d9e5a92d

Шанс первый - атом

Есть еще один принципиальный момент охрана окружающей среды. Проблема загрязнения атмосферы выбросами ТЭЦ остроты не теряет.

К чести местных руководителей и ученых, занимаются они этим вопросом немало. Но подумать действительно есть о чем.

Масштабы переработки углей огромны. Велики и отходы. После выхода первой из серии строящихся ГРЭС, Березовской, на полную мощность годовой объем золы составит более миллиона тонн, шлака в золоот-вал около 200 тысяч тонн.

Таких станций будет больше десятка. Значит, в год 1015 миллионов тонн золы и 2
2,5 миллиона тонн шлака. А за 10, 20, 30 лет?

Огромные цифры.
Опыт освоения западносибирской нефтегазоносной провинции, БАМа, показывает: необходима согласованная общегосударственная деятельность различных министерств и ведомств, причем по всем направлениям: фундаментальным проработкам научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, широким геологоразведочным изысканиям, строительству и эксплуатации.
Комплексный характер освоения КАТЭКа требует сочетания отраслевого управления с системным. Очевидно, нужна и соответствующая организационная структура управления.

Известный советский экономист академик Н. Н. Некрасов считает: Для крупномасштабного освоения новых обширных регионов методы развития производительных сил, практиковавшиеся прежде... становятся неэффективными. Необходим новый тип организации комплексного использования природных ресурсов, соответствующий современному научно-техническому развитию страны и перспективным задачам.
По масштабам строительства, объему капиталовложений, темпам наращивания мощностей и, наконец, важности для народного хозяйства КАТЭК смело можно считать одним из звеньев формирующейся материально-технической базы коммунизма.
И все-таки уголь, конечно, не единственный, да даже и не главный, источник энергии для общества будущего. Спешащее вперед человечество имеет немало шансов обеспечить себе и своим потомкам прочную энергетическую базу.

Шанс первый: атом

Атомная энергетика несет в себе огромные возможности мирного атома и опасность атома разбушевавшегося*. Но можем ли мы обойтись без нее в экономике страны, в мировой экономике?
Атомные электростанции! Тонна урана при делении выделяет энергию, эквивалентную теплу от сгорания 18 тысяч тонн условного топлива.

Спичечный коробок, заполненный ураном, эквивалентен целому вагону угля.
Более 50 миллиардов киловатт-часов электроэнергии вырабатывали в минувшем году атомные станции в стране. Простой подсчет показывает: чтобы получить такое количество электроэнергии, требуется около 17 миллионов тонн органического вещества.

Справедливости ради нужно сказать, что и современные станции используют атомное сырье пока далеко еще не лучшим образом. Полезный эффект дают всего один-два процента урана.
Наук$ и техника предлагают реактор принципиально нового типа на быстрых нейтронах. Здесь может быть использован практически весь уран, включая тот, который сегодня идет в отходы.

У быстрых реакторов выше термические параметры, коэффициент полезного действия.
В нашей стране завершен необходимый комплекс исследований, позволяющий приступить к созданию первых реакторов на быстрых нейтронах. В Димитровграде Ульяновской области более десяти лет успешно функционирует быстрый реактор БОР-60, на полуострове Мангышлак, в городе Шевченко, несколько лет эксплуатируется крупнейший в мире быстрый реактор БН-350.

На Урале, в Белоярске, завершено строительство еще более крупного реактора мощностью 600 мегаватт.

Шанс второй: термоядер

Все идет к тому, что нужен иной, принципиально новый источник энергии. Можно ли, в частности, создать искусственное солнце?
Можно! ответили ученые почти сорок лет назад, создав искусственный термоядерный синтез. Его возможности безграничны: 200 граммов главного термоядерного топлива дейтерия равноценны 200 тоннам нефти. А дейтерия в 'природе практически сколько угодно. Изотоп водорода, он содержится в морской воде в больших количествах.

На 3000 атомов обычного водорода приходится один атом дейтерия, а это означает запас горючего на несколько миллиардов лет. Но изобилия электроэнергии за счет сжигания смеси дейтерия с тритием или даже сжигания одного дейтерия еще пока добиться не удалось.

