d9e5a92d

Грощев - Занимателная экономика

Откуда ты, юный друг, получаешь сведения об экономике? Что ты о ней знаешь?
Источником этих знаний являются преимущественно газеты, журналы, литература. Чаще всего учебная. По истории, географии, обществоведению.

Но не только.
Гениальное творение Н. В. Гоголя Мертвые души* для тебя в лучшем случае интересная книга, в худшем вещь, которую требуется прочитать. Но мало кто даже из твоих наставников предполагает, что Мертвые души* в то же время содержательное пособие по формированию экономического мышления. За главами этого и многих других художественных произведений встает богатство связей и отношений докапиталистической России, а если заглянуть еще глубже, то и сложные социально-экономические проблемы современной жизни.

Маниловщина* или чичиковщина это явления не только вчерашнего, но и сегодняшнего дня.
Оглянись, юный друг! Сколько экономических знаний содержится в окружающей нас жизни!

Уметь выделить эти знания, научиться пользоваться ими не просто. Не удивляйся, что здесь тебе может помочь игра, правда не простая, а деловая игра для взрослых.

Только нужно суметь внимательно вглядеться в происходящее.
Попробуй сначала сам определить, какие из окружающих тебя вещей или процессов можно оценить экономически. Если ты учишься в городской школе или училище, то каждый день видишь трамвай, завод, высотный дом.

Взгляду сельских ребят с детства привычны трактор, обработанное поле или, к примеру, пилорама. k В чем здесь экономика?
Попытайся найти ответ на этот вопрос, прочитав книгу, которую сейчас держишь в руках. Ее материал во многом почерпнут из практических наблюдений, из реальной жизни, конкретных фактов. Побольше экономики, писал В. И. Ленин. Но экономики не в смысле общих* рассуждений) ученых обзоров, интеллигентских планов и т. п. ...

Нет, экономика нужна нам в смысле собирания, тщательной проверки И изучения фактов действительного строительства новой жизни*. Осуществить такую задачу не столь просто, как это представляется на первый взгляд.

Недаром спор об объекте экономики И предмете ее изучения ведется не одно столетие.
Книга не ставит целью заменить систематический курс политической экономии или какой-либо из конкретных экономических наук. Ее цель иная: заинтересовать тебя той или иной стороной экономических превращений, обратить внимание на возрастающую необходимость мыслить экономически.
Мыслить экономически... А что это значит практически? Говорят: со знанием дела.

Значит, со знанием экономики. А что в экономике нужно познать? Во-первых, что делать в народном хозяйстве.

Во-вторых, как сделать это наилучшим способом. С выгодой.

А для кого с выгодой? Как подсчитать выгоду? Добиться максимального результата с наименьшими затратами.

А с чем сравнивать? Вопросы, вопросы...
Поставленная партией задача ускорения социально-экономического развития имеет долгосрочную перспективу. Вы, 1417-летние, будете решать ее в расцвете сил на рубеже двух веков.

Вы и есть главный человеческий фактор. Придать своему мировоззрению современную экономическую окраску задача совместная: и личности, и общества.
Современное экономическое мышление предполагает, что вы представляете, в чем Смысл хозрасчета, как обеспечить самофинансирование и самоокупаемость, снизить себестоимость и повысить производительность труда. Более того, приходится без густой вуали оценивать место и роль рынка, товарно-денежных отношений, кооперации, арендного подряда, индивидуальной трудовой деятельности.

Экономика сегодняшнего дня немыслима без коммерции, менеджмента, знания современного ценообразования, денежного обращения и кредита, внешнеторговой деятельности.
Книга рассчитана на читателей-старшеклассников. Но она может пригодиться и педагогам-обществоведам.

Те и другие найдут в ней свой аспект. Книга не имеет четких разделов, глав.

В основе ее членения ситуации, выходы из которых читатель будет искать сам либо находить с помощью автора.
Итак, давайте размышлять вместе!

УСКОРЕНИЕ

Хозяйство Робинзона

Робинзон не только ставший нарицательным герой одного из популярнейших в мире романов Даниэля Дефо. Он дал имя распространенной теории в экономике, которая называлась робинзониада.
На своем острове Робинзон создал, по сути, классическое натуральное хозяйство. Все экономические отношения и связи он строил на нуле, да собственно и проявились они каким-то образом лишь при появлении дикарей и Пятницы. Нет людей, нет никаких общественных, в том числе и экономических, отношений.

