d9e5a92d

Действия нападения

Необходимость их применения обусловлена тем, что затрудняющий атаку игрой дистанцией фехтовальщик так быстро сочетает шаг вперед с шагом назад и наоборот, что атакующий фактически начинает атаковое сближение на уже сделанный шаг противника назад. Успеху упреждения содействуют равномерный ритм и постоянное по композиции сочетание шагов вперед и назад в игре противника.

Поэтому фехтовальщик стремится придать игре ног ациклический, якобы хаотический характер.

Действия нападения

Нападение - лучшее средство спортивного единоборства. Нет более верного пути к победе, чем нападение, которое не ожидается противником.

Но это не означает, что во время боя надо непрерывно нападать. Нападение почти безотказно приносит успех только в тех случаях, когда оно своевременно, неожиданно для противника, т. е. застает его врасплох и в подходящей боевой дистанции. Фехтовальщик непрестанно ищет и создает эти моменты, но встречает противника, стремящегося к тому же. Возникает борьба между соперниками, пытающимися создать и уловить выгодный момент для атаки, - борьба, которая исключает возможность непрерывного нападения.

Большинство фехтовальщиков предпочитают нападение, и поэтому подготовка атаки у них, чередуясь с подготовкой защитных действий, все же превалирует над последней. Атака имеет тактическое преимущество перед действиями обороны, так как атакующий, как инициатор, как зачинатель боевых взаимодействий, может полностью сочетать начало атаки с моментом своей наибольшей готовности к движению в отличие от обороняющегося при неожиданном на него нападении.

Атакующий почти всегда имеет время на то, чтобы представить себе движения задуманной атаки, в то время как у защищающего от внезапного нападения противника этой возможности нет. Его защитные движения неожиданны для него самого, а это может привести к нарушению правильности движений и к опаздыванию начала реагирования на действия атакующего. Следует, однако, отметить, что овладение техническим мастерством уменьшает потери неожиданно застигнутого атакой бойца. Основная трудность атаки заключается в невозможности поразить противника без предварительного приближения к нему.

Поэтому внезапная атака с дистанции, немного меньшей, чем дальняя, имеет все преимущества. Атака может быть успешной и с дальней дистанции, но в этих случаях надо уметь ловить встречное движение противника (начало маневренного шага, наклон туловища вперед и т. п. ). Выгодность внезапной атаки заключается в том, что атакуемый может растеряться, а его движения принять хаотический характер, стать размашистыми, неточными, опаздывающими.

Главное же, фехтовальщик, застигнутый атакой врасплох, не может преднамеренно пользоваться всем богатством приемов обороны, в частности такими активными, как контратака во всех ее разновидностях. Необходимо, однако, отметить, что ожидающий или даже провоцирующий атаку боец может получать уколы-удары в атаках противника. Но здесь уже вступают в силу преимущественно атаки второго намерения. Мы же под словом атака имеем в виду основные истинные атаки.

Поводом для нападения могут быть фактические объективные боевые ситуации, возникающие неожиданно. Например, предвидящий и ожидающий атаку противник может при маневрировании неосторожно вторгнуться в критическую близость, и его сопернику становится выгодным начать атаку, игнорируя психологический фактор.

Более того, хорошим объектом для нападения может быть и провоцирующий атаку противник. Мысль атакующего при этом может идти по двум направлениям: вижу, что вызываешь, а я все-таки пойду на приглашение в расчете на обгон в быстроте; другой ход -все равно атакую, но момент неожиданности переношу с начала атаки на ее содержание. Пример первого решения: противник приближается, держа саблю в опущенной руке, и провоцирует простую атаку ударом по голове; при этом он подходит слишком близко и слишком опускает руку. Соперник, учитывал нерасчетливость и неосторожность провоцирующего, наносит в атаке удар по голове, используя лишь объективную выгодность ситуации.

Пример второго решения: противник провоцирует атаку двойным переводом с тем, чтобы, разрушая ее, применить перехват с ответом уколом. Атакующий, поняв замысел соперника, атакует с обманом переводом, как того желает противник, но затем неожиданно выполняет укол с переносом. Другой пример: противник провоцирует атаку, чтобы поразить атакующего контратакой. В этом случае фехтовальщик может успешно применять действительные атаки со страхующими от контратаки заслонами или с неожиданными по направлению действиями на оружие.

