d9e5a92d

Тренер и ученик подключены к электрофиксатору.

Тренер и ученик подключены к электрофиксатору

. Исходное положение: дистанция больше средней; ученик находится в позиции, близкой к положению вытянутая рука; тренер играет оружием, совершая размашистыми движениями шпаги батманы, захваты, перемены соединения, вызовы и т. д. 1. Тренер из низкой позиции с шагом вперед пытается совершить размашистый батман в 6-е соединение. Ученик колет с выпадом в грудь прямо в момент приближения тренера с замахом для батмана. Тренер, увидя контратаку ученика из замаха для батмана, переходит во встречный укол и получает опережающий укол.

Ученик с опозданием получает встречный укол. Возвращение в исходное положение. 2. Тренер из низкой позиции действует, как в первом случае. Ученик колет с выпадом в грудь с переводом в момент движения шпаги тренера на удар по клинку.

Тренер, промахнувшись в батмане, переходит во встречный укол, получая опережающий укол от ученика. Ученик с опозданием получает встречный укол. Возвращение в исходное положение.

3. Тренер из низкой позиции с небольшим шагом вперед пытается сделать размашистый батман в 4-е соединение. Ученик колет прямо в грудь с выпадом в момент приближения тренера с замахом для батмана.

Тренер, увидя контратаку ученика, из замаха для батмана переходит во встречный укол и получает опережающий укол. Ученик с опозданием получает встречный укол. Возвращение в исходное положение. 4. Тренер из низкой позиции с небольшим продвижением вперед широким движением шпаги пытается совершить захват в 6-е соединение.

Ученик колет с переводом внутрь с выпадом в момент приближения тренера с движением его шпаги на захват. Тренер, промахнувшись в захвате, переходит во встречный укол и получает опережающий укол. Ученик с опозданием получает встречный укол. Возвращение в исходное положение.

5. Тренер из низкой позиции с небольшим продвижением вперед широким движением шпаги пытается выполнить захват в 4-е соединение. Ученик колет с переводом кнаружи с выпадом, а в момент приближения тренера - с движением его шпаги на захват. Тренер, промахнувшись в захвате, переходит во встречный укол, получает опережающий укол от ученика. Ученик с опозданием получает встречный укол.

Возвращение в исходное положение. 6. Тренер из положения сильного владения 6-м соединением пытается войти во владение 4-м соединением.

Ученик колет с переводом в предплечье кнаружи на попытку тренера переменить соединение. Тренер, не сумев овладеть 4-м соединением, пытается нанести встречный укол, но получает опережающий укол от ученика. Ученик с опозданием получает встречный укол. Возвращение в исходное положение.

7. Тренер из положения 6-го соединения опускает руку со шпагой в вызов укола в руку сверху. Ученик колет прямо в руку сверху на начало опускания руки тренера вниз.

Тренер, увидя атаку ученика, пытается нанести встречный укол с оппозицией в 6-е соединение, но получает опережающий укол от ученика. Ученик оказывается защищенным посредством завершившегося укола в руку. Возвращение в исходное положение.

Примечания: 1. В каждом упражнении тренер и ученик должны видеть показания электрофиксатора, без чего невозможно форсированно развивать чувство опережения. 2. Тренер всегда должен наносить свой опаздывающий укол, и поэтому его шпага должна быть предельно мягкой, а костюм ученика - достаточно амортизирующим. 3. Все указанные движения тренера должны представлять собой игру оружием и поэтому циклически повторяться. 2-й пример.

Исходное положение: дистанция больше средней, шпаги в нижнем нейтральном соединении. 1. Тренер пытается нанести укол прямо с выпадом в стопу. Ученик отвечает контратакой уколом в руку сверху с опережением.



Тренер, получив укол в руку, наносит укол с опозданием в пол около стопы ученика. Возвращение в исходное положение.

2. Тренер наступает, овладевая нижним соединением. Ученик колет руку сверху, отступая и опережая встречный укол. Тренер, получив укол в руку сверху, пытается нанести' встречный укол в грудь с оппозицией в 6-е соединение. Ученик оказывается защищенным своим уколом в руку тренера.

Возвращение в исходное положение. 3. Тренер наступает, сохраняя нижнее соединение. Ученик пытается нанести укол в руку сверху.

Тренер, продолжая наступление, применяет 4-й парад ближнего боя и пытается нанести укол в ответе. Ученик колет в ремизе прямо в нижнюю часть туловища, опережая ответный укол тренера.

Возвращение в исходное положение. 4. Тренер пытается нанести укол в предплечье сверху около локтевого сгиба.

