d9e5a92d

Знак качества

Кадр второй. Футболку после первого трудового дня, когда она верой и правдой служила Пете в рукопашных схватках, отправили в таз стирать. И тут... кот Леопольд исчез, испарился, а точнее, растворился в мыльной пене. Были 2 руб.

80 коп. и вот их уже нет. Задумаемся и над этцм экономическим фактом.

Могут ли вот так бесследно исчезать материальные ценности и труд людей?
Итак, вернемся к размышлениям читателя о первом кадре. Из чего складывается стоимость товара? В данном случае ее увеличение в результате нанесения рисунка на футболку.

Во-первых, из стоимости сырья красителя. Ясно, что речь идет о копейке-двух. Во-вторых, из так называемой перенесенной стоимости средств труда клише и станка.

Это тоже немного, если иметь в виду, что орудия труда служат долгие годы и весь этот период передают стоимость на продукцию. И наконец, из затрат труда работника, который наносит рисунок.

Это тоже немного, имея в виду высокую производительность современных станков. Итак, мы наберем затрат в расчете на одну футболку не более 10 коп.

Откуда же взялась такая огромная сумма, в 2030 раз превышающая стоимость произведенной операции?
Здесь необходимо обратиться к цене той сумме, по которой футболка продавалась. Кроме названных затрат, существуют различные надбавки: торговля, налог с оборота, прибыль и т. п. Так формируется розничная цена, т. е. та цена, которую мы видим с вами в магазине. Нужно прямо сказать, что при ее установлении учитывается соотношение спроса и предложения.

Чем больше спрос и меньше предложение, тем выше цена. И наоборот.
Очевидно, в данном случае, устанавливая цену, экспериментальное производственное объединение Калмыцкие умельцы, а именно оно выпустило такую футболку, ориентировалось на высокий спрос. И увы, не ошиблось: кота Леопольда расхватывали вместе с футболкой. Но все-таки столь высокая цена установлена вопреки экономическим законам. Ее должны были определить органы по ценообразованию.

И действительно, уже через неделю футболку никто не брал, как ни жмурился, как ни ластился кот Леопольд. Покупатель раскусил экономически необоснованную цену на футболку.
Способствовало этому и то, что цене не соответствовал и уровень качества рисунка. Краска не выдерживала даже первой стирки. Тем самым был нарушен еще один экономический принцип: качество должно соответствовать цене. Торговля от имени покупателя предъявила санкции Калмыцким умельцам и сделала это правильно.

Даже коту Леопольду нельзя нарушать экономические законы.

Знак качества

Делай всегда и все очень хорошо, говорил мне отец, даже если при этом может что-то получиться плохо. А если будешь делать кое-как, то плохо получится все.
Это наставление вспомнилось вот по какому поводу. Дочь заработала деньги в летнем трудовом отряде и решила купить электрофон Россия-321-стерео*.

Увы, немного поработав, он замолк. То же потом случилось и с магнитофоном Маяк-231* и случается со многими бытовыми товарами.

А ведь некоторые из них имеют Знак качества. Значит, Знак качества еще не есть гарантия надежности и добротности машины?

Увы, пока это так.
Почему так происходит? Есть же службы контроля, центры стандартизации и метрологии.

А брак идет. Вот и в купленном нами электрофоне вскрыт дефект. Слишком большими оказались зазоры между рычагами пускового механизма, не был отрегулирован также механизм автостопа. Мы написали гневное письмо изготовителям в город Челябинск. Там с дефектом согласились.

Даже прекратили временно на четыре месяца выпуск новых электрофонов. Но все оказались в проигрыше. Покупатель нервничает, теряя дорогое время.

К работникам завода применены экономические санкции, они лишены пре-мни. Государство, потратив дорогие материалы, не получило плановой прибыли.
И все из-за того, что не соблюдали требования к качеству продукции. Высокое качество ныне одно из самых важных экономических понятий. Повышение качества стало одной из серьезных экономических проблем. Как отмечено на XXVII съезде партии, это нагл ближайший и крупный резерв.

