d9e5a92d

Одни звуки мешают, другие создают покой.

Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях... ведь Бог на расстоянии вытянутой руки от вас.
Люди относятся к подобного рода упражнениям скептически. Они полагают, что переживание присутствия Бога не может быть столь заурядным явлением, как какие-то ощущения в собственных ладонях!

Воистину, эти люди уподобляются тем, кто напряженно вглядывается вдаль, ожидая будущего Мессию, в то время как сам Мессия, не узнанный, уже давно стоит рядом.
Мы слишком часто забываем, что Бог пришел к нам во плоти, что Он обычен. Вы хотите узреть Господа? Вглядитесь в лицо того, кто рядом с вами.

Вы хотите услышать Господа? Вслушайтесь в плач ребенка, постарайтесь расслышать Его в громком смехе на вечеринке, в шелесте колеблемых ветром листьев, в звуках проходящего поезда. Вы хотите ощутить Господа? Заключите в объятия близкого вам человека, или дотроньтесь до стула, или коснитесь книги, которую читаете, или же в тишине почувствуйте собственное тело.

Где бы мы ни были, Бог с нами!
Упражнение 11: Звуки
Участники моих групп созерцания часто жалуются на то, что их отвлекают посторонние звуки шум уличного движения, включенное радио, стук двери, телефонные звонки. Все эти звуки насильственно вторгаются в сознание.
Одни звуки мешают, другие создают покой. Вслушайтесь в звон церковного колокола на закате, или в птичий щебет поутру, или же в звуки церковного органа.

У вас не будет повода жаловаться. На самом же деле никакой звук, если только он не настолько силен, чтобы повредить ваши барабанные перепонки, не способен нарушить покой. Не отвергайте звуки, которые вторгаются в ваше сознание, примите их все, ибо в сердце каждого звука таится тишина.

И потому мне нравится проводить молитвенные собрания в достаточно шумных местах, например в помещении, окна которого выходят на оживленную улицу.
Вот упражнение, которое поможет вам осознать в звуке тишину:
Заткните уши большими пальцами. Закройте глаза и прикройте их ладонями.
Теперь вы не слышите ни единого постороннего звука. Услышьте звук своего дыхания.
Сделав десять полных вдохов-выдохов, не открывая глаз, медленно опустите руки на колени. Вслушайтесь в звуки вокруг громкие, тихие, раздающиеся вблизи, слышимые издалека...
Слушайте эти звуки в течение некоторого времени, никак не определяя их... чьи-то шаги, тиканье часов, шум уличного движения... будьте в мире звуков, воспринимайте их как единую симфонию...
Звуки отвлекают, когда вы избегаете их, когда пытаетесь вытолкнуть их из своего сознания, считая, что им там не место. Если же вы осознанно принимаете их, они становятся источником тишины... глубокого расслабления... и созерцания!
Размышляя о пользе осознанного восприятия звуков, вы можете опереться на предложенную выше идею пробуждения мистического сердца. В то время как ваше мистическое сердце, раскрываясь, стремится к Богу, вы можете занять свой ум не только осознанием телесных ощущений, но также и осознанием звуков.
Если подобные идеи вас не вдохновляют, откройте для себя божественное измерение в самом описываемом упражнении:
Слушайте звуки вокруг себя так, как было описано выше...
Осознавайте все более и более слабые звуки... часто какой-либо звук состоит из многих других... они различаются по высоте тона и интенсивности... отметьте, сколько подобных нюансов звучания вы воспринимаете...
Теперь осознайте не звуки вокруг, а сам процесс восприятия звуков...
Какие чувства вызывает у вас осознание того, что вы слышите?
Опять окунитесь в звуки... и снова осознайте сам процесс восприятия... и опять... повторяйте это снова и снова...
Осознайте, что всякий звук порождается всемогущей Божественной энергией... Бог звучит во всем... расслабьтесь и погрузитесь в звуки... погрузитесь в Бога.
Древние евреи полагали, что за всем стоит Бог. Там, где мы видим причины событий, они не видели ничего, кроме Первопричины. Их разгромили в битве? Конечно, это сделал Бог, а не враги. Шел дождь?

