d9e5a92d

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Одним из главных путей совершенствования личности является стремление (попытка) вести здоровый образ жизни.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


Под здоровым образом жизни следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют резервные возможности организма, способствуют лучшему выполнению его социально - профессиональных функций.
Со времен Авиценны учеными дано более 20 определений понятия "здоровья ". В настоящее время Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ) дано общепринятое понятие. Сформулировано мнение о том, что здоровье следует расценивать с позиций не только отсутствия болезней и инвалидности, но и наличия полноценного гармонического развития физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность.

Здоровье является одним из показателей социально - экономических достижений, успехов науки, культуры и т.д. Индивидуальное здоровье рассматривается, как оптимум индивидуальной жизни (индивидуальная здоровая жизнь) и жизнеспособности, обеспечивающий биологическое назначение живой системы - воспроизводство потомства во взаимосвязи с трудоспособностью при оптимально синхронном взаимодействии со средой обитания, функциональных и адаптивных (экзогенных) ритмических процессов организма.
Здоровье - понятие многокомпонентное. Чтобы дать заключение о том, здоров человек или нет, в первую очередь необходимо учитывать уровни здоровья.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Отражает состояние всех функциональных систем организма, гармонию физиологических процессов, высокую степень адаптации индивидуума к факторам внешней и внутренней среды. Часто, когда говорят о здоровье, принимают во внимание только биологические критерии: если человек не страдает гипертонией, астмой, колитом и др. заболеваниями, если у него нормальная температура и хорошее самочувствие, значит он здоров.

Такое заключение не отражает состояния здоровья в самом широком смысле.
СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Характеризует активность человека в обществе, стремление к поиску новых, более эффективных форм организации труда, увеличению его производительности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Определяется степенью убежденности человека в своем здоровье, личностной установкой "быть только здоровым" и ее практической реализацией (соблюдение правил гигиены, активный двигательный режим, аутогенная тренировка, развитие стрессоустойчивости).
Определение состояния здоровья человека - очень ответственная акция.
В книге И.И. Брехмана "Введение в валеологию" (валеология - наука о здоровье) представлены данные о "структуре здоровья" населения нашей страны. Согласно данным о "структуре здоровья", люди 18-27 лет разделены на 4 группы:
?с высоким уровнем адаптации (удовлетворительное состояние здоровья) -16-20%;
?с напряжением механизмов адаптации (заядлые курильщики; "умеренно" пьющие; работающие в ночные смены; транспортники; обслуживающие трансатлантические рейсы и испытывающие в связи с этим влияние поясного времени; имеющие большую массу тела; страдающие гипотонией и гипертонией, страдающие кариесом зубов и др.) - 14-30%;
?с неудовлетворенным уровнем адаптации ("сильно" пьющие, но не алкоголики; страдающие гипертонией; имеющие избыточную массу тела; физиологически незрелые люди с наличием мышечной гипотонии, сниженной приспособляемостью к стрессовым ситуациям и др.) - 32-44%;
?со срывом адаптации (страдающие теми или иными хроническими заболеваниями) - 10-34%.
Как видно, ситуация весьма серьезная: в целом около 67% молодых людей в нашей стране находятся в предпатологическом и патологическом состоянии.
Большинство из нас имеет избыточную массу тела, страдает ожирением различных стадий. Мы обременены хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (более половины мужчин и 60 % женщин).

Мы привыкли к тому, что 3/4 наших детей имеют нарушения физического развития (сколиозы разной степени, плоскостопие и т.д.), а уровень их закаленности катастрофически падает. Перечислять такие факты можно и дальше.

Однако того, что уже сказано, достаточно, чтобы понять: наша великая держава, давшая миру высочайшие образцы общечеловеческой культуры, оказалась на грани общенационального бедствия, из-за низкого уровня физической культуры разрушается самое дорогое, что имеет человек - его здоровье и здоровье детей.
Еще в конце прошлого века известный русский ученый И.И.Мечников выделил восемь важнейших условий ортобиоза ("орто" - прямой, правильный; "био " - связанный с жизнью ).
Рассмотрим основные условия здорового образа жизни.


