d9e5a92d

Технология формирования личности школьника на занятиях физической культурой

К сожалению, этот пробел в работе педагога обнаруживается не сразу.
Механическое заучивание и подражание наносят непоправимый ущерб умственному и нравственному развитию занимающихся физической культурой. Правильно организованное обучение требует от занимающихся не просто восприятия увиденного, а серьезной умственной переработки материала.

Исследования показали, что только на 23 % занятий до учащихся доводилась цель обучения, более чем на половине занятий ученикам сообщалась только тема занятия, а не конкретная цель обучения, а на 36 % занятий и этого не делалось.
Деятельность представляет собой систему действий, связанных единой целью. Это значит, что цель обучения должна стать главным побуждающим фактором всех действий обучаемого.

Таким образом, первое требование реализации принципа - обеспечить осознание потребностей и формирование на этой основе мотивов, целей учебной деятельности.
Данный принцип не может быть реализован в отрыве от принципа воспитывающего обучения, т.к. в формировании необходимого спектра мотивов участвуют семья, школа, различные группы и коллективы.
Второе требование - ученик должен осознанно выполнять все операции и действия учебной деятельности, т.е. свободно ориентироваться в учебном задании; выделять смысл и условия решения задачи; анализируя и корректируя свои действия. Многократное проговаривание вслух задания, громкий анализ собственных попыток помогает осознать и овладеть действием.
Третье требование - активно формировать и регулировать мотивы учения. Активность обучаемого определяется внутренними и внешними факторами.

Внутренние: это мотивы, учения и др. виды деятельности (возрастные). Внешние факторы, обуславливающие активность, очень многочисленны и многообразны.

Среди них возможность удовлетворения потребностей.
В реализации данного требования учитель должен исходить из следующих правил:
1.Обеспечить доступность учебного задания для каждого ученика.
2.Снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи.
Литература:
1.Бабанский Л.П. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

С. 25-50; 70-79.
2.Педагогика ФК и С. - М., 1982/2000., с. 112-121
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология ФК и С. М. Академия, 2000, с. 34-40
6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. - М.: Академия, 2000. - С. 52-64.

Лекция 9. Технология формирования личности школьника на занятиях физической культурой


Цель: сформировать знания о способах, средствах и задачах умственного воспитания на уроках ФК
План:
1.Социальное и биологическое в развитии человека.
2.Взаимосвязь физического и умственного воспитания.
3.Двигательная активность и умственное развитие человека.
Каждый ли ученик может добиться успеха в процессе занятий физической культурой или для этого нужны особые природные данные?
Каждый ли учитель может стать мастером своего дела или личные дарования необходимы для достижения педагогического успеха?
Какие факторы влияют на успех деятельности, на формирование личности: природные или социальные? То, что человек получил от рождения, или то, что у него сформировалось при жизни?

Вопросы непростые.
В спортивной литературе многие авторы отмечают необходимость наличия некоторых врожденных качеств, в общей педагогике превалирует точка зрения, согласно которой успешность обучения зависит от дарований учителя. Считается, что задача педагогического образования - развить заложенное природой. Нет врожденного таланта - не будет хорошего педагога.

Однако многочисленные опросы учителей показывают наличие кардинально противоположных мнений. Одни считают главным не врожденные качества, а трудолюбие и прилежание, другие природные данные.
Немалое влияние на успехи в области физической культуры оказывают рост, вес, особенности телосложения, развитие физических качеств (гетерохронность и сенсетивность). Однако формы тела, физическое развитие, как известно, меняются, двигательные же качества нестабильны, они быстро поддаются коррекции.
Правда, быстрота реакции имеет врожденную основу, т.к. определяется биохимическими процессами и деятельностью центральной нервной системы.
Таким образом, не отрицая роли задатков в выборе вида спорта и достижения успехов в нем, мы можем утверждать, что применительно к массовой физической культуре главное не биологические (врожденные задатки), а социальные задатки личности.
При наличии настойчивости, упорства, трудолюбия можно добиться особенных успехов. Также и педагог, как утверждал Сухомлинский: Всякий учитель, который проработал более или менее долго - мастер, если он не лентяй и формалист.


