d9e5a92d

Конкурс претендентов

Примером такого рода является Институт медико-биологических проблем. Здесь трудятся не только врачи, но и физики, физиологи, математики, биологи и химики. Специалистов много, но проблема одна, комплексная.

Ее не разделишь ведомственными перегородками.
Малый или большой коллектив это не просто сумма индивидов. Уровень организации определяет, будет ли сумма больше слагаемых. Добиться этого не просто. Немало обстоятельств могут помешать:' противоречия характеров, текучка, отсутствие творческой состязательности.

Но подобные проблемы свойственны также любому другому коллективу на предприятии, в шахте, в совхозе, на транспорте.
Творческая атмосфера в научном коллективе определяется прежде всего ясным планом, точными масштабными целями. Доброжелательность и принципиальность, взаимное уважение и требовательность без этого невозможно создать действительно творческий климат, а значит, и обеспечить движение вперед.

Недопустимо и мелкое копание в коллективе в ущерб решению крупных задач, стоящих перед ним.
Интересный пример в связи с этим привел однажды академик М. А. Лаврентьев.
Его утвердили директором Института математики Академии наук Украинской ССР. Как говорится, с ходу он столкнулся с рядом беспорядков и обратился за помощью в президиум академии, к ныне покойному академику А. А. Богомольцу. Последний внимательно выслушал его, усмехнулся и сказал:
Все это хорошо, коллега, но боюсь, что предлагаемые вами меры потребуют не менее двух лет. Может, это принесет пользу, а может, и нет.

Не лучше ли потратить это время на решение одной из крупных проблем, чтобы наверняка принести пользу.
Я не только прислушался к совету старшего и мудрого товарища, говорил далее М. А. Лаврентьев, но в дальнейшем, работая с молодежью, старался внушить им мысль, что направлять усилия всегда следует на решение главных задач. В самом деле, можно жизнь потратить на различные мелкие доделки и не дать ничего большого, по-настоящеМу нового.
Нередко ведь бывает: делает что-то, работает человек, потом оглядывается, посмотрит, на что растратил энергию, и ужаснется: жизнь ушла на мелочи. Обидно станет, да уж поздно.

Конкурс претендентов

Как можно оценить эффективность любой деятельности? |По результатам, скажет экономист. И он будет прав. Но все-таки прав не в полной мере.

Ведь на результатах деятельности могли сказаться благоприятные или неблагоприятные обстоятельства (условия).
Имеются в виду, разумеется, не пресловутые объективные обстоятельства, которые не столько существуют, сколько сочиняются несостоятельным руководителем, а те, для преодоления которых недостаточно наличных ресурсов.
Такие обстоятельства необходимо учесть. Для этого существует экономический анализ. Определенный интерес представляет сопоставление результатов деятельности, скажем по итогам года, и затрат.

Но и такой подход не исчерпывает возможности анализа. Могут быть такие положения, которые в графе Затраты не учтешь.

Тогда возможны иные варианты экспертной или коллективной оценки.
Например, вышестоящий руководитель дает оценку профессиональных качеств каждого из непосредственно ему подчиненных. Но еще лучше, когда предварительно такую оценку дают коллеги работника, коллектив, в котором он трудится. Здесь есть, конечно, свои тонкости, которые выходят за пределы экономики.

Это должен быть открытый и принципиальный разговор, в котором каждый чувствует себя равноправным участником, доверяет мнению коллектива и уважает его.
Школьники, конечно, еще не в полной мере связаны с экономикой, с производственной деятельностью, но во взаимоотношениях между собой широко пользуются оценкой деятельности общественной. В этом смысле можно было бы порекомендовать, к примеру, такой метод оценки деятельности друг друга. В частности, перед выбором секретаря комсомольской организации класса пусть каждый анонимно перечислит двух-трех товарищей, которые, по их мнению, наиболее подготовлены к тому, чтобы быть избранными. Набравшие наибольшее число голосов могут быть рекомендованы для обсуждения и один из них открытым голосованием избран секретарем.

Этот метод имеет еще те достоинства, что он предоставляет возможность периодически уточнять, кто является неформальным лидером в классе.
Конечно, класс еще не трудовой коллектив в полном понимании этого слова. Но именно здесь закладываются навыки самоуправления, которые затем могут помочь на производстве.
Чтобы конкурс претендентов носил настоящий характер, т. е. проходил в соревновательной форме, необходимы некоторые дополнительные условия. Собственно, на конкретном производстве с таким подходом вы обязательно столкнетесь.