Учеными выделено восемь основных факторов ортобиоза.
1.Важнейшим условием ортобиоза следует назвать труд, являющийся важнейшим условием благополучия в широком смысле этого слова (социального, психического, физического и т.д.).
В труде большие нагрузки дают суперкомпенсацию, повышают резервные возможности организма.
Знакомство с жизнью выдающихся людей говорит о том, что многие из них сохранили свои творческие возможности до глубокой старости, благодаря истинной любви к своему труду, благодаря тому, что в их жизни важное место занимал уход за своим здоровьем, соблюдение элементарных гигиенических правил, выполнение любимой работы и постоянные занятия различными физическими упражнениями и спортом.
Так, например, греческий драматург Софокл написал свою знаменитую трагедию "Эдип" на девяностом году жизни, Тициан творил в 99 лет, Микеланджело - в 88 лет, Репин - в 86 лет, Айвазовский - в 82 года. Последнюю оперу Верди написал, когда ему исполнилось 80 лет.

Гюго, Ньютон, Эдисон, Вольтер, Гете, Бернард Шоу, Лев Толстой продолжали творить в возрасте 80-90 лет.
В нашей стране мы являлись свидетелями большой творческой работы умершего на 80 году выдающегося биолога И.В. Мичурина; жившего до 86 лет гениального физиолога И.П.

Павлова.
Невольно вспоминается горечь слов видного русского биолога-натуралиста профессора А.К.Третьякова: "Для человека обидно, что его жизнь прекращается в 60 лет, что Моцарт и Рафаэль умирают, не достигнув возраста черепахи. Такие факты возмущают человеческое сознание".
Продолжительность жизни человека, чей гений расщепил атом и освободил скрытую в нем миллиарды лет энергию, уступает продолжительности жизни обыкновенного карпа, усатого сома или лосося, живущих до 300 лет. Гусь, лебедь, ворон, орел, попугаи живут 80-120 лет, жизнь сокола продолжается 100-170 лет.
Рассматривая труд человека, как один из основных факторов здорового образа жизни, следует отметить, что исключительно важную роль в сохранении работоспособности имеет современный активный отдых с использованием различных физических упражнений.
Утомление организма представляет собой очень сложный процесс, являющийся результатом физиологических сдвигов и изменений в нервной системе, крови, мышцах, железах внутренней секреции и других органах.
Нарушение деятельности любого отдела нервной системы и, в первую очередь, коры головного мозга, способно вызвать значительное снижение работоспособности во всем организме, причем наиболее утомляемыми являются нервные клетки коры больших полушарий, независимо от того, физической или умственной работой вызвано утомление.
Первым признаком наступающего утомления является появление чувства усталости. Этому субъективному показателю утомления необходимо уделить серьезное внимание. Организм как бы сигнализирует и напоминает о необходимости отдыха.

Выдающийся физиолог А.А.Ухтомский писал, что ощущение усталости есть "натуральный предупредитель о начинающемся утомлении".
Утомление переходит в переутомление, которое не исчезает бесследно после обычного отдыха. Переутомление, являясь отрицательной реакцией организма на чрезмерное трудовое перенапряжение любого происхождения, может быть причиной тяжелых нарушений и даже "срывов" высшей нервной деятельности, всевозможных расстройств функций всех органов и систем.
Работами И.П.Павлова было доказано, что клетки коры головного мозга имеют свои пределы работоспособности и всякое перенапряжение неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии нервных клеток.
Только своевременный отдых ликвидирует явления утомления и предохраняет организм от отрицательных последствий.
Человек, воздействуя путем движения на центральную нервную систему, способствует образованию в коре больших полушарий головного мозга динамического стереотипа, улучшающего физиологические процессы не только в мышцах, но и во внутренних органах.
Это дает современной науке право утверждать, что характер жизненных (физиологических) процессов в организме при работе поставлен в зависимость не только от характера и качества работы, но и от состояния всего организма. Состояние же организма, влияющее на уровень жизненных процессов при работе, в первую очередь определяется центральной нервной системой.
Благодаря правильному функционированию центральной нервной системы, в которой возникают не только процессы утомления, но и процессы его устранения, больные Ч.Дарвин, Э.Золя, Н.Островский, А.Чехов, И.Мичурин и другие забывали о своих недугах, а часто и не чувствовали их и продолжали заниматься напряженным умственным трудом. Наибольшим долголетием обладают люди, которые занимаются любимой работой.