Ученые-физики говорили, что первая такая! установка может появиться в конце нашего века.
Академик, лауреат Ленинской и Нобелевской премий Н. Г. Басов справедливо утверждает: ...неправильно думать, будто... термоядерный синтез решит энергетическую проблему сейчас, немедленно. Здесь предстоит накопить определенный объем знаний, сведений, экспериментальных и инженерных результатов.

Первые промышленные термоядерные реакторы наверняка будут построены только к концу столетия*.
Конечно, ядерный синтез один из надежных перспективных источников энергии. Он обладает заметным преимуществом перед органическим топливом. Но и тот, и другой имеют один крупный недостаток.

Их применение в широких масштабах заметно нарушает сложившийся за миллиарды лет энергетический баланс нашей плацеты. Если в общем объеме поступающей на Землю солнечной энергии доля других искусственных источников достигнет только 5, а тем более 10 процентов, то изменения на поверхности и в атмосфере нашей планеты будут практически неконтролируемыми.

Значит, кардинального прогресса рассмотренные подходы не дают. Должно быть найдено новое, нестандартное, нетрадиционное решение проблемы.

Шанс третий: Солнце

Ученые все чаще поглядывают на Солнце. Именно там при температуре 20 миллионов градусов выделяется громадная энергия. Ее главное земное дитя органическое тепло.

Но, увы, его объем заметно ограничен. Нужны другие пути преобразования солнечной энергии.
Представим себе: в ряде обширных районов Земли на 1 квадратный метр приходится в среднем по 7 киловатт-часов энергии в день. Солнечная электростанция бесплатное благо?!

Соответствующие расчеты в принципе подтверждают высокую эффективность этого направления.
Есть и другие преимущества солнечных электростанций. Энергетический баланс Земли в основном сохраняется неизменным. Окружающая среда не загрязняется. Живые организмы находятся вне опасности.

По расчетам ученых, площадь солнечной электростанции в 70 раз меньше площади водохранилища ГЭС, равной ей по мощности. Важно учесть и то обстоятельство, что солнечная батарея может быть сооружена в среднеазиатской пустыне, а водохранилище нередко отбирает плодородные земли.
Но это задача, сформулированная только в общем виде. Конкретное решение ее дело непростое. Очевидно, сначала надо собрать, сконцентрировать, сфокусировать солнечные лучи. Конечно, это не утопия.

В мире, в том числе и в СССР, построены первые установки подобного типа. Солнечные электростанции мощностью в полкиловатта работают в Туркмении, а также в Ереване и Геленджике. Более десяти лет в Каракумах солнечная автоматизированная установка осуществляет подъем воды.

От подобной установки заряжается ще-лочный аккумулятор на одной из ирригационных систем в Киргизской СССР. Но это пока что опытные экземпляры, которые свидетельствуют, что энергия эта в ближайшем будущем будет обходиться недешево.

Примерно в 100 раз дороже, чем энергия атомных, тепловых и гидроэлектростанций. Но перспективы обнадеживающие. Есть немало заманчивых проектов промышленного освоения солнечной энергии. В одном случае предлагают построить солнечные установки по всему экватору.

Солнце последовательно будет включать и гасить* такие станции. Можно было бы использовать для этих целей и космические станции.

Ясно, что любознательный ум нынешних и последующих поколений подскажет и много иных вариантов.
МИКРОСЮЖЕТ
Энергию важно не только получить. Предстоит решить вопрос о более эффективном ее использовании, умелой передаче на большие расстояния.
Уместно напомнить, что затраты на передачу и распределение энергии составляют до 50 процентов стоимости сооружения электростанции. В этом звене сегодня теряется до 2030 процентов всей выработанной электроэнергии. Потери только одного Минэнерго составляют около 9 процентов всей вырабатываемой энергии. Это равносильно вводу в действие электростанций общей мощностью 18 миллионов киловатт.

При более высоких напряжениях и дальних передачах потери могут значительно возрасти. Нужны и здесь новые научно-технические подходы.