В стране даже принят специальный закон о качестве продукции.
ДЕЛОВОЕ ЗАДАНИЕ
Уточните, как обстоит дело с качеством продукции на предприятии, где вы проходите трудовую практику. Продукцию какого качества выпускают предприятия, на которых работают ваши родители? А у вас дома есть изделия со Знаком качества?

Как они работают?

Кредит

Откуда у тебя мопед? спросил Леня.
Папа купил в кредит, объяснил Вова.
... Сегодня слово кредит* известно многим. В кредит приобретают стиральную машину и холодильник, пальто и костюм.

Производственные предприятия берут кредит на реконструкцию и техническое перевооружение. Одним словом, кредит сегодня имеет сложное экономическое содержание.
Но, очевидно, мало кому известно, что изначальный смысл слова кредит*доверие. Доверие крупных сумм частному лицу, производственному коллективу.

Дающий кредит как бы доверяет берущему Один уверен в экономической надежности другого. Уверен, что получит означенную сумму назад, да еще с процентом.

В современном понимании это то же, что и ссуда.
Наш современный механизм хозяйствования во многом базируется на кредитных ссудах. Они составляют ныне 520 миллиардов рублей, т. е. больше пол утри л л иона. Огромная сумма! Она больше, чем доходная или расходная часть бюджета. И при этом оборачивается пять-шесть раз в год.

Дал получил. Взял отдал.
Ну а может получиться так: взял, но не отдал? К сожалению, может.

При капитализме проще: клиент обанкротился. Все его имущество идет с молотка.
При социализме дело обстоит сложнее. Бывает, что неплатежеспособность предприятия наступила не по его вине, тогда платежи откладываются. Это накладно для государства, но делать нечего.

Кредитные взаимоотношения банка с должником в последнее время в условиях самофинансирования предприятий ужесточаются. Погашение кредита осуществляется за счет прибыли должника.

А это сказывается в свою очередь на объеме поощрительных фондов.
Но может возникнуть и обратная картина. Коллективу, хорошо использующему кредит, снижают процент с выданной ссуды.

Это тысячи рублей на дополнительное поощрение.
Все эти данные здесь приводятся для того, чтобы немного понять, как происходит государственный механизм кредитования. Личное кредитование имеет свои особенности.
ДЕЛОВОЕ ЗАДАНИЕ
Возьмите чистый лист бумаги и спросите родителей, когда и при каких обстоятельствах они пользовались кредитом (ссудой). Каждый случай запишите в отдельную строку.

А по вертикали обозначьте год получения и год выплаты кредита, его общую сумму. Подсчитайте процент выплаты. Это примерно 2 процента годовых, начиная с третьего года после получения кредита. Сложите все суммы и порассуждайте, выгодно или невыгодно было родителям воспользоваться ссудой.

Посоветуйтесь.
Ну а если родители ни разу не брали ссуду? Не огорчайтесь.
Вооружитесь калькулятором и попробуйте доказать им всю выгоду такого доверия государства. Необходимые для этого данные соберите сами или о помощью взрослых.
Интересно взять в качестве примера садовый участок и просчитать все плюсы и минусы, которые он дает. Тогда ваша задача усложнится, но будет гораздо более увлекательной. Попробуйте составить, скажем, таблицу доходов и расходов для первого этапа освоения участка и на перспективу. Не торопитесь!

Продумайте все тщательно, посоветуйтесь с бывалыми садовод дами, обсудите с друзьями, с родителями.

Право на ошибку

Эксперимент важнейший элемент экономической политики. Особое значение он приобрел в народном хозяйстве в настоящее время.

Вы, очевидно, в радио- и телепередачах слышите, а в газетах и журналах читаете про крупномасштабные экономические эксперименты.
Социалистическая экономика не может успешно развиваться без новых подходов к управлению и организации, без осуществления принципиально новых структурных сдвигов. Здесь, как саперу в боевой обстановке, ошибаться нельзя. Иначе неизбежны крупные экономические потери.

