d9e5a92d

Техника физических упражнений, как объект изучения и предмет обучения

Исследования, проводимые в этом направлении, обнаружили ряд возрастных периодов и особенностей морфофункциональных изменений организма школьников. В частности, установлено, что различные органы и системы организма человека формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни асинхронно.

Объяснение феномена гетерохронии связывается с принципом надежности биологической системы, т.е. с принципом минимального обеспечения функциональной системы.
Предполагается, что сначала созревает некоторое число структур, готовых составить еще не совершенную, но достаточную основу для эффективного функционирования системы. Необходимость повышения эффективности физического воспитания предполагает более серьезное изучение закономерностей физического развития человека.

Учет закономерностей гетерохронии развития двигательных качеств, может значительно повысить эффективность традиционно используемых методических приемов и средств физической культуры.
Процесс физического развития человека рассматривается в виде трех программ: биологической, социально экологической, онтогенетической.
1.Биологическая программа основана на генетическом аппарате наследования, обеспечивает три вида регулирования физического развития:
♦Простое регулирование по генетически заданной программе.
♦Регулирование по замкнутому циклу с обратной связью.
♦Регулирование с учетом следовых факторов, вызывающих отклонение от программы.
2.Социально - экологическая обуславливается воздействием системы внешних причин и условий на жизнедеятельность человека. Воздействуя на индивидуум, внешние условия жизнедеятельности приводят к коррекции внутренних программ и образованию новых.

Последние складываются на основе генетической программы и условий взаимодействия ее с социально-экологической программой развития.
3.Онтогенетические периоды развития связаны с возможностью адаптации организма человека к воздействиям в неблагоприятных условиях (нерациональное питание, кислородное голодание, охлаждение, ионизирующая радиация и т.д.). Критическим в этом отношении возрастом является 3-4 года; 7-9; 12-14 лет.
Достаточно известны также факты, указывающие на то, что в физическом развитии человека есть периоды, когда ограничение двигательной деятельности вызывает весьма негативные последствия.
Для нас наибольший интерес имеет тот аспект онтогенеза, который позволяет утверждать, что развитие двигательных качеств происходит неравномерно.
Многовековая педагогическая практика давно уже доказала, что эффект обучения зависит, кроме всего прочего, от возраста занимающегося. В силу этого утвердилось убеждение в том, что существует оптимальный возраст для обучения речи, музыке, двигательным навыкам.

Однако сравнительно недавно было установлено, что зависимость между возрастом и эффектом обучения более сложная.
Ориентация средств физического воспитания на уроках физической культуры только на паспортный возраст занимающихся не оправдывает себя, так как темпы биологического развития детей школьного возраста различны. По данным научных исследований, школьник может опережать (акселерация) или отставать (ретардация) от средних (паспортных) норм биологического развития.

Неравномерность развития физических качеств (гетерохронность) должна учитываться при планировании уроков физической культуры и регулировании нагрузки (см. табл.).
Примерные чувствительные периоды развития физических качеств школьников

Возраст Абс.
сила
Быстрота движений Скоростно силов. кач. Выносливость Гибкость Равновесие
Стат. Динам. Общ.
МАЛЬЧИКИ (юноши)
7-8 ККК
8-9 К ККК ККК
9-10 К ККК ККК
10-11 К К ККК
11-12 ККК
12-13 КК ККК
13-14 КК К КК ККК
14-15 К КК ККК КК ККК
15-16 К К КК ККК
16-17 ККК ККК ККК
ДЕВОЧКИ (девушки)
7-8 К ККК К КК К КК
8-9 К ККК КК К ККК
9-10 КК ККК ККК ККК КК К КК
10-11 ККК ККК ККК КК ККК КК
11-12 КК ККК ККК ККК ККК КК ККК
12-13 КК К
13-14 ККК КК
14-15 К КК ККК
15-16 К
16-17 ККК К ККК

К - умеренно-высокие темпы прогрессии
КК - субмаксимальные темпы прогрессии
ККК - максимальные темпы прогрессии
Литература:
1.Матвеев Л.П. Методика ФВ с основами теории, учебное пособие М., 1991.
2.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности, уч. пособие, М. ФиС, 1991 г. с.214-224.
3.К физкультурному образованию школьников через Образовательную программу по ФК // ФК в школе. - 1996, 1.
4.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. - М.: Академия, 2000. - с. 160-164.

