d9e5a92d

Двигательная активность - источник жизнедеятельности

Во-вторых, сознание того, что, выполняя подготовительные физические упражнения, человек мог более успешно справляться с любой работой. А в период древней истории эффективность той или иной деятельности зависела исключительно от физической подготовленности.
В основе зарождения современных видов физкультурно-спортивной деятельности были труд, военное дело (стрельба, метание, борьба и др.), необходимость преодолевать значительные расстояния и препятствия (конный спорт, гребля, кросс, плавание и др.).
Накопленный опыт врачевания жрецов, знахарей дал толчок к становлению лечебной физкультуры, массажу.
Позже, в XIX - начале XX в., развитие техники послужило стимулом для появления таких видов спорта, как велосипедный, мотоциклетный, автомобильный и др.
Таким образом, уже на начальных стадиях своего существования люди были вынуждены накапливать опыт в методах и средствах преодоления сил природы, совершенствовать производство и орудия труда.
Этот опыт было необходимо передавать подрастающему поколению. Так возникают организованные формы обучения и воспитания.

На ранних ступенях первобытного общества это воспитание было преимущественно физическим. Но физические упражнения древнего человека еще не полностью отделились от трудовой деятельности, а входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры.
Значительное наследие в древней физической культуре оставила нам Древняя Греция, в частности, практику проведения агонов (агон-состязание, турнир, праздник). Самыми значительными были агоны в Олимпии - Олимпийские игры.
Современное Олимпийское движение тесно связано с древними агонами. Сама идея возрождения олимпиад, периодичность проведения олимпийских игр, их предназначение (способствовать установлению мира, укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми, выявлять их физические возможности), виды спортивных состязаний (бег на различные дистанции, метание копья и диска, пятиборье и др.), термины (стадион, гимнастика, олимпиада, марафонский бег, пентатлон и др.) - вот далеко не полный перечень ценностей физической культуры, дошедших до наших дней.
До середины XIX в. системы физического воспитания назывались гимнастическими. Следует, однако, заметить, что "гимнастика" в то время еще не определила четко границы своего содержания и включала в себя самые различные виды физических упражнений.

Например, в программу соревнований по гимнастике на Олимпийских играх 1900 г. были включены: прыжок в длину, комбинированный прыжок в высоту и в длину, прыжок с шестом, поднятие веса 50 кг. Лишь к началу XX в. физические упражнения стали подразделяться на гимнастику, спорт, игры и туризм.

На Олимпийских играх 1924 г. гимнастика уже включала в себя чисто гимнастические (ссовременных позиций) виды упражнений.
В конце XIX - начале XX в. в России наиболее распространенным термином, обозначающим физическое воспитание, был "телесное воспитание", тем самым подчеркивалось, что роль физического воспитания сводится к развитию форм тела человека.
В самом начале XX в. основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт (1837-1909) вводит понятие "физическое образование", обращая внимание на наличие тесной связи между умственным и физическим развитием человека, т.к. занятия физическими упражнениями требуют знаний в области анатомии, физиологии, гигиены, медицины и т.п.
В настоящее время программы по физическому воспитанию многих развитых стран пополнились специальным теоретическим разделом, направленным на овладение основами знаний по физической культуре, что должно способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, укреплению здоровья, повышению работоспособности и профилактике заболеваний.
Физическая культура и спорт входят в структуру современного общества на международном, региональном и национальном уровнях.
На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений, достаточно назвать некоторые из них: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры); Международный совет физического воспитания и спорта; Международный Олимпийский комитет (МОК); Международные федерации видов спорта и др.
На региональном уровне (Европа, Америка, Азия, Африка и др.) можно назвать Ассоциацию национальных олимпийских комитетов Европы; Панамериканская спортивная организация; Высший совет спорта Африки; Федерация Азиатских игр; федерации по видам спорта и др.
На национальном уровне, например, в России - это Российский Олимпийский комитет, федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта.


Чем же объяснить такой всеобъемлющий характер физической культуры и спорта? Дело в том, что в систему общечеловеческих культурных ценностей входит высокий уровень здоровья и физической подготовленности людей, во многом определяющих возможности освоения всех остальных ценностей.

