d9e5a92d

Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры

Мотивы носят динамический характер и изменяются в зависимости от социальных установок личности ученика, условий их формирования и развития в процессе общения. В специально организованном обучении велика роль объяснения ученикам не только действия, которое им предстоит выполнить, но и его значения для всего процесса усвоения учебного материала, для учеников лично.

Это побуждает их к самостоятельной постановке дополнительных, конкретизирующих работу каждого ученика задач, к использованию прошлого опыта учебной работы в их решении.
Рассматривается новая трактовка индивидуального подхода к ученикам. Суть ее в том, что в системе образования предлагается ориентироваться не на обобщенные возрастные особенности, а, изучив каждого ученика, идти от него к предмету с учетом его явных и скрытых потенциальных возможностей, которые надо развивать.

В процессе общения педагог помогает ученикам познать себя, обучая самоанализу, самооценке, сравнению своих достижений в разные отрезки времени, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, пережить радость успеха, почувствовать атмосферу романтики от познания нового.
Особую роль играет оценивание деятельности учеников не количественной оценкой, а качественной, выраженной в характеристиках учеников.
Одним из представителей этого направления в разработке технологий обучения является известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

В процессе обучения учеников в начальной школе он использовал личностный подход, стремился способствовать развитию их познавательных способностей, благородству в общении со сверстниками и окружающими людьми, самокритичности.
В сфере физической культуры и спорта широко используются элементы этой технологии. Нередко учителя и тренеры стремятся сформировать у учеников умение целенаправленно составлять комплексы упражнений утренней зарядки, комплексы упражнений для развития тех или иных качеств, для самостоятельного проведения разминки, микрочастей уроков или учебно-тренировочных занятий, создают ситуацию самостоятельного принятия учениками решения о тактике выступления на спортивных соревнованиях и др.
Подготовка учеников к самостоятельным действиям для решения учебных задач начинается с первых занятий в любом возрасте, но средства, методы и организационные формы решения этой задачи определяются возрастом, индивидуальностью учеников, субъективным уровнем сформированного самосознания.
Совершенствование методов обучения предполагает широкое использование коллективных форм учебной работы в сочетании с групповой и индивидуальной формами, использование элементов проблемного обучения, использование методов и приемов, стимулирующих творческий поиск учениками ответов на неясные вопросы; выявление и развитие индивидуальных способностей, применение аудио-видео средств, технических средств обучения.
С целью активизации и интенсификации деятельности учеников широко используется игра. Игрой называется вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии учеников любого возраста как средство психологической подготовки будущей жизненной ситуации. В игровых ситуациях воссоздается и усваивается общественный опыт сотрудничества и самоуправления поведением.

В структуру игровой деятельности входит целенаправленное планирование, реализация целей, анализ достигнутых результатов, которые характеризуют реализацию своих возможностей каждым учеником.
Активизации и интенсификация деятельности учеников способствует технология проблемного обучения. Она направлена на поиск способов решения учебных задач нестандартными методами.

Нестандартным является такой способ получения учениками новых знаний, необходимых для решений поставленной учебной задачи, как самостоятельный их поиск, отбор, систематизация, обоснование своего выбора. Поиск учениками дополнительной или новой информации требует преодоления как субъективных, так и объективных (внешних) противоречий, например:
♦между имеющимися знаниями и вновь полученными, выявившими недостаточность имеющихся знаний;
♦отсутствие достаточных знаний для обоснования избранного способа решения практической задачи;
♦между обилием фактического материала и отсутствием надежного способа его анализа и др.;
Противоречия, возникающие из-за несогласованности между теоретической и практической информацией, называют проблемной ситуацией. Если ставится вопрос о разрешении проблемной ситуации, то она преобразуется в проблемную задачу.

Разрабатываются способы поиска ответа на возникшую задачу, результаты поисковой деятельности позволяют принимать решение.