Деление атак и всех фехтовальных действий на простые и сложные, которое лежало в основе классификации действий в теории классических школ фехтования, в настоящее время у нас утратило свое значение. Возникли моменты более актуальные для характеристик различных действий, нежели критерий количества приемов в одном действии. Этот критерий не определяет широкую боевую оценку действия и должен быть сохранен лишь в технической классификации фехтовальных действий.

В тактическом же плане сложные атаки можно рассматривать как атаки, в которых подготовка успешной попытки нанести укол или удар входит в единое целое с финальным действием укола-удара. И тогда становится понятным утверждение опытных тренеров прошлого, что наиболее полно проявляется тактическое боевое мастерство фехтовальщика в успешном применении простых атак.

Простая атака может быть успешной только при безукоризненной тактической и технической ее своевременности, а нахождение или создание такого момента является наиболее полным проявлением тактического искусства. Успешно применяющий простые атаки фехтовальщик открывает себе пути для смелых выходов в сложные атаки, так как его противник, ожидая нападение посредством простых атак, перестает пользоваться контратаками. Всю нецелесообразность старого понимания простоты и сложности действий легко можно уяснить на примерах: заранее задуманное применение 4-го парада с последующим ответом прямо считается суммою двух простых действий, а атака с батманом в 4-е соединение и последующим уколом прямо-сложным действием, несмотря на то, что последнее действие проще первого. Принято утверждать, что на простую атаку невозможно выиграть темп в контратаке.



На самом же деле можно, так как многое зависит от особенностей выполнения простой атаки (отстающий от выпада выход вперед оружия, замах и т. д. ). Атака второго намерения, рассчитанная на поражение противника контрответом в старой классификации, рассматривается как сумма простых действии. А это неправильно.

Ведь атака осуществляет единый тактический замысел и поэтому является единым, но сложным боевым действием, составленным из ложной атаки, защиты от ответа и контрответа. Подготовка атаки.

Чтобы атака была внезапной, нужно начать ее в момент ослабления внимания противника, в частности его оборонной настороженности, или в момент переключения его внимания с обороны на подготовку своей атаки. Оборонная настороженность фехтовальщика находится в зависимости от нервного утомления и от поведения и действий противника.

Степень оборонной настороженности обычно улавливают по характеру движений противника или по ходу боевых взаимодействий. И то и другое проникновение в сознание противника может дать достаточный повод для начала атаки. Например, спокойно отходящий в маневрировании фехтовальщик, или глубоко отступивший от атаки, или находящийся в сверхдальней дистанции может надеяться (не всегда, конечно) на то, что в эти моменты оборонная настороженность противника не на высоком уровне. Поэтому в бою нередко возникают атаки в дистанции, которая превышает нормальную - боевую.

Типичным примером этого может служить атака, проводимая сразу после команды судьи Алле!. Ослабление оборонной бдительности не следует путать с отвлечением внимания фехтовальщика от ожидания нападения противника. Главным отвлечением является подготовка своей атаки, но возможно и другое, например изучение противника, попытка понять смысл конкретного его движения или положения и т. д. Исключительное значение для проведения успешной атаки приобретает такой момент в поведении противника, когда, совершая маневренное движение вперед, он не ожидает атаки.

Поведение бойцов во время боя дает немало поводов для попыток ловить такие мгновения, так как фехтовальщики между вспышками острых действий в бою не стоят неподвижно. Небольшое движение оружием вперед, притоп, наклон тела и т. д. не могут не вызвать боевых тактических реагирований, выражающихся в попытке мгновенно понять их значение, оценить момент для возможного его использования и выявления таящихся в нем угроз. При этом едва заметная внешне акция вследствие крайней настороженности фехтовальщиков нередко вызывает двигательные реагирования не меньшие, если не большие по масштабу, чем поводы, их вызывающие. Возникают различные движения, которые и создают возможности поимки благоприятных моментов для совершения атак.

Подготовка атаки может быть пассивной и активной. Пассивная подготовка заключается в искании и ожидании повода для атаки без активного воздействия на противника. Готовящийся атаковать в этом случае может искать повод вообще, не предрешая его конкретного содержания, а может ожидать только определенного момента в движениях противника.

