d9e5a92d

Едем после окончания сезона из Тбилиси в Москву

В годы острого соперничества «Спартака» с ЦДКА и «Динамо» соперничали между собой и болельщики этих команд. Пикировались, старались уколоть друг друга.

Известно, что «Спартак» вырос из команды «Промкооперация», и динамовские поклонники не упускали случая уязвить спартаковских: «Динамо» - не какая-нибудь артель».
Зато мы любили говорить, что за другие команды болеют по принадлежности к ведомствам (милиция - за «Динамо», военнослужащий - за ЦДКА), а за «Спартак» - по зову сердца. Среди наших болельщиков и рабочие, и интеллигенция, причем самый цвет - известные актеры, врачи, писатели. Лев Абрамович Кассиль сказал однажды: «Все хорошие люди болеют за «Спартак».

Правда, среди «хороших» хватало и отъявленного московского послевоенного хулиганья. Как про команду говорили «сплав опыта с молодостью», так и болельщик наш был весьма причудливым сплавом.
...Едем после окончания сезона из Тбилиси в Москву. (В середине пятидесятых годов скоростных лайнеров не было, передвигались все больше на поездах). Дорога долгая. Мы набивались обычно в купе к Николаю Петровичу Старостину.

Он не уставал что-нибудь рассказывать, а мы с упоением слушали.
Вспомнил он драматически сложившийся для «Спартака» матч с московским «Торпедо» в 1955 году (наша команда тогда проиграла со счетом 3:4).
- Вам ведь незнакомы чувства болельщика, - сказал Старостин. - Вы сыграли, приняли душ, сели в автобус, разъехались по домам, а нам приходится все выслушивать. Зритель бывает огорчен настолько, что чувств своих сдержать не может. И говорит - как режет. Вот выхожу я после того матча со стадиона со своей супругой Антониной Андреевной.

Подходит ко мне пожилой работяга с бутылкой: «Ну, что, Николай Петров?! Разбить о твою голову бутылку за проигрыш?

Разбил бы, да жаль седин твоих. Бог с тобой!»
Тут уже в рассказ Старостина вклинивается скрипучий голос Николая Алексеевича Гуляева:
- Это что! На мою жену Машу после этого же матча один ханыга так налетел, что пришлось ей сумкой обороняться.

Я вскипел от ярости, думал, прибью его, но потом остыл: сумка у Маши тяжелая была, так что он сполна получил.
Но был и другой уровень общения с болельщиками. Актеры Малого театра, Художественного, вахтанговцы...

Виктор Яковлевич Станицын, Анатолий Петрович Кторов, Рубен Николаевич Симонов не упускали случая, чтобы прийти к нам в раздевалку, побыть с нами, поговорить.
Заранее знали: будет матч, и мы непременно увидим Михаила Михайловича Яншина. Нередко его можно было встретить в тоннеле, который ведет на поле - здоровается со всеми, доброжелательно улыбается.

После игры ждали - сейчас он появится в раздевалке в сопровождении Андрея Петровича Старостина, с которым дружил с юности.
Если мы выиграли, Михаил Михайлович поздравлял нас с победой, проиграли - вставал в сторонке и молча, внимательно за всеми наблюдал. Не исключаю, что ему как актеру было небезынтересно состояние людей, победивших или потерпевших поражение.
Актеры также всегда интересовались, как спортсмены готовятся к выходу на игру. Почему один шутит, а другой не вымолвит ни слова? Если я, например, начинал зашнуровывать бутсы, меня уже нельзя было трогать. Не терпел, чтобы кто-то из посторонних обращался ко мне с вопросами в этот момент или отпускал шутки в мой адрес.

Взрывался и просил отойти. Мне нужно было сосредоточиться.
И Михаил Михайлович, будучи образцом интеллигентности, понимал наше состояние, с уважением к нему относился. Только после матча иногда обсуждал с нами те или иные моменты встречи и никогда не высказывал кому-то: «Что-то ты сегодня плохо играл».

Он лучше нас, видимо, знал, что могут быть дни хорошие и плохие, подъемы и спады, в которых сразу не разобраться. Ему лучше, чем нам, было знакомо недовольство собой, самоедство.
Он не любил слова «болельщик», считал себя поклонником, другом команды.
Однажды журналисты устроили в кафе «Аэлита» встречу с футболистами и хоккеистами - это был как раз удачный для нашего футбола и хоккея год. Пришел на эту встречу и Яншин.