Таким образом, педагогом - мастером может стать любой учитель. На формирование личности человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние следующие факторы:
1.Задатки.
2.Воспитание.
3.Среда.
4.Личное стремление к самосовершенству.
Человеку присущи все биологические функции живых существ: наследственность, изменчивость, обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов и т.д. Однако развитие цивилизации, требование коллектива и социального окружения создали НОВУЮ социально-трудовую сущность - социальное наследование. Следовательно, все, что человек приобрел в жизни: знания, умения, навыки передать по наследству он не может.

Тем не менее, бывает, что сын или дочь продолжают родовую профессию предков - это не наследственность, а среда, в которой он воспитывался.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование способностей человека, является воспитание, однако воспитание эффективно только в том случае, если оно начато вовремя. Тем не менее, на воспитание оказывает влияние: среда (географическая, домашняя, социальная).
Проблема соотношений физического и умственного развития человека не получила еще однозначного решения, особенно, в практической деятельности специалистов. Одни до сих пор утверждают, что двигательная активность оказывает благотворное влияние на умственное развитие, другие отрицают, третьи утверждают, что они развиваются независимо друг от друга.
Однако чаще всего это происходит оттого, что противники влияния двигательных действий на умственное развитие не знают теории функциональных систем (П.К.Анохин; А.Р.Лурия) формулируемых как принцип единство сознания и деятельности. Элементарные исследования М.М.

Кольцовой, обобщающие функции мозга, установили, что первичное обобщение внешних признаков двигательного действия создается на основе образования системы сенсорных связей: слуховых, зрительных, осязательных, тактильных.
Даже для развития обобщающего действия слова важно более широкое включение двигательного анализатора. Чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции абстрактного или логического мышления - М.М.

Кольцова.
Исследования последних десятилетий убедительно показывают положительное влияние занятий гимнастикой, спортивными играми, школьных уроков физической культуры на совершенствование памяти, внимания, мышления.
В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с развитием восприятия и обработки увиденного; в старшем - с развитием способностей к абстрактному мышлению.
Таким образом, практика физического воспитания со всей определенностью доказывает, что условие правильно организованной двигательной деятельности занимающихся, подбора методов физического воспитания, является действенным фактором не только физического, но и умственного развития.
Задачи умственного воспитания в процессе
физического воспитания
1.Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение их, формирование на их основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности и содействие формированию научного мировоззрения.
2.Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе и самосознания.
Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физкультурным образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.
Система знаний, предусмотренная ранее действующими программами в области физического воспитания, зачастую просто декларировалась, сегодня же она приобретает все более важное значение.
Литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - С. 29-47.
2.Якунин В.А. Обучение как процесс управления - психологические аспекты. - Л.: ЛГУ, 1988. - С. 5-27.
3.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология ФК и С. - М.: Академия, 2000.

Лекция 10. Особенности эффективного управления и организации учебного процесса на основе педагогической технологии.


Цель: сформировать у студентов представление о современных педагогических технологиях управления и организации учебного процесса по предмету физическая культура
План:
1.Сущность педагогической технологии.
2.Особенность технологии программированного обучения.
3.Безмашинный и машинный методы программированного обучения.
4.Особенности использования безмашинного и машинного методов обучения на уроках физической культуры.
Каждая технология разрабатывается как управляемая система с планируемыми результатами, установления обратной связи с учениками с целью организации и управления их работой.
Эффективность технологии управления и организации достигается благодаря отбору оптимального содержания учебной информации для каждого ученика; организации их познавательной деятельности и управления ею; использования индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации. В технологическом процессе выделяют 3 этапа:
Первый включает процесс передачи информации от педагога к ученикам. При этом учитель или ученики используют и дополнительные источники информации в виде специальной литературы, устных рекомендаций, инструкций и др.
Второй этап включает помощь педагога в стратегическом и тактическом планировании предстоящей практической работы на основе полученной информации, предоставления возможности ученику самостоятельно ее выполнить.
Третий этап включает проверку качества выполнения практического задания вначале самим учеником, сопоставляя полученный результат с планируемым, устранение ошибок самостоятельно или с помощью педагога, если они выявлены, и многократное повторение правильных действий с целью формирования необходимых умений и навыков.
В опыте работы некоторых учителей школ представлены творчески реализованные в практике основные положения таких технологий.
Так, учитель начальной школы С.И. Лысенкова следующим образом реализует учебный процесс на уроке и управляет им. На первом этапе трудная для учеников тема дается малыми дозами, последовательно.

