d9e5a92d

Классификация оффшорных юрисдикций

Особыми являются и требования к уставному Фонду, капиталу компании. Практически во всех оффшорных зонах мира принята английская система права, где понятие уставного фонда означает сумму, на которую компании разрешается выпустить акции. Помимо этого, капитал компании имеет еще и следующие параметры:
- сумма капитала, разрешенного к выпуску, определяет, сколько акций компания может теоретически выпустить, и на какую сумму;
- выпущенный капитал характеризует количество выпущенных акций, которые могут быть выкуплены у компании ее учредителями;
- оплаченный капитал имеет отношение к акциям, которые оплатили учредители.
В английской системе права допускается самая минимальная оплата участия в уставном фонде, поэтому в большинстве оффшорных зон при регистрации оффшорной компании учредители ограничиваются выпуском и оплатой только одной - двух акций на сумму в несколько долларов. Обычно этого бывает достаточно, чтобы определить процентное соотношение долей учредителей в распределении прибыли.

У компаний, зарегистрированных в форме товариществ, образование учредительного фонда не предусмотрено.
Минимальный размер капитала, разрешенного к выпуску, зависит от организационной формы учреждаемой компании, и, естественно, от оффшорной зоны. Чем выше имидж оффшорной зоны, тем строже требования, предъявляемые к минимальному размеру капитала компании.

На Нормандских островах, объявленный капитал должен быть не менее 10 тыс. фт. ст., на о-ве Мэн - всего лишь 2 тыс. фт. ст. Минимальные размеры оплаченного капитала устанавливаются на чисто символическом уровне и колеблются в размере 1-10 долл.

США, исключения составляют лишь требования, выдвигаемые к оффшорным страховым компаниям и банкам. Чаще всего размер оплаченного уставного капитала оффшорного банка определяется исходя из конкретной ситуации, и составляет чаще всего 100 тыс. долл.

США.

Сумма капитала, разрешенного к выпуску, также как и оплаченного капитала, может измеряться в любой валюте.
Следующая особенность оффшорных зон заключается в том, что на оффшорные компании накладываются определенные организационные требования и ограничения. Эти ограничения имеют отношение к количественному составу ее владельцев, а также исполнительному органу компании.

Это касается как акционеров, так и должностных лиц компании.

Большинство оффшорных зон требуют от регистрируемых на их территориях компаний наличия по крайней мере двух акционеров. Но в некоторых юрисдикциях, таких как Гибралтар, достаточно и одного учредителя (акционера). Более жесткие требования выдвигаются по отношению к непосредственно исполнительному органу компании.

Помимо установления минимального числа человек, непосредственно участвующих в управлении организацией - директоров, существуют требования в отношении их резидентности. Очень многие юрисдикции требуют, чтобы хотя бы один из директоров был резидентом оффшорной зоны.

Это связано с желанием оффшорных юрисдикций максимально обеспечить дополнительные рабочие места или источник дохода за счет оффшорных компаний для своих граждан.
В дополнении к вышеописанному, многие юрисдикции требуют от оффшорных компаний наличия секретаря, и чаще всего это является обязательным условием существования бизнеса. Иногда законом выдвигается требование, что секретарем компании может быть только резидент.

Это гарантирует властям и партнерам некую стабильность и обеспечивает дополнительное удобство в общении с компанией. Секретарь ведет записи и протоколы компании, он также обязан своевременно предоставлять все необходимые документы в реестр компаний.

Директором, так же как и секретарем компании может быть и юридическое лицо, но такая организация бизнеса допустима не во всех оффшорных зонах.
В Швейцарии и Люксембурге как минимум один из директоров должен быть резидентом. Гибралтарская компания может иметь только одного директора и обязана иметь секретаря.

Резидентность данных должностных лиц может быть любая, они также могут быть корпоративными, то есть юридическими лицами.
Особо регулируются собрания акционеров и директоров оффшорных компаний. Любая компания должна проводить ежегодные собрания директоров и акционеров.

Требования в отношении ежегодных собраний директоров относятся к месту и способу проведения таких собраний.

Большинство юрисдикций допускают проведение ежегодных собраний вне их территории, хотя есть и исключения. Допускается проведение собраний электронно, с помощью средств связи.
Одним из основополагающих моментов существования оффшорного бизнеса является его конфиденциальность. Специфика защиты коммерческой тайны в различных юрисдикциях может отличаться. При этом гарантом конфиденциальности является сам закон, предполагающий уголовное наказание за разглашение конфиденциальной информации. Прежде всего, это защита данных, связанных с именем фактического владельца компании.

