d9e5a92d

Николаев Н. - Тибетская медицина - вопросы и ответы

Будда медицины Манла


Предисловие

Предлагаемое читателю издание представляет собой краткий сборник вопросов и ответов по ключевым положениям тибетской традиционной медицины. Идея составления этого сборника возникла в процессе чтения лекций врачам и студентам медицинских учебных заведений. Медицинская общественность всегда проявляла живой интерес к тибетской традиции врачевания, ее лекарственному арсеналу и нелекарственным методам профилактики и лечения заболеваний. Вопросы медиков дополнены и теми, которые задавали члены многочисленных делегаций, посещавших Отдел тибетской медицины; учтены также вопросы, обсуждавшиеся на встречах в коллективах предприятий и организаций.

Рассматриваемые в этой работе вопросы и ответы далеко не исчерпывают весь круг проблем, связанных с исследованием наследия тибетской медицины и использованием ее рационального опыта в практическом здравоохранении. Не затрагиваются в работе сугубо специальные научные проблемы, так как они выходят за рамки настоящей работы.

Автор выражает благодарность коллегам, поддержавшим и оказавшим большую помощь в подготовке этого издания и будет признателен всем за замечания и предложения, которые просим направлять по адресу: 670047 г. Улан-Удэ, ул.Сахьяновой, 6, Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, Отдел тибетской медицины.

Вопросы и ответы

Вопрос 1. Что же представляет собой тибетская медицина?

- Тибетская медицина - своеобразная система медицинских знаний и практических приемов с задачами сохранения и укрепления здоровья человека, предупреждения и лечения заболеваний; располагает огромным арсеналом лекарственных и валеологических (оздоровительных) средств природного происхождения, а также использует широкий набор нелекарственных методов. Эта древняя система, соответствующая уровню цивилизации того периода времени, с интересными представлениями об окружающем мире, о человеке, его здоровье, болезнях, методах их диагностики, используемых способах и средствах профилактики и лечения заболеваний. Она сохранила традиции врачевания до наших дней без существенной трансформации ее теоретических основ, поэтому представляет собой уникальную ценность для современного общества.

Ее воспринимают сегодня не только как памятник традиционной культуры и медицины, но и как источник для исследования опыта выживания, а также как во многом поучительную для современного общества. Рассмотрение этой системы знаний, несомненно, позволит проследить развитие науки и культуры на Востоке, уловить движение врачебной мысли, уяснить общие закономерности и принципы многих методов и средств, используемых для лечения и профилактики заболеваний, понять глубину медико-биологического и философского обобщения.

Вопрос 2. Почему сегодня медицинская общественность и специалисты других отраслей знания интересуются тибетской медициной?

- Прежде всего письменные источники этой медицинской системы являются историческими памятниками науки, культуры и врачевания. В них содержатся весьма ценные сведения, богатый опыт практического применения лекарств природного происхождения; в трактатах также описаны оригинальные способы сохранения и укрепления здоровья человека с применением нелекарственных методов и валеологических средств. Особый интерес представляет сохранившаяся живая традиция врачевания, популярная во многих странах.

Сегодня представителей медицинской и фармацевтической науки, а также практического здравоохранения привлекает возможность пополнения знаний, плодотворного сотрудничества с носителями живой традиции врачевания с целью рационального использования опыта, наряду с достижениями современной медицинской науки, в повседневной практике врача. Повышенный интерес к тибетской традиции врачевания обусловлен также и тем обстоятельством, что в ней нашли отражение лучшие достижения древних восточных медицинских школ, сконцентрирован большой пласт ценной информации и обобщен многовековой практический опыт многих выдающихся ученых и врачей.

В истории многих наук, в частности медицинской, специалисты во все времена обнаруживали много полезного для современной науки и рационального для практики. О преемственности наук в свое время очень метко выразился Н.К.Рерих: Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего.

Сегодня это вчера, сегодня - это завтра. Актуальность обращения врачей к тибетской медицине сегодня определяется всем укладом жизни современного человека. Так, несмотря на значительные успехи медицинской науки за последние годы, достаточно стройную систему организации охраны здоровья населения во многих экономически развитых странах по отдельным группам болезней отмечается стабилизация показателей, а по некоторым' заболеваниям наблюдается тенденция к их росту. Изменился характер течения заболеваний.