Следовательно, проблемное обучение активизирует мыслительный процесс, включающий выдвижение гипотезы о способах решения проблемной задачи, их обоснования, проверку в практических действиях. Это позволяет назвать проблемное обучение еще и развивающим познавательные способности.
Итак, технология проблемного обучения включает следующие последовательно выполняемые действия: создание (возникновение) проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи, определение модели поиска решения, принятие решения, выполнение соответствующих ему действий, анализ достигнутых результатов. Участие в новых действиях учеников способствует активизации и интенсификации их учебной деятельности.
Литература:
1.Ашмарин Б.А. Теория и методика ФВ.

М., 1990. с. 190-195.
2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.Е. Теория и методика ФВ и спорта.

М.: Академия. 2000. с. 143-147
3.Бальсевич В.П. Теория и практика ФК. Ж. 2002, 11
4.Якунин В.а. Обучение как процесс управления: психологический аспект. Л. ЛГУ, 1988, с.5-11

Лекция 7. Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения двигательным действиям


Цель: формировать у студентов представление об этапной структуре деятельности учителя в процессе обучения и совершенствования двигательного действия
План:
1.Модель поэтапной структуры действий учителя на стадиях формирования двигательного навыка.
2.Конкретизация содержания и форм этапной структуры обучения.
В практике работы даже опытные учителя физической культуры, зачастую в качестве конкретной задачи своего урока указывают: совершенствование (например, прыжка в высоту). Сам процесс совершенствования сводится к многократному повторению двигательного действия.

Такая практика приводит к тому, что доминирующее большинство учеников (60-65 %) не достигают уровня двигательного навыка.
Процесс совершенствования двигательных действий нельзя понимать слишком упрощенно. Более того, недостаточно четкое представление о составляющих структуру процесса обучения понятий: как то ознакомление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное, разучивание и другие затрудняют целеполагающий компонент педагогической деятельности учителя. Это обуславливает различные просчеты в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации.

В настоящее время реализуется апробированная в практике уроков физической культуры поэтапная структура обучения двигательным действиям, учитывающая специфику предмета физическая культура и НОВУЮ концепцию общего среднего физкультурного образования. Не нарушая общепризнанную этапную структуру формирования двигательного навыка определяет последовательность действий учителя.
1 этап - подготовительный (учебная информация)
2 этап - формирования умения выполнять двигательные действия в общей схеме
3 этап - формирование двигательного умения
4 этап - закрепление освоенного движения
5 этап - формирование умений использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий
1 этап (подготовительный). Сущность этапа - обеспечение у всех учащихся потребного уровня физической и психологической готовности к освоению нового учебного материала.
Характерные особенности. Физиологические: в начале подготовительного этапа необходимо выполнять двигательные действия (физические упражнения), представляющие своеобразные субструктуры предстоящего к изучению физического упражнения. Это обуславливает процесс формирования двигательных координаций, характерных предстоящему к изучению двигательному действию.

Более того, обуславливает мотивацию, афферентный синтез, возникновение индивидуальной программы решения двигательной задачи, обратной афферентации.
Психологические. Особенностью подготовительного этапа является необходимость формирования частных двигательных задач (умений), а также возможных программ решения основного двигательного действия.

Здесь необходимо направленное развитие интересов и потребностей и одновременно волевых качеств.
Педагогической особенностью этапа является необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, отбор оптимальных средств, форм, методов их решения.
Наибольшая трудность, с которой сталкиваются преподаватели - это определение того момента, когда следует начинать подготовительную работу? Как определять реальные возможности учеников?

Это осуществляется в процессе планирования учебного материала, учитывая его преемственность и дидактические взаимосвязи.
Цель подготовительного этапа - обеспечить готовность учащихся усвоить технику предстоящего двигательного действия.
Методы обучения - рассказ о прикладном значении двигательных действий; беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции.
2 этап - формирование умения выполнять двигательное действие в общей схеме. Сущность этапа - на основе знаний и сформированных базовых двигательных координаций обеспечить умение выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу техники хотя бы в грубой форме.
Характерные особенности. Физиологические: выражаются в явлениях иррадиации, недостаточности тормозных реакций, обуславливающих неточность и неустойчивость ритма, защитные реакции, вызывающие ограничение амплитуды и скованность.

