d9e5a92d

Роль оффшорных зон в налоговой конкуренции

Ежедневно осуществляется более 700 000 электронных платежей с участием более 2 млрд. долл. США.

В таком объеме финансовых операций найти те, которые подпадают под определение отмывание денег, будет равнозначно поиску иголки в стоге сена. Поэтому многим банкам представляется невозможным не только полностью устанавливать личность своих клиентов и спрашивать источник происхождения денег, но также и проверять эти данные самостоятельно.
Отмывание грязных денег, часто ассоциируемое с оффшорными зонами, на самом деле характерно не только для этих юрисдикций. Чтобы процесс отмывания произошел, наличие конфиденциальности операций совершенно необязательно.

В современном мире существует огромное количество способов легализации доходов, не прибегая к услугам оффшорных банков и компаний. На самом деле в большинстве случаев желающие легализовать свои доходы избегают прибегать к оффшорному инструменту осуществления данной операции, понимая, что это может наоборот, - привлечь большее внимание.
Чаще всего международные скандалы, связанные с отмыванием денег, затрагивают промышленно развитые страны-члены ОЭСР. Примером может служить скандал 1999г. связанный с Банк-оф-Нью-Йорк и отмыванием денег из Чечни. По данным экспертов Бруклинского Института, страной, в которой отмывается наибольшее число грязных денег, является США .
Большинство профессионалов, адвокатов, юристов,
высококвалифицированных бухгалтеров живут и работают в странах ОЭСР. По мнению экспертов из Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, криминальные доходы чаще всего подвергаются процессу легализации вблизи места их возникновения. Америка и Европа являются теми регионами, где больше всего генерируется криминальный доход. Согласно оценке Государственного казначейства США, 99,9% криминальных доходов в США удается легализовать успешно.

К похожим выводам относительно своей финансовой системы пришли также эксперты из Германии.

Еще в 2000г. в заявлениях ООН говорилось, что основная часть грязных денег проходит не через оффшоры, а через обычные и вполне респектабельные банки в Нью-Йорке и Лондоне.
Международная террористическая организация Аль-Каеда функционирует более чем в 50 странах мира. Деньги данной организации, предназначенные для финансирования самого крупномасштабного за последнее время террористического акта, проводились по счетам в Германии, в США и в Великобритании.

Финансовая операция по переводу 100 тыс. долл.

США на счет террориста Мухамеда Атта ничем не выделялась в ряду других операций и являлась обыкновенной, даже типичной по своему характеру. Таких типичных операций в крупном банке в день может производиться от 10 до 125 тысяч, 70% из этих операций не будут превышать 500 тысяч долл.

США.
Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег определяет 10 источников финансирования террористической деятельности, четыре из которых не являются криминальными. Это пожертвования со стороны частных лиц или отдельных государств, доходы от продажи публикаций и легальная предпринимательская деятельность.
Первоочередной причиной существования режимов конфиденциальности во многих оффшорных зонах является не желание способствовать отмыванию грязных денег, а стремление данных юрисдикций защитить свою конкурентоспособную экономику от нападок со стороны стран с высоким уровнем налогообложения. Правило банковской конфиденциальности затрудняет попытки налоговых органов таких стран обложить налогом доход, полученный в странах с низким уровнем налогообложения.
Более 90 юрисдикций во всем мире позиционируют себя как страны, предоставляющие банковскую тайну. Тем не менее, практически все страны имеют в своем законодательстве нормы, обеспечивающие финансовую конфиденциальность.

Среди таких стран - не только оффшорные зоны, но и промышленно-развитые страны, такие, как США.

Характер действия данных норм не является абсолютным. Они не препятствуют государственным органам власти в получении необходимой информации при расследовании преступлений различного характера.

В некоторых странах нормы, оберегающие банковскую тайну, не распространяются на попытки государства обложить налогом различные финансовые активы и доходы этих активов.
Согласно международному принципу двойного преступления, все страны, включая и оффшорные зоны, предоставляют информационную помощь, имеющую отношение к правонарушениям, которые считаются преступлением по праву обеих стран. Информация не будет предоставлена лишь в том случае, если дело, в рамках которого она запрашивается, не является нарушением закона в государстве, куда направляется запрос.

Так, например, США никогда не окажет помощи и не предоставит необходимую информацию Китаю в расследовании дела демократических протестантов, поскольку выступления в защиту свободы не является преступлением в США.