Преобладают в настоящее время хронические формы, длительно и вяло текущие патологические процессы; на арену вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, опухоли, болезни, связанные с нарушением обмена веществ, расстройством иммунной системы, загрязнением окружающей среды (воздуха, воды, почвы, продуктов питания и др.). В этих условиях изложенные в древних трактатах методы и практические рекомендации тибетских врачей по укреплению здоровья и повышению его резервов, очищению (детоксикации) организма, увеличению продолжительности жизни и многие другие весьма ценные советы представляют несомненный профессиональный интерес для врачей.

Кроме того, письменные источники тибетской медицины могут служить ценным материалом для историков, филологов, культурологов, этнографов, философов и многих других специалистов.

Вопрос 3. Почему тибетскую медицину назы вают иногда буддийской и какие основания для этого существуют?

Идеологической основой формирования тибетской традиции врачевания послужило буддийское учение. Так, по одной из распространенных версий основополагающий трактат по медицине Чжуд-ши изречен Буддой Шакьямуни, а точнее его медицинской ипостасью Бхайшаджья-гуру. Именно такого мнения придерживаются многие тибетские авторы и в качестве аргументов приводят указания на это непосредственно в тексте письменных источников, а также многолетнее пребывание Будды в роще лекарственных растений. Действительно, Будда рассматривает жизнь человека с ее заботами и страданиями как явление, сходное болезни.

И неслучайно его методы похожи на методы врача, ищущего подходы к лечению и предупреждению заболеваний. Кроме этого, насколько тесно тибетская медицина переплетена с буддийским учением можно заметить, сравнивая и сопоставляя многие медицинские понятия с основными категориями буддийского учения.

Вопрос 4. А какие параллели просматриваются между медициной и буддизмом?

Свое учение Будда представляет миру в виде Четырех Благородных Истин, которые в определенной мере, как отмечалось, созвучны с медицинским заключением. Сначала как бы обозначается факт страдания (заболевания), затем выражается уверенность, что страдание излечимо, а после предписывается способ лечения и предупреждения заболевания. Первая Благородная Истина утверждает, что страдание имеет своикорни в нежелании признать факт, что все вокруг нас не вечно и преходяще. Все. вещи возникают и исчезают - говорит Будда и в основе его учения лежит представление, что текучесть и изменчивость являются основными свойствами окружающей природы.

Вторая Благородная Истина объясняет причину страдания человека, которая является привязанностью к жизни, и исходит она из невежества. По причине невежества человек пытается разделить воспринимаемый мир на отдельные и самостоятельные части и воплотить текучие и изменяющиеся формы реальности в фиксированные категории мышления.

Стараясь установить отношения с вещами, которые представляются ему постоянными, но на самом деле являются преходящими и изменчивыми, человек попадает в порочный круг причин и следствий. По Третьей Благородной Истине можно покинуть этот порочный круг, освободиться от Кармы и достичь Нирваны. В этом состоянии не существует ложного представления об отдельном Я, и ощущением становится переживание единства всего сущего.

Состояние Нирваны не может быть описано подробно, так как оно лежит вне области интеллектуальных понятий, а достичь Нирваны означает пробудиться, то есть стать Буддой. Четвертая Благородная Истина указывает путь и средства освобождения от страданий, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования. Первые два шага на этом пути ведут к пониманию и восприятию человеческой жизни, а другие четыре шага - к действию.

Последние два шага способствуют достижению правильного осознания, индуктивному восприятию реального мира. Действительно, согласно буддийской философии, как и впрочем положениям современной науки (особенно физики и химии), все находящееся в этом мире связано со всем остальным, и ни одна часть Вселенной не является более фундаментальной, чем другие.

Свойства одной из частей определяются не неким основополагающим законом, а свойствами всех остальных частей. В этом смысле можно говорить о том, что каждая часть организма человека содержит все остальные части тела, которые находятся в тесной взаимосвязи и осознание всеобщей слитности организма представляет одну из важнейших характеристик интуитивного восприятия.

Представления о наличии и представительстве всего в каждом и каждого во всем могут объяснить сущность лечебного действия иглотерапии, прижигания, су джок терапии и многих других методов, широко используемых в практике тибетского врача и, к сожалению, сегодня объясняемых только лишь с позиции нервно-рефлекторной теории. В то же время, сознавая взаимосвязь отдельных частей, современные ученые считают, что объяснение чего - либо в конечном счете равносильно описанию связей этой части со всем остальным миром.

