d9e5a92d

Новый человек

Подготовить такого работника не просто. И здесь наука должна все активнее способствовать формированию главной производительной силы: творческого человека, аналитика, коллективиста. Ученые содействуют повышению научного и технического образования инженеров, техников и рабочих, вовлекая их в непосредственную разработку научных проблем. Технологически прорабатывая какую-то машину, изделие, они должны экономически осмысливать будущий агрегат, цех, завод, ясно представлять себе перспективы развития всей отрасли. Естественно, чтобы сформировать такие качества, нужны годы.

Нужна, как отмечалось на XX съезде комсомола, серьезная экономическая и воспитательная работа, в том числе и со школьниками, которые должны стать именно такими рабочими.
МИКРОСЮЖЕТ
Экономика и город будущего
Японцы всерьез изучают экономическую целесообразность создания в море близ Токио гигантского четырехэтажного города XXI века. Его возможная площадь 5 квадратных километров.

Крыша может использоваться^ качестве аэропорта. Один этаж отдается предприятиям и магазинам.
Первые расчеты показали, что затраты на один квадратный метр жилья превзойдут даже аверхдорогостоящее жилье, создаваемое ныне на искусственных островах. Но авторы проекта не теряют надежды.

Растущая стоимость жилья и научно-технический прогресс через десяток лед сделают, по их мнению, проект приемлемым.

Новый человек

Народный артист СССР Сергей Образцов выразился однажды очень образно: ... если человек ложится отдыхать и только вспоминает, он старый человек. Если он мечтает, он молодой человек. Сколько бы лет ему ни было.

Вот и страны так. Есть, которые только вспоминают, это старые страны, а есть, которые мечтают, это молодые.

Но самое прекрасное, когда страна и вспоминает, и мечтает*. Нашей стране есть что вспомнить и есть кому вручить ключи к экономике будущего.
Воспитан исторически новый тип личности, новый человек. Что же в нем нового? может кое-кто возразить. Та же одежда, что и на Западе.

А прическа? Так та вроде бы и вообще больше идет не от нас. Но все-таки другой. Не просто непохожий, а абсолютно другой человек-коллективист. Чтобы оценить масштаб перемен, надо оглянуться на дела вчерашние.

И оценить контуры дел предстоящих.
... Работал на прокладке нефтегазопроводов человек необыкновенной судьбы Борис Павлович Дидук.

До Тюмени работал на Украине. Там и случилась беда очень сильно повредил руку и был переведен на инвалидность. В жизни бывает всякое другой, может быть, и растерялся бы, но Борис Павлович отправился в Сибирь и, скрывая инвалидность, устроился сварщиком. Начал с малого, тренировал руку и стал сварщиком экстра класса, бригадиром.

Коллектив его бригады прокладывал в тяжелейших условиях в два-три раза больше труб, чем в среднем по отрасли.
Какое же место занимает Борис Павлович в экономике? Он трудящийся, созидатель. Через него осуществляется взаимодействие общества и природы. Он создает вторую* природу, но уже преобразованную трудом человека. Ко второй природе следует отнести производительные силы.

То, с помощью чего ведут производство, его средства и предметы труда, и того, кого Ленин определил как главную составляющую производительных сил, человека. Ибо последний во все века, а точнее тысячелетия, изобретал и приспосабливал для своих нужд силы природы. Сейчас наступил период больших возможностей производительных сил.

Они призваны улучшить непосредственное окружение человека, помочь в развитии его как личности.
МИКРОСЮЖЕТ
В двенадцатой пятилетке будет подготовлено 13,3 миллиона квалифицированных рабочих через систему профтехобразования, 6,3 миллиона специалистов со средним специальным образованием. Ежегодно более 13 миллионов рабочих будут обучаться новым профессиям.
За послевоенные годы осуществлен более глубокий поворот экономики страны к многообразным задачам, связанным с укреплением базы формирования нового человека. Реальные доходы на душу населения выросли по сравнению с 1940 годом в 6,6 раза. Средняя годовая заработная плата рабочих промышленности с добавлением выплат и льгот составляет около 3,7 тысяч рублей; в расчете на одну семью рабочих и служащих 500 рублей в месяц.

