d9e5a92d

Распределение финансовых оффшорных учреждений

Страна Кол-во финансовых оффшорных учреждений в % к общему числу этих учреждений в оффшорных зонах.
Люксембург 43,6
Джерси 13,3
Гернси 12,3
Каймановы о-ва 9,3
Бермуды 6,0
Ирландия 2,9
Г онконг 2,7
Британские-Виргинские о-ва 2,3
О-в Мэн 2,1
Нидерландские Антилы + Панама + Швейцария 1,2
Багамские о-ва 0,4
Другие 3,9
Всего 100
Источник: Шамбост Э. Энциклопедия оффшорных зон М: ВИКРА, 2000. С. 491
Кипр В 1998 и 1999 гг. рост ВНП Кипра составил 5% и 4,5% соответственно. Почти на 2/3 этот рост обусловлен ростом экспорта услуг. За последние годы наблюдается устойчивый рост доли услуг в структуре ВНП
Кипра (см. табл. 8). Так например, в 1993 г. эта доля составляла 50,5%, а в 1999г. возросла уже до 57,4%. Данный рост относится не только к сфере услуг, имеющих отношение к туризму, - таких, как ресторанный бизнес и гостиничный сервис, но и к сфере финансовых услуг. В середине 90-х гг. доход на душу населения на Кипре составлял 12 тыс. долл. США .
Оффшорный сектор Кипра насчитывает почти 47 тысяч компаний, большинство из которых зарегистрировано как торговые компании или как компании по управлению судами. Одну треть владельцев компаний международного бизнеса составляют граждане стран, входящих в Европейский Союз. В 2000 г. здесь было зарегистрировано 5700 компаний, которые можно охарактеризовать как оффшорные. В последние годы увеличилось число компаний из Греции и Израиля, а число компаний из России, наоборот, сильно сократилось.
Таблица 8: ВНП Кипра (в текущих ценах, в млн. кипрских фунтов)
1995 1996 1997 1998 1999
Первичный сектор 210,7 200,4 189,1 210,0 216,6
- С/х, рыболовство, лесозаготовка 199,5 189,0 178,1 197,0 201,9
- Добыча полезных ископаемых 11,2 11,4 п,о 13,0 14,7
Вторичный сектор 885,8 913,8 930,4 965,6 995,1
- Машиностроение 469,2 479,2 491,6 510,1 522,6
- Пр-во электроэнергии 82,2 85,9 88,5 94,4 103,2
- Строительство 334,4 348,7 350,3 361,1 369,3
Услуги 2118,6 2223,2 2401,4 2622,4 2834,6
- Транспорт и коммуникации 317,1 335,1 357,8 398,1 419,5
Торговля, гостиничный и
ресторанный бизнес
855,8 859,1 913,6 986,4 1040,0
- Финансовые услуги, страхование и др. 700,0 755,5 822,1 898,6 1010,1
Общественные услуги 245,7 273,5 307,9 339,3 365,0
Услуги, предоставляемые
государством
518,5 559,3 613,2 657,9 698,3
Др. производство 14,3 19,1 23,0 26,2 29,0
Услуги банковских учреждений 121,6 134,8 148,7 165,6 190,0
Импортные пошлины 186,0 178,4 150,9 137,3 122,9
НДС 191,6 198,0 206,4 225,8 236,1
Источник: Cyprus: Selected issues and Statistical Appendix, IMF Staff County Report s 00/123, September
2000, p.57
Валовой доход от всех компаний международного бизнеса на Кипре в 1999 г. возрос на 16.7% и составил 233,6 млн. кипрских фт., что значительно больше роста в 10% в 1998 г . Эта цифра включает в себя суммы средств, потраченных компаниями международного бизнеса на поддержание жизнеобеспечения своих местных офисов; расходы, произведенные иностранными служащими, регистрационные сборы, а также налоговые доходы. Непосредственно в секторе международного бизнеса занято 1,8% трудоспособного населения страны. В 1999г. в оффшорном секторе Кипра работало примерно 2500 киприотов и 2260 иностранцев. В том же году оффшорная индустрия принесла Кипру 356,5 млн. долл. США, что составляет 4,7% ВНП Кипра.По данным на конец 1999 г. банковский оффшорный сектор на Кипре достаточно мал. Он насчитывает всего 146 учреждений, в управлении которых находится почти 8 млрд. долл. США.
