d9e5a92d

Он есть бесконечное Бытие, верховный Атман.

Оказывая милость Своего сострадания, Я, обитающий в подверженных неведению сердцах, становлюсь светочем знания, рассеивая тьму невежества.

____________________
Человеческому существу, природной склонностью которого является любовь к Богу и преданность – путь Бхакти – практически невозможно непосредственно постичь высшую тайну, о которой Господь Кришна говорит в стихе IX/2 как о главном методе очищения. В этих же двух стихах он говорит о том, что когда преданность ищущего достигает максимальной глубины – и когда остается только преданность и любовь к Богу, без малейших следов индивидуальности, тогда он наделяет его необходимой восприимчивостью – дарует ему Буддхи-Йогу, Йогу различения – которая приводит его к непосредственному переживанию Высшего Нетленного Я и которая является высшим очищающим методом, ведущим к полному уничтожению ощущения себя исполнителем.
Даже сам тот факт, что человек становится ищущим, является Милостью Бога, и дальнейший успех на этом пути также определяется Божественной Милостью.
Когда тьма неведения рассеивается под воздействием светоча знаний в виде Буддхи-Йоги, Йоги знания и различения, Высшее Я раскрывается во всей своей славе как Единое-без-второго, пронизывающее собой все сущее во всей своей полноте. Это событие высшего значения в полной мере является проявлением Божественной Милости, а не чем-то, что может быть достигнуто преданным посредством его собственных усилий.


Глава X/20
Я есть Атман, обитающий в сердце каждого смертного существа: Я их начало, их жизнь и их конец.

____________________
Это центральная тема Бхагавад Гиты, и Господь Кришна особо подчеркивает это.
Значение этого стиха является предельно ясным, и его можно с большим успехом использовать для медитации.


Глава XI/32, 33
Я явился сюда в виде Времени, великого разрушителя всего живого. Воины, собравшиеся в две вражеские армии, противостоящие друг другу, погибнут – независимо от того, нанесешь ты удар или остановишь свою руку.
Итак, встань и сражайся. Завоюй царство, богатство и славу. Будь же просто Моим орудием, которое приблизит их конец – они уже убиты Мной – о, искусный лучник.

____________________
Все, что рождается или создается, должно умереть – это закон природы, и в этом процессе человеческие существа становятся видимой причиной и орудиями. В действительности, им ничего не остается, как быть просто орудиями, поскольку они не обладают свободой воли или выбора. В этом стихе Господь Кришна говорит Арджуне, что хотя Арджуна рассматривает себя как убивающего, а своих врагов – как тех, кого ему предстоит убить, на самом деле Он, в облике Времени, уже убил их. Арджуне нет нужды сокрушаться по этому поводу, а грусть его вызвана тем, что он ощущает себя исполнителем. И здесь Господь снова напоминает Арджуне о том, что он не может быть ничем иным, как орудием для осуществления того, что происходит как часть функционирования Тотальности. Исподволь Господь говорит Арджуне, чтобы он не задавался вопросами по поводу функционирования Тотальности, чтобы он наслаждался «царством, богатством и славой», что является его судьбой – не забывая при этом и о том, что он так же будет подвергнут разрушению и уничтожению по причине течения Времени.
«Я есть время», говорит Кришна. То есть Время – это концепция, являющаяся частью концепции пространства и времени, которая возникает в Сознании вместе с проявленным мирозданием. Для того, чтобы произошло рождение этого мироздания, чтобы могли быть созданы объекты, должна присутствовать концепция пространства; Время же необходимо для того, чтобы могло происходить наблюдение этих проявленных объектов. Другими словами, Пространство-Время является необходимым атрибутом проявленного мироздания как такового.


Глава XII/12
Концентрация, практикуемая человеком, обладающим способностью к различению, определенно превосходит механическое повторение ритуала или молитвы. Поглощенность Богом в течение дня – когда ты постоянно сохраняешь его в своем сердце – еще лучше, чем концентрация. Но превосходит все эти практики отречение – отказ от роли исполнителя и ожидания плодов своих действий – которое приносит мгновенный покой ума.