В 1965 году 4 процента населения имели доход свыше 100 рублей в месяц на члена семьи, в 1970 18 процентов, в 1985 году более 65 процентов населения, в том числе с доходом свыше 150 рублей в месяц 31 процент населения.
Общественные фонды потребления, за счет которых осуществляется подготовка нового работника (бесплатное образование, медицинская помощь, материальное обеспечение в старости и другие социальные мероприятия), в расчете на душу населения составляют в 1986 году 554 рубля. ,
НА УРОК ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
К какой жизни вы готовите своих ребят? спрашивает новый председатель колхоза Виктор Ножов у руководителя трудового студенческого отряда. Доцент Молодцов парирует грубо:
Да уж не для такой.
А эта такая для кого?
Лучше своего шефа поняли ситуацию некоторые студенты. А четверо из них остались для помощи колхознйкам в трудное время уборки картофеля.

При этом они сознательно нарушили учебуую дисциплину.
Эта история рассказана в телефильме Первый парень. Широкий набор современных экономических и нравственных проблем предстает в этом фильме: умирающая деревня, проблемы подъема Нечерноземья, использования молодых специалистов и многие другие. И вопросы, которые ставят герои фильма, непросты для решения. Как совместить слова и поступки?

Какие идеи мы проповедуем? А какими руководствуемся в жизни? Как совместить свою совесть и неблаговидные экономические действия? *
Чего стоит только одна такая фраза: Не жили хорошо и начинать не стоит.
Попробуйте разыграть в классе ту же ситуацию. Представьте себя в роли Виктора Ножова, Молодцова руководителя студенческого отряда, директора совхоза Канталупова, студентов и других героев фильма.

Мыло вместо лекарств

Есть ли в США безграмотные? Первая реакция: разве можно найти в стране с такой мощной экономикой хотя бы одного неграмотного человека? Оказывается, можно.

Более того, в богатой Америке появилось новое поколение безграмотных людей. Ныне, по свидетельству самих американских специалистов, для США нет большей угрозы, чем безграмотность.

Подсчитано, что от 17 до 21 миллиона взрослых американцев не умеют читать.
А почему это угроза для капиталиста, страны в целом? Дело в том, что уровень грамотности населения прямо связан с экономической мощью. Если человек не может читать достаточно хорошо, он не может решать и элементарные бытовые вопросы. Был случай, когда, не умея читать, мать дала ребенку вместо лекарства моющее средство. Это стоило тому жизни.

Еще труднее ориентироваться в современном производстве, где малограмотность оборачивается снижением производительности труда, травмами и несчастными случаями.
Американцы провели испытание 15 тысяч человек на уровень грамотности. Выяснилось, что 3 тысячи испытуемых допустили грубые ошибки при выписке квитанций (в США такие документы называют чеками). 3,5 тысячи не смогли правильно написать на конверте адрес. Еще 6 тысяч не смогли сосчитать сдачу в магазине.

Но не только это. Около 8 тысяч человек испытывали трудности при чтении.
Каковы причины столь вопиющей безграмотности? Они в организации системы образования.

За обучение детей в США родители, как правило, платят, и причем немало. Ясно, что такие расходы не каждой семье по карману. Кроме того, американское правительство в последние годы постоянно сокращает затраты на школы, колледжи, другие учебные заведения. Одновременно возрастают военные затраты.

Годовой милитаристический бюджет США достиг более 300 миллиардов долларов. МИКРОСЮЖЕТ
Буржуазные апологеты сознательно идут на моральное разложение молодежи, на воспитание у юношей и девушек сугубо потребительского отношения к жизни: Ты молод, полон жизненных сил. Зачем тебе думать о политике? Пользуйся благами жизни и юности. Ищи острых ощущений.