Подготовка атаки может быть и активной. Она, в свою очередь, делится на обобщенную и конкретную. В обобщенной активной подготовке атаки фехтовальщик своими действиями выводит противника из статической настороженности, вызывая его на ответные движения, чреватые возникновением рискованных для него моментов. В этой подготовке создается лишь общий фон боя, богатый предпосылками к нахождению подходящих, но не заранее ожидаемых моментов для атаки.

Другая разновидность активной подготовки - конкретная подготовка - заключается в том, что фехтовальщик затевает как бы игру в бой на дальних подступах. Такая игра, состоящая из атаковых и защитных движений в виде обозначения фраз, разных по содержанию и сложности, прерывается изредка в заранее задуманный момент выходом в действительную также задуманную заранее, стремительную и длинную атаку. Такая подготовительная игра требует тактической смелости и владения совершенной техникой и поэтому является достоянием лишь больших мастеров фехтования.

Следует отметить, что подобная активно-развитая игра может затеваться и с учетом на импровизированное завершение. Разновидности атак по признаку преднамеренности их содержания.

Техническое содержание атаки может быть от начала и до конца преднамеренным, но бывают атаки, в которых заранее задумано лишь начало, а завершение зависит от поведения и контрдействий противника. Атаки первого типа от начала и до конца выполняются врасплох, в предельной для атакующего быстроте, в расчете на правильность предугадывания действий или бездействия противника. Например, фехтовальщик, видя своего противника в 6-й позиции, очень быстро делает скачок вперед, сохраняя 4-ю позицию, а затем выполняет укол с переводом. Все действия в такой атаке были преднамеренными, так как боец рассчитывал, что атака будет настолько быстрой, что застанет противника перед нанесением ему укола еще бездействующим в 6-й позиции.

Другим примером может служить любая быстрая атака с обманом или ударом по оружию противника, во время которой из-за ее скорости атакующий не успевает среагировать на неожиданные действия противника. При этом атакующий был уверен, что вызовет у противника предполагаемое реагирование. В атаках второго типа, т. е. с неопределенным, импровизируемым во время их выполнения завершением, фехтовальщик исходит из расчета на успешное опровержение всех контрдействий атакуемого. Например, боец, делая шаг вперед или начиная бросок, наблюдает за противником и, увидя страхующее движение оружием в 5-ю защиту, наносит удар по правому боку.

Фехтовальщик должен уметь пользоваться атаками обоих типов, из которых каждая в зависимости от особенностей противника и боевых ситуаций имеет свои преимущества, недостатки и тактическое оправдание. Однако в учебных боях следует уделять больше внимания упражнениям в выполнении атак с непредвиденным их завершением, развивающим быстроту и точность сложной реакции во всех ее звеньях и воспитывающим сложный, остро комбинированный стиль боя и прочную защиту.

Классификация атак по моменту их возникновения


Атаки по тактическому критерию момента их возникновения делятся: на основные (называемые обыкновенно-просто атаками), контратаки, повторные атаки, ответные атаки, встречные атаки, атаки второго намерения и обоюдные атаки. Тактический критерий этих атак может быть ярко выраженным, но бывают случаи, когда тактическое содержание их становится смешанным, т. е. когда одним и тем же действием фехтовальщик стремится одновременно совершить несколько тактических ходов. Основные атаки.

Главной и наиболее надежной разновидностью нападения является основная атака, которую мы в дальнейшем будем называть одним словом - атака. Основная атака содержит в себе один прием - попытку нанести укол или удар - и выполняется в один темп. Поэтому применение основных атак требует особой тщательности их подготовки. Контратаки.

Контратакой называется атака, совершаемая на противника, начавшего атаку. Особенно успешно она применяется против бойцов плохо или совсем не маскирующих начало своей атаки, т. е. не умеющих атаковать внезапно, неожиданно.

Если это неумение еще сочетается со склонностью атаковать издали и с привычкой атаковать сложно, т. е. с обманами или действием на оружие, то контратака в этом случае является наиболее верным приемом обороны. Мастера в своих атаках действуют по-другому.

