d9e5a92d

Налоговые гавани

Во взаимоотношениях с оффшорными зонами в Европе существенную роль играют четыре международные организации: ОЭСР, Форум финансовой стабильности, Специальная финансовая комиссия по вопросам отмывания денег (СФК) и Комитет Европейского союза по правилам рыночного поведения.
ОЭСР была создана в 1960г. Ее задачами является разработка основных направляющих правил по внешнеэкономическим проблемам, а также координация экономической и социальной политики стран-участниц, количество которых на данный момент достигает 29 членов.

Данная организация является некоммерческой и неполитической организацией, так как не имеет своей собственной исполнительной власти.
Основные принципы функционирования оффшорной индустрии в мире, искоренения которых добивается ОЭСР, таковы:
- принцип нераскрытая имен акционеров и директоров компаний;
- создание гибких компаний, которые сами могут выбирать ставку, по которой будет облагаться налогом их прибыль; отсутствие (недостаточная эффективность международного сотрудничества) в деле обмена информацией по налоговым преступлениям и проблеме отмывания денег.
В апреле 1998 г. ОЭСР опубликовала отчет, Пагубная налоговая конкуренция: опасность глобальной проблемы. Пагубная налоговая
конкуренция определена в отчете как существование оффшорных зон и режимов с льготным налогообложением как в странах-членах ОЭСР, так и в странах, не являющихся членами ОЭСР, а также на их зависимых территориях. При подготовке данного отчета были выработаны 15 рекомендаций, направленных на противодействие нечестной налоговой конкуренции, со стороны оффшорных зон. К налоговым гаваням, практикующим политику нечестной налоговой конкуренции, отнесены:
- страны, в которых ставка налога на прибыль нулевая или символическая;
- страны, где для некоторых видов доходов установлено льготное налогообложение;
- страны, которые предоставляют нерезидентам возможность уклониться от налогообложения в стране их резидентности.
Налоговые гавани определяются по следующим действиям:
- препятствующие эффективному обмену информацией с другими правительствами в отношении налогоплательщиков, извлекающих выгоду от низких налоговых ставок;
общая непрозрачность законодательства, обеспечивающая конфиденциальность оффшорным компаниям;
- отсутствие требований к фактическому ведению бизнеса на территории данного государства.
В середине 2000 г. ОЭСР опубликовала еще один официальный документ: Отчет о работе по выявлению и устранению пагубной налоговой конкуренции. В этой работе перечислены 35 стран, которые согласно критериям доклада 1998г. причислены к государствам, представляющим угрозу формирования нормального налогового климата (см. табл.

10). В дальнейшем ОЭСР ежегодно издает подобные отчеты.

В отчете за 2001г. утверждается, что страны-члены ОЭСР вправе использовать любые доступные им способы, чтобы защитить себя от пагубной налоговой конкуренции, практикуемой оффшорными режимами. Однако, еще перед публикацией отчета за 2000г., шестью странами (Кипр, Мальта, Бермудские о-ва, Каймановы о-ва, Маврикий и Сан-Марино) были сделаны официальные заявления, содержавшие обязательства изменить налоговую практику.

Благодаря этому, данные страны не попали в черный список стран 2000г.
В результате двухлетней работы, и постоянного давления со стороны международных организаций на февраль 2002г. еще 16 стран сделали заявления о намерении изменить свое налоговое законодательство и участвовать в обмене информацией с остальными странами по первому требованию их налоговых органов. Среди упомянутых 16 стран такие европейские оффшорные зоны как о-ва.

Мэн, Гернси и Джерси.
Изначально предполагалось, что ОЭСР будет применять к странам, попавшим в ее список оффшорных территорий, самые строгие экономические меры воздействия и вводить различного рода санкции. Однако разногласия среди своих членов, и протесты со стороны многих оффшорных территорий, вынудили ОЭСР повременить с подобным решением и объявить составленный список предварительным.

Странам, попавшим в категорию оффшорных зон, был дан год на исправление ошибок, по истечении которого ОЭСР намеривалось начать активные действия, приводя в жизнь свои угрозы.