Быть молодым преимущество, внушали юношам и девушкам буржуазные идеологи в начале 70-х годов. В 80-е годы о молодежи в капиталистическом обществе говорят как о новой обездоленной группе, о лишнем, - потерянном поколении.

Из 17 миллионов безработных в промышленно развитых капиталистических странах свыше 7 миллионов составляют люди моложе 26 лет. Более 600 тысяч выпускников школ во Франции, Великобритании и ФРГ ежегодно лишаются возможности производственного обучения.

А что впереди? Английские ученые полагают, что к концу текущего столетия діія удовлетворения всех материальных потребностей общества понадобится всего 10 процентов нынешнего количества рабочей силы.

Законы

У Г. В. Плеханова есть утверждение: ... сознание безусловной необходимости данного явления может только усилить энергию человека, сочувствующего ему и считающего себя одной из сил, вызывающих это явление. Если бы такой человек сложил руки, сознав его необходимость, он показал бы этим, что плохо знает арифметику.
В чем же суть этой арифметики? Некто, человек с большой буквы Ч, немало поработав над своим образованием, изучив и диалектику, и'^политическую экономию вместе с историей общественного развития, пришел к убеждению, что в результате активных действий масс и с учетом всех других возможных условий через время Т наступит событие Р. Он искренне радуется предстоящему событию.
Как хорошо! восклицает Ч и ложится спать в ожидании времени Т*. Но вот он просыпается, время Т* наступило, а ^событие Р так и не совершилось.ржа, начинают разъедать нашу жизнь, особенно ее материальную основу экономику
Кто виноват? удивляется Ч. Очевидно, наука. Она не могла точно предсказать предстоящее, не учла все закономерности и условия развития.
Глубокое заблуждение, отмечает Плеханов. Он называет поведение такого человека изменой, которая выступает как величина отрицательная в сумме условий. В последнюю входит также как величина положительная и то ободряющее действие, которое характерно для людей, сильных духом. Р* не свершилось по причине измены. А сама измена появляется потому (здесь речь идет от первого лица изменника), что по обстоятельствам моего воспитания у меня уже было сильнейшее стремление к бездействию*.

Законы социально-экономического развития объективны, но они действуют не сами по себе, а предполагают активные действия всех людей. Особенно в условиях созидания нового общественного строя.


Велика роль человека, личности в общественных процессах. Но мало что можно сделать в одиночку, когда в обществе накапливаются объективные противоречия, проблемы. Именно так получилось в конце 70-х начале 80-х годов.

Именно в эти годы руководство страны недооценило роль объективных законов социализма, необходимость новых условий для их реализации. Возможности и преимущества, заложенные в социалистическом строе, использовались в малой степени.

От понимания того, что экономические законы находятся в развитии и требуют нового подхода, просто отмахнулись. Более глубоко познакомиться с анализом этих процессов можно в материалах январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС.
Сегодня у нас все чаще говорят о законах стоимости, о рыночных отношениях. Действительно, все мы наблюдаем оживление торговли садово-огородной продукцией, изделиями кустарного производства, расширение ассортимента товаров и услуг со стороны кооператоров и тех, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью. И вот уже дело преподносится так, что рынок панацея от всех бед и безусловное перспективное чудо.

Однако не следует забывать роль человека в экономических отношениях. За новое дело берутся инициативные, предприимчивые люди.

Работают интересы.
Здесь же хотелось бы еще раз уточнить понятие законов. Это то, что очень существенно, это то, что очень глубоко и часто повторяется в общественных процессах, связях и явлениях.

Собственно, все науки, в том числе и общественные, занимаются прежде всего открытием законов, познанием форм их проявления и практического использования.