Юность и опыт

Принято считать наиболее продуктивным периодом творческой жизни ученого возраст от 25 до 40 лет. Обычно ссылаются на то, что Ньютон, Эйнштейн, Лобачевский и многие другие выдающиеся ученые сделали свои величайшие открытия, когда им было всего лишь 25 лет.
Видимо, неверно идеализировать как способности научной молодежи, так и опыт мудрой старости. Талант, оригинальность людей, новое слово в науке не прямая функция возраста.

Д. Рубакин в книге Похвала старости* на огромном фактическом материале показал, что в науке работоспособность людей, как физическая, так и психологическая, творческая, с возрастом почти не снижается, подтверждая слова Вольтера: Для глупца старость бремя; для невежды зима; для человека науки золотая осень*.
Опыт огромная сила. В жизни академика А. Н. Крылова был такой интересный эпизод.

В качестве консультанта Внешторга его пригласили по срочному делу.
Авария: цистерна с нефтью дала течь.
Ученый поехал на место, осмотрел все цистерны и на тревожное: Что делать?*спокойно ответил: Ничего*.
Выяснилось: неопытные инженеры забили тревогу:
Цистерны во что бы то ни стало надо запаять.
Ученый определил:
Ремонт цистерн потребует огромных затрат, в то время как утечка составляет граммы.
И цистерны действительно эксплуатировались еще десятки лет. Вот что такое опыт!
Многим известно, что в атомном реакторе есть некая критическая масса урана. Мало его реакция не пойдет.

Много тоже плохо: возможен взрыв. Так и в научном коллективе.

Здесь очень важен энтузиазм, но и интуиция, и опыт тоже. Ведь испытание под нагрузкой*, когда молодой человек вступает на самостоятельный научный путь, нешуточная проблема.

Обращаясь к новым научным направлениям, молодой ученый по существу осваивает целину, идет неизведанными путями первопроходца.
ДИСКУССИЯ
В рассказе Срезал В. Шукшин жестоко высмеял деревенского мужика Глеба Капустина. За что? За невежество и зазнайство. Начитавшись различных историй в книгах, Глеб задавал вопросы людям, приезжающим из города.



Вопросы иногда были непонятные и даже невежественные. Тем не менее, заданные в демагогически смелой форме, они ставили порой приезжавших лектороа в тупик.
Узкий специалист подобен флюсу, говорил Козьма Прутков. Он был прав и не прав.

По этому поводу среди молодежи разгорелся спор.
Знания нужны двоякого рода: для профессиональной подготовки и для того, чтобы быть на уровне современных требований науки, а значит, уметь переучиваться, в массе новых сведений отыскивать для себя нужное, главное.
¦ Знания можно давать дифференцированно.
Научить студента, опираясь на широкую фундаментальную подготовку, овладеть современными методами самостоятельного поиска и отбора профессиональных знаний вот что нужно современной высшей школе
Попробуйте в современном вузе найти специалиста, кто возьмется дифференцировать специальности и знания. Это трудно, если вообще возможно в наш динамичный век.
Наверное, даже хорошо составленная, умная и дальновидная программа не избавит нас от всех бед. Лучшие традиции советского высшего образования, скажем индивидуальность обучения, должны сыграть не последнюю роль.
Традиции сохранять следует, но требуется также совместить их с интенсификацией процесса обучения с учетом массовости. Научить студента, опираясь на широкую фундаментальную подготовку, овладеть современными методами самостоятельного поиска и отбора профессиональных знаний , вот что нужно современной высшей школе.
Стало быть, и традиционный метод изложения материала от корки и до корки должен уступить другому, скажем проблемному, дискуссионному. Традиционный школярский опрос и экзамен глубокому собеседованию.
В телепередаче Очевидное невероятное показывали фотоснимок, сделанный академиком А. Н. Крыловым много лет назад. Высокая гора книг, которые преподаватели рекомендуют прочесть студенту, и отдельно всего несколько книг, которые действительно нужны специалисту. Хотя снимок пытались шутливо обыграть, но и нам, современным студентам, не до шуток.

Не знаю, какая должна быть вторая стопка сегодня, но первая в нашем институте значительно выше, причем по каждому предмету.
А по-моему, не только многие книги, но даже целые дисциплины, которые мы изучаем, нам просто не нужны. Мы недавно провели опрос наших выпускников.