Поэтому, прежде чем принять то или иное решение на уровне народного хозяйства в целом, следует оценить его социальные и экономические последствия применительно к предприятию, отрасли или региону. Возникает как бы право на ошибку.

Если она происходит, то ее можно поправить, а уж только потом распространять новый подход на всю страну.
Внимание многих в нашей стране привлечено к Волжскому автомобильному заводу, где делают знаменитые Жигули, и Сумскому машиностроительному заводу, где производят газовые турбины. Эти предприятия в порядке эксперимента перешли на полный хозрасчет, самоокупаемость. В общем виде суть вроде проста. Реализуя свою продукцию, предприятия получают прибыль.

Часть ее уходит государству, а из остальной части прибыли формируются фонды развития производства, материального поощрения и социально-культурных мероприятий.
Проще говоря, чем лучше коллектив сработает, произведет больше меньшим числом, тем больше прибыль, тем выше оплата и возможности улучшения труда и быта своих рабочих. По мере отработки этого экономического механизма эксперимент будет распространяться на всю промышленность, а затем и на другие отрасли народного хозяйства.
Эксперимент постоянно присутствует в нашей жизни, хотя иногда мы его не замечаем. Вот кто-то из товарищей выехал в составе летнего трудового отряда. Мы ждем его приезда, чтобы выяснить, как работалось в отряде.

Товарищ восторженно рассказывает о том, сколько они сделали полезного, показывает новые вещи, купленные на впервые заработанные деньги. Вы тоже начинаете собираться выехать на будущее лето в составе ЛТО. При этом ваш товарищ советует обратить внимание и на отрицательные стороны в организации работ. Лучше мастерки или другие орудия труда захватить с собой. Надо взять медикаменты.

Лучше, если в составе отряда поедет врач и т. п. На будущий год уже свой опыт вы передадите другим товарищам. Так и получилось.

В прошлом экспериментальный выезд одного-двух отрядов школьников превратился в массовое движение старшеклассников летние трудовые отряды.

Мозговая атака с четырьмя ситуациями

Давайте попробуем в качестве первого опыта провести мозговую атаку* на тему С чего бы я начал, став директором предприятия.
Вначале можно поручить, скажем, трем ученикам продумать свои действия в данной ситуации. Лучше, если бы они вызвались стать директором* самостоятельно, по собственному желанию. Но не исключается здесь и поручение учебное или общественное. Затем каждый из директоров* должен изложить свою точку зрения, свой приход к улучшению деятельности предприятия.



Это может быть и завод, и совхоз, и колхоз, и ателье, и т. д. А после этого можно начать обсуждение.
Конечно, очень важно знать конкретную обстановку на том или ином предприятии. Здесь можно поступить по-разному.

Из периодической печати отобрать реальные социально-экономические ситуации и сделать их объектом своего рассмотрения. А можно обратить свое внимание на тот объект, где класс проходит ученическую практику.

Не исключается вариант, когда обсуждается какой-то абстрактный объект. Но в любом случае необходим разносторонний анализ.
Приведем несколько возможных экономических ситуаций, а вы попытайтесь их проанализировать и обсудить.
Ситуация первая *
... Ныне трудно установить, кому принадлежала идея построить в Сибири ряд крупных текстильных комбинатов. Размах был воистину сибирский на каждом из них предполагалось иметь 810 тысяч работающих.

Экономические расчеты показывали высокую эффективность будущих предприятий.
Да и социальная сторона решения имела не последнее значение: осваивались новые районы, формировались рабочие места для женских рук, кои в далеком крае не всегда и не везде могли найти себе применение.
Было построено несколько таких гигантов и среди них Черногорское производственное камвольно-суконное объединение в Красноярском крае. Первые годы его работы были успешными: на предприятии работало более 8 тысяч человек, выпускалась неплохая продукция, росла прибыль.

Затем наступили более сложные времена: мощности по выпуску продукции начали использоваться вполсилы, значительная часть оборудования круглосуточно простаивала, начался резкий отток кадров. Причину установить было нетрудно.