Именно поэтому оффшорные зоны не оказывают помощи другим странам в случаях, когда их налоговые органы стремятся обложить налогом доход своих резидентов, заработанный в оффшорных зонах. В то же время ни одна оффшорная зона не откажет в предоставлении информации, если речь идет о таких преступлениях, как торговля наркотиками, оружием, терроризме и т.д.
Таким образом, режим конфиденциальности, также, как и налоговые преимущества, предоставляемые в той или иной стране, не является свидетельством отмывания грязных денег. Благоприятный налоговый режим и другие экономические преимущества, предоставляемые иностранным инвесторам в США, способствовали привлечению в экономику страны более 5 млрд. долл.

США. Данное обстоятельство, тем не менее, не вынуждает нас выносить суждение о процессе отмывания денег.
Точно также, как и приведенный выше пример, любая удачно построенная финансовая индустрия не является свидетельством процесса отмывания денег, как сейчас это хотят представить, в том числе в США. Так в Билле, недавно одобренном правительственным Комитетом по финансовым услугам и Банковской комиссией Сената США, утверждается, что если объем финансовых операций в той или иной юрисдикции несопоставим с объемом экономики данной юрисдикции, то можно говорить об отмывании денег и другом нелегальном бизнесе, осуществляемом на данной территории.

Следуя данной логике, Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт, Токио, Гонконг также должны подозреваться в отмывании денег.
2.2. Роль оффшорных зон в налоговой конкуренции
Самым важным источником дохода любого государства являются налоги. Налоги платят субъекты экономической деятельности или просто компании и частные лица.

Каждая страна заинтересована в том, чтобы число собираемых налогов было как можно больше. Такой максимизации бюджетных поступлений можно добиться разными путями.

Основных путей всего два: это увеличение налоговой ставки и увеличение числа налогоплательщиков.

Все остальные шаги, предпринимаемые государствами в данном направлении, можно рассматривать в рамках перечисленных выше стратегий.
Так увеличения числа налогоплательщиков можно добиться за счет создания более привлекательных инвестиционных условий, экономической и политической стабильности, развитой экономической инфраструктуры, наличия большого потенциала рынка и т. д. Тактика повышения налоговой ставки имеет свои пределы. Согласно закону Лафферта, по достижению критического значения уровень налоговых поступлений начинает снижаться.

Поэтому в реальной жизни наполнение государственных бюджетов осуществляется за счет балансирования между двумя вышеописанными подходами.
Следует отметить, что в современных условиях сложившаяся в той или иной стране неблагоприятная система налогообложения приводит к уменьшению числа налогоплательщиков посредством перемещения их центров прибыли в другие страны, которые предлагают для своих клиентов -налогоплательщиков более благоприятные условия. Опираясь на изложенную выше информацию, можно провести параллель между государствами в мировом сообществе и деятельностью компаний на рынке. Также, как и любая компания, государство, придерживаясь той или иной налоговой политики, стремится заполучить большее число клиентов и таким образом увеличить налоговые поступления в бюджет.

В мире рыночной экономики для получения тех или иных товаров или услуг покупатель обязан заплатить определенную цену. Исходя из классической теории спроса и предложения, при иных равных условиях за одинаковый товар потребитель всегда обратится к тому продавцу, цена у которого будет меньше.

Соответственно компании стремятся предложить своим потенциальным покупателям более выгодную цену. Именно так выглядит ситуация взаимоотношений продавца и покупателя в условиях чистой конкуренции.

Учитывая то, что модель чистой конкуренции является исключительно теоретической, подразумевая монополистическую конкуренцию, то же самое можно сказать о мировой экономике в целом, где отдельные государства ведут себя абсолютно так же, как предприятия и организации в рамках отдельно взятого рынка.

Точно также государства стремятся заполучить как можно больше потенциальных налогоплательщиков, как компании потенциальных покупателей. В роли рынка в данном случае выступает вся мировая экономика.

В роле потребителей - обычные налогоплательщики, как компании, так и частные лица.
Таким образом, введение особых налоговых режимов, таких как оффшорные зоны, следует воспринимать как конкурентную борьбу отдельных государств за потенциальных потребителей. Здесь, как и в мире бизнеса, конкурентная борьба носит различный характер и формы.

Одни государства, например классические оффшорные зоны, требуют символическую плату за свои услуги, применяют нулевые ставки налогообложения прибыли, но и взамен дают немногое. В других государствах рыночная инфраструктура более развита.

Регистрация предприятия в оффшорных зонах типа международных финансовых центров может принести дополнительные преимущества в виде налогового планирования с использованием широкой сети международных договоров об исключении двойного налогообложения. Здесь более развита финансовая и рыночная инфраструктура.