_____________________
Каждый ищущий рано или поздно начинает мучиться вопросом, какую духовную практику ему выбрать. Он не понимает, что на самом деле он не обладает свободой воли, чтобы он мог выбирать тот или иной путь: он должен обладать природной склонностью к определенной духовной дисциплине, иначе его усилия будут растрачены впустую. Однако вопрос насчет того, какая практика лучше, остается. Здесь Господь Кришна дает ответ.
Может случиться так, что определенный подвижник, в силу различных причин и обстоятельств, способен лишь на то, чтобы в течение определенного времени повторять ритуал или молитву. Даже это, при данных условиях, довольно хорошо – лучше, чем вообще ничего – поскольку, как Господь Кришна подчеркнул в одном из предыдущих стихов, никакая духовная практика не может быть тщетной. Однако определенная концентрация ума лучше, чем механическое повторение. Лучше концентрации является поглощенность Богом в течение дня. «Поглощенность Богом» не подразумевает, что вся другая деятельность должна быть исключена, это было бы в высшей степени непрактично. Имеется в виду то, что вы должны сохранять Его в своем сердце постоянно – что означает истинную убежденность в том, что все, что есть, является Богом, или Тотальностью, и что именно эта высшая воля всегда является преобладающей. Однако, говорит Господь, отказ от ощущения себя исполнителем является самым важным фактором. До тех пор, пока сохраняется ощущение себя действующим лицом – «я выполняю практику повторения молитвы, я обращаюсь к Богу, я медитирую» – такая практика будет относиться к низшему уровню. Лишь тогда, когда присутствует глубочайшая убежденность в том, что все, что есть, является Сознанием – что лишь воля Бога является господствующей, и никакой личностной воли или усилия быть не может – тогда будет достигнут покой ума.


Глава XIII/22, 23
Высший Брахман – Пуруша – обитающий в теле, именуется также Наблюдателем. Он вызывает осуществление всех действий, санкционирует их, так сказать, испытывая все наши переживания. Он есть бесконечное Бытие, верховный Атман.
Тот, кто имел непосредственное переживание этого Брахмана, Пуруши и постиг Его как Пракрити и гуны, не будет больше рожден, независимо от того, как он прожил эту жизнь.

____________________
НОУМЕН и феноменальные объекты, непроявленное и проявленная вселенная, Шива и Шакти, Пуруша и Пракрити – это то, что можно назвать родителями вселенной, источником взаимосвязанных или полярных противоположностей: одно представляет собой тотальную потенциальность, второе – тотальность всего того, что воспринимаемо чувствами. Важный момент заключается в том, что они лишь кажутся различными, на самом же деле он включают в себя друг друга и, как таковые, на самом деле не являются чем-то различным. Они являются противоположными аспектами того, что осталось бы при их взаимном отрицании; это ТО, что предшествует процессу зарождения, или ТО, что предшествует возникновению Сознания. Уберите все видимые проявления, все, что воспринимаемо чувствами, все, что представляет собой реакцию в виде пристрастий и отвращения – и то, что останется, и будет чистой субъективностью без малейшего следа объективности.
Как об этом сказал святой Джнанешвар, кроме этих двух, во вселенной больше ничего не существует; и пока Пуруша спит, Пракрити действует в этом мире, неся ответственность за функционирование мира – подобно тому, как домохозяйка принимает на себя ответственность за дом в отсутствие мужа. Однако муж знает обо всем, что происходит – в качестве Наблюдателя.
Другими словами, вся множественность феноменальных объектов в этом мире не имеет собственного существования, ибо они являются лишь видимостью в пребывающем в движении Сознании. Когда это сознание в движении забывает свою тотальную, или безличностную природу (Пуруша пребывает в состоянии сна) и начинает отождествляться с каждым из множества живых объектов, эти объекты принимают на себя псевдосубъективность и ощущение себя исполнителем (а также ответственность за то, что происходит в мире).
Далее Джнанешвар объясняет: «Эти двое – Шива и Шаки - находят единство в своей изначальной единственности и обретают двойственность – лишь ради возникновения концептуального мироздания. Эти двое становятся по отношению друг к другу субъектом и объектом, но оба в своей единственности представляют собой субъективность. Различие между Шивой и Шакти заключается лишь в имени и форме, они имеют одну и ту же сущностную «субстанцию». Дуальность мира носит лишь концептуальный характер – подобно схожему запаху от двух цветов одного и того же растения, или той картине, которая предстает обоим глазам.
Интересно вспомнить замечания Рамакришны Парамахансы по этому поводу: «Вселенная возникла в результате единения Пууруши и Пракрити. Глава семьи сидит себе где-то, погруженный в свои мысли. Хозяйка занята домашними делами, вникая во все подробности. Время от времени она знакомит своего мужа с тем, что происходит и при необходимости спрашивает его совета. Муж выражает свое одобрение и дает дальнейшие указания. Таким образом функционируют и Пуруша с Пракрити.
Когда обретается глубокое понимание всего этого, говорит Господь Кришна, тогда процесс пробуждения оказывается завершенным, и новых жизней в дополнение к тому организму тела-ума, через который это окончательное пробуждение произошло, больше не требуется.
Опять же, будет интересным привести в данном контексте следующие слова Рамакришны Парамахансы: «Когда необожженные горшки разбиваются, гончар делает из них новую посуду. Когда же разбивается горшок, который уже прошел процесс обжига в печи, его осколки больше не нужны. Так и жизнь, отмеченная неведением, требует своего продолжения (для дальнейшей обработки). Но для человека, чья Карма сожжена в огне знания, этот процесс завершен. Он входит в Абсолют.




