d9e5a92d

Тенденции в развитии налогообложения

Тенденции в развитии налогообложения. Борьба налоговых органов и налогоплательщиков - одна из древнейших в развитии человеческого общества. Нет никакого сомнения в том, что ее продолжение затянется еще на неопределенное время.

В ближайшем будущем будет сделан больший акцент на налогообложение доходов частных лиц, чем на налогообложение компаний, так как люди менее мобильны, чем капитал. Доход как результат любой деятельности берет свое происхождение или переводится в страны с высоким уровнем налогообложения, так как именно в этих странах живут и ведут свою деятельность экономические субъекты.

Это верно и по отношению к физическим лицам, и по отношению к юридическим лицам - компаниям. Финансовые средства и другие активы физических лиц, накопленные в оффшорных зонах, недосягаемы налоговым властям.

Чтобы хоть как-то компенсировать данные потери, налоговые органы все с большим рвением предпринимают попытки обложить доход, приносимый данными средствами, если такой доход принадлежит их налоговому резиденту, налогами.

Именно эту цель преследуют многочисленные попытки законотворчества в области борьбы с уклонением от уплаты налогов. Чем больше финансовых средств будет перетекать в оффшорные зоны, тем больше будет приниматься новых нормативных актов в этом направлении.
Преследование незадекларированного дохода - второе направление, в котором будут развивать свою деятельность налоговые органы. В большей степени недекларирование доходов будет иметь отношение к физическим лицам, а не к компаниям.

Для борьбы с не декларированием доходов огромное значение приобретает международный обмен информацией и уничтожение банковской тайны. Именно в этом направлении двигаются все международные организации, стремясь заставить оффшорные зоны обмениваться или даже предоставлять промышленно-развитым странам в одностороннем порядке всю информацию по своим клиентам.

В ближайшем будущем частным лицам станет неимоверно сложно использовать оффшорные зоны для минимизации налогообложения своих доходов.

По-прежнему использование оффшорных зон частными лицами будет распространено с целью защиты имеющихся активов от налога на доход или прироста капитала.
Несмотря на то, что достаточно сложно определить размер финансовых ресурсов, находящихся в оффшорных центрах по всему миру, их принято оценивать на уровне 60% от общего объема мирового богатства, и эта цифра продолжает возрастать. Капитал, находящийся в оффшорных зонах, является самовозрастающей стоимостью, облагаемой при этом минимальными ставками налогов или необлагаемой вовсе; приток нового капитала из стран с высоким уровнем налогообложения также способствует возрастанию описанной выше величины.

По настоящему транснациональная компания будущего будет стремиться так построить свою деятельность, чтобы центры ее прибыли оказались в странах с наибольшей доходностью и с наименьшим количеством правил регулирующих деятельность такой компании. Залог успеха компании будет зависеть от удачного построения схемы деятельности корпорации.

Самой главной задачей менеджеров высшего звена транснациональных корпораций будет решение уравнения с двумя неизвестными - максимальной доходностью после налогообложения и показателем, определяющим степень регулирования или контроля деятельности организации государственными органами. Решение данного уравнения должно быть оптимальным для каждых конкретно заданных изначально условий.
Необходимо отметить различие между косвенными налогами (налоги с продаж, НДС) и налогами на прибыль компаний. Первые являются непосредственно налогами на потребление и, хотя они уплачиваются компанией, непосредственно бремя таких налогов несет простой потребитель товаров и услуг.

И если потребление товаров и услуг происходит в стране с высоким уровнем налогообложения, избежать уплаты косвенных налогов не представляется возможным. Другое дело - налог на прибыль, который имеет привязку к резидентности компании.

Снижение уровня налога на прибыль чаще всего и является возможным в случае, если компания не является резидентной в стране с высоким уровнем налогообложения.
Новые тенденции в оффшорном бизнесе Швейцария традиционно всегда сочеталась прибежищем для капитала из политически нестабильных регионов мира. Использование юрисдикций Нормандских о-в, в частности о. Джерси, было популярно для управления семейными активами.

