d9e5a92d

Центры международного бизнеса

2 Центры международного бизнеса
Картина оффшорных зон, относящихся к категории Центров международного бизнеса (ЦМБ), многообразна. Каждый из таких центров имеет характерные черты и особенности, выделяющие его из ряда подобных ему.

Тем не менее, существует ряд признаков, которые не только позволяют отделить данные оффшорные зоны от классических, но и объединить их в отдельную группу. Как и типичная оффшорная юрисдикция, ЦМБ предоставляют налоговые льготы.

Но в отличие от классических оффшорных зон в данных юрисдикциях оффшорные компании облагаются налогом на прибыль.

И хотя ставка налога невысока, обычно до 3-8%, это автоматически подразумевает, что компании должны предоставлять свою финансовую отчетность в налоговые органы. Требования к отчетности компаний обычно более жестки.

Кроме того, в ЦМБ налогом облагаются и другие доходы -роялти дивиденды, проценты.
Сведения о компании заносятся в реестр и все изменения, которые произведены в структуре капитала компании или в ее исполнительном органе, должны быть задекларированы. Компания, зарегистрированная в ЦМБ, в гораздо большей степени подвержена контролю со стороны государственных структур, чем оффшорная компания классической оффшорной юрисдикции.
Способов для достижения конфиденциальности информации в ЦМБ по-прежнему много, хотя, как правило, здесь не разрешен выпуск акций на предъявителя, необходимо раскрытие имен реальных владельцев компании и даже в некоторых юрисдикциях запрещен институт номинального владения. В такой юрисдикции обязательно необходимо проводить ежегодное собрание акционеров и иногда выдвигаются требования их физического присутствия.

Допускается наличие офиса компании с ограниченными функциональными обязанностями на территории оффшорной зоны.
Также как и классические оффшорные зоны, ЦМБ неохотно идут на сотрудничество с международными организациями и другими странами в области противодействия отмыванию преступных доходов. Стимулом для предоставления данных другому государству может быть только возбуждение уголовного дела против конкретного лица или компании.

Отличительной особенностью ЦМБ от классических оффшорных зон является их высокая репутация в международных финансовых кругах.

Самые крупные международные финансовые и другие организации держат здесь свои оффшорные филиалы.
ЦМБ имеют большой опыт работы с международными финансовыми кругами, здесь хорошо развита банковская и финансовая инфраструктура, и принято жесткое законодательство в сфере противодействия международным преступлениям. Как правило, данные юрисдикции являются участниками многих международных договоров, как в области защиты иностранных инвестиций, так и в области туризма и судоходства и других сфер деятельности.

Банковская и финансовая система держатся под жестким наблюдением и контролем, а система налогообложения четко отработана и универсальна. Широкая сеть международных договоров об избежании двойного налогообложения обычно дополняет полную картину отличительных особенностей ЦМБ.
Одной из главных особенностей ЦМБ является достаточно гибкий подход к определению оффшорности компании. Это выражается в отсутствии привычного деления компаний на оффшорные и оншорные.

Льготное налогообложение может распространяться на те компании, чьими владельцами являются нерезиденты, и относиться к тому доходу, который извлекается за пределами оффшорной юрисдикции.

Если же компания извлекает доход на территории государства, то она платит налог на прибыль в стандартном размере, установленном для других компаний. Понятие оффшорности распространяется не на компанию по определению как таковую, а на вид ее деятельности.
Такой подход усиленно пропагандируется как предоставление налоговых льгот или уступок. Статус оффшорности компании замалчивается, а ему на смену приходит льготный статус.

Для последних лет характерна тенденция отмежевания данных юрисдикций от наименования оффшорный. Это происходит из-за возрастающего недоверия к оффшорной деятельности по всему миру и таким образом ЦМБ стремятся подчеркнуть свою исключительность и заработать дополнительные очки для поддержания высокой репутации.
3, Налоговые ниши
Промышленно развитые страны с традиционно высокими ставками налогов, на первый взгляд, не имеют ничего общего с оффшорными зонами. Однако ряд именно таких государств подпадает под определение стран, предоставляющих налоговые ниши определенным субъектам экономической деятельности. Преференциальность данного режима заключается в том, что по отношению к определенным видам компаний, а точнее, в отношении определенных видов деятельности применяется режим льготного
налогообложения.
Эти страны нельзя отнести к традиционным оффшорным территориям. Здесь уровень налогообложения не подразделяется в зависимости от резидентное™ компании, как это происходит в оффшорных зонах.

