раз сейчас мы пытаемся создавать и поддерживать отношения совершенной гармонии между всеми религиями.

В этих обстоятельствах чрезвычайно важно сознавать необходимость уважения к другим религиям.
Третье. В традиции тибетского буддизма ударение всегда ставится на сочетании теоретического обучения с практикой.



Конечно, может получиться так, что вы посвящаете себя в большей или меньшей степени изучению теории. Некоторые люди могут добиваться в своих занятиях очень значительных результатов, другие могут удовлетворяться более ограниченным уровнем знаний.

Как бы там ни было, вы никогда не должны разделять изучение, размышление и медитацию. Вы также должны сохранить традицию практики, в которой изучение, размышление и медитация неотделимы друг от друга.
Четвертое. Я хочу подчеркнуть важность целостного подхода.

Иногда случается, что люди приписывают слишком большую важность какой-либо из различных школ и различных традиций в рамках буддизма, и это может вести к накоплению крайне отрицательных последствий по отношению к Дхарме. Преимущество целостного подхода в том, что, получив наставления, посвящения и объяснения из каждой из различных традиций, мы сможем улучшить наше понимание различных учений. Из своего собственного опыта могу сказать, что это, без сомнения, очень полезно.

Следовательно, если мы будем придерживаться целостного отношения, получая учения разных традиций, размышляя о них и применяя их на практике, мы определенно улучшим наше понимание Дхармы. Вот почему целостный подход так важен.
Традиционно в Тибете существовало два подхода, практиковавшихся многими великими учеными и высокими мастерами. В самом деле, в то время, как некоторые концентрировались на изучении и практике своей собственной традиции, своего собственного духовного наследия, другие расширяли сферу своего изучения и практики буддизма с точки зрения целостного подхода.

Эта традиция уже существовала в Тибете среди великих мастеров, и я думаю, что сегодня этот целостный подход очень важен и представляет собой наилучший тибетский обычай, которому нужно следовать.
Есть пятый пункт, на котором я хотел бы остановиться. Уже в течение почти тридцати лет тибетский буддизм распространяется по различным континентам нашей Земли. Ламы, тулку и геше внесли огромный вклад в процветание тибетского буддизма по всему миру, при поддержке сотен тысяч обучающихся и учеников.

В то же самое время, возникли некоторые нездоровые ситуации, и это привело к трудностям. Первоначально это происходило из-за избытка слепой веры со стороны учеников, а также из-за некоторых учителей, в конечном итоге пользовавшихся слабостями своих учеников. Были скандалы, финансовые и сексуальные злоупотребления. Такие вещи случаются!

В результате я должен здесь настаивать на том, что как для учеников, так и для учителей абсолютно необходимо помнить о задаче сохранения совершенно чистой Дхармы. Обязанность всех нас состоит в том, чтобы положить конец нездоровым явлениям этого рода.
Будда учил о четырех способах привлечения учеников, и это чтобы обеспечить благо других. Шесть совершенств (на санскрите - "парамита") практикуются для достижения своего собственного блага, а четыре способа привлечения учеников - для достижения блага других. Это включает, прежде всего, дарение материальных вещей, затем правильную речь, затем предоставление помощи, и, наконец, приведение в соответствие своих слов и дел.

Важнее всего помнить о последнем пункте. Если мы не будем совершенствовать свой ум, для нас будет невозможно совершенствовать ум других. Мы не знаем, возможно ли это - совершенствовать ум других, но это то, что мы, по-видимому, должны делать! Как бы там не было, тем, кто утверждает, что хочет помогать другим, необходимо уметь контролировать свой собственный ум.

Для этого сегодня очень важно снова и снова напоминать учителям учения Будды о том, как помогать другим и приводить в соответствие слова и дела.
Что касается ученика, есть тибетская пословица: ученик не должен бросаться на учителя, "как собака бросается на кусок мяса". Ученик не должен немедленно доверяться учителю, а скорее должен не спеша, внимательно, проанализировать качества мастера перед тем, как устанавливать с ним духовную связь, принимая от него учения. Лучше получать учения мастера, рассматривая его или ее прежде всего как духовного друга. Мы не должны спешить услышать его учения, в то же самое время считая его нашим учителем.