Услуги, предлагаемые Нормандскими островами, всегда были востребованы богатейшими людьми мира.
Новой тенденцией 90-х гг. XX столетия, получившей распространение как следствие глобализации мировой экономики, стало использование транснациональными корпорациями оффшорных зон в своих финансовых операциях.

Большое распространение получила практика учреждения в оффшорных зонах страховых компаний с целью страхования специфических коммерческих рисков. Некоторые транснациональные компании, передавая оффшорной компании часть своих активов или обязательств, в корне меняют структуру балансов и финансовых отчетов.

Новой тенденцией в XXI в. стало использование интернет-технологий в оффшорном бизнесе.

Каждые полгода к Интернету подключаются 50 млн. новых пользователей. К концу 2005 г. число пользователей Интернета будет составлять Імлрд., что равняется 1/5 населения земного шара.

С развитием электронных технологий Интернет-компании как налогоплательщики получили дополнительное преимущество. В отличие от стран, которые физически привязаны к месту своего существования, компании свободны в выборе территорий, осуществления большинства коммерческих операций.

Конечно, такими территориями становятся страны с низким уровнем налогообложения.
Электронная коммерция и электронный бизнес, в частности предлагаемый оффшорными зонами, представляет безграничное число возможностей для компаний по дислокации своих доходов. Перенос центров прибыли компаний из стран с высоким уровнем налогообложения в оффшорные зоны с помощью Интернета является сложным и длительным процессом. В настоящий момент он находится в стадии зарождения, однако у него большое будущее.

Согласно предложениям Консультативной группы ОЭСР по вопросам налогообложения интернет-компаний, вебсайт не будет рассматриваться как постоянное представительство для целей налогообложения иностранного предприятия.

Постоянным представительством будет считаться наличие на территории страны веб-сервера, что вызовет налоговые обязанности в данной стране. Если данное законодательство будет одобрено, еще большее количество интернет-компаний переместят свои веб-серверы на территории оффшорных зон.
Остров Мэн является крупнейшим в Европе, или даже во всем мире, центром оффшорной электронной торговли. Особенно большое распространение получили услуги по регистрации он-лайн казино.

В настоящее время только несколько юрисдикций во всем мире предлагают подобного рода услуги, среди них о. Мэн и о. Олдерни. Интернет-индустрия азартных игр признается как богатый источник дохода.

Проекты развития этой индустрии, составленные специально созданными группами, предсказывают, что к 2003 г. прибыль от такой деятельности составит 5 млн. долл. США. Лидерами в области интернет-технологий среди оффшорных стран станут те юрисдикции, которые уже сейчас будут осуществлять значительные вложения с целью
создания более дружественного интерфейса пользователя с целью удовлетворения всех нужд существующих и потенциальных клиентов.
Современные тенденции, направленные на борьбу с оффшорными зонами, приведут к тому, что, скорее всего, количество клиентов, пользующихся оффшорными услугами, сократится. С рынка уйдут мелкие и средние компании, оффшорный бизнес станет наиболее эффективным только при значительных первоначальных вложениях.

Спрос на оффшорные услуги будет более востребован у крупных и очень крупных компаний, особенно среди транснациональных и межнациональных корпораций. Потенциальные потребители оффшорных услуг станут более разборчивыми и более агрессивными в своих ожиданиях, удовлетворять их запросы оффшорным зонам станет все сложнее.

Со временем у таких клиентов выработается потребность в получении целого комплекса оффшорных услуг, включая страхование, хеджирование, пенсионные и трастовые схемы.

Клиенты станут более ориентированы на результат и для того, чтобы их привлечь, оффшорным зонам необходимо будет создать или даже открыть новые возможности для оффшорного бизнеса.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Использование оффшорных зон в мировой экономике распространено в основном для минимизации налогового бремени, но также используется с целью преодоления различного рода ограничений и устранения нежелательных барьеров, в поисках конфиденциальности и с целью управления рисками различного рода.
Развитость финансовой системы в оффшорных зонах в сочетании с режимом конфиденциальности дает основания предполагать, что оффшорные зоны часто используются в отмывании грязных денег и даже являются неотъемлемой ступенью в данном процессе. Главными подозреваемыми в процессе отмывания незаконных доходов являются оффшорные банки, а точнее - их система корреспондентских отношений, система прохождения финансовых средств участников внутри которой, как правило, не представляется возможным проследить.
Процесс отмывания денег является противоположным процессу уклонения от налогообложения. Средства, полученные незаконным путем, пытаются показать как доход от легального бизнеса и тем самым увеличить реальную прибыль компании, с которой взимается налог.