Они служат как бы основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен. А физическая культура и спорт при правильном их использовании служат важнейшим, если не единственным, условием для укрепления здоровья людей и достижения ими физического совершенства.
Если понятие "культура" отражает уровень развития общества и человека, совокупность материальных и духовных ценностей, все то, что накоплено человечеством, то "физическая культура" - часть общей культуры общества и личности, социальная деятельность, направленная на укрепление здоровья и физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и всего того, что необходимо для этой деятельности, а также ее результата.
"Спорт" входит составной частью в "физическую культуру", для него характерны наиболее действенные средства и методы воздействия на физическую и духовную сферу человека. В собственном значении "спорт" - исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а продуктом этой деятельности являются победители соревнования, спортивные результаты.
С понятием "спорт" тесно связано понятие "спортивная подготовка" - это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальное проявление возможностей спортсмена в момент главных соревнований. Огромная популярность спорта и его роль в обществе объясняются многообразием функций, которые ему присущи: кроме соревновательной (основной) - это воспитательная, оздоровительная, познавательная, интегративная, зрелищная, экономическая.
Спорт многообразен. В нем выделяют "спорт высших достижений" (элитный спорт), "массовый спорт" (спорт для всех), "профессиональный спорт"; детско-юношеский спорт, связанный со спортом высших достижений (спортивные резервы) и с массовым спортом (при решении задач физического воспитания детей и молодежи).
Основными показателями состояния физической культуры и спорта в обществе служат: уровень здоровья, физического развития и подготовленности людей; степень использования физической культуры и спорта в сфере образования и воспитания, на производстве, в быту, в формировании здорового образа жизни; спортивные достижения на международном уровне; материально-техническое и научно-методическое обеспечение.
Когда мы говорим о физической культуре, то речь идет о всех людях: от самых маленьких до пенсионеров, сильных и слабых, совершенно здоровых и больных или перенесших болезни (лечебная физкультура), инвалидах и детях с отклонениями в физическом и умственном развитии. Когда речь идет о спорте, то надо иметь в виду, что массовый спорт имеет те же цели, что и физическая культура.

Спорт высших достижений и профессиональный спорт предъявляют более высокие требования к занимающимся, т.к. они связаны с предельными физическими и психическими напряжениями и поэтому доступны людям, обладающим необходимыми данными.

Двигательная активность - источник жизнедеятельностиорганизма человека


Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности. На всех этапах эволюции человека формирование всех его органов и систем происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, отсюда закономерна и неоспорима связь двигательной активности с состоянием здоровья человека: физического и духовного.
Необходимо подчеркнуть особую значимость воздействия физической культуры на организм женщины, будущей матери. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала не только самой женщины, но и фактора, тормозящего развитие будущего ребенка. По данным доктора медицинских наук И.А. Аршевского, народившемуся ребенку с первых месяцев его существования необходимо обеспечивать определенную двигательную активность, и это - задача матери.

Получая меньше кислорода и питательных веществ (до определенного предела), народившийся ребенок реагирует на это сокращением мышц. Если же будущая мать переедает и мало двигается, у нее возникает избыток слабо расходуемых и постоянно накапливаемых питательных веществ.

В таких условиях ребенок лишается стимулов к двигательной активности, мышцы включаются реже, рост тормозится, развитие идет медленнее.
Не менее важно и умелое воспитание родившегося ребенка в семье. Обеспечение ему двигательной свободы, нормальных температурных условий, систематические водные процедуры дают возможность к проявлению самых неожиданных, на первый взгляд, результатов.
Здоровье человека можно определить как состояние полного физиологического, психического и социального благополучия. Состояние здоровья населения зависит от ряда факторов:
?успехи медицины и врачебной деятельности - 8%
?генетическая информация - 20%
?воздействие экологии - 22%
?образ жизни - 50%
Итак, главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья человека состоит в систематической активности в течение всей жизни, а не медицина, которая, как сказал академик Н.М. Амосов: "...чудесно лечит много болезней, но не способна сделать человека здоровым".

Чтобы стать здоровым, необходимо приложить собственные усилия, постоянные и значительные, которые нечем заменить.
В конечном счете, физическая активность должна стать необходимой составной частью образа жизни каждого человека, что очень важно сейчас, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
В процессе физической активности организм при выполнении движений "включается" весь как живая система - от клетки до коры головного мозга, при этом развертываются физиологические и биохимические процессы обеспечения энергетики движения. Это открывает широкие возможности для влияния на решение воспитательно-образовательных задач.
Важно отметить, что объем двигательной активности индивидуален и зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня физического развития и подготовленности, образа жизни, условий труда и быта, географических и климатических условий, наследственных признаков. Для каждого человека определяют диапазон уровня двигательной активности, необходимого для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья: минимальный, максимальный и оптимальный.

Минимальный - определяет границу, ниже которой воздействие двигательной активности не дает заметного положительного эффекта; максимальный - определяет границу, выход за пределы которой, может быть связан с чрезмерными нагрузками и отрицательными последствиями (переутомление, перетренировка). Оптимальный уровень наиболее приемлем: при нем достигается самый высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма.

При определении объема двигательной активности учитываются два момента: то, что выполняется в процессе профессиональной деятельности и то, что используется специально.