Специалисты показали: дефицит внимательного, заботливого отношения к людям, их быту, отдыху, условиям труда породил текучесть кадров, а затем и экономическое сползание* предприятия по всем показателям.
Такой диагноз. Что же делать теперь?
Ситуация вторая
В городе Томске есть объединение Сибкабель. Смотрелось оно в свое время весьма неприглядно. Вдоль дорожек одинокие кустики, покрытые пылью.

В рабочих помещениях шум, гам, теснота. Операторы, работающие на отдельных автоматических линиях, составляли явно меньшую часть всех работающих.
Затем томичи провели реконструкцию. Контраст оказался поразительным.

В производственные корпуса удалось вписать* сотни новых станков и механизмов, которые ранее лежали мертвым грузом на складе. На 3 тысячи рублей поднялась выручка на одного рабочего. От ручного труда избавилось более 900 человек. Основные изделия отмечены государственным Знаком качества. Одиннадцатая пятилетка выполнена без корректировки плана.

Результаты отличные. Ну а как нужно действовать томичам дальше?
Ситуация третья
Крепко бичуем мы бесхозяйственность. Клеймим ее всячески и по праву. За ней огромные народнохозяйственные потери.

Но вот что очевидно теряем мы не только тогда, когда работаем явно плохо и невыразительно. Экономические потери возникают и тогда, когда можем работать лучше, а не работаем.

По разным причинам. Здесь и пресловутое: что мне, больше всех надо?

И дряблая мыслишка: почему именно я? Но речь сейчас даже не об этом. Ясно, не по совести такой подход.
Вот история, когда человек намерен был, настроился работать с полным использованием своих природных, причем явно незаурядных способностей. Даже не только настроился, а не один год работал, но коллектив его не поддержал. История эта о слесаре-инструменталыцике. Специалист высокого класса, он сумел по производительности труда намного опередить своих товарищей.

А следовательно, и зарплата у него стала значительно выше. Были благодарности, похвалы, но постепенно назревал и конфликт: раз можно настолько перевыполнять норму, значит, эта существующая норма низка, ее нужно повысить.

Далее ситуацию передает товарищ этого слесаря. Лучше не скажешь:
Представьте себе: в разгар жатвы к комбайну приходит председатель колхоза и говорит:
Николай Васильевич, глуши мотор. Тебе на сегодня хватит.

Ты уже свое намолотил.
Или шахтеру говорят:
Давай вылезай из забоя, ты уже свое сделал.
Не было такого, конечно. И, надеюсь, не будет. А этому слесарю начальник сказал:
В этом месяце, Коля, двести девяносто девять, и ни рублем больше.
А у меня нарядов на четыреста.
А у меня фонд зарплаты, Коля. Потолок.

Так что ты лишние наряды в верстак пока отложи. До следующего месяца.

Не будем гусей дразнить, то бишь отдел труда и заработной платы, наш ОТЗ.
Они не лишние, сказал Коля. Они заработанные.

По расценкам, которые утверждены ОТЗ.
ОТЗ их утверждал, ОТЗ их и пересмотрит. И по твоей милости, Коля, упадет заработок у остальных слесарей. О людях подумай.

Нельзя быть эгоистом.
Как вы отнесетесь к этому случаю?
Ситуация четвертая
В городе Рубцовске есть ряд крупнейших предприятий союзного значения. У каждого из них есть свой литейный цех. С рабочей силой сложно.

Не понравилось литейщику в одном месте, отправляется в другое. Стало там плохо, вернулся назад. Пользовались этим не только рабочие, но и руководители местных предприятий.

