d9e5a92d

ИНТЕРВЬЮ С НОРБУ РИНПОЧЕ

14. Созерцание - основная практика Дзогчена, при которой вы постоянно пребываете в состоянии самоосвобождения. В этом состоянии вы находитесь за пределами любых понятий обычного дуалистического ума, однако способны полностью использовать интеллект и рациональный ум.

Созерцание не включает попытки обнаружить переживание покоя или ясности, или избегать рассеянности. В созерцании, когда возникает мысль, ее не подавляют, но ей и не следуют, она спонтанно самоосвобождается и растворяется.

Такова практика освобождения всего, что возникает, в которую вводит мастер Dgncwem`, когда он дает объяснения относительно природы ума.
15. Дхармадхату - этим термином обычно называют окончательное основание бытия и измерение реальности, как она есть.

Однако в этом сне он особенно относится к глубочайшему состоянию релаксации.
16. Существуют различные определения тигле.

На одном уровне его определяют как нечто, не имеющее угловых сторон или углов, как круг или совершенную сферу, например, как санскритское бинду (капля). Тигле также определяют как измерение внутри сферы.

Тигле Ченбо (Великая Сфера), означающее то, что объемлет все, - это одно из названий Дзогчена. Тигле также называют сущностью, ньинг тхик, сущность ума. По другому определению, тигле есть семя мужчины и вагинальная влага женщины, которые являются физическими проводниками, несущими энергию.

В терминах Янтра- йоги тигле определяется как наиболее сущностная форма тонкой энергии тела, известная также как Кундалини (на санскрите). Тигле - это также крошечные сферы радужного света, которые могут возникать на начальных этапах виденья в практике Тхогей.
17. Санг-ба-йи-гер-шар - спонтанное появление букв.
18. Инициация - посвящение, передача и уполномочивание тела, речи и ума. Человеческое существование состоит из тела, речи и ума.

Во-первых, существует измерение тела, которое есть динамическое взаимодействие вашего тела и окружающей физической среды. Существует два разных тибетских термина для тела.

Лю относится к грубому телу обычного человеческого существа, тогда как ку относится к очищенному, возвышенному телу просветленного существа. Во- вторых, существует измерение нашей энергии, называемое речью, которое представлено речью, дыханием и психической энергией.

Обычная речь называется нгаг, в то время как просветленная речь - сунг. В-третьих, в измерении ума или умственной деятельности существует йид, обычный ум, и тхук, просветленный ум.

Благодаря передаче (гьюдпа) от мастера к ученику, происходит наделение силой [возможностью], которое передается на трех уровнях: материальном, энергетическом и ментальном. Цель дзогченовской передачи мастером состоит в раскрытии подлинной природы индивидуума.

Уполномочивание, или ванг, - это ритуальная церемония, в которой такая передача имеет место. Уполномочивание, особенно в тантрическом буддизме, может быть чрезвычайно сложным, с использованием символических предметов и церемоний. В Дзогчене метод прямой передачи, который может быть сложным или несложным, используется, чтобы ввести человека в природу его собственного ума.

Информацию о прямом введении см. в книге Джона Рейнольдса Золотые буквы, которая скоро выйдет в свет.
19. Рахула относится к числу главных охранителей учений Dgncwem. Рахула проявляется в ужасной и свирепой форме.

Он обладает огромной силой и, согласно Намхаю Норбу Ринпоче, если к нему не относиться уважительно, может причинить большой вред.
20. Мантра - буквально, защита ума. Мантра - это произнесение священных слогов.

Разные мантры имеют различные функции: некоторые используются для возжигания и активизации энергии, тогда как другие оказывают успокаивающее и умиротворяющее действие. В конечном счете цель мантры - помочь практикующему выйти за пределы двойственной мысли.

Многие мантры связаны с конкретными божествами, и в рамках тантрической церемонии их повторяют до тех пор, пока не будут достигнуты те же просветленные качества, что и у божества.
21. В буддийской традиции мала, или четки - это нить из 108 бусинок, используемых для подсчета мантр.
22. Экаджати принадлежит к числу главных охранителей учений Дзогчен.