Потребности

Абсолютное большинство, более 90 процентов читателей, отвечая на специальную анкету Литературной газеты, распространенную несколько лет назад, высказали желание видеть будущее поколение добрыми, честными, принципиальными людьми. По их мнению, оно должно посвятить всю свою жизнь общественно полезному делу, а не личному обогащению. Основными чертами нового поколения видятся коллективизм, служение общественному долгу, гражданская ответственность, трудолюбие.

Интересный и глубоко правильный вывод: черты человека будущего это просто лучшие черты нашего современника, рожденные социалистическим образом жизни.
Социализм обязан осуществить рационализацию всего потребления путем активного формирования разумных потребностей всех слоев населения в соответствии с требованиями науки. Этот процесс не может идти стихийно, чтобы не привести к воспроизводству ложных, иллюзорных, социально ущербных потребностей и способов их удовлетворения.

На каждом этапе развития важно найти оптимально оправданное соотношение между материальными и духовными началами в системе потребностей.
Как обычно рассуждает человек? Было бы товаров побольше да цены пониже.

Но что-то еще не наблюдалось снижения цен на товары на длительном этапе. Скажем, сравните цены на огурцы в июне 1970 и 1988 годов. Увы, боюсь, что настроение ваше, несмотря на обилие огурцов на рынке,
- окажется несколько испорченным. Закон рынка получить доход.

Однако цены нельзя устанавливать произвольно. В основе иг? лежит стоимость, которая сама есть отражение затрат труда. Как бы ни были минимальны ваши средства, но дешевле, чем нижняя граница стоимости, вам ничего не продадут. А нижняя граница определяется затратами, причем всеми затратами (налог на землю, удобрения, вспашка, доставка и т. п.). И здесь не сами затраты виноваты.

Затраты есть и будут столпом экономики. Это ее стержень. Без затрат нет и не может быть результатов.

Другое дело, как эти затраты считать. Только в особых, причем оговариваемых случаях, они могут существовать сами по себе, без оценки полученного на базе этих затрат результата.

Собственно, справедлива и обратная связь: результат не существует без затрат. А результат это наши с вами потребности, удовлетворенные или неудовлетворенные.
Всем нам хочется и комфорта, и изобилия. Мы за культурный, содержательный досуг. Вполне понятно стремление молодого человека к самоутверждению, самореализации, самовыражению. Оправданны притязания юноши и девушкй занять социально значимую позицию в обществе.

А где критерии гармонии потребностей, полноты жизни?
Это было десять лет назад. Группа московской молодежи подрядилась построить животноводческий объект для пригородного совхоза в Сибири.

Ситуация для того, да и для нашего времени вполне обычная.
Главное звено в системе потребностей все в большей мере образуют потребности в творчестве. Именно они выдвигаются на передний план.

Какое это огромное наслаждение свободное развитие и полезная для общества игра творческих сил! Жизненные блага, выполняя свою необходимую роль, отодвигаются на второй план.

Из царства необходимости в сторону царства подлинной свободы. Но везде ли так?
МИКРОСЮЖЕТЫ
- Бедность в богатстве
США считают себя самой богатой страной мира. Основания для такого оптимизма, конечно, есть. Но как быть с такой статистикой?

В 1986 году в стране официально имелось 33,1 миллиона людей, проживающих в бедности. Это на 4 миллиона больше, чем в 1980 году.

Именно в этом году Р. Рейган был избран президентом США.
Доверие окупается
Один из владельцев ресторанов в Португалии уже хотел себя считать банкротом. Но получил совет, следуя которому свои дела значительно поправил. Посетители ресторана сами назначали себе цены за съеденное блюдо.

Стали расплачиваться за обеды и ужины по своему усмотрению. И в результате хозяин оказался в выигрыше.

Во-первых, возросло число клиентов, привлеченных доверием. А во-вторых, абсолютное большинство из них оплачивали блюда по цене, превышающей прежнюю.