Мало помалу, если, понаблюдав за ним, мы убеждаемся, что это настоящий мастер, квалифицированный и достойный доверия, мы можем следовать его учениям, считая его своим учителем. Мы не должны спешить.
Шестой пункт, на котором я хотел бы остановиться, говоря о Дхарма-центрах, касается нашей часто употребляемой молитвы: "Пусть все существа обретут счастье и его причины". Это нечто такое, что мы должны прямо воплощать в жизнь, делая что-то полезное для общества, участвуя в социальной работе, пытаясь помочь тем, кто в этом нуждается, например, людям с умственными отклонениями и другими проблемами.

Это не означает, что мы должны непременно проповедовать им Дхарму, но, скорее, мы должны сами использовать учения, чтобы помочь им. Я думаю, что такая деятельность, направленная на других, есть нечто, что мы должны развивать.

Это естественно вытекает из другой часто произносимой молитвы: " Пусть все существа достигнут счастья и будут свободны от страдания". Исходя из этого принципа, если мы можем принести благо даже хотя бы одному человеку, мы частично выполняем данный нами обет.

Более того, все буддистское сообщество, состоящее из этих центров, должно участвовать в социальной работе, помогая другим, и я думаю, что это нечто очень важное в отношении деятельности этих центров.
Вегетарианская диета не является обязательной для буддистов. И все-таки, для тех из нас, кто следует учениям Большой Колесницы, это важно. Но учения Будды были открытыми и гибкими на этот предмет, и каждый практикующий имеет право выбора - быть ему вегетарианцем или нет.

Иногда в Дхарма-центрах проводятся многолюдные собрания, и когда происходят такие празднования, встречи, или лекции, я думаю, что, если нужно накормить большое число людей, очень важно подавать только вегетарианскую пищу в течение всей встречи.
Седьмой пункт. Мы часто повторяем молитву: "Пусть распространяются учения Будды (Дхарма)". Если Тибет снова станет свободным, это, конечно, поможет сохранению обширных и глубоких учений Будды, включая Малую и Великую Колесницы, а также все Тантры. Следовательно, существует очевидная связь между свободой Тибета и сохранением учений Будды в этом мире. Если бы это было не так, если бы фундаментальный вопрос освобождения Тибета был исключительно политической проблемой, тогда, как монах и ученик традиции Будды, я бы не имел повода для такого беспокойства.

Но два аспекта тесно связаны.
Даже когда я выступаю за демилитаризацию Тибета, за его превращение в зону мира, хотя термин "демилитаризация, строго говоря, не из области Дхармы, проект, тем не менее, тесно связан с Дхармой. Многие из вас, представители и члены различных Дхарма-центров, относятся к тем, кто уже внес свой вклад в освобождение Тибета.

Я благодарю вас за это, и прошу вас продолжать ваши усилия, помня о связи между сохранением учений и свободой Тибета, чтобы дать практическое выражение обету сохранять и развивать учения Будды.
И последнее - вы должны хранить свой ум счастливым и не забывать почаще смеяться! (Из записей, сделанных со слов Далай-ламы во время его визита во Францию в конце 1993г)

ДАЛАЙ-ЛАМА О СОСТРАДАНИИ

Я призываю к практике сострадания, любви и доброты. Эти вещи очень полезны в нашей повседневной жизни, а также для человеческого общества в целом эти практики могут быть очень важны.
Вообще, универсальная ответственность - это ощущение страдания других людей как своего собственного. Это понимание того, что даже наш враг руководствуется стремлением к счастью.

Мы должны признать, что все существа хотят того же, чего и мы. Это путь к достижению подлинного понимания, свободного от искусственных соображений.
В сердце буддистской философии лежит идея сострадания к другим. Нужно отметить, что сострадание, которое приветствуется буддизмом Махаяны - это не обычная любовь, испытываемая к друзьям или семье. Любовь, о которой говорится здесь, такого рода, что ее можно чувствовать даже по отношению к тому, кто причинил вам зло. Воспитание доброго сердца не всегда подразумевает сентиментальную религиозность, которую обычно с этим связывают.