Это Бог заставил дождь литься. Саранча съела урожай?

А кто ее послал:1 И даже более того именно Бог ожесточает сердца бесчестных людей!
Конечно, такое восприятие реальности не может быть полным, Но разве не частично также и наше восприятие? Они игнорировали причины, мы игнорируем Первопричину! Исчезла головная боль? Там, где древние евреи сказали бы: Бог вас излечил, мы говорим: При чем тут Бог, нужно сказать спасибо таблетке аспирина.

Истина заключается в том, что посредством аспирина вас излечил Бог.
Теперь у нас есть любые материальные блага, но мы не воспринимаем то Нечто, которое определяет все в нашей жизни. Мы больше не чувствуем, как Бог ведет нас. Бог исцеляет наши душевные раны через тех, кто сострадает нам.

Он возвращает нам здоровье руками наших врачей. Он создает каждое событие в нашей жизни, направляет всех, кто приходит к нам. Бог творит дождь, играет вокруг нас ветром.

Все, что мы ощущаем, является Его прикосновением. Он в каждом звуке, который мы слышим.
Приятное добавление к этому упражнению: хорошо, если вся группа или же только руководитель группы тихим голосом пропоет антифон . Или попробуйте пропеть санскритское слово ОМ. Нужно спеть строку или слог, затем помолчать и спеть снова.

Вы даже можете практиковать подобное пение в одиночку. При этом важно вслушиваться не только в звук, но также и в тишину, которая следует за ним.
Иногда я ввожу пение в практику группового созерцания. Если участники группы знают, как нужно слушать, пение углубляет тишину.

Схожий эффект дает приятно звучащий гонг. Ударьте в гонг и слушайте, как затухает звук... и слушайте наступившую тишину...

Затем вновь ударьте в гонг.
Антифон ответ хора во время церковного богослужения. Прим. ред.
Упражнение 12: Концентрация
Это упражнение на чистое осознание.
Выберите что-либо в качестве основного объекта внимания. Я предлагаю выбрать или ощущения в определенной части тела, или свое дыхание, или звуки вокруг вас.
Сосредоточьтесь на избранном вами объекте. Как только ваше внимание переключится на что-то другое, отметьте это.
Давайте предположим, что вы решили сосредоточить внимание на дыхании. Итак, сконцентрируйтесь на вдохе и выдохе... возможно, через некоторое время ваше внимание переключится на что-либо еще на мысль, звук, чувство... в тот же момент или несколько позже осознайте сам факт того, что вы переключили внимание.
Возможно, это будет происходить следующим образом:
Я дышу... дышу... теперь я думаю... думаю... думаю... и снова дышу... теперь я слушаю звук... слушаю... слушаю... снова дышу... теперь я раздражен... раздражен... и снова дышу... теперь мне скучно... скучно... скучно... опять дышу... дышу...
В этом упражнении блуждание ума не расценивается как проблема, конечно, если вы сознаете, что он блуждает. Как только вы осознали, что ваше внимание переключилось, на некоторое время сфокусируйтесь на новом объекте (мысль, звук, ощущение...) и затем опять сосредоточьтесь на дыхании...
Со временем вы научитесь сознавать не только переключение своего внимания с объекта на объект, но и импульс к такому переключению. Едва вам захочется подвигать рукой, вы осознаете и это желание, и свое согласие с ним, и все нюансы будущего движения.
Обычно действие совершается в долю секунды, мы просто не успеваем осознать свои движения во всей их сложности. И только когда внутри нас воцаряются безмолвие и покой, наше осознанное восприятие себя обретает остроту бритвенного лезвия.
Самоосознание часто путают с эгоистическим самолюбованием. Поэтому людей призывают не обращать внимания на самих себя и сосредоточиться на других.
Чтобы понять, насколько опасной может быть такая установка, представьте, что вы просите совета у благонамеренного, общительного, но абсолютно некомпетентного собеседника. Стоит ли слушать его, особенно если вам предстоит принять ответственное решение, если он не понимает ни собственных чувств и мотиваций, ни того, о чем говорит?
Самоосознание является мощным средством пробуждения любви к Богу и ближним. И, в свою очередь, любовь, если она истинна, способствует углублению самосознания.
Не ищите замысловатых способов развития сознания. Начните с простых вещей, наподобие упражнений на осознание собственных телесных ощущений, а также того, что вас окружает, и затем переходите к упражнениям, одно из которых я предложил сейчас.