Просветленная с самого начала, Экаджати есть прямая эманация (трулпа) изначальной мудрости, Самантабхадри, которая является женским аспектом изначального Будды Самантабхадры. Будучи изначально просветленной, Самантабхадри Экаджати обладает мудростью всезнания относительно 84 миллионов учений Дзогчен.

Зрительно Экаджати проявляется в характерной гневной форме, чтобы подчинить очень мощный и потенциально разрушительный класс существ, называемых Мамо. Экаджати означает с одним глазом, что символизирует мудрость. Уникальным в ее физической форме является то, что у нее один глаз, один зуб и одна грудь.



Эти черты символизируют недвойственное осознавание. Будучи главной охранительницей учений Дзогчен, она может установить контакт с тертоном или мастером Дзогчен, когда приходит время открыть определенное учение или терма.

Норбу Ринпоче получил от Экаджати садхану как часть гомтер практики Мандаравы. Садхана - это призывание, в котором практикующий просит Мандараву очистить все препятствия к полной реализации и дать защиту на Пути.
23. Цедруб Гондус - Единство Изначальных Сущностей, практика Долгой жизни, которую Норбу Ринпоче принес в (пещеру) Маратика. Эта практика Долгой жизни представляла собой терма коренного мастера Чжанчуба Дордже - Ньяла Пема Дендула (1816-1872). Практика была первоначально передана непосредственно от Будды Амитаюса Гуру Падмасамбхаве.

Дакини Мандарава и Гуру Падмасамбхава вместе, как супруги, практиковали эту практику в священной пещере Маратика в Северном Непале и овладели Единством Изначальных Сущностей, достигнув таким образом бессмертия. В VIII столетии для пользы будущих поколений Гуру Падмасамбхава записал эту практику и поместил ее как скрытое сокровище в скалу в Восточном Тибете. Приблизительно тысячу лет спустя, в XIX столетии Ньяла Пема Дендул вновь открыл это скрытое сокровище, или терма. В течение нескольких лет он интенсивно практиковал это терма долгой жизни.

В конце жизни он реализовал радужное Тело Света. Ньяла Пема Demdsk передал практику Чжанчубу Дордже и Аю Кхандро.

Они оба практиковали ее и прожили необычайно долго, один - 137 лет, а другая - 116 лет. Оба достигли Тела Света.

Намхай Норбу Ринпоче получил передачу этого терма как от Чжанчуба Дордже, так и от Аю Кхандро, и в настоящее время он дает передачу этой практики для блага своих учеников.

Глава IV ИНТЕРВЬЮ С НОРБУ РИНПОЧЕ


Майкл: Я бы хотел задать вам несколько вопросов о сновидениях. Прежде всего, какова история практики сновидений, которую вы делаете?
Норбу: Что вы имеете в виду под историей?
М.: Когда и кем впервые была вам дана практика сновидений? Кто был учителем этой практики?
Н.: Нелегко на это ответить, поскольку техники сновидений приходят из различных видов тантрических учений, особенно из Махамайя Тантры, но также и из учений Дзогчен.
М.: Когда была написана Махамайя Тантра?
Н.: Вне времени: нельзя сказать, когда она была написана.
М.: Был ли какой-то особый автор?
Н. (смеясь): Нет никаких авторов тантрических учений. Может быть Махасиддха передал это учение и принес его из Уддияны [1] в Индию.

После этого Сараха представил Гухьясамаджа Тантру, а Тилопа ввел Чакрасамбхава Тантру. Возможно, об этом можно сказать, как об истории передачи тантры, но нет никакой изначальной истории тантр.
М.: Ринпоче, иногда вы обучали практикам сновидений, где визуализируется слог белого А [2] в сердце, но в другое время вы учили визуализировать слог А в горле. В чем отличие визуализации слога А в сердце от визуализации его в горле?
Н.: Визуализация А в горле особенно подходит для вспоминания сновидений. Визуализация А в горле имеет функцию управления энергией и ясностью.