Но что касается экономики как явления, то она присутствовала на необитаемом острове самым непосредственным образом.
В своей основе экономика означает ведение хозяйства. Она есть то, что окружает человека, то, что создано трудом человека и имеет для него практическую пользу. Многое художественно домыслил Даниэль Дефо, рассказывая о жизни Робинзона. Но характер его борьбы за существование показал в классическом виде. Собственно, самому ему пришлось придумывать только красочные детали жития-бытия одинокого человека.

Все остальное реально, и случилось это с английским моряком Александром Селькирком. Именно он из-за своего строптивого характера был высажен на необитаемый остров.
Но хозяйство Селькирка в отличие от хозяйства Робинзона возникло не на пустом месте. На берег были доставлены сундук с одеждой и спальными принадлежностями, кремневое ружье, порох, пули, нож, котел.

Как видим, для начала немало: самое необходимое. Все остальное хозяйство Александру Селькирку пришлось создавать, опираясь на природу. Но и здесь присутствовало определенное везение. Земля плодородная, пальмовые рощи, прозрачные горные ручьи. Не на придуманном Дефо, а на настоящем острове, где проживал Селькирк, водились тюлени, морские львы, черепахи, лангусты, всевозможная рыба.

Более того, козы были запущены на остров за полтора столетия до этого испанским мореплавателем Хуаном-Фернандесом, чтобы создать здесь запасы живого мяса, т. е. можно сказать, что не только природа, но в определенной мере и люди позаботились* о том, чтобы Александр Селькирк начал вести достаточно обеспеченную жизнь, развивать хозяйство. Было дано начало формированию экономики острова.

Но все-таки основную роль сыграли здесь трудолюбие и настойчивость английского моряка.
Правда, в отличие от Робинзона Селькирк провел на острове не 28 лет, 2 месяца и 19 дней, а всего 4 года и 5 месяцев. И хотя вначале он впал в отчаяние, но затем смирился и начал заниматься хозяйством. Соорудил две хижины, которые хорошо замаскировал. Меньшая кладовая, большая постоянное жилье и спальня.

В отдалении приготовил запасное убежище. В основе ведения хозяйства лежал бесконечный, но и спасительный труд.

Экономика, будь то маленького острова или большого государства, не может ни существовать, ни тем более развиваться без постоянного вмешательства человека, его труда. Да и по сути экономика это природа, оплодотворенная трудом человека.
Селькирк вначале ловил черепах, лангустов, рыбу. Затем больше охотился на коз с оружием и без него. Наконец, начал приручать козлят, выращивать кое-что из овощей. Для этого потребовались, хотя и примитивные, орудия труда.

Из обруча бочки он сделал нож, из гвоздей шило и иголки. Вот такими путями, собственно, и развивалась вся экономика человечества в его первобытнообщинном состоянии. Теперь на примере хозяйства Селькирка можно судить, из чего первоначально складывается экономика.

Из труда человека, его орудий и производимых продуктов. Природа при этом играет вторую, но важнейшую роль как условие эффективной трудовой деятельности...
Но вернемся к хозяйству Робинзона. Невелико оно было. Зато ясна позиция: чтобы получить что-то, нужно потрудиться. В таких случаях экономисты говорят: необходимы вложения, тогда и могут быть положительные результаты.

И совсем просто, но очень точно гласит народная мудрость: Не посеешь не пожнешь!
Юный читатель может сказать, что бывает и иначе. Человек ничего не вкладывает, более того, совсем не трудится, а живет хорошо. Конечно, бывает. Даже чаще, чем это порой представляется, если подходить к оценке дела экономически. Общество таких людей определяет просто тунеядцы.

Обратимся к Словарю русского языка С. И. Ожегова. Им тунеядец определяется как человек, живущий на чужой счет, чужим трудом.

Однако же это может относиться не только к отдельному лицу, но и к коллективу, если он работает плохо, не выполняет плановые обязательства, не в полной мере использует свой потенциал.
Вложения есть, а должной отдачи нет. Подобное положение объясняется чаще всего плохим ведением хозяйства, развитием затратной экономики.

Число таких коллективов до недавнего времени было немалым. В настоящее время в нашей стране предприятия и даже целые отрасли переводятся на новые принципы хозяйствования, полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование.

Проще говоря, что вложил, то и получил. Больше дашь сам больше и получишь.
Хозяйство Робинзона возникло в XVIII веке. С тех пор прошло немало времени. В нашей стране экономика превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, коллективное общественное хозяйство. В нем результативность труда одного зависит не только от него самого, но напрямую и от качества работы другого.

Возникла отличная от робинзониады ситуация.

