d9e5a92d

Морской торговый порт Калининград

Важно отметить, что морской торговый порт Калининград - самый западный и единственный незамерзающий российский порт на Балтике. Он расположен в юго-восточной части Балтийского моря в устье реки Преголя и соединен с морем судоходным каналом длиной 43 км с гарантированной глубиной 9 м. Порт находится на пересечении основных интермодальных транспортных коридоров.

От морского торгового порта Калининград -кратчайшее, относительно других портов Балтики, расстояние до основных портов в Западной Европе.

Через морской торговый порт осуществляется экспорт удобрений, металлов, бумаги, целлюлозы, леса; импорт черных металлов, сахара, минерально-строительных материалов, контейнерных грузов. Морской рыбных порт обеспечивает экспорт нефтепродуктов и рыбопродукции.
Рассматривая транспортную инфраструктуру Калининграда, помимо трех портов Калининграда на Балтийском море необходимо отметить два аэропорта: из них пассажиры ежедневно могут вылетать в Западную Европу, Копенгаген и Берлин, в Восточную Европу и Азию, в 27 городов России и стран СНГ. Железнодорожный транспорт Калининграда развит достаточно хорошо и позволяет принимать грузы из Западной Европы по узкой колее, отправляя их в Россию по широкой.

Движение пассажирских поездов организовано в двух основных направлениях с ежедневным убытием одного поезда через Гданьск на Берлин и 6 поездов через Вильнюс и Ригу в Россию и страны СНГ.

Существует регулярное автобусное сообщение с Польшей, Германией, а также Чехией. Расстояние от Калининграда до Вильнюса составляет всего 350 км, до Берлина - 600 км, до Стокгольма - 650 км, до Копенгагена - 680 км, до Осло - 850 км.

Сложившийся характер транспортных отношений с регионом делает его более доступным для посещения европейцами, в частности немцами, чем россиянами.

Чтобы попасть в область с остальной территории России необходимо преодолеть 3 государственные границы.
Уже сейчас данный регион более связан экономическими отношениями со своими западными соседями, чем с Россией. По состоянию на октябрь 2000 г. в Калининграде всего зарегистрировано 18136 юридических лиц. Из них 1454 предприятий с иностранными инвестициями, 85 филиалов и 20 представительств иностранных фирм. Инвестируемый иностранный капитал на душу населения в Калининградской области в 1,5 раза выше чем где-либо в России.

В создании предприятий с иностранными инвестициями в Калининградскую область приняли участие представители 51 государства.

Среди стран-инвесторов ведущее место занимают Польша, Германия, Литва, Латвия, Белоруссия. По состоянию на 1 января 2001 г. на территории Калининградской области зарегистрировано 375 предприятий с участием литовского капитала, 19 филиалов литовских предприятий, 7 представительств фирм.

Всего литовцы уже вложили в экономику Калининграда около 100 млн. рублей. В Калининградской области активно работает около 50 предприятий
со ЮО-% немецким капиталом, совместные предприятия и предприятия с немецким долевым участием.
Около 40% всего внешнеторгового оборота области приходится на долю трех стран - Германии, Польши, Литвы. Основные виды продукции и услуг предприятий с иностранными инвестициями составляют целлюлоза, бумага, картон, меха, меховые изделия, мебель, одежда и обувь, продовольственные товары, судоремонт, строительные работы, услуги морского транспорта и услуги по организации досуга.

Таким образом, можно сделать вывод, что для иностранных партнеров область интересна, прежде всего, как сырьевой придаток.
Таблица 17: Структура объемов производства Калининградской области по отраслям промышленности за январь - сентябрь 2000 г.