Когда вы визуализируете белое А в сердце, то вы работаете с принципом естественного света; это уже другой метод.
М.: Почему мы видим сны?
Н.: Ну иногда сны бывают вследствие бхакшасов, то есть впечатлений дня. Сюда входят наши тревоги, отношения и заботы. Существует и другой тип сновидений, которые возникают из ясности.

Этот тип сновидений зависит от обстоятельств qmnbhdyecn и его ясности.
М.: Как мы можем различить сновидения, возникающие из ясности, и сновидения, возникающие из наших дневных впечатлений и бхакшасов?
Н.: Если у вас был очень утомительный день и все, что вы можете сделать, - это поесть и свалиться в крепком сне, то здесь маловероятно, что у вас будет сновидение ясности. Гораздо чаще в таких обстоятельствах бывают сны о том, чем мы были заняты. И может быть, такое сновидение даже трудно вспомнить в связи с тем, что сон был очень крепким. С другой стороны, если ранним утром мы почти находимся в точке пробуждения, тогда наши сновидения могут стать очень ясными.

И тогда вполне вероятно, что они будут связаны с нашей ясностью именно в этот период. Если сновидение связано с ясностью, то оно может иметь особое значение для нашей жизни.

Такое сновидение может указать нам на многое.
М.: Это относится к тому, кто практикует йогу сновидений?
Н.: Если вы практикуете йогу сновидений, то сны, возникающие из ясности, будут развиваться и учащаться. Тем не менее сновидения, связанные с ясностью, есть у каждого.

Каждый имеет врожденную ясность.
М.: Когда начинают видеть сны младенцы? Отражает ли содержание их снов прошлые жизни, а также бхакшасы?
Н.: Да, можно сказать, что у детей бывает больше сновидений, связанных с впечатлениями прошлой жизни. Маленькие дети могут легче вспомнить события предыдущей жизни; их ясность меньше затемнена.

Но постепенно, по мере роста ребенка это меняется, и создаются напряжения и привязанности обычной жизни.
М.: Можно ли предположить, что практикующие родители могли бы в раннем возрасте обучить своих детей йоге сновидений, побуждая их развивать свои сны?
Н.: Я так не думаю. Это не так легко для детей.
М.: Есть ли какой-то особый возраст, когда дети начинают видеть сны? Или это начинается сразу после рождения?
Н.: Я думаю, они видят сны почти сразу же.
М.: Есть случаи, когда бывает сон, в котором мы получаем совет, и он выглядит весьма логично. Действительно ли мы получаем совет?
Н.: Да, и опять есть две возможности. Если ваше сновидение связано с ясностью, вы можете действительно получить совет и поистине полезную информацию.

С другой стороны, если у вас очень сильное напряжение или привязанности, вы также можете получить совет в сновидении, но вряд ли сочтете его полезным.
М.: Не могли бы вы привести пример своего особого сновидения, qbg`mmncn с ясностью?
Н.: Да. Много лет назад у меня была подруга в Италии.

Она была хорошим другом, талантливой певицей и интересовалась практикой, чего нельзя было сказать о ее семье. Тем не менее однажды ночью мне приснилось, что я веду машину в Неаполь.

Затем я увидел красную машину, которая направлялась прямо ко мне. Я узнал водителя - это была моя подруга, и она казалась рассерженной. Я повернул машину и поехал назад в Рим, и некоторое время спустя остановился около своего дома. Вскоре приехала и моя подруга.

Она больше не казалась рассерженной, но сказала: Я хочу поблагодарить вас за помощь. Во сне я дал ей швейцарские часы. Затем я взглянул на нее снова и увидел, что у нее не было головы.

Я очень удивился. Я проснулся с очень странным чувством, пытался звонить ей домой, но ее мать ответила, что она уехала в Лугано, в Швейцарию. Я попросил передать, чтобы она позвонила мне, но звонка не последовало, поэтому я позвонил снова. Ее мать сказала мне, что она вернулась ненадолго из Лугано, а затем уехала в Югославию по профессиональным делам, связанным с пением.

Ее мать не передала ей сообщение, поскольку не одобряла нашей дружбы. Вернувшись из Югославии, она вновь уехала, на этот раз в Неаполь.