Мадейра. Архипелаг Мадейра состоит из островов Мадейра, Порто-Санто, Дезерта и Салшьвагено. Архипелаг назван по имени самого крупного острова - Мадейра, площадь которого составляет 482,7 кв. км. Он расположен в 879 км от Португалии и в 545 км от Северной Африки. На Мадейре проживает около 265 тыс. человек, 100 тыс. из которых - в столице Фунхал.
Мадейра стала колонией Португалии в 1419 г., а в 1976г. получила политическую автономию. Власть на Мадейре представляют пять депутатов, избираемых на всеобщих выборах. Однако местное правительство не может отменять решения, вынесенные правительством в Лиссабоне, и выступать против политического союза с Португалией. Мадейра принимает законы регионального значения в соответствии с конституцией. Как автономная территория Португалии Мадейра является полноправным членом ЕЭС, ее компании могут использовать в своей деятельности все договора, подписанные Португалией.
Существующий оффшорный режим на Мадейре функционирует в рамках зоны свободной торговли и является ее производной. Сохранность льгот для оффшорных компаний обеспечена до 2011г. На конец 1999г. на Мадейре было зарегистрировано около 4000 компаний, включая 50 финансовых институтов. Каждый день регистрируются примерно 3 новые компании. Сектор финансовых услуг на Мадейре позволил дополнительно создать примерно 5000 рабочих мест.
Венгрия - центрально-европейское государство площадью 93 000 кв. км и с населением около 10 млн. человек. В 1994 г. в Венгрии был принят соответствующий закон, согласно которому на территории Венгерской республики разрешалась регистрация оффшорных компаний. Капитал одной из зарегистрированных здесь компаний составляет 1,9 млрд. долл. США, что равно примерно 4% ВВП Венгрии.
Швейцария известна как страна с относительно стабильной политической и экономической ситуацией, с низким уровнем налогообложения и развитой банковской системой. Население Швейцарии составляет 7 106 тыс. человек, она расположена на площади в 41 тыс. кв. км. Экономика Швейцарии разделена на три сектора: сельское хозяйство, индустрия (машиностроение, текстиль, часовая промышленность) и сектор услуг (туризм, страхование, банковская деятельность). В области сельского хозяйства занято 10% населения, в промышленности - 40%, сфере услуг - 50%. В 2000г. ВНП Швейцарии составил 319 млрд. долл. США. При этом уровень жизни в Швейцарии на 40% выше, чем в других странах ОЭСР. Прямые иностранные инвестиции в 2000г. составили 8,6 млрд. долл. США.
Особенности оффшорных зон Европы Большая часть крупных мировых оффшорных центров сосредоточена в трех регионах мира: это Европа, Карибский регион и Тихоокеанский регион мирового океана. Несмотря на большое многообразие европейской оффшорной индустрии, она имеет свои характерные черты, присущие практически всем оффшорным точкам Европы и выделяющие ее из ряда других оффшорных зон мира.
Практически все оффшорные центры Европы за небольшим исключением Гибралтара и Мадейры находятся на второй и третей эволюционной ступени развития оффшорных зон и относятся к центрам международного финансового бизнеса либо представляют определенные налоговые ниши. Это значит, что все оффшорные компании Европы платят налоги в соответствующих оффшорных зонах по небольшой определенной ставке и в целях международного налогового планирования используют преимущества, предоставляемые оффшорными зонами в виде сети многочисленных договоров об исключении двойного налогообложения.
Исключения, представленные Гибралтаром Мадейрой и Люксембургом, также характерны для Европы. Оффшорные компании Мадейры, в отличие от компаний классических оффшорных юрисдикций, могут пользоваться преимуществами, предоставляемыми договорами об исключении двойного налогообложения, заключенными между Португалией и рядом стран - таких как Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Норвегия, Испания и Швейцария. В свою очередь оффшорные компании Гибралтара могут иметь офисы на территории своей регистрации и осуществлять нормальную деятельность по обеспечению этих офисов всем необходимым на территории самого Гибралтара. Налоговая ниша Люксембурга предназначенная для торговых оффшорных компаний не дает им возможности использовать налоговые соглашения, заключенные Люксембургом с другими странами.
