d9e5a92d

Теоретические основы тибетской медицины

В этой работе несколько тысяч рисунков, таблиц, схем, а также сюжетных миниатюр, иллюстрирующих основные положения Чжуд-ши и Вайдурья-онбо. Содержание этого произведения базируется на основном тексте Вайдурья-онбо и, следовательно, датировать его можно не ранее создания Вайдурья-онбо. Очевидно, этот Атлас служил в качестве наглядного учебного пособия в медицинских школах и был предназначен для изучения тибетской медицины.

В нем множество' плакатов, которые имеют сугубо медицинское содержание (анатомические таблицы, схемы различных процедур, изображения лекарственного сырья и препаратов), а другие плакаты являются плодом творческого переосмысления различных тем и образов из текстов Вайдурья-онбо и Чжуд-ши. Кроме того, они дают возможность представить жизнь тибетцев во всех ракурсах: природа, быт и занятия, архитектура, верования, одежда, обряды, антропологические типы и характеры людей, утварь, хозяйство и т.д. Вся эта информация оформлена в небольшие, удивительно выразительные сюжеты, в которых органично переплетаются иконографические мотивы и бытовые сценки, зарисовки из окружающей действительности.

Многоплановость содержания этого Атласа, его большая насыщенность информацией позволяют рассматривать это произведение, с одной стороны, как ценный источник, дающий возможность приблизиться к адекватному описанию феномена тибетской традиции врачевания и, с другой стороны, он является исключительно важным памятником искусства, культуры и науки народов Центральной Азии. Атлас полностью переведен на русский язык Д.Б.Дашиевым, Н.Д.Болсохоевой, Т.А.Асеевой, Т.Г.Бухашеевой и издан в 1994 году, а на английском языке он вышел в свет в Лондоне.

Вопрос 14. Что же является теоретической основой тибетской медицины?

Теоретические положения тибетской традиции врачевания базируются на энергии пяти махабхут - пяти великих проявлений. Пять махабхут - это земля, вода, огонь, ветер, пространство. Они являются основой всего и потому называются великими. Это не конкретные физические факторы или химические агенты, а категории, наделенные определенными энергоинформационными функциями.

По самым общим характеристикам, земля - это энергия, придающая твердость (плотность) и тем самым обеспечивающая способность противостоять различным внешним воздействиям. Вода обусловливает связуемость, соединяя различные элементы в единое целое.

Огонь - это энергия теплоты, энергия созревания. Ветер характеризует движение, является основой подвижности.

Пространство связано с понятием отсутствия преграды и считается, что энергия пространства ответственна за состояние полостей и сосудов в организме человека. В тибетской медицине принято считать, что земля формирует костную и мышечную системы, а также ответственна за состояние обоняния. Вода ответственна за образование и состояние жидких сред организма, чувство вкуса. Огонь поддерживает температуру тела, состояние зрения и внешний облик человека.

Ветер обеспечивает контроль за дыханием и определяет состояние осязания, а пространство формирует и поддерживает полости в органах и различных системах организма, является ответственным за восприятие звука. Ученые полагают, что связи между ма-хабхутами и органами чувств базируются на представлениях, распространенных еще в древней Индии.

Так, каждая из махабхут воспринимается соответствующим органом чувств: земля - запах, ощущается носом; вода - вкус, воспринимается языком; огонь - образ -с помощью глаз; ветер - осязание, воспринимается кожными покровами; пространство - звук, воспринимается ушами. По сути, органами чувств оцениваются все объекты, процессы и явления, окружающие человека.

По существующей теории в тибетской традиции врачевания с энергиями махабхут тесно связаны функции трех регулирующих систем (начал): рлунг, мкхрис, бад-кан. Рлунг (в монголизированном варианте хий) в буквальном смысле означает ветер; подразумевается движение воздуха, непосредственно процесс дыхания, а в более широком смысле - это сложная система, ответственная за процессы дыхания, психическую деятельность, интеллект, речь, состояние органов чувств и движения тела.

Рлунг является, по сути, основой функций организма, связанных с распределением и использованием энергий. Мкхрис (в монголизированном варианте шара) переводится как желчь, которая олицетворяет внутреннюю теплоту, и обеспечивает переваривание и усвоение пищи, является проявлением махабхуты огня. В глубоком смысле - это сложная система, ответственная за обеспечение организма необходимой энергией.