В большинстве оффшорных юрисдикций официально разрешено номинальное владение.

Официальные органы - регистраторы компаний фиксируют и передают в открытый доступ имена номинальных владельцев. В то же время имена реальных бенефициарных владельцев держатся в тайне.

Большинство оффшорных зон привлекательны именно тем, что в них в большей мере, чем в других странах, соблюдается конфиденциальность информации, имеющая отношение к владельцам компаний. Это выражается в следующих основных аспектах:
1. Объем информации, вносимой в реестр. Во многих странах при регистрации компании - ее имя, организационная форма, данные о ее учредителях, владельцах и уставном фонде заносятся в регистрационный журнал.

Внесение данных о компании в этот специальный реестр, который в разных странах называется по-разному - Торговым реестром или Коммерческим реестром, чаще всего и является официальным свидетельством регистрации компании.

В странах, не практикующих регистрацию оффшорных компаний, информация, вносимая в реестр, носит исчерпывающий характер, и обычно такие реестры являются общедоступными. Оффшорные юрисдикции чаще всего ограничиваются минимальным набором информации, необходимой для внесения в реестр компаний, что еще более важно, такую информацию нет необходимости подтверждать официальными документами, справками или нотариальными копиями.
Различные оффшорные юрисдикции имеют различные Торговые реестры. В некоторых юрисдикциях, особенно ревностно относящихся к своей репутации, информация, находящаяся в торговых реестрах, действительно открыта и общедоступна.

В других странах такая информация теоретически недоступна, но все равно содержится в реестре. Чаще всего оффшорные страны издают специальные законы о сохранении имен владельцев в тайне, но все-таки такая информация записывается и сохраняется должным образом.

Особенной популярностью пользуются оффшорные зоны законодательство которых вообще не предусматривает ведение каких бы то ни было реестров с записями о регистрируемых компаниях и их владельцах.

Будет ли информация о той или иной компании записана в реестр, и в каком объеме - зависит от организационной формы и статуса компании. Каждая юрисдикция предоставляет свои уникальные условия.
2. Требования в отношении предъявления отчетных данных. Очень часто бывает, что при внесении изменений в учредительные документы компании, изменении состава ее директоров или исполнительных органов от компании требуют предоставления дополнительных сведений и данных для официальных органов. И объем требований, необходимых для дополнительного предоставления властям, может варьироваться от юрисдикции к юрисдикции. В некоторых юрисдикциях отчет необходимо предоставлять только в случае персонального изменения в управляющих органах компании.

Другие страны подходят к этому более жестко, считая, что каждая компания раз в год должна дополнительно направлять властям отчет по итогам деятельности, который должен содержать полные сведения и о директорах, и о секретаре, а иногда и сведения об акционерах.

Наиболее лояльные юрисдикции таких требований вообще не выдвигают.
3. Упрощенная финансовая отчетность. Юрисдикции довольно существенно различаются по требованиям к ведению бухгалтерских книг, правилам аудита, финансовой отчетности, порядку подачи деклараций.

В целом ряде оффшорных юрисдикций компании не обязаны предоставлять свои бухгалтерские отчеты никаким налоговым или правительственным органам. Вся отчетность в целях налогообложения может быть заменена единственным ежегодным фиксированным сбором.
4. Выпуск акций на предъявителя. Выпуск акций на предъявителя наиболее эффективный и не требующий особых затрат способ сохранения информации в режиме конфиденциальности.

Владельцем таких акций может являться любое юридическое или физическое лицо. Самое главное то, что на владельцев не налагаются никакие ограничения, их имена не нужно вносить в реестр и сообщать о них в ежегодных отчетах.
5. Возможность назначения номинальных владельцев, директоров и секретарей. Достаточно часто для сокрытия истинных имен владельцев компании возникает необходимость назначения на ответственные исполнительные должности компании посторонних людей, согласных выполнять все требования истинных владельцев.

Такие лица называются номинальными директорами и их роль выполняют профессиональные управляющие или специализированные секретарские фирмы.

Услуги номинальных директоров доступны практически во всех оффшорных зонах, тем более что по отношению к третьим лицам номинальные директора выступают как реальные. Взаимоотношения между истинным владельцем компании и номинальным директором складываются на основе заключенного между ними договора гражданско-правового характера, содержание которого обычно хранится в тайне.