Так как это невозможно, взятое само по себе, отдельно от других, не может быть объяснено, то древние мудрецы, как правило, проявляют интерес не к объяснению отдельных вещей, а к непосредственному нерассудочному восприятию единства всех вещей. Неслучайно, многие буддийские тексты предполагают не просто создание в мыслях некоторой концептуальной модели, которая существует , как объективная реальность независимо от субъекта, а непосредственное встраивание в идеальную психологическую структуру с синхронным изменением собственных психических состояний, то есть чтение этих текстов приводит не только к пониманию, но и одновременно предполагает его практическую реализацию. Если ученый начинает свое исследование с характеристики фундаментальной природы вещей, проникая в последующем в более глубокие слои материи, он убеждается во взаимосвязи и единстве всех вещей и явлений.

Более того, он осознает, что сам со своим сознанием тоже является частью этого единства. Таким образом, пути познания современного ученого-медика и представителя буддийской философии (тибетского врача), которые, 'на первый взгляд, представляются совершенно противоположными, на самом деле имеют много общего, и в них присутствует очевидный параллелизм. Первый исходит из явлений внешнего мира, а второй - из явлений внутреннего мира.

Оба ведут свои наблюдения в мире, не доступном обычному человеческому восприятию. В современной науке - это кванты энергии, мир молекул, атомов и субчастиц, а в буддизме - это измененное состояние сознания, не поддающееся анализу при помощи рассудка.

Буддисты часто отмечают восприятие более высоких измерений, при котором впечатления от различных центров сознания сливаются в единое целое. Нечто подобное ожидает нас в скором будущем и в современной медицине, в которой язык математических моделей, формул и компьютерных программ, описывающих пространственно-временную четырехмерную реальность, объединяет понятия и факты, относящиеся в обычном трехмерном мире к различным категориям бытия.

В обоих случаях познания такая многомерная картина мира не подчиняется законам чувственного восприятия и не может быть описана сегодня при помощи языка. На основании этого современную науку и буддизм можно рассматривать как дополняющие друг друга стороны человеческого познания: рациональную и интуитивную (мистическую).

Знакомство с буддийской философией и с теоретическими основами тибетской медицины могло бы обеспечить современных ученых и врачей рядом интересных стартовых, рабочих, гипотез для последующих их проверок, испытаний и доказательств.

Вопрос 5. Правомерно ли будет называть тибетскую медицину традиционной индо-тибетской, тибетско-монгольской, индо-тибетско-монгольско-бурятской медициной?

В истории развития медицинской науки и практики здравоохранения выделяют несколько основных периодов, связанных с уровнем цивилизации человечества. На начальном этапе развития общества медицинские знания накапливались и передавались в устной форме. Известно, что врачеванием занимались и занимаются до сих пор в ряде стран определенные члены общества, имеющие соответствующие знания и навыки оказания медицинской помощи. Эти секреты, как правило, передавались или передаются сегодня продолжателям рода, семьи и отсюда их наследственный (семейный) характер.

Информация хранится и передается в устной форме только узкому кругу родственников, не фиксируется в письменных источниках. Обучение и передача секретов оказания медицинской помощи осуществляется индивидуально: отец передает знания и опыт сыну, дядя - племяннику и т.д. Специальные школы и Другие формы подготовки лиц для оказания медицинских услуг не существуют. Все народы прошли или проходят этот период и располагают соответствующим багажом знаний в этой области.

Народная медицина в силу ряда обстоятельств иногда связана с культовыми обрядами, национальными традициями и многими другими явлениями. Формирование же традиционной медицины связано с возникновением крупных центров мировых цивилизаций, обобщением и ассимиляцией предшествующего опыта народной медицины с закреплением информации в письменных источниках, например, в трактатах.

Наряду с этим, традиционные системы медицины характеризуются появлением специалистов, для которых лечение и предупреждение болезней является их профессиональной обязанностью. Подготовка таких специалистов проводилась и проводится до настоящего времени в специальных учебных заведениях (институты, манба-дацаны, храмы, мечети и др.). Современная научная медицина отличается от народной и традиционной тем, что основные ее положения и практические рекомендации основаны на результатах научных экспериментов и материалах клинического наблюдения. Специальные учебные заведения занимаются подготовкой профессионалов различного уровня; научно-исследовательские институты разрабатывают новые методы и средства, внедряют их совместно с практическими учреждениями после тщательной проверки их эффективности и безвредности.