С ней связывают, как правило, процессы энергообразования и трофики тканей, энергетическое и пластическое благополучие различных органов и в целом жизнеобеспечение организма. Бад-кан (в монголизированном варианте бад-ган) означает слизь, которая удерживает внутреннюю среду организма в состоянии динамического равновесия, осуществляет регуляцию на местном уровне.



Бад в данном контексте означает воду, а кан - землю, а вместе они определяют сферу влияния махабхут земля и вода, т.е. бад-кан связывает и удерживает все элементы посредством воды. Состояние болезни обусловлено, как указано в трактатах, изменением соотношения указанных трех регулирующих систем: рлунг, мкхрис и бад-кан. Когда они находятся в состоянии относительного равновесия, то считается, что человек практически здоров.

Если же это равновесие нарушается в ту или иную сторону, то развивается заболевание у человека. Поэтому нередко их называют еще болезнетворными факторами. Наряду с этим, в теории тибетской медицины существует широко распространенное понятие пульса или канала, что означает по сути пульсацию канала (каналы движения крови, лимфы, ветра и др.). Эти каналы пронизывают весь организм человека.

Причем, у зародыша они сконцентрированы в пупке и оказывают влияние на развитие младенца, а также определяют состояние сформировавшегося организма, а после смерти они исчезают. Среди множества каналов тибетские врачи выделяют три основные: лалана, расана и авадхути.

С нарушением пульсации этих каналов, изменением равновесия в их активности связывают возникновение расстройств и развитие заболеваний. В теоретических разделах тибетской медицины особое место уделяется огненной теплоте агни, благодаря которой поддерживается на адекватном уровне обмен веществ, обеспечиваются пластические и энергетические процессы в организме. В сущности агни это очевидно, функциональная характеристика, состояния регулирующей системы мкхрис.

Как основной источник энергии и пластического субстрата рассматривается пища, так как она несет в себе элементы всех пяти махабхут. В тибетской медицине приняты и другие интересные теоретические построения. Многие из них предопределили развитие ряда современных научных направлений в клинической медицине и фармации (рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия, медицинские модульные технологии лечения и др.), другие активно осмысливаются и всесторонне исследуются (фитовалео-логия, хрономедицина и др.), а третьи ждут своего часа.

Эти и другие теоретические предпосылки тибетской традиционной медицины заслуживают серьезного внимания, требуют нового научного подхода, привлечение специалистов и объединение усилий творческих коллективов.

Вопрос 15. Каким представляют тибетские врачи состояние болезни у человека?

Тибетские врачи четко осознают, что для этого необходимо иметь представление о деятельности практически здорового организма. В трактатах приводится предельно емкое определение понятия здоровья как гармоничного единства физического, психического и социального благополучия личности.

По их воззрению состояния здоровья или болезни зависят от равновесия трех регулирующих систем (рлунг, мкхрис и бад-кан), а также основных жизненных сил организма и от так называемых нечистот (вероятно, состоятельности выделительных систем). По сути, по тибетской традиции состояния здоровья и болезни рассматриваются как две стороны единого диалектического процесса. Условиями для развития заболеваний, как принято считать по традиции, служат нарушения в образе жизни, питании, возрастные изменения и влияние злых духов. Действительно, нарушения в образе жизни, включая большие физические и психические нагрузки, а также малоподвижный образ жизни, профессиональные вредности, как установлено, являются благопрятными условиями для развития многих заболеваний.

К факторам, способствующим расстройству организма, .относятся также неправильное питание,, переедание; дефицит в пищевых продуктах витаминов, микроэлементов также ведет к развитию болезненных состояний. Неоспоримо влияние гелиометеофакторов на состояние здоровья.

Влиянием злых духов при развитии болезней можно объяснить, вероятно, стремление древних врачей выразить отношение к группе заболеваний, которые не укладывались в привычные представления. Безусловно, сказалось в данном случае и влияние господствующей религии.

Вопрос 16. Как подразделяются заболевания в тибетской медицине?

В письменных источниках по тибетской медицине описаны и используются в практической деятельности тибетских врачей различные классификации болезней. В частности, болезни подразделяют на детские, женские, мужские, пожилых людей и общие для всех. У детей насчитывают 24 формы заболеваний, женщин -32, а у мужчин - 17.