Ученик колет навстречу в плечо с оппозицией в 6-м соединении. Тренер получает укол в плечо. Возвращение в исходное положение. Упражнения для развития чувства опережения в фехтовании на саблях в индивидуальном уроке.

Учебная задача: наносить противнику контратакующие удары с опережением не менее чем в один фехтовальный темп, если это возможно по боевой ситуации, или применять парад с последующим ответом, когда выигрыш темпа невозможен. Исходное положение: дистанция - немного больше средней, ученик-саблист и тренер находятся в 3-й позиции. 1. Тренер атакует ударом по голове, применяя длинный и быстрый выпад.

Ученик защищается 5-м парадом и отвечает по правому боку. Тренер получает удар в ответе. Возвращение в исходное положение. 2. Тренер атакует ударом по голове посредством медленного выпада и запаздывающего выхода оружия на удар.

Ученик опережает ударом по голове (контратакует), применяя короткий выпад. Тренер получает опережающий удар по голове, а ученик удар с опозданием. Возвращение в исходное положение. 3. Тренер атакует ударом по голове с выпадом непосредственно после прыжка вперед (скоростная трещотка).

Ученик наносит опережающий удар по голове на шаг вперед тренера. Тренер получает удар в контратаке, нанося ученику удар с опозданием.

Возвращение в исходное положение. 4. Тренер атакует ударом по голове в броске. Ученик защищается 5-м парадом и отвечает ударом по любому месту поражаемого пространства тренера, опаздывающего со взятием парада.

Возвращение в исходное положение. Примечания: 1. В начале упражнения тренеру следует утрировать как ранний выход оружия на удар, так и опаздывающий с целью облегчить ученику принимать правильное решение. 2. По мере освоения учеником упражнения тренеру необходимо снижать наглядность своих движений.

При этом тренер должен следить за тем, чтобы не ставить ученика перед непреодолимыми трудностями, 3. В атаках трещоткой (скачок вперед - выпад в быстром темпе) тренер должен начинать движение оружием на удар только после прыжка вперед. 4. Для усложнения упражнений можно выполнять их на фоне маневрирования с попеременной инициативой то тренера, то ученика.

Упражнения на рапирах в маскировке контратаки. Исходное положение - дистанция дальняя, позиция нейтральная, верхняя. 1. Тренер ведет разведку атакой с выпадом, обозначая укол по внутренней линии.

Ученик отступает поспешными шагами, якобы выдавая стремление, отступая, защищаться 4-м парадом и отвечать уколом прямо. Далее тренер, выполняя обман двумя переводами, ожидает о т противника попытку применить 4-й парад. Ученик контратакует уколом прямо в момент начала выполнения тренером обмана.

2. Тренер ведет разведку атакой так же, как в первом упражнении. Ученик отступает поспешными шагами, обозначая попытку перехватить атаку круговым 6-м парадом.

Затем тренер атакует с обманом удвоенным переводом, ожидая от противника попытку применить 6-ю защиту в отступлении. Ученик контратакует в момент начала выполнения тренером обмана. 3. Тренер атакует разведывательно аналогично предыдущему.

Ученик отступает не быстро и не глубоко, обозначая при этом стремление применить 4-й парад с ответом прямо. Тренер атакует ложно уколом внутрь с намерением поразить в контрответе, т. е. используя выданное учеником стремление применить 4-й парад с ответом прямо. Ученик контратакует с выпадом уколом с переводом и оппозицией в 6-е соединение.

4. Тренер атакует в целях разведки. Ученик отступает, обозначая стремление применить круговой 6-й парад с ответом прямо. Затем тренер ложно атакует уколом внутрь с намерением поразить противника в контрответе, использовав для этого выданное им стремление применить круговой 6-й парад с ответом прямо. Ученик контратакует броском с батманом в 4-е соединение и уколом прямо.

Упражнение на саблях в маскировке оборонных намерений. Исходное положение: ученик и тренер в дальней дистанции, оба держат оружие опущенным. На разведывательный шаг вперед тренера ученик пытается нанести удар в руку снаружи в глубоком отступлении.

На следующую, после этой разведки, действительную атаку тренера со страхующей 3-й защитой от возможного удара в темп по руке снаружи ученик контратакует с выпадом уколом с переводом. Упражнения на шпагах в маскировке оборонных намерений. Исходное положение: ученик и тренер в дальней дистанции, позиции верхние. 1. На разведывательное движение тренера уколом в руку снизу ученик обозначает попытку колоть руку в темп сверху.