Лекция 4.Техника физических упражнений, как объект изучения и предмет обучения


Цель: сформировать у студентов представление о том, что основной причиной формирования правильного двигательного действия, является осознанная установка на понимание задачи, цели и условий его выполнения.


План:
1.Изучение двигательного действия как предмета исследования его механизма и предмета обучения.
2. Общее понятие о технике физического упражнения:
а) основа техники;
б) определяющее звено техники;
в) детали техники.
3.Основные характеристики параметров техники физических упражнений.
4.Педагогические критерии техники физических упражнений.
Двигательное действие (ДД) существует как способ решения двигательной задачи, формирует мотивированность и целенаправленность двигательного акта. Оно всегда имеет ввиду удовлетворение некоей потребности. Это значит, что основной причиной двигательного действия является осознанная потребность, мотив, внутреннее побуждение.

Эффективность освоения двигательных действий зависит в первую очередь от понимания задачи, осознания ее цели и условий выполнения. В процессе обучения ученик, в первую очередь, усваивает знания о двигательных действиях, взаимосвязи элементов составляющих его, т.е. объект изучения переходит из сферы объективного, предметного существования в сферу субъективного внутреннего осознания.
Выполнение двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается наиболее эффективно и называется техникой упражнения.
Это понятие находится в одном ряду с понятием форма физических упражнений, если подразумевать под ней не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие только в том, что термин техника относится не ко всем упражнениям, а лишь к эффективным (сложно-координационным) формам двигательных действий, строившимся с учетом закономерностей движений.

Сама техника не является постоянной, она беспрерывно совершенствуется.
В теории физического воспитания до настоящего времени двигательные действия рассматривали, как условный двигательный рефлекс, в основе которого лежит динамический стереотип, сформировавшийся в коре головных полушарий. Именно в этом плане формировались взгляды на технику, как на образец, который должен быть воспроизведен в результате обучения.

Система обучения, строящаяся на таком принципе, позволяла эффективно формировать условные двигательные рефлексы, однако двигательные действия, выученные таким образом, на практике зачастую оказывались неэффективными.
Двигательное действие, сформированное по типу условного рефлекса, всегда стандартно, стереотипно, так что даже при небольших изменениях условий выполнения оно резко теряло эффективность.
Сегодня необходим иной подход к пониманию техники. Основываясь на теории построения движений Н.А.

Бернштейна: ...движения живого биологического объекта всегда связаны с решением задачи активного подчинения пространства и времени, - этим движение живого биологического объекта отличается от механического. Н.А.

Бернштейн указывает, что характерным свойством движения является его способность реагировать как на изменения внешних условий, так и на внутренние колебания его собственной структуры.
Таким образом, предметом усвоения при обучении двигательным действиям должно являться не само действие, а знание о нем: на основе усвоенных знаний о двигательном действии, ученик строит само действие (живое движение), варьируя его элементы в соответствии с конкретными условиями исполнения.
Структура обучения технике двигательных действий характеризуется следующим: в начале формируются знания о двигательных действиях ----в результате чего происходит осознание способов варьированная модели двигательного действия затем ---- оптимизирование двигательного действия и, наконец, интерпретация техники (индивидуализация). В практике физического воспитания и спортивной подготовки различают:
Основу техники - это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок появления мышечных сил, основные моменты межмышечных сокращений в пространстве и времени).
Главное звено техники - это наиболее важная часть способа выполнения двигательной задачи (прыжок в высоту - толчок ноги и взмах рук).
Детали техники - отдельные составляющие двигательного действия, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера.
Формировать технику, разучивая отдельные элементы, составляющие двигательное действие, как показывает практика нельзя, надо формировать взаимосвязи, элементов двигательного действия в пространстве и времени, обеспечивающие конечный результат, т.е. взаимосвязи элементов, от которых зависит оптимизация движения в том числе межмышечные дифференцировки.
Пространственные параметры техники физических упражнений, характеризуются, во-первых, рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, во-вторых, соблюдением оптимальной траектории движений.
Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие двигательные качества.
Траектория движений. Различают направление, форму и амплитуду движения.