Цель и задачи системы физического воспитания


Наряду с понятиями "физическая культура" и "спорт" существует понятие "физическое воспитание". Это часть физической культуры, организованный процесс направленного использования накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека, содействие гармоничному развитию личности. Для осуществления этого процесса в обществе создаются необходимые условия: подготовленные специалисты, учреждения, материально-техническое оснащение и т.д.

Физическое воспитание обязательно фактически во всех учебных заведениях, по сути своей это процесс педагогический.
Термин "физическое" отражает воздействие на физическую сферу человека при помощи нервно-мышечного аппарата. Термин "воспитание" свидетельствует о том, что через физическую сферу можно воздействовать на умственное развитие, нравственные и волевые качества.
Специфическую сущность физического воспитания составляют два момента: первый - обучение двигательным действиям, второй - развитие физических качеств, а в итоге - формирование у человека системы двигательных навыков на высоком уровне развития физических качеств и умение максимально использовать это в сложных условиях двигательной деятельности.
В настоящее время сложилось представление о "системе физического воспитания", как комплексе мероприятий по обеспечению физического совершенствования всех слоев населения нашей страны.
Цель системы физического воспитания заключается в физическом совершенствовании и содействии гармоничному развитию личности людей, способных успешно осваивать и выполнять социально значимые виды деятельности и активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе. Цель конкретизируется в группах задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
В группе оздоровительных задач выделяют три основные: формирование морфофункциональных структур организма человека; обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В общеобразовательных задачах выделяют следующие: формирование специальных знаний в области физической культуры и спорта ("физкультурных знаний"); формирование двигательных умений и навыков успешно использовать их в сложных условиях двигательной деятельности; формирование гигиенических знаний и навыков при занятиях физическими упражнениями в быту.
Содержание работы в рамках учебного расписания вуза определено комплексной программой по физической культуре (стр. 6 - 11).
В группу воспитательных задач входят: формирование нравственных черт личности, волевых качеств; воспитание интеллектуальных качеств, познавательной активности; воспитание эстетических представлений на основе двигательной деятельности.
Решение воспитательных задач осуществляется в тесной связи с образовательными в процессе учебной деятельности, главным образом, в обязательных урочных формах, в процессе спортивных занятий и соревнований. Следует помнить, что воспитательный эффект зависит от личности преподавателя физической культуры, тренера, его профессионального уровня; сами по себе физические упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут, при забвении этого неизбежен отрицательный результат, особенно в области спорта.
Разделение задач на оздоровительные, образовательные, воспитательные довольно условно, т.к. в общем процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учетом целевых установок.

Средства и основные направленияфизического воспитания населения


Для решения задач применяются многообразные средства. Первую группу средств составляют физические упражнения. Это основные средства, так как без них физическая активность, особенно направленное воздействие на физический потенциал человека, невозможна.

Физическим упражнением становятся двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.
Вторую группу средств составляют гигиенические факторы. Это соблюдение социальных норм и требований в личной и общественной жизни.

Главным здесь будет режим труда и отдыха, рациональное питание, должное гигиеническое состояние мест занятий физическими упражнениями и проведения соревнований.
Третью группу средств составляют оздоровительные силы природы, где выделяются сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (на открытом воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата, морского и др.), а также специальные процедуры (сеансы закаливания, воздушные, солнечные, водные ванны) - это относительно самостоятельные средства оздоровления, (при определенной их дозировке).
Все категории средств применяются во взаимосвязи, комплексно.
Реализация перечисленных задач в обществе осуществляется по разным направлениям.
Одни из самых представительных и наиболее важных для физического развития населения страны - это государственные формы организации физического воспитания: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, ПТУ, СПТУ, техникумы, вузы, армия, флот.
Обязательность физического воспитания в этих учреждениях - это забота любого государства о здоровье своего общества, его будущего.
Общественно-самостоятельные формы физического воспитания призваны предоставить возможность любому человеку повышать свой уровень здоровья и физического развития (в том числе и спортивной подготовленности). Это система различных обществ и объединений, клубов, оздоровительных центров, профилакториев и т.д.
В связи с признанием сегодня в нашей стране статуса "спортсмена-нелюбителя" возникли некоторые структуры частнопредпринимательского характера, когда различные коммерческие организации финансируют подготовку и выступление спортсменов, команд, клубов. Специфической формой является организация и финансирование коммерческих турниров, как российских, так и международных.

Воздействие физической нагрузкина активизацию функций организма


Человек, занимающийся любой деятельностью, испытывает определенные нагрузки (степень воздействия на организм, приводящая к изменениям его функциональных возможностей) на: нервную систему, психические процессы (особенно эмоциональные и волевые), физические кондиции (связочно-мышечный аппарат).
Любые нагрузки вызывают ответные реакции организма. Характерная черта воздействия нагрузки на организм отражается в эффективности и продолжительности общей и специфической работоспособности.
Работоспособность - это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Но заданный уровень эффективности рано или поздно снижается вследствие утомления.