Затем против атаки тренера 2-го намерения с обманом уколом в руку снизу и последующим намерением захватить в 6-е соединение и колоть прямо с оппозицией - ученик контратакует уколом в грудь с переводом. 2. На ту же разведку тренера ученик обозначает намерение защищаться вторым парадом. Затем на атаку тренера с обманом уколом в руку снизу контратакует его уколом в руку сверху.

Упражнения в вызовах. Вызовы определенных атак: 1) ученик-саблист и тренер в дальней дистанции. Ученик с шагом вперед открывает разные части своего поражаемого пространства.

Тренер реагирует попытками нанести удар в открытое место. Ученик должен взять защиту и ответить; 2) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции, оба в 6-й позиции. Ученик, вытянув руку в показ укола в 4-й сектор, делая небольшие шаги вперед, теснит тренера.

Тренер отступает и в неопределенный момент пытается атаковать с захватом в 4-е соединение, на что ученик контратакует с переводом кнаружи. Вызовы контратак: 1) ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в 6-м нейтральном соединении.

Ученик с шагом вперед завладевает 6-м соединением. Если тренер пытается контратаковать уколом с переводом, ученик защищается 4-м парадом и наносит укол в ответе; если же тренер отступает, тогда ученик, не пресекая своего движения вперед, атакует с переводом уколом вниз под руку; 2) ученик-саблист и тренер в дальней дистанции.

Ученик с шагом вперед делает обманное движение удара по голове, вызывая противника на попытку ударить по руке в темп снаружи. Если тренер идет на вызов, ученик реагирует 3-й защитой с последующим ответом. Если же тренер бездействует оружием и отступает, ученик атакует броском ударом по открытому месту. Упражнения для развития разнообразия действий в бою.

Каждый повод для атаки дает возможность фехтовальщику применять несколько разных атак, так же как любой атаке можно противодействовать разными приемами. Несмотря на это, фехтовальщики нередко впадают в такое однообразие действий, которое в большей мере лишает их возможности действовать неожиданно, а противнику дает возможность почти наверняка их обыгрывать. Разнообразию действий учит логика самого боя, но если этого оказывается мало, тогда следует применять специальные упражнения для выработки боевого разнообразия. Цель таких упражнений заключается в необходимости по одному и тому же поводу применять разные приемы.

Вначале эта необходимость может носить отвлеченный характер как выполнение задания тренера. В дальнейшем упражнениям следует придавать боевой смысл. Упражнения в разнообразии атак: рапирист, держа верхнюю боевую позицию, находится в дальней дистанции от тренера.

Тренер в игре дистанцией и оружием делает шаги вперед, показывая укол вверх и шаги назад, принимая 6-ю позицию. Ученик должен на шаг вперед тренера с показом укола выполнять в неопределенной последовательности следующие атаки: 1) батман в 4-е соединение-укол прямо с выпадом, то же самое в броске; 2) укол переводом по наружной линии с оппозицией в 6-е соединение и выпадом; то же самое и в броске; 3) контрбатман в 6-е соединение - укол во 2-й сектор с выпадом; 4) то же самое в броске; 5) захват в 7-е соединение - укол в бок с выпадом.

Упражнения в разнообразии обороны: ученик-рапирист и тренер в дальней дистанции в 6-м соединении, которым владеет первый. Тренер многократно совершает одну и ту же комбинированную атаку - захват в 6-е соединение - обман переводом в 4-й сектор - укол с переводом во 2-й сектор. Ученик должен избегать укола, противодействуя этому каждый раз по-разному: 1) контратакуя переводом с выпадом, уходя от захвата в 6-е соединение; 2) контратакуя уколом прямо в момент совершения тренером обмана; 3) беря сложную защиту: 4-2 с шагом назад и отвечая вверх; 4) сталкиваясь с оружием атакующего в момент батмана при помощи принятия высокой 1-й защиты и отвечая уколом вниз; 5) совершая вольт назад с уколом вверх после шага назад на попытку атакующего колоть вниз; 6) контратакуя навстречу последнему движению тренера уколом вниз с оппозицией во 2-е соединение. Большое значение в фехтовании на рапирах и меньшее - на шпагах придается умению фехтовальщика представлять взаимоотношение траекторий движения рапир в предполагаемых боевых взаимодействиях.

Это умение отражает тактическое намерение бойца обыграть ожидаемые действия противника. Совершенствуется эта способность в бою. Однако целесообразно форсировать усвоение этого умения в специальных упражнениях.

Упражнения на рапирах для развития умения представлять взаимоперемещение клинков. Ученик выполняет атаки с обманами и переводами различного содержания исходя из предположения, что противник воспользуется определенной системой сложной защиты. Исходное положение: дистанция дальняя, позиции 6-е. 1. Ученик с коротким выпадом показывает укол и уходит с выпада назад (разведка).