Бумеранг

В городе Палермо на Сицилии произошла ссора двух компаний: электрической и газовой. Вторая задолжала первой по счетам. Не долго думая, электрики отключили газовиков от электросети. Немедленно встали компрессоры и прекратилась подача газа на электростанцию. Погас свет во всем городе.

Пришлось местным властям мирить повздорившие компании. Подача газа и света возобновилась.

Так срабатывает современный экономический бумеранг.
Играет он свою роль и во взаимодействии всех звеньев народнохозяйственного комплекса страны. С любого сырья
Все звенья народнохозяйственного комплекса тесно связаны между собой. Разрыв в хозяйственной цепи может обернуться экономическим бумерангом начинается, как правило, длинная хозяйственная цепь. Недоданный уголь может обернуться опозданием пассажирского поезда. Полученный в неполном объеме лес снижением выпуска художественной литературы или учебников.

И тому подобное. Разрыв в цепи сопровождается серьезными экономическими сбоями.


С другой стороны, в производстве угля участвуют 69 отраслей народного хозяйства и их доля в затратах составляет 7 2 процента; в производстве нефти участвует, помимо нефтедобывающей отрасли, еще 61 отрасль и доля их в совокупных затратах составляет 96 процентов. Следовательно, деятельность отраслей тесно увязана между собой.

Отсюда полное соблюдение поставок, причем в установленные сроки, непременное условие нормальной экономической жизни.
А вот и конкретный случай. В 1984 году Министерство угольной промышленности не выполнило план. Недодано было около 3 миллионов тонн угля. В результате недостаточно было выпущено кокса. Отсутствие кокса одна из причин срыва плана в металлургической промышленности.

Недодано было полмиллиона тонн проката, что в свою очередь сказалось на ритмичной работе машиностроительных предприятий. Недоработка* угольщиков привела к недопоставке почти 12 тысяч автомобилей и более 2 тысяч магистральных вагонов. А что такое потеря даже одного лишнего автомобиля на жатве или одного дополнительного вагона для тех же угольщиков, знают не только комбайнеры или шахтеры: это меньше хлеба, мяса, других продуктов на столе труженика.

Так замыкается производственный цикл, так рождается аритмия производства.
В едином народнохозяйственном комплексе социализма взаимосвязь между отраслями исключительно разнообразна. Если, скажем, мы решим развить дополнительно автомобильную промышленность, то придется в 4 раза увеличить ресурсы отраслей, которые являются смежниками автомобилестроителей.

Даже кондитерская промышленность для своего функционирования требует в 16 раз больше, переработка мяса в 20 раз больше затрат в других отраслях. Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны так записано в Основном Законе страны Конституции СССР.
К серьезным последствиям порой приводит недостаточный учет народнохозяйственных интересов. Ежегодно только Госарбитраж разбирает более 700 тысяч хозяйственных споров. Плановые поставки полностью и в срок не лозунг, а насущное требование дня. План не догма, но его четкая реализация главное условие проявления преимущества социализма. План и дисциплина две стороны, тесно увязанные между собой.

Никому не нужен план, который не выполняется. Пуста и дисциплина, не учитывающая интересы своего государства или смежников. Вопрос, естественно, непростой.

Но простых вопросов современная экономика не ставит. Сделан уже первый практический шаг в этом направлении.

Ныне установлены чувствительные санкции за недопоставку продукции.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ
Как и всякая игра, деловая игра имеет основополагающие условия правила. Их надо неуклонно выполнять.

В зависимости от характера игры играть можно в одиночку, вдвоем, а при некоторой модернизации правил и большему числу лиц.
В игре надо уважать интересы партнеров. Вообще в экономике интересы людей играют ведущую роль.

Они проявляют себя, причем весьма значительно, и в деловой игре.
Прежде чем сесть за игру, надо предварительно познать суть тех или иных экономических или общественных явлений и процессов. Поэтому игры или деловые ситуации мы предлагаем с учетом материала, изложенного ранее. Но и приведенной информации может оказаться недостаточно.

Тогда нужно использовать соответствующую литературу, с которой играющим следует предварительно ознакомиться.
А для начала, можно сказать для разминки, мы предлагаем нечто вроде викторины.
1. Как называется баланс доходов и расходов в семье, на предприятии, в республике, государстве?
2. В новом законе о борьбе с нетрудовыми доходами предусмотрено заполнение документа о доходах и расходах семьи или отдельного человека. Как он называется?

Зачем он вводится?
3. Сколько стоит обучение в школе одного ученика: а) в течение года; б) за 8 лет; в) за 10 лет?
4. Как вы считаете, всегда ли будут отходы в производстве? Почему они есть на предприятиях до сих пор?
5. Одни говорят, что учеба труд, другие отрицают это. Как вы считаете?