Вскоре вы заметите, что ваши усилия принесут плоды умиротворения и любви.
Упражнение 13: Искать Бога во всем
В этом упражнении суммируется многое из того, о чем уже было сказано.
Выполните любое из описанных выше упражнений на осознание.
В качестве объекта для концентрации внимания выберите, к примеру, ощущения тела... осознавайте не только явные ощущения, которые сами просятся, чтобы их осознали, но также и нечто, едва уловимое... по возможности, никак не называйте то, что вы чувствуете, жжение, неудобство, покалывание, зуд, холод... Не навешивайте на свои ощущения никаких ярлыков...
То же самое со звуками... осознавайте как можно больше звуков... не пытайтесь определить их источник... слушайте звуки, не навешивая на них ярлыков...
В процессе выполнения упражнения вы заметите, как на вас нисходит великое умиротворение, глубокая тишина...
Благодаря данному упражнению вы получаете опыт пребывания здесь и сейчас. Минимум действий.

Максимум бытия.
Для тех, кто предпочитает безмолвную молитву:
Выполняйте предыдущее упражнение до тех пор, пока не ощутите глубокое умиротворение...
Теперь без слов обратитесь к Богу. Представьте, что вы можете общаться с Ним только с помощью глаз и дыхания.

Выразите Ему следующее чувство: Господи, хорошо быть здесь с тобой.
Или даже вообще не обращайтесь к Богу. Просто отдохните в Его присутствии.
Еще одно элементарное упражнение, позволяющее ощутить Бога во всем:
Вернитесь в мир своих ощущений. Насколько возможно, осознайте воздух, которым дышите... звуки вокруг... свое тело...
Почувствуйте Бога в воздухе, в звуках, в своих ощущениях...
Отдыхайте в едином мире ощущений... отдыхайте в Боге... предайтесь миру ощущений, звуков, прикосновений, цветов... Предайтесь Богу...
Упражнение 14: Осознать других
До сих пор все упражнения, которые вы выполняли, были основаны на осознании того, что мы называем своим Я. Для нас не существует ничего, что было бы ближе к Богу, чем мы сами. Вот почему святой Августин говорит: нужно возвращать людей к ним самим, чтобы они могли стать для себя ступенькой на пути к Богу.



Моей внутренней Сущностью, самой почвой моего бытия является Бог. Воистину, погружаясь в себя, я соприкасаюсь с Ним.
И точно так же, осознавая себя, мы обретаем способность к сопереживанию. Сопереживание является залогом любви к ближнему.

Я могу сопереживать лишь в той степени, в какой я постиг самого себя.
Упражнение, которое я собираюсь сейчас предложить, вопреки вашим ожиданиям, не связано с осознанием переживаний другого человека. Я собираюсь говорить о более простых вещах об осознании неодушевленного.

После этого вы можете сосредоточиться на людях. Достигая просветления, мистик исполняется благоговения перед бытием во всех его проявлениях, одушевленных и неодушевленных.

Он персонализирует все творение. Для него люди перестают быть вещами и точно так же перестают быть вещами вещи.
Франциск Ассизский признавал солнце, луну, звезды, деревья, птиц, животных своими братьями и сестрами. Он обращался к ним с любовью, как к своим родственникам. Говорят, святой Антоний из Падуи проповедовал рыбе! Конечно, это глупо с точки зрения здравого смысла.

Однако в высшем, мистическом смысле такая проповедь исполнена глубочайшей мудрости.
Я бы предпочел, чтобы вы не только прочли об этом, но и сами пережили нечто подобное. Вам придется хотя бы на время расстаться с предрассудками, свойственными взрослым людям, и стать детьми, способными как Франциск Ассизский разговаривать с солнцем, луной и животными.

