d9e5a92d

Горбань А. - Физическое воспитание и валеология

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВВЕДЕНИЕ


Проблемы, возникающие у человека со здоровьем, зависят от ряда глобальных проблем, характерных для настоящего времени: экономических трудностей, экологических факторов, демографических явлений и др.
Нет необходимости повторять статистические выкладки о состоянии здоровья населения нашей страны - они неутешительны. Причин много, но некоторые следует отметить: отсутствие в общественном сознании приоритета "здоровья" и недостаток двигательной активности на каждом этапе развития человека (гиподинамия, гипокинезия).

Главными средствами в борьбе с указанными недостатками являются формирование соответствующего сознания и внедрение средств физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого человека.
Период профессионального становления молодого человека должен быть и периодом осознания им значимости здоровья для профессиональной деятельности.
Разнообразная информация по валеологии и физической культуре, овладение двигательными умениями и навыками, практическими способами контроля и оценки изменений, происходящих в организме под воздействием средств физической культуры и спорта, которые студенты получают, обучаясь в вузе, дают возможность рационально организовать свой (образ) стиль жизни, плодотворно и продолжительное время трудиться.
Валеология, как наука о здоровье, появилась в конце 70-х годов ХХстолетия, когда стало очевидным, что стремительное изменение окружающего мира, и в не лучшую сторону, поставило под угрозу соответствие человека экосистеме, а отсюда значительное увеличение факторов риска для здоровья и жизни человека.
Целью валеологии является укрепление, сохранение и восстановление здоровья, а методами достижения цели - непрерывное системное воспитание здоровья человека в семье, детских учреждениях, учебных заведениях. Большое значение валеология придает самовоспитанию и овладению каждым индивидом профилактическими знаниями и приемами.
Что необходимо и полезно знать каждому человеку, неравнодушному к своему здоровью?
Прежде всего, что понимать под термином "здоровье"?
ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) определяет "здоровье", как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Ухудшение любого из этих состояний - есть переход к болезни. Причиной такого перехода является снижение способности человека адаптироваться к изменениям социальной, производственной среды или окружающим условиям.
Изменение взаимодействия человека и его среды обитания происходит не сразу. Поэтому, человек часто находится между здоровьем и болезнью- и это называется "третьим состоянием".

Его симптомы: неврастения, потеря аппетита, головная боль, сухость кожи и т.д.
Число людей, находящихся в "третьем состоянии", огромно. К нему относятся группы людей, которые подвержены (или подвергаются) вредным химическим воздействиям (смог, химизация с/х, синтетические лекарства, вредные выбросы предприятий), люди, регулярно потребляющие алкоголь, систематически курящие.
К этой категории можно отнести и людей, переживающих определенные физиологические состояния: периоды полового созревания, климакс, старость. И, безусловно, самое большое количество людей попадает в третье состояние из-за неправильного питания (голодание, авитаминоз, несбалансированность).
Ко всем перечисленным группам необходимо добавить детей (около85-90%), которые, только родившись, уже попали в "третье состояние", имея сниженную общую неспецифическую активность, гипотомию.
Умение диагностировать, предотвращать и ликвидировать (по возможности) это "третье состояние" - одна из задач валеологии.
Во многих источниках отмечают три фактора здоровья:
?сознание и здоровье,
?движение и здоровье,
?питание и здоровье.
Остановимся на первых двух.
Для сохранения здоровья, человек должен понять и принять новое отношение к своей жизни, новую философию. В России практически только начинается переориентация политики, стратегии и тактики здоровья.

Она направлена на улучшение профилактики, охрану окружающей среды, внедрение здорового образа жизни, внедрение школьной и вузовской валеологии и др.
Главная роль в повышении уровня и качества здоровья принадлежит культуре, в том числе физической культуре.
Недооценка роли культуры и образования в формировании здорового поколения существенно повлияла на снижение уровня здоровья и продолжительности жизни населения страны. Поэтому овладение идеями валеологии будущими специалистами самых разных специальностей (профессий) с установкой на долгую здоровую жизнь не только для себя, но и с установкой на пропаганду физического и психического здоровья, профилактики здоровья, профилактики болезней и саморазрушающего поведения, на овладение приемами неотложной доврачебной медицинской помощи является приоритетным направлением любой системы образования.


Культурный человек не может позволить себе аморальные поступки, а к ним относится все, что подрывает здоровье. Здоровье должно занимать первое место в иерархии потребностей человека, ибо главная причина заболевания человека в его сознании, в его психике.
Формирование установки, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни - первая задача педагогики, медицины, социологии др. дисциплин.
Будущее НТП да и сохранение цивилизации, все больше и больше будут зависеть от здоровья человека. Никакие лекарства не могут заменить сверхнакопление структурно-энергетических потенциалов, возникающих при двигательной активности. В то же время все более острой проблемой людей становится дефицит двигательной активности.