Поэтому важно сейчас это все как бы проиграть.
Скажем, каждый претендент мог бы представить свою программу улучшения деятельности комсомольской группы. Оценка по результатам деятельности может производиться и в количественных показателях, если это возможно. Но главное, в программе указываются основные задачи, подлежащие реализации в течение года, и средства их решения.

Коллектив совместно со старшими товарищами и выдвинутыми претендентами определяет меру важности каждой из этих задач, реальность их решения, а затем производит их ранжировку по баллам от пяти для самых важных и до единицы для менее значимых задач.
Достоинство такого подхода еще и в том, что коллектив может составить единую комплексную программу деятельности, по истечении года в первую очередь оценить итоги работы
Нередко бывает: делает что-то человек, потом оглядывается, посмотрит, на что растратил энергию, и ужаснется жизнь ушла на мелочи. Обидно станет, да уж поздно...
избранного лидера по результатам реализации его программы. Для этой цели можно избрать комиссию.

Степень успешности выполнения программы оценивается каждым членом комиссии в отдельности по шкале от единицы до пятнадцати двадцати. Затем сумма делится на число членов комиссии, оценивающих результаты работы.

Таким образом выводится средневзвешенная оценка, или, как говорят, выводится ранг, который наряду с другими качественными оценками ложится в основу решения относительно эффективности работы активиста.
Эксперты помогают выявить меру соответствия аттестуемого общепризнанным нормам. Аттестация предваряется обстоятельной и непринужденной беседой с аттестуемым, цель беседы выяснить степень удовлетворенности учебой, трудовыми делами, выявить наклонности и способности и т. д.
Встречаются и такие положения, когда уровень аттестации можно повысить, если предварительно составить специальный справочник, который разрабатывается с учетом конкретных условий деятельности аттестуемых. Конечно, подготовка такого справочника сопряжена с немалыми трудностями, но это дает полезные плоды.
Большая эффективность аттестации обеспечивается также благодаря использованию самооценки. При самооценке как бы уточняется правильность оценок экспертов и реальные способности аттестуемого самокритично оценивать свои действия.
Например, при экспериментальном проведении деловой игры ученик восьмого класса М. был оценен как потенциальный кандидат на секретаря комсомольской организации школы. При аттестации через год в этом качестве он снова получил высокую оценку и был зачислен в резерв на должность заместителя секретаря комитета комсомола школы. Скачок таков, что неволько возникает вопрос: не произошло ли ошибки при аттестации? Решили прибегнуть к самопроверке.

Попросили высказать его собственное мнение. И он самокритично показал, что имеет серьезные изъяны в работе.
В деловую игру можно вводить и так называемый коэффициент значимости. Он используется для выяснения того, на какой общественной работе какие черты характера и способности аттестуемых предпочтительней.

Скажем, для пионервожатого при прочих равных требованиях желательно, чтобы он был коммуникабельный, любил детей. Для старосты предпочтительней равноценность в отношениях, справедливость.

Аттестация

Наилучшей формой коллективной оценки товарищей является аттестация. (Аттестация в свое время широко использовалась при проведении Ленинского зачета, составляя его суть.) При этом выясняется, в какой мере тот или иной одноклассник отвечает по своим качествам каким-то высшим деловым или нравственным нормам. Тем самым гарантируется именно всесторонняя оценка требуемых качеств.
Как проводить аттестацию? Прежде всего целесообразно разработать положение о порядке проведения аттестации в форме деловой игры.

Здесь велика роль индивидуального подхода и неформальных оценок.
Обычно аттестация проводится один раз в год. Перед октябрьскими праздниками или в апрельские ленинские дни.
Эффективность деловой игры в форме аттестации во многом зависит от того, насколько ответственно подготовились к аттестации ее участники. Аттестуемые заблаговременно (не менее чем за месяц) предупреждаются о том, что они избраны в качестве аттестуемых.

Они заранее готовят сообщение о своей учебной и общественной деятельности за последний год. Ими могут высказываться предложения по улучшению работы классной организации, соверіпенствованию процесса подготовки к труду.
В подготовке и проведении деловой игры, подведении ее итогов и учете предложений аттестуемых могут принять участие классные руководители, преподаватели обществоведения, другие учителя.
Из числа наиболее подготовленных учеников избираются эксперты. В число экспертов могут быть включены члены комитета комсомола школы, ученики старших классов, учителя.
ДЕЛОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Общественный портрет
Соберите 56 человек и попробуйте сыграть в деловую игру -.Общественный портрет. Ее назначение словесная разработка образа того или иного человека.