Глава XIII/29, 30, 31
Тот является истинно видящим, кто воспринимает все действия, совершаемые организмами тела-ума, как происходящие по инициативе Пракрити. Он видит, что Атман не совершает действий.
Тот, кто видит, что все многообразные существа пребывают в Едином, объединены Брахманом и исходят из одного лишь Брахмана, тот видит и самого Брахмана.
Бесконечный Атман, не имеющий ни начала, ни конца, не подвержен никаким изменениям и разрушению. Поэтому, хотя Он обитает в теле (в виде жизненной силы), сам он ни действует, ни может быть запятнан этими действиями или их результатами.

____________________

Эти стихи очень важны, но они объясняют сами себя и не нуждаются в комментариях.


Глава XVI/5
Полученная при рождении божественная природа ведет к освобождению; демоническая же природа еще больше связывает. Не печалься, о Арджуна, от рождения ты наделен божественной природой.

____________________

Путь, ведущий от полного отождествления с организмом тела-ума как с обособленной сущностью, обладающей свободой воли и независимостью действий – то есть от эгоистичного и полностью сконцентрированного на себе индивидуума – до полного растождествления с этим организмом в результате безусловного принятия воли Бога во всем, что происходит и убежденности в том, что индивидуальный организм является лишь инструментом в полном распоряжении Божественной воли – этот путь длителен и труден. И факт остается фактом: сам этот процесс является безличностным, индивидуум в нем представляет собой лишь простой инструмент и не имеет свободы действий. Такое положение дел заставляет человека переживать, размышляя о том, в какой же точке этого процесса он находится.
Арджуна явно пребывает в таком состоянии, и милостивый Господь, полностью осознавая это, спешит убедить его, что ему нет смысла печалиться. Сам тот факт, что он является ищущим, стремящимся постичь Истину – что само по себе является Милостью Бога – должен убедить его в том, что его «природа от рождения божественна»: он находится далеко впереди на пути, ведущем из тьмы неведения к свету истинного знания.


Глава XVII/3
Вера каждого человека пребывает в соответствии с его природным темпераментом. В действительности человек ничем не отличен от самой веры. Какова его вера, таков и он.

____________________
Каждый человеческий организма создается с определенными характеристиками: физическими, ментальными, поведенческими. Никто не может контролировать процесс выбора своих родителей и, следовательно, условий, в которых он будет рожден. Другими словами, ни один человек не может выбирать себе гены (ДНК), как не может иметь и контроля над теми условиями, в которых он появится на свет. Так что это факт, что он не имеет свободы ни в выборе своих генов, ни в выборе окружающей обстановки. А ДНК и обусловленность обществом являются главным фактором формирования индивидуальности человека, его психики, основанной на его природных характеристиках и развивающейся под воздействием среды. Таким образом, его взгляды на жизнь будут также зависеть от этих факторов.
Эта «вера» будет заставлять человека действовать в соответствии с его природными характеристиками. Другими словами, человеческое существо представляет собой запрограммированный инструмент, действующий в соответствии с волей Бога. Если Бог желает совершить определенное действие через конкретный человеческий организм, все, что ему нужно сделать – это послать импульс, мысль или ощущение, или же он может заставить этот организм увидеть или услышать что-нибудь – и мозг отреагирует на этот внешний импульс или событие строго в соответствии со своими природными характеристиками, согласно «вере» данного человека. Эта природная реакция запрограммированного организма обычно рассматривается индивидуумом как его собственное действие. Таким образом, какова вера, таков и человек.