В связи с этим, занятия физическими упражнениями должны стать неотъемлемой составной частью режима дня и сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Однако, двигательная активность не отражает всей совокупности факторов всестороннего развития человека гармонически сочетающего в себе и духовные, и нравственные качества, и стремление к физическому совершенству (в том числе, и к телесной культуре).
Это является целью науки о физической культуре, физическом воспитании.
Физическая культура и валеология, хотя и различными средствами и методами, в своей главной основе направлены на оздоровление, физическое развитие и воспитание человека, о чем более подробно изложено в следующих разделах.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЯХ

Общие положения


Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях, как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сил и способности студента.
Содержание Примерной учебной программы для вузов по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие и социально-экономические дисциплины", утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель и задачи физического воспитания студента
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
?понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
?значение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
?формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
?овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
?обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
?приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержание программы


Учебная дисциплина "Физическое воспитание" включает в качестве обязательного минимума следующие разделы: теоретический, практический, контрольный:
?теоретический - формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
?практический - состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
?контрольный - определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки, материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию эклективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других.

Теоретический раздел


Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел


Учебный материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел.).

Примерная тематика занятий по курсам


Первый курс.
1.Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
2.Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.
3.Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).
4.Основы методики самомассажа.
5.Методика коррегирующей гимнастики для глаз.
6.Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности. Второй курс.
1.Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
2.Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).
3.Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).
4.Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
5.Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные занятия).
6.Методика индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств.
7.Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
Третий - Четвертый курс.
1.Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
2.Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
3.Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
4.Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Обязательными видами физических упражнений являются: отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения по развитию качеств выносливости, ловкости, силы, быстроты, гибкости, а также упражнений профессионально-прикладной физической подготовки.
В процессе профессионально-прикладного использования физической культуры решаются в основном следующие задачи:
?укрепление здоровья;
?профилактика профессиональных заболеваний;
?предупреждение травматизма;
?улучшение общего физического и эмоционального состояния человека;
?повышение работоспособности.
Современные условия производства, характеризующиеся высоким уровнем механизации, автоматизации, компьютеризации, предъявляют особые требования к физическим, психическим и интеллектуальным возможностям человека. Чем совершеннее производство, тем совершеннее должен быть и человек, управляющий этим производством.

Отсюда общая задача - как можно более эффективно подготовить человека к овладению профессиональными умениями и навыками - является сегодня одной из самых актуальных.
Как же определить, какие именно средства и методы физической культуры необходимо использовать для подготовки к конкретной трудовой деятельности (профессии, специальности)?
Конкретное содержание профессионально - прикладной подготовки определяется с помощью специальных профессиограмм.
Что отражает профессиограмма?
Прежде всего - общие сведения о профессии, затем данные об особенностях трудовой деятельности и ее условиях (рабочая поза, состав рабочих операций, темп, производственный шум, вибрация, степень физических усилий и психической напряженности); специфические профессиональные заболевания, специфические отклонения в физическом развитии, вызываемые данной специальностью.
Особенно необходима информация о приоритетных физических и психических качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии для организации профессионально-прикладной подготовки.
Сведения, получаемые при анализе профессиограмм, дают возможность достаточно направленно выбрать те или иные физические упражнения, определить их дозировку, условия применения.
Целенаправленное использование средств физической культуры для решения профессионально-прикладной физической подготовки может осуществляться в различных формах не только на занятиях по физкультуре, но и секционных занятиях, играх, соревнованиях.

Оценка освоения учебного материала программы


В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
Студенты всех учебных отделений, выполнявшие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по трем разделам учебной деятельности.
Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка.

Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим из положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Физическая культура и свобода личности


Физическая культура занимает определенное место в жизни общества, как отдельной страны, так и всего человечества.
Все понимают значимость этого явления, однако, далеко не каждый человек рассматривает физическую культуру и спорт, как обязательный компонент своего образа жизни, зачастую отводя им, лишь эпизодическую роль, продиктованную различными обстоятельствами. Почему так происходит?
На наш взгляд, на первый план выступают две причины: с одной стороны - недостаточность внутренней мотивации, которая побуждала бы искать свою индивидуальную программу двигательной активности; с другой стороны - реально существующая (неудовлетворительная) организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в стране.
Несколько слов о первой причине. Сильная мотивация обеспечивается внутренними и внешними факторами. К основному внутреннему фактору относится так называемое "стремление к опережению", заложенное в каждую биологическую систему природой.

