d9e5a92d

Тенденции в развитии оффшорных зон в Европе

Значение банковской тайны для финансовых институтов нельзя переоценить. Здесь банковская тайна является важным инструментом привлечения потенциальных клиентов, которые никогда бы не доверили свои деньги банку, не гарантирующем конфиденциальность депозитов.
Привлеченные таким образом дополнительные финансовые средства помогают банкам успешно развиваться. Более того, конфиденциальность в той или иной степени усложняет задачу преступникам в выборе своей жертвы, что особенно актуально для некоторых развивающихся и не только стран. Жизнь свидетельствует, что конфиденциальность позволяет уменьшить число похищения людей с целью выкупа.

Попытка отменить банковскую тайну и ввести в действие положения об обмене финансовой информацией будет означать, что налоговая инспекция любого государства получит право рыться в любых банковских счетах с целью поиска дополнительных источников налогов.

Финансовые институты будут обязаны разглашать информацию о своих клиентах официальным органам власти. Принцип знай своего клиента на практике будет означать обязанность банков и других финансовых институтов отслеживать, или проще, шпионить за всеми действиями своих клиентов.
Например, французское правительство намерено заставить и нефинансовых агентов, (адвокатов, агентов по торговле недвижимостью, владельцев казино и др.) ставить в известность соответствующие органы о деятельности своих клиентов. Эта же тенденция наблюдается и в других странах ЕС.

Ставится под сомнение сохранение в отношениях между клиентом и адвокатом. В условиях полной отмены конфиденциальности, в мире, где вся информация хранится в компьютерном виде и любой имеет к ней доступ, последствия могут быть непредсказуемыми.
- Угроза развитию инноваций и технологий
Желание многих фискальных органов мира увеличить налоговые поступления сдерживает развитие новых технологий, особенно в финансовой сфере. Одним из многообещающих новшеств в данной области является создание смарт карт.

Другим - возможность осуществлять покупки и другие финансовые трансзакции с помощью Интернета. Сейчас не существует механизма, способного запретить гражданам открывать счета в зарубежных банках с помощью Интернета. Развитие электронной коммерции позволяет осуществлять покупки там, где цена оптимальна.

Отследить такие электронные операции в большинстве случаев не представляется возможным, так же, как и определить налогооблагаемую базу и место налогообложения полученного дохода.

Поскольку новые способы электронных платежей имеют колоссальный успех, ОЭСР не осмеливается открыто нападать на развитие новых технологий. Тем не менее, представители ОЭСР уже высказали мнения что: система электронных платежей через Интернет представляет собой проблему... развитие банковских услуг в системе он-лайн является опасной тенденцией.

ОЭСР уже предложила ограничить количество услуг и операций, предоставляемых в режиме реального времени с помощью использования Интернет технологий.
Стремясь к налоговой гармонизации, международные организации будут стараться явно (регулируя требования к размерам минимального налогоблогаемого дохода) и неявно (инициируя процесс обмена информацией) полностью контролировать деятельность оффшорных финансовых центров.
2.4. Тенденции в развитии оффшорных зон в Европе
Оффшорная индустрия в Европе находится на пороге больших перемен, и в большей степени это - перемены к худшему с точки зрения оффшорного бизнеса. Европейский Союз вводит новые правила на пути гармонизации налоговой системы, пытается установить единый по всей Европе налог на репатриацию прибылей.

Под давлением Европейского Союза Великобритания предприняла ряд мер, направленных на изменение финансового и налогового законодательства в подконтрольных Британской Короне территориях: Нормандских островах и о. Мэн, Гибралтаре.
У будущей Европы, с единым рынком, едиными возможностями и единой ответственностью для всех, упоминание оффшорных зон будет вызывать аллергию, так как в большинстве своем существование оффшорных зон в смертельной географической близости от ЕС будет сводить на нет все ее усилия по налоговой гармонизации. Налоговая гармонизация заканчивается там, где начинаются оффшорные территории.