Это не только для людей, которые верят в религии; это для каждого, кто считает себя членом человеческой семьи, и воспринимает вещи в соответственно большом масштабе.
Рациональное объяснение универсального сострадания исходит из того же принципа духовной демократии. Это признание того факта, что каждое живое существо имеет равное право и желание быть счастливым. Подлинное принятие принципа демократии требует, чтобы мы думали и действовали, исходя из общего блага.

Сострадание и универсальная ответственность требуют готовности к личному самопожертвованию и отказу от эгоистических желаний.
Я думаю, наш повседневный опыт подтверждает, что эгоистический подход к решению проблем может быть разрушителен не только для общества, но и для самого человека. Эгоизм не разрешает наших проблем, а умножает их.

Ответственность и уважение по отношению к другим в итоге приносит благо всем. В этом суть буддизма Махаяны.

ДАЛАЙ-ЛАМА ОБ ЭКОЛОГИИ

Мир и сохранение жизни на Земле в известном нам виде находятся под угрозой из-за действий людей, которым недостает уважения к гуманитарным ценностям. Разрушение природы и естественных ресурсов происходит из-за невежества, жадности и недостаткауважения к живым существам, населяющим Землю.
Наши предки воспринимали Землю как богатую и плодородную, и она все еще такова. Многие люди в прошлом также воспринимали природу как способную к бесконечному воспроизводству, но мы знаем, что это справедливо лишь в том случае, если мы будем о ней заботиться. Нетрудно простить ущерб, причиненный в прошлом, явившийся результатом незнания.

Но сегодня мы имеем больший доступ к информации, и нам необходимо переосмыслить с этической точки зрения, что мы унаследовали, за что мы несем ответственность, и что мы оставим будущим поколениям.
Люди, живущие сегодня, мы должны заботиться о будущих поколениях: право на чистоту окружающей среды - такое же человеческое право, как и любое другое. Следовательно, часть нашего долга по отношению к другим состоит в том, чтобы мир, который мы передадим потомкам, был таким же здоровым, если не здоровее, чем тот, который мы унаследовали. ("Статьи "Далай-лама о сострадании" и "Далай-лама об экологии" представляют собой компиляцию из различных работ Далай-ламы, составленную преп. Сонамом Чогьи, Сонамом Тензином и др.).

ХРИСТИАНСТВО И БУДДИЗМ, 10 ДОБРОДЕТЕЛЕЙ В БУДДИЗМЕ, ЧУВСТВО ВИНЫ

(Этот и все последующие материалы представляют собой выдержки из записей со слов Далай-ламы, произнесенных во время его визита во Францию в конце 1993г)
(...)
Как вы думаете, можно ли быть христианином и буддистом в одно и то же время?
Я... ранее (смотри ниже - прим. перев.) уже косвенно отвечал на этот вопрос, когда сказал, что вера в Творца может ассоциироваться с пониманием пустоты. Я считаю, что можно продвигаться по духовному пути, совмещая христианство с буддизмом.

Но когда достигается определенный уровень понимания, выбор между двумя путями становится необходимостью. Я недавно давал серию лекций в Соединенных Штатах, и одна из этих лекций была о терпении и терпимости.

В конце была церемония принятия обетов бодхисаттвы. Христианский священник, присутствовавший на лекции, хотел принять эти обеты.

Я спросил его, имел ли он на это право, и он ответил, что да, конечно, он мог принять эти обеты и при этом остаться христианином.
Слова Христа "возлюби своего ближнего" воплощают для нас суть христианской религии. Что вы можете сказать человечеству, когда встречаете другое человеческое существо?
Любовь к ближнему, доброта и сострадание - это, по-моему, главные и универсальные элементы, проповедуемые всеми религиями. Вопреки расходящимся философским взглядам, мы можем установить гармонию между всеми духовными традициями на основе этих общих черт любви, доброты, и прощения.

Я всегда настаиваю на этом и посвящаю этому много сил. Большинство проблем между религиями возникает из-за людей, которые, будучи не в силах преобразовать и умиротворить свое сознание, не только сами следуют своим собственным мнениям, но и всегда готовы навязывать их другим. Такое неудачное поведение может провоцировать серьезные конфликты, хотя я замечаю признаки значительного примирения между разными религиями, в частности между тибетским буддизмом и христианством.

