d9e5a92d

Здоровье - Рукопашный Бой

Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.
Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека.

Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых звериных стилей, характерных для всех направлений Ушу.
Первый из дошедших до нас трактатов Ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он Игры пяти зверей. Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: У меня есть своя система упражнений... В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы.

Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения.
Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте Высшей чистоты. В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии ци по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; диетологии.
Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.
Почему же уданский стиль Ушу называют мягким? Все его школы (Тай-цзи цюань, Багуа цюань, Синь-И цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром.

А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии. [Первые принципы Айкидо]
Основные принципы всех мягких стилей уданского направления сводятся к следующему.
?Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга дижений.
?Плавность и округлость движений.
?Своевременное расслабление, позволяющее двигаться, будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже. Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
?Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль над дыханием, разумом и волей - внутреннее.
?Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока.

Корень сокровенной пружины произрастает из сердца - такая фраза неоднократно встречается в уданском Ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.
Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием тао. В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, перед тем как исчезнуть, передала их людям как путь физического и духовного совершенствования. [Хараппа ?]
Для тао всех школ характерны чередование мягкости и жесткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии. Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей.

Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.
Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует магическим числам. Все тао различных школ уданского Ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм Книги перемен. Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику.



Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.
В уданском Ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу.

Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой.

Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают... Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность... хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости.

Шаолиньское направление в Ушу

Другим крупным направлением в Ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.
В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.
Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством.

Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йога-чара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.
Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй.

О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.
Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань (чань по-китайски то же самое, что дхьяна на санскрите - медитация). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин.

Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания Ушу, упорной физической тренировки тела как вместилища духа.
От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие, в конце концов, 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится:
В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусств. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием.

Остальные посвящены владению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов... Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма.

Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.
Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое место занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века.

Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.
Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского Ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны 72 шаолиньских приема захватов и освобождений. Позднее они вошли в арсенал почти всех школ Ушу, но под разными названиями.

Вот лишь некоторые из них: Секреты шаолиньских захватов, Искусство боевых замков, 72 тайных захвата, Искусство разрыва связок и сухожилий, Коварная или дьявольская рука.
Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера Ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека.

Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру Ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве Айки-дзюцу.
Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей Тигра, Дракона, Леопарда, Змеи, Журавля.
Стиль Тигра как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле Дракона сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль Леопарда основан на умении, накапливать упругую силу, и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю Змеи присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления.

Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место. Стиль Журавля характеризуется особой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой.

При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.
Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей...
На базе шаолиньского Ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа Обезьяны синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе.

Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в Ушу. Сложной акробатикой наполнены стили Пьяницы, Катающегося по земле, Мицзун.

Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.
В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло.

Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта Ушу.
Пять больших южных школ Ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шаолиня.

Эмейское направление Ушу

Третье направление в народном Ушу - эмейское. Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань.

Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.
Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы Ушу.
К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах Ушу.
Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу Волшебная нога. Основатель одного из трех знаменитых стилей Красного кулака взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы.

Вдвоем они в 1875 году открыли школу Красного кулака. После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль.

Он ввел в Красный кулак технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу Ушу.

Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать Ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.
Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании естественности для нахождения равновесия и баланса.

Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника 8 захватов и болевых замков.
Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев.

В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.
Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в Айкидо.

Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао 72 шаолиньских захвата и освобождения.
Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.
Две другие большие и четыре малые эмейские школы либо не сохранились, или трансформировались в другие стили.

Традиционное Ушу и Спортивное Ушу

Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в прошлое понимание Ушу как Пути. Сегодня оно представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского искусства.

Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: ...является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны.

Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия.
Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное официальное Ушу и противопоставляют ему народное.
Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.
?Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]
?Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. [Для черных поясов: Ката, оружие]
?Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники (энергетика)]
Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.
Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:
?осмысленным движением и позами;
?правильным дыханием;
?особым состоянием ума.
Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.
Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата менее известны.
Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.
По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь.

Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть гунфу. Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны.

Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо - так высоко в древности ценили это умение.
В чем же конкретно заключались упражнения в работе со стихиями?
?Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке.

Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с палками, копьями и т.п.
?Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией.
?На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.
?На втором этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи ударами рук, ног и т.п.
?Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах земного грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или целиком.

Сюда же относятся проверочные упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных блоков.
?Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, концентрация, рубка, резание, сверление.

Кроме того, вырабатывалось умение преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и т.п.
?Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания.

Цель работы с этим элементом - научиться действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко выдерживать перепады температур. Сюда же относятся упражнения по разбиванию плавающих в воде досок, ледяных глыб.
Для работы со стихиями существует особая техника, известная под названием упражнение цигун (ци - энергия, гун - работа). По сути, это различные способы тренировки психики и сознания (см. статью Цигун боевой).
В древнекитайских трактатах изложены основные правила боевых единоборств Ушу. Написаны они образным, удивительно поэтичным языком, но мы ограничимся лишь краткой характеристикой этого своеобразного свода техники Ушу:

4 способа

Под этим подразумеваются следующие способы ведения боя - удары руками и ногами; броски; захваты и освобождения от захватов.

12 принципов

Согласно им движения тела, рук и ног должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел. Подниматься нужно, подобно обезьяне, а опускаться подобно сороке, стоять на одной ноге уверенно, как петух, а на двух - устойчиво, как раскидистая сосна, глубоко пустившая корни в землю и способная противостоять могучему урагану.

8 требований

Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты; глаза - быстрыми, как молнии; поясница - гибкой, как змея; стойка - прочной, стоять, словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно быть глубоким; сила - целенаправленной; мастерство - совершенным.

6 соответствий

Движение может осуществляться видимым способом и внутренним (в воображении). Основное требование к занимающимся: все тело - это одна семья.

Другими словами, за движением верхней части тела обязательно должно следовать движение его нижней части. Причем производятся они в следующем порядке:
?плечи - бедра;
?локти - колени;
?кисти - стопы.
Одновременно с внешним движением происходит внутреннее движение в соответствии со следующей схемой связи:
?сердце - мысль;
?мысль - энергия;
?энергия - сила.



Содержание раздела