Ни при каких обстоятельствах ЕС не примет Кипр или какую-либо другую страну в свои члены, если у последней будут иметься намерения работать как оффшорная зона.

Такая оффшорная зона в рамках ЕС будет рассматриваться как потенциальный центр сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов в других странах-членах, оффшорный центр может стать элементом нечестной налоговой конкуренции с уже давно сложившимися мировыми финансовыми центрами, такими как Лондон, Франкфурт, Амстердам.
Ввиду дальнейшей интеграции стран Европы существование оффшорных зон остается под вопросом. Одним из первых, кто покинет ряды оффшорных стран на территории Европы, станет Кипр.

Процесс вступления Кипра в ЕС начался 31 марта 1998 г. в Лондоне. До этого Кипр был ассоциированным членом ЕС с 1973 г., а 4 июля 1990 г. подал заявку на полное членство.

В Лондоне было решено распространить требования по гармонизации законодательств на страны, которые хотят получить в ЕС полное членство. И хотя Кипр уже применил большинство принципов ЕС к своему национальному законодательству, его оффшорный статус остается камнем преткновения для вступление в ЕС. Не дает покоя ЕС несоблюдение на Кипре принципа обычной - 88 торговой практики, или принцип равных условии для всех участников рынка .
Несоблюдение этого принципа усматривается в существовании оффшорного режима на Кипре, который по мнению некоторых экономистов, является дискриминационным по отношению к национальным бизнесменам, запрещая им участвовать в предприятиях международного бизнеса. Тем не менее, вопрос о наличии такой дискриминации является спорным, кипрские бизнесмены также могут в полной мере наслаждаться аналогичными налоговыми уступками при ведении бизнеса за рубежом.

В некоторых случаях налогооблагаемая прибыль кипрской компании может быть либо уменьшена до 4% и облагаться по полной ставке, либо облагаться полностью по ставке вдвое меньшей.

Международный предприниматель, осуществляющий свою деятельность через кипрскую компанию международного бизнеса, извлекает свой доход из источников за границей и поэтому автоматически получает льготы по налогу на прибыль. В отличие от него его кипрский коллега, чтобы иметь возможность платить налог по более выгодной ставке, должен доказать, что источник его дохода находится за пределами Кипра.
Другим препятствием на пути вступления Кипра в ЕС является грекотурецкая дискуссия по вопросу территориальной принадлежности Кипра. Включение Кипра в состав Союза до урегулирования существующего вопроса вызовет негативную реакцию со стороны Турции, что еще больше ухудшит и так натянутые отношения между Турцией и ЕС.

Турция боится увеличения влияния Греческого Кипра после его вступления в ЕС, однако, со своей стороны, не хочет ставить под угрозу свои надежды на вступление в Европейский Союз.

Несмотря на существующие трудности, официальные власти Кипра приняли решение о присоединении к Европейскому Союзу. В рамках этой программы на острове будут предприняты налоговые реформы.

В результате этих реформ Кипрское законодательство должно стать соответствующим всем требованиям членов ЕС, которые стремятся гармонизировать налоговые режимы на территории Европы.
В ходе реформы на Кипре будет увеличена ставка налога на добавленную стоимость с 15% до 20%; увеличены размеры потребительских налогов; пересмотрены ставки корпоративного налога, кредитные ставки, учетные ставки; создан единый налоговый режим для местных и оффшорных компаний; дивиденды будут облагаться налогом у источника; будут снижены ввозные пошлины на некоторые изделия; установлен минимальный размер потребительских налогов в соответствии с правилами ЕС. Тем не менее, полный отказ от режима льготного налогообложения на Кипре затруднителен, по крайней мере - в ближайшее время.

Как уже было сказано, на острове нет своих собственных ресурсов, за исключением людских. Увеличение ставок корпоративного налога для оффшорных компаний и снижение налоговой ответственности для местных компаний станет одним из шагов Кипра по направлению к членству в ЕС.