ОЧарльзе Дарвине физиолог Моссо писал, что в течение 40 лет не было ни одного дня полного здоровья. Репин (великий русский художник), у которого правая рука была парализована, не оставлял мольберта до конца своей жизни.
Французский писатель Эмиль Золя не в состоянии был работать в сутки более 3-х часов, но, преодолевая недуги, он творил свои многочисленные произведения.
2.Еще на заре рождения медицины один из ее основоположников Гиппократ - врач и философ, прозванный человечеством "отцом медицины", проповедовал в своих произведениях, что для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки, которые он назвал "пищей для жизни".
Также авторитетно звучали и слова философа Платона, провозглашавшего, что "гимнастика есть целительная часть медицины" и что "медицина должна быть приложена ко всем гимнастическим упражнениям", или, словами другого великого философа Греции - Аристотеля, "Жизнь требует движения". Целые поколения греческих врачей, философов, мыслителей в своих произведениях останавливались на значении физических упражнений для продления жизни.

Демосфен, Сократ, Платон, Аристотель, знаменитый Архимед, который был одно время учителем гимнастики, до глубокой старости посещали гимнастические заведения.
Знаменитый римский ученый и врач Гален в своем произведении "Искусство возвращать здоровье" в таких словах охарактеризовал значение гимнастики для человека:
"Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений".
Высоко оценивал важную роль физических упражнений для сохранения и поддержания здоровья и работоспособности знаменитый таджикский ученый Ибн-Сина (Авиценна). "Если заниматься физическими упражнениями, - писал Авиценна в своей знаменитой книге "Канон врачебной науки", на которой воспитывались в течение 700 лет врачи всего мира, - нет никакой нужды в употреблении лекарств".
Жан-Жак Руссо требовал сочетания "ума мудреца" с силой атлета", рекомендовал после умственного труда, в качестве отдыха, игры, прогулки, плавание и с упреком говорил о том, что "мы все более заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность".
Гете считал лучшим средством сохранения своего здоровья физические упражнения, прогулки, путешествия, использование естественных сил природы.
У Льва Толстого спорт и гимнастика тесно переплетались с его творческой работой. Он считал физические упражнения обязательными для каждого человека, занимающегося умственным трудом.
Подобно Л.Н. Толстому и другие его современники - писатели отдыхали от своих работ, занимаясь разными видами спорта.

А.И.Куприн увлекался плаванием, борьбой, Леонид Андреев - гимнастикой, плаванием, Александр Блок - борьбой, М.Горький занимался греблей, плаванием, игрой в городки, а зимой ходил на лыжах и катался на коньках.
Гимнастикой увлекались Гиляровский, Чехов, Левитан. Они являлись инициаторами организации первого Московского гимнастического общества.
Великий французский писатель В.Гюго всю жизнь занимался физическими упражнениями. И когда ему в возрасте 40 лет объявили, что у него опасная болезнь сердца и что если он хочет жить, то должен отказаться от всяких резких движений, В. Гюго предпочел не поступиться ни одним из своих физических упражнений, по-прежнему предпринимал далекие прогулки пешком, занимался греблей, верховой ездой и прожил 83 года.
"Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие". (Аристотель).
Французский врач Тиссо в XVIII веке писал: "Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения".
В настоящее время занятия физическими упражнениями, укрепляющими здоровье и повышающими работоспособность, становятся экономически выгодными для каждого из нас, для дела, которому служим и для коллектива, в котором работаем. Необходимо восстановить правильное, должное отношение к физической культуре, признание ее незаменимой и возрастающей роли в развитии общества.
Гипокинезия рассматривается современной медициной, как фактор риска в происхождении целого ряда заболеваний, прежде всего болезней сердечно-сосудистой системы, таких, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и, конечно, основа всей кардиопатологии наших дней - атеросклероз.
В раннем возрасте у нас имеет место инстинктивная регуляция двигательной активности. В школах-интернатах ставили такие опыты.

Подвешивали к поясу ребенка шагомер и в конце дня, перед сном, отмечали, сколько шагов ребенок сделал за день. При этом убеждались, что у ребенка имеется как бы определенный двигательный паспорт - изо дня в день шагомер показывает одно и то же количество шагов за день, например 15 тысяч.

В один из дней ребенка, сделавшего до обеда 5 тысяч шагов, укладывают после обеда в постель и оставляют без движения до завтрака. На следующий день ребенок пробегает не свои "штатные" 15 тысяч шагов, а 25 тысяч! Ровно 10 тысяч шагов он пробегает сверх обычного и общую дневную норму выполняет. С возрастом такая инстинктивная регуляция уходит и возникает порочный круг: меньше движения - меньше желания двигаться - еще меньше движений и т.п.