Все оффшорные зоны Европы являются квазинезависимыми. Это означает, что почти для каждой оффшорной зоны Европы существует своя страна-покровительница, от действий которой в той или иной степени зависит оффшорная зона. Такая страна может оказывать политическое или экономическое влияние на формирование и функционирование оффшорного режима, либо, наоборот, предоставлять дополнительные возможности и оказывать поддержку развитию оффшорной практики. Так, например, для о. Мэн, и гряды Нормандских о-в (Гернси, Джерси, Олдерни, Сарке) такой страной - покровительницей безусловно является Великобритания. Факт такой зависимости определяется не только внешней политикой, прерогатива воплощения которой остается за Великобританией, но и возможностью и желанием самой Великобритании оказывать давление на свои оффшорные территории.
Так например, 17 марта 1999 г. британское правительство опубликовало официальный бюллетень Партнерство за прогресс и процветание, в котором официально обозначило свою политику по отношению к своим зависимым территориям. В случае, если данные оффшорные юрисдикции (остров Мэн, о-ва Джерси, Гернси, Сарке) приведут свое законодательство в соответствие с выдвигаемыми требованиями, правительство Великобритании обещает предоставить всем резидентам данных территорий также возможность получить гражданство Великобритании.
В своих экономических отношениях Кипр очень сильно связан с Грецией. Оффшорная зона Мадейра вообще является частью Португалии. Люксембург является членом ЕС, а значит, во многих своих действиях не является полностью экономически независимым. Данное членство позволяет другим странам ЕС оказывать на Люксембург всевозможное давление с целью изменения экономического режима оффшорной индустрии.
Все оффшорные зоны Европы являются респектабельными оффшорными центрами и имеют законодательства, способствующие раскрытию налоговых преступлений и противодействующие отмыванию грязных денег. В ЕС действует договор О помощи в области борьбы с криминальной деятельностью. В каждой стране, практикующей оффшорный режим, существует и свое законодательство, направленное на борьбу с грязными деньгами. В некоторых юрисдикциях, например таких как Кипр, невозможно зарегистрировать компанию, если кандидатуры ее будущих владельцев не одобрены государственными органами. Практически все оффшорные компании в Европе должны в зависимости от своей формы собственности проходить ежегодный аудит, сдавать отчеты, балансы, платить налоги. В Европе нет банковской тайны и практически все реестры компаний открыты, некоторые из них можно даже просмотреть через Интернет (например, Гибралтар). Однако в отдельных случаях существует институт выпуска акций на предъявителя.


Еще одной особенностью европейских оффшорных зон является то обстоятельство, что регистрация и поддержание деятельности оффшорных компаний обходится достаточно дорого. Во многих оффшорных зонах стран Карибского и Тихоокеанского региона зарегистрировать оффшорную компанию можно за 300-500 долл. США, а ежегодные выплаты редко когда были более двух тысяч в год. Функционирование оффшорной компании в Европе обойдется на порядок дороже. Только ежегодный регистрационный сбор на Мадейре составляет около одной тысячи долларов. Открытие компании в такой престижной стране как Швейцария или Люксембург может потребовать от потенциального владельца до 5 тысяч долл. США, а ежегодная плата за функционирование компании может доходить и до 20 тысяч долл. США
Чуть больше одной трети оффшорных юрисдикций Европы - Гибралтар, Нормандские о-ва, о. Мадейра, о. Мэн, Кипр, Лихтенштейн представляют собой функциональный тип оффшорных зон. Оффшорная индустрия в этих юрисдикциях полностью интегрировалась в экономику всей страны и является ее неотъемлемой частью приносящей в бюджет более 25% ВНП и обеспечивающей занятостью более 12% трудоспособного населения. Следует сделать оговорку в отношении о. Мадейра: такое утверждение справедливо, если рассматривать экономику отдельно взятого острова. В Люксембурге и Швейцарии оффшорная деятельность является лишь одной из составляющих экономик данных стран и приносит в бюджет от 10% до 24% ВНП, обеспечивает занятостью население от 3% до 11%. В Венгрии, Дании, на Мальте и в Нидерландах оффшорных сектор не является стратегическим направлением развития, в нем задействовано менее 3% трудоспособного населения и за счет него формируется менее 10% ВНП. Здесь развитие оффшорной деятельности можно назвать номинальной с точки зрения важности для экономики страны в целом, хотя в случае с Нидерландами она и не является таковой с точки зрения иностранного потребителя.