По дороге у нее произошла фатальная катастрофа. Вот такой пример.
М.: Ринпоче, у вас были сновидения, в которых вы вспоминали особую книгу учений. Как это работает?
Н.: Это тоже вид сновидений, связанных с ясностью. В таких сновидениях можно делать множество вещей: учиться, читать или постигать.
М.: Можете ли вы дать нам насколько примеров символов сновидений, которые тибетцы считают важными?
Н.: Я дам вам две возможные интерпретации одного и того же сновидения. Если вы делаете какую-либо практику очищения, то видеть во сне, что вы моетесь или принимаете ванну, было бы положительно.

Это бы означало, что очищение продвигается и вы развиваете ясность.
Если же вы не практикуете медитации и вам снится подобный сон, то, скажем так: будьте бдительны, это может означать, что вам грозит опасность потерять деньги или богатство.
М.: Вы подразумевали, что, когда в сновидениях развивается ясность, иногда можно предсказать будущее. Есть ли у вас примеры из своей практики сновидений или из практики ваших учителей?
Н.: Если вы развиваете ясность, вы можете, конечно, иметь такие проявления в своих сновидениях. Благодаря им вы можете иногда открыть кое-что о будущем. Сновидения ясности связаны с нашей врожденной мудростью и кармическими семенами, которые мы создали через опыт медитационной практики и положительные поступки, которые мы совершали в этой жизни.

В отношении j`plhweqjhu семян, которые мы накопили, также существует возможность, что их потенциальность может проявиться. Эта потенциальность может проявиться, когда появятся вторичные причины [3] для их созревания. При надлежащих вторичных причинах могут быть и такие проявления, как сновидения о будущем.

Мы можем найти много примеров таких проявлений в биографиях мастеров медитации.
У нас тоже могут быть подобные сновидения, сны, позволяющие нам увидеть или понять что-то. Это характрено для сновидения ясности. Например, много лет назад, в 1960 г., когда я прожил в Италии всего лишь около года, у меня было сновидение, в котором я с кем-то разговаривал, но я не знал, кто это.

Этот некто объяснял мне, как сложится политическая ситуация через некоторое время.
Мне сказали, что у Китая с Россией появятся некоторые проблемы. Я отвечал в сновидении, что это невозможно, так как знал, что у этих двух стран были тесные связи, - обе они разделяли коммунистическую идеологию.

Когда я был в Китае, там существовала Советская ассоциация, которая сотрудничала с китайцами в сфере общественных связей и коммунистического воспитания.
Итак, я думал, что невозможно, чтобы между Китаем и Россией были проблемы. Однако голос говорил мне, что между этими двумя странами будет конфликт.

Он продолжал говорить, что не только у Советского Союза и Китая будут проблемы, но будет дружба между Соединенными Штатами и Китаем. Я отвечал, что это невозможно.
Голос сказал, что тем не менее это случится, так как ситуация между Китаем и Соединенными Штатами несколько другой природы, чем отношения между советским Союзом и Китаем. Соединенные Штаты, как и Китай, интересует бизнес и коммерческие связи. У них нет проблемы границ, как у Китая с Советским Союзом, поскольку они очень далеко друг от друга. Это был один из моих снов.

На следующий день я рассказал это сновидение своему сотруднику, Геше Джампа Сангье. Он подумал, что это звучит невероятно.
Через несколько месяцев мы просматривали газеты, утверждающие, что у Китая и Советского Союза есть серьезные проблемы. Мой друг Геше был очень удивлен. Позднее он еще больше удивился, когда между США и Китаем улучшились взаимоотношения.

Этот сон - пример сновидения ясности; сновидение подтверждается реальной ситуацией.
Для практикующих главный путь развития ясности в сновидениях - преуспеть в практике естественного света. Через это приходит осознавание сновидения. Но не только осознавание.