Можно ожидать, что единая налоговая ставка как для оффшорных, так и для местных компаний на Кипре будет установлена на уровне 10%. Это сделает Кипр конкурентоспособным со всеми остальными странами-членами ЕС.

С другой стороны, повышение уровня налогообложения сделает Кипр более дорогим, чем юрисдикции типа Гибралтар, о. Мэн, Нормандские о-ва. На Кипре исчезнет грань между оффшорными и оншорными предприятиями, и он потеряет свой оффшорный налоговый статус.

Инициатива присоединения к Европейскому Союзу принадлежала Кипру. Говоря о Кипрской проблеме с этой точки зрения, оффшорный режим острова приносится в жертву, и является своеобразной платой за вступление в ЕС.
Кроме Кипра угрозе существования подвергаются и другие оффшорные режимы в Европе. В 2001 г. Европейская комиссия начала изучение вредных налоговых режимов, применяемых в странах членах ЕС.

В список были включены территории, зависимые от Великобритании, которая в свою очередь является членом Европейского Союза.

В ходе данного расследования Комиссией было выявлено, что Гибралтар незаконно использовал свой оффшорный статус, предлагая европейским финансовым компаниям благоприятный налоговый режим, не ставя в известность европейские власти. Данное обвинение выглядит немного абсурдно, учитывая, что Гибралтар не является членом ЕС и поэтому не обязан ставить в известность другие государства о своей внутренней налоговой политике.
Тем не менее, расследование Комиссии ЕС не может оказать положительного влияния на развитие Финансового Центра Гибралтара, а, наоборот, сможет только разрушить его. Освобожденные от налогообложения компании и компании со специальным статусом являются основой финансового центра и, следовательно, экономики страны.

Финансовый центр прямо или косвенно предлагает рабочие места тысячам людей, таким образом решая проблему занятости, поэтому представляет особую важность для экономики Гибралтара. Ситуация, сложившаяся вокруг Гибралтара, настолько серьезна, что он готов на радикальные реформы налогообложения компаний, чтобы как можно сильнее уменьшить разрушение финансового центра и сохранить как можно больше рабочих мест.


Такая тенденция в поведении оффшорных юрисдикций в последнее время характерна не только для Гибралтара. Например, Венгрией были предприняты шаги по ужесточению мер, связанных с принципом знай своего клиента.

В начале июня 2001г. Венгрия, как страна, практикующая оффшорный режим, была включена в черный список СФК.

Причиной послужила практика сохранения в тайне имен выгодоприобретателей венгерских компаний. Зачастую даже регистраторы оффшорных компаний в Венгрии в полной мере не располагают информацией о владельцах компаний.

Венгрия стремится к тому, чтобы ее имя было исключено из вышеупомянутого списка. В результате предпринятых шагов венгерским оффшорным компаниям не будет отказано при обращении в крупный европейский банк с целью открытия счета.
Лихтенштейном были предприняты огромные усилия для того, чтобы его имя было вычеркнуто из черного списка СФК. Лихтенштейн дал согласие на предоставление необходимой информации, включая данные по клиентам.

Джерси и другие юрисдикции Британского подданства, в свою очередь, копируют антитеррористические законы Великобритании.
Действия, предпринимаемые ОЭСР и другими международными организациями, оказывают существенное влияние на развитие оффшорных регионов, и главное - для этого у них есть все необходимые инструменты. В отношении оффшорных режимов также выдвигались радикальные меры в виде запретов на осуществление операций между финансовыми учреждениями оффшорных территорий и банковской системы стран большой семерки. С октября 2001г. борьба с оффшорами приобрела другой оттенок. Теперь Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег называет свою борьбу с оффшорными зонами борьбой с финансированием терроризма.

В марте 2001 г. для объединения усилий малых развивающихся экономик по защите их интересов, в основном от различных программ ОЭСР, была создана Международная организация по налогам и инвестициям.