Половина из них заявила, что приобретенные знания используют лишь в незначительной мере, а некоторые вообще считают, что ряд предметов изучали зря. 12 процентов бывших студентов нашего вуза вообще трудятся не по специальности.
Но эти проблемы связаны не только с тем, что нам надо учить, а что не надо. Я читал, что очень многие отрасли народного хозяйства занимаются научным прогнозированием. Если мы сможем предвидеть, как они будут развиваться, то будем знать, сколько специалистов им надо и к какому сроку.

Но все-таки и для следующих поколений студентов сохранится альтернатива: что учить и сколько учить, а что учить не надо, а если надо, то в каком объеме.
Значит, не нужны нам планы и программы, будем учиться самостоятельно, а лучше под руководством одного какого-нибудь профессора? Да откуда нам самим знать, что нужно, что не нужно, где нам точно придется работать! Откуда нам каждому взять по профессору даже по ассистенту не достанется! А все-таки, думаю, будущее за учебной программой, гибкой, конечно.

С большим объемом свободного времени для самостоятельных занятий.
Значит, опять тот же лектор, те же мел и доска, те же сессии и экзамены. Вот у нас вроде бы сократили число обязательных занятий, увеличили время для самостоятельной работы. Но мы нововведения практически не ощущаем.

Все так же четко регламентировано: домашние задания по предметам, как в школе, консультации, которые превращаются в дополнительные занятия. Переходили к новому процессу с энтузиазмом, а сейчас у многих опять старое: Лишь бы сдать.
Участие в дискуссии автора
Человек-исследователь, человек знающий это обязательно ученик, умеющий думать. Учитель, умеющий думать, это обязательно человек, различающий индивидуальную особенность каждого ученика, его возможности и способности. Какое знание, в какой степени ученику дается, обогащает его, а какое оказывается плохо усвояемым? Что это? Программируемый индивидуальный подход к обучению, учет его воспитательного эффекта?

Учитель и ученик, овладевшие логикой движения мысли, сегодня еще пока редкость. Завтра их будет больше. В будущем все. За пределами не только вузовского, но и школьного образования окажутся: Не знаю, Не помню, Не понимаю.

Останутся другие формулы со стороны ученика: Не знаю, как узнать; со стороны учителя: Почему не знает, Как не понимает.

Лузитания

В воспоминаниях крупнейших советских математиков часто встречается имя Николая Николаевича Лузина. Лузитания* так называли замечательную научную математическую школу в МГУ под руководством Николая Николаевича.

Его самого величали командором. Ученики ценили его не только как большого ученого, прозорливого, мудрого, обладающего огромным научным багажом, но и как великолепного психолога. '
С точки зрения и некоторых современных ученых, Н. Н. Лузин был ниспровергателем всех обычных канонов преподавания и общения с учениками. Авторитетом он пользовался непререкаемым. Но в то же время он был равноправным коллегой своих учеников, к коим одновременно относил и опытных сотрудников, и студентов.

Исключений не делалось ни-для кого, все по заслугам критиковались и поощрялись. Лузитания* и есть яркий пример действенности, полезности и даже необходимости научной школы как эффективного инструмента подготовки научных кадров. Ее отличала напряженность исследовательского труда. Николай Николаевич ставил такие конкретные проблемы, которые требовали нового подхода и нового научного аппарата.

Решение их находилось буквально на грани возможностей ученика и требовало максимального напряжения сил, настойчивости и воли.
И очевидно, другого пути нет. Именно метод высокого напряжения рождает талант, оплодотворяет способности юношей и девушек, превращает вчерашнего школяра* в подлинного ученого.

Так работал со своими учениками Н. Н. Лузин. Так работал академик И. Г. Петровский, руководители многих других научных школ МГУ.

Так работает сегодня академик А. П. Александров.
Огонь зажигается от огня. Роль учителя в науке поистине огромна. Лозунг Ни одного ученого без учеников* по существу отражает победный марш советской науки.