В один год ушло из литейного цеха Алтайсельмаша* одновременно несколько десятков металлургов. Причина: плохие условия труда.
Дирекция вывесила объявление: Кто вернется на завод из армии через три года, безвозмездно получит двести рублей*.
Ответная реакция руководителей тракторного завода: Каждый молодой человек, отслуживший в армии и пришедший на работу в литейный, безвозмездно получит пятьсот рублей*.
Сельмашевцы ответили дополнительными призывами.
Правильно ли это? Говорят же, что смена места работы стимулирует трудовую активность.
МИКРОСЮЖЕТЫ
Социалистическая предприимчивость это богатство
Уже несколько лет работает в Алма-Ате специализированный магазин Шебер- . В переводе с казахского это название означает Умелец. Здесь можно выбрать для поделок основу из более чем 300 заготовок различного типа. Заготовки, по сути, вторсырье, отходы производства. В государственную казну магазин за год сдает почти миллион рублей.

Вот вам и отбросы!
Предприимчивость по-яповскя
Постоянно растет мощность японских мотоциклов. Это фирмачи, подгоняемые конкуренцией, стараются превзойти друг друга. Масса некоторых двигателей уже превышает 200 килограммов, и они - не уступают автомобильным. Это обеспокоило дорожную полицию, которая предприняла контрудар. При регистрации мотоцикл кладут на бок и владелец обязан его поднять.

Иначе регистрация не состоится.

РАБОЧИЙ ДОЛЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ

Юные менеджеры с улицы Зацепа

Современное производство, чтобы быть эффективным, требует отлаженного хозрасчета, введеция различных форм подряда, хорошей организации труда рабочих. И все это, как правило, связано с менеджментом. Так, известная американская фирма Дженерал моторе* утверждает, что 60 процентов ее прибыли обеспечивается высокой квалификацией менеджеров. Слово менеджеранглийское.

Оно означает управляющий производством*, специалист по управлению*. Сегодня всем ясно, что управлять трудовым процессом следует экономически грамотно, профессионально. Значит, надо учиться.

Но для того чтобы приобрести профессионализм, стать высококвалифицированным специалистом, необходимы время и предварительная подготовка.
Для нас специальная подготовка менеджеров дело пока новое. В одной из телепередач корреспондент вышел с микрофоном на улицы Ленинграда и задавал прохожим вопрос: Где находится школа менеджеров?* Кто-то пожимал плечами, кто-то не сразу понимал вопрос...

Но жизнь не стоит на месте, и в нее властно входят и новые слова, и новые виды деятельности.
Школа юного менеджера открыта в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. В соседней средней школе открыты даже специализированные классы. Не каждый станет менеджером, но приобретенные знания в области формирования рынка и цен, психологии, языка останутся на всю жизнь.

Без них не обойтись ни заводскому коллективу, ни бригадиру, ни кооператору.

Главная производительная сила

Ученые многих стран пытаются найти ключи к еще не раскрытым резервам таланта, способностей человека как главной производительной силы. Природа действительно отпустила нам
колоссальный кредит. Советские ученые подсчитали: емкость индивидуальной памяти соответствует информационному фонду Библиотеки имени В. И. Ленина. Канадский ученый Г. Сельс в своей книге От мечты к открытию* утверждает, что в коре головного мозга заключено столько мыслительной, сколько в атомном ядре физической энергии.

Американский ученый Сидней Коэн отмечает: Мы даже близко не подходим к границам наших возможностей. Мозг работает лишь на ничтожную долю своей мощности.

А сколько лет мы его можем использовать?
Время активной жизни человека биологи измеряют 130150, некоторые даже 200 годами. Не будем принимать во внимание утверждение, что предел непрерывного существования человека можно характеризовать приближенной и округленной цифрой в тысячу лет. Это, конечно же, просто фантастическая мечта.

Но уровень развития его способностей уже в ближайшем будущем может оказаться интересной, неожиданной реальностью. И хотя точный прогноз дать трудно, ясно одно: многие нынешние уникальные способности зрелого мозга в будущем мы будем считать вполне нормальными.
Как будут выглядеть в этих условиях проблемы подготовки молодого поколения к труду? Сделать человека смыслом всего общественного бытия, не средством, а целью производства, венцом прогресса давняя мечта мыслителей.