После каждой дозы информации, ученики включаются в ее обсуждение, сначала сильные, потом средние и в заключении обсуждения включаются слабые. При этом все понемногу помогают друг другу осмыслить материал. На втором этапе идет уточнение усвоенных учениками понятий, их обобщение и использование при выполнении практического задания. На третьем этапе ученики объясняют и обосновывают свои действия, выявленные ими в процессе рассуждений.

Доля самостоятельности ученика зависит от степени усвоения теоретических знаний и умений ими пользоваться при выполнении практических заданий. Важным методическим приемом, помогающим ученикам познать свои ошибки и найти способ их исправления является комментирование учеником вслух своих действий (объяснение, что и как он делает и почему делает так, а не иначе).

Все ученики выполняют то же практическое задание и дополняют или уточняют комментатора, инициатива комментирования переходит к более сильному в данном вопросе ученику. Комментирование помогает включить в работу всех занимающихся, установить с ними обратную связь. В работе на уроках, особенно со слабыми учениками в определенные отрезки времени широко используется технология индивидуализации обучения. Она направлена на создание условий для развития каждого ученика в отдельности.

При этом выбор методов, приемов, средств, темпа обучения обуславливается индивидуальными психолого-физиологическими и личностными особенностями учеников. Индивидуальный подход имеет место во всех технологиях, а индивидуализация обучения разрабатывается как самостоятельная система педагогической работы.

Она имеет признаки целостной педагогической технологии. Можно полагать, что поэтапное обучение выполнению физических упражнений может быть использовано и на уроках физкультуры и учебно-тренировочных занятиях.
В этой группе технологий используется и программированное обучение. Оно возникло в начале 30-х годов XX в. Американский психолог Б. Скиннер разработал последовательную программу передачи ученикам порций учебного материала, подаваемого в определенной логической последовательности, способы контроля за усвоением каждой порции, что создает возможность перехода к усвоению новой порции учебного материала.
При программировании разрабатывается обучающая программа по отдельным конкретным темам учебной программы. В теме выделяются и систематизируются подробные ее части и пропорции, определяются действия учеников, направленные на усвоение каждой части (порции, мига), формы контроля за их усвоением.
С целью проверки освоения каждым учеником части (порции) учебного материала, педагог готовит вопросы и ответы на них, один из которых является правильным. Если ученик выбирает правильный ответ, он получает новую порцию учебного материала, логически следующую за предыдущей.

Неправильный ответ предполагает повторную работу над этой порцией учебного материала с последующей проверкой ее усвоения. Программа работы, когда ученики знакомятся с каждой порцией учебного материала в логической последовательности, получила название линейной. Разработан и другой вид программы разветвленный. Особенность ее в том, что когда ученик допускает ошибку, педагог дает ему возможность ее исправить и потренироваться для закрепления учебного материала.

Способы выяснения сути ошибки, получения дополнительной информации, помогающей ее исправить, темпы этой работы у всех учеников индивидуальны. После работы на дополнительной ветви программы, завершив работу над порцией учебного материала, ученик переходит к работе над следующей порцией.