Известный организатор науки М. А. Лаврентьев выдвинул принцип: Помочь талантливому человеку войти в науку для ученого дело, пожалуй, более важное и почетное, чем даже крупный собственный результат*.
Напал на жилу* так в своем научном кругу исследователи называют ситуацию, когда будущий ученый начинает разрабатывать актуальную малоизученную проблему. Приходилось неоднократно, убеждаться: выход на жилу* чаще всего связан с направляющей рукой учителя, научного руководителя.
МИКРОСЮЖЕТ
Любопытен комментарий газеты Вашингтон пост: Русские действительно наступают, но отнюдь не с пдерными боеголовками или хотя бы танками, как это изображается, к вящему удовольствию военных аналитиков, в нашей собственной стране. Отнюдь нет. Советский Союз добивается неуклонного продвижения на таких направлениях, как технический прогресс, экономическое развитие и решение социальных проблем.

Эти успехи атрибуты могущества. Знаменательное признание, особенно с учетом роли молодежи и науки.
ДЕЛОВАЯ СИТУАЦИЯ
Очень примечателен диалог-диспут в романе Ю. Бондарева Берег между советским писателем Никитиным и западно-германским журналистом Дицманом. Последний утверждает, что путями потребительского общества суждено пройти всем индустриально развитым странам, потому что эгоизм, цинизм и стяжательство составляют подлинную природу человека.

Изменить их не под силу никакому социальному строю. Дело в том, господин Никитин, что современные западные немцы слишком много думают о новых моделях мерседеса, о холодильниках и уютных загородных домиках и у среднего немца исчезает или уже нет ни высокой духовной жизни, ни духовной веры... Прагматизм подчиняет все.

Истоки и модель Америка. Боюсь, гос-
подин Никитин, что через несколько лет Советский Союз тоже зажрется и у вас тоже исчезнет духовная жизнь: машина, квартира, загородный коттедж, холодильник станут богами, как на Западе.
Никитин отвечает: Вряд ли. Хотя знаю, что нас тоже ждет испытание миром вещей.

Он не скрывает, на чем базируются его убеждения: Революция это отрицание безнравственности и утверждение нравственности, то есть вера в человека и борьба, и, конечно, совесть как руководство к действию.
Такой диспут вы можете продолжить непосредственно в классе. Определите одному из вас роль Никитина, другому Дицмана.

Остальные могут по ходу диспута задавать дополнительные вопросы или выступать в качестве арбитров.

Темпы

К масштабам экономики нашей страны, ее высоким темпам развития мы уже привыкли. Привыкли и за рубежом. Наши противники, не отвергая достижений Страны Советов, ссылаются обычно на слабость исходной для сравнения материально-технической базы царской России. Некоторые отмечают богатство природных ресурсов.

Отсюда, мол, и темпы высокие, и результаты развития разительные. Конечно, не учитывать этого обстоятельства мы не вправе.
Но как же в таком случае отнестись к социально-экономическим успехам других социалистических стран? Тех, кто и ресурсами победнее, и у кого исходная база для сравнения достаточно мощная была? Например, ГДР и ЧССР. Ссылаются на то, что в этих странах сложилась и развивается высокая культура и дисциплина труда. Не отрицаем.

Развивается, и это помогает.
Но как быть с другим? Бедное по ресурсам народное хозяйство маленькой Кубы развивается быстро и динамично. Империализм в этой стране долгие годы формировал предвзятое отношение к производительному труду.

Положение Осложняется и тем, что Куба на десятки тысяч километров отстоит от цитадели социализма, развивается в условиях экономического прессинга и блокады. И тем не менее... Производство электроэнергии по сравнению с дореволюционным уровнем возросло более чем в 4,3 раза, выпуск стали в 12,6 раза, переработка нефти в 16,5 раза, производство цемента в 5,6 раза, продукции машиностроения и металлообработки в 31 раз.

Непосредственно для материального и духовного потребления населения выпуск тканей увеличился более чем в 2,5 раза, улов рыбы возрос в 9 раз. Издается книг в 45 раз больше, чем до революции.