Свою точку зрения обоснуйте.
6. Какую экономическую роль играет сбор макулатуры?
7. Можете ли вы назвать какие-нибудь нетрудовые доходы? Почему, по вашему мнению, они нетрудовые?
8. Посчитайте годовой доход семьи. Сравните со средними показателями по стране.
9. Можно ли применить в современной экономике и жизни понятия иждивенец и нахлебник?
10. Лагерь труда и отдыха старшеклассников: какие задачи, полезные для общества, он решает?
Литература:
1. Москвин Д. Д. Школьникам о политической экономии. М.: Просвещение, 1986.
2. Советский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1982.
3. Управленческие игры. София, 1979.
4. Голованов Г. А. Записки директора. М.; 1981.
5. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987.
6. У л ы б и н К. А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986.
7. Субботина К. И. Финансирование народного образования. М.: Финансы и статистика, 1985.
8. Попов В. Д. Экономика и педагогика. М.: Молодая гвардия, 1986.

Старое, новое

... Разделение труда. Сколько копий поломано вокруг этой проблемы. Ее противоречивости.

Стимулятора и тормоза развития. Говорят, при коммунизме разделения труда не будет.

Так или не так будет? Об этом идут горячие споры.

А пока?
Пока же специализация труда и производства ширится и процветает. Вспомним факт о значительном росте наименований профессий. Десятки тысяч насчитывается их сегодня в народном хозяйстве. И во много раз выросла беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печи сапожник*.

Поскольку не только о сапогах идет речь в наши дни, а уже об атомных реакторах. Не пироги испортит сапожник, а может загубить современную сталеплавильную электропечь.

Уже не просто рубли считаем миллиарды (вспомните Чернобыль).
Одним из первых и наиболее зримых результатов специализации является расчленение производственного процесса. Исторически процесс разделения привел к коренному изменению общественного характера труда, к тому, что производители стали зависеть друг от друга.

Чтобы обмен между ними мог осуществляться без огрехов, нужна, как свидетельствует многовековой опыт человечества, надежная общественная организация.
Привычная картина, которую можно увидеть и сегодня на капиталистическом рынке: новые автомобили, ждущие своего владельца, пустующие комфортабельные квартиры наряду с большим количеством бездомных. Угасшие мартены. Закрытые шахты и безработные шахтеры и сталевары.

Этот результат нарушения обмена в общественном организме.
В процессе длительной эволюции материальное производство выработало* принципиальную линию, уравновешивающую специализацию, обобществление труда и производства. Последнее призвано служить сохранению* общественного характера труда.
Капитализм ориентируется на рынок, на получение максимальной прибыли, что не всегда соответствует структуре потребностей общества, интересам малоимущих слоев населения. Выталкивая способных людей на высшие ступени бизнеса, он одновременно не использует возможности многих других.
Какие же рычаги приводят в действие экономический механизм при социализме? Ниточка тянется к общественной собственности на средства производства, возможности вести народное хозяйство совместно, планомерно, под контролем всех трудящихся. В силу вступил обмен нового типа прямой, непосредственно общественный.

Хотя не все здесь просто.
Происходит отбор и в характере форм обобществления труда, складываются производственные объединения нового типа. Практика проявляет свою критериальную силу отбора в полной мере.

Но, по сути, происходящие изменения всегда кардинально отличаются от капиталистических. Создается новая система связей и обмена между предприятиями.

Формируются новые функции организации и управления материальным производством в условиях демократизации и гласности.
ДЕЛОВОЕ ЗАДАНИЕ
Поговорите с бабушкой и дедушкой. Пусть они вспомнят, какие профессии на их памяти исчезли, а какие появились недавно.

Может быть, вам удастся что-то назвать самим?
бщественная собственность на средства производства дает возможность вести народное хозяйство совместно, под контролем всех трудящихся. Создается новая система связей и обмена между предприятиями
ДЕЛОВАЯ СИТУАЦИЯ
Встретился я недавно со школьным товарищем из Сибири. Живет он в Новокузнецке. Работает инженером на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. В один из своих прежних приездов он интересно рассказывал о своей инженерной деятельности на стане под номером 201.

Таковых сооружений в стране немало и не так уж много.
Прохожу переподготовку, объяснил мой товарищ.
Хорошее дело, философски ответствовал я. Кем будешь? .
Тем же, только на соседнем 202 стане.
То есть как? Что это, стан другого типа?
Нет, проект один, а вот начинка разная.
На станах, по сути одного назначения, установлено различное оборудование. Да и работают они весьма в отличных режимах.