И когда ведущий спросил: «Может быть, кто-то из присутствующих актеров хочет выступить?» - давая понять, что вечер украсили бы концертные номера, Михаил Михайлович, уловив в этом бестактность, возмутился. Сказал, что мы можем и покувыркаться, и спеть, и подекламировать, но в другой раз, а сегодня мы пришли посмотреть на своих любимцев, которые очень много сделали для нас, послушать их.
Незадолго до смерти Яншина мы случайно встретились с ним в овощном магазине. Он плохо себя чувствовал, но, увидя меня, оживился, начал вспоминать давние матчи, разные курьезные футбольные эпизоды.



Мы смеялись вместе, и он все повторял: «Нет, а вот это ты помнишь?..» Прощаясь, сказал: «Спасибо тебе, что ты сегодня повстречался на моем пути, мне теперь на неделю хватит бодрости и здоровья».
Иной раз неловко себя чувствуешь: такие выдающиеся деятели искусства относятся к тебе с большим почтением. Не к тебе лично, разумеется, а к футболистам вообще, к футболу.
В 1950 году мы выиграли Кубок и нас чествовали в Центральном Доме работников искусств. Надо сказать, шли мы к Кубку триумфально. Обыграли «Зенит», сильную в то время команду - 3:1, ЦДКА, легендарных лейтенантов - 4:0, московское «Динамо» - 3:0.

Поэтому услышали в тот вечер немало теплых слов. И вдруг ведущий зачитал телеграмму: «Коль в команде есть Никита, то она не будет бита. Ты силен и знаменит, шлю привет от всех Никит».

Автором телеграммы был композитор Никита Богословский, человек с неиссякаемым чувством юмора, мастер остроумнейших розыгрышей.
А когда я тренировал «Черноморец» и мы в Москве обыграли ЦСКА 2:1, получили такую телеграмму: «Был болен, выздоровел! Ребята, поздравляю вас с победой!

Так держать! Старый одесский футболист Леонид Утесов».
Наверное, все болельщики из старых футболистов. Не могу себе представить, чтобы кто-то в детстве или юности не гонял футбольный мяч, не забивал голов, не рос при этом в собственных глазах, не ликовал.

Не все становятся футболистами, находят призвание в другом, но азарт не иссякает, недоигранное в детстве «доигрывается» на трибунах с той же страстью - бурной радостью, жгучей досадой: «Ну как же так?.. Мы же почти выиграли!..»
«Мы» - не преувеличение. Игра на поле - для зрителя. И команде очень нужен для подъема зритель активный, неравнодушный. Актеры это понимают как никто, и я не замечал, чтобы они отсиживали футбольное время ради одного умозрительного интереса: ну-ну, что-то нам сегодня покажут.

Всегда захвачены пылом борьбы и потом не сразу отходят.
Как-то после проигрыша «Спартака», в бане, народный артист Сергей Блинников взял большую метлу и сказал:
- Ну что ж, друзья мои, хоть я вас и люблю, но сейчас с величайшим удовольствием отстегал бы вот этой метлой!
Мы взмолились:
- Сергей Капитонович, ну что делать? Виноваты - исправимся.
Актеры, конечно, болеют и за другие команды. С Георгием Павловичем Менглетом у нас хорошие отношения, я его поклонник, надеюсь, и он не питает ко мне никаких недобрых чувств. Но когда во время одной телевизионной передачи Менглета спросили, за какую команду болеет, он не ответил просто - за ЦСКА, а со страстью выпалил: «Я ненавижу «Спартак»!»
И Яншин, и Кторов, и Симонов, и Менглет не раз говорили о том, что многое роднит футбол и театр, сравнивали искусство и спорт. Хотя актеры играют заданную драму, а на поле драматические коллизии возникают спонтанно, все «пишется» на глазах, здесь тоже многое зависит от выбора исполнителей, их творческого начала, от режиссуры, насыщенности репетиций, от вдохновения.

В футболе не всегда объяснишь, отчего игра не идет, в театре, рассказывали они, не всегда предугадаешь, как сложится сегодня уже много раз сыгранный спектакль.
Однажды я смотрел «Лес» в Малом театре. Мне показалось, что первое действие разворачивается вяло.