Престиж компаний, регистрируемых в данных территориальных образованиях, более высок, чем тех, которые регистрируются в классических оффшорных зонах. Тем не менее и те и другие оффшорные зоны в полной мере достойны той ниши, которую они занимают на рынке, а количество клиентов, привлекаемых оффшорными зонами, позволяет им получать солидную прибыль.



Нет сомнения в том, что любые оффшорные зоны составляют конкуренцию крупным промышленно развитым державам мира, особенно с высокими ставками налогообложения.
Применение международного налогового планирования с участием оффшорных зон используется и может быть использовано не каждой компанией или физическим лицом. Такое построение бизнеса может быть эффективно только в случаях, когда ожидаемая прибыль от работы оффшорных компаний намного превосходит издержки по обслуживанию оффшорных структур. Следовательно, можно говорить о существовании сектора потенциальных клиентов оффшорных зон.

Наиболее частыми клиентами становятся предприятия, предлагающие финансовые услуги, торговые компании, совершающие экспортно-импортные операции.

Этот сектор еще более сужается, если принять во внимание, что многие компании, как и физические лица, не используют оффшорное планирование в своей деятельности по разным причинам: из принципа, из страха перед налоговыми органами своей страны, из-за не достатка информационного обеспечения. С другой стороны, сюда добавляются компании с высокой чувствительностью к налоговому фактору.

Это такие компании, у которых при сокращении какого-либо налога на 5% объемы производства вырастают более чем на 5%. Такими наиболее активными предприятиями являются компании, работающие в сфере инвестиций, так как их деятельность напрямую зависит от условий налогообложения.
Именно на этом секторе рынка между странами идет борьба за клиента. Предлагая различные ставки и условия налогообложения, страны создают налоговую конкуренцию.

Для многих стран с развивающейся экономикой оффшорная индустрия является инструментом для повышения выживаемости. Если данные страны не будут создавать привлекательный климат для инвестиций, они навряд ли смогут успешно развиваться.

Для многих оффшорных зон недостаток внутренних ресурсов, скудность природных и климатических условий предопределяет создание на их территории оффшорной индустрии.
Для промышленно развитых стран существование оффшорных зон в мире ставит под угрозу наполнение их бюджетов. Многие государства ежегодно подсчитывают так называемые убытки, которые они несут из-за сокрытия прибыли компаниями в оффшорных зонах.

Метод оценки потенциальных доходов бюджета, которые могло бы получить государство, если бы не оффшорные зоны, вызывает много вопросов.

Нельзя с точностью до 100 % сказать, что деньги, перемещаемые в оффшорные зоны, могли бы пополнить казну того или иного государства.
Ошибочно предполагать, что большее количество налогов на прирост капитала собирается там, где происходят инвестиции. По мнению ОЭСР, все те налоги на прирост капитала, которые могли бы собирать промышленноразвитые страны, теперь собирают оффшорные зоны. Уровень инвестиций во всем мире разный, и зависит от размера чистого предполагаемого дохода.

Если правительства по всему миру увеличат налоговое бремя на прирост капитала, снизятся не только темпы накопления капитала, но и уровень экономической активности в целом.

Методов уменьшения налогообложения так много, что если бы оффшорных зон не было, нашлись бы другие способы минимизации налоговых потерь.
Анализируя историю налогообложения в странах Европы, можно заметить, что ставки налогообложения в странах не уменьшаются, как можно было бы этого ожидать, а увеличиваются. Согласно недавним публикациям ОЭСР, в 1998г. страны-члены ОЭСР собрали налогов почти 8 млрд. долл.

США, что эквивалентно 37,2% их консолидированного ВНП и является наивысшим показателям за все предыдущие годы.

Согласно этим же данным отмечается устойчивая тенденция повышения налоговых ставок: с 29% в 1970г., до 33% в 1980г., 36% в 1990г. и 37% в 1998г. При этом доля подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений стран-членов ОЭСР уже на протяжении последних двух десятилетий остается на постоянном уровне в 8%.

Доля же остальных налогов возросла в основном за счет налога на добавленную стоимость. Данные цифры только подчеркивают важность налоговой конкуренции между странами.

В отношении налога на добавленную стоимость Европейский Союз уже создал налоговый картель, определив минимальную ставку данного налога для всех стран членов.
Таким образом, если страны ОЭСР и испытывают налоговый кризис, то только по причине больших налогов. Высокие налоги приводят к большому количеству расходов со стороны потребителей, при этом качество социального обеспечения и количество получаемых благ остается на том же уровне.