Мы в действительности организовали очень конструктивную программу обменов между монахами и монахинями наших двух традиций.
Каковы десять добродетельных поступков, о которых говорится в буддизме?
Три касаются тела: нельзя убивать, воровать и совершать сексуальные проступки. Четыре других касаются речи: не лги, не осуждай других, не произноси грубых слов, не предавайся пустой болтовне, что относится ко всему, что может быть сказано под влиянием омрачающих эмоций.

Наконец, последние три добродетельных поступка касаются ума: не предавайся зависти и злобе и не придерживайся ложных или извращенных взглядов, таких, как крайний взгляд, близкий к нигилизму, который полностью отрицает духовное совершенствование.
То, что мы подразумеваем под "ошибочными взглядами", в общем включает абсолютистские, этерналистские и нигилистические взгляды. Но в контексте десяти добродетельных поступков имеются в виду только нигилистические взгляды. Следовательно, образ жизни, основанный на этической дисциплине, позволяет воздерживаться от совершения противоположных поступков, десяти не-добродетельных поступков.

Столкнувшись с ситуацией, в которой вы могли бы совершить такие отрицательные поступки, вы воздерживаетесь от их совершения. Жизнь, основанная на этике, подразумевает отказ от десяти не-добродетелей в пользу практики их противоположностей.
Если мы совершили серьезный отрицательный поступок, как мы можем избавиться от чувства вины, которое может возникнуть вследствие этого?
В таких ситуациях, когда есть опасность чувства вины, и, следовательно, подавленности, буддизм советует принятие определенных способов мышления и поведения, которые помогут вам восстановить уверенность в себе. Буддист может размышлять о природе сознания Будды, о его изначальной чистоте, и о том, что беспокоящие мысли и следующие за ними эмоции имеют совершенно другую природу. В силу того, что такие беспокоящие эмоции преходящи, они могут быть устранены.

Размышление об огромном потенциале, скрытом глубоко внутри нашего существа, понимание того, что природа ума - это изначальная чистота и доброта, медитация на его светоносности позволят вам развить уверенность в себе и мужество.
Будда говорит в сутрах, что полностью просветленные и всезнающие существа, которых мы считаем высшими по отношению к нам, не вышли такими из земли и не упали с неба; они есть результат духовного очищения. Такие существа когда-то сталкивались с теми же трудностями, что и мы сейчас, и имели те же слабости и недостатки обычных существ. Сам Будда Шакьямуни, до своего просветления, прошел через воплощения, куда более трудные, чем наши нынешние жизни. Понимать, во всем его величии, наш собственный потенциал духовного совершенствования - это противоядие от чувства вины, отвращения и безнадежности.

Нагарджуна говорит в "Драгоценной гирлянде советов царю", что пессимизм и подавленность никогда не помогают найти хорошее решение ни одной проблемы. С другой стороны, надменность также вредна.

Но принимать в качестве противоядия от нее позу крайнего смирения - может вызвать недостаток уверенности в себе и открыть дверь подавленности и разочарованию. Так мы только перейдем из одной крайности в другую.
Я хотел бы заметить, что начинать трехлетний ретрит в состоянии, полном надежд и ожиданий, полагая, что без малейшей трудности вы выйдете из него полностью просветленным - может закончиться катастрофой, если только вы не предпринимаете это с самыми серьезными намерениями. Если вы переоцениваете свои силы и слишком самоуверенны, вы на пути к провалу и разочарованию.

Но если вы помните о том, что сказал Будда - что совершенное просветление есть результат духовного очищения и накопления добродетелей и мудрости в течение многих эонов - тогда, будьте уверены, мужество и настойчивость не оставят вас на вашем пути.

ТИБЕТ И КИТАЙ, МАРКСИЗМ, НЕНАСИЛИЕ

Значительная часть тибетской территории была распределена по соседним китайским провинциям. Как вы думаете, где должны проходить границы будущего автономного Тибета?
В седьмом веке граница между Тибетом и Китаем была проведена очень определенно. Китайское правительство пыталось использовать все виды исторических аргументов, со ссылками на тринадцатый век и на седьмой век... Учитывая тот факт, что я принял первое условие, поставленное господином Ден Сяопином, мне кажется, я имею полное право дискутировать по поводу остальной части проблемы.