Лишь уподобившись детям, вы сможете открыть для себя Царство Божие и познать тайны, недоступные мудрым и зрелым.
Выберите предмет, которым вы пользуетесь достаточно часто: пишущую ручку, чашку... предмет, который легко и удобно держать в руках...
Возьмите его в ладони и вытяните руки перед собой. Закройте глаза и почувствуйте то, что вы держите в ладонях... ощутите его вес... осознавайте свои ощущения...

Теперь исследуйте этот предмет, ощупывая его пальцами... медленно и почтительно... осознайте, какой он, шершавый или гладкий, жесткий или мягкий, теплый или холодный... затем прикоснитесь к нему губами... щеками... лбом... тыльной стороной одной ладони... осознайте, как меняются при этом ваши ощущения.
Итак, вы познакомились с этим предметом посредством осязания... Теперь познакомьтесь с ним с помощью зрения. Откройте глаза.

Рассмотрите его под разными углами... всматривайтесь в него... осознавая его цвет, форму... каждую деталь...
Понюхайте его... если можно, попробуйте на вкус... вслушайтесь в этот предмет, поднеся его близко к уху...
Теперь поместите его напротив себя или же к себе на колени и заговорите с ним... задайте ему вопросы о нем самом... о его жизни, прошлом и будущем... и пусть он раскроет вам секреты своего бытия... слушайте, как он объясняет, что значит для него существовать...
Всякая вещь обладает скрытой мудростью. Достаточно спросить и затем выслушать то, что она хочет вам сказать... что вы можете дать этому предмету... что ему нужно от вас...
Осознайте, что рядом с вами пребывает Иисус Христос, во Имя Которого и существует все сотворенное Богом. Услышьте то, что скажет вам и вашему предмету Он... что вы и ваш предмет скажете Ему в ответ...
Еще раз посмотрите на предмет... изменилось ли ваше отношение к нему? Изменилось ли в результате этого упражнения ваше отношение к другим предметам вокруг вас?
О том, какую пользу приносит практика осознания вам лично
У тех, кто впервые начинает практиковать описанные выше упражнения, зачастую складывается совершенно неверное представление о том, чем они, в сущности, занимаются. Что это? Медитация?

Молитва? Считается, что молитва есть разговор с Богом. Но в этих упражнениях очень мало или же вообще нет слов.

И точно так же вы не найдете в них того, что обычно ассоциируют с медитациями.
Завершив упражнение, вы не видите никакого конкретного результата. Вам нечего записать в свой духовный дневник. Вы вроде бы что-то делали и в то же время не сделали ничего, вы ничего не добились.

Это особенно тяжело для тех, кто стремится чего-то достигнуть, для тех, кто ценит, в первую очередь, действие, а не бытие.
Я хорошо помню одного молодого человека, которому, как он полагал, эти упражнения не принесли никакой пользы. Он был разочарован тем, что ему приходилось сидеть без движения и созерцать пустоту. Кроме того, он жаловался на свою неспособность сосредоточиться.

Время, которое этот молодой человек посвящал упражнениям, растрачивалось на бесплодную борьбу с блужданием ума. Он умолял меня предложить ему что-нибудь более стоящее. К счастью, несмотря на свои жалобы, он был настойчив.

Через полгода выяснилось, что польза все-таки была причем намного большая, чем от молитв и медитаций, которые он практиковал ранее. Что же все-таки произошло? С одной стороны, вроде бы ничего не изменилось. Ему было точно так же трудно заниматься, как и прежде, его ум по-прежнему блуждал. Зато изменилась сама его жизнь!

Бесплодные, казалось бы, усилия, которые он в течение многих дней прилагал, чтобы успокоить свой ум, чтобы раскрыться навстречу пустоте и, сосредоточившись на собственном дыхании, на телесных ощущениях и на звуках вокруг, обрести безмолвие, пробудили энергию, которая заметно изменила его жизнь.
Таков эффект этих молитвенных упражнений кажется, что изменения происходят сами собой. В какой-то момент оказывается, что искренность, простота, доброта, терпение все те добродетели, которые вы надеялись обрести посредством тренировки собственной воли, приходят к вам без всяких усилий.