Болезни пожилых людей связывают, как правило, с упадком жизненных сил в связи с ослаблением пяти махабхут. Общие для всех болезни классифицируются по многочисленным критериям: по локализации, расстроенной регулирующей системе, проявлению и т.д. К примеру, по локализации их различают 7 групп: располагающиеся на поверхности кожи и видимых слизистых; глубоко охватывающие кожные покровы, распространяющиеся по каналам; проникающие в костную ткань; вовлекающие сердце, легкие, печень, селезенку, почки; захватывающие желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный и мочевой пузырь, семенные пузырьки или матку; поражающие органы чувств - зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Болезни, связанные с расстройством регулирующих систем, могут быть обусловлены их уменьшением (истощением), увеличением (накоплением) и изменением (возмущением). Заболеваний от расстройства системы рлунг насчитывается 42, мкхрис - 26 и бад-кан - 33. К примеру, при уменьшении систем: рлунг - для больного характерны снижение двигательной активности, больной малообщителен, у него ослабевает память, возникает ощущение дискомфорта; системы мкхрис - кожа и видимые слизистые у больного синюшные, больной ощущает дрожь в теле, у него изменяется цвет лица, мерзнет; системы бад-кан - у больного наблюдается сердцебиение, головокружение, характерны боли и ощущение слабости в суставах. При увеличении же систем: рлунг - больной теряет массу, живот у него становится твердым и напряженным, отмечается головокружение, больной ощущает необходимость дополнительного согревания, характерна сонливость, причем все ощущения у него остаются ясными и четкими; системы мкхрис - тело больного горячее, часто отмечаются расстройства стула, кожа и склеры глаз иктеричны, моча и кал приобретают желтый цвет; системы бад-кан - ослабевает переваривающая способность желудка, отмечается усиленная саливация, характерны обильные выделения из носа, дыхание становится затрудненным, кожа и видимые слизистые бледные, больной сонлив.

При изменении (возмущении, возбуждении) систем: рлунг - пульс у больного полый, пустой, моча прозрачная, часто отмечается головокружение, шум в ушах, язык сухой, красный и шершавый, больной ощущает озноб, характерны боли по всему телу, которые усиливаются при движении; системы мкхрис - пульс у больного полный, быстрый и сильный, моча красноватого цвета с запахом и сильным паром, тело горит, во рту ощущается кислый привкус, язык с толстым налетом, наблюдается повышенная потливость, признаки раздражения желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, понос, боли в животе); системы бад-кан - пульс вялый, медленный, слабый, моча белесая, язык обложен белым налетом, веки отечны, много мокроты, характерны ощущения тяжести в теле, зуд кожи и др. Различают также сочетания расстройств указанных регулирующих систем. Наряду с этими, тибетские врачи выделяют болезни души и тела; болезни плотных и полых органов; болезни верхней части тела, внутренних органов, нижней части тела и наружные болезни.

Кроме того, все болезни делятся на врожденные и приобретенные, свежие и хронические; а также болезни подразделяются по предполагаемому возможному исходу и т.д. Все заболевания в тибетской медицине подразделяются на горячие и холодные.

Как правило, расстройства системы мкхрис приводят к развитию горячих болезней, а системы бад-кан - холодных заболеваний, а нарушения системы рлунг могут вызвать как горячие, так и холодные болезни. Приведенные классификации заболеваний, наряду с другими, описанными в трактатах, свидетельствуют о стремлении тибетских врачей к систематизации нозологических форм и отражают попытку определения всего многообразия проявлений расстройств организма.

Вопрос 17. Как по тибетской традиции осуществляется диагностика заболеваний?

Задача установления диагноза заболевания в тибетской медицине близка современной тактике врача, однако отличительной ее особенностью является стремление отразить состояние взаимосвязи между Функционирующими системами и организмом, а также последнего с окружающей средой. Для определения характера заболевания врач проводит полное обследование больного. В трактатах указывается: ... об огне узнают по дыму, о болезни - по признакам (проявлениям)....

Обследование больного преследует цели: выявить признаки болезни, выделить среди них главные и второстепенные; суметь последовательно связать их и сформулировать диагноз с учетом индивидуальных особенностей данного человека. За последние годы исследованиями С.М. Николаева с соавт. удалось выявить определенную закономерность, которой придерживаются тибетские 'врачи при определении диагноза болезни. В частности, диагностика заболевания осуществляется, как выяснено, по традиционному правилу, согласно которому устанавливается в начале: горячего или холодного характера заболевание; затем - какие регулирующие системы организма (рлунг, мкхрис, бад-кан) пострадали у больного и, наконец, выясняется преимущественная локализация патологического процесса в организме.