Технику движения характеризует не сама по себе траектория перемещения, а сочетание траекторий различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме движения.
Пространственные характеристики. Решая задачи по обучению технике упражнений, необходимо формировать умения точно регулировать движения в рамках определенных пространственных параметров, формируя чувство пространства.
Временные параметры техники. С позиции биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом.

В процессе обучения необходимо акцентировать внимание на своевременности начала движения, согласованности его во времени.
Динамические характеристики. Взаимодействие внутренних (силы активного мышечного сокращения - тяга мышц, силы упругого, эластичного сопротивления, реактивные силы и т.д.) и внешних параметров (гравитационные силы, силы реакции опоры, трения, инерционные и др.) составляют силовую или динамическую структуру двигательных действий.

Другими словами, необходимо учить занимающихся оправданно передавать по ходу упражнения силовые напряжения с одного звена двигательного аппарата на другое, с одной мышечной группы на другую.
В зависимости от типа упражнения внимание занимающихся фиксируется либо на динамике, либо на пространственной структуре движения. Результатом такого обучения первоначально будет то, что иногда называют грубым или элементарным умением.
Литература:
1. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов, уч. пособие - М., 1972.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК. - М., 1991, с.116-124
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: ФиС,1983.
4. Филин В.П., фомин М.А. Методика юношеского спорта, уч. пособие - М.: ФиС, 1987, с. 93-114

Лекция 5. Анализ процесса обучения на уроках физической культуры, его предпосылки и структура.


Цель: сформировать у студентов знания о способах определения готовности обучаемого к освоению двигательного действия, закономерностях формирования навыка (этапность формирования навыка).
План:
1.Состояние научно - теоретической разработанности проблемы.
2.Специфика процесса обучения по предмету физическая культура.
3.Этапная структура процесса обучения и формирования двигательного навыка.
Познание сущности процесса обучения, определение его структуры и движущих сил составляет одну из важных задач дидактики. Тем не менее среди ученых, даже в наши дни, существует неоднозначное понимание понятия обучение или процесс обучения.
В узком смысле под обучением понимается преподавание и руководство учением; в широком обучение - процесс двусторонний, включающий в себя усвоение учебного материала, т.е. деятельность учащихся и руководство этим процессом преподавателя.
Некоторые ученые рассматривают процесс обучения как органическую часть более широкого понятия - учебно-воспитательного или педагогического процесса. Тем не менее, учитывая, что в реальном процессе обучения по предмету физическая культура участвуют педагог и коллектив класса, их деятельность в конечном итоге нацелена на реализацию программы социального заказа или какой-то его части. Учитель воздействует на учащихся педагогически обработанным учебным материалом (содержанием образования) другими средствами и способами.