Этап характеризуется и тем, что, зачастую, первые повторения двигательных действий проявляются на фоне ограниченного сенсорного анализа и коррекции движения, значительного нервного напряжения, вызывают быструю утомляемость.
Психологические: выражаются в недостаточной осознанности двигательных ощущений, в недостаточном понимании динамических характеристик выполняемого двигательного действия связанном с этим недостатком понимания техники, преобладают субъективные ощущения техники.
Педагогические - характеризуются тем, что управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит не автоматизировано. Сознание ученика загружено контролем главного звена движения. Работа проявляется нерационально.

Способ решения двигательной задачи учеником еще не установлен. В связи с этим возникает необходимость разучивать двигательное действие по частям (звеньям) с последующим овладением общим ритмом двигательного действия.
Цель этапа - обеспечить усвоение двигательного действия как способность выполнять его, соблюдая общий рисунок.
Третий этап - формирование двигательного навыка. Сущность этапа - формирование способности выполнять двигательное действие с акцентом внимания учащихся на условиях и результате действия.
Характерные особенности. Физиологические: многократное повторение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации обуславливает систематическое уточнение афферентного синтеза программы действия.

Процессы возбуждения и торможения уточняются и концентрируются, систематизируются на двигательное действие. Формируется двигательная дифференцировка, систематизируется протекание нервных процессов.

Ведущим в управлении движением является двигательный анализатор.
Психологические - в процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики; расширяются возможности осознанной коррекции двигательного действия; уточняются двигательные представления и ощущения. Формируется установка на усвоение двигательного действия, развиваются волевые качества.
Педагогические - в процессе взаимодействия учитель-ученик формируется способность выполнять двигательное действие сравнительно легко; углубляется понимание его техники; уточняются временные и пространственные характеристики; устраняются искажения в технике. Деятельность учитель-ученик приобретает характер консультативного взаимодействия.
Цель этапа - обеспечить способность учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом.
Методы обучения:
1.Многократное повторение двигательного действия с акцентом на детальное усвоение техники.
2.Выполнение движения через более сложный вариант.
3.Выполнение упражнения с проговариванием про себя и вслух.
4 этап - закрепление освоенного движения. Начинается после того, как сформировался двигательный навык.
Сущность этапа - достижение стабильности выполнения двигательного действия. Условия, которые использовались для формирования навыка на предыдущем этапе, обычно не применяются, однако учебный процесс нацелен на приобретение запаса прочности в воспроизведении техники изучаемого движения. Учащиеся ориентируются на выполнение двигательного действия свободно, с акцентом на развитие движения в моментах приложения основных усилий и конечный результат.

Увеличивается объем и интенсивность нагрузки.
Характерные особенности. Физиологические: обусловлены процессом закрепления функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности.

Заметно сокращается время протекания афферентного синтеза, сужается обратная афферентация. Управление двигательным действием осуществляется по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы, прочность и долговременность двигательных координаций.
Психологические - связаны с частичным освобождением сознания от излишнего контроля за звеньями движения. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные элементы техники и его результат.

Это не означает, что сознание не участвует в процессе выполнения упражнения, но оно иначе осознается.
Педагогические особенности обуславливаются целью этапа, задачами, решаемыми для достижения уровня навыка, а также физиологическими и психологическими процессами. Закрепление изученного двигательного действия достигается при многократном повторении, однако при возникновении симптомов утомления, влекущих за собой искажение техники, необходимо прекращать повторения. Другая особенность этапа - нацеленность деятельности учителя на детализацию техники, варьирование ее возможных вариантов. Упражнение должно выполняться в усложненных условиях с изменением интервалов отдыха и интенсивности, наиболее часто используется метод слова - идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения упражнения с учителем, между учениками, выполнение упражнения с проговариванием вслух и про себя.