Информация и практический опыт закрепляются в соответствующих письменных источниках (руководства, учебные пособия, монографии, энциклопедии, словари, атласы, методические и информационные материалы и др.). Тибетская медицина, естественно, относится к категории традиционной и занимает промежуточное положение между народной и современной научной медициной.

Народная и традиционная системы медицины представляют большой интерес для современной медицины, так как в них заложены предпосылки весьма ценных и рациональных приемов лечения заболеваний. Не случайно ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) рекомендует изучать народные и традиционные средства и методы лечения заболеваний с целью использования их в современной клинической практике. Называют ее иногда индо-тибетской вследствие того, что многие теоретические положения и практические рекомендации заимствованы из древнеиндийской (аюрведической) медицины.

Использование названий тибетско-монгольская, индо-тибетско-монгольская и другие можно, очевидно, объяснить стремлением подчеркнуть вклад соответствующих цивилизаций и народов в развитие тибетской медицины. Если следовать этой логике, то необходимо отметить вклад китайской, арабской и многих других медицинских школ.

На наш взгляд, предпочтительнее называть тибетскую традиционную медицину без каких-либо привесков, так как сформировалась она как своеобразная система в Тибете, создавали ее в том варианте, который дошел до нас с некоторыми дополнениями, выдающиеся тибетские ученые и врачи; письменные источники написаны на тибетском языке. Более того, современные тибетские врачи, основываясь на вполне аргументированных данных, категорически возражают и не воспринимают какие-либо привески и дополнения к . слову тибетская, кроме традиционная и буддийская.

Вопрос 6. Когда возникла тибетская традиция врачевания и какие этапы выделяют в ее развитии?

Возникновение тибетской традиционной медицины связывают в основном с влиянием древнеиндийской (аюрведической) и древнекитайской систем врачевания; они, по сути, являются крестниками этой медицинской традиции. Определенное влияние на формирование тибетской медицины как своеобразной системы оказали также персидская, греческая, монгольская и другие медицинские школы. Как известно, наиболее активное распространение медицинских знаний в Тибете относят к временам правления Сонцзен Гампо (Сронцзан Гампо) в VII в., по инициативе которого, по одной из версий, индийский врач Бхаратхаджа, китайский врач Хань Ванхан и врач из Персии Галенос создали крупное медицинское сочинение под названием Оружие бесстрашия. По другой версии, объединение достижений медицинских наук Индии, Китая и Ирана было предпринято, как отмечают некоторые авторы, врачами Джабой Ганбоем, Хэнтэ Линханом и Дагциг-ланом.

В последующем медицинские знания, успехи в других областях науки и культурные традиции других народов Востока интересовали тибетцев и при преемниках основателя тибетского государства. Более того, при царе Чжон Децзене (Тисрондэвцзане) в VIII в. тибетская медицина получила новый импульс в своем развитии и уже занимает более высокую ступень благодаря творческой деятельности выдающегося ученого и врача Ютхокпа-старшего (Ютогба-старшего). Им были собраны и систематизированы в единую медицинскую традицию все накопленные знания по медицине, включая собственно народный опыт самих тибетцев,проанализирован большой объем информации и опыт зарубежных врачей. Платформой для синтеза разнородных пластов информации служила буддийская доктрина, утвержденная к тому времени в качестве государственной религии в Тибете.

Созданную Ютхокпой-старшим медицинскую систему врачевания, по мнению многих специалистов, невозможно свести однозначно ни к индийской, ни к китайской традиции, хотя многие теоретические положения и некоторые практические рекомендации достаточно легко узнаваемы во многих тибетских текстах. Очевидно, стремлением подчеркнуть наиболее важные положения и достижения указанных медицинских школ можно объяснить отмеченную особенность тибетских письменных источников и непосредственно самой тибетской традиции врачевания.

В последующем большой вклад в развитие тибетской медицины внес выдающийся ученый и врач Ютхокпа-младший (Ютогба-младший), написавший целый ряд крупных медицинских сочинений. Он создал, по сути, медицинскую школу, традиции которой прослеживаются до настоящего времени и во многом определяют ее своеобразие как самостоятельного и перспективного направления в медицине. В 14-16 вв. тибетская медицина с буддийским учением получила широкое распространение в Монголии..В это время активно переводятся на монгольский язык тибетские трактаты, включая Чжуд-ши и другие популярные медицинские сочинения, составляются комментарии к отдельным разделам основных источников. Эта традиция врачевания вместе с буддизмом в дальнейшем была воспринята народами Бурятии, Калмыкии и Тувы.