Предварительно 23 представителя разрабатывают своеобразный словарь характеристик, отражающий, по вашему мнению, основной набор деловых и личных качеств. Словарь может содержать, например, такие характеристики: учится хорошо, коллективист, инициативен, заботится о товарищах и т. д.
И еще в словаре нужен код каждой характерной черты. Участники игры заполняют карту на каждого испытуемого по принципу: обладает не обладает. ,
Интересно то, что полученные данные можно обработать на ЭВМ. Она и выдает общественный портрет соответствующего игрока, выбирая черты, наиболее ему присущие, и те, которые отличают его от других.


Рамки игры можно существенно расширить. Представьте себе, что вам нужно избрать руководителя вашего трудового коллектива.

Профиль трудовой деятельности можно выбрать по своему усмотрению. Допустим, вы представляете собой бригаду, которая работает как единое целое, на хозрасчете или на один наряд.
Лучше свои силы разделить следующим образом: один из вас претендует на должность руководителя, другие являются подчиненными или вышестоящими руководителями.
Выработайте совместно словарь делового человека. Против каждей характеристики поставьте баллы от 1 до 10, т. е. минимальная и максимальная величина. Они могут быть неодинаковы, например: В процессе этой деловой игры необходимо самое тщательное продумывание характеристик и их взвешенность. Можно, скажем, претенденту задать 23 вопроса по технике и экономике, но не более, иначе игра затянется или превратится в нечно иное. Следует, безусловно, иметь в виду более полный учет также идейно-политических и морально-психологических качеств в работе руководителя.

От него в значительной мере зависит формирование здоровой атмосферы в коллективе.
Игру можнс^ продолжить, если продумать систему стимулирования руководителей, присвоения им очередных званий или если перемещать испытуемых по вертикали и горизонтали иерархии управления.
Важен и заключительный этап игры. Опираясь на всю информацию, полученную в процессе анализа, претенденты и все участники игры открытым голосованием принимают по каждому из своих Товарищей одно из следующих решений:
а) готов к соответствующей должности,
б) может занять должность при условии, если внимательно изучит замечания и примет их,
в) не готов к занятию должности.
В случае недоразумений или несогласия между участниками игры за помощью можно обратиться к учителю или к кому-нибудь из специалистов-экономистов как к арбитрам. Кстати, может быть, не всем известно, что арбитраж существует и в реальной жизни.
Инициатива
В качестве дополнительной оценки активиста по итогам его деятельности можно использовать систему Идея школе или Идея классу. На каждого школьника заводят специальную карточку. Лучше, если она заполняется им самим.

В карточку заносят содержание тех мероприятий, которые проведены по инициативе школьника, и тех, ответственность за реализацию которых возлагалась непосредственно на него самого.
Карточку вывешивают на видном месте, чтобы каждый знал, какие принимались или принимаются шаги по реализации этих мероприятий и насколько оперативно это делалось. Это приучает к обязательности исполнения решений, причем принятых не только по собственной инициативе, но и по предложениям товарищей.

А поскольку карточку вывешивают на видном месте в классе, то нет надобности ждать месяцами, как это нередко случается, пока вас проинформируют о ходе выполнения запланированных мероприятий.
Такая система поможет не только активизировать и сделать более интересной общественную жизнь вашей комсомольской группы. Она приучает к самоконтролю, вырабатывает обязательность и деловитость качества, которые столь понадобятся вам во взрослой трудовой жизни.

Как провести выпускной вечер

Сначала вопросы вне экономики: а нужно ли проводить выпускные вечера? Достаточно ограничиться таким празднеством в десятом классе или обязательно он нужен и в восьмом? Это вопросы столь же простые, сколько и сложные.

Однозначно можно ответить так. Хороший праздник нужен всегда. Он придает бодрости, роднит людей.

А вот плохой не нужен ни в восьмом, ни в десятом, ни в каком другом классе.
А теперь об экономике выпускного вечера. А точнее, о его бюджете. Да, да, именно о бюджете. Потому что хороший вечер без затрат не получится. Так что придется вам избрать одного в классе казначея.

Казначеем на Руси всегда избирался человек исключительной честности и аккуратности. Его задачей было подсчитать и собрать заработанное артелью или общиной, а затем расходовать собранное в соответствии с решёниями, принимаемыми строго коллективно.
Обратите внимание: речь идет прежде всего о заработанных средствах, а ни о каких-либо вкладах добрых родственников или переданных по наследству. Так вот, лучше всего внести средства в кассу казначея трудом, проще говоря, заработать. Где заработать? Это уже вопрос второй.