Из группы методов обеспечения наглядности чаще всего используют демонстрацию видеозаписей, замедленный показ, схемы, рисунки, кинограммы и др.
Цель этапа - достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных выполнениях.
5 этап - формирование условий использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий. Вводится в соответствии со спецификой концепции физкультурного образования по предмету физическая культура.

В настоящее время активизировалась работа по обоснованию содержания, форм, методов организации самостоятельных занятий школьников.
Сущность этапа выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых на уроках двигательных действий, в содержание различных форм проявления физкультурной деятельности учащихся. Такая трансформация может быть осуществлена посредством внеурочных форм организации физического воспитания, а также внешкольных.
Характерные особенности. Физиологические: обуславливают формирование функциональной системы отдельных элементов блоков физкультурной деятельности учащихся.

На этом этапе двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, чтобы использовать его с целью совершенствования своей телесной природы.
Психологические - определяются расширением представлений учащихся о своих двигательных способностях, методах их совершенствования. На этом этапе предъявляются большие требования к волевой сфере учащихся.

Осуществляется интеграция специальных знаний и инструктивных навыков.
Педагогические - базируются на психофизиологических свойствах и связаны с теоретической и двигательной подготовкой к элементам физкультурной деятельности. Особенностью этапа является еще и то, что педагогический коллектив школы имеет возможность устанавливать функциональные связи между всеми формами организации физической культуры.
Цель этапа - формирование умений использовать специальные знания, двигательные навыки и умения, применять соответствующие методы для собственного физического совершенства.
Литература:
1.Лях в.и. Ориентиры перестройки ФВ в общеобразовательной школе // Теория и практика ФК. - 1990, 9. С. 10-14.
2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.Е.. Теория и методика ФВ и спорта, учебник - М.: Академия, 2000.

С. 52-63.
3.Матвеев Л.П. Теория и методика ФК, учебник - М.: ФиС.,1991.
4.Матвеев А.П. Очерки по теории и методике ФКиС, уч. пособие, Просвещение М., 1999, с.5-7
5.Минбулатов В.М. Физическая культура в школе (очерки дидактических основ ФК), Махачкала, Дагучпедгиз, 1992, с.32-41

Лекция 8. Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры

Цель: реализации принципов обучения и воспитания уроках физической культуры.
План:
1.Принцип воспитывающего обучения.
2.Принцип сознательного и активного усвоения знаний, умений и навыков.
3.Наглядность в обучении.
4.Принцип систематичности и последовательности, доступности и прочности, научности.
Цели и задачи обучения движениям могут быть достижимы только в том случае, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием дидактические принципы. Именно их использование определяет ход обучения в целом, на всех его этапах, в соответствии с целями преподавания и обучения.

До сих пор нет единого мнения о числе и составе дидактических принципов в системе физического воспитания.
Проблема дидактики в физическом воспитании появилась тогда, когда стало невозможным учить по принципу Делай как я! Многообразие физических упражнений в физической культуре и спорте в наше время таково, что научить занимающихся выполнять каждое из них только с помощью описания и показа невозможно.
Использование законов дидактики помогает сделать обучение всесторонним, а всесторонняя двигательная подготовка позволяет школьнику выполнять различные упражнения, даже те, которые специально не изучались на занятиях. Особенно актуально это сегодня, когда осуществляется реформа действующей системы физического воспитания.
Принципы обучения двигательным действиям определяют процесс преподавания в соответствии с целями воспитания и образования, закономерностями усвоения знаний, умений, навыков. Методика обучения двигательным действиям, являясь частью общей дидактики, включает те же дидактические принципы, что и общая дидактика, хотя содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.
Принципы обучения двигательным действиям группируются по следующим признакам.
Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения школьники не только овладевают знаниями, двигательными умениями и навыками.