Эта организация состоит из 13 оффшорных стран. Свою деятельность данная организация пытается противопоставить усилиям, направленным против оффшорных режимов.

Тем не менее, ужесточение финансового контроля и необходимость в обмене информацией с развитыми странами в конечном итоге сведет к нулю все усилия по созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в оффшорных зонах.
В рамках борьбы с терроризмом ОЭСР видит своей задачей искоренение практики бенефициарного владения в оффшорных зонах как производного от принципа конфиденциальности. Тенденцию в развитии финансовых отношений в этом направлении можно охарактеризовать как знай клиентов своего клиента.

Многие страны уже внесли соответствующие изменения в свои законодательства. Это же придется сделать и оффшорным юрисдикциям, чтобы выжить в сложившихся обстоятельств.

Им придется пересмотреть политику конфиденциальности и защиты анонимности.

Оффшорные зоны должны будут принять законодательные положения, определяющие терроризм, пособничество ему, в том числе и финансовое, как уголовное преступление.
Положение оффшорных зон в Европе осложняется намерением Европейского Союза в ближайшем будущем ввести на всей своей территории налог на репатриацию прибылей, полученных в виде банковского процента, в размере 20%. Эта перспектива является одной из самых серьезных угроз оффшорному бизнесу.

Налог будет распространяться на все депозиты резидентов Европейского Союза, открываемые на территории ЕС.

Черновой вариант соответствующей директивы был одобрен Европейским Парламентом еще в феврале 1999г. Для введения налога на доход в виде процентов необходимо получить одобрение всех стран членов ЕС.

В настоящее время только две страны (Люксембург и Великобритания) выразили свое негативное отношение к введению данного налога. В частности, Великобритания заявила, что данная директива может серьезно травмировать рынок еврооблигаций, который в основном базируется в Лондоне.

А в свою очередь, это выльется в потерю более чем 100 000 рабочих мест.

Великобритания выражает опасения, что данные предложения Комиссии ЕС пагубно отразятся на экономике Нормандских островов и острова Мэн, скажутся на европейском рынке капиталов; в частности, это затронет покупку еврооблигаций, так как многие инвесторы покинут Европу и отдадут предпочтения оффшорным центрам далеко за пределами ЕС. Введение данного налога приведет к утечке сбережений в другие налоговые юрисдикции, которых не коснется введение налога на проценты с банковских депозитов. Дискуссия по поводу данной директивы еще не завершена, однако она уже имеет свою историю.

В мае 1999г. состоялась очередная встреча министров финансов ЕС, на которой Люксембургская делегация высказала предположение о неприменимости данного налога к деятельности инвестиционных фондов и других подобных институтов.

Комиссия ЕС также признала негативное влияние, которое данный налог может оказать на рынок еврооблигаций и на финансовый рынок в целом.
Остается добавить, что в ноябре 2001г. министры финансов стран-участников ЕС вступили в переговоры с шестью странами, не входящими в Европейский Союз, это: Америка, Швейцария, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Андорра. Целью этих переговоров была попытка согласиться принять меры по борьбе с уклонением от налогов, предложенные ЕС и принятые всеми странами-членами. В результате чего была создана обширная система обмена информацией относительно процентных платежей, поступающих на сбережения нерезидентов страны.

Если подобное соглашение будет достигнуто, то информационная система сможет полностью начать действовать уже в 2009г.

Согласно предложениям ЕС, страны ЕС и шесть государств, не входящих в их состав, получат возможность обмениваться информацией, касающейся процентов, которые они выплачивают по вкладам частных лиц -резидентов других стран. В течение семи лет с 2002г по 2009г. такие страны как Бельгия, Люксембург и Австрия получат возможность вместо обмена информацией применять налог у источника в размере 15% в течение первых трех лет, и 20% в течение последующих четырех.
Перспективы принятия данного законодательства на сегодняшний момент остаются достаточно туманными. Швейцария уже высказала свое отношение к данной инициативе Европейского Союза.