Отрасль Объем продукции млн. руб. Удельный вес, %
Электроэнергетика 861,3 10,6
Топливная 2816,9 34,8
Машиностроение и
металлообработка
1768,4 21,8
Лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная
715,6 8,8
Промышленность
стройматериалов
92,4 и
Легкая 64,8 0,8
Пищевая 1649,4 20,4
Мукомольно-
крупянная
36,1 0,4
Полиграфическая 52,3 0,6
Прочие 44,4 0,7
Промышленность,
всего
8101,6 100,0
Источник: Проект федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до
2010г.
Несомненно то, что Калининградская область представляет большой интерес для России, и именно сейчас данному региону нужно уделять повышенное внимание. Интеграционные процессы, набирающие все новые обороты в Европе, в перспективе могут коснуться и Калининградской области. Отдельные признаки этой тенденции заметны уже сейчас. Углубление данных процессов может привести к отделению области от страны. Чтобы не допустить подобного поворота событий, необходимо определение приоритетов и разработка программы дальнейшего развития региона. Одной из таких программ может стать создание центра международной деловой и финансовой активности на территории Калининградской области. Во первых, усиление интеграционных процессов в Европе будет означать отмену большого количества налоговых льгот в европейских странах, в частности в странах, входящих в Европейское сообщество. В 2003 г. Кипр станет полноправным членом ЕС. Чтобы полностью интегрироваться в Европейский Союз, Кипру необходимо реализовать 592 директивы сообщества. К сегодняшнему дню осталось исполнить чуть более ЗОО. Это означает окончание деятельности оффшорной зоны на территории острова, отмену регистрации оффшорных компаний, либо их перевод в другую оффшорную юрисдикцию. Можно предположить, что в этом случае большая часть оффшорных компаний передислоцируется на Нормандские о-ва, но далеко не все компании смогут сделать это. Огромное количество потребителей оффшорных услуг, особенно из европейских стран, создают оффшорные компании на Кипре в связке с оффшорной компанией на одном из островов Нормандской гряды. В случае отмены оффшорного режима на Кипре под угрозой распада могут оказаться целые финансовые схемы. Закрывая одну оффшорную зону за другой, нельзя добиться искоренения явления оффшорности в бизнесе. Спрос на оффшорные услуги не только не упадет, но возрастет еще больше. Капиталы в буквальном смысле слова будут метаться по Европе в поисках более выгодных условий вложения. В этой связи создание центра международного бизнеса в Калининграде может оказаться наиболее удачным решением с точки зрения привлечения финансового капитала в регион.
Во-вторых, общеевропейский интеграционный процесс на данном этапе выражается не только в поступательной внутренней интеграции стран-членов, но и также в присоединении к Европейскому Союзу новых стран-участников. В большей степени расширение ЕС происходит на восток, при этом экономический и интеграционный альянс развивается весьма динамично. По версии Совета по внешней оборонной политике РФ, число государств-членов ЕС к 2010 г. возрастет до 25. Несомненно, что для Калининградской области очень важно поддержание экономических отношений со своими географическими соседями. В большинстве случаев такое экономическое сотрудничество осуществляется в значительной степени при курирующей роли ЕС. Тем не менее, со стороны Европейского Союза сотрудничество с Калининградской областью осуществляется все больше в отношении разработки природных ресурсов, и в частности, нефтегазовых месторождений. Данный экономический перекос во взаимовыгодных отношениях не учитывает интересы Российской Федерации. Положение Калининградской области осложняется еще и тем, что ее соседи стремятся присоединиться к НАТО.
Шансы вступления в НАТО Польши и Литвы весьма высоки, при таком развитии событий Россия получит еще и военный анклав в тылу противника. Даже если расширение НАТО на восток в ближайшем будущем и не произойдет, Калининградская область будет на себе ощущать сильное давление, оказываемое со стороны Европейского Союза.
В этой связи развитие центра деловой и финансовой активности в Калининградской области позволит региону дистанцироваться от притязаний как соседних государств, так Европейского Союза, и держать своих соседей на расстоянии вытянутой руки. В геополитическом плане именно слабый несамостоятельный регион представляет больше интереса для ближайших соседей. Нельзя не признать, что формирование такого центра повысит уровень самообеспеченности региона, однако это ни в коей мере не будет способствовать отторжению области от России. Калининградская область и так удалена от Российской Федерации на значительное расстояние, а развитие международной деловой и финансовой активности на ее территории позволит обернуть ее недостаток - географическую анклавность - в экономическое преимущество.
Главным моментом, на котором следует сделать акцент, является то, что именно федеральное правительство должно инициировать данную стратегию развития в регионе. В целом федеральное влияние в Калининградской области должно быть усилено. Функционирование центра международного бизнеса в данном регионе РФ возможно только на основе специально разработанного законодательства. Причем данное законодательство должно быть разработано и утверждено на федеральном уровне. Развитие региона невозможно только на основании решения местных властей, в виде предоставления льгот. Такая политика в отношении региона важна еще и потому, что чрезмерно широкие экономические права местной администрации области усиливают настроения независимости Калининградской области, что может спустя некоторое время привести к отделению области от России.
Эксперименты с налогами здесь уже проводились, но не один из них не оказался удачным. В настоящий момент область пользуется статусом особой экономической зоны. Все преимущества и льготы, которые предоставляла СЭЗ, съедались огромными транспортными издержками. Ввиду анклавности региона неблагоприятные для области тарифные условия при транзите грузов через территорию Литвы и Белоруссии делают калининградское направление дорогим, значительно утяжеляют стоимость выпускаемой продукции. Налоговые льготы, которые были предоставлены региону, не вызвали экономического подъема, а лишь превратили его в дешевый перевалочный пункт для импорта. На этапе 1996 - 1997 гг. Закон Об Особой экономической зоне в Калининградской области наполнил потребительский рынок региона дешевой импортной продукцией. Несмотря на таможенные льготы и достаточно высокий уровень иностранных инвестиций в регионе, социально-экономические показатели жизни населения остаются на том же уровне.


