d9e5a92d

ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕХТОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОРУЖИЯ

Настройка, как и вся психологическая подготовка в целом, имеет главной своей задачей обеспечить проявление бойцом в условиях соревнования своего наивысшего уровня спортивной силы. В результате настройки должна возникнуть уверенность бойца в том, что в данном бою, соревновании он сумеет проявить свои возможности в полной мере, что дает ему надежду на успех даже с превосходящим по силе противником.

Необходимо также упомянуть о бытующем в среде тренеров понятии уверенность в победе. Некоторые тренеры возводят это понятие в степень особого рода психологической категории и пытаются внедрить эту уверенность бойцу как постоянно действующее прочное качество. Уверенность в победе перед боем с равным по силе или лишь немного уступающим в ней противником является оптимальной психологической предпосылкой для успеха, но не более. Отвлеченная же уверенность в победе, не зависящая от силы противника, с которым предстоит вести бой, практически недостижима, так как такая слепая вера в успех несовместима с глубоким пониманием фехтования и учетом возможностей противника и своих.

Средствами настройки могут быть: направляющее собеседование, советы, убеждение, внушение, шутливый разговор, напоминание об успешных эпизодах спортивной борьбы из практики самого бойца, свидетельствующих о его способности в трудную минуту собраться, разминочный, тонизирующий, специально нацеленный на установление оптимальной возбудимости и поднятие настроения индивидуальный урок или такого же характера бой и т. д. Разнообразны и изменчивы способы настройки. Эффективность их применения зависит от учета особенностей соревновательной ситуации, состояния и индивидуальных черт характера спортсмена, а последнее возможно только на основе глубокого изучения тренером характера ученика.

ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕХТОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОРУЖИЯ


Фехтование на всех видах спортивного оружия подчиняется основным закономерностям. Однако различные виды оружия, а отсюда и специфичность ведения боя оказывают влияние на тактику.

Такая характеристика фехтования на различных видах оружия имеет задачу подсказать бойцам объективно выгодную манеру ведения боя и боевой арсенал приемов, избавить их от длительных и трудных исканий.

Особенности фехтования на рапирах


Для фехтования на рапирах характерны три основных момента: 1) рапира -оружие только колющее; 2) особая ограниченность поражаемого пространства; 3) наличие фактора тактической правоты в правилах ведения боя. Этот фактор присущ и фехтованию на саблях, но там он практически менее значим. Возможность поражения противника только уколом и в ограниченную поверхность позволяет бойцам на рапирах держать в бою дистанцию не столь большую, какой придерживаются бойцы на саблях и шпагах.

Это обстоятельство вызывает постоянную предельно острую дистанционную настороженность рапириста. Он не имеет возможности распрямить ноги и опустить вооруженную руку, что свойственно бойцам на саблях и реже на шпагах, позволив себе некоторый отдых. Относительная близость противника заставляет рапиристов глубоко и широко сидеть в боевой стойке, а при маневре, атаке и отступлении применять строго лимитированные движения с четким завершением (выпады, одинарные шаги вперед и назад, сочетание шагов и скачков с выпадом). Игра дистанцией в фехтовании на рапирах по сравнению с фехтованием на саблях и шпагах имеет добавочные средства, поскольку умышленное и неожиданное сближение с атакующим противником выступает как прием активной обороны.

Только рапирист имеет весьма реальную возможность спастись от укола посредством сближения. Это же обстоятельство делает контратаку с выпадом в бою рапиристов особенно выгодным приемом. Близость противников в боях на рапирах и умышленное применение сближений приводят к частым соприкосновениям клинков, к борьбе оружием, в связи с чем придают исключительное значение чувству железа и ловкости в овладении рапирой.

Ни в одном виде фехтования техническое мастерство не дает таких преимуществ в бою, как в фехтовании на рапирах. Поэтому рапиристы уделяют особое внимание техническому совершенствованию и разнообразию боевого репертуара.