Общий налоговый режим, применяемый как в отношении резидентов, так и в отношении нерезидентов, проповедует максимально высокие ставки налогов.
Тем не менее, в рамках данной работы необходимо рассмотрение этой группы стран, поскольку именно законодательству данных государств присущи элементы оффшорности, получившие широкое распространение в мировой деловой практике.
Круг компаний, пользующихся такими возможностями, ограничен, чаще всего - это холдинговые или лицензионные компании, а также специальные инвестиционные фонды и страховые компании. Право на льготный режим обложения доходов могут иметь и все предприятия - резиденты, в тех случаях, когда их деятельность соответствует установленным требованиям.

Это значит, что компания должна являться холдингом (если речь идет о холдинговых компаниях) и получать прибыль от долевого участия.

Если это лицензионная компания, то доход компании должен поступать от лицензионных соглашений. Обычно льготный налоговый режим заключается в том, что предприятия освобождены от всех видов прямых налогов в стране регистрации.

Допускается освобождение от налогообложения налогом на прибыль доходов, полученных определенным путем. От налога на прибыль освобождаются доходы, полученные от долевого участия, дивиденды, доходы от продажи акций.
Еще одним преимуществом данных компаний, является тот факт, что, будучи резидентами страны своей регистрации, они в полной мере получают выгоды от соглашений об исключении двойного налогообложения (правда эта привилегия имеет отношение не ко всем видам компаний). Количество таких соглашений у промышленно развитых стран, в которых предусмотрено функционирование подобного рода компаний, более чем достаточно.

В остальном, правила, по которым организуются и функционируют компании данного статуса, идентичны требованиям, предъявляемым ко всем оффшорным компаниям.
При учреждении компании выплачивается регистрационный сбор в % размере от уставного капитала общества. Этот сбор взимается также при увеличении уставного капитала общества.

Кроме этого льготная компания ежегодно уплачивает налог на капитал. Его размер исчисляется в процентном
соотношении от уставного капитала и, как правило, не превышает 3%. В Люксембурге его величина составляет 0,1% - 0,2%.

При регистрации компании не установлено жестких требований к количеству акционеров или директоров компании. Не является необходимым ведение открытого реестра компаний.

Сведения о владельцах и акционерах не разглашаются. Компаниям разрешен выпуск акций на предъявителя и даже акций без номинала. Однако Таблица 1: Сравнительные характеристики видов оффшорных
юрисдикций

Параметры Классические оффшорные зоны Центры
международного
бизнеса
Налоговые ниши
Статус компании Нерезидентная
оффшорная
Любой Любой
Вид деятельности
компании
Любой Любой Холдинговая, лицензионная, инвестиционный фонд
Ставка налога на прибыль 0% От 3 - 8% От 0,1% -3%
Налогообложение других доходов Нет Да Нет
Акции на предъявителя Да Нет Да
Номинальное владение Да Не приветствуется Да
Финансовая отчетность Упрощенная
нестрогая
Упрощенная строгая Строгая неупрощенная
Обеспечение
конфиденциальности со
стороны официальных
властей
Да Да Да
Офис на территории
регистрации
Нет Да Да
Возможность ведения
деятельности на
территории страны
регистрации
нет Да (с другим режимом налогообложения) Нет
Международные договора в области борьбы с
отмыванием грязных
денег и др.
Нет Да Да
Соглашения об избежании двойного налогообложения Нет до 50 До 50
(действуют не всегда)
Имидж оффшорной
территории
Отрицателен,
прибежище
нелегальных
доходов
Респектабельная оффшорная зона Высоко респектабельное государство

необходимо проводить ежегодные собрания акционеров на территории страны регистрации компании и иметь зарегистрированный офис, через который будет
осуществляться взаимодействие компании с официальными властями. Жесткие требования установлены в отношении финансовой отчетности: она должна предоставляться ежегодно и быть заверена официальным аудитором.