Интересы

кул и отпусков, а потому никакого урона основной работе не наносила.
Восемь членов бригады заканчивали работу весьма поздно, в десять или даже в одиннадцать часов вечера, а утром, часов в семь-восемь, дружно выходили на свою небольшую строительную площадку. Свирепо бригада подавляла жалкие попытки некоторых отщепенцев* закончить работу пораньше и сходить в кино.

Подавлять подавляли, а заканчивался сезон, оправдывались друг перед другом: И зачем, и кому это надо так Уродоваться...* Все расходились по своим домам. А следующим летом все начиналось сначала.

Основная работа уже не занимала их так, как строительство. Появился новый интерес.
Итак, речь идет об интересе том удивительном состоянии души, которое может поднять человека к вершинам творчества или же погрузить в трясину мелкой корыстной выгоды.
Задумаемся. Возможно, способность трудиться с интересом внутренняя черта самого человека? Труд, который не захватил нас, протекает рядом с нами, а не внутри нас.

Он неинтересен нам. Плохо, когда молодой человек и учится без интереса, и занимается общественной деятельностью без настроения.
Молодой человек в юношеские годы готовит себя к полезной работе. У него формируются интересы разного свойства.

Но самое заметное среди них желание проявить себя по-новому. Он не всегда может выделить новое в окружающей среде. Новое он ищет в самом себе. И только несколько позже сочленяет новое в себе с новым в окружающем мире. Возникает потребность утвердить это новое, утвердить поведением, действием.

Вот когда формируется по-настоящему твердый интерес.
Категория интереса одно из важнейших качеЬтв, характеризующих личность. Говорят: интересный человек* или неинтересный. Еще важнее отмечают: У него широкие (узкие) интересы*. Плохо характеризуют: меркантильный чело-век?. А у того же В. Даля введено выразительное понятие интересант, т. е. своекорыстный человек, оберегающий только свои выгоды.

И не только внешняя схожесть тому причиной. Интересант того же корня, что и интерес.
Сам по себе материальный интерес это неплохо, даже, более того, нужно этот интерес стимулировать. Вопрос в другом: во что этот интерес выльется, не станет ли ненашим, несоциалистическим? Человек живет в мире вещей, идей, духовных ценностей.

Ему может быть, да наверное и должно быть, интересно все, по крайней мере многое. Плохо, когда нет интереса ни к чему.

Но плохо также, когда есть интерес к одному, особенно если это одно деньги.
Мы подошли к главному: что все-таки можно отнести к интересам в условиях социализма? Интерес от латинского interee имеет значение важный. Настоящий интерес тесно увязан с тем, что необходимо обществу.

Личный интерес подчиняется коллективному, а последний общенародному. Без этого мы не можем эффективно осуществить перестройку.

Двигаться с ускорением, не затрагивая абсолютно ничьих интересов, нельзя.
ДЕЛОВАЯ СИТУАЦИЯ
Себестоимость плюс прибыль формируют стоимость, или цену, производственной продукции. Отсюда ясно: чтобы увеличить прибыль, можно пойти двумя путями.

Первый снизить затраты труда, или себестоимость продукции. Или второй: повысить цену на продукцию.
Именно вторым путем пошли в Тульской области. Долгие годы здесь при сооружении дорог пользовались шлаком по цене 5,54 рубля за тонну. И вдруг цену повысили до 14,40 рубля, т. е. почти в три раза. А поскольку производственные результаты складываются из стоимости обработанных материалов, то показатели строителей круто пошли в гору. Объем работ возрос втрое.

Показатели перевозок выросли также. А вслед за этим и премии.

Почти на полмиллиона больше, чем прежде, выдано денег из кассы.
Итак, подведем итог. Показатели выросли это вроде положительный фактор.

Освоены миллионы рублей дополнительных денег, кажется, это тоже хорошо. Пополнился кошелек рабочих радуются семьи.