Таблица 10: Список оффшорных зон, относимых ОЭСР к оффшорным зонам
Ангуилла Либерия о. Ст. Винсент
Андора Лихтенштейн Сейшельские о-ва
Антигуа о-ва Мальдивы о. Тонга
Аруба Маршаловы о-ва о-ва Тюрке и Кайкос
Багамские о-ва Монако Виргинские о-ва
Бахрейн Монсерат Вануату
Барбадос о. Науру Западное Самоа
Велиз Нидерландские Антилы о-ва Кука
Бр. Виргинские о- ва о. Ниуэ Доминика
о. Гернси Панама Гибралтар
о. Мэн Ст. Кит и Невис о-ва Гренада
о. Джерси о. Ст. Лучия
Источник: The OECD’S Project on Harmful Tax Practices: The 2001 Progress Report// OECD - June 6, 2000
Со своей стороны 28 февраля 2000 г. Комитет Европейского союза по правилам рыночного поведения сделал достоянием общественности собственный доклад по налогообложению бизнеса в странах ЕС. Комитетом были проанализированы налоговые законодательства, сотни налоговых постановлений и инструкций, применяемых в Европейском Союзе. Из нормативных актов и постановлений 66 были признаны нарушающими тенденцию налоговой гармонизации в Европе и наносящими вред налоговым режимам других стран. Примечательно, что среди отобранных документов -нормативный акт, регулирующий торговлю дьюти-фри в аэропорте Шенон (Ирландия), закон о холдинговых компаниях в Люксембурге и Нидерландах. Таким образом, данный доклад можно считать направленным не только против оффшорных зон, но и против международного финансового планирования и суверенного права государств принимать оптимальные для них налоговые правила.
Другим участником противодействия мировой оффшорной практике, как уже упоминалось, является Форум финансовой стабильности (ФСС). Данная организация была учреждена Большой семеркой после азиатского кризиса 1998г. для изучения движения финансовых потоков в мировом масштабе, исследования методов борьбы с быстрым перераспределением финансовых средств. Исследования, проведенные в рамках данной организации, позволили опубликовать доклад, в котором 25 стран-лидеров оффшорного бизнеса были подразделены на три группы и описаны согласно степени угрозы, которую они представляют для мировой финансовой стабильности. В документе признается, что оффшорная финансовая деятельность может быть хорошо организована и управляема на уровне государственных структур. Тем не менее, отмечен и ряд оффшорных зон, которые представляют собой серьезную проблему для международного экономического сообщества. Эти страны в отчете отнесены к третьей, самой неблагонадежной группе. В эту категорию стран были включены такие лидеры мировой оффшорной индустрии, как Каймановы о-ва, Виргинские о-ва, Багамские о-ва. Согласно свидетельствам специалистов самого ФСС, данный рейтинг был составлен на основе шкалы финансовой активности данных территорий, а деятельность указанных стран представляет собой потенциальную опасность только в случае непрозрачности законодательства указанных территорий.
В первую же группу стран были включены те оффшорные зоны, в которых имеется хорошая инфраструктура, в том числе проработанная законодательная база, большой накопленный опыт управления компаниями.
Это такие страны, как Гонконг, Люксембург, Швейцария. Сюда же были отнесены Ирландия, о-ва Гернси и Джерси, о. Мэн с пометкой, что им необходимо и в дальнейшем проводить усовершенствование своего законодательства и процедур по обмену информацией с другими странами. Вторая группа стран состоит из Андорры, Бахрейна, Барбадоса, Бермудских о-в, Гибралтара, Лабуана, Макау, Мальты и Монако. В отличие от первой группы эти страны должны предпринимать все необходимые усилия для того, чтобы их инфраструктура и законодательное обеспечение соответствовало уровню стран первой группы. Третью группу указанной выше классификации составили 16 стран: Ангуила, Аруба, Багамские о-ва, Британские-Виргинские о-ва, Кайманские о-ва, о-ва Кука, Коста-Рика, Кипр, Лихтенштейн, Мауритц, Нидерландские Антилы, Панама, Сейшельские о-ва, о-ва Тюрке и Кайкос, о. Вануату.
Приняв данную градацию стран, ФФС стремился показать, что оффшорные зоны сами по себе не являются злом - они представляют угрозу лишь тогда, когда в них не поддерживаются адекватные правила ведения бизнеса. Такие неадекватные оффшорные зона ФСС предупредил, что в дальнейшем, если они не будут стремиться к международным стандартам, против них будут введены жесткие санкции, включая запрет на деловые операции с основными финансовыми центрами мира.
Надо заметить, что принципы деления оффшорных стран на три группы, как и критерии адекватности, пока остаются невыясненными. Разделив оффшорные страны на три группы, одна из которых вполне отвечает всем международным стандартам, ФФС вступил в противоречие с самим собой. Наличие первой группы стран, уровень законодательства которых, по мнению ФСС почти идеален ставит под сомнение утверждение, что их оффшорная деятельность создает какую-то угрозу мировому финансовому сообществу.
Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (СФК), (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) была создана в июле 1989 г. в Париже по решению совещания стран Большой семерки на высшем уровне. Эта Комиссия является межправительственной организацией, целью которой является разработка и содействие политике государств, направленной на борьбу с отмыванием денег. В настоящее время членами СФК являются 26 государств, и это - государства члены ОЭСР, а также Гонконг и Сингапур. Кроме того, в состав СФК входят две международные организации: Комиссия Европейских Сообществ и Совет по Сотрудничеству Стран Персидского залива. Как видно, из 26 государств - членов СФК 18 являются европейскими странами.
Наряду с рекомендациями, являющимися основой для разработки государствами законодательства, направленного на борьбу с отмыванием денег, СФК издает рекомендации по конкретным проблемам. В июне 2000 г. СФК огласила список, из 15 стран, которые по мнению СФК проявляют наименьшую склонность к сотрудничеству по международному обмену финансовой информацией. В этот список были включены Багамские, Каймановы и Маршаловы о-ва, о-ва Кука Ст. Кит и Невис, о. Ст. Винсент и Гренадины, Науру, Ниуэ, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Филиппины, Россия.