Это может быть как трастовый договор, так и просто доверенность, выданная на имя номинального директора.

Взаимоотношения при номинальном владении складываются намного сложнее, хотя принцип остается тем же. И хотя есть много способов определения того, действительно ли человек является реальным владельцем, либо же он - просто наемный работник, институт номинального владения остается достаточно популярным.
Договор между номинальным владельцем и собственником носит характер доверенности и является конфиденциальным документом. Доверенное лицо - номинальный владелец - с юридической точки зрения для третьих лиц ничем не отличается от собственника.

Договор, который подписывает номинальный владелец, исключает совершение каких-либо несанкционированных действий с его стороны. Кроме того, подписывается специальное соглашение об отказе номинальных акционеров от всех своих прав в пользу реального владельца.



В оффшорной практике встречаются требования, когда один или несколько номинальных владельцев обязательно должны быть резидентами, однако это не является существенным препятствием для ведения бизнеса.
Имена реальных владельцев могут быть раскрыты только в случае судебного разбирательства по специальному запросу судебных властей. Следствие может получить доступ к этим данным только через суд.

Для других инстанций, в том числе для налоговых органов третьих стран, информация не раскрывается (за исключением случаев, когда эта процедура предусмотрена специальными правительственными договоренностями).
6. Сотрудничество оффшорной зоны в области обмена информацией.
Важной особенностью оффшорной зоны выступает их валютный контроль, или вернее, его отсутствие. Льготный режим оффшорных зон определяется также либеральным валютным законодательством, отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов.

Важным фактором привлекательности оффшора является стабильность этого режима, как политическая, так и экономическая, и, как правило, наличие широко развитой финансовой и банковской инфраструктуры.
Наличие офиса в оффшорной зоне - также не маловажная характеристика. Некоторые оффшорные зоны допускают наличие у оффшорной компании офиса на их территории.

В этом случае офис используется в административных целях, и с помощью него не может извлекаться прибыль на территории оффшорной юрисдикции.

В некоторых оффшорных юрисдикциях возможно наличие развернутого офиса, предполагающего получение разрешений на работу, и временного вида на жительство должностными лицами и служащими компании. В Европе можно учредить оффшорную компанию с развернутым офисом на о. Мэн и Гибралтаре.
Одной из главных характеристик оффшорных зон является количество международных договоров об избежании двойного налогообложения. Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую страну, обычно облагаются налогами в обеих этих странах.

Правила, помогающие избежать такого двойного налогообложения, определяются международными договорами.

1.3. Классификация оффшорных юрисдикций

В условиях современной либерализации экономических отношений в мире появляется все больше новых территориальных образований, претендующих на роль оффшорных зон. Каждая из таких зон, стремясь найти свою нишу во всеобщей борьбе за инвестора, готова предложить последним уникальные условия функционирования.

Разнообразие налоговых и других правил, предоставляемых различными странами и территориями, затрудняет выбор какой-либо конкретной юрисдикции. Таким образом, поскольку типология оффшорных зон достаточно обширна, требуется их классификация.
Проблема отнесения оффшорных зон к тем или иным видам затронута в литературе достаточно широко, и поэтому встречается большое количество различных классификаций, при которых за основу берутся различные ориентиры.
Чаще всего для этих целей используется географическое месторасположение оффшорных территорий. Согласно нему все оффшорные юрисдикции можно подразделить на зоны Америки, Европы, Азии, Африки и Океании.

Такую классификацию, например, можно увидеть в кандидатской диссертации Н.О.

Шеховцова География оффшорных зон мира. Такой же классификации оффшорных юрисдикций придерживаются и многие официальные налоговые и контролирующие органы различных стран.

Подобная группировка зон в рамках единого мира удобна для осуществления контроля над предприятием, деятельность которого связана в той или иной степени с оффшорной зоной. Тем не менее одно лишь географическое месторасположение оффшорной юрисдикции не может быть определяющим для собственника, желающего учредить оффшорную компанию.
В своей работе Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков Д.Л. Ушаков приводит классификацию оффшорных зон иного характера.