Глава XVIII/11
Воплощенному существу невозможно полностью отречься от действий, но тот, кто отрекся от плодов своей деятельности, воистину свободен от привязанности.
____________________
В этом стихе Господь Кришна ясно обозначает различие между отречением от действий и отречением от плодов этих действий.
Для среднего человека слово «отречение» обычно означает отказ от действия. Но отказ от действия невозможен, поскольку энергия, заключенная в организме, ни на секунду не остается инертной. Даже если йогин вошел в состояние самадхи, эта энергия рано или поздно обеспечит его возврат обратно на землю.
Воистину свободным от привязанности является лишь тот, кто не думает о плодах своих действий. И обычный человек, полностью отождествленный с организмом в виде обособленной сущности с независимостью существования и свободой выбора, никогда не сможет отречься от плодов своей деятельности, он будет считать, что имеет на них право.
Отречение от плодов деятельности может произойти только тогда, когда присутствует глубочайшее интуитивное понимание того, что ни одно действие не может быть действием данного индивидуума, что на самом деле все действия представляют собой реакции организма тела-ума на внешние импульсы, происходящие в соответствии с его природными характеристиками.


Глава XIII/17
Ни одно действие не вызовет связанность того, чей ум свободен от привязанностей и чье понимание незапятнанно эго. Даже убивая эти тысячи людей, он не убивает, и этим действием он не связан.

____________________

Господь Кришна неоднократно убеждает Арджуну в том, что его действия будут греховны лишь в том случае, если он будет считать себя их исполнителем. Но если он действительно уверен в той истине, что его враги уже были убиты Господом в его ипостаси всемогущего Времени и что он, Арджуна, является лишь орудием, через который совершилась их смерть, тогда он не будет запятнан грехом.
В этом стихе он повторяет ту же идею.


Глава XVIII/20
Это знание, посредством которого Нетленное Бытие, бессмертное видится во всех существах при всем их бесконечном разнообразии, является саттвичным (чистым).

____________________
То, что возникло в виде проявленного мироздания, являет собой лишь отражение фундаментальной основы – называйте это Сознанием-в-покое, Богом или как-то еще. Постижение единства не только в бесконечном многообразии проявленного мира, но и между проявленным и непроявленным – вот что на самом деле подразумевается под просветлением или пробуждением.
Как только человек забывает об этом единстве – не только между проявленными объектами во всем их разнообразии, но также и между проявленным и непроявленным – тогда он начинает размышлять с точки зрения своей индивидуальности и своей личной безопасности. Как только он начинает размышлять с точки зрения личной безопасности, он создает для себя массу проблем. Так что на этом уровне первым шагом в процессе обретения понимания человеческой природы будет осознание того, что для индивидуума не может быть такой вещи, как надежность, что движение и изменение являются самой основой жизни. Понимание этого факта является основой понимания жизни, оно ведет обратно к безличностности существования, в котором индивидуум является лишь инструментом.
Такое понимание есть саттвичное, или чистое знание.


Глава XVIII/23
То действие считается саттвичным, которое спонтанно и естественно, совершено без привязанности, не ради удовольствия или по принуждению, и которое совершено человеком, не озабоченным плодами этого действия. Такое действие называется саттвичным.