Боковых ветвей может быть мало и много, все зависит от объема, глубины знаний учеников, пробелов в них у каждого ученика, умение руководствоваться знаниями в практической работе.
К достоинствам программированного обучения можно отнести:
-возможность дозировать учебный материал в соответствии с возможностями каждого ученика;
-активную самостоятельную работу, требующую как уточнения и пополнения знаний, так и использования их в практических действиях;
-постоянный контроль за усвоением каждой части учебного материала;
-индивидуальный темп обучения.
Сложилось 2 направления в системе программированного обучения:
Первое безмашинное программирование.
Второе машинный метод программированного обучения.
Оба нашли применение в сфере занятий физкультурой и спортом.
Безмашинное программирование имеет в основе принцип алгоритмизации активной двигательной деятельности. Это позволило разработать предписание алгоритмического типа в процессе учебной и учебно-тренировочной работы по различным видам спорта. Разработана типовая схема обучающего алгоритма в гимнастике.

При обучении отдельным гимнастическим движениям выделяют части определенного движения, начиная с исходного положения. Переход к овладению каждой новой частью начинается после овладения предыдущей.

Существует мнение, что предписание алгоритмического типа должно состоять не только из двигательных заданий, представляющих собой части изучаемого упражнения, но и способствовать формированию умения, оценивать движение в пространстве, по времени, по силе, а также формированию чувства ритма у занимающихся.
Аналогичные программы используются на учебных и учебно-тренировочных занятиях по другим видам спорта. Известны программы для определения скорости и точности зрительских восприятий учебных заданий занимающихся.
В игровых видах спорта широко используется схематическое изображение тактических комбинаций. На схеме изображаются фигурки игроков, ворота или кольцо. Линиями показываются перемещения игроков, пунктиром передачи мяча или шайбы. Одна из изображенных тактических ситуаций правильная.

Занимающимся предлагается ее найти. Развитию тактического мышления способствует задание не только выделить правильную тактическую ситуацию, но и обосновать ее или предложить свой вариант.
Машинный метод программного обучения предполагает использование разнообразных технических устройств, в том числе компьютеров и Siderom-дисков с целью передачи учебной информации, ее закрепления или контроля за ее усвоением. Например, с целью передачи учебной информации преподаватель составляет информацию из тексто-графических кадров. К каждому кадру программы пишется текст , чтобы ученики прочитав его и просмотрев тактическую ситуацию на экране, осмыслили ее сильные и слабые стороны.

Программа включает рациональные и не рациональные ситуации. Перед каждым учеником стоит задача определить достоинства и недостатки представленных ситуаций, руководствуясь полученными накануне теоретическими знаниями. С целью контроля за усвоением учебной информации учениками на экране демонстрируется игровая ситуация (задача).

Следующие 4-5 кадров демонстрируют способы ее решения. Каждый ученик должен выбрать оптимальный способ ее решения и обосновать свой ответ.

Есть более и менее сложные варианты подобных форм обучения. Они способствуют формированию способности мысленно воспроизводить предлагаемые элементы техники и тактики, анализировать их, сравнивать, искать доказательства их достоинств, выявлять недостатки, а в дальнейшем переносить в реальную игровую деятельность на учебных и учебно-тренировочных занятиях.
Итак, программирование учебного материала позволяет управлять усвоением каждым учеником передаваемой педагогом информации, способствует ее осмыслению и закреплению в памяти, контролировать усвоение каждой части, выявлять индивидуальный темп работы учеников, особенность их восприятия, памяти, мышления и способствовать их развитию.
Литература:
1.Баранова Т.П. Повышая познавательность урока // Физическая культура в школе. 1991. - 3. С. 39
2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 288.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. - 1991. - С. 336.
4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика.

1986.