Как ни парадоксально, но почти для всех из вышеперечисленных юрисдикций занесение в список той или иной международной организации наносит серьезный ущерб для их репутации на международной арене. Для многих стран занесение в список СФК было равносильно оскорблению. Поэтому некоторые оффшорные зоны шли на все, чтобы избежать попадания в этот список. Оффшорными юрисдикциями был проведен ряд переговоров непосредственно с представителями ОЭСР, в ходе которых обсуждалась деловая практика, сложившаяся на их территории. В итоге шестью юрисдикциями, включая Бермудские о-ва, Каймановы о-ва, Кипр, Мальта, Маврикий, Сан-Марино, были подписаны официальные заявления, в которых странами было обещано предпринять все необходимые меры по изменению законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами. В дополнение к данным заявлениям каждая из стран подписала приложение с перечнем конкретных мер, обязательных к осуществлению до конца 2005г.
Обмен информацией является камнем преткновения в отношениях между оффшорными зонами и промышленно развитыми странами. Можно предвидеть, что оффшорные зоны, которые пойдут на сотрудничество с ОЭСР и согласятся участвовать в обмене информацией по всем налоговым вопросам, потеряют большую часть своих клиентов. Но при другом варианте событий ОЭСР намерена добиваться отмены договоров об избежании двойного налогообложения с неподчинившимися странами. Это не представляет угрозы для тех оффшорных зон, где ставка налогообложения стремится к нулю, и которые, следовательно, не имеют широкой сети договоров об исключении двойного налогообложения. Однако, для большей части оффшорных юрисдикций Европы подобная тактика ОЭСР может обернуться катастрофой. Именно по этому многие из оффшорных юрисдикций, пошли на сотрудничество с ОЭСР.
В действиях ОЭСР явно прослеживается двойной стандарт. Наряду с угрозами в адрес стран, не собирающихся менять свои налоговые режимы, не предполагается применение каких-либо санкций в отношении стран членов ОЭСР, которым также было рекомендовано адаптировать свое налоговое законодательство, в случае, если такие изменения не будут приняты. Та же политика наблюдается и по отношению к принципу банковской конфиденциальности. Например, Швейцария несколько раз отказывалась полностью устранить у себя режим конфиденциальности банковских счетов. Конституция Австрии гарантирует наличие конфиденциальности банковских счетов. Люксембург, Бельгия и Греция с неохотой реагируют на необходимость отказа от банковской конфиденциальности. Тем не менее, в адрес ни одной из этих стран не были произнесены угрозы ощутить на себе влияние финансового давления или даже протекционизма со стороны других стран членов ОЭСР.
У налогового картеля, такого, как его задумала ОЭСР, нет будущего, если только все страны мира не решат присоединиться к данной политике. Если предположить, что всем странам-членам ОЭСР удастся унифицировать на высоком уровне ставки своих налогов, налоговая конкуренция не исчезнет, а еще более обострится. Вся деловая активность переместится в страны с более низким уровнем налогообложения не входящие в ОЭСР и оффшорные зоны, вследствие чего промышленно развитым странам не удастся поддержать даже прежний объем налоговых поступлений в бюджет. Поэтому ОЭСР принимает беспрецедентные шаги, чтобы заставить страны, не входящие в ОЭСР, изменить свои налоговые политики.
Создание налогового режима с высокими налогами при слабой экономике не может быть панацеей. Во многих случаях увеличение налога может быть расценено как увеличение налогового бремени не только для бизнеса, но и для частных лиц. Ставка налога - очень тонкий экономический инструмент. Нельзя забывать, что ее величина может в руках государства стать умелым рычагом обеспечения эффективного экономического развития. Ставка не может быть статичной. Она может и должна меняться в зависимости от экономического климата страны. Даже учитывая влияние глобализации, в настоящий момент, можно сказать, все страны находятся на разных уровнях экономического развития, на разных этапах экономических колебаний. Страны единой Европы неблизки друг к другу настолько, чтобы можно было без малейших сомнений ввести единую ставку налога на всей территории ЕС. Налоговая ставка не может быть насильно раз и навсегда навязана сверху. По данным на 1998г. в Германии 45% ВНП формируется за счет налогов, во Франции эта цифра - 50%, в Италии - 47%. Это больше, чем в 1990 г. Средняя налоговая ставка на доходы в Германии составляет более 50%. Такой уровень налогообложения сорок лет назад сочли бы конфискационным.
Таким образом, напрашивается вывод, что сейчас идет активная борьба за уничтожение налоговой конкуренции между странами. В конечном счете международное давление может привести, хотя и не сразу, к глобальной стандартизации налогообложения, к прозрачности финансовых операций и обмену налоговой информацией между странами. Положение оффшорных режимов осложняется еще и тем, что международные организации, никак не могут выработать единую политику по отношению к оффшорным зонам. Например, по классификации ФФС о. Мэн и Нормандские о-ва относятся к хорошим территориям, эти же страны по классификации ОЭСР относятся к плохим оффшорным режимам. Вся работа, проделанная ОЭСР, ставит своей целью принудить плохие оффшорные режимы изменить свое законодательство и адаптировать его к требованиям ОЭСР. Рейтинг СФК винит оффшорные режимы в пособничестве отмыванию денег и в непредоставлении информации другим странам.
Последствия уничтожения оффшорных режимов. Нападки со стороны международных организаций на оффшорные зоны могут привести к уничтожению принципа экономического оффшора и конфиденциальности во всем мире. Запрет на оффшорную индустрию во многих странах может существенно сказаться на их экономическом развитии. Кроме того, их суверенитет может оказаться под вопросом. Кроме того, что пострадают обычные налогоплательщики и исчезнет режим конфиденциальности, отсутствие оффшорного режима может существенно сказаться на свободной торговле товарами и услугами, и даже развитии туристического бизнеса.