В совокупности европейские оффшорные зоны представляют собой весь набор финансовых услуг, необходимых для успешного ведения бизнеса современному менеджеру, осуществляющему деятельность практически в любой сфере экономических отношений. Можно сказать, что оффшорная Европа - это оффшорный мир в миниатюре. На территории Европейского союза и стран, стремящихся стать частью единой Европы, можно зарегистрировать абсолютно любое предприятие. Не говоря о простых торговых компаниях, которые доступны в любой оффшорной юрисдикции, здесь можно создать холдинг в Нидерландах, Люксембурге или Дании, открыть взаимный фонд или трастовую компанию в Лихтенштейне или на о. Джерси. Здесь так же, как и на других Нормандских о-вах и на о. Мэн можно учредить пенсионный фонд, либо создать перестраховочную компанию. Нормандские о-ва представляют собой наилучшее место для управления капиталовложениями. Для крупного бизнеса есть возможность открытия оффшорного банка на Кипре или в Черногории. Регистрацию морских судов удобнее всего осуществлять под флагом Кипра или Гибралтара. На Гибралтаре возможно зарегистрировать и другое недвижимое имущество, в том числе и воздушные суда.
Таким образом, у европейского предпринимателя находятся под рукой все доступные финансовые инструменты построения бизнеса. Такая универсальность европейских оффшорных зон приводит к тому, что до 90% финансовых потоков, берущих свое происхождение в одной из европейских стран в конечном итоге, перемещаясь из одного региона в другой, остаются в пределах Европы. Любимым местом осуществления финансового и налогового планирования для немцев является Лихтенштейн; для французов - Монако; Джерси, Гернси и о. Мэн традиционно привлекают предпринимателей из Великобритании; для испанцев привлекательны Мадейра и Гибралтар; для австрийцев - Люксембург и Швейцария; для греков - Кипр, пристрастия к которому распространено также среди предпринимателей из Восточной Европы и России. Например, география оффшорных компаний на Кипре выглядит следующим образом: компании, которые принадлежат бенефициарам из Европы, составляют - 81,3%; из Америки (Северной и Южной) -9,5%; из Африки - 7,4%; из Австралии - 4%.
Все оффшорные территории Европы представляют собой небольшие, и даже мини-государства, расположенные как в самом центре Европы (Лихтенштейн, Люксембург, Венгрия), так и на ее окраинах (Гибралтар). Для территории Европы, относительно небольшой в масштабах земного шара, насыщенность оффшорными зонам является достаточно плотной.
Почти у всех рассматриваемых нами оффшорных зон Европы существует еще одна особенность, о которой следует сказать отдельно. Эта особенность присуща не только оффшорным зонам Европы, но и оффшорному миру в целом, так как именно она чаще всего становится первопричиной развития оффшорной индустрии. Крохотные размеры государств, чаще бывших колоний, обрекают их на отсутствие практически всех природных ресурсов и неспособность самостоятельно развить полноценную экономику на территории своей страны. В такой ситуации основным источником дохода неизбежно становятся туризм и оффшорная деятельность.
Так, например, на Кипре нет ни сырья, ни сельского хозяйства, ни собственного производства, ни воды, ни нефти. Все, чем он владеет, - это людские ресурсы. В сочетании с выгодным географическим положением финансовый сектор делает Кипр эффективным центром для международного бизнеса на протяжении всей его длительной истории. По существу Кипр не может быть ничем иным, как центром международного бизнеса. Такие страны, как Кипр или Гибралтар, не могут сделать другой вклад в развитие международного сообщества иначе, как посредством оффшорных услуг, привлекая новых инвесторов и предлагая им более выгодные условия, чем в других странах. Привлекая богатых клиентов, оффшорные государства обеспечивают себе солидный источник дохода до 20% от ВНП в государственную казну (как в Гибралтаре) только от деятельности оффшорных компаний. Оффшорная индустрия, в свою очередь, обрастает сопутствующими услугами, создает дополнительные рабочие места и играет первую скрипку в экономике страны. Среди рассматриваемых оффшорных территорий Европы исключения могут составить лишь о. Мадейра и Венгрия. Остров Мадейра как территория принадлежит Португалии. В экономике Португалии оффшорная индустрия не играет большой роли, однако приносит большую пользу самому острову. Венгрия, создавая на своей территории оффшорный режим, изначально руководствовалась отличными от остальных оффшорных территорий соображениями. Помимо желания привлечь иностранный капитал с помощью оффшорных компаний и повысить уровень занятости населения правительство стремилось повысить экономический рейтинг с целью скорейшей интеграции в ЕС.