Расходы по поддержанию функционирования подобных компаний высоки, равно, как и преимущества от их деятельности (см. табл. 1 выше).
Необходимо отметить, что рассмотренная выше классификация сделана на основе доминирующих признаков оффшорных юрисдикций, позволяющих осуществить их группировку. Данная классификации в чисто теоретическом плане позволяет более наглядно представить виды оффшорных юрисдикций и выделить их отличительные особенности.
На практике достаточно трудно выявить оффшорную юрисдикцию, которая бы отвечала всем критериям той или иной группы. Практически невозможно выделить чисто классическую оффшорную юрисдикцию также как и четко определить ЦМБ.

Диверсификация возможных опций, предлагаемых различными оффшорными юрисдикциями, настолько высока, что не позволяет их рассматривать в жестких рамках определений.

Например, чисто классическая оффшорная юрисдикция может иметь налоговые соглашения с другими государствами или может разрешать регистрацию офиса на территории страны. ЦМБ может иметь довольно льготные условия налогообложения, ставки налогов стремящиеся к нулю, либо разрешать регистрацию компаний каких-либо определенных видов деятельности.
1.3. Основные экономические показатели оффшорных юрисдикций Европы
К оффшорным юрисдикциям, имеющим европейскую территориальную принадлежность и функционирующим на территории Европы, можно отнести следующие государства:


- Андорра, Венгрия, Гибралтар, Дания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, о. Мэн, о. Мадера, Мальта, Монако, Нормандские острова (Гернси, Джерси, Олдерни, Сарке), Нидерланды, Швейцария, Черногория.
Нами будут рассмотрены некоторые их этих экономических образований подробно как представляющие наибольший интерес в рамках данной работы.
Согласно данным ООН около 8 млрд. долл. США инвестировано в оффшорные компании и оффшорные банковские счета по всему миру.

Согласно оценкам английской финансовой группы оффшорные зоны привлекли от 6 до 7 млрд. долл. США в активах и еще в 3 или 4 млрд. долл.

США оценивается то богатство (имущества и денежные средства), которое размещено в оффшорных зонах на хранение.
О. Мэн о. Мэн площадью около 330 кв. км расположен в Ирландском море в треугольнике, образуемом Англией, Шотландией и Ирландией, на равном расстоянии от побережья каждой из этих стран. Его столица - Дуглас, является одновременно самым крупным городом острова с 23 000 жителями.

Согласно данным на 1996 г. население острова насчитывает около 71 000 жителей.

Таблица 2 Структура экономики о. Мэн
Отрасль Процентное
соотношение
Производство 10%
Финансы 39%
Туризм 5%
Строительство 6%
Сельское хоз-во и рыболовство 1%
Государственные структуры 5%
Профессиональные услуги и научно исследовательский сектор 15%
Другие услуги 18%
Источник: Isle of Man Key Economic Data Reports The Isle of Man Treasury, February 2000.
За 1997-1998 г. ВНП о. Мэн составил 712,892 тыс. фт. ст., что в пересчете на душу населения составляет 10,989 фт. ст. или около 15 000 долл. США в год. В табл. 2 ниже показана структура экономики о. Мэн.
На конец 1999 г. в общем реестре предприятий было зарегистрировано 39,603 компании (см. табл. 3). На депозитных счетах в банках о. Мэн хранится 22,96 млрд. фт. ст., из них в фунтах стерлингов - 15,20 млрд, в остальной валюте - 7,76 млрд. фт. ст.
Таблица 3: Количество регистрируемых компаний
Регистрация
компаний
4 квартал 1999 г.
Компаний
зарегистрировано
1046
Компаний удалено из реестра 5444
Всего компаний в
реестре
39603

Источник: Isle of Man Key Economic Data Reports The Isle of Man Treasury, February 2000.
За последнее время банковская система на острове получила большое развитие: на 1998г. там насчитывался 61 банк, в том числе 46 полных банков и 15 чисто оффшорных банков, а также 21 трастовая компания. Кроме того, существует 99 взаимных фондов различной конфигурации и множество страховых компаний.