- Более высокие налоги для налогоплательщиков

Мнение ОЭСР однозначно и указывает на то, что налоговая конкуренция - это плохо, и что правительства всех стран должны сделать все возможное для того, чтобы искоренить данное явление. Об этом можно судить по следующим высказываниям.

Безналоговые режимы называются гонкой в никуда, где финансовые решения и решения о размещении деловой активности в первую очередь зависят от уровня налогообложения, существование оффшорных режимов будет означать искажение финансовых потоков и более сложные условия достижения честной конкуренции.

По мнению ОЭСР для борьбы с оффшорными зонами необходимо международное сотрудничествои налогообложение больше не является функцией отдельно взятой территории или правительства, здесь нужен глобальный подход.
Многие экономисты и политики убеждены, что если налоговая система страны является главной причиной переориентации экономической активности в каком либо регионе, подобная система пагубна и подлежит устранению. Но поскольку различий в налоговых системах отдельно взятых стран, которые могут вызвать переориентацию экономической активности, очень много, то единственным способом устранения пагубной налоговой конкуренции является введение одинакового налогового режима для всех стран мира.

Другими словами, создание налогового картеля будет означать изменение правил игры на мировом экономическом рынке, при котором неудачникам больше не нужно будет биться за свое положение на рынке, так как они в любом случае получат свою долю.
Таким странам, как Германия и Франция, где уровень налогообложения очень высок, налоговая унификация принесет немалый эффект. Создание налогового картеля будет означать подтягивание налоговых ставок во всех остальных странах к уровню Франции и Германии.

Формирование унифицированной системы в виде налогового картеля может быть только началом. Следующим шагом может стать появление международной структуры, единого налогового органа правомочного действовать во всех странах.

И хотя по заявлению ОЭСР, цель всех мер, предпринимаемых ею в последнее время, - обеспечить равномерное распределение налогового бремени между всеми участниками экономических отношений; в реальности это означает повышение уровня налогообложения для всех.

- Угроза свободной торговле в мировом масштабе

ОЭСР призывает своих членов к финансовому протекционизму, направленному против оффшорных зон, с целью заставить оффшорные зоны подчиниться выдвигаемым требованиям. Такой финансовый протекционизм может существенно исказить международные финансовые потоки и даже привести к финансовой блокаде.