Одновременно уточняются врачом функциональные возможности сопряженных органов, регулирующих систем, выясняется наличие сопутствующих расстройств и других изменений в организме. Правильно установленный диагноз всецело определяет в дальнейшем тактику и успех лечения больного.

Вопрос 18. Какие методы исследования применяются при диагностике заболевания?

Важнейшими методами исследования больного являются опрос, осмотр, ощупывание (пальпация), выслушивание, исследование биологических сред (моча, кал, мокрота, кровь и др.). Одним из важных методов на начальном этапе диагностики заболевания является опрос больного.

Врач должен в совершенстве знать схему проведения опроса, уметь анализировать жалобы больного, уточнять историю развития болезни, используя дополнительные вопросы. В отдельных случаях рекомендуется применять различного рода вспомогательные приемы (расспрос родственников, окружающих лиц, уловки и др.).

Далее больной тщательно осматривается врачом. Внимание обращается на внешний вид больного, походку, характер движений, поведение, состояние мышц, особенности дыхания, цвет кожи и видимых слизистых, язык, глаза, нос, уши, мочу, кал, мокроту и др.

При осмотре больного устанавливается его конституциональный тип, который с данными возраста, пола, сезона года и других сведений позволит врачу составить некоторую модель возможного расстройства. На коже отмечают цвет, определяют температуру, влажность, наличие высыпаний, отечность и другие особенности.

Разделу осмотра языка в тибетской традиции также уделяют большое внимание, как и в современной медицине. В письменных источниках подчеркивается, что при расстройствах системы рлунг, мкхрис, бад-кан данные осмотра языка исключительно важны.

Результаты исследования мочи, ее свойств, а также кала, крови, мокроты тоже привлекаются для дифференциальной диагностики заболеваний. Такое тщательное обследование больного предполагает в данном случае установление возможных причин болезни, выявление общих и частных признаков расстройства организма, необходимых для построения правильного диагноза заболевания. Для целей диагностики заболеваний широко используются мануальные приемы. Посредством пальпации определяется температура кожи, отечность, тонус мышц, чувствительность точек, болезненность при надавливании определенных участков.

Особое внимание при этом обращается на диагностические точки, пульсацию аорты, обнаруживаемые при пальпации, болезненные при надавливании узлы (уплотнения)в области определенных полей (сердечный, печеночный и др.), признаки полноты (гиперфункции) или пустоты (гипофункции) органов. Более подробно о мануальных приемах диагностики заболеваний описано в работах С.М. Николаева, К.Ж. Маланова, Ц.Н.

Базарова, И.М. Бальхаева, Г. Эшонова Мануальная диагностика заболеваний в традиционной медицине (Улан-Удэ, 1996); Николаева С.М., Маланова К.Ж., Базарова Ц.Н., Эшонова Г. Мануальная терапия заболеваний (Улан-Удэ, 1996). Высшим достижением является диагностика болезней по результатам ощупывания пульса; опытный врач может различать до 360 и более разновидностей пульса.

Считается, что пульс является информатором состояния внутренних органов, пульс - вестник, связующий врача с болезнью. При исследовании пульса необходимо соблюдать особые правила и технику.

В частности, при пальпации кровеносных сосудов рекомендуется придерживаться их топографического расположения - сонная, аксиллярная, лучевая, височная, бедренная артерия и т.д. Ощупывание этих артерий предполагает решение задач, связанных с выяснением их проходимости, определением состояния сердца, уточнением регионального кровообращения в этих областях, что позволяет врачу оценить гемодинамику по топографическим зонам в зависимости от степени отдаленности от сердца. По вертикали эти зоны в тибетской медицине подразделяются на верхний, средний и нижний.

В верхней зоне (выше диафрагмы) располагаются, как известно, сердце, легкие, в средней части (от диафрагмы до пупка) - печень, селезенка, а в нижней зоне - другие органы, включая почки. При пальпации же лучевой артерии, очевидно, учитывается осевая симметрия, т.е. на левой руке расположены точки органов, находящиеся с левой стороны вертикальной оси - сердце, селезенка, левая почка, а на правой - органы, расположенные с правой стороны - печень, правая почка, легкие.