Оффшорные страны с низким уровнем налогообложения в контексте тяжелого налогового бремени стран членов ОЭСР можно рассматривать как дополнительный источник инвестиционных фондов для промышленноразвитых стран, который частично восполняет тот ущерб, который наносит экономикам плохо продуманная налоговая политика.
В реальном мире существуют пределы мобильности как рабочей силы, так и капитала. Люди не настолько мобильны, как им хотелось бы, потому, что их удерживают языковые барьеры, культура, семья, родственники.

Капитал также не настолько мобилен, на сколько это принято оценивать. Изначально капитал может быть вложен куда угодно, но уже после инвестиций в здание, фабрику, рабочую силу и т.д. капитал теряет свою мобильность.

После того как капитал проявил себя и превратился в издержки, он может стать легко налогооблагаемым в стране своего превращения. Так же как и сейчас, в ближайшем будущем люди будут выбирать страны с высоким уровнем налогообложения, поскольку здесь они смогут получить лучшие условия жизни, лучшие дороги, лучшее образование, большую безопасность, более чистую окружающую среду.

Страны, которые не в состоянии обеспечить соответствие уровня налогообложения качеству жизни для своих граждан постоянно будут сталкиваться с ослаблением экономической активности, с оттоком капитала.
Именно высокие налоговые ставки, а не преференциальные налоговые режимы становятся причиной налоговых диспропорций. Оффшорные зоны существуют потому, что в промышленно развитых странах слишком высок уровень налогообложения.

Оффшорный бизнес станет непопулярным тогда, когда станет выгодно платить налоги в других странах, когда будут созданы условия, приближенные к условиям максимального благоприятствования в сфере бизнеса и финансов для всех участников хозяйственно-правовых отношений.

Административными, насильственными методами от оффшорных зон избавиться невозможно.
Процесс перетекания капиталов в оффшорные зоны ставит промышленно развитые страны перед необходимостью борьбы с существующими льготными режимами налогообложения. Борьба со льготными режимами оффшорных стран осуществляется при помощи ряда международных организаций.

В современных условиях глобализации мировой экономики правительствам различных стран становится все сложнее увеличивать налоги, поскольку многим налогоплательщикам становится невероятно легко осуществлять переориентацию своей деловой активности в страны с низким уровнем налогообложения - такие, как оффшорные зоны. Этот процесс называется налоговой конкуренцией.
Конкуренция существует тогда, когда на рынке имеется конкурент, способный предложить такой же или даже лучший товар по более низкой цене. В деловом обороте наличие конкуренции приводит к внедрению новых технологий, установлению более низких цен на рынке, к улучшению сервиса.

На рынке, где существует конкуренция, во главу угла поставлен потребитель.

Те же самые правила поведения на рынке распространяются на ситуацию, где потребителем является налогоплательщик, а государства выступают как производители - конкуренты. Наличие невидимой руки, которая оказывает давление на величину налоговых ставок во всем мире, является основным положительным эффектом налоговой конкуренции.
Как подмечено в отчете ОЭСР 1998 г., конкуренция в уровне налогообложения имеет и положительный эффект. В частности, это удерживает правительства от введения конфискационных режимов налогообложения, что мешало бы развитию предпринимательства и отрицательно сказывалось бы на экономике в целом, препятствовало бы установлению максимальных ставок налогообложения.

В реальном мире всегда существуют пределы мобильности как рабочей силы, так и капитала, вследствие чего существование непосильно больших налогов может задавить те предпринимательские единицы, которые неспособны достаточно свободно перемещаться в поисках более выгодных налоговых режимов.
Налоговая конкуренция также оказывает и негативный эффект на того поставщика услуг, который оказывается менее удачливым на рынке. Но этот негативный эффект способен вполне положительно отразится на поведении неудачника в дальнейшем.

Налоговая конкуренция изменяет баланс сил в пользу налогоплательщиков. Наличие данного явления позволяет как индивидуальным лицам, так и компаниям отдавать свой голос в пользу той или иной страны посредством своих ног.

Таким образом, перемещая свою деловую активность в страны с более подходящими условиями налогообложения, налогоплательщик дает понять государству, что он не готов заплатить налоги в своей стране, так как их уровень не соответствует ни затратам, произведенным налогоплательщиком, ни уровню общественных социальных услуг, предоставляемых взамен государством. Конкуренция в налогообложении не позволяет правительствам различных стран становиться высокомерными и самонадеянными.
Уровень налогообложения - не единственный фактор, который оказывает и должен оказывать влияние на принятие экономических решений. Во многих случаях он не является и решающим фактором.