Таблица 18: Налогообложение в Калининградской области.
Налог Действующий Предполагаемый
Налог на прибыль 35% 24%
НДС внутренний 20% 20%
НДС при экспорте и при импорте 0% 0%
Таможенные пошлины 0% 0%
Акцизы при экспорте и при импорте 0% 0%
Акцизы внутренние Абсолютные величины % от абсолютной
величины
Роялти от 6% до 16% от 3% до 8%
Налог на ВМСБ 10% 7,5%
Источник: Каика 3., Беккер А. Оффшор в Калининграде хочет создать Минэкономразвития// Ведомости
- 15.06.2001
Надо заметить, что и в настоящее время в Министерстве финансов разрабатывается проект целевой программы для Калининграда. Данный проект предполагает радикальное снижение налогообложения в регионе.
Предполагается освободить налогоплательщиков от уплаты в федеральный бюджет всех налогов, кроме подоходного, единого социального и НДС. Кроме того, вдвое уменьшатся акцизы, сократятся платежи по роялти и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Тем не менее, остается неясным, станут ли вышеописанные налоговые нововведения теми оптимальными регулирующими нормами, которые позволят открыть внутренний рынок зарубежным фирмам и привлечь дополнительные иностранные инвестиции. К тому же предполагается, что все калининградские льготы, предусмотренные описанным выше проектом, будут стоить федеральному бюджету до 1 млрд, руб. в год. Однобокое решение проблемы основанное лишь на предоставлении налоговых льгот не будет является достаточно эффективным. Необходимо формирование целого делового климата обеспечивающего формирование нормальных условий для функционирования компаний. На территории Калининградской области налоговые льготы применимы лишь к продукции предназначенной на экспорт, так как в противоположном случае все льготы компенсируются фактором анклавности региона. Для привлечения иностранного капитала одних налоговых льгот недостаточно.
Другим решением, наиболее подходящим для региона может стать создание центра международного бизнеса на его территории, который может стать альтернативой другим предлагаемым налоговым вариантам, так как будет означать принятия целого комплекса мер. Не следует рассматривать такой центр как предоставление налоговых льгот компаниям, как формирование еще одного льготного налогового режима. Центр международного бизнеса это не тоже самое что свободно-экономическая зона, где компании функционируют за счет налоговых льгот, и именно за счет этих льгот получают большие экономические выгоды, так как в остальном их деятельность ничем не отличается от деятельности компаний вне свободноэкономической зоны. Отличие состоит в том, что функционирование в рамках такого центра осуществляется на основе специально разработанных правил -законодательных, налоговых, валютных.
Центр международного бизнеса может стать целым сектором в экономике региона, если соответствующие правила четко сформулированы и подобраны оптимально. Ингушетия так и не смогла стать полноценной оффшорной зоной, почувствовать все выгоды от ее функционирования. Благоприятный налоговый режим рассматривался как предоставление льгот предприятиям, как недобор средств в бюджет, которые затем должны были погашаться местной администрацией. Одной из причин неудачи являлась система кредитования, предложенная федеральным правительством, которая легла в основу формирования оффшора. Бюджетная ссуда в размере 950 млн. руб. должна была погашаться в том числе и за счет средств, получаемых от регистрации оффшорных предприятий. Таким образом, оффшорную деятельность нельзя формировать за счет отмены части налогов причитающихся в федеральный или в территориальный бюджеты. Недопустимо также расценивать функционирование центра международного бизнеса как недобор налогов в бюджет того или иного региона.
Прежде всего, создание центра международного бизнеса является укреплением зонального бюджета при минимальных затратах на формирование зоны. Функционирование центра влечет за собой развитие сопутствующих ей отраслей - банковской, финансовой, туристической. Деятельность центра может способствовать сокращению безработицы, повышению занятости местного населения, повышению профессиональной подготовки кадров. А в рамках международной практики существуют большое количество инструментов, посредством которых государство может направлять развитие такого международного центра в том или ином направлении.