Эту идею гуманистической этики в полной мере призван реализовать коммунизм. Человек будущего коммунистического общества сегодня обрастает плотью, превращается в реальность. Всесторонне развитая личность на деле становится идеалом гражданина здорового и зрелого социалистического общества. Она сочетает в себе в органическом единстве духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Сбываются слова К. Маркса и Ф. Энгельса: Быть радикальным значит понять вещь в ее корне.

Но корнем является для человека сам человек*.

Рабочий должность творческая

Даже в условиях, когда основную нагрузку на себя берут автоматы, остается важным традиционное условие хорошо знать технику, все производство. Нельзя, например, отлично играть на том музыкальном инструменте, возможности которого ты досконально не изучил. Работать тоже.

Рабочий должность творческая.
Вот такой разговор состоялся с известным бригадиром слесарей-сборщиков Коломенского завода тяжелого станкостроения Александром Ивановичем Федосеевым.
Современного слесаря без обширных знаний я не представляю, говорил он. Ему надо знать (и не понаслышке!) новые материалы, новые приспособления, инструменты. Не случайно же в нашей технической библиотеке большинство читателей рабочие. Полистайте библиотечные формуляры и убедитесь, какой у них широкий круг интересов от использования доменного шлака до космической сварки. И все эти вопросы изучаются ими не ради праздного любопытства для дела.

Рабочему уже сегодня частенько требуются инженерные знания, а завтра, тем более.
На вопрос журналиста о роли науки в профессии слесаря-сборщика Александр Иванович выразился еще более определенно:
Теперь у нас недостаточно знания только своего ремесла, от сих до сих*. Современные рабочие хотят знать не только о завтрашних станках и инструментах, но и о завтрашних материалах, о завтрашних методах хозяйствования. Они спорят о том, где найдет ближайшее применение лазер, где новый сплав эльбар, спорят со знанием дела.

Рабочие идут в первых рядах бойцов научно-технической революции.
Нужно ли учиться?
Полезность и необходимость знаний внешняя сторона вопроса. Внутренняя его сторона само содержание образования.

Чему и как учить? Каков обязательный минимум знаний?
Не все в жизни просто! Однажды, лет пятнадцать назад, мне пришлось выступать в школе, в восьмом классе. Рассказал о проблемах, ответил на вопросы. Директор выразил мне благодарность.

Но потом в обсуждении выяснилось: общий настрой беседы до ребят не дошел. Кое-что из рассказанного слушателям уже было известно.

Но не это определило неуспех встречи. Им было непонятно:
Зачем все это нам рассказывают?
Естественно, рассказывать подросткам надо все. Приятное и неприятное. Известное и неизвестное.

А как рассказывать? Конечно, знание дела и сегодня играет решающую роль. Более того, помогает, если обеспечивается взаимосвязь знаний с практическим действием.

Пусть это выглядит упрощенно: слушающий молодой человек, ученик должен не только поставить вопрос, но и сформулировать ответ: я должен делать примерно то-то и так-то. ...Наша школа должна давать молодежи... уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды...
В. И. Ленин предостерегал и от иждивенчества, которое, как сейчас представляется, также присутствовало в рассказанной выше истории.

Остроумие

Одна из ведущих профессий в СССР инженер. Термин инженер* произошел от латинского изобретательность, остроумная выдумка*. Распространенность профессии инженера в наше время в значительной мере непосредственно обусловлена прогрессом науки. Но сегодня это понятие относится к фрезеровщикам, токарям, слесарям высокой квалификации. За привычными названиями профессий появились иные функциональные задачи, более высокий уровень требований, новый класс мастерства.

Возьмем, к примеру, обработку заготовки ротора для турбогенератора: масса 80 тонн, длина Л 3 метров, диаметр около метра. Тем не менее точность измеряется всего микронами. Какова должная быть выучка, какова ответственность?

Соавтор ученого, мыслитель с хозяйственной сметкой и исследовательской хваткой так можно определить высококвалифицированного рабочего современного производства. Подобно инженеру и конструктору, человек у станка, на сборочной линии самым непосредственным образом реализует достижения научно-технической революции.



Содержание раздела