Другая экономика. Помогут найти работу родители, а лучше определитесь сами. Например, школьники московской школы 731 средства на выпускной вечер заработали на бараночной фабрике 2 в поселке Рублево.

Причем они начали заполнять свою' копилку еще в восьмом классе.
А творческие формы проведения самого вечера школьники могут продумать сами. Поздравления в стихотворной форме, дружеские шаржи на каждого выпускника, клубы веселых и находчивых, состязания родителей и учителей с выпускниками. Танцевальные конкурсы.

Да мало ли еще что.

НАУКА Ошибка инженера Гарина

Начальные буквы такого выражения, как усиление света в результате вынужденного излучения, и составляют слово лазер*. Помните описание его действия в романе А. Н. Толстого Гиперболоид инженера Гарина: Ослепительный, тонкий, прямой, как игла, луч из дула аппарата чиркнул поверх двери посыпались осколки дерева...
Это была фантастика. Но удивительно точно предсказавшая миру возможности нового чуда. Чуда, которое в руках фанатика стало грозным оружием против людей. И в этом А. Н. Толстой оказался прав.

Сегодня монополии США превращают лазер в главное звено космического вооружения.
Инженер Гарин не видел или не хотел видеть возможности мирного применения своего открытия. В этом он сильно ошибался.

Сегодня главное предназначение лазера служить человеку на мирном поприще. Беречь природу. Экономить ресурсы.

Лазер режет, сверлит, кроит. Причем имеет дело и со сверхтвердыми специальными сплавами, и с самыми нежными тканями.

С помощью лазера ощупывают поверхность луны, измеряют расстояние, проводят хирургические операции на глазе. Но он может значительно больше.
ДЕЛОВОЕ ЗАДАНИЕ
Возьмите чистые листки бумаги и попробуйте по памяти по секрету друг от друга написать все известные вам профессии лазера. Необходимо иметь в виду, что сегодня в мире уже используются 7000 лазерных технологических установок.

Но это еще не все. Против каждой профессии лазера пометьте специальность тех, кто с ним работает.
Сравните свои данные и определите победителя.

Наука

Наука! Какое многозначное явление в судьбе человечества! Как органично сплелись в ней день вчерашний, уже ставший историей, и день завтрашний, наступающий!

Обращение к сокровищнице знаний становится действенным инструментом и в современном научном познании.
А. И. Герцен писал: Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого раскрываем смысл будущего; глядя назад шагаем вперед*.
Именно поэтому, наверное, Исаак Ньютон смог выразить свое знаменитое: Я так далеко вижу оттого, что стою на плечах гигантов-предшественников .
Согласимся с Герценом и Ньютоном. Отдадим дань глубокого уважения поколениям, обеспечившим социально-экономический прогресс, постоянное развитие науки, техники и материального производства.

Неумолимый путь общественного движения требует новых открытий и их быстрой практической реализации.
Мы говорим о сіебе как об обществе будущего. И никто из молодых людей не имеет права ждать, пока ему передадут ключи от новеньких чудо-заводов, заводов будущего. ...Чтобы управлять, учил Владимир Ильич Ленин, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование.
МИКРОСЮЖЕТ
Несколько лет назад Комсомольская правда в статье Вопросы из школьной тетради познакомила молодых читателей с проблемой малого ускорения бумажного конвейера. Начав с нехватки тетрадей, авторы шаг за шагом проследили всю цепь неувязок, недоработок, приведших к этому. Уменьшение поступления древесного сырья на целлюлозно-бумажные комбинаты, срыв плана производства древесины на лесозаготовках (молодые не идут работать: нет культурно-бытовых условий, не хватает квартир, уменьшается количество основной техники бульдозеров, тракторов) так определили эти причины участники рейда.

Высказывались и претензии к транспортникам.
Молодежная газета пыталась не только по-деловому разобраться в причинах случившегося срыва, но и указать некоторые конкретные меры по решению названных проблем. Многое, как справедливо отмечали авторы, зависит и от комсомольских организаций.