Этот порочный круг надо рубить, используя разные виды физических упражнений. Арсенал их чрезвычайно велик: занятия в спортивных секциях у молодежи, в группах здоровья у лиц среднего и старшего возраста. Наконец, должны широко использоваться самостоятельные занятия - с друзьями, с семьей в свободное от работы время.

Занятия эти должны быть обязательными, ежедневными вкладами в кассу вашего здоровья.
Иногда спрашивают, какими видами физических упражнений лучше заниматься. На этот вопрос не может быть однозначного ответа.

Любые виды упражнений, если ими заниматься систематически, приносят оздоровление. Например, гимнастика по системе йогов, в которой преобладают статические позы (асаны), может быть, должна давать меньше, чем упражнения типа бега или ходьбы на лыжах, дающие более значительную тренирующую нагрузку на внутренние органы, однако при систематических занятиях можно получить прекрасный оздоровительный результат.

Занимайтесь тем, что вы любите и что вам доступно!
Эффект физической тренированности, являющийся центральным среди различных оздоровительных эффектов физической культуры и спорта, выходит далеко за рамки здоровья. Без него не были бы возможны становление и эволюция самого человека в прошлом, без него не обходится физическое и духовное развитие человека.
Эффект физической тренированности помогает молодежи осваивать профессиональные навыки и умения, этот эффект определяет высокую работоспособность человека в различных видах труда.
Эффект физической тренированности обеспечивает оздоровительное влияние на функции организма, на повышение их резервных возможностей. Резкой границы между эффектом восполнения гипокинезии и эффектом тренированности нет - оздоровительное влияние двигательной активности обычно проявляется сначала в форме устранения гипокинезии, а затем в форме стимуляции жизнедеятельности организма.
Работа мышц не является конечным результатом сокращения мышечных волокон под влиянием импульсов из головного мозга. Всякое сокращение мышц вырабатывает (в чувствительных нервных окончаниях, находящихся в мышцах, а также в сухожилиях, суставах и связках) импульсы, устремляющиеся в центральную нервную систему. Таким образом, реализуются ценнейшие для жизнедеятельности организма рефлексы с мышц на внутренние органы, так называемые моторно-висцеральные рефлексы.

Эти рефлексы детально разработаны отечественным физиологом М.Р.Могендовичем.
Не всякая реализация этих рефлексов полезна, именно поэтому неадекватные физические нагрузки очень часто не оказывают оздоровительного влияния. Лишь организованные в определенную систему физические упражнения обеспечивают оздоровительный эффект.

Такой системой является физическая тренировка, которая приводит к повышению работоспособности мышц и других звеньев опорно-двигательного аппарата, а также - в результате моторно-висцеральных рефлексов - внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, печени, и больше всего - центральной нервной системы.
Как эффект восполнения, так и эффект физической тренированности связаны с оздоровительными влияниями, которые проявляются в повышении работоспособности организма и улучшении функционального состояния организма, тогда как при развитии тренированности отмечаются, как правило, локальные сдвиги мышечной работоспособности и реакций организма. Особенности реактивности организма на этапе возмещения двигательной недостаточности, а также методика занятий, рассчитанная на достижение общего улучшения физической подготовленности, приводит к формированию гармонического уровня двигательной подготовленности.
Наиболее общим проявлением эффекта тренированности является увеличение резервных возможностей организма.
3.Среди условий правильного образа жизни весьма существенным является рациональное питание. Рациональным оно должно быть по качеству, по количеству и по режиму. С качественной стороной, ролью витаминов, важностью кисломолочных продуктов, необходимостью ограничения животных жиров в целях профилактики атеросклероза мы знакомы.

Остановимся чуть подробнее на количественной стороне. Дело в том, что все мы, как правило, переедаем, ибо повинуясь аппетиту, едим досыта. Между тем природа дала животным аппетит не как регулятор того, сколько съесть, а как кнут, который гонит искать пищу. Животным в естественной среде обитания пища достается очень трудно и мощный инстинкт заставляет все время искать ее.

Опыты показывают, что есть досыта вредно. Крыса, которую кормят досыта, живет 2-2,5 года, а крыса, которую кормят в пределах определенного рациона (вдвое меньше), ходит с очень недовольным видом, но живет 4 года! В чем же вред переедания, еды досыта?

Во-первых, излишки депонируются в виде жироотложений под кожей, а это даром не проходит. Народная мудрость давно отметила: пояс длиннее - жизнь короче. Во-вторых, образуется больше шлаков обмена веществ, оказывающих в определенной мере токсичное действие. В-третьих, мы усиленно кормим гнилистых микробов в толстом кишечнике.