Отмывание грязных денег в большей степени характерно для развитых стран, чем для оффшорных зон.

Большинство участников данного процесса избегает использования оффшорных зон, так как это может привлечь дополнительное внимание. Скандалы, связанные с отмыванием денег, ассоциируются в основном с промышленно-развитыми странами, в основном с США.
В мировой экономике оффшорные зоны выступают как некая альтернатива странам с высоким уровнем налогообложения. Они привлекают огромное количество участников экономических отношений, в основном из промышленно развитых стран.

Оффшорные зоны создают конкурентные отношения на мировом уровне, препятствуя тем самым установлению режима монополии в области налогообложения. Различия в налоговых режимах в рамках мировой экономики можно расценивать как еще одну из форм конкурентной борьбы стран за потенциальных потребителей.


Далеко не все компании могут стать клиентами оффшорных зон. В силу определенных ограничений странам с высоким уровнем налогообложения не грозит потеря большого количества потенциальных налогоплательщиков.

Тем не менее, налоговая конкуренция препятствует налоговому диктату со стороны отдельных стран и введению конфискационных режимов, учит более бережному и целесообразному использованию доходов, полученных от налогов, указывает странам на слабые стороны в их экономической политике.
Конкурентная борьба против оффшорных зон со стороны промышленноразвитых стран с высоким уровнем налогообложения выражается в радикальных методах, применяемых на международном уровне с участием таких организаций, как ОЭСР, Форум финансовой стабильности, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег. Цель, которую преследуют данные организации в борьбе с оффшорными зонами, - это резкое ослабление режима конфиденциальности в любых его проявлениях и создание единой налоговой системы с одинаковыми налоговыми ставками во всех странах.
Повсеместное уничтожение оффшорных режимов может привести к формированию единого уровня налогообложения в европейских странах и установлению более высоких ставок для всех налогоплательщиков. Запрет на операции с оффшорными зонами может вызвать искажение уже сложившихся финансовых потоков во всем мире с использованием оффшорных зон и отразится на свободной торговле.

Запрет на оффшорную деятельность для стран, ее практикующих, может сказаться как частичная или даже полная потеря такими странами их суверенитета, в том числе и как фактор, замедляющий темпы их экономического развития. Усиление влияния тенденций, направленых против оффшорных режимов, может сдерживать развитие новых современных технологий, таких, как осуществление платежей через Интернет.
Под влиянием вышеперечисленных факторов в XXI в. произойдут существенные изменения в оффшорных режимах Европы. Кипр первым покинет оффшорные ряды.

Венгрия откажется от своего оффшорного режима, как только ей будет предложено вступление в ЕС. Шансы отмены оффшорного режима на Гибралтаре достаточно велики, ЕС "задавит" данный анклав своими требованиями.

В этом случае отмена оффшорного режима на Гибралтаре будет означать потерю Гибралтаром своего суверенитета и присоединение его к Испании.

Другие оффшорные режимы пойдут на беспрецендентные меры по ужесточению своего законодательства, в частности, связанного с режимом конфиденциальности. Дольше всего сохранят свой нынешний статус Норманские о-ва и о. Мэн.
Оффшорная индустрия в Европе эволюционирует до стадии налоговых ниш, или будет вытеснена за рамки ЕС в другие регионы мира. То, что останется от оффшорного бизнеса, переместится в сферу интернет-технологий, и это станет принципиально новым этапом в развитии оффшорных зон.

Клиентами оффшорных зон станут более крупные и более требовательные к предоставляемым услугам организации.



Содержание раздела