В антракте Борис Израильевич Тылевич, администратор театра, давний друг «Спартака», заметил мне: «Не надо спешить с выводами, во втором действии спектакль наберет высоту - Счастливцев, без сомнения, одна из лучших ролей Игоря Ильинского».
Мы направились в гримерную Игоря Владимировича - он просил зайти, - и я сказал ему: «Слышал, что второе действие пройдет с блеском». Он засмеялся: «Да-да, я вам обещаю, во втором тайме гол забью!» И действительно «забил». Перед зрителями предстал великий актер.

Будучи уже в почтенном возрасте, Ильинский играл молодого человека. И играл с юношеским пылом.

Я еще раз понял, что такое мастерство и требовательность к себе.
Когда довелось мне выступать перед труппой Малого театра, очень приятно было видеть среди собравшихся Игоря Владимировича. К сожалению, по многим приметам, он плохо себя чувствовал, но просидел большую половину встречи - так волновали его футбольные события.
Всегда интересовался футбольными новостями и Рубен Николаевич Симонов. Он был не только страстным болельщиком - настоящим ценителем футбола, знал толк в игре, однако не позволял себе кого-то журить, давать советы. Правда, меня, поскольку я часто бывал в его доме, мог спросить в периоды наших неудач: «Никита, когда начнем играть?»
Любил общаться с футболистами, посидеть с ними, поговорить. Однажды позвонил Евгений Симонов, мы выяснили, что у него и у меня свободный вечер, я пригласил его в гости, спросив со слабой надеждой, не захочет ли приехать и Рубен Николаевич? Сын передал ему трубку - голос низкий, хрипловатый.

Симонов-старший болел, почти не выходил из дому. И вдруг, услышав мое приглашение, оживился: «Приеду! Если вот сейчас объявится шофер, обязательно приеду!»
Приехал вместе с Евгением и несколькими актерами-студийцами. Под аккомпанемент одного из них замечательно пел старинные романсы.

Вечер был удивительным!
Вскоре «Спартак» отправился на юг - на игры, а когда возвращались, в поезде по радио услышал: «Вчера скончался народный артист СССР...» Сразу кольнуло: Симонов!
На панихиде в Вахтанговском театре передо мной стояли две старушки, видимо, заядлые театралки, верно, помнившие еще и самого Вахтангова, переговаривались меж собой, вздыхая, горюя: «Осиротел театр».
Чем дальше, тем лучше осознаю, какое это счастье, что мне довелось видеть многие спектакли, поставленные Рубеном Симоновым, что видел «Филумену Мартурано» - до сих пор это одно из самых ярких моих театральных впечатлений, - где Рубен Николаевич сыграл свою последнюю роль.
А ведь благодаря футболу, его ярким поклонникам я открыл для себя, полюбил театр. Сейчас представить не могу, что было бы, если б обошла меня такая радость жизни.
* * *
Как существуют разные национальные футбольные школы, так и на трибунах проявляются особые черты и свойства национального характера.
Неистовы бразильцы. Бьют барабаны, зрители вскакивают, приплясывают, кричат, танцуют самбу.

Одно действо на поле, другое - на трибунах. Оба действа зрелищны.
Четырнадцать тысяч бразильцев-болельщиков было на чемпионате мира в Испании. Надо сказать, организаторы чемпионатов очень разумно распределяют места на стадионе - болельщики разных команд сидят на разных трибунах, таким образом уменьшается вероятность столкновений.

Покупая билет, сообщаешь, за кого болеешь. Хорошая практика. Стоило бы и у нас ее учитывать. Все бразильские болельщики были в футболках своей сборной.

И когда их сборная проиграла итальянцам, футболки исчезли - их свалили в кучу и сожгли.
В Мексику болельщиков из Бразилии прибыло еще больше, и на стадионе в Гвадалахаре, где бразильская команда проиграла сборной Франции, происходило то же самое - страсти, рыдания, слезы. И на следующий день бразильцы покинули страну.
Южная и Латинская Америка особенно славятся своими экспансивными болельщиками - любовь к футболу плюс взрывной темперамент. Доводилось видеть даже, как на площадях сжигают чучела тренеров.
Влияние болельщиков на игроков очень сильно. Недаром - об этом свидетельствует статистика - чаще выигрывают на своем поле, чем на чужом.
Темпераментно болеют испанцы, итальянцы...
Однажды на олимпийском стадионе в Риме я стал свидетелем незабываемого зрелища. На поле - футбол (товарищеский матч советской сборной и клуба «Рома»), на трибунах - настоящий музыкальный спектакль.