Ограниченность поражаемого пространства и применение только уколов в фехтовании на рапирах облегчают оборону посредством использования защит с ответами. Этим объясняется то обстоятельство, что процент наносимых уколов в ответах является наибольшим в боях на рапирах. Относительная легкость отражения атаки посредством парирования и широкое применение перехватов приводят к тому, что многие мастера фехтования предпочитают вести бой в обороне и добиваются при этом хороших спортивных результатов. Объективная легкость активной обороны в бою рапиристов приводит к широкому применению атак с действием на оружие.

В этих атаках рапирист готовит неожиданность начала их возникновения и направления воздействия клинком на клинок противника. Все эти меры, особенно воздействие клинком на клинок, направлены главным образом на уменьшение опасности получения туше в контратаках.

В свою очередь, частое применение действий на оружие в неожиданных Для противника направлениях приводит к использованию контратак с переносом (купэ), в результате чего контратакующий избавляется от необходимости предугадывать, какое действие на оружие в своей атаке выполнит противник. Характерным для фехтования на рапирах является также широкое применение уклонений туловищем.

Компактность поражаемого пространства рапириста приводит к широкому использованию обобщающих (безотносительных) защит. Немалое значение в атаках рапириста имеет способность быстро и четко представлять перемещения клинков при предполагаемых сложных парадах обороняющегося, тем более что сложные безотносительные защиты нередки в этом виде фехтования.

Особенности фехтования на саблях




Основными моментами, определяющими тактическую характеристику фехтования на саблях, являются: подчинение боя правилам тактической правоты и разноплановость и обширность поражаемого пространства, а отсюда относительная трудность применения зашит, что означает легкость поражения в средней и критической дистанциях. Бой фехтовальщика на саблях проходит в большем отдалении друг от друга, чем в фехтовании на рапирах и шпагах. Это обстоятельство очень затрудняет благополучное преодоление опасностей в фазе сближения при атаке. Возникает острая борьба за внезапность углубления в зону возможных контратак противника.

Этот момент является тактическим стержнем и в фехтовании на других видах оружия, но здесь у бойцов на саблях вследствие длительности прохождения фазы сближения возникает сложная дистанционная игра, которая является главным содержанием тактики сабельного боя. Атаки, как правило, проводятся с открытыми глазами, т. е. без априорного предопределения их технического содержания, которое обычно зависит от поведения и действий обороняющегося противника. Ожидание ударов в темп и останавливающих уколов заставляет атакующего подсказывать противнику определенные действия, на что обороняющийся, зачастую разоблачая вызовы противника, успешно применяет финты и перехваты. Обманы ударом или уколом в контратаке, в свою очередь, создают благоприятные предпосылки для нанесения туше в контртемп.

Контртемповые атаки завоевали прочное место в боевом репертуаре бойцов на саблях. Широкое применение в обороне ударов в темп по руке, как по наиболее доступному участку поражаемого пространства, вызывает контрдействие - простую контртемповую атаку ударом по руке.

Это обстоятельство заставляет противника не слишком увлекаться в обороне ударами в темп по руке. Необходимость преодолевать в атаке большое расстояние, чтобы войти в критическую дистанцию, вынуждает фехтовальщиков на саблях прибегать к ложным атакам.

Ложные атаки являются наименее рискованным способом приближения, поскольку они могут легко переходить в истинную атаку или служить умышленной или невольной подготовкой для успешного проведения повторной атаки. Большая отдаленность бойцов друг от друга, удлиненное поле боя (24 метра) и трудность применения парадов приводят к широкому маневрированию и глубоким и быстрым отступлениям, а следовательно, и к догоняющим атакам броском. Необходимость в больших перемещениях и пространственный простор делают выгодным для бойца на саблях вести бой в высокой свободной стойке.

Равное примерно по объему использование в обороне парадов с ответами, ударов в темп, перехватов и останавливающих уколов предъявляет к бойцам на саблях очень высокие требования - быстро, легко и внезапно переключаться с одного намерения на другое.

Особенности фехтования на шпагах


Фехтование на шпагах до самого последнего времени в Западной Европе называлось боевым фехтованием. Это объясняется тем, что правила ведения боя на шпагах и отчасти особенности самого оружия приближают по форме этот вид фехтования к условиям дуэльного поединка.