Выполняя эту практику, мы продолжаем развивать сновидения ясности и уменьшать наши обычные сновидения бхакшасов. Развивая сновидения ясности, мы развиваем осознавание сновидений.
Таким образом, в состоянии сна можно использовать множество lerndnb практики. Есть много техник, которые мы не можем с легкостью применять в дневное время, потому что у нас есть ограничения на физическом уровне. Даже если у нас есть прекрасная идея о том, как выполнять эти техники, их все же не так легко осуществить.

Однако во время сна наши органы чувств не функционируют, и, таким образом, нам легче применить многие методы.
Благодаря переживанию практики в состоянии сновидения у нас может быть очень глубокое переживание и понимание сно- подобной природы повседневной жизни. Таким образом, мы уменьшаем свои привязанности и напряжения повседневной жизни и можем действительно понять, что подразумевал Будда Шакьямуни, когда говорил, что все нереально и подобно иллюзии или сновидению.

В результате привязанность убывает. Это происходит благодаря тому факту, что привязанность основывается на сильной вере, что явления этой жизни важны и реальны.
М.: Однажды у меня был сон, в котором я получил штрафной талон от полиции за припарковку в неположенном месте. Я вспомнил этот сон на следующий день и решил быть очень внимательным.

Я сделал все, чтобы не получить этот талон: заплатил деньги в соответствии с прибором, измеряющим время стоянки. Когда я уходил, я запомнил время, чтобы знать, когда мне вернуться к машине. Однако, когда я вернулся к машине, прошла одна минута сверх того, что было отмерено в измерительном приборе. Я обнаружил этот штрафной талон именно так, как я видел это во сне.

Я очень старался избежать этой ситуации. Возможно ли изменить исход каких- либо событий после того, как вы увидели, что они случились определенным образом в сновидении?
Н.: Иногда вы можете сотрудничать со своим сновидением ясности, и это может стать очень полезным для вас в преодолении множества проблем. Но изменить события не так легко, поскольку все связано с вторичными причинами. Иногда они довольно сложные, и вы не можете сделать многого. Я рассказывал историю об одной из моих знакомых в Италии.

У меня был очень сложный сон относительно нее, и я не мог ничего сделать. Это тоже пример.

Тем не менее иногда, когда мы знаем, что сон говорит что-то о будущем, мы можем изменить наши планы, чтобы избежать потенциальной проблемы.
Однажды, когда я готовился ко второй поездке в Китай, у меня было очень много плохих снов, буквально каждую ночь. Я был расстроен этими сновидениями и озабочен относительно своего путешествия в Китай. Затем моя жена Роза и сын Еше уехали на каникулы на север Италии. Я сам планировал уехать в Китай.

Однако в день их отъезда они попали в автомобильную катастрофу.
Тогда ранним утром у меня был дурной сон о том, что я вел машину очень быстро, доехал до места, где заканчивалась дорога, и попытался остановить машину, но не смог, потому wrn ехал слишком быстро. Если бы я поехал дальше, то упал бы со скалы. Я не знал, что делать, и был очень напуган.

В тот же момент я осознал, что это был сон и что ситуация нереальна. Тут же я подумал: Я должен трансформировать. Мгновенно я трансформировал машину в лошадь.

Затем скакал на коне, очень большом каменном коне. Я не упал со скалы.

После пробуждения, во время завтрака, ко мне приехал один из моих студентов из Рима, чтобы отвезти меня в аэропорт. Я рассказал ему о моем странном сновидении, которое я видел этой ночью, а также то, что прошлые ночи я видел плохие сны. Позднее, когда я уже собрался уезжать, мне позвонили из Северной Италии.

Я узнал, что моя жена Роза и сын Еше попали в автомобильную катастрофу.
Я подумал, что сон соответствует только случившейся с ними негативной ситуации, которая не была столь уж опасной. Они были в больнице, но не было ничего серьезного.

Я все еще намеревался отправиться в Китай, и на следующий день я должен был ехать в Рим. Но в то утро у меня был следующий отрицательный сон.

Я наполовину проснулся. И в этом состоянии между сном и пробужденностью кто-то сказал мне очень ясно: Ты не должен ехать в путешествие.