Болельщики, поддерживая свою команду, пели хором неаполитанские песни, арии из опер Пуччини и Верди. И хотя матч закончился нашей победой, это отнюдь не означает, что оглушительное, тысячегорлое «Форца «Рома»!» не повлияло на игроков.

Несмотря на все наши старания, счет остался минимальным - 1:0.
Сдержанно ведут себя датчане, шведы, норвежцы, финны - вроде бы так им и полагается, по нашим представлениям.
А вот первая моя встреча с английскими болельщиками - напрочь опрокинула сложившееся всеобщее мнение о корректности и чопорности англичан. В 1954 году товарищеские встречи «Спартака» с «Арсеналом» и командой «Вулверхэмптон Уондерерс» с первой секунды до финального свистка шли под невообразимый рев стадионов.

Он ошеломлял, давил.
Перед матчем с «Арсеналом», во время разминки, с трибун неслись звуки колоколов, трещоток. Один болельщик с колоколом выбежал на поле и стал мешать нашему вратарю Мише Пираеву, Под восторженные крики зрителей подводил мяч к воротам и забивал.

Михаилу стоило больших усилий сдержать себя...
И у нас что ни город - то норов. Одесского болельщика, скажем, никогда не спутаешь с ленинградским.

Он склонен считать: сильнее «Черноморца» команды в мире нет. Однажды, когда киевляне играли в Одессе и на 10-й минуте счет был уже 2:0 в пользу одесской команды, на трибунах шел такой разговор: «Ну а как же могло быть иначе?! Когда Киев еще не знал, какой он мяч - круглый или квадратный, - Одесса уже была в Лондоне».

Когда она была в Лондоне, никому, естественно, неизвестно. Может, имелся в виду какой-нибудь одесский корабль, пришвартовавшийся в порту далекой страны?
Счет сравнялся, потом стал в пользу киевлян, с трибун кричали вратарю: «Да вставай уже побыстрее. Простудишься!

И что ты там полчаса идешь до своего мяча?» Киев победил 4:2, и болельщики расходились со словами: «Тут нечего делать! Неинтересная игра».
Как-то в пятидесятые годы довелось ехать в Кишинев через Одессу, и «Спартак» проводил тренировку на одесском стадионе «Динамо». Я получил тогда травму, не тренировался, сидел на трибуне недалеко от
Старостина. Вокруг Николая Петровича собралась толпа. Он никогда не отказывался поговорить, отвечал на вопросы. Одесситы его расспрашивали, который тут Татушин, а который Исаев, который Нетто...

Николай Петрович, человек по своей природе очень любопытный, любящий не только поговорить, но и послушать, сказал им: «Ну, хорошо, у меня вы все выпытали, а расскажите мне теперь, как ваши футболисты».
Собеседники стали так расхваливать Старостину свою команду и каждого игрока в отдельности («Та что там ваш Татушин?.. Та что там ваш Ильин!.. Вот у нас...»), что один из них не выдержал: «Слушай, чудак, выдерни штепсель!

Ведь завтра, не дай бог, Николай Петрович половину наших пригласит в свой «Спартак», и мы их не увидим, как собственных ушей».
Но, видно, из чувства противоречия кто-то уже повернул разговор совсем в другую сторону: «Что там наш Фурс! Он же вашему Татушину в подметки не годится!

Он же одноногий! Татушин против него - Мэтьюз!»
Когда тренировал в Одессе «Черноморец», мне было очень интересно общаться с болельщиками. Сезон 1981 года начался для нас довольно удачно: сразу выиграли несколько кубковых игр, дошли до четвертьфинала.

И вот прихожу утром на стадион, меня встречает незнакомый человек и торжественно говорит: «Поздравляю, Никита Павлович!» Я осторожно гашу его пафос: «Подождите, еще рано». - «Как рано, Никита Павлович? Уже время половина одиннадцатого, чтоб вы знали...»
Есть еще темпераментный грузинский болельщик. Он прекрасно разбирается в футболе и при всей своей горячности умеет ценить хорошую игру, с уважением относится к команде-сопернице, если она показывает высокий класс.

Это мы, спартаковцы, ощущали на себе, если доводилось играть в Тбилиси.
В последние годы все больше наблюдаю болельщика в непосредственной близости - сижу с ним рядом на трибуне. Люблю, когда вокруг гомонят, спорят, кричат, бурно выражая радость или досаду.

