d9e5a92d

Сила

В средние века наиболее распространенное изображения Колеса Судьбы представляло некоторых людей, цепляющихся за колесо; они поднимались и опускались, держа в руках картуши с надписями Regno, Regnobo, Sum Sine Regno, явный намек на непостоянство Фортуны. Дюрер, несмотря на предложение новой интерпретации Колеса, сумел противопоставить концепции Фортуны (Fortune) понятие Добродетели (Virtus), то есть Судьба слепо продолжает свой путь, сметая надежды, желания разума.

XI. Сила
В эпоху Средневековья и Возрождения Сила изображалась разными способами: Геркулес, побеждающий Льва Немейского, Самсон и Лев - это самые распространенные образы физической силы, в то время как сила духа представлена изображением девушки, разбивающей колонну или укрощающей льва. Образ, созданный Дюрер, выделяется среди более древних моделей своей пластичностью и выразительной силой.

XII. Повешенный
Карта, значение которой вызывало самое большое число противоречивых толкований. Образ отстраненности от материальных забот, внутреннее просветление, озарение, ртуть алхимика... Такие толкования вызваны незнанием средневековых обычаев. По сути, фигура Повешенного представляет искупление вины, так наказывали или казнили отступников, предателей.

XIII. Смерть
Смерть - тринадцатая карта в колоде Таро, номер несчастливый с древних времен. Карта изображала скелет, угрожающе потрясающий косой и поражающий людей самых разных социальных групп. Эта тема широко разрабатывалась в средние века; достаточно вспомнить большие циклы в живописи, изображающие пляски смерти или трактаты на темы морали в Ars Morendi или тему Апокалипсиса и серию известных гравюр Дюрера.

XIV. Умеренность, воздержание
В символике христианства воздержание - это достоинство, в аллегорической форме выражающее способность погасить огонь страстей водой созерцания и водой молитвы, то есть совестью и доброй вестью, представленной ангелом. Эта иконографическая модель осталась не изменившейся с течением времени, к ней обратился также и Дюрер, изменив, однако фигуру Меланхолии (1511 г.), своей более ранней гравюры.

XV. Дьявол
Для создания фигуры Дюрер вновь обратился к своему произведению Рыцарь, Смерть и Дьявол (1511 г.), где можно видеть Дьявола, следующего за лошадью. Чтобы придать законченность фигуре Дьявола Дюрер добавил новые элементы (змея, козлиные ноги, козел шабаша, дым серы), что делает почти осязаемой зловещую силу изображенного образа.

XVI. Башня
В средневековой иконографии разрушение башни всегда было равнозначно наказанию гордыни человеческой; наказание может быть через естественные силы, случайные - молнии, метеориты, пожары, через военные действия или осуществленное правосудием.

Содержание раздела