Отсутствие законодательной базы, коррупция, инфляция, политика протекционизма отрицательно влияют на размещение инвестиций.

Наличие соответствующего законодательства, обеспечивающего сохранность собственности, наличие рынка рабочей силы могут положительно повлиять на инвестиционные решения. Например, в странах с высоким уровнем налогообложения доходность от инвестиций должна быть больше, чем в странах с низким налогообложением, что позволит в дальнейшем привлекать финансовые вложения.
Известно, что высокий уровень налогообложения сдерживает экономический рост, а налоговая конкуренция, поощряя снижение налоговых ставок, является положительным явлением для экономики. Уменьшение налогового бремени по отношению к сбережениям и инвестициям означает большее накопление капитала.

Это повышает производительность, внедрение новых технологий, существенно отражается на развитии экономики в долгосрочном плане, на повышении уровня жизни.
Можно сказать, что налоговая конкуренция ограничивает разрастание правительственного аппарата. Большинство расходных статей бюджета пополняются за счет налоговых доходов.

В этом смысле политика снижения налогов вынуждает осуществлять более жесткий контроль над расходами бюджета.

Таким образом, налоговая конкуренция учит правительства стран быть более бережливыми с теми доходами, которые они получают от налогообложения, и расход народных средств осуществляется более эффективно. Налоговая конкуренция не требует от правительств снижения ставок налогов до нулевого уровня, а вынуждает более экономно использовать полученные доходы.
2.3. Политика промышленно развитых стран в отношении оффшорных зон
На международной арене отношения промышленно развитых стран (в частности стран Большой семерки) со странами, предлагающими оффшорные услуги, складываются весьма неоднозначно. Причина кроется в низком уровне налогообложения в оффшорных зонах. В абсолютном сравнении налоговые ставки оффшорных режимов составляют конкуренцию уровню налогообложения в промышленно развитых странах. Такое положение вещей вызывает недовольство со стороны государственных властей, в частности налоговых органов.

Оффшорные зоны преподносятся как угроза мировому сообществу, как режимы, наносящие вред честной налоговой конкуренции.

Страны Большой семерки предпринимают все усилия, чтобы уничтожить оффшорные режимы и тем самым избавиться от конкурентов. До недавнего времени правительства разных стран пытались бороться с уклонением от уплаты налогов независимо друг от друга. Однако обсуждение этой проблемы в рамках Большой Семерки, Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показало, что на современном этапе конца XX начала XXI вв. многие страны готовы объединить свои усилия в этом направлении.

Как только это объединение в какой-то мере произошло, борьба с уклонением от уплаты налогов переросла в борьбу с налоговым планированием и принципом конфиденциальности. Теперь все взаимоотношения между данными группами контрагентов осуществляются в рамках концепций принятых международными организациями.

В отличие от правил конкурентной борьбы, принятых в экономическом пространстве на уровне компаний, между государствами такое взаимодействие осуществляется с помощью насильственных административных методов и давления авторитетов.
Необходимо признать, что в современном мире, глобализация способствует расширению возможностей для бизнеса и минимизации налогового бремени. Как процесс глобализация разрушает экономические барьеры между нациями и вынуждает фирмы разрабатывать глобальные стратегии своего развития, включая и налоговое планирование.

Цель, которую преследуют международные организации, стремясь искоренить оффшорные режимы - это создание унифицированной системы налогообложения. При этом идеалом является - создание единого уровня налогообложения во всех европейских странах.

Такая политика международных организаций является ничем иным как желанием создать налоговый картель.

Если такое желание претворится в жизнь у простого потребителя, которым является налогоплательщик, не останется выбора в принятии экономических решений, и он будет обязан платить ту цену, в виде налогов, которая назначена.
Как считает ОЭСР, если в дальнейшем международными структурами не будут предприняты решительные действия против стран, практикующих льготные налоговые режимы, правительства многих стран окажутся втянуты в процесс налоговых торгов с целью привлечения большего объема финансовых ресурсов, способных к перемещению. Гонка такого рода, где принятие решений относительно места нахождения бизнеса и осуществления инвестиций будет осуществляться только исходя из налоговой эффективности, может деформировать финансовые потоки конкуренцию в реальном экономическом секторе.

Отчет ОЭСР по оффшорным регионам показал пятикратное (до 200 млрд. долл. США) увеличение притока капиталов в страны Карибские и Тихоокеанские страны, за период с 1985 г. по 1994 г.



Содержание раздела