Футбол не может проходить в тишине. А в последнее время уж слишком устрожился на стадионах порядок.

Так и болельщиков не останется на трибунах - устроятся дома у телевизоров, чтоб не «достали» их строгие административные порядки. Не удивлюсь, если услышу однажды: «Товарищи любители футбола, бурно болеть на нашем стадионе нельзя. Болея, соблюдайте тишину!»
Конечно, хулиганов, сквернословов надо воспитывать. Одно время не находили управы на болельщиков-фанатов, которые шли косяками, сметая все на своем пути, дико орали...

Это страшно, и нужны были крутые меры. Но нельзя перегибать палку.

Азарт, страсть трибун и хулиганство, оскорбление игроков и болельщиков из «вражеского» стана - вещи совершенно разные.
Когда начинал играть в «Спартаке», поражался, сколько верных поклонников у этой команды в самых разных городах страны. И очень трогала их преданность клубу. Где бы ни проходил матч, мы получали огромное количество телеграмм, открыток.

От людей известных и неизвестных, от коллективов бригад, от моряков, находящихся в далеком рейсе, от полярников... Боялись читать их перед матчем - расчувствуешься, воспаришь, а надо собраться.

Все в нас верят - не разочаровать бы верных друзей.
Когда «Спартак» приезжал в Киев, на вокзале нас непременно встречал Петр Попов. Немолодой уже человек с нелегкой судьбой - прошел войну, стал инвалидом.

Мы относились к нему как к родственнику. Все дни в Киеве он проводил с нами.

На стадион и со стадиона ездил вместе с командой.
И вот однажды едем на матч, и Петя - мы звали его Петей, так он сам хотел, - начал рассуждать о футболе. А я как тренер перед игрой требовал тишины.

Уверен, посторонние разговоры, шутки, анекдоты расхолаживают команду.
- Петя, извини, но прошу тебя замолчать, - обратился я к Попову. - Команда едет на игру!
- Никита Палыч, - с достоинством ответствовал мне Петя, - команда - это я!
Все засмеялись. Пришлось сдаться:
- Ты прав. Продолжай.

Куда мы без болельщика?
Каждый футболист может рассказать немало случаев, когда именно болельщик заряжал и его и всю команду, заставлял переломить игру.
Очередной матч очередного чемпионата. Игра у «Спартака» не идет. Закончился первый тайм, и вдруг дежурная в раздевалке мне говорит: «Вас к телефону».

В принципе я мог бы и не подойти: надо было давать указания команде на вторую половину матча. Но почему-то подошел. И вдруг слышу: «Никита! Это генерал Родимцев с тобой говорит.

Что же твои ребята так плохо сегодня играют? Передай им, что генерал болеет за них. Может, постараются, а?» - «Я обязательно им это передам, товарищ генерал! - отвечаю. - Я и сам игрой недоволен».

Вернулся в раздевалку и говорю: «Вот что, друзья мои. Звонил генерал Родимцев, дважды Герой
Советского Союза, герой Сталинградской битвы. Он смотрит игру по телевизору, волнуется и просит сыграть получше».
И выиграли мы этот матч.
Команда побеждает - и болельщик ликует вместе ней. Иногда даже больше, чем тренер и футболисты. Но вот ускользнет удача, и поддержки - в этот момент она, может, больше всего нужна, - как не бывало.

Болельщик может вдохновить и лишить вдохновения.
Пришел на матч между московским «Спартаком» и «Днепром», объявляют составы команд. Как только диктор, перечисляя игроков «Днепра», назвал фамилию Гаврилова, раздался оглушительный свист.

Мне стало не по себе.
Ясно, спартаковские болельщики выражали свое отношение к «измене» Юрия Гаврилова, бывшего спартаковца. А ведь он не сам, не по своей воле оставил команду, его фактически освободили.

А сколько он дал «Спартаку» за многие годы! Не одной победой команда была обязана его самоотверженной, умной игре.

Я, признаться, ждал, что Гаврилова встретят в Москве аплодисментами.
Смотрел игру и волновался за Юрия. Только бы не сник! Пусть лучше разозлится и ответит трибунам. Он ответил - забил великолепный гол!

А я, спартаковец, болеющий за этот клуб, был рад.
Да, болельщик бывает разным. Испытал на себе. Он и добр, и благодушен, но он и жесток.

Можешь провести десять блестящих матчей под восторженное сопровождение зрителей, но стоит сыграть неудачно, и все - опала. Освистывали и Всеволода Боброва, и Эдуарда Стрельцова.