Типы налоговых юрисдикций определяются по способу предоставления налоговых льгот при обложении доходов резидентов. В этой связи Ушаков Д.Л. выделяет шесть типов оффшорных юрисдикций:
1. Юрисдикции, в которых не устанавливается обложение доходов какими-либо налогами;
2. Юрисдикции, в которых для определенных видов деятельности и видов компаний предоставляется полное освобождение от налогообложения;
3. Юрисдикции, где устанавливается пониженный уровень ставок налогообложения доходов от отдельных видов предпринимательской деятельности;
4. Юрисдикции, в которых предоставляется специальный, льготный режим налогообложениядля холдинговых компаний;
5. Юрисдикции, в которых устанавливается стандартный или высокий уровень налогообложения доходов, но при этом для юридических лиц -нерезидентов предоставляются дополнительные льготы;
6. Юрисдикции, в которых используется территориальный принцип налогообложения.
Самым же распространенным видом классификации оффшорных зон является их деление на классические и неклассические. При этом к классическим оффшорным зонам обычно относят юрисдикции с нулевыми ставками налогообложения и максимально либеральным законодательством в области регистрации, отчетности и функционирования компании.
Как видно из перечисленных выше типологий оффшорных зон, основанием для их отнесения к той или иной группе является какая-либо одна их характеристика, будь-то географическое положение или налоговые льготы. Следует учитывать, что оффшорная зона представляет собой конкурентоспособную экономическую систему, выделяющуюся из ряда других экономических систем характерной только ей совокупностью свойств.

Предназначение оффшорных зон двояко - с одной стороны, - это механизм для налогового и финансового планирования, с другой, - это центр прибыли региона. Кроме того, мотивами обращения к услугам оффшорных зон со стороны предпринимателей не всегда служит желание минимизировать налоговые расходы.
В связи с этим классификация оффшорных зон, в основу которой кладется лишь один определяющий признак, выглядит не совсем корректно. При всем многообразии характеристик функционирования оффшорных юрисдикций представляется целесообразным выделить некоторые черты, которые позволят рассматривать оффшорные зоны в рамках принадлежности к той или иной группе.

Приведенная ниже классификация оффшорных юрисдикций исходит из того, что любая оффшорная зона является административным образованием, на территории которого действует определенный набор правил, регламентирующий функционирование субъектов экономической деятельности и именно этот набор правил является ее образующим элементом или стержнем, позволяющим сохранять свою индивидуальность.
Конкретный набор правил различен в разных оффшорных юрисдикциях. Составляющие такого пакета зависят не только от внутренних, но и от внешних факторов, и в долгосрочной перспективе могут быть отнесены к изменяющимся, эволюционируемым условиям существования оффшорной зоны.

В конкретных элементах пакета правил и проявляется определенная закономерность, которая положена в основу предложенной нами классификации.

В качестве базы классификации оффшорных юрисдикций взято их деление на классические и неклассические зоны.
Таким образом, все оффшорные юрисдикции можно условно отнести к трем типам:
1. Классические оффшорные зоны;
2. Центры международного бизнеса;
3. Налоговые ниши.
1, Классические оффшорные зоны
Об оффшорных юрисдикциях, о которых пойдет речь в данном параграфе, принято говорить классические, так как, придерживаясь именно этой схемы, зарождались и начинали функционировать первые оффшорные зоны.
Самой главной отличительной особенностью данных юрисдикций является нулевая ставка налога на прибыль. Отсутствие налога на прибыль корпорации, как правило, означает и отсутствие налогов на другие источники доходов.

По нулевым ставкам облагаются как процентный и дивидендный доход, так и доходы по лизинговым соглашениям.

По стандартной схеме все эти налоги заменены ежегодным регистрационным сбором, который варьируется в каждой конкретной юрисдикции, и его размер исчисляется согласно принципам, определенным в законодательстве.
Классические оффшорные зоны не предъявляют строгих правил к предоставлению финансовой и бухгалтерской отчетности. Типичной является ситуация, когда предоставление финансовой отчетности вообще не требуется.

Оффшорные организации также не обязаны отчитываться при увеличении уставного капитала и других изменениях как в составе учредителей и акционеров, так и в структуре исполнительного управления.
Одним из самых главных преимуществ классических оффшорных зон является то, что в них конфиденциальность информации обеспечивается намного строже, чем в других оффшорных юрисдикциях. Количество информации, заносимой в реестр, может быть сведено к минимуму, а иногда запись в реестрах относительно некоторых видов компаний вообще не делается.
Распространен институт номинального владения, номинальных директоров и даже секретарей. В отличие от оффшорных юрисдикций другого типа здесь нет каких-либо ограничений или запретов на подобного рода услуги номинальных исполнителей, они в изобилии предоставляются секретарскими компаниями.