Именно это обуславливает функционирование самого процесса обучения.
Процесс обучения на уроках физической культуры приобретает несколько иное, отличное от других, специфическое содержание. Это обуславливается рядом специфических его особенностей (целью, задачами, контингентом занимающихся, условиями общеобразовательных школ). Что касается контингента учащихся, то специфической особенностью является большая дифференциация их по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, физического развития, разнонаправленности физкультурных и спортивных интересов, неоднозначностью их отношения к предмету физическая культура и учителю, различия в уровне приобретенного двигательного опыта, навыков учебного труда (способность организоваться к занятию, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выполнять главное в решении двигательной задачи и др.)
Учитывая НОВОЕ акцентное содержание и направленность предмета физическая культура (новая концепция физкультурного образования), процесс обучения должен пониматься как непрерывно развивающееся взаимодействие преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность коллектива класса), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школьника.
В процессе обучения на уроке физической культуры формируются системы знаний, двигательных и методических навыков, развиваются двигательные и моральные качества, как стороны единого процесса.
Формирование двигательных навыков является одним из приоритетных направлений обучения по предмету физическая культура.
В процессе дидактического взаимодействия двигательные умения и навыки должны формироваться с четко определенной закономерностью.
В процессе обучения преподаватель передает учебную информацию с целью создания представления о двигательном действии словесно, зрительно и как дополнение кинестезически, т.е. по каналам обратной связи (мышечные и тактильные ощущения). На базе созданного представления начинается формирование умения как способности выполнять двигательное действие при условии концентрированного внимания ученика на каждом его звене. В дальнейшем умение трансформируется в навык, который должен соответствовать основе техники. Двигательный навык в совокупности со знаниями составляет двигательное умение высшего порядка.

Применительно к предмету физическая культура оно выражается в умениях, например, играть (в спортиграх), бороться (в единоборствах), самостоятельно заниматься физической культурой и т.д. другими словами, умение можно рассматривать как образование - первичное по отношению к навыку.
Это значит, что двигательные действия, являющиеся предметом обучения, должны быть усвоены до уровня двигательного навыка, с последующим доведением их до умения использовать его самостоятельно в процессе занятий физической культурой.
Долгое время структура процесса обучения интерпретировалась как процесс формирования двигательного навыка, который проходил в начале 1964 года 5 стадий (5 этапов). Однако, уже в 1980 годы утвердилось мнение о том, что процесс формирования двигательного навыка проходит в три этапа, отражающие особенности стадий образования двигательных умений и навыков: первоначальное разучивание, углубленное разучивание и дальнейшее совершенствование.

В действиях учителей - практиков структура процесса обучения двигательным действиям характеризуется как часть, сторона, стадия, звено, фаза, этап. Такое разночтение отражает факт неоднозначности подходов к раскрытию внутренней его природы.

Это следствие того, что и сегодня отсутствует четкое определение понятия структура процесса обучения двигательным действиям.
Можно утверждать, что структура процесса обучения по предмету физическая культура понимается как взаимосвязь и последовательность элементов деятельностей преподавания и учения во времени и пространстве, обеспечивающая общее среднее физкультурное образование школьников.
На современном этапе развития дидактических основ предмета физическая культура, актуальным становится обоснование звена (клеточки) процесса обучения, своеобразного шага. Шаг процесса обучения представляется как наименьшая функциональная единица или микроцикл во взаимодействии учитель - ученик, ориентированная на передачу и усвоение определенной порции содержания общего образования.
П 1 П 2 П 1 -педагог; П 2 - результат воздействия
педагога на учащегося; У 1 - ученик;
У 1 --------- У 2 У 2 х П 1 - обратная связь
Под шагом понимается определенный этап обучения от начала до завершения одного цикла управляемого взаимодействия учитель - ученик. Шаг является составной частью любого этапа обучения.

Возникает необходимость уточнения компонентов содержания профессионально - направленной деятельности учителя физической культуры и сформулировать этапную структуру этой деятельности.
Первый этап - подготовительный (начальное разучивание).
Второй этап - формирование умения выполнить двигательное действие в общей схеме (углубленное разучивание).
Третий этап - формирование двигательного навыка (дальнейшее совершенствование и автоматизация навыка).
Литература:
1.Матвеев А.П. Теория и методика ФК, учебник - М., 1991.
2.Ашмарин А.В. Теория и методика ФВ, учебник - М., 1989.
3.Боген М.М. Обучение двигательным действиям, уч. пособие - М.: ФиС, 1985.
5.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ.

М.: Академия, 2000, с. 160-164.