Органы, расположенные в отдалении от сердца, прощупываются на лучевой артерии прокси-мальнее, а органы, находящиеся ближе к источнику пульсовой волны - дистальнее. Изменяя степень прилагаемого усилия на соответствующие точки, врач, очевидно, создает определенные условия, в результате которых возможной становится оценка состояния того или иного органа. На проксимальные точки оказывается более сильное нажатие, на дистальные - меньшее давление.

Одновременно с этим врач выясняет реологические свойства крови, тонус стенок, распределение тока крови по диаметру сосуда, наличие турбулентности, препятствий и т.д. Причем, у женщин точки сердца и легких меняются местами.

Это можно объяснить тем, что у женщин грудное дыхание, а у мужчин -брюшное. Известно, что брюшной тип дыхания сопровождается опусканием диафрагмы и поворотом оси сердца в вертикальное положение, что характеризуется изменением направления ударной волны крови влево. При грудном же типе дыхания, сопровождающимся поднятием диафрагмы, ось сердца поворачивается в горизонтальном направлении и выброс крови становится направленным вправо.

Очевидно, эти наблюдения могли послужить основанием для формирования представлений о левонаправленном сердце у мужчин и правонаправленном сердце у женщин. В настоящее время на основании предпосылок об особенностях пульсовой диагностики заболеваний и результатов современных исследований профессором Ч.Ц. Цыдыповым, В.В. Бороноевым, Н.Ц.

Жамбалдаг-баевым, В.Н. Пупышевым и др. разработаны и рекомендованы автоматизированные диагностические комплексы, позволяющие объективизировать данные пульса больных.

Эти комплексы широко используются в диагностических целях в современных клиниках. Таким образом, у тибетского врача зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и шестое чувство - ум должны быть развиты до совершенства, так как они практически заменяли и заменяют до наших дней используемые в современной клинике инструментальные, лабораторные и все другие виды исследований больного при определении диагноза болезни.

Вопрос 19. Как лечат заболевания по тибетской традиции?

В письменных источниках тибетской медицины указывается: врач должен помнить, что своевременное и правильное лечение предотвращает осложнения к гарантирует, быстрое выздоровление. При этом подчеркивается: ... врачуй постигшую тяжелую болезнь, скорей назначив диету и соответствующий образ жизни, лекарства, нож и, словом, что полезно; подобно встрече на скале с врагом, ты примени все силы, что возможно. Используемые методы Лечения заболеваний включают общие, частные и особенные. Пище и режиму питания уделяется огромное внимание, так как пища считается источником основных жизненных сил организма.

Не случайно в тибетской традиции врачевания нет резкой грани между пищевыми продуктами и лекарственными средствами. Многие пищевые растения, в частности, применяются в составе лекарственных препаратов, и наоборот, ряд лекарственных растений используется в качестве пищевых добавок к различным блюдам. При расстройстве системы рлунг рекомендуется сочная пища; она должна быть маслянистой, тяжелой, нежной и теплой. При болезнях мкхрис советуют принимать прохладную молочнокислую пищу, чай и др., а при нарушении системы бад-кан назначается согревающая пища особенно полезны мед, Мясо яка, рыси, баранина и др.

Относительно образа жизни больных тибетские врачи придерживаются апробированных рекомендаций, которые так же, как и требования к пище, вполне созвучны современным взглядам о роли и значении их в оздоровительном процессе. Наряду с этим, с лечебно-профилактической целью широко используются хирургические манипуляции, водные процедуры, массаж, иглотерапия, моксотерапия, кровопускание, обертывание, компрессы, вакуумные приемы, психофизические упражнения, медитация и т.д.

Вопрос 20. Как подразделяются лекарственные средства и сырье в тибетской медицине?

В письменных источниках тибетской медицины приводятся многочисленные варианты классификации лекарственных средств. Они подразделяются по происхождению, форме, свойствам, действию, применению, способам получения, вкусу и т.д.

Каждая классификация имеет развитый терминологический аппарат. При этом установить четкие классификационные признаки, к сожалению, не всегда удается. Наиболее известна классификация лекарственных средств по происхождению.

В частности, в трактате Вайдурья-онбо все лекарственные средства объединены по происхождению: лекарства из драгоценностей; лекарства из камней; лекарства из земли; лекарства из деревьев; лекарства в отваре; лекарства в соке; лекарства из растений; лекарства из животных; лекарства, дополненные практикой.



Содержание раздела