В финансовом секторе о. Мэн занято около 35% работоспособного населения.
Главой государства является английская королева, которая представлена на острове своим наместником. Все законодательные решения принимаются островами самостоятельно, за исключением решений, относящихся к сфере международных отношений.
Остров Мэн является членом Европейского Экономического Сообщества. Правда, на него не распространяются положения относительно свободы пребывания и проживания иностранных граждан, а также положения о гармонизации налогового режима.

Зато к островам вполне применимы положения о свободном передвижении товаров и услуг и сельскохозяйственных продуктов. Данные положения определены в статье 227 Соглашения о присоединении Великобритании к Римскому Договору.

Маастрихское соглашение 1991г. также неприменимо ни к Нормандским островам, ни к о. Мэн.
Данные территории предоставляют налоговые льготы физическим и юридическим лицам, не являющимися британскими резидентами. Великобритания заинтересована в сохранении островов под своей юрисдикцией, если только не будет сильного нажима со стороны Европейского Союза.
О. Джерси Джерси входит в состав Нормандских островов и расположен к северо-западу от побережья Франции. Его площадь составляет примерно 116 кв. км, а население 85 000 человек.
Таблица 4: Рост банковских депозитов на о. Джерси (в млрд. фт. ст.)

Дата Кол-во
банков
Фунты
стерлингов
Другая
валюта
Всего
30.09.1996 77 28,392 63,212 91,604
31.12.1996 77 28,908 60,711 89,619
31.03.1997 78 29,856 61,126 90,982
30.06.1997 78 29,954 59,276 89,230
30.09.1997 80 32,923 63,593 96,516
31.12.1997 82 36,254 61,061 97,315
31.03.1998 79 37,236 59,218 96,454
30.06.1998 79 37,848 61,937 99,785
30.09.1998 79 39,220 64,437 103,657
31.12.1998 79 36,491 66,785 103,276
31.03.1999 77 36,411 68,285 104,696
30.06.1999 77 38,245 70,774 109,019
30.09.1999 77 38,418 69,003 107,421
31.12.1999 77 37,883 70,522 108,405
31.03.2000 73 39,250 69,992 109,242
30.06.2000 73 40,862 74,217 115,079
30.09.2000 73 38,933 77,001 115,934
30.06.2001 70 - - 125,666

Источник: Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000
На Джерси есть сельское хозяйство и несколько предприятий легкой промышленности. Главным источником доходов является деятельность иностранных компаний.

В 1994 г. 52% ВНП образовывали финансовые услуги, при этом обеспечивая работой 20% трудоспособного населения.

А средний годовой доход на душу населения составлял - 15 955 долл. США.

Природных ресурсов на острове нет, деятельность оффшорного центра формирует 39% ВНП Джерси, туризм - 35%, налоги с состоятельных иностранцев, имеющих вид на жительство на острове - 20%, сельское хозяйство и незначительная легкая промышленность всего - 6%.
На острове существует положение, согласно которому только филиалы 500 самых крупных банков мира могут быть зарегистрированы на острове. На конец 1994 г. общая сумма вкладов банковской системы Джерси составляла 64 млрд. фт. ст..

К сентябрю 2000 г. эта сумма возросла до 115,9 млрд. фт. ст., что на 7,9% больше по отношению к 3 кварталу 1999г.

Количество банковских лицензий, выданных в 2000г., не изменилось и осталось на уровне прошлого года - 73 банка.