Таким образом, утомление - это временное снижение работоспособности. Оно проявляется:
?на поведенческом уровне (снижается скорость движения, точность);
?на физиологическом уровне (затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность в динамике нервных процессов);
?на психическом уровне (нарушается внимание, память, сдвиги в эмоциях и т.д.).
В результате происходит истощение внутренних ресурсов и рассогласование систем, обеспечивающих деятельность. Такое состояние наступает постепенно и может быть зафиксировано в изменении самочувствия (ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния); появляется дискомфорт.

Это субъективные ощущения, которые приводят к усталости. Усталость определяют как комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию утомления. Есть и понятие "парадоксальная усталость" (т.е. не связанная с утомлением). Бывает и наоборот - объективные признаки утомления есть, а усталости человек не ощущает.

Таким образом, два понятия - работоспособность и утомление - характерны для любой деятельности. Процесс работоспособности имеет фазовый характер. Выделяют три основных фазы:
?врабатываемость,
?устойчивое состояние,
?снижение работоспособности.
Утомление имеет свои особенности, выделяют:
?умственное,
?эмоциональное,
?сенсорное,
?физическое.
Различают общее и локальное утомление.
По мере нарастания утомления необходим перерыв, чтобы не наступило переутомление (это, практически, "срыв", глубокие изменения, которые требуют уже врачебного вмешательства). Перерыв в работе (или отдых) необходимы для восстановления организма. Процесс восстановления характеризуется тремя уровнями:
?неполное восстановление,
?полное восстановление,
?сверхвосстановление или суперкомпенсация.
В зависимости от глубины утомления применяются различные средства и методы восстановления:
?релаксация (уменьшение напряжения, расслабление) произвольная и непроизвольная,
?физиотерапевтические процедуры,
?фармакологические средства,
?массаж,
?рекреация (оптимизация текущего состояния организма),
?психорегулирующие средства (например, аутогенная тренировка),
?упражнения в переключениях ("активный отдых"),
?реабилитация.
Выполнение физической нагрузки, увеличивая кровообращение, приводит к укреплению сердечной мышцы и возрастанию ударного и минутного объема сердца. Увеличивается емкость легких и легочная вентиляция. В результате повышаются функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь приводит к росту работоспособности. Повышение работоспособности скелетных мышц и сердечной мышцы сопровождается увеличением функциональных возможностей аппарата крово- и лимфообращения в мышцах, во всех его звеньях: артериях, артериолах, капиллярах, венуолах, венах и лимфатических сосудах.

Увеличивается количество функционирующих капилляров на единицу мышечной массы. Повышение функциональных резервов сосудистого аппарата сердечной мышцы способствует профилактике ишемической болезни сердца (ишемия - недостаточность кровоснабжения) с ее грозным осложнением - инфарктом миокарда.
Улучшение функционального состояния артериол, влияющих на артериальное давление, способствует профилактике гипертонической болезни- одной из наиболее тяжелых и распространенных болезней.
Физическая тренировка также создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение. Стимулируются подкорковые образования, которые повышают работоспособность коры головного мозга, увеличивая продуктивность умственной работы. Отмечено положительное влияние систематических занятий физическими упражнениями и на качества характера: целеустремленность, выдержку, дисциплинированность, инициативность и др.

Физические упражнения оказывают влияние на обмен веществ- снижают содержание холестерина в крови и тем самым возможность его отложения на внутренние стенки артерий (атеросклероз), повышают утилизацию глюкозы, в результате чего снижается потребность в инсулине, а это способствует профилактике тяжелых заболеваний - диабета, ожирения.
Увеличение энергетических затрат, обусловленное физической нагрузкой, уменьшает образование жировой массы тела. Ожирение способствует развитию атеросклероза, гипертонической болезни, рака, ускоряет процесс старения.
Физические упражнения благоприятно влияют и на иммунную систему, осуществляющую защиту организма от инфекционных и многих других заболеваний, особенно при занятиях на свежем воздухе, когда действие физических упражнений сочетается с закаливанием.
Таким образом, физические упражнения через различные механизмы (повышение коронарного резерва, понижение холестерина в крови, нормализацию массы тела и артериального давления) снижают риск - факторы в развитии ишемической болезни сердца, занимающей первую позицию по смертности и инвалидизации населения. Физические упражнения оказывают оздоровительное воздействие на организм человека только при соблюдении определенных условий их выполнения:
?доза (величина) воздействия физических упражнений на организм должна находиться в определенных пределах, верхний уровень, которого не должен превышать индивидуальных возможностей организма, связанных с полом, возрастом, физической подготовленностью, состоянием здоровья (не нанести вреда), а нижний предел определяется достаточностью дозы для получения положительного суммарного (кумулятивного) эффекта от многократных занятий;



Содержание раздела