d9e5a92d

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре

Тесты для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками (передвижение на лыжах и плавание) являются обязательными, для оценки их выполнения могут использоваться таблицы примерной оценки упражнений, представленные в приложениях 4 и 5. В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение студентами не более 2 - 3 зачетных тестов по данному разделу подготовки.
Оценка по разделу определяется по таблице 1 при условии выполнения каждого из запланированных тестов (приложения 4 и 5) не ниже чем на одно очко.
Таблица 1

Оценка тестов общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности Удовлетво-рительно Хорошо Отлично
Средняя оценка тестов в очках 2,0 3,0 3,5


Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре


Условием допуска является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), предусмотренных в течение последнего семестра обучения.
Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить:
?понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
?знание основ физической культуры и здорового образа жизни;
?мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
При итоговой аттестации в окончательной оценке отражается результат усвоения студентом практических разделов программы по общефизической, профессионально-прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса.

Контрольные вопросы к обязательным лекциямпо учебной дисциплине "Физическая культура"


Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные функции физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт, как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда.

Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.
1-ая часть. Организм человека единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма.

Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

Утомление при физической и умственной работе: компенсированное; некомпенсированное, острое, хроническое. Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.

Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.
2-ая часть. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделения, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система.



Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка.

Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве; резко меняющиеся погодные условия, микроклимат; вибрация, укачивание, невесомость; проникающая радиация.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Понятие "здоровья", его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здоровье. Наследственность и меры здравоохранения.

Их влияние на здоровье. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.

Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни.
Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности.

Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности.

Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование, как необходимое условие здорового образа жизни.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.

Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика. Особенности рационального использования "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью.

Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов. Показатели эффективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе.

Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
1-ая часть. Методические принципы физического воспитания. Принцип сознательности и активности.

Принцип наглядности. Принцип доступности. Принцип систематичности.

Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов). Методы физического воспитания.

Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Использование словесных и сенсорных методов.

Основы обучения движениям (техническая подготовка). Этапы обучения движениям.

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Второй этап - углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного навыка. Воспитание физических качеств. Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.

Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
Формы занятий физическими упражнениями. Урочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятельные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).
Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия.

Общая и моторная плотность занятия.
2-ая часть. Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Специальная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка, как разновидность специальной физической подготовки. Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки.

Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Характеристика нулевой зоны. Характеристика первой тренировочной зоны.

Характеристика второй тренировочной зоны. Характеристика третьей тренировочной зоны.

Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации.

Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Формы самостоятельных занятий. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности. Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей.

Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений / порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста.

Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Участие в спортивных соревнованиях в процессе занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей.

Гигиенические требования при проведении занятий: место занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Определение понятия спорт. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.

Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших достижений.

Спортивная классификация, ее структура. Национальные виды спорта.

Студенческий спорт. Его организационные особенности. Спорт в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура". Особенности организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивном отделениях.

Специальные зачетные требования и нормативы. Спорт в свободное время студентов.

Разновидности занятий и их организованная основа. Спортивные соревнования, как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности. Система студенческих спортивных соревнований - внутривузовские, межвузовские, международные.

Общественные студенческие спортивные организации и объединения. Международные студенческие спортивные соревнования. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады). Участие студентов в Олимпийском движении.

Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений. Оздоровительные системы физических упражнений в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура".

Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время студентов.

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. Выбор видов спорта и систем физических упражнений с целью:
?укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения;
?повышения функциональных возможностей организма;
?психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
?достижения наивысших спортивных результатов.
Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, развивающих преимущественно выносливость, силу, скоростно-силовые качества и быстроту, гибкость, координацию движений (ловкость). Виды спорта комплексного равностороннего воздействия на организм занимающихся.
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта (системой физических упражнений).
Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ их влияние на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.
Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.). Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза.

Перспективное планирование подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ.

Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований.

Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Врачебный контроль, как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль, его цель и задачи.

Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля.

Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.
1-ая часть. Общие положения. Краткая историческая справка. Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.

Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП.

Организация, формы и средства ППФП в вузе. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.

Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
2-ая часть. Особенности ППФП студентов отдельных факультетов.
Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля: влияние форм и видов труда специалиста на содержание ППФП студентов; влияние условий труда специалистов на содержание ППФП студентов; характер труда специалистов и содержание ППФП студентов; влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов.
Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП будущих специалистов (пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические условия и др.). Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете: прикладные знания; прикладные психофизические качества и свойства личности; специальные качества; прикладные умения и навыки.
Прикладные виды спорта (или их элементы) для специалистов данного профессионального направления или узкой специальности. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
Понятие "производственная физическая культура (ПФК)", ее цели и задачи. Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.