Таблица 5: Количество вновь регистрирующихся компаний
поквартально.
Ha 31 марта Ha 30 июня Ha 30 сентября Ha 31 декабря
1997 836 1083 764 763
1998 845 665 623 586
1999 645 625 720 709
2000 970 727 684
2001 679
Источник: Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000
В течение 3 кв. 2000г. на острове были зарегистрированы 684 новых компании. Эта цифра несколько меньше, чем число компаний, зарегистрированных во 2 кв. 2000г., однако общее количество компаний, зарегистрированных в 2000г., на 20% больше, чем в 1999г (см. данные табл. 5,6). Количество активов в инвестиционных фондах к концу сентября 2000г. увеличилось на 43% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года и составило 34,3 млрд. фт. ст.
Таблица 6: Количество лицензий на страховую деятельность (всего).
Год Всего:
(шт.)
30.09.1997 136
30.09.1998 160
30.09.1999 174
30.09.2000 183
Источник: Jersey Financial Services Commission Quarterly Report November 23, 2000
К концу второго квартала 2001 г. количество денежной массы, находящейся в оффшорных фондах, достигло отметки в 106 млрд, фунтов стерлингов, это на 21,23% больше, чем в аналогичном квартале 2000г (см. табл. 4). Несмотря на это увеличение, количество фондов сократилось с 313 до 302. Рост инвестиционных фондов на Джерси в 2001г. оценивается в 8,6% и составляет 36 млрд. фт. ст. Эти фонды обслуживают 22049 клиентов.
О. Гернси. Расположен на северо-западе от о. Джерси, в 30 км от побережья Франции. Площадь острова составляет 65 кв. км, население насчитывает около 59 000 человек. Остров является основным местом расположения страховых фирм и отраслевых предприятий страхования. Почти 250 фирм распоряжаются ежегодным премиальным доходом в размере от 400 до 500 млн. фунтов стерлингов. По данным комиссии по финансовым услугам о. Гернси, объем финансовых активов, расположенных на острове к концу 2 квартала 2001г., возрос на 5,5 млрд, фунтов стерлингов и достиг величины в 32 млрд. фт. ст. Всего на Гернси зрегистрировано 350 кэптивных страховых компаний, и по этому показателю Гернси занимает второе место после Бермудских о-в.
Гибралтар. Находится на месте соединения Атлантического океана со Средиземным морем в одноименном проливе и занимает территорию в 2 кв. км. По состоянию на начало 1999 г. население насчитывало 33 000 человек. Гибралтар является наиболее периферийной оффшорной зоной Европы.
Экономика Гибралтара непосредственно связана с жизнью морского порта, существуют и несколько предприятий легкой промышленности. Развитие финансового сектора экономики позволяет Гибралтару обрести статус посредника между странами Европейского Союза, в частности Испанией и странами африканского континента.
Гибралтар практически ничего не производит кроме пива, разлива минеральной воды в бутыли и рыбных консервов. Единственное, что заслуживает внимание - это порт Гибралтара. В порту предоставляются услуги по ремонту и строительству судов. На Гибралтар все жизненно необходимые продукты экспортируются. В структуре импорта 51% занимает бензин и 41% потребительские товары. Объем импорта на 1997 г. равнялся 492 млн. долларов США Основным источником дохода является туризм и банковская индустрия. Ежегодно Гибралтар посещают 3 800 000 туристов. За счет финансового сектора страны формируется до 20% ВНП. На 1997 г. ВНП составлял 500 млн. долл. США.
В конце XX столетия Гибралтар также потерял и свое стратегическое значение для Великобритании. В 1994 г. бюджет, выделяемый Великобританией на военные цели, покрыл только 9% расходных статей, а размещенный на территории Гибралтара военный контингент уже в 1994 г. составлял всего 1000 человек .
Юридически Гибралтар является английской колонией со своим собственным правительством. В ведении Великобритании находятся вопросы обороны и внешней политики. В ЕС статус Гибралтара определяется как европейская территория, которая находится под юрисдикцией членов Союза. Ответственность за внешние связи Гибралтара лежит на Великобритании. В 1973 г. Гибралтар был включен в состав ЕЭС как часть Британского Содружества. Согласно статье 28 Договора об участии территорий Великобритании в ЕЭС на Гибралтар не распространяются соглашения по рыболовству, по единому режиму импорта, по свободному передвижению товаров. Таким образом, хотя Гибралтар и имеет свою собственную юридическую базу и полностью несет ответственность за выполнение законодательства внутри станы, за соблюдение его обязательств в рамках Союза отвечает Великобритания.