Созданы практически заново социальная инфраструктура, здравоохранение и образование.
Эти достижения за счет чего можно отнести? Главную решающую роль сыграли преимущества социализма.
Доля социалистических стран в мировой промышленной продукции составляла в 1917 году менее 3 процентов, в 1937 году менее 10 процентов, в 1950 году примерно 20 процентов, в 1970 году 38 процентов, в настоящее время более 40 процентов. Продукция промышленности социалистических стран составляет более трех четвертей соответствующей продукции развитых капиталистических стран.
Темпы прироста национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции в социалистических странах составили в 1986 году соответственно 5,1; 6,0 и 8,3 процентов по сравнению с 2,6; 1,2 и 0,2 процентами в развитых капиталистических странах. Убедительное превосходство нашей экономики в довольно сложной мировой конъюнктуре.
Ныне народное хозяйство СССР мощная экономическая система. В нашей стране только промышленной продукции выпускается больше, чем ее производилось во всем мире в 1950 году.
Об ускоренном экономическом прогрессе страны могут дать представление сопоставления с самой развитой страной капитализма США. По выплавке стали наша страна в 1960 году в 1,5 раз отставала от США, теперь опережает их более чем в 2 раза. Угля у нас добывалось меньше, ныне в 1,5 раза больше. Уровень добычи нефти был в 2,5 раза ниже, а теперь в 1,5 раза выше, чем в США. Но речь идет не просто о количественном наращивании советской экономики.

Характерная особенность нашего времени крупные перемены в развитии производительных сил, решении социальных вопросов.

Серьезный прогресс

Отпуск в Японии еще десять лет назад составлял в среднем у каждого работающего три дня в год. Ныне он увеличился до семи дней.

Утверждают, что в силу своего трудолюбия, уважения к фирме японцы идут на самоограничение в отдыхе.
Но специалисты отмечают и другое: небольшая зарплата, страх перед тем, что фирма может отказаться от услуг отпускника, пока он загорает на солнце. Как бы то ни было, но такой кратковременный отпуск сильно сказывается па здоровье трудящихся.
Иногда ссылаются на эффективное функционирование экономического механизма внутри фирм. В каких-то аспектах это так и есть. А отражение более глубокого существа дела? В печальном для капиталистической экономики 1982 году терпели банкротства каждые 80 из 100 тысяч фирм и среди них не только мелкие, хотя последних абсолютное большинство.

За крахом крупной авиакомпании БРАНИФФ последовала очередь МА интернэшнл, Лайонелл*, Врентано* и ряда других.
Экономические данные не в состоянии выразить глубину социального и политического потрясения капиталистического мира. Американский журнал Тайм повествовал о том, что потеря, например, работы и ее безуспешные поиски порождают у человека ощущение бесполезности, утраты смысла жизни.

Известный университет имени Джона Гопкинса в результате исследования показал: повышение безработицы по стране в целом на 1 процент сопровождается ростом числа самоубийств на 4,1 процента, увеличением числа заключенных в тюрьмах на 5,7 процента и случаев убийств на 4 процента.
Некоторые из нас испытывают замешательство, считают, что наша программа возрождения экономики потерпела провал*-, признал американский президент. По свидетельству печати, эта горечь породила немало мрачных предчувствий у известных экономистов. И есть отчего.

В 1985 финансовом году несбалансированность бюджета превысила 230 миллиардов долларов.
У нас есть все основания для тревоги, пишет американский публицист Майкл Паренти в журнале Политикл Афферс. Статистические данные обнажают поразительную трагедию нашей страны. Я говорю не о том смутном чувстве неудовлетворенности, которое все мы можем время от времени испытывать, а о явных и иногда катастрофических бедствиях.

Сухие цифры выявляют перечень жертв, число которых составляет многие миллионы*.
И действительно:
Более 27 тысяч американцев ежегодно кончают жизнь самоубийством.
23 тысячи человек ежегодно убивают.
13 миллионов человек ежегодно становятся жертвами преступлений, в том числе нападений, изнасилований, вооруженных ограблений, краж со взломом, воровства и поджогов.
25 миллионов человек, или один из каждых десяти американцев, ежегодно обращаются за помощью к психиатру, психотерапевту или врачам из-за психических проблем или эмоциональных нарушений.
35 миллионов страдают такими недугами, как паралич, глухота, слепота и др. Непропорционально большое число их бедняки.