Обучение неразрывно связано с воспитанием. Обучение - важный фактор воспитания.

Однако необходимо помнить, что занятия физической культурой и спортом сами по себе не могут оказывать воспитывающего воздействия. Чрезмерное увлечение физической культурой и спортом в ущерб другим видам воспитания, кроме эстетического, зачастую приводит к воспитанию сильного и ловкого человека, но недалекого, с неразвитыми чувствами, ограниченными интересами. Большое значение в процессе уроков физической культуры имеет нравственное воспитание, более того, оно является составной частью урока. Надо помнить, что нравственное воспитание - это не искусственное добавление к уроку физической культуры и к спортивной тренировке.

Качество физического и нравственного воспитания находится в прямой зависимости с обликом ученика и учителя. Оно способствует организованному проведению занятий, оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Двигательная плотность и эффективность учебно-тренировочных занятий зависит от дисциплинированности, настойчивости, воли и организованности занимающихся. Невнимание к привитию у занимающихся норм и правил поведения, определяющих их отношение друг к другу, к учителю и другим людям, отношение к справедливости и несправедливости неизбежно формирует эгоизм.

Хорошие условия для нравственного воспитания создаются во время занятий играми, т.к. правила игры требуют ограничения собственных интересов в угоду команде.
Для воспитания воли в процессе занятий, перед учащимися во время игры ставятся дополнительные трудности (например, в волейболе - нападать только левой рукой, или волейбольная сетка завешивается материалом, или ограничиваются технические и тактические варианты).
Здесь очень хорошо потребовать от уставшего ученика новых усилий, концентрации внимания, сосредоточенности; или когда все ученики настроились на окончание занятия, собираются уходить, учитель организует разучивание общеразвивающих упражнений в течение 5-20 минут.
Хороши в этом плане и л/атлетические упражнения, когда учитель использует бег на разные дистанции, преодоление жестких препятствий, бег по снегу, песку и т.д. Чтобы добиться органичного соединения обучения с воспитанием, важно, в первую очередь, правильно организовывать учебно-тренировочный процесс.

Неумение учителя вести урок - главная причина недисциплинированности занимающихся учеников. Только тогда, когда ученики осознают, что с каждым занятием приобретают что-то новое, а не просто играют в волейбол или другие виды спорта.

Все элементы урока при четкой организации способствуют воспитанию сознательного стремления к соблюдению установленного порядка.
Максимальная отдача от занимающихся возможна только в том случае, если учитель организует занятия так, чтобы каждый чувствовал удовлетворение.
Принцип научности. Научность - отличительный признак системы физического воспитания. Реализация его требует выполнения ряда условий:
1.Изучаемые двигательные действия должны восприниматься учениками в их подлинном виде (овладение всеми составляющими движения).
2.Обучаемый должен осознать и усвоить существенные признаки и свойства изучаемых двигательных действий.
3.Обучая двигательным действиям, следует формировать технику не раз и навсегда, а с учетом их развития и совершенствования.
4.В процессе обучения следует научить учащихся не только закономерностям решения двигательных задач, но и закономерностям научного поиска.
5.В процессе обучения можно использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и жаргонными терминами пользоваться нельзя.
Принцип доступности обучения. Качество усвоения материала учебной программы зависит от многих факторов, но при прочих равных условиях материал будет усвоен только в том случае, если он доступен ученику.

Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения их подготовленности.
Принцип доступности требует реализации следующих требований:
1.Физическая подготовка обучаемого должна соответствовать особенностям изучаемого действия, специфике решаемой задачи.
2.Обучаемый должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения.
3.Психическая подготовленность обучаемого должна соответствовать специфике изучаемого двигательного действия.
4.Средства, методы и формы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития и технической подготовленности.
Принцип сознательного и активного усвоения двигательных знаний, умений и навыков.
Неосознанное выполнение упражнений - одна из основных причин, тормозящих успех физического развития, а главное, не делает физическую культуру привычной в бытовой жизни.



Содержание раздела