Производственная гимнастика- вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

Физическая культура и спорт в свободное время специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

Дополнительная примерная тематика методико-практическихзанятий для самостоятельного освоения


1.Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).
2.Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике.
3.Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
4.Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
5.Основные положения методики закаливания.
6.Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
7.Физическое состояние и сексуальность.
8.Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.
9.Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
10.Ведение личного дневника самоконтроля.
11.Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.
12.Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы специалиста.
13.Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
Приложение 5
Приведенные ниже тесты и результаты, полученные по ним, дают представление о нормативах, которые установлены для военнослужащих в различных государствах.
Англия. Минимальные нормативы по физической подготовке вооруженных сил.
1. Тест "исходных физических возможностей"

Норматив 17-29(лет) 30-34(лет) 35-39(лет) 40-44(лет) 45-49(лет)
Cтеп-тест (по табл.) 157-188 168-198 174-206 - -
Подтягивание на перекладине (раз) 6 5 4 - -
Поднимание туловища (раз) 12 10 8 - -
Отжимание на брусьях (раз) 6 5 4 - -
Прыжки в высоту с места (дюйм) 15.0 12.5 10.0 - -


2. Тест "базовой физической пригодности"

Норматив 17-29(лет) 30-34(лет) 35-39(лет) 40-44(лет) 45-49(лет)
Бег 1,5 мили(2,4 км) (мин) 11,30 12,00 12,30 15,00 20,00
Бег 3 мили (4,8 км) (мин) - - - 35,00 40,00
Степ-тест (по табл.) - - - 215 232


Германия. Нормативы теста физической пригодности для военнослужащих 1-й возрастной категории

Упражнения Отлично Очень
хорошо
Хорошо Почти
хорошо
Удовлет-воритель-но Почти
удовлет-ворительно
Бег 50 м, (секунд) 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5
Прыжки в длину с места, (м) 2,73 2,53 2,33 2,13 1,93 1,73
Броски медбола (3 кг) в течение 30 секунд из положения лежа на груди, (раз) 35 30 25 20 15 10
Поднимание туловища из положения лежа в течение
30 секунд, (раз)
28 26 22 19 16 12
Подтягивание на перекладине (раз) 12 10 7 5 2 1
Челночный бег 2х10 м с грузом (секунд) 9,7 10,2 10,7 11,2 11,7 12,2
Бег 2000м (мин) 6,20 7,10 8,00 8,50 9,40 10,30


США. Два раза в год сдается тест:

Очки Подтягивание
(раз)
Поднимание
туловища (раз)
Бег 3 мили
(мин. и сек.)
100 20 80 18.00
90 18 75 19.40
80 16 70 21.20
70 14 65 23.00
50 10 50 26.20


Оценка результатов в зависимости от возраста
а) Минимальные требования

Возраст
(лет)
Подтягива-ние Поднимание туловища Бег
на 3 мили
Очки за 3 упражнения Дополни-тельные очки Общее к-во
очков
17-26 3 40 28.00 95 40 135
27-39 3 35 29.00 84 26 110
40-45 3 35 30.00 78 7 85


б) Общая оценка физической пригодности

Возраст
(лет)
Неудовлет. 3-й класс 2-й класс 1-й класс
17-26 0-134 135-174 175-224 225
27-39 0-109 110-149 150-199 200
40-45 0-84 85-124 125-174 175


Франция. Ориентировочные нормативы проверки физической подготовки вооруженных сил для военнослужащих до 35 лет (форма одежды - спортивная).

отлично хорошо удовлетворит.
Нормативы 35 30 25
1. Бег на 100 м (с) 12,6 13,7 14,9
2. Толкание ядра: 7,257 кг (м)
5,0 кг (м)
8,80
10,70
6,70
8,20
5,10
6,20
3. Прыжок:
в высоту (м)
в длину (м)
1,49
5,40
1,31
4,60
1,14
4,00
4. Бег 1000 м (мин.) 3,05 3,25 3,48
5. Тест Купера (12-мин. бег, м) 2800 2400 2000
6. Плавание вольным стилем (м) 50 50 50
7. Лазание по канату
без помощи ног (м)
с помощью ног (м)
3
5
3
5
3
5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Баевский Р.М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека.

М., 1996.
2.БеловВ.И. Жизнь без лекарств.

М., "КСП", С-Пб., "Респекс". 1994.
3.Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. М., ФиС.

1990.
4.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., ФиС.

1990.
5.Буянов М.И. Размышления о наркомании. М., Просвещение.

1990.
6.Варшанов Ю.А. Валеология. М., Образование.

1995.
7.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М., Просвещение.

1986.
8.Волшебная сила воды. Гидротерапия.

Сборник. С-Пб., ТОО "Лейла".

1994.
9.Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта.

М., Лесная промышленность. 1989.
10.Введение в теорию физической культуры. Уч. пособие.

М., ФиС. 1983.
11.Горен М., Осава Д. Путь к здоровью. С-Пб., ТОО " Лейла".

1994.
12.Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт.

М., ФиС, 1969.
13.Захаров Е., Карасев А., Сафронов А., Энциклопедия физической подготовки. М., " Лептос", 1994.
14.Книга тренера по легкой атлетике. Под редакцией ХоменковаЛ.С., М., ФиС.

1987.
15.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.

М., Политиздат, 1975.
16.Лаптев А.П. Азбука закаливания.

М., Советский спорт. 1986 .
17.Основы знаний по физической культуре. Пособие для поступающих на факультеты физической культуры.

М., МПУ, 1994.
18.Павлов С.П. Олимпийская энциклопедия.

М., ФиС. 1980.
19.Столбов. История физической культуры.

М., Просвещение. 1989.
20.Теория и методика физического воспитания. Учебник. Под общ. редакцией Л.П. Матвеева, А.Д.

Новикова. М., ФиС.

1976.
21.Тер-Овасян И.А. Педагогические основы физического воспитания. М., ФиС.

1978.
22.Твой Олимпийский учебник. М., Советский спорт.

1996.
23.Физкультура и спорт. Малая Энциклопедия.

М., Радуга. 1982.
24.Харре Д. Учение о тренировке. М., ФиС 1971.
25.Чумаков Б.Н. Валеология.

Российское Педагогическое Агентство, М.,1997.



Содержание раздела