Поэтому я сказал им, что, поскольку само китайское правительство признает существование разного рода регионов, районов, зон, и даже округов, которые само правительство называет этническими тибетскими зонами, округами и районами, то почему бы не сгруппировать их всех вместе в единое образование? Так будет гораздо проще и легче сохранить и защитить тибетскую культуру и национальность.

Уже в восьмом веке, во время правления царя Трисонг Децена и царя Три Ралпачена, граница между Китаем и Тибетом была ясно определена от китайской провинции Яннан до тибетской провинции Амдо на севере. Есть разграничительные надписи, некоторые на столбах, некоторые на скалах. В провинции Яннан, например, есть наскальные гравировки.

Эти древние надписи указывают истинную границу между Китаем и Тибетом, и это не что-то, придуманное нами, а историческая реальность.
Все авторитарные режимы вообще, и коммунистические режимы в частности, имеют несчастную тенденцию искажать историю путем переписывания. Я увидел это очень ясно во время своего визита в Китай в 1954 и 55 гг. Я провел около шести месяцев в самом Китае, затем посетил Манчжурию, которую китайцы называют Тумбэ, а также регионы Хреан и Хейлонъян. Там я видел музей, посвященный жестокости японцев, где объяснялось, что японцы сдались лишь после того, как советская армия разгромила подразделения японской армии в Манчжурии, Квантунскую армию. Я был в это время в Лхасе, и там мы узнали, что в действительности случилось - на самом деле японцы сдались только после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и Россия объявила войну Японии после того, как были сброшены бомбы.

Китайская версия утверждает, что японцы сдались только после того, как русские уничтожили самую мощную японскую армию в Манчжурии. Это пример искажения истории.
Вы часто утверждали, что хотели бы достичь синтеза между буддизмом и марксизмом. В чем привлекательность марксизма для вас?
Из всех современных экономических теорий, экономическая система марксизма основана на нравственных принципах, в то время как капитализм заинтересован только в выгоде и доходности. Марксизм стремится к равному распределению богатства и справедливому использованию средств производства. Он также заботится о судьбе трудящихся классов -- то есть большинства - а также о судьбе обделенных и нуждающихся, и марксизм проявляет заботу о жертвах эксплуатации со стороны меньшинства.

По этим причинам система привлекательна для меня, и она кажется справедливой. Я лишь недавно читал статью в газете, где Его Святейшество Папа Римский также указывал на некоторые позитивные аспекты марксизма.
Что же касается поражения марксистских режимов, прежде всего, я не считаю прежний СССР, или Китай, или даже Вьетнам истинными марксистскими режимами, так как они гораздо больше были озабочены своими узкими национальными интересами, чем Рабочим Интернационалом; вот почему были конфликты, например, между Китаем и СССР, или между Китаем и Вьетнамом. Если бы эти три режима действительно основывались на марксистских принципах, эти конфликты никогда бы не случились.
Я думаю, большой недостаток марксистских режимов в том, что они слишком много внимания уделяли разрушению правящего класса, классовой борьбе, и это заставляет их поощрять ненависть и пренебрегать состраданием. Хотя их первоначальная цель, возможно, была служить интересам большинства, когда они пытаются ее осуществить, вся их энергия уходит на разрушение. Когда революция завершена и правящий класс уничтожен, остается немного что предложить народу; в этот момент вся страна в состоянии разрухи и, к сожалению, это выглядит почти так, как будто первоначальная цель состояла в том, чтобы стать бедными.

Я думаю, что виной тому - недостаток человеческой солидарности и сострадания. Принципиальный недостаток такого режима - ставка на ненависть в ущерб состраданию.
Поражение режима в бывшем Советском Союзе не было для меня поражением марксизма, а поражением тоталитаризма. По этой причине я все еще считаю себя наполовину марксистом, наполовину буддистом.
Вы призывали к репатриации китайцев, живущих сейчас в Тибете. Найдется ли место для китайского населения в демократическом, открытом Тибете?
Я думаю, мы должны проводить различие между разными группами китайцев, живущих в Тибете. С одной стороны, есть те, кто уже был там в 1949г; затем, все те, кто переехал туда, или был переселен в соответствии с официальными планами; и, наконец, те, кто приехал после начала так называемой "либеральной экономической политики", и кто приехал по своей собственной, индивидуальной инициативе.



Содержание раздела