Так, правильно или неправильно поступили те, кто повысил цену на шлак?
Чьи интересы в данном случае ущемлены?
Какой главный показатель деятельности, по-вашему, может быть установлен для строителей-дорожников?

Четыре все равно

Было время, в Китае широко культивировалась экономика четырех все равно: работать много или мало все равно;
работать хорошо или плохо все равно; умеешь или не умеешь делать порученную работу все равно; соответствуешь или не соответствуешь занимаемому месту все равно.
К сожалению, психология все равно* в труде, учебе порой имеет место и у нас. Разве не встречаются среди вас люди, которые про отличника говорят презрительно карьерист*. Между тем современный образованный человек не спешит осуждать того, кто много работает, чтобы добиться успеха в жизни.

Понятие карьера* в Большой Советской Энциклопедии характеризуется как быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности, достижение известности, славы или материальной выгоды*.
Если говорить прямо, то карьера отвергает ущербную психологию все равно*. Она в общем-то может соответствовать общественным интересам.

Так, отличник учебы или ударник труда стремится к высшему успеху, возможно имея в виду в этот период какие-то свои личные интересы. Но он овладевает знаниями или мастерством для того, чтобы со временем стать компетентным специалистом. А это соответствует общественным интересам.

Собственно, для этого и приходят в школу, ПТУ, техникум, вуз. Общество заинтересовано, чтобы вы провели эти годы с максимальной пользой и для себя, и для будущего страны.
Что действительно неправомерно в нашем обществе, так это карьеризм, корыстное стремление к собственному продвижению, причем любой ценой. Даже ценой ущемления интересов своих товарищей по работе или учебе. Общественные дела такого человека интересуют только в свете личного преуспевания. Вот что такое карьеризм.

Характеризуя подобное явление, В. И. Ленин отмечал, что ... у карьеристов нет никаких идей, нет никакой честности. Это люди, которые стремятся только выслужиться*.
Так что в жизни всегда приходится отделять хорошую карьеру от плохого карьеризма. То, что вы отличник, это прекрасно, то, что ваш отец ударник, это замечательно.

Социалистический образ жизни, отмечалось на XX съезде ВЛКСМ, может знать только одну иерархию иерархию личных достоинств, основанных на способностях, знаниях и опыте, силе характера, устремленности к высоким общественным идеалам. Вот каковы должны быть критерии*.
Плохо, когда отличник не приобщен к крупному общественному, социально значимому делу. Но и активисты обязаны показывать пример в овладении знаниями, в общественно полезном труде. Привилегии это позорное явление в школьном комсомоле.

Привилегия у комсомольского актива есть: своим отношением к делу доказывать моральное право возглавлять сверстников. А как обстоит с этим дело у вас в классе, группе?

Революция новых продуктов

За последние полвека у нас в обиходе появилось изрядное количество предметов, о которых мы ранее и не знали. Воспринимаем мы их вполне обыденно. Одни из них удовлетворяют потребности давние, присущие человеку с ранних пор его существования. Только справляются они с привычными задачами проще и быстрее.

Стиральная машина без нашего вмешательства выстирает и отожмет белье. Шариковыми ручками писать удобнее, чем перьевыми.

Противоударные часы дольше служат. Будильник на батарейках не нужно каждый день заводить.

Искусственные Ткани, может быть и менее теплые и приятные для носки, но значительно более дешевые и прочные.
Но есть предметы, которые удовлетворяют потребности новые, постоянно возникающие у стремящегося вперед человечества. Телевизор позволяет визуально приобщаться в своей квартире к мировым событиям.

Кондиционер обеспечивает необходимый воздушный комфорт, антибиотик быстрее и увереннее лечит грипп. Ассортимент товаров увеличивается, как снежный ком.

И чем дальше, тем больше. На Западе новый феномен выдают за своеобразную революцию новых продуктов*.



Содержание раздела