Исходя из всего вышеизложенного, представляется целесообразным сделать следующие выводы:
Оффшорная зона - это юрисдикция, где для субъектов экономической активности, зарегистрированных на ее территории, но осуществляющих свои коммерческие операции и извлекающих прибыль вне территории регистрации, действуют специальные налоговые и другие правила, экономически более благоприятные, чем для компаний, зарегистрированных, осуществляющих свои коммерческие операции и извлекающих прибыль на данной территории Развитию оффшорных зон способствовало получение независимости бывшими колониальными странами и их стремление сохранить эту независимость от промышленно-развитых держав. Несовершенство налоговых систем в развитых странах, непосильно тяжелое налоговое бремя компаний объективно подтолкнуло создание сектора оффшорных услуг.
Формирование оффшорных зон происходило с одной стороны под влиянием процессов глобализации в мировой экономике, с другой стороны высокого уровня налогообложения в развитых странах, который позволяет привлекать оффшорным странам еще больше клиентов. Характер условий для функционирования оффшорных компаний формирует конкурентные преимущества оффшорных зон по сравнению с другими государствами. Развитие оффшорной зоны на территории страны часто способствует развитию сопутствующих отраслей и даже формируют такое явление как оффшорную индустрию.
Оффшорную зону формирует строго определенный комплекс правил работы и условий функционирования оффшорных компаний на ее территории. Сюда относится и ставка налогообложения компаний, и режим конфиденциальности, и использование международных договоров о двойном налогообложении. По сочетанию этих правил в рамках каждой юрисдикции можно осуществить классификацию оффшорных зон. Их можно разбить на три типа: классические оффшорные зоны, центры международного бизнеса, и налоговые ниши.
В классических оффшорных зонах не взимается налог на прибыль, а все остальные налоги практически равны нулю. Здесь компании платят только ежегодные регистрационные сборы. Такие оффшорные юрисдикции не имеют двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами и обеспечивают больше конфиденциальности своим клиентам. Их требования к факту нерезидентности компании более жестки, чем в других оффшорных зонах.
В центрах международного бизнеса компании, напротив, платят налог на прибыль в размере 3-8% и предоставляют свою финансовую отчетность в налоговые органы. Компании пользуются широкой сетью договоров об исключении двойного налогообложения, а сами зоны не проводят четкую грань между оффшорными и неоффшорными компаниями, таким образом оффшорная компания часто может осуществлять деятельность на территории своей регистрации и в этом случае платить налог по обычной ставке только с такой деятельности.
Налоговые ниши - это страны с традиционно высокими ставками налогообложения. В этих государствах по отношению к определенным видам деятельности применяется низкий режим налогообложения. Во всем остальном деятельность компаний регулируется основными правилами, характерными для оффшорных юрисдикций второго типа. В истории мировой экономики прослеживается тенденция поступательного развития оффшорных зон от классического типа к центру международного бизнеса и в дальнейшем к странам, предоставляющим налоговые ниши.
К оффшорным территориям Европы относятся Андорра, Венгрия, Гибралтар, Дания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, о. Мэн, о. Мадера, Мальта, Монако, Норманские острова (Гернси, Джерси, Олдерни, Сарке), Нидерланды, Швейцария, Черногория.
Большинство оффшорных зон Европы являются Центрами международного бизнеса, где поддержание функционирования оффшорной компании требует значительных затрат. Европейские оффшорные зоны приносят до 50% дохода в бюджет своих стран и в некоторых случаях (Кипр, Гибралтар, Нормандские о-ва, о. Мэн) являются стержневой составляющей экономики этих стран. Оффшорные зоны Европы не являются полностью независимыми и подвержены влиянию деятельности Европейского Союза. Клиентами европейских оффшорных зон являются в первую очередь резиденты Европейского Союза, а также стран Восточной Европы.


Содержание раздела