Комсомольский прожектор, например, может и должен взять под постоянный контроль заготовку, погрузку и отправку леса для целлюлозно-бумажных комбинатов страны.
Эта история имеет и другую сторону: научно-техническое обеспечение процессов заготовки и переработки древесины. Из-за медленного внедрения механизмов слабо повышается выработка на одного рабочего-заготовителя. Уровень механизации валки леса, обрезки сучьев, трелевки древесины еще порой низок. Из года в год недовыполняется план освоения новых валочно-трелевочных машин. Так что дело не Только за лесорубами, но и за учеными и конструкторами в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Как видим, организация труда, экономика, результаты хозяйствования напрямую зависят от технического прогресса, органического союза науки и труда.

Паллада'

Известен любопытный факт: Плутарх весьма нелестно отзывался об изобретениях Архимеда для защиты Сиракуз во время осады города римлянами. Но в дальнейшем Плутарх находит нужным оправдывать это занятие Архимеда.

Конечно, стыдно заниматься такого рода вещами, рассуждает он, но изобретателя оправдывает крайность, в которой находилось его отечество.
Вряд ли сегодня кто-либо назовет постыдным дело, которым занимаются миллионы людей. Занятие наукой стало весьма престижным. Алхимик ученый-одиночка ренессанс науки необходимое ремесло важнейшая сфера человеческой деятельности таковы главные этапы развития науки. Продолжая историческую ретроспективу, можно утверждать: Ни одно прошлое поколение не знало такого массового поворота людей к науке*.

В наше время занятие наукой не просто поощряется, оно целенаправленно регулируется государством. Группа исследователей и инженеров превратилась сегодня в один из значительных слоев общества, а наука в решающий фактор, повышающий качество рабочей силы.
Современная наука начинает входить в ту пору зрелости, в которой... отдание себя всем становится потребностью. Ей скучно и тесно в аудиториях и конференц-залах, она рвется на волю, она хочет иметь действительный голос в действительных областях жизни. Несмотря на такое направление, наука остается при одном желании и не может войти живым элементом в стремительный поток практических сфер, пока она в руках касты ученых; одни люди жизни могут внедрить ее в жизнь...

Но люди смотрят доселе на науку с недоверием, и недоверие это прекрасно: верное, но темное чувство убеждает их, что в ней должно быть разрешение величайших вопросов, а между тем перед их глазами ученые, по большей части, занимаются мелочами, пустыми диспутами, вопросами, лишенными жизни, и отворачиваются от общечеловеческих интересов: предчувствуют, что наука общее достояние всех, и между тем видят, что к ней приступа нет...
Для масс наука должна родиться не ребенком, а в полном вооружении, как Паллада*.
Читатель может извинить нас за столь длинную цитату, написанную А. И. Герценом в середине прошлого века. Наука теперь действительно стала достоянием всех. Современное поколение людей, занимающихся наукой, составляет 90 процентов всех ученых, когда-либо живших на Земле.

Числен- ноетъ профессиональных ученых растет в 23 раза быстрее, чем работников других профессий.
Современная научно-техническая революция приобщает к научно-техническому творчеству широкие массы населения, молодежь.
Наука вышла в широкую жизнь. Она рядом, везде. Но эта массовость научного творчества, вовсе не упрощает ни характера научного труда, ни подготовки к нему. Напоминаю об этом потому, что предубеждение по поводу обыденности научной деятельности, занятий научно-техническим творчеством распространено весьма широко. Об этом свидетельствуют и многочисленные дискуссии.

Естественная простота научного труда, возникшая на почве его массовости, имеет разумные пределы. Где и в чем они?

Каким вам видится дальнейшее развитие науки?

Мандат на прорыв

В одной из статей академик А. Г. Несмеянов применил образное сравнение процессов продвижения научных новинок со штурмом многоэтажного здания. Прорыв Лестницы на новый этаж и методическое распространение по всем помещениям этажа. Накопление сил и новый рывок. Крупные фундаментальные открытия это прорыв, драгоценный металл особо высокой пробы.

За ним следуют детальные исследования распространение по этажу.
Основу фундаментального ядра современной научно-технической революции составляет совокупность теоретических знаний. Она воплощает в себе глубокий переворот в теоретическом познании закономерностей природы и касается таких наук, как физика, химия, математика и биология.

В этой совокупности следует отметить знание закономерностей движения элементарных частиц и ядерных превращений, развитие физики плазмы, твердого тела, спектроскопии и радиационной химии, выделение поведения веществ в условиях низких и высоких температур и давлений, развитие радиофизики и электроники, молекулярных основ наследственности и методов анализа биосинтеза, возможности применения достижений теоретической и прикладной математики применительно к управлению различными процессами и др.



Содержание раздела