Это рычаг развития и совершенствования организма, то что заставляет человека сомневаться, стремиться к поиску нового, необычного в разных аспектах (физическом, психическом, интеллектуальном).
Конечно, можно подавлять в себе это стремление, довольствоваться тем, что имеешь. Но важнее прислушиваться, поддерживать и развивать эту естественную потребность к самосовершенствованию, данную природой.
К внешним, субъективным факторам можно отнести моральные и материальные стимулы, стремление к определенному социальному статусу. И только на основе первого и второго, через осознание естественной потребности в двигательной активности, можно формировать глубокое убеждение в необходимости использования средств ФК и спорта не только для здоровья, но и для развития и совершенствования личности в целом.
Для решения (хотя бы частично) главной проблемы - здоровья нашего поколения - есть смысл уточнить некоторые положения, касающиеся внешних стимулов и мотивов. Очень важным для человек является формирование осознанного отношения к необходимости организации здорового образа жизни, главным составляющим которого, считают ФК и спорт.
Все связанное с ФК мы часто, не задумываясь, относим в категории проблем здоровья (Ю.В.Афанасьев). Однако, мировоззрение человека существенно меняется, изменяя его отношение ко многим областям знаний, производства, морали, эстетики и т.д.

Очевидно, немаловажное значение имеет вопрос: а как сам человек относится к своему здоровью именно в связи с ФК т.е. может ли он действовать с помощью сознания, используя присущи организму свойства и функции?
Теоретический анализ отношения современного человека к своему организму (телу) показал, что, с одной стороны, он обладает большим кругозором, достаточно высоким уровнем знаний о самом себе. Вполне логично предположить, что поведение человека должно быть направлено на сохранение и укрепление своей природной основы.

На самом деле это не так. Человек не считается со своим телом, заставляет его работать в непрерывном для него режиме, нарушает механизмы саморегуляции, которые сложились очень давно и биологически самостоятельны. То есть, человек не использует свойства и функции тела, как живого организма, для полноценного личностного развития, игнорирует природные требования и их реальное состояние. Так ведет себя, в большинстве своем, современный человек.

Чем это объяснить? Одной из главных причин является то, что большинство людей живут вне современной культуры, в том числе вне физической культуры.

Они глубоко консервативны и инертны в своих жизненных привычках и поэтому не свободны к своему физическому здоровью. В данном смысле "свобода" - это возможность активно действовать с помощью сознания соответственно сущности организма (тела), используя характерные ему свойства и функции.
Кроме того, человек относится к своей телесной природе через общество, что чрезвычайно важно всегда помнить, а условия жизни в основном заданы, т.е. общество навязывает индивиду свою шкалу ценностей, свои приоритеты. К сожалению "здоровью" принадлежит далеко не первое место.

Доказательством указанного является то, что при планировании и проведении реформ из поля зрения реформаторов выпал самый важный фактор - человек, с его потребностями, возможностями, его мотивацией.
Отношение человека к своему здоровью часто диктуется обстоятельствами. Однако обстоятельства не есть нечто предрешенное и неизменное.

Человек, обладающий волей и характером, свободен действовать вопреки складывающимся обстоятельствам; его свобода по отношению к своему здоровью, физическому состоянию тела, определяется в значительной мере его личностными качествами, его внутренним убеждением, которые могут стимулировать к оздоровительной деятельности, к достижению своего идеала.
Общение с порядочными, достойными людьми, информация о высоких нравственных поступках, их соответствующая оценка обществом (в том числе и близкими) - через кино, литературу, телевидение и другие виды искусства; конкретные живые примеры близкой и далекой истории - это та необходимая аура, которая должна окружать человека с момента его рождения до зрелого возраста.
Итак, формирование осознанной мотивации, как основного побудительного момента, необходимо в первую очередь и, в определенной степени, решаемо. И если изменение Федеральной программы трудновыполнимо, то формирование общественного мнения, изменение отношения к данному вопросу отдельных государственных и политических деятелей возможно и необходимо.
Какова историческая суть физической культуры?

Физическая культура и спорт, как общественное явление


Физическая культура и спорт, как специфическая сфера деятельности человека, обособленная от труда, возникла 40-30 тыс. лет до н.э. Сам факт зарождения и последующего развития физических упражнений в народном быту задолго до появления государственных форм физического воспитания говорит об объективной необходимости его существования.

Почему физические упражнения стали отделяться от собственно трудовой деятельности?
Во-первых, существует биологическая предпосылка - двигательная деятельность является естественной потребностью человека, которую он стремится реализовать на всех этапах своего развития.



Содержание раздела