Многие из этих болезней можно было бы вылечить или не допустить при более благоприятных условиях жизни.
4 миллиона детей не имеют возможности учиться ввиду того, что для их нормального умственного развития ничего не предпринимается.
Свыше 4,5 миллионов детей, получающих социальное вспомоществование, страдают от недоедания. Многие, если не большинство, страдают от повреждений мозга, вызванных недостаточным питанием в утробном и младенческом периодах.
900 тысяч детей, некоторые в возрасте всего 7 лет, работают за мизерную плату сельскохозяйственными рабочими, посудомойками, прачками и прислугой по 10 часов в день в нарушение закона о детском труде.
80 миллионов человек живут на доходы, которые, по оценкам министерства труда, находятся ниже приемлемого уровня.
31,5 миллиона человек из этой категории живут ниже уровня бедности; ещё миллионы с большим трудом сводят концы с концами.
12 миллионов тех, кто живет на самом дне бедности, страдают от голода и недоедания. (В одном только Детройте, по словам мэра этого города, голодают 200 тысяч человек.)
Свыше 2 миллионов человек бездомные...
Вот такая она счастливая страна, продолжает Майкл Паренти. Развивается не только инфраструктура шоссейных дорог и мостов.

Вопреки официальным заявлениям живем в обстановке скрытой катастрофы, социальной патологии поразительных масштабов.
И вышеприведенные цифры не раскрывают картину полностью. Почти во всех категориях неизвестное число людей остается невыделенным. Например, официальное причисление
31,5 миллиона человек к категории живущих за чертой бедности основано на данных переписи, которые не вполне учитывают странствующих по стране бездомных людей и тех, кто живет в отдаленных сельских поселках и перенаселенных центральных районах городов*.

Знания множат знания

Герой восточных сказок, лукавый Ходжа Насреддин, собирая житейский опыт народа, вдохновенно его затем раздаривал. И интеллектуальная казна Ходжи никогда не истощалась. Таково свойство у знаний. Накапливаться, уточняться, обновляться они могут, а убывать практически нет. Все вещественное исчезает с земли.

Все, кроме знаний и открытий. Научные знания одно из главных интеллектуальных богатств человечества.
Представьте себя на миг на месте человека, лишенного знаний. Исчезнет возможность работать осознанно, творчески, с наслаждением. Вообще работа станет невозможной. Знания сегодня наш самый верный, самый надежный помощник, наш постоянный спутник.

В делах больших и малых.
Выступая на III съезде РКСМ со своей знаменитой речью, Владимир Ильич Ленин говорил: ... в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело*. Сложно было решить эту задачу?

Архисложно. Исходя из прежних представлений, требовались сотни лет. Ведь знания для масс никогда не были в почете в классовых обществах. А во времена мракобесия и фашизма они просто затаптывались. Вспомним Бруно, Коперника, Галилея, Эйнштейна.

Невежество пыталось уничтожить главное в их жизни тягу к накоплению новых знаний для человечества. Пыталось, но не смогло. Знаменитое галилеевское: А все-таки она вертится!*,. эйнштейновское: *Е = тс’ исторические вехи в развитии научной мысли.

И они навсегда останутся в памяти людей.
Современное молодое поколение должно знать цену знаниям. Дорогая эта цена! В будущем они станут еще дороже. Дорожает не только каждая новая тонна добытых угля или нефти, но и каждое новое научное знание. Наука не знает преград и пределов.

Все более уникальными и сложными становятся научные приборы. А отступать нельзя. Почему? Почему человек должен учиться, постигать все более глубокие тайны мироздания?

Видимо, потому, что отдача вновь добываемых знаний становится также более весомой и богатой. Видимо, и потому, что это важно для всестороннего развития личности, ее мировоззрения, четкого понимания своего места в жизни, своей ответственности перед обществом, семьей, самим собой.

Доказано: молодой рабочий со среднем образованием в 2,5 раза быстрее осваивает сложные операции, имеет вдвое большую производительность труда, чем его товарищ, не имеющий такого образования. Эффективность труда специалистов с высшим образованием втрое превышает результаты работы человека, окончившего среднюю школу.
Значит, в путь, в мир знаний! Это всегда путь в неведомое, он бесконечен.

Чем образованнее человек, тем обостреннее его желание не останавливаться на достигнутом, идти в своем познании дальше. Знания множат знания. Невозможно познать



Содержание раздела