Лекция 11. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова

Цель: сформировать представление о возможности применения технологий развивающего обучения в системе физического воспитания школьника
План:
1.Роль и значение развивающего обучения в реализации концепции физкультурного образования учащихся.
2.Роль теоретических знаний и практических умений в развитии личности.
3.Особенности развития познавательных процессов на уроках физической культуры.
Некоторые авторы называют ее системой раннего интенсифицированного развития личности.
Понятие развитие Л.В. Занков трактует как появление в психике ребенка новообразований, возникающих не сколько под влиянием обучения, сколько под влиянием внутренних глубинных, интеграционных процессов, вызванных комплексом развивающих влияний, что способствует развитию личности учеников в целом.
Развивающие влияния имеют место, если:
-учебный материал урока рассматривается на базе связанных с ним широких общеобразовательных знаний;
-теоретические знания будут иметь ведущую роль;
-обучение проходит на высоком уровне трудности;
-материал будет изучаться быстрыми темпами;
-ученики будут реагировать на ход учебной работы не только рационально, но и эмоционально;
-широко используются элементы проблемного обучения;
-влияние учителя и среды распределяется на сильных и слабых.
Цель общего развития учеников решается путем включения в содержание изучаемой темы дополнительного материала из смежных дисциплин и др. источников. На основе достижений науки, техники, искусства, духовной и материальной культуры учитель должен стремиться дать ученикам общую картину мира, а для этого каждый вопрос изучаемой темы рассматривать широко, теоретически обоснованно, показывая его практическую ценность.

Задача общего развития учеников решается с помощью изменения всех дидактических компонентов учебного процесса целевого, содержательного, операционно-деятельностного, оценочно-результативного, а не отдельным методом обучения. Ведущая роль теоретических знаний проявляется в умении ими руководствоваться при разграничении разных признаков изучаемых явлений в рамках традиционных дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.). Индуктивный путь обучения (умозаключение от фактов к их обобщению и гипотезе) считается предпочтительным. Большое внимание уделяется формированию умения анализировать свои наблюдения за предметом или явлением, выделяя разные их стороны и свойства.

Особенностью методики обучения является формирование мотивации познавательной деятельности, что позволяет по ходу учебной работы поддерживать интерес к ней. По ходу урока в процессе преподавания и организации учения учеников используются разнообразные методы и методические приемы, направленные на обогащение и развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. С целью проявления учениками познавательной активности широко используются разнообразные формы организации учебной работы, позволяющие выявлять и развивать субъективный опыт учеников; создаются проблемные ситуации.

Проводятся обсуждения плана урока и др. Это позволяет заинтересовать каждого ученика предстоящей работой, широко использовать дидактический материал (рисунки, схемы, муляжи и др.), которые ученики выбирают с учетом поставленной перед ними задачи.

Учителю предлагается оценивать процесс работы каждого ученика, а не только ее конечный результат. Особенностью работы учеников на уроке является самостоятельная деятельность преобразующего характера, требующая наблюдать, сравнивать, группировать, анализировать, делать выводы, участвовать в коллективном поиске ответа на поставленный учителем вопрос. При этом создаются педагогические ситуации общения со сверстниками, с учителем, ситуации самовыражения своих явных и потенциальных возможностей. С целью выявления изменений уровня общего развития учеников Л.В.

Занков предлагает через определенные периоды работы сравнивать данные таких показателей, как наблюдательность, умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно выполнять практические задания, руководствуясь полученными раннее знаниями. В последующей работе следует учитывать выявленные положительные изменения.
Элементы технологии развивающего обучения Л.В. Занкова используются в сфере физической культуры и спорта. Об это свидетельствуют опубликованные материалы А.А.

Тер-Ованесяна (1976), выдающегося спортсмена своего времени и тренера. В учебно-тренировочном процессе он выделяет две стороны. Одна из них заключается в том, что преподаватель принимает меры для повышения общеобразовательного уровня занимающихся, их интеллектуального развития, для усвоения ими этических норм поведения в обществе. В беседах рассматриваются связи между успеваемостью по общеобразовательным предметам и физической культурой, между этикой поведения в разных коллективах, включая спортивный.

Вторая сторона учебно-тренировочного процесса характеризуется тем, чтобы обеспечить приобретение, расширение, углубление знаний учеников необходимых для рационального решения задач, специфичных для занятий физической культуры. В процессе учебно-тренировочной работы на уроках физической культуры решаются задачи теоретической подготовки. В перечень специальных знаний, необходимых учащимся входят вопросы по темам:
1.Техника физических упражнений, методика овладения ими.
2.Методика обеспечения общей и специальной физической подготовленности.
3.Личная гигиена, режим питания, сна, закаливания.
4.Средства физической подготовки и восстановления.



Содержание раздела