Для фехтования на шпагах характерны два основных момента: 1) правила разрешают наносить укол в любое место противника за исключением незащищенных шеи и затылка, что создает ярко выраженную двуплановость поражаемого пространства по глубине; 2) отсутствие в правилах боя критерия тактической правоты, а отсюда и понятия фехтовального темпа. Вопрос, кто раньше коснется противника острием шпаги, - единственная забота фехтовальщика на шпагах, определяющая всю тактику ведения боя. Опережение укола возводится в высший критерий. Укол противника, нанесенный всего на одну двадцатую секунды позже укола атакующего, уже не фиксируется аппаратом, хотя второй укол во время дуэли был бы также действенным и победа досталась бы тому, кто из противников нанес более серьезную рану.

Стремление бойца на шпагах опередить противника уколом на абстрагированный от подлинной боевой практики отрезок времени приводит к некоторой упрощенности технического репертуара, что выражается в преимущественном применении уколов прямо. Тактической альтернативой голого опережения является попытка своим уколом задержать или совсем устранить укол противника посредством оппозиции. Зачет уколов обоим противникам при одновременности их нанесения в бою приводит к тому, что боец, имеющий преимущество в количестве нанесенных уколов, стремится к обоюдным уколам.

Однако эти несоответствия дуэли не умаляют значения фехтования на шпагах. Бой на шпагах проходит в частых попытках поразить уколом руку, на фоне которых бойцы совершают глубокие выходы в атаки на отдаленные части поражаемого пространства, преимущественно на туловище.

Обычно поводом и началом для глубоких атак служит взятая защита от одной из попыток противника нанести укол в руку. Основным средством обороны в бою на шпагах является контратака, приводящая к широкому применению атак второго намерения. Ответы в этих атаках, как правило, принимают характер развитой ответной атаки броском, в которой взятая защита переходит в захват и укол с оппозицией. В вопросе о том, в чем же должно выражаться невольное оборонное реагирование на внезапную попытку противника нанести укол - в стремлении ли применить парад или контратаку, у мастеров фехтования на шпагах и тренеров нет единого мнения.

Очевидно, допустима доминанта как рипостовая, так и контратаковая в зависимости от индивидуальных особенностей бойцов. Особенно большое место в фехтовании на шпагах занимают сдвоенные уколы (ремизы).

Многие большие мастера-фехтовальщики при парировании их попытки нанести укол применяют не защиту с контрответом, а сдвоенные уколы с оппозицией. Проведение этого приема у них носит характер невольного рефлекторного движения. В вопросе, что же является предпочтительнее - установка на ремиз или контрответ, тоже нет единого мнения. Эти приемы, как преднамеренные акты боя, используются с учетом боевых моментов.

Ярко выраженная в фехтовании на шпагах борьба за ничтожное по времени опережение придает исключительное значение чувству боя, и в частности скоростной ориентировке, которая здесь в большой мере носит характер простой двигательной реакции. Этим обстоятельством объясняется меньшая устойчивость результатов у бойцов на шпагах по сравнению с другими фехтовальщиками.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕСТО ТАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БОЙЦА


Опытные фехтовальщики и тренеры знают цену тактике в фехтовальном единоборстве и независимо от нюансов в ее определении и понимании считают тактику основным моментом, определяющим результат боя. Тактика, как душа фехтовального спорта, должна стать осязаемой для нас всех, должна стать предметом широкого изучения и споров. Мы не можем согласиться с высказываниями некоторых видных зарубежных тренеров, что тактическое искусство настолько интимно и в такой степени связано с особенностями сформировавшейся личности, что обучать ему уже не приходится. Они считают, что то, к чему придет ученик в результате своей боевой практики, это и есть его удел.

Не хитрого по природе человека не сделаешь хитрым. К сожалению, такой взгляд встречается еще и среди советских тренеров. Очевидно, такое мнение является результатом тех больших трудностей, которые нередко испытывает тренер в своих усилиях воспитать в ученике некоторые психические качества и умения.

Недостаток или слабое развитие этих качеств ограничивает тактический рост обучаемого. Тактическая подготовка сводится к необходимости воздействовать на ученика в двух направлениях: 1) обучение тактическим навыкам и умениям и 2) развитие обусловливающих и помогающих тактической боевой деятельности психических качеств.