Получив раз, а тем более несколько раз укол-удар в контратаке, опытный боец делает выводы, и тогда контратака для противника становится уже трудновыполнимой. Успешно примененная контратака делает противника крайне осторожным в выборе момента для атаки или заставляет его совсем отказаться от атак, что кроме уже принесенного контратакой успеха может оказать пользу при дальнейшем ведении боя, создавая хорошие психологические и позиционные предпосылки для успешного проведения своих атак.

Решивший применить контратаку рапирист или шпажист, отдавая инициативу противнику, компенсирует это тем, что оказывается психологически и технически в более выгодном положении в момент возникающей при контратаке близости, так как для него эта близость не является неожиданной. Атакуемого, если он сам не провоцировал контратаку, это сближение застает врасплох, в результате чего его уколы часто не попадают в цель. В случае столкновения оружия контратаковавший, как правило, имеет психологическую возможность сориентироваться раньше атакуемого.

По признаку момента, в котором производятся контратаки, они делятся на три группы: 1. Контратака на предстартовое движение вперед собирающегося атаковать противника. Ее называют останавливающей контратакой, или останавливающим уколом. Выполняемая на подготовку атаки, она стоит на грани атаки, и в зависимости от каких-нибудь десятых долей секунды ее можно причислить то к атаке, то к контратаке. Эта близость аррета к атаке вызывает у некоторых фехтовальщиков стремление обманывать судей, оформляя контратаку под атаку.

Результативное пользование останавливающей контратакой требует от фехтовальщиков тонкого понимания боевого момента. 2. Контратака, совершаемая на уже начавшуюся атаку, называется контратакой в темп или уколом-ударом в темп. Такая контратака рассчитана на поражение противника в момент его атакового приближения, или в момент выполнения им какого-либо предварительного приема, или того и другого вместе. Контратаки в темп фехтовальщик, как правило, осуществляет против ожидаемого и предполагаемого им действия в атаке противника.

Так, например, на фазу сближения в атаке противника, на скоростной шаг вперед, на прыжок вперед, на начало броска, на сочетание перечисленных моментов в атаковой работе ног с финтами и действиями на оружие или даже на предварительные действия оружием, не сопряженные с приближением. При контратаке с опережением, т. е. выигрышем темпа, контратакующему необходимо учитывать возможные противодействия противника, собирающегося атаковать.

К ним относятся в первую очередь ложные атаки, умышленно вызывающие противника на контратаку для последующего ее отражения парадом, атаки с неожиданным действием на оружие, внезапно возникающие атаки. Уколы и удары в контратаках в темп могут совершаться на первый темп атаки противника при двухтемповой по времени атаке и на любой последующий темп при многотемповых атаках. 3. Встречная атака - вариант контратаки, в которой фехтовальщик не задается целью обязательно выиграть темп. Имеются разновидности ее: встречная атака в расчете на двойное туше при одновременном нанесении уколов в фехтовании на шпагах и встречная атака с оппозицией или с уклонением телом (вольтом) на всех видах оружия.

Встречная атака выполняется на единственный или последний темп атаки противника, т. е. на непосредственную попытку атакующего нанести укол или удар. Контратака с оппозицией или с вольтом находится между действиями обороны и нападения, поскольку включает в себя одновременно и то и другое.

Подобно атаке контратака всех разновидностей будет иметь наибольший успех, если ее начать выполнять неожиданно для атакующего. Поэтому очень важно маскировать свое намерение совершить контратаку. Контратака имеет большое психологическое воздействие на атакующего. Получив туше в контратаке или только зная, что противник успешно и часто ими пользуется, намеревающийся атаковать испытывает затруднение, так как ищет особенно надежного момента для внезапного нападения, который может в течение боя так и не возникнуть.

Повторная атака, взятая изолированно, сама по себе не отличается от основной и называется повторной лишь в связи с непосредственно предшествовавшей основной атакой. Повторная атака возникает, когда атакуемый чувствует, что отступивший или применивший парад или и то и другое одновременно не намерен в силу объективных или субъективных причин сразу же без потери темпа нанести укол-удар.

Такие повторные атаки свидетельствуют о хорошей ориентировке фехтовальщика как в фактической, так и психологической стороне боя. Первая, действительная, атака в этих случаях непроизвольно служит эффективной подготовкой внезапности, неожиданности второй, т.



Содержание раздела