____________________
В предыдущем стихе объяснялось, какое знание является саттвичным, или чистым. В этом стихе дается объяснение саттвичного, или чистого действия: то действие является чистым, которое свободно от ощущения себя исполнителем и от обеспокоенности плодами этого действия. При отсутствии беспокойства по поводу результатов действия, которое бывает при личной вовлеченности, нет ни ощущение достижения – если действие оказалось успешным – ни чувства вины или поражения – если действие не увенчано успехом.
Такой подход возможен только в том случае, если есть полное осознавание того, что любое действие, которое человек считает своим, в действительности представляет собой лишь реакцию организма на внешний импульс (мысль, нечто увиденное или услышанное, что угодно), и что такая реакция полностью основана на природных характеристиках данного организма. Другими словами, такой подход возможен лишь тогда, когда присутствует глубочайшая уверенность в том, что человек является лишь инструментом, через который Бог совершает эти действия согласно судьбе данного организма и Всеобщему Плану.
Можно еще раз вспомнить слова Шри Рамакришны Парамахансы: будьте твердо уверены в том, что вы являетесь лишь механизмом, которым управляет Бог, и тогда вы можете делать все, что хотите.


Глава XVIII/47
Лучше своя дхарама, даже несовершенная, чем чужая, но совершенная. Тот, кто выполняет долг, предписанный его собственной природой, свободен от греха.

____________________
Здесь Господь Кришна снова говорит Арждуне о важности постижения того, что в конечном итоге преобладающей является собственная природа – дхарма – человека. Опасно пытаться идти вопреки своей природе. Действовать согласно своей природе – принимать все, что бы ни произошло, как волю Бога – значит двигаться вместе с потоком. Плыть же против течения и тяжело и опасно, хотя вначале может показаться, что это наилучший путь.
Далее Господь убеждает Арджуну в том, что даже если последствия действий данного человека кажутся пагубными для других и приводят к неблагоприятным для самого организма результатам, факт остается фактом: если нет ощущения себя исполнителем, то нет и вопроса о грехе.


Глава XVIII/59,60,61,62
Если в своем тщеславии ты решишь воздержаться от сражения, твое решение будет напрасным: твоя природа заставит тебя принять участие в битве.
Связанный своей Кармой, порожденной твоей природой, ты будешь делать именно то, чего в своем неведении ты стремишься избежать.
Господь пребывает в сердце каждого существа. Посредством своей Майи Он заставляет все существа скитаться, словно на машине, по жизни.
Найди прибежище в Нем одном. По Его Милости ты обретешь высший покой и достигнешь Вечной Обители.

____________________

Эти стихи объясняют сами себя и не требуют комментариев.


Глава XVIII/66
Отдай Мне все свои обязанности – найти свое прибежище во Мне. Не страшись ничего. Я избавлю тебя от греха и связанности.

____________________
Этот стих является самым известным, и в то же время, самым противоречивым во всей Бхагавад Гите. Противоречие основано на толковании первой строки "«арва дхарман паритьяйа" (отказ от всех дхарм). Слово «дхарма» используется в Гите множество раз, и отсюда противоречие. Очень жаль, так как действительно важный смысл лежит на словах «отдай Мне».
Состояние самоотдавания – или нахождение прибежища в Господе – является одним и для йогина, и для бхакты, и для джнани: йогин растворяется в том аспекте Реальности (сат-чит-ананда), который именуется сат; джнани становится аспектом чит; бхакта же расцветает как аспект, именуемый ананда. Самый главный момент заключается в том, что ощущение своей личной индивидуальности, как независимой сущности (имеющей свободу выбора и действия), должно исчезнуть.
Суть данного стиха, одного из последних, предполагает, что должен прозвучать последний вопрос со стороны Арджуны, которого все эти вещи могли ввести в замешательство.
Последний вопрос Арджуны мог быть таким: «О Господь, Ты великодушно раскрыл мне так много самых разных вещей, чтобы показать мне Истину. Но, откровенно говоря, я в замешательстве. Пожалуйста, скажи мне в нескольких словах, что мне делать, как мне действовать в этой жизни».
С этой точки зрения, данный стих можно перефразировать следующим образом: «Забудь все, что ты услышал и помни только одно: Сознание – или Бог – это все, что есть; это то, что пронизывает собой мельчайшие частицы вселенной. Как тебе действовать в этом мире? Просто будь полностью уверен в том, что ты являешься лишь инструментом, или механизмом, посредством которого Господь производит действия, которые Он считает необходимыми. Полная убежденность в этом означает полное отдавание себя в Мои руки. Отдай себя Мне, и тогда ты можешь действовать так, как пожелаешь и жить как тебе нравится».

***




| | | | | |



Содержание раздела