Тренер производит движение сложной защиты 4 - круг - 4 стоя на месте. Ученик атакует с шагом вперед и выпадом: обман уколом прямо; обман переводом от прямой 4-й защиты и укол с переводом от круговой 4-й защиты. Тренер, защищаясь от атаки, повторяет показанные на первую разведку защитные движения и получает укол.

2. Ученик проводит разведку движением прямого укола (то же, что и в первом случае). Тренер выполняет движение сложной защиты: круговая 6 - 4-я. Ученик выполняет атаку: обман уколом прямо, обман переводом от круговой 6-й и укол с переводом от 4-й защиты. Защищаясь от атаки, тренер повторяет показанные на 2-ю разведку защитные движения и получает укол.

3. Ученик проводит разведку движением прямого укола вниз. Тренер производит движение сложной защиты: 2 - 4-я.

Ученик атакует: обман уколом вниз, обман переводом вверх от 2-й защиты и укол с переводом от 4-й. Тренер повторяет защитное движение, выданное на предыдущую разведку, и получает укол. 4. Ученик выполняет разведку движением укола прямо. Тренер производит движение сложной защиты: 4 - круг - 4 - 6. Ученик атакует: обман уколом прямо, обман уколом с переводом от круга 4, обман уколом с переводом от круга 4 и укол с переводом от круга 6. Тренер повторяет показанное на предыдущую разведку защитное движение и получает укол.

Примечания. 1. Упражнения подобного рода следует разнообразить как различными исходными положениями, так и новыми сочетаниями защитных реагирований на разведку. 2. Необходимо следить за тем, чтобы переводы носили характер обманов, т. е. выполнялись учеником с выпрямлением руки в первом обмане и уже выпрямленной рукой в последующих. 3. При акцентирований внимания на техническом совершенствовании тренеру следует реагировать на разведку ученика законченными движениями.

4. Разрешая при выполнении этого упражнения задачи развития зоркости, наблюдательности и умения представлять будущие взаимоперемещения клинков (сочетание траекторий их передвижений) тренер должен обозначать свою будущую защиту все менее явственными и заметными движениями. Упражнения на развитие чувства железа.

Чувством железа называется способность фехтовальщика ориентироваться в боевых ситуациях посредством тактильных ощущений в кисти, возникающих от соприкосновения клинков. Наибольшую необходимость в развитом чувстве железа испытывают рапиристы, поскольку относительная близость фехтовальщиков в бою на рапирах насыщает их постоянными взаимоприкосновениями клинков.

Поэтому упражнение в основном следует выполнять на рапирах, но оно также полезно и для бойца на шпагах. Исходное положение: дистанция дальняя, 6-е нейтральное соединение. 1. Тренер нажимает на клинок ученика, пытаясь овладеть соединением. Ученик овладевает 4-м соединением, меняя его посредством перевода (перемена соединения).

2. Тренер производит перемену соединения, пытаясь овладеть 6-м соединением. Ученик меняет соединение, избегая прикосновения клинка тренера и вновь овладевает 4-м соединением. 3. Тренер нажимает на клинок ученика, пытаясь овладеть 4-м соединением. Ученик меняет соединение посредством перевода и овладевает 6-м соединением.

4. Тренер меняет соединение, пытаясь овладеть 4-м соединением. Ученик меняет также соединение, овладевая 6-м соединением. 5. Тренер нажимает на клинок ученика, пытаясь овладеть 6-м соединением. Ученик меняет соединение, овладевая 4-м соединением.

Примечания: 1. В начале упражнения тренер выполняет нажимы и перемены соединений замедленно и широко, не выходя, однако, за границы позиций. Когда упражнение станет получаться, тренеру следует постепенно сужать и убыстрять свои движения и сочетать сперва со своими шагами вперед, а затем с переменным движением вперед и назад. Ученику в этом случае следует постоянно овладевать соединениями, стараясь все время сохранять дальнюю дистанцию.

2. Инициативу в этом упражнении необходимо передавать ученику. Тренер и ученик должны как бы поменяться ролями. Ученику вменяется быть инициатором в овладении оружием тренера. 3. Тренеру следует отрабатывать у ученика предельную ограниченность движений, своевременность и быстроту реагирований и легкость мышечных напряжений.

4. При выполнении упражнения на месте, без передвижений полезно временами исключать возможность ученика пользоваться зрительным восприятием для реагирования на движения тренера. С этой целью ученику предлагается реагировать не глядя на оружие тренера, т. е. отвернувшись, или с завязанными глазами.

Упражнения на шпагах для развития чувства железа.



Содержание раздела