Эта альпийская страна, которую принято считать прибежищем более чем 1/3 всех оффшорных сбережений, пока не намерена делиться своей банковской информацией с другими странами.

Введение налога на репатриацию прибылей лишь косвенно затронет интересы оффшорных зон. Владельцам оффшорных структур все тяжелее станет использовать нидерландские холдинги, люксембургские фонды, английские компании для планирования своих финансовых потоков.

Другие попытки повлиять на состояние мирового оффшорного сектора можно охарактеризовать как более серьезные.
Будущее оффшорных зон Европы в целом представляется достаточно туманным. Налицо наличие слишком большого числа факторов, направленных против дальнейшего развития оффшорной индустрии в Европе, по крайней мере в тех формах, в которых она существует сейчас. Одним из таких факторов, безусловно, является существование Европейского Союза.

Все оффшорные зоны Европы тем или иным образом связаны с Европейским Союзом тем обстоятельством, что подавляющее количество их клиентов являются резидентами ЕС.

Рассматривая каждую из европейских оффшорных зон отдельно, можно сказать следующее о перспективах их развития.
Кипр стремится стать членом Европейского Союза, что скажется на привлекательности оффшорного режима Кипра. Кипр потеряет большое количество своих клиентов, особенно из стран Восточной Европы. Однако, если налог на прибыль компаний на Кипре будет установлен в размере планируемых 10%, то для некоторых резидентов из других стран Европейского Союза Кипр по-прежнему будет являться некой деловой отдушиной.

Налог на прибыль в размере 10%, это не 35% - 40%, как в Германии или Франции, вопрос в том, как долго просуществует такое налоговое неравенство в рамках единого экономического пространства.

Скорее всего, Кипру будет запрещено предоставлять налоговые льготы резидентам Европейского Союза, или налог на прибыль будет существенно увеличен.
Венгрия на сегодняшний момент имеет большие перспективы развития оффшорной индустрии. Схема построения ее оффшорного сектора была почти полностью скопирована с кипрской, наиболее перспективной в Европе.

Здесь низкая стоимость жизни и дешевая рабочая сила.

Венгрия расположена практически центре Европы и у страны хороший деловой имидж. За исключением недоразумения, связанного с не раскрытием имен владельцев компаний, Венгрия не замешана в скандалах по отмыванию денег или уклонению от налогообложения.

Перспективы развития оффшорной индустрии в Венгрии омрачает тот факт, что Венгрия, как и Кипр, стремится присоединиться к Европейскому Союзу. Если когда-нибудь Венгрия будет принята в ряды ЕС, то условием присоединения станет отмена оффшорного режима.
Гибралтар как оффшорная зона обладает уникальным статусом в рамках ЕС. Его оффшорный бизнес - один из лучших во всем мире.

Как следствие беспрецедентного давления со стороны ЕС, ОЭСР и других международных организаций, Гибралтару придется отказаться от сохранения конфиденциальности информации по многим из своих клиентов и вступить в международный обмен информацией с другими странами. Будущее Гибралтара во многом зависит от его уникального положения.

Оффшорный бизнес и туризм - два основных источника дохода государства. Поэтому в дальнейшем Гибралтар либо проявит стойкость и сохранит на своей территории оффшорный режим, идя на определенные уступки Европейскому Союзу, либо будет присоединен Испанией к своей территории, естественно с отменой оффшорного режима.
Судьба налоговых льгот Лихтенштейна зависит от того, как долго правительство страны сможет противостоять нападкам со стороны ЕС. Определенные уступки делаются Лихтенштейном уже сейчас, однако они пока не касаются налогового режима, а относятся к конфиденциальности информации и борьбе с отмыванием денег.