Это было очень ясно. Потом я проснулся и подумал, что кто-то действительно говорит, но обнаружил, что голос был в сновидении.
Я изменил свои планы и не поехал в Китай. Я не знаю, что случилось бы со мной, если бы я поехал тогда.

Не так легко узнать точно, в чем проблема. Единственное, что я мог бы сказать, это то, что через месяц до меня дошли вести, что в Китае и Лхасе много людей было заключено в тюрьму и многие были убиты, поскольку считалось, что они представляют угрозу для коммунизма.

Я не знаю, было ли дело в этом или, может быть, это имело отношение к самолету. Иногда благодаря ясности в сновидениях возможно преодолеть злую судьбу, это очень полезно.
М.: Ринпоче, вы говорили, что во время смерти можно использовать осознавание, развитое в практике естественного света и в тантрической практике сновидения. Я также слышал, что осознавание человека становится в семь раз сильнее после смерти. Не расскажете ли вы, как освободить себя во время смерти, и насколько сильное переживание должно быть у западного человека в сновидениях ясности, чтобы привести к возможности выполнить такое освобождение?

Что вы думаете об этом?
Н.: Если у вас бывают иногда сновидения ясности, то вы можете извлечь некоторую пользу и возможности относительно учения и Пути. Однако, если вы заинтересованы в использовании практики для освобождения после смерти, тогда у вас должна быть передача метода и учения относительно этого предмета во время вашей жизни.

В качестве примера давайте обсудим Шитро [4], то, что названо на Западе Тибетской Книгой мертвых. Эта практика имеет отношение к мирным и гневным манифестациям.
Когда вы получаете передачу - уполномочивание ученика мастером на практику особого метода, тогда через силу этой передачи что-то связывается с вашим потенциалом, который до сих пор был скрыт как непроявленное кармическое семя. Следовательно, вы используете свои переживания практики во время своей жизни.

Это означает, что вы развиваете возможность манифестации своего потенциала.
Простой пример потенциала - зеркало. Если вы посмотрите в зеркало, то обнаружите, что у него бесконечный потенциал, без границ. Это может быть маленькое зеркальце, но даже малое зеркало может отразить всю картину местности.

Отражение находится за пределами размеров зеркала. Через отражения, которые вы находите в зеркале, вы можете открыть его бесконечный потенциал; отражение очень важно для открытия этой природы.
Если во время жизни мы получаем передачу и затем объединяем силу этой передачи благодаря силе мантры, а впоследствии практикуем и готовимся к серии гневных и мирных проявлений метода Шитро, которые имеют место в бардо природы существования, перед обычным бардо, тогда мы будем иметь возможность такого проявления. Поскольку мы уже выполнили подготовку, у нас есть потенциал для этого конкретного проявления, и в то же время, мы узнаем, что это просто наш потенциал и ничего более.
Когда мы узнаем это благодаря передаче и благодаря методу, тогда у нас может быть реальное освобождение. Освобождение означает вступление в нашу истинную природу.

Отныне мы больше не зависим от мыслей и суждений и не обусловлены кармическим видением [5].
Когда практикующие ночную практику умирают, у них появляется возможность освобождения. Те, у кого нет такой способности реализоваться в момент смерти, возвращаются в бардо существования. Такое возвращение означает, что мы снова родимся и будем обладать функцией ума и сознанием (органов) чувств, подобным их соответствиям, которые были в состоянии сновидения.

Разница же в том, что в состоянии сновидения наши функции сознания не зависят от материального тела и его органов чувств. По этой причине, как это объясняется в тантризме, наша ясность в семь раз сильнее в состоянии бардо, чем при жизни.
М.: Я читал множество сообщений западных людей, у которых были переживания ясного света. Они могут трансформировать ночной кошмар в мирную ситуацию или преодолеть во сне свой страх.

Если они никогда и не слышали о практике Тантры или Дзогчена, но имели переживания ясности и хорошо знают, как трансформировать свои отрицательные сновидения в положительные обстоятельства, могут ли они в бардо существования трансформировать гневное проявление в onknfhrek|mne и достичь, по крайней мере, благоприятного перерождения, если не окончательного освобождения?



Содержание раздела