На Гибралтаре зарегистрировано более 55 000 компаний (практически по 2 компании на каждого жителя полуострова). В публикуемых на Гибралтаре общих списках компаний не указывается, является ли та или иная компания оффшорной и предоставлен ли ей особый статус. Очевидно, что подавляющее большинство из этих компаний физически не могло бы вести экономическую деятельность на 6 кв. км суши, поэтому принято говорить, что почти все зарегистрированные компании на Гибралтаре являются оффшорными.
Лихтенштейн Расположен между северо-восточной частью Австрии и юго-западной частью Швейцарии. Его площадь составляет 160 кв. км. В Лихтенштейне проживают 30 000 человек, причем 6 000 человек живут в столице Вадуц. В 1998 г. ВНП составил - 730 млн. долл. США. В Лихтенштейне показатель уровня жизни населения является самым высоким в Европе.
Между Швейцарией и Лихтенштейном скреплен таможенный и валютный союз. С 1991 г. Лихтенштейн является членом ЕАСТ, а с 1995 г. -членом ЕЭС. Традиционно Лихтенштейн является налоговым раем для Швейцарии. Договор, заключенный между Лихтенштейном и Австрией, закрывает Лихтенштейн для оффшорной деятельности австрийских физических лиц.
В Лихтенштейне имеется промышленность, представленная производством текстильных изделий и изделий точной механики. Сельскохозяйственная продукция идет в основном на внутреннее потребление. В Лихтенштейне 250 человек профессиональных управляющих, юристов и директоров держат в своем управлении до 50 млрд, долларов США. Доход Лихтенштейна от 40 тыс. оффшорных компаний составляет 30% поступлений в бюджет.
Самый крупный банк Лихтенштейна, работающий с активами иностранных лиц, Лихтенштейн Глобал Траст Банк (Liechtenstein Global Trast Bank), получил в 2000г. чистой прибыли в размере 206 млн. шв. франков, что на 18% больше, чем в предыдущем году. Тем не менее размер клиентских активов, находящихся под управлением банка, увеличился лишь на 1,2% и составил 48,3 млрд. шв. франков.
Люксембург расположен в центре Европы между Бельгией, Францией и Германией. Самое маленькое государство ЕС с населением 426600 человек расположено на площади 2 586 кв. км. Основой промышленности страны является черная металлургия, а также добыча таких полезных ископаемых, как железная руда. Развито сельское хозяйство и сектор услуг, химическое производство.
Люксембург занимает третье по значению место в европейском финансовом рынке после Лондона и Парижа. Здесь сосредоточены все европейские банки высшего разряда. По расчетам банковского союза, около 17600 банковских служащих, занятых почти в 200 банках и представляющих лишь 9% трудоспособного населения, получают в результате собственной деятельности примерно 15% ВНП. В 1970 г. таких банков в Люксембурге было 37, в 1980 - 111, в 1990 - 177, а сейчас - более 220. Люксембург является в основном банковским раем. В банках Люксембурга работает более 10% населения страны. Средства частных инвесторов, вложенные в люксембургские банки, оцениваются в 200 млрд. долл. США. Всего зарегистрировано и действует 222 банка. Число их быстро растет. В 1970 г. здесь было зарегистрировано только 37 банков. В 2000г. активы фондов в
зарегистрированных на территории Люксембурга увеличились с 70 млрд. долл. США до 817,3 млрд. долл. США.
Традиционные холдинги, используемые в оффшорном бизнесе, насчитывают здесь более 10 000, количество страховых компаний составляет более 60, компаний по перестрахованию - более 200, а также 48 финансовых учреждений, принимающих вклады, но не ведущих банковскую деятельность и 19 финансовых недепозитарных учреждений. Люкскембург бесспорно занимает первое место в области финансовых оффшорных учреждений, зарегистрированных в оффшорных зонах. Здесь зарегистрировано 2000 инвестиционных фондов. Из них 467 - объединенные трасты и взаимные фонды. В Люксембурге находятся 43,6% всех оффшорных фондов мира. Следом за Люксембургом со значительным отставанием идут о-ва Джерси и Гернси, что наглядно отражено в табл. 7.


Содержание раздела