Лекция 6. Инновационные технологии обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний и поисковый характер


Цель: ознакомить студентов с инновационными технологиями обучения, научить разрабатывать алгоритмы обучения.
План:
1.Понятие технология обучения.
2.Требования к современным методам обучения.
3.Алгоритмы обучения с акцентом на формирование знаний и творческого поискового характера.
Во второй половине 20 века во всем мире возникла необходимость совершенствования систем обучения, образования и воспитания. Основной причиной этого явления стало возникновение противоречия между быстрыми темпами накопления новых знаний в современном мире во всех сферах науки, техники, культуры и ограниченными возможностями их усвоения людьми. Возникли трудности в решении основной цели образования и обучения - подготовки учеников к жизни в обществе, что предопределило необходимость разработки НОВЫХ инновационных технологий.

Инновация (от лат. In - в; novus - новый) - это нововведения, новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения, образования и воспитания.
Педагоги - новаторы создают авторские оригинальные системы обучения и воспитания. Их побуждает стремление к нестандартному построению учебно-воспитательного процесса, способствующего целенаправленно выявлять и развивать задатки и способности учеников, преодолевать противоречия между быстрым темпом накопления знаний в разных сферах науки и производства и ограниченными возможностями для их усвоения учениками. Путь педагогического поиска у всех индивидуален.

Так, В.Ф. Шаталов сумел приобщить каждого своего ученика к напряженному умственному труду; развить их познавательную активность.

Е.Н. Ильин успешно решал задачи духовного и нравственного развития учеников. И.П. Волков приобщал учеников к творческому общественно - полезному труду.

Ш.А. Амонашвили обосновал и апробировал пути формирования социально-значимых мотивов учения у младших школьников. С.Н.

Лысенкова разработала эффективную систему управления учебной работой младших школьников и т.д.
Педагоги-новаторы находили педагогические инструменты: средства, методы, приемы, организационные формы работы, способы контроля и оценки работы учеников, отражающие их индивидуальные, личностные возможности. Это позволило повысить эффективность преподавания и учения во взаимодействии.
В разработке новых технологий можно выделить две тенденции. Одна характеризуется тем, что в основе технологий лежат разные руководящие идеи.

Объединяет их то, что при их использовании развитие познавательных способностей учеников является, в основном, следствием влияния методов, приемов, средств, организационных форм учебной работы, направленных на усовершенствование передачи ученикам учебной информации, ее усвоения, закрепления, применения полученных знаний в практической работе.
Другая тенденция характеризуется непосредственным влиянием технологий обучения на процесс познавательной деятельности, его эффективность, на развитие личностных качеств учеников. Поэтому их относят к технологиям развивающего обучения.

Обучение и развитие рассматриваются как диалектически взаимосвязанные стороны одного процесса. Обучение становится движущей силой психического и личностного развития учеников. Отдельные теории развивающего обучения разрабатывались И.Г.Песталоцци, А.Дистервергом, К.Д.

Ушинским, Л.Н. Толстым, П.Ф.

Лесгафтом и др.
Научное обоснование новых технологий обучения дано в трудах Л.С.Выготского, он выдвинул и обосновал идею обучения, идущего впереди естественного биологического развития и ориентированного на развитие личности учеников, их познавательных способностей.
Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.В. Занков, Д.Б.

Эльконин, В.В. Давыдов и др. выдвинули положение о развивающем влиянии активно-деятельного способа обучения.

Под его воздействием происходят внутренние изменения личности. Сущность внутренних изменений заключается в присвоении, приобретении учениками исторически-оправданного опыта познания и деятельности, который оказывает непосредственное влияние на развитие познавательных способностей и личностных качеств.
Особенностью разрабатываемых технологий обучения является также позиция ученика в учебно-воспитательном процессе как субъекта своего развития.
Важна роль формирования мотивов деятельности ученика как субъекта. Мотив - это важнейшая побудительная сила учебной деятельности.



Содержание раздела