Необязательными также являются ежегодные собрания акционеров и исполнительных директоров.

Еще один инструмент сохранения конфиденциальности, - акции на предъявителя, - в классических оффшорных зонах имеют повсеместное распространение и их выпуск и обращение не ограничиваются никакими правилами. Главным образом конфиденциальность информации обеспечивается на законодательном уровне.

Практически все классические юрисдикции предполагают прописанную в законодательстве уголовную ответственность государственных должностных лиц за разглашение определенного рода информации.
Однако классические оффшорные зоны более требовательны к условиям нерезидентности оффшорной компании. Это означает, что ни при каких обстоятельствах оффшорная компания не может иметь офис на территории ее регистрации.

Весь минимум необходимых действий по общению с государственными структурами за компанию должна проводить сторонняя секретарская компания.

Отсюда вытекают и требования к резидентности секретарей и исполнительных директоров компании. По крайней мере, один из них должен являться гражданином оффшорной юрисдикции.

Естественно и то, что вся деятельность компании, принадлежащей к классической юрисдикции, должна являться оффшорной. Как правило, компания не получает права на приобретение недвижимости в оффшорной зоне, не может осуществлять операции с базовыми продуктами страны регистрации, а также не может получать право работы для своих собственных работников в оффшорной зоне.
В области налогообложения компаниям в классическх оффшорных юрисдикциях предоставляются максимально льготные условия, однако смысл оффшорной компании в том, чтобы она функционировала и смогла извлекать прибыль не на территории ее фактической регистрации, а в другом государстве. В этом государстве оффшорная компания и будет в большей мере подвергаться налогообложению на так называемые доходы у источника.

Для минимизации данных налоговых потерь оффшорными компаниями широко используется институт договоров об исключении двойного налогообложения.
Классические оффшорные зоны практически не имеют соглашений об исключении двойного налогообложения с другими государствами. Большинство стран отказываются заключать подобного рода договоры с оффшорными зонами, в которых ставка налога на прибыль стремится к нулю, из-за боязни широкомасштабной утечки национального капитала.

Вследствие этого классические оффшорные зоны не могут похвастаться широкой сетью договоров с другими странами.

Если же такие юрисдикции и имеют подобные соглашения, то обычно их число не достигает более 2-3 договоров. Для последнего времени характерна тенденция разрыва соглашений об исключении двойного налогообложения с оффшорными зонами с нулевой налоговой ставкой, а инициаторами расторжения договоров являются промышленно развитые страны.
Чаще всего классические оффшорные зоны вообще не подписывают ни одно международное соглашение. Оставаясь в стороне от подписания каких бы то ни было международных документов, оффшорные зоны стремятся сохранить свою независимость.

Их не интересует как экономическое сотрудничество в целом, так и сотрудничество в какой-либо отдельно взятой области, например, туризма или спорта и т.д. Несомненно, что установление отношений с другим государством, пусть и на минимальном уровне, порождает зависимость от другой стороны, предоставляя тем самым потенциальный инструмент влияния.

Именно поэтому классические оффшорные зоны не являются членами никаких международных экономических объединений, не образуют с другими странами таможенные союзы или зоны свободной торговли.
Еще более критично отношение оффшорных зон к международным договорам, носящим характер борьбы с отмыванием грязных денег. Оффшорные зоны не подчиняются принципам международного законодательства и стараются на своих территориях не вводить нормы, сводящие на нет традиционную конфиденциальность, не сотрудничают с международными организациями в данной области и не предоставляют информацию даже по официальному запросу.
Популярность классических оффшорных зон высока именно среди тех, кто ищет конфиденциальности. Чаще всего оффшорные страны используются богатыми индивидуалами или международными корпорациями как стартовые площадки для более сложных финансовых схем, или с целью сокрытия капиталов от чрезмерного налогового бремени.
Несомненным недостатком классических оффшорных зон является то, что они не имеют высокой репутации в мире бизнеса. Очень часто респектабельные банки отказываются открывать счета компаниям, зарегистрированным в подобном налоговом рае.

Место регистрации вызывает настороженность у потенциальных контрагентов и нездоровый интерес у контролирующих органов по всему миру.



Содержание раздела