При формировании центра международного бизнеса важно не относиться к данному процессу как к эксперименту, ограниченному строго определенными временными рамками. Такое отношение предполагает неуверенность в результате со стороны властей и возможность досрочного прекращения всякой деятельности по формированию центра и его дальнейшего существования. Экспериментальность, ограниченность во времени, отсутствие гарантий со стороны властей обязательно вызовет недоверие со стороны потенциальных потребителей. Компании с серьезными намерениями на долгосрочное функционирование никогда не выберут экономическую зону, которая создана в порядке эксперимента. И наоборот, такое образование может привлечь компании одной сделки, такие компании, которые специально создаются под осуществление какой-либо одной финансовой операции в рамках давно продуманного плана. После прохождения денег по счетам упомянутой выше компании ее либо закрывают, либо забывают о ней. Сейчас тенденция со стороны центров международного бизнеса такова, что они все больше и больше озабочены своей репутацией. Им невыгодна регистрация компаний однодневок, учитывается и тот факт, что такие компании за ненадобностью просто перестают платить взносы. Респектабельные центры международной деловой и финансовой активности нацелены на долгосрочное сотрудничество, в том числе и со стороны компаний.
В связи с этим необходимо отметить еще одно важное правило. В рамках действия таковой на компании должно налагаться минимальное количество ограничений. Это означает, что компании должны пользоваться максимальной свободой, особенно в отношении потока их денежных средств и принятия управленческих решений. Компания приходит на международный рынок не для того, чтобы ей диктовали, как и где ей разместить ее финансы (как это было в Ингушетии в случае с Банком Бин), а для того, чтобы открыть для себя новые возможности финансового менеджмента.
Калининградская область как нельзя кстати подходит для развития центра международного бизнеса. Налицо все предпосылки и возможности для формирования такового. Во-первых, следует отметить удачное географическое расположение Калининградской области. Особое геополитическое положение Калининграда как российского анклава в центре Европы делает развитие международного центра на данной территории крайне привлекательным. Потенциальными потребителями делового центра в Калининграде могут быть компании именно из европейских стран и стран Балтии. Не маловажным является также то факт, что временная разница с таким европейскими городами как Берлин, Париж, Люксебург, Брюсель, составляет всего один час.
Во-вторых, еще одним преимуществом Калининграда является избыточная дешевая рабочая сила, в том числе и высококвалифицированные специалисты. Налицо высокий уровень образования местных кадров и невостребованность данных специалистов на рынке. В области существует целый ряд высших учебных заведений и исследовательских учреждений, располагающих высококвалифицированными кадрами, здесь сформирован достаточно высокий научно-технический потенциал. В последние годы наметились определенные позитивные тенденции в сфере высшего образования. По численности студентов на 1 тыс. человек населения Калининградская область превосходит соседние государства. Область располагает значительным кадровым и научным потенциалом. Здесь работают около 30 научно-исследовательских учреждений. Систему высшего образования представляют такие учебные заведения как Калининградский государственный университет (6,5 тыс. студентов), Калининградский государственный технических университет (3,7 тыс. студентов), а также филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей экономики и права, и Филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики. Наряду с государственными учебными заведениями, в области имеется также ряд негосударственных учебных заведений, наиболее известным из которых является Калининградская школа международного бизнеса.
В третьих, в регионе развита банковская инфраструктура. И, хотя спектр оказываемых банками услуг и размер их уставных капиталов невелики, большое их количество обеспечивает здоровую конкуренцию между ними и способствует развитию банковского сектора. Помимо Сберегательного Банка РФ, в регионе существуют также еще 13 достаточно крупных местных банков, а также 15 филиалов иногородних коммерческих банков, в том числе банк Возрождение, Альфа-Банк, Банк Москвы, Гута-Банк, Внешторгбанк и функционирует представительство польского банка Кредит банк ПБИ АО.