В дальнейшем решения Лихтенштейна будут зависеть от политики Швейцарии, с которой у Лихтенштейна сложились давние экономические и культурные связи. Полная отмена налоговых льгот в Лихтенштейне и Швейцарии возможна только в случае, если Швейцария пожелает присоединиться к ЕС и ввести на своей территории новую европейскую валюту - евро.
Страны с льготным налогообложением - Люксембург, Дания, Нидерланды - в ближайшее время не станут вносить существенные изменения в свои налоговые законодательства. Использование Нидерландских холдинговых компаний в связке с оффшорными компаниями из Нидерландских Антил приносит государству - члену ОЭСР немалый доход.

То же самое можно сказать и о Люксембурге и Дании.

Кроме того, этих стран нет в черных списках самой ОЭСР, так же, как и в списках других международных организаций. Против них не ведется интенсивная борьба, направленная на изменение внутреннего налогового законодательства данных государств.
Нормандские о-ва и о. Мэн чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации повсеместного гонения на оффшорные режимы. Они пока не стремятся присоединяться к Европейскому Союзу и даже высказывают больше пожеланий получения полной независимости от Великобритании. Осенью 1998г. по поручению правительства Великобритании министерством финансов и, в частности сэром Эдвардсом, был подготовлен отчет под названием Финансовое регулирование на территориях подотчетных британской короне.

Отчет определяет области законодательства островов Джерси, Гернси, Сарке, а также острова Мэн, которые могут быть подвергнуты усиленному давлению со стороны правительства Великобритании с целью предотвратить уклонение от налогообложения. Вышеупомянутый отчет дает позитивную оценку оффшорному сектору о. Мэн, делая лишь несколько рекомендаций, направленных на улучшение развития оффшорного региона.

До тех пор, пока оффшорный режим на островах не станет камнем преткновения Европейского Сообщества, данные территории будут чувствовать себя относительно спокойно. Тем не менее, изменения в законодательстве данных оффшорных зон не обойдут их стороной.

Согласно требованиям Великобритании, на островах вводится лицензирование финансовых и страховых услуг. Принимается дополнительное законодательство в области борьбы с отмыванием денег.

Пока неизвестно, как поведут себя острова, если Великобритания выскажет пожелание присоединиться к единой валютной системе ЕС. Возможен вариант, когда острова потребуют полной независимости от Британского правления.

В этом случае на данных территориях развитие оффшорного режима будет являться наиболее перспективным в Европе.
Закрытие отдельных или даже всех оффшорных режимов в географии Европы приведет к феномену их усиленного развития и формирования в других частях земного шара. Это будет происходить потому, что спрос на услуги оффшорных юрисдикций останется, даже если все оффшорные зоны в Европе будут закрыты.

Так же, как и формирование оффшорных зон, их закрытие должно быть обусловлено объективными причинами или быть естественным.

Давление, которое в настоящий момент оказывается на оффшорные зоны и которое может привести к их закрытию, является субъективным и даже насильственным фактором. Незрелость рыночных отношений, в которых капитал ищет более выгодное применение, будет означать, что финансовые потоки, не найдя желаемого в Европе, переместятся в другие страны.

Экономические процессы в условиях глобализации не могут быть географически замкнутыми и оставаться в рамках одного региона.
Международное сообщество налогоплательщиков нуждается в новых возможностях для бизнеса. Ему необходимы условия, которые бы позволили экономическим отношениям выйти на новый виток развития.

Это не столько возможность платить низкие налоги, сколько, прежде всего респектабельность бизнеса, который был бы защищен от возможных обвинений в уклонении от налогообложения и отмывании денег. Несомненно, что в будущем большей популярностью будут пользоваться оффшорные зоны, принадлежащие ко второму и третьему типу развития - это Центры международного бизнеса, и страны с льготным налогообложением, предоставляющие налоговые ниши.

Классические оффшорные зоны должны будут эволюционировать или сойти с дистанции.



Содержание раздела