Вот и приходится инженерно-техническому персоналу при переходе из одного цеха в другой, однотипный, фактически переучиваться. Следовательно, у каждого свои наладчики, ремонтники, операторы.
А как же маневр трудовыми и сырьевыми ресурсами? Гибкость производства, предусмотренная новыми экономическими экспериментами?
Представилась картина времен Великой Отечественной войны. Артиллерийская батарея в бою.

Каждое орудие имеет свой калибр, свое устройство. Разбили одну пушку, осталась без зарядов другая. Не работает ни одна, ни другая. Такого быть не может ни на войне, ни в мирное время.

Взаимозаменяемость средств и предметов труда остается важнейшим условием их эффективного применения.
Но проблема взаимозаменяемости это проблема не только металлургов. Сегодня она касается представителей всех отраслей народного хозяйства.

Возьмем, скажем, производство электрических двигателей машин, как правило, значительно меньшего размера. Здесь повторяемость составляет 4,5.

На крупном заводе их до 50 тысяч штук, а в народном хозяйстве в целом уже десятки миллионов. Ежегодно создается 4 тысячи образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов и приборов. Снимается с производства более 3 тысяч. За последние 15 лет их создано 55 тысяч.

Идет все большее накопление новых видов продукции.
Усложняется жизнь не только производительного потребителя, но и потребителя личностного. На социалистический рынок промышленность представила 1650 моделей часов, 47 моделей холодильников, 31электробритв, 45 утюгов, 89 велосипедов, 45 телевизоров, 7 типов пишущих машинок выпускается в СССР, 12 типов ввозится из-за рубежа.
Нужно ли такое разнообразие бытовой техники потребителю? Оцените эти ситуации коллективно.

Мистика и экономика

Помните, старик Хоттабыч джинн из бутылки прилетел в современную Москву. С первого шага он начал сталкиваться с необычайными, таинственными вещами. Оказалось, что возможности людей превосходят проделки необразованных духов со дна бутылки.

Почему школьник в житейском плане оказался более мудрым, чем тысячелетний старик?
Потому что этот школьник знал законы, которые управляют природой. По объективным законам развивается вся наша жизнь.

И то, что казалось необычным для древнего человека: огонь, землетрясение, заход и восход солнца, для школьника привычно и понятно. Правда, еще многие события, явления не изучены, но опыт, история показывают: пройдет время и мы их поймем, узнаем.
Но вот в наши времена вдруг молодые люди собираются, чтобы вызвать духов или поклониться какому-то восточному Кришне, высшей истине*. Школьники, не раздумывая, уходят из дома, бросают школу. Люди постарше рушат семьи, не работают.

Что это? Просто говоря, возврат в детство, к Хоттабычу. Поиск истины путем повторения заклинаний по нескольку часов в день.

Большая роль отводится самовнушению. И все это под видом того, что истина не связана с бренной жизнью.
Увы! Это либо сознательная ложь, либо самообман. При внимательном рассмотрении мистика всегда оказывается связанной с экономикой, зависит от нее.

Последователи кришнаизма на совет выйти из придуманного мира отвечают, что они против материалистической энергии*. Ну а на поверку получается, что они от материальных благ не отступают в полной мере.

Поскольку пьют и едят, что на экономическом языке означает восстановление жизненной силы, способности к существованию и труду.
Правда, с трудом у мистиков не всегда все в ладу. Короче говоря, трудиться они не хотят. Недаром к тем же самым кришнаитам охотно тянутся тунеядцы. Под прикрытием служения неведомому божеству можно уклониться от общественно полезного труда.

Позвольте теперь спросить: а где же вы добываете пищу, одежду? За счет труда других.

Это тоже экономика, но экономика тунеядца.
И еще одно. Каждое массовое явление имеет своего предводителя. Есть он и у кришнаитовучитель*, гуру*. Так вот гуру быстро богатеют за счет верующих.

Они продают им все: божественные предметы*, изготовленные ойять же трудом людей, даже некую глину, которая вдруг ни с того ни с сего приобретает потребителя и стоимость. Чувствуете?

Это опять экономика. Накопление личных богатств за счет одурачивания людей.

Люди и вещи

Расхож взгляд: Вещи сами по себе вреда не наносят. Верно, сами по себе вещи, или, как говорят экономисты, потребительные стоимости, безвредны.

Но они начинают говорить экономическим и социальным языком, когда взаимодействуют с людьми и соотносят их друг с другом.



Содержание раздела