В четвертых, возвращаясь к географическому расположению, Калининградской области, нельзя не отметить тот факт, что она имеет все шансы для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющих не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Естественно, что для этого необходимо наличие достаточно мощных, имеющих большую пропускную способность систем связи, позволяющих обеспечить высокое качество услуг с использованием всего спектра передовых технологий. Формирование такого международного многофункционального телекоммуникационного узла, возможно осуществить с помощью прокладки оптико-волоконной линии связи и строительства радиотелевизионной передающей станции.
В пятых, на территории области существуют все предпосылки для развития туристической индустрии. Калининградская область - край совершенно особой исторической судьбы, с которой связаны имена великих философов и талантливых поэтов. Судьба Восточной Пруссии наложила свой отпечаток на состав культурных сооружений. Имеется курортная зона, которая простирается по берегу калининградского побережья на сотню километров. Это место больше всего подходит для рекреационного отдыха. Ведущим лечебным фактором является климат. Близость Балтийского моря обуславливает насыщенность воздуха частицами морской соли, йодисто-бромистыми соединениями. Вторым лечебным фактором является наличие торфяных лечебных грязей, а также присутствие запасов минеральных вод. На территории области существуют около 100 предприятий туризма. Гостиничная индустрия насчитывает около 40 гостиниц. Наличие потенциала развития туристического бизнеса в регионе - очень важный фактор для оффшорной индустрии. Это повышает привлекательность региона и не только с точки зрения имеющихся развлечений, но и с точки зрения ведения бизнеса. В мировой практике практически всем успешным центрам международной деловой и финансовой активности сопутствуют прекрасные туристические возможности.
Следует иметь в виду, что формирование центра международного бизнеса всегда влечет за собой и развитие сопутствующих отраслей. Банковская, финансовая сферы, аудиторские и юридические услуги, гостиничная инфраструктура - все становятся востребованными в условиях развития зоны. Повышенный спрос на вышеперечисленные услуги может стать причиной привлечения иностранного капитала для развития банковской, финансовой, гостиничной индустрии. Из опыта развития центров международного бизнеса Европы видно, что такой деятельности всегда сопутствуют крупные международные компании и банки, создаваемые с целью обеспечения жизнедеятельности международных компаний, но действующие по правилам установленным для резидентов региона.
Возможный режим функционирования центра международного бизнеса в Калининградской области. Как уже говорилось ранее, на 50% успех развития деятельности центра зависит от законодательной базы и налогового режима определяющих условия регистрации и функционирования компаний. Попробуем рассмотреть составляющие основы такой деятельности и сделать выводы об оптимальных условиях, которые подойдут для развития центра международного бизнеса на территории Калининградской области.
Для начала необходимо отметить два самых важных условия, без соблюдения которых развитие региона в данном направлении будет скованным и даже невозможным. Первым таким условием является отсутствие валютного контроля для компаний участвующих в международных финансовых операциях. Зачисление и списание денежных средств на расчетные счета компаний не должно подвергаться никаким ограничениям, за исключением ограничений, накладываемых самим принципом нерезидентности для компаний осуществляемых деятельность за пределами РФ. Вторым необходимым условием является введение упрощенного визового режима для въезда иностранных граждан на территорию Калининградской области. В рамках делового центра должна быть разрешена регистрация компаний всех форм собственности, предусмотренных российским законодательством, в том числе банков и финансовых организаций. Именно тип центра международного бизнеса является подходящим для развития на территории Калининградской области. Здесь необходимо привести следующую аргументацию:
- Одной из главных причин следует назвать налоговые соглашения об исключении двойного налогообложения почти с 50 странами мира, которые заключены Российской Федерацией. Среди них: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Индия, Канада, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Япония, Кипр, Финляндия, Франция, Швейцария, Чехия, Словакия, Польша, США, Корея, Болгария, Швеция, Румыния, Ирландия. Действие этих соглашений распространяется и на территорию Калининградской области, в том числе и на все компании зарегистрированные на этой территории. Использование налоговых соглашений как одного из преимуществ характерно для центров международного бизнеса.


Содержание раздела