При крупных дацанах были организованы специальные медицинские школы по подготовке эмчи-лам. Одновременно учеными ламами составляются словари, справочники, в прописи лекарств вносятся новые местные виды лекарственного сырья минерального, растительного и животного происхождения, адаптируются некоторые практические приемы профилактики и лечения болезней применительно к климату, образу жизни, структуре заболеваний и т.д.

Расцвет тибетской медицины в этих республиках приходится на конец XVII и начало XIX вв. В специальной литературе достаточно подробно описываются пути и этапы развития тибетской традиции врачевания. Здесь лишь следует отметить, что исследователи выделяют ранний период (7 - 8 вв.) и поздний период (9 - 14 вв.) в истории тибетской медицины.

Обсуждается также правомерность выделения монгольской и бурятской ветвей в развитии тибетской традиции врачевания.

Вопрос 7. Как развивается традиционная медицина в настоящее время в самом Тибете?

По материалам информационных бюллетеней Института тибетской медицины и астрологии, расположенного в г. Дхармасале (Индия), в начале 60-х годов этого столетия многие тибетские врачи были арестованы и брошены в тюрьмы за незаконную врачебную практику; были уничтожены многие письменные источники, а также лекарственное сырье и готовые препараты. Лишь в Менцикхане оставались врачи, которые продолжали оказывать медицинскую помощь населению. С середины 70-х годов после применения китайскими офицерами тибетских лекарств, благодаря которым они выздоровели, было разрешено тибетским врачам практиковать наряду с использованием методов и средств китайской медицины на всей территории Тибета.

Значительную поддержку получает в настоящее время восстановленный Институт Менцикхан в г. Лхаса от соотечественников. Теперь он находится под покровительством Правительства автономного района Тибета. В Тибете сейчас сосуществуют и получили распространение в равной мере тибетская традиционная медицина (цанг-ю), китайская медицина (тунг-ю) и современная научная медицина (ши-ю).

Особой популярностью среди населения Тибета пользуется тибетская традиция врачевания. В настоящее время Институт Менцикхан реорганизован в Университет, в котором осуществляются обучение, лечение больных и научные изыскания. Обучение студентов тибетской медицине проводится по специальной программе, рассчитанной на 7 лет (5 лет отводится на изучение теоретических основ, а 2 года - на освоение практических навыков). После окончания университета выпускники получают звание менпа или эмчи и могут заниматься врачебной практикой.

При подготовке врачей основным учебным пособием служит Чжуд-ши. Наряду с ним студенты изучают комментарии к нему, другие учебные пособия, а также современные достижения медицины. В учебных программах для студентов и врачей-стажеров предусмотрено также знакомство с астрологией, ботаникой, фармакологией, технологией, философией и другими дисциплинами.

Кроме того, студенты осваивают достижения современной биологии, физиологии, физики, биохимии, фармации и т.д. В научных подразделениях университета разрабатываются лекарственные препараты, внедряются новые, более эффективные методы диагностики и лечения больных, переосмысливаются традиционные взгляды на принципы лечения и профилактики заболеваний в свете достижений современной науки.

Университет связан по соглашениям со многими тибетскими медицинскими центрами за рубежом, в частности, расположенными в Индии, Непале, Японии и других странах. Как одна из 5 великих наук медицина Тибета в настоящее время претерпевает глубокие изменения.

Она развивается, адаптируется к современной цивилизации, сопоставляются взгляды на некоторые теоретические положения, выверяются практические приемы лечения заболеваний, благодаря чему тибетским врачам удается находить объяснение и научную базу для тех или иных медико-философских обобщений.

Вопрос 8. Как развивается тибетская традиция врачевания в Индии?

Усилиями выдающихся ученых и врачей Тибета при непосредственной поддержке и помощи Его Величества Далай-Ламы XIV на протяжении ряда лет предпринимаются активные меры по дальнейшему развитию и совершенствованию тибетской традиции врачевания. Так, в 1961 году в г.Дхармасала (Индия) был организован Центр тибетской медицины, который в 1983 году был преобразован в Институт тибетской медицины и астрологии с двумя факультетами: медицинским и астрологическим.



Содержание раздела