Несмотря на то, что ОЭСР не имеет реальных полномочий вводить санкции против стран, не желающих сотрудничать по налоговому вопросу, эта международная организация разработала целый ряд мер, включая штрафы, запреты, пени.

Пока неясно, будут страны-члены ОЭСР применять эти меры на практике. Скорее всего, часть мер будет применена.

Так например, возможен вариант, когда страны Большой Семерки наложат определенные ограничения (или запретят вообще) операции с некоторыми оффшорными зонами. Уже сейчас в некоторых странах действуют подобные запреты.

Французское правительство заявило, что Международный Валютный Фонд должен пересмотреть свое отношение к финансовым вливаниям в страны, практикующие оффшорные режимы.
Несколько раз поступали предложения о полном эмбарго оффшорных юрисдикций путем запрета для банков устанавливать корреспондентские отношения с финансовыми институтами, имеющими лицензию, выданную в одной из оффшорных зон. Сегодня наиболее жесткую позицию по отношению к оффшорным зонам занимает Франция. Именно здесь высказывались предложения о полном запрете на любые финансовые операции с оффшорными зонами. Похожие взгляды и высказывания являются инородными для свободного развития мировой торговли и расширения бизнеса многих компаний.

Дискриминация любого рода, в том числе и финансовое эмбарго оффшорных зон, значительно отразится на развитии торговых отношений в мировом масштабе, а не только в масштабе самих оффшорных зон.

Многие торговые операции, финансово проходящие через оффшорные зоны, в реальности осуществляются по всему миру. Кроме того, введение финансового протекционизма нарушает концепцию ОЭСР О свободе торговли и инвестиций, невзирая на национальные границы.

- Угроза суверенитету

Позиция международных организаций, в отношении оффшорных зон, нарушает право ряда стран самостоятельно определять свою налоговую политику. Цель промышленно развитых стран заставить оффшорные зоны поднять уровень налогообложения и отказаться от режима конфиденциальности. Таким образом, ОЭСР стремится нарушить двухсотлетнюю практику налогообложения; страны, имеющие высокий уровень налогообложения, стремятся обложить налогами предпринимательскую деятельность и активы компаний вне своих территорий.

Традиционно в международной практике налогообложения используется территориальный принцип или принцип источника дохода.

Этот принцип позволяет облагать налогом лишь доходы, извлеченные на собственной территории данного государства. Территориальный принцип налогообложения подтолкнул станы к налоговой конкуренции.

Тем не менее, ни одна страна не обязана собирать налоги в пользу другой страны.
Большинство ныне промышленно развитых стран сделало рывок в своем экономическом развитии в XVIII веке, на протяжении которого многие из них не облагали налогами ни один из видов доходов. Сегодня развитые государства Запада, которые два столетия назад сами были бедными сельскохозяйственными странами, запрещают оффшорным зонам использовать тактику, что была некогда применена ими для улучшения инвестиционного климата.
Инициативу со стороны промышленно развитых государств, направленную против оффшорных зон, можно назвать военной компанией. Дополнительное соглашение, составленное ОЭСР и направленное в адрес оффшорных зон, требует от последних беспрецедентных мер по изменению их внутреннего законодательства.

Подписав данное соглашение, оффшорные зоны будут обязаны повысить свой уровень налогообложения до уровня некоторых промышленно развитых стран. Несмотря на то, что по утверждению ОЭСР, подготовленные ее документы, являются попыткой установить справедливые международные стандарты, их можно расценить как вмешательство во внутренние дела других стран.

Если идеи, заложенные в этих документах воплотятся в жизнь, то по экспертным оценкам в некоторых странах ВНП может упасть на 25%, что сопоставимо с уровнем его падения в США во время великой депрессии. Даже при самом лучшем стечении обстоятельств это сделает данные страны полностью зависимыми от помощи, оказываемой им промышленно развитыми странами.

В худшем же случае это может ввергнуть бывшие оффшорные зоны в положение банановых республик.

- Отмена режима конфиденциальности

Поскольку без точной информации о финансовой активности налогоплательщиков невозможно осуществлять правильное и грамотное налогообложение, уничтожение режима конфиденциальности в оффшорных зонах приоритетно для действий ОЭСР. В первую очередь речь идет о соблюдении банковской тайны.

Изначально банковская тайна рассматривалась как инструмент защиты от произвола и диктата со стороны государства.

Но и в современном мире, где угроза тотальной диктатуры достаточно слаба, банковская тайна сохраняет существенное значение. Для многих это - способ обрести политическую независимость.

В эпоху попыток полного контроля государства над каждым из своих граждан с помощью электронных баз данных банковская тайна может чуть ли не островком защищенности частной жизни отдельно взятого человека.



Содержание раздела