И точно так же, без каких-либо усилий с вашей стороны, исчезает психологическая зависимость от других людей и дурные привычки, например пристрастие к алкоголю.
Когда это произойдет, вы поймете, что время, потраченное на эти упражнения, в действительности было потрачено с пользой.
О том, какую пользу приносит практика осознания в группе
Выполняя данные упражнения в группе, вы заметите, как люди, присутствующие на ваших занятиях, исполняются любви. В наше время, чтобы достичь взаимопонимания в семьях и различных религиозных сообществах, организуют групповые встречи и налаживают диалог между людьми. Подобная практика заслуживает всяческих похвал. Еще один путь к взаимопониманию групповое созерцание. Ежедневно участники группы садятся в круг и безмолвствуют в течение получаса.

Важно, чтобы безмолвие было не только внешним, ни единого движения, никаких разговоров, никакой суеты, но также и внутренним. Такое безмолвие достигается с помощью упражнений, описанных ранее.
Один женатый мужчина сказал мне, что он и его супруга каждое утро садятся друг против друга с закрытыми глазами и посвящают час созерцанию. В результате они переживают такое любовное сердечное единение, какого не знали прежде, даже в самый романтический период своих отношений.

Я должен добавить: эти двое достигли наивысшего мастерства в искусстве успокоения ума.
Священник, который в составе группы из сорока ранее незнакомых друг с другом священнослужителей участвовал под моим руководством в тридцатидневном паломничестве, признался, что он никогда ранее не переживал такого духовного единения, как в эти дни. Дело в том, что в течение всего паломничества мы по вечерам посвящали сорок пять минут совместному безмолвному созерцанию.
Безмолвие объединяет людей. Слова же зачастую только препятствуют общению! Мастер дзэн рассказывал мне, что он вместе со своими учениками практикует групповое безмолвное созерцание в зале. С какой целью?

Это кратчайший путь к тому, чтобы восемьдесят совершенно разных людей ощутили глубокое духовное единение друг с другом.
Созерцать легче в группе
Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять данные упражнения в группе. Важно, чтобы все члены группы принимали активное участие в совместной работе.

Леность кого-либо одного будет мешать всем остальным, и, наоборот, самоотверженные усилия каждого благотворно повлияют на групповой процесс в целом. Очень многие говорили мне, насколько групповое созерцание эффективнее индивидуальной практики.
Конечно, это не универсальное правило, однако меня поразил следующий факт: если кто-то из учеников в буддийском монастыре, который я посещал, сталкивался с трудностями, наш наставник предлагал ему сесть рядом и это непременно помогало!
Может быть, дело в неосознаваемом контакте, который возникает, когда люди совместно достигают глубокого безмолвия? Или же в процессе коллективной практики возникают некие благотворные физические и духовные вибрации?

По крайней мере, такова теория нашего буддийского наставника. И еще он настоятельно рекомендовал практиковать созерцание, по возможности, в одном и том же месте, поскольку в этом случае благотворные вибрации сохраняются очень долго.
Отведите для занятий определенный угол вашей комнаты или же практикуйте созерцание в каком-либо святом месте, используемом для молитвы многими людьми.
Независимо от того, насколько верна теория вибраций, я, исходя из собственного опыта, а также из опыта многих других людей, утверждаю, что практиковать созерцание в намеленных местах действительно имеет смысл.
Особая ценность осознания тела
Я часто предлагаю избирать В качестве объекта созерцания телесные ощущения, процесс дыхания или звуки. Что наиболее предпочтительно?

Полагаю, сосредоточение на телесных ощущениях имеет определенные преимущества как духовного, так и психологического характера.
Тело и психика пребывают в теснейшей связи. Вред, причиненный телу, отрицательно сказывается на психике. И точно так же любое улучшение в состоянии тела благотворно влияет на психические процессы.