Наука говорит, что насыщаться надо на две трети аппетита, т.е. вставать из-за стола с ощущением, что можно было бы поесть и еще "пол-столько". Знаменитый кардиолог Уайт правильно говорил: Чтобы не болеть атеросклерозом и дольше прожить, надо не злоупотреблять двумя вещами - желудком и будильником, т.е. есть не досыта, а спать по потребности.

Наконец, о режиме питания. Иногда привыкают не есть ни перед работой утром, ни на работе, а весь суточный рацион принимать, вернувшись после работы домой, "в одночасье". Такой, с позволения сказать, распорядок питания можно назвать беспорядком. Суточный рацион должен быть разделен на 4 небольших приема: завтрак - 30% рациона, обед - 40% , полдник - 10% , ужин - 20% . Обед и полдник, если так удобнее, можно поменять местами.

Ужин, как мы уже говорили, должен быть за 1,5 - 2 часа до сна.
4.Важнейшим условием ортобиоза является нормальный сон. Дирижером симфонии жизни, старающимся в первую очередь, является мозг. Средством же восстановления его сил, даваемых самой природой, служит в первую очередь состояние сна.

Понятно поэтому, что правильное использование этого блага абсолютно необходимо.
5.Следующее условие - служба доброго настроения, положительные эмоции. Их обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор, оптимизм.

Доброжелательность - качество, которое трудно переоценить. Все мы хотели бы доброго к себе отношения.

Также по-доброму должны мы относиться и к другим людям. Наше отношение к людям, как бы бумеранг, каким мы его метнули, таким он и возвращается.

Народная мудрость учит: как аукнется, так и откликнется. У знаменитого датского художника Битструпа есть серия рисунков под названием "Круг замкнулся": начальник отчитывает заместителя, тот кричит на секретаршу, обиженная секретарша - на рассыльную, та грубит швейцару, швейцар в сердцах пинает собаку, а собака пытается укусить сзади начальника, выходящего из учреждения. Поистине бумеранг возвратился к исходной точке - человек посеял зло и получил его обратно.

Если бы он посеял добро, то именно оно стало бы путешествовать по цепочке - и собака, может быть, лизнула бы ему руку. Доброжелательность - необходимый элемент культуры нашего поведения. Особенно важна она там, где человек по долгу службы вступает в широкие коммуникации, общается с множеством людей.

Прежде всего, это имеет место при работе с людьми. Человек раздражительный и несдержанный, по сути дела, профнепригоден к такой работе. Тот же, кто испытывает радость от общения с людьми, будет на своем месте.

Вообще, у людей, которые призваны общаться с другими, должно быть особо развито то мироощущение, о котором писал Антуан Сент-Экзюпери. Он считал, что высшее наслаждение для человека - это радость человеческого общения.
Юмор, шутка, веселое слово очень украшают жизнь. У французов есть хорошая житейская мудрость, говорящая о том, как надо жить: смеяться вместе, плакать в одиночку. Те чрезвычайные беды, которыми нельзя поделиться, случаются не каждый год. По мелочи же надо подчиняться мудрому совету французского народа.

Встретив приятеля, всегда подумайте, имеет ли смысл немедленно огорчать его какой-нибудь дурной вестью, - может быть, он еще несколько дней проживет без нее. Подобные ситуации возникают не только при случайных встречах на улице, они пронизывают всю нашу жизнь.

Бывает, например, после двух выходных дней мы приходим на работу, вступаем в общение с товарищами. За два дня было несколько мелких приятных событий и мелких неприятностей. Чем поделиться? Часто начинают делиться огорчениями.

Товарищ, быть может, хотел бы рассказать о чем-то своем добром, но как-то неудобно хвастаться "навстречу", если другу плохо. Начинает вспоминать: ах, да, у меня тоже были огорчения - и выкладывает их. Жизнь превращается в нытье. Надо и в этом случае вспомнить рекомендации французов.

Так будет лучше - не станем травить душу ни себе, ни другим.
Оптимизм, являющийся важнейшим источником доброго настроения, только так и можно в себе воспитать, усилить. В нашей жизни, которую мы очень метко называем "полосатой", постоянно чередуются светлые и темные полоски.

Чтобы дать взрасти своим росткам оптимизма, надо фиксировать внимание на хорошем и уметь радоваться ему.
Между прочим, задумаемся над тем, от чего зависит оптимистический или пессимистический склад нашего характера.



Содержание раздела