Трудно дались последние годы на поле замечательному футболисту, олимпийскому чемпиону Анатолию Исаеву. Сказывались последствия тяжелой травмы. И все-таки Анатолия включали в основной состав «Спартака» - был лучше многих. А трибуны устраивали ему обструкцию.

За что? За то, что был не прежним Исаевым?

Сильного человека довели до того, что он просил: «Не ставьте меня в основной состав, когда играем в Москве».
Я был на разных стадионах мира, и мастерство приветствуется везде. Даже если высококлассный футболист не из той команды, которой большинство зрителей отдает свои симпатии, трибуны, как правило, встретят одобрительным гулом хороший прием, точный пас.

Великолепный удар - пусть мяч и не попадет в ворота - тоже отметят. У нас же промахов, как правило, не прощают.

И некоторые игроки, замечаешь, уже не берут на себя смелость бить по воротам.
Здесь есть о чем подумать, поразмышлять. Кто эти «свистуны»?

Просто хамы, хулиганы? Можно назвать их примитивными людьми, которые не могут понять игрока, его состояния, а что изменится?

Почему так много говорится о том, что зрителя театрального, кинозрителя надо воспитывать, готовить к восприятию искусства? А разве не нужно воспитывать футбольного болельщика?

Не назиданиями, разумеется, не увещеваниями «как не стыдно».
Через день после матча, в котором участвовал Гаврилов, читал газетные отчеты и досадовал, отчего журналисты прошли мимо свиста трибун? Не услышали?

Могу ошибаться, но в памяти не осталось случая, чтобы мастера в трудный период - а такие периоды бывают у каждого - поддержала пресса, заставив тем самым и болельщика взглянуть на него по-другому.
Так повелось, что только при новом взлете спортсмена (если он будет, этот взлет) появляются пространные очерки о нем, проникновенные строки о мужестве, которое понадобилось ему не только для того, чтобы вновь обрести форму, но и выстоять, перенести нетерпимое отношение трибун и вновь вызвать их восторг.
Футбол не может быть без зрителей, и всякому футболисту нужны поклонники. Не честолюбия ради. Это признание, в любом деле человек его жаждет.

Но хочется еще и понимания, чтобы не было столь коротким расстояние от любви до ненависти. А для этого, наверное, необходимы регулярные встречи игроков, специалистов с любителями футбола (сегодня таких встреч значительно меньше, чем, скажем, десять-пятнадцать лет назад), необходимы клубы болельщиков.

Они, кстати, существовали, но их закрыли. И зачастую зрители имеют представление лишь о внешней стороне жизни футболиста, и видится она им только красивой. Популярность, слава, достаток, поездки по разным городам и странам.

Сегодня - Париж, а через месяц, глядишь, и Рим закачается под крылом самолета...
Все это действительно есть. Но Рим и Париж, можно сказать, отдельные эпизоды жизни. И чаще всего они складываются так: прибыл в пункт назначения, сыграл и убыл, не успев оглядеться вокруг. Я много раз бывал в Будапеште, а узнал, оценил его, лишь когда поехал вместе с женой в туристическую поездку.

Смог, наконец, побродить по городу, побывать в музеях.
Футболисты сборной сейчас приезжают на матчи буквально впритык. Приземлились днем, вечером -тренировка, на следующий день - игра, назавтра - снова самолет и домой. Хорошо, если рейс прямой, беспосадочный и погода летная, а то просидишь ночь в каком-нибудь аэропорту.

Дома же многим игрокам надо сразу отправляться на сбор своей клубной команды.
Во время сбора подъем в 7 - 7.30, часовая работа. Потом завтрак. После завтрака - теория. После теории -вторая тренировка.

Затем обед, отдых, и снова тренировка. После нее - восстановительные мероприятия...
Помню, когда тренировал «Арарат», дежурная по санаторию «Армения», где мы жили, видя, как проводит все дни команда, сказала: «Если бы у меня был сын, я бы никогда не разрешила ему стать футболистом».
Жара, дождь, снег, слякоть - работа не останавливается, работа идет. По сравнению с тем временем, когда я играл сам, увеличились нагрузки, повысилась интенсивность занятий.
Перед каждой календарной игрой - карантин: за два дня футболисты уезжают на базу. И после игры команда возвращается сюда же на восстановление.



Содержание раздела