По мере того как вы осознаете свое тело, оно в буквальном смысле оживает; появляются все новые и новые ощущения, происходит разрядка физического и эмоционального напряжения.
Я знаю людей, которые с помощью регулярной практики осознания собственного тела избавились от невротических страхов и излечились от таких психосоматических заболеваний, как астма и мигрень.
Иногда эта практика стимулирует подсознание. В такие моменты вас переполняют подавляемые обычно эмоции (в первую очередь, гнев и сексуальные переживания) и образы, порождаемые вашим воображением.

Подобный опыт не опасен, конечно, при условии, что вы сосредоточены на упражнении, а не на эмоциях. Кроме того, повторю то, что уже говорил ранее: если у вас нет компетентного наставника, практика осознания дыхания не должна быть длительной.
Итак, если вы намерены систематически практиковать описанные выше упражнения, я рекомендую следующее: вначале в течение нескольких минут осознавайте собственное дыхание и звуки вокруг, после этого переходите к осознанию своих ощущений в различных частях тела и затем, пребывая в глубоком покое, сосредоточьтесь на ощущении тела как единого целого. Обнаружив, что вам более не удается сосредоточиваться на теле как целом, снова переходите к осознанию ощущений, возникающих в различных его частях.

В духовном плане такая практика поможет вам раскрыть свое мистическое сердце для Бога, вдобавок она окажет благотворное воздействие на ваши тело и психику.
И последнее напутствие. Вероятно, радость и умиротворение, которые, как я обещал, вы обретете, посвятив себя этим упражнениям, отнюдь не те чувства, которые вы испытываете постоянно. Вначале, по сравнению с обычными вашими переживаниями, они будут едва уловимы.

Следует предупредить вас об этом заранее, иначе вы, вероятно, даже не заметите их.
Если сказать ребенку, что пиво вкусное, он, отхлебнув из пивного бокала, будет разочарован. Для него вкусное значит сладкое.

Ему сказали, что пиво вкусное, но его представление о вкусном ограничено сладким. Приступая к практике созерцания, не ограничивайте себя прежними, привычными представлениями.

Откройтесь для неизведанных переживаний, приготовьтесь ощутить абсолютно новый вкус.
Воображение
Упражнение 15: Там и здесь
В глубинах нашего воображения сокрыт некий источник энергии. Прежде чем мы познакомимся с тем, как использовать воображение в созерцании, я хочу, чтобы вы исследовали этот таинственный источник.
Закройте глаза. Примите расслабленную позу.

Успокойте свой ум с помощью одного из упражнений на осознание. Когда мы работаем с воображением, важно, чтобы ум был спокоен, безмолвен и умиротворен...
Теперь вообразите место, где в прошлом вы были поистине счастливы... мысленно вернитесь туда, вспомните подробности... задействуйте все органы чувств прислушивайтесь к звукам... прикасайтесь... ощутите запах... вкус... Пусть ваши переживания будут настолько яркими и явными, насколько это вообще возможно...

Вы заново переживаете счастливое событие...
Что вы делаете?.. Что вы чувствуете?..
Побудьте там и тогда пять минут и затем возвращайтесь в настоящее, сюда, в эту комнату, в которой мы сейчас находимся... откройте глаза и посмотрите вокруг, осознайте окружающую обстановку... обратите особое внимание на чувства, которые вы испытываете сейчас... Будьте здесь и сейчас в течение трех минут...
И снова вернитесь в там и тогда в то место, где вы только что были в воображении... что вы чувствуете?., что изменилось;1..
Вернитесь в здесь и сейчас в эту комнату... переместитесь туда и обратно несколько раз. Обращайте внимание на любые изменения в своих переживаниях...
Через несколько минут я попрошу вас закончить эксперимент и открыть глаза. Тогда, если хотите, вы можете поделиться с нами полученным опытом.
Обмениваясь впечатлениями, участники данного эксперимента говорят о том, что они ощутили прилив сил. В своем воображении они возвращались туда, где любили и были счастливы.

Восстанавливая картину прошлых событий, они заново испытывали эти чувства.
Возвращение в здесь и сейчас зачастую оказывалось болезненным. Но по мере того, как они перемещались туда и обратно, их все больше и больше наполняли позитивные эмоции. Люди обретали новые силы. При этом, как ни странно, их восприятие того, что есть сейчас, только обострялось.