Обе линии должны осуществляться одновременно. И если первая - образовательная - линия развертывается в основном на фехтовальном материале, то вторая - воспитательная-линия зачастую нуждается в привлечении средств, выходящих за рамки фехтования. Несмотря на то что тактическая подготовка фехтовальщика пронизывает почти все фехтовальные упражнения, не говоря уже о соревнованиях, о ней все же следует иметь представление, как об определенной, вполне обозримой стороне тренировки. Необходимость в этом для тренера становится особенно ощутимой в тех многочисленных случаях, когда ученик, хорошо освоивший технику, остается беспомощным в условиях боя.

Нет сомнения, что боевая практика спортсмена в любом виде спортивного единоборства уже сама по себе способствует приобретению тактических навыков и развитию психических качеств и черт характера, в которых нуждается единоборец, и служит поэтому главным средством тактической подготовки. Однако было бы неверным пускать освоение тактического искусства на самотек, т. е. предоставлять ученикам возможность тренироваться в ведении боя, не направляя при этом их внимания и усилия на разрешение отдельных тактических вопросов, а также не обогащая их соответствующими знаниями. От активного педагогического вмешательства тренера в освоение учениками тактики ведения бол в большой степени зависит уровень спортивного мастерства, которого они достигнут. Тренер должен воспитывать любовь и вкус к фехтованию не только как к скоростным сложным упражнениям, но и как к острой игре ума, чувств и воли.

Если это ему удастся, то тогда можно сказать, что он сделал главное, что есть в методике обучения тактике. Начальные знания о тактике фехтования обучаемые впервые получают в беседах тренера. В дальнейшем при изучении техники они уже на практике знакомятся с ее содержанием, так как выполнению каждого приема предшествует осознание пригодности данной ситуации для его применения. Этот процесс освоения тактики ускоряется тактическими обоснованиями преподавателя при обучении новым приемам.

Обучение тактике и технике ведется комплексно почти во всех парных упражнениях. Но такая комплексность должна быть подвижной, т. е. с перемещением акцента, когда это потребуется, на одну или на другую сторону фехтования. Первые несколько занятий, например, должны носить чисто техническое направление, но уже с изучения простых атак на сцену выступает тактическая линия, которая по мере продвижения ученика к спортивному мастерству становится все мощнее и мощнее. В период овладения движениями основных приемов фехтования техническая подготовка становится неотделимой от освоения элементарных тактических умений и навыков.

В дальнейшем, когда ученик начнет приобретать технический фундамент, его совершенствование должно проходить на тактическом фоне. Это будут упражнения, в которых ученик впервые вынужден распределять свое внимание на две заботы: как выполнить и когда выполнить (в дальнейшем прибавится необходимость решать, что выполнить).

Здесь, как почти во всех других упражнениях, возникает синтез технического и тактического обучения, потому что забота о качественном выполнении приемов на фоне распределенного внимания - необходимое условие для автоматизирования технических навыков. Обобщая эту мысль, можно сказать, что любое упражнение тактической направленности, в котором ученик и тренер обращают внимание также на качество выполнения, помогает совершенствоваться в технике, делает ее более прочной и вариативной в условиях боя.

На этом уровне занятий возникает необходимость в упражнениях преимущественно тактического направления, а далее - в упражнениях чисто тактических. Соотношение упражнений с той или иной направленностью в обучении и тренировке фехтовальщиков старших разрядов зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и периода тренировки. Единство обучения технике приемов и тактике. Умение выполнять приемы и умение применять их взаимосвязаны и представляют собой спортивную ценность лишь в своем боевом синтезе.

Упражнения, выполняемые без умения применять приемы в условиях сознательного противодействия сопернику, и упражнения в умении выбирать боевую ситуацию для проведения того или иного приема без приобретения практического навыка в условиях борьбы не будут способствовать развитию у фехтовальщика большого мастерства. Такое положение можно наблюдать в тех случаях, когда индивидуальный урок и учебный бой существуют как бы изолированно, будучи всецело направлены первый- на совершенствование выполнения приемов, а второй - на развитие боевого мышления.



Содержание раздела