Оказывается, подобный уход в прошлое вовсе не является бегством от реальности, как того многие опасаются. Погружение в воспоминания дает возможность в полной мере ощутить себя в настоящем.
Попробуйте выполнить это упражнение, когда почувствуете усталость и скуку, и вы увидите, как много оно вам даст. Если вы редко используете свое воображение, вам поначалу будет трудно представлять себе образы четко и ясно.

Не отчаивайтесь, все, что вам нужно, это немного потренироваться.
Убедитесь в том, что вы действительно воссоздаете то или иное событие, а не вспоминаете о нем. Есть разница между воображением и памятью.

Возвращаясь к переживаниям прошлого, я снова вижу берег моря, слышу рокот волн, чувствую, как солнце печет мою обнаженную спину, ощущаю горячий песок под ногами... и испытываю те же эмоции, которые испытывал тогда.
Раньше меня убеждали сетования некоторых из моих учеников, которые утверждали, что они попросту не способны что-либо вообразить. Сегодня я знаю каждый, благодаря настойчивой практике, может разбудить дремлющую в нем силу воображения и обрести благодаря ей удивительные эмоциональные и духовные сокровища.
Если вы полагаете, что не способны использовать свое воображение на все сто процентов, попробуйте следующее. Некоторое время смотрите на какой-нибудь предмет. Затем закройте глаза и мысленно его визуализируйте.

Насколько подробна ваша визуализация? Откройте глаза и снова посмотрите на предмет. Что вы упустили, представляя себе его образ?

Еще раз закройте глаза. Насколько четко и подробно вы представляете себе этот предмет сейчас? Нечто подобное можно проделать и с восприятием звуков. Включите магнитофон и прослушайте несколько тактов музыки... выключите магнитофон и воспроизведите их в уме... Проверьте себя, еще раз прослушав запись.

Подобные упражнения позволяют развить силу воображения.
Давайте получим духовную пользу от того эксперимента, который я предложил вам выше.
Закройте глаза и успокойте свой ум...
Мысленно перенеситесь в то место, где вы когда-то чувствовали свою близость к Богу...
Точно так же, как это было описано выше, перемещайтесь из там и тогда в здесь и сейчас и обратно... и еще раз... и вы почувствуете, как духовная энергия, которую вы обрели в прошлом, наполняет ваше настоящее...
Чтобы это путешествие в прошлое было успешным и принесло максимальную пользу, вы должны в течение всего упражнения сохранять внутреннюю целостность. Тогда воображаемые переживания станут яркими почти такими же яркими, как осязаемый мир здесь и
Не бойтесь, это упражнение не превратит вас в бесплодного мечтателя. Грезы опасны лишь в том случае, если человек перестает контролировать свои фантазии и начинает путать реальность с вымыслом.
Упражнение 16: Место для молитвы
Подходящее место способствует молитве. Существуют особые намеленные места, для которых характерны упоминавшиеся выше благотворные вибрации. Кроме того, вы, наверное, замечали, как влияет на вашу молитву прекрасный восход или закат солнца.

Или звезды на ночном небосклоне. Или лунный свет, струящийся сквозь ветви деревьев.
Сама природа помогает людям молиться. Безусловно, у каждого свои вкусы. Кто-то предпочитает возносить молитвы на берегу моря, среди шума накатывающихся на песок волн. Других вдохновляют тихие речные заводи или величественный покой горных вершин... Вас никогда не удивляло, что даже Иисус ради молитвы не ленился подниматься на гору?

Как и все великие созерцатели, он знал место, которое мы избираем для молитвы, влияет на ее качество.
К сожалению, большинство из нас живет вдали от природы. Те места, которые мы вынуждены избирать для молитвы, в наименьшей степени пригодны к тому, чтобы поддерживать наш дух, стремящийся к Господу.
Ну что ж, значит, у нас есть еще один повод использовать свое воображение. Погрузитесь на некоторое время в воспоминания о